Как обосновать нмцк методом сопоставимых рыночных цен
Содержание:
- Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
- Как обосновать НМЦК тарифным методом
- Другие важные правила.
- Как обосновать НМЦК затратным методом
- Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК
- Тарифный метод
- Расчет и использование референтной цены.
- Как определить НМЦК в закупках частных охранных организаций
- Источники обоснования
- Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
- Общие сведения
- Прочие рекомендации
- Значение
- Кому полезны такие закупки
- Какие документы нужны для обоснования
- Порядок разработки документации
- Что это такое?
- Методы определения
- Как рассчитывается средневзвешенная цена?
- Что такое НМЦК в госзакупках и её обоснование
Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не требуется выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельной стоимости (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Документальное обоснование цены договора предоставляется вместе с планом-графиком.
Чтобы рассчитать НМЦК при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:
- Выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или продукцию, которая заменяет предмет закупки.
- Исследовать конъюнктуру рынка и получить ценовую информацию.
- Указать однородность таких цен.
- Определить НМЦК по формуле.
Далее разберем подробно, как обосновать НМЦК, используя анализ рынка.
Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров необходимо проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.
Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик воспользуйтесь Методическими рекомендациями, утвержденными .
ВАЖНО!
Для расчета НМЦК и ЦК, заключаемого с единственным поставщиком, заказчики используют рекомендации и формы из приказа Минэкономразвития № 567. Но Минфин планирует обновить действующий порядок и принять новый
обновлений уже готов: сейчас документ проходит стадию общественного обсуждения.
Если после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 Федеральной контрактной системы.
Находим информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о рыночной стоимости товаров, работ и услуг заказчик вправе действовать следующим образом:
- Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
- Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 Методических рекомендаций № 567).
- Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.
При необходимости организация-заказчик использует несколько инструментов поиска ценовых показателей одновременно.
После получения информации о стоимости заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных ценовых показателей по формуле (п. 3.20 МР № 567):
где:
- — средняя величина цены;
- σ — среднеквадратическое отклонение.
Если расчетное значение коэффициента вариации находится в пределах 33%, то такие ценовые предложения считаются однородными.
Так выглядит пример определения начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ методом анализа рынка:
Как обосновать НМЦК тарифным методом
Расчет стоимости контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:
- услуги водоснабжения и водоотведения ();
- теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 );
- предоставление электроэнергии (п. 3, 4 ст. 23.1 );
- электросвязь, почтовая связь ().
Для расчета НМЦК тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель. Все актуальные тарифы представлены на официальных сайтах поставщиков или у местных регулирующих организаций.
Другие важные правила.
-
При установлении цены единицы лекарственного препарата, начальной цены единицы лекарственного препарата не учитываются значения:
-
цены лекарственного препарата, отсутствующего в обращении на основании сведений, размещенных на сайте Росздравнадзора;
-
референтной цены для закупок у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ путем запроса предложений и запроса предложений в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ.
-
Оптовые надбавки могут применяться при расчете НМЦК на препараты, начальных цен единиц лекарственных препаратов, которые включены в перечень ЖНВЛП в случаях, установленных п. 10 Порядка. При этом размер оптовой надбавки для лекарственных препаратов из разных ценовых сегментов определяется по наименьшему предельному размеру оптовой надбавки.
-
В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки при проведении каждой следующей закупки заказчик устанавливает минимальное значение НМЦК, следующее после НМЦК на препараты, по которой не подано заявок на участие в закупке. Если эти действия так и не привели к заключению контракта, при осуществлении следующей закупки в качестве цены единицы лекарственного препарата, начальной цены лекарственного препарата заказчик применяет максимальное значение цены лекарственного препарата по данным государственного реестра.
* * *
Подведем итог. Ранее действовавший аналогичный порядок определения НМЦК лекарственных препаратов, который был утвержден Приказом Минздрава РФ от 26.10.2017 № 871н, утратил силу. Вместе с тем новый порядок практически не отличается от предыдущего. Есть небольшие нововведения: так, при расчете методом сопоставимых рыночных цены обязательно подавать запросы о предоставлении информации и дополнительно использовать общедоступную ценовую информацию.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 № 555).
Как обосновать НМЦК затратным методом
При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, которые поставляет лишь считанное количество исполнителей, заказчик использует затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками.
Расчет осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик вправе обратиться напрямую к поставщику. К такому расчету прилагаются обоснования предлагаемой цены контракта и разъяснения о невозможности применения иных способов.
Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК
Не все начальные (максимальные) цены обосновываются вышеуказанными пятью методами расчета. Для некоторых заказов используют иные виды обоснования начальной максимальной цены ФЗ 44, которые зависят от отраслевых особенностей закупки. Вот основные нормативы:
- Градостроительная сфера. Стоимость строительных работ определяется по приказу Минстроя № 841/пр от 23.12.2019.
- Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены на ГОЗ рассчитываются посредством государственного регулирования по .
- Энергосервисные контракты (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет осуществляется в соответствии с .
- Отдельные виды медицинского оборудования , лекарственные препараты для медицинского использования (), медицинские изделия (приказ Минздрава № 450н от 15.07.2020).
- Стандартное жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, .
- Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 , приказ Минтранса № 158 от 30.05.2019).
- Заключение контрактов в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, пп. «в» п. 1 ПП РФ № 1166 от 12.11.2016).
- Работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта, включенные в один лот по ч. 16.1 ст. 34 ФКС. НМЦК рассчитывают по методам из ст. 22 44-ФЗ и получают аудиторское заключение обоснования предполагаемой стоимости капитального строительства (ПП РФ № 563 от 12.05.2017). Для контрактов, предметом которых является и подготовка проектной документации, инженерных изысканий и выполнение строительных работ (ч. 56 ст. 112), цену определяют по .
- Охранные услуги. НМЦК рассчитывают по .
Тарифный метод
Существуют разные методы определения НМЦК. Законом установлено, что заказчик может применять один из следующих методов:
- сопоставление рыночных цен;
- тарифный;
- нормативный;
- проектно-сметный;
- затратный.
Тарифный метод применяется в случаях, когда цены ТРУ подлежат регулированию со стороны государства. Также они могут определяться правовыми муниципальными актами. По 44-ФЗ НМЦК устанавливается по регулируемым тарифам. Их оговаривают в Постановлении правительства РФ № 239 от 07.03.95.
Этот метод не применяется, если цена закупок проводится по стоимости ниже, чем установлено в законодательном акте. Для этого ее сверяют с Методическими рекомендациями (пункт 5.1).
При использовании тарифной методики применяют предельные ставки цены. Их утверждают на определенный период на законодательном уровне. Тарифный метод применяется в случае закупки услуг:
- теплоснабжение;
- водоснабжение, водоотведение;
- электроэнергия;
- общедоступная электрическая или почтовая связь;
- подсоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.
В ходе проведения расчетов цены применяют простую формулу:
НМЦК = КТ * ДТ, где: ДТ – действующий тариф, установленный на определенный промежуток времени, КТ – количество товара, который требуется закупить для организации.
Договор может быть заключен в этом случае только на период действия установленного тарифа. Если он поменяется, организовывается закупка снова. Поэтому объем закупки также определяется по определенной методике.
Чтобы применить представленную методику расчета, государственное учреждение, например, школа, объявляет открытый тендер. Организация нуждается в поставке тепловой энергии в виде горячей воды. Для этого из официальных источников получают информацию о действующих тарифах. За 1 Гкал тепловой энергии на момент объявления тендера нужно заплатить 2880,79 руб. При этом в эту цену не включен НДС.
В соответствии с рекомендованными нормами потребления тепловой энергии общеобразовательное учреждение планирует приобрести 731,9 Гкал. Договор в этом случае планируется заключить на сумму:
2880,79 * 731,9 = 2487 971,24 руб.
Контракт может быть заключен только на период действия указанного тарифа. Если он изменится, прежний договор аннулируется. Закупку при помощи открытого тендера потребуется выполнить снова
Поэтому крайне важно определять объем закупки правильно. Для этого также разработана соответствующая методика
Расчет и использование референтной цены.
Референтные цены рассчитываются автоматически с учетом объемов закупки лекарств посредством использования ресурсов ЕГИСЗ по состоянию на 1 мая и 1 ноября (раньше на 1-е число первого месяца каждого квартала) текущего года в рамках одного наименования (международного непатентованного наименования, при отсутствии такого наименования – по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок на основании цен единиц лекарственных препаратов без НДС и оптовой надбавки.
Сведения о референтной цене предоставляются в ЕИС посредством взаимодействия между ЕГИСЗ и ЕИС. Пока в ЕИС не размещены соответствующие данные, референтная цена при расчете НМЦК не применяется.
Как определить НМЦК в закупках частных охранных организаций
Приказом №45 утвержден порядок расчета:
- НМЦК;
- начальной цены единицы приобретаемых товаров, работ, услуг;
- цены контракта с единственным исполнителем.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Расчет НМЦК для заказов охранных услуг (кроме объектов, которые не используют частную охрану) производится по формуле:
Под прямыми затратами понимается общая стоимость часа одного работника на одном посту охраны с учетом всех корректирующих коэффициентов. Прямые затраты для ЧОП формируются для:
- охраны объектов, имущества (в том числе при транспортировке), которые находятся в собственности, владении, оперативном управлении заказчика;
- обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;
Подробный порядок исчисления прямых затрат закреплен в п. 5 Приказа Росгвардии №45.
Заказчики обязаны рассчитать и цены на все дополнительные услуги отдельно. К примеру, стоимость выполнения работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, принятие мер реагирования на их сигналы, рассчитывается так:
Стоимость оказания услуг по охране жизни и здоровья граждан определяется по формуле:
Для получения актуальных сведений о ценах заказчик направляет запросы о предоставлении ценовой информации минимум трем исполнителям, которые оказывают услуги в сфере охраны. Кроме того, организация-заказчик вправе разместить запрос цен в ЕИС. В таком запросе содержится:
- описание объекта закупки с единицами измерений, объемами услуг, адресами работы;
- основные условия исполнения контракта;
- сроки предоставления информации о цене;
- сведения о том, что сбор ценовой информации не влечет обязательств для заказчика;
- разъяснения, что в ответе требуется однозначно указать цену услуги.
После получения ценовой информации рассчитывается стоимость — как среднее арифметическое от цен, направленных исполнителями. Однородность ценовых показателей определяется при помощи коэффициента вариации.
Если коэффициент вариации превышает 15%, то совокупность ценовых единиц неоднородна. В таком случае следует собрать дополнительные сведения для расчета стоимости охранных услуг.
Источники обоснования
- Информация о цене продукции, опубликованная в уже подписанных контрактах.
- Сведения о стоимости, которые получают из каталогов, рекламных проспектов, описаний или прочих предложений. Они находятся в свободном доступе. Такой информацией может воспользоваться неопределенный круг лиц.
- Информация о котировках, представленная на отечественной или зарубежной бирже, электронных площадках.
- Сведения из государственной статистической отчетности о ценах ТРУ.
- Официальные данные, представленные в официальных источниках уполномоченных органов.
- Информация о стоимости товара для закупки на рынке, определенная законодательно.
- Данные, представленные профессиональными частными агентствами, открытые для свободного исследования.
- Прочие источники достоверной информации.
Не рекомендуется применять для расчета начальной стоимости контракта информацию ценового характера, которая была представлена в следующих источниках:
- Данные, представленные лицами, информация о которых включена в список недобросовестных подрядчиков или исполнителей.
- Сведения из анонимных или непроверенных источников.
- Информация, которая содержится в документах заказчика после направления запроса несоответствующей формы. Также это могут быть документы, содержание которых не соответствует установленным нормам.
- Источники, в которых не содержатся расчеты стоимости требуемых для закупки работ, товаров или услуг.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
Чтобы определить НМЦК, следует её сформировать на расчётной основе.
Посредством этого способа на основе данных о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, которые предлагается закупать, или заменяющих их однородных закупочных объектов назначается стартовый размер стоимости контракта. С этой целью по итогам рыночного анализа необходимо:
- Найти имеющиеся на действующем рынке субъекты закупок, которые корреспондируются с их описанием, осуществлённым согласно условиям ст. 33 44-ФЗ.
- Распределить выделенные закупочные объекты по категориям идентичности или однородности. При этом под идентичностью понимаются одинаковые характеристики, присущие каким-либо товарам, работам, услугам, а под однородностью подразумеваются качества закупочных объектов, которые не обладают идентичностью, но располагают похожими характеристиками и состоят из схожих компонентов, позволяющими их взаимно заменять.
Для приобретении сведений о действующих на рынке ценах на товары, работы, услуги полезно:
- запросить ценовую информацию минимум у 5 поставщиков, подрядчиков, исполнителей , которые располагают опытом поставок аналогичных закупочных объектов;
- запросить информацию о стоимостных показателях в госзакупочной сфере ЕИС;
- произвести поиск информации о стоимостном уровне в контрактном реестре заказчиков;
- собрать и проанализировать общедоступную ценовую информацию.
Вместе с этим не следует в процессе расчёта НМЦК использовать информацию о ценах, если она:
- предоставлена лицами, фигурирующими в реестре недобросовестных субъектов закупок;
- получена из анонимных источников;
- содержится в документации, которую заказчик получил по своим запросам и которая не отвечает требованиям, заявленным заказчиком в отношении подобной документации.
При данном методе используется такая формула:
в которой:
- НМЦКрын — НМЦК, которая определяется методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- v — количество (объём) закупаемого товара, работы, услуги;
- n — количество значений, используемых в расчёте;
- i — номер источника ценовой информации;
- Цi — цена единицы закупочного объекта, которая представлена в источнике с номером i и скорректирована с учётом индексов, применяемых для перерасчёта цен товаров, работ, услуг, учитывая различия в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Общие сведения
Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) представляет собой ценовой потолок, указываемый в закупочной документации в процессе выбора субъекта закупки на конкурентных принципах.
Определение этого показателя имеет своей целью бережную трату средств бюджета в процессе госзакупок. Его размер способен оказывать влияние на выбор способа определения поставщиков и на скорость публикации в ЕИС сообщения о планируемой закупке.
Методические рекомендации содержат в себе формулы расчётов начальной стоимости и конкретные примеры их применения. Если в ходе проведения закупок стоимость изменяется, это обязательно отражается в плане-графике. Также в документах называется метод определения стоимости заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем контракта для удовлетворения государственных или муниципальных потребностей.
Процессы назначения НМЦК регулируются ст. 22 44-ФЗ и
Особенного подхода требует закупочный процесс в рамках гособоронозаказа, назначение НМЦК при которых регламентируется положениями Если касательно некоторых видов закупочных объектов устанавливает конкретный список источников информации, посредством которых может быть определена НМЦК, данный перечень должен быть использован по назначению.
Прочие рекомендации
Ч. 16 ст. 34 44-ФЗ устанавливает случаи, которые вместе со случаями, указанными в правительственных документах, могут служить критериями для заказчика, оценивающего заявки участников закупок с позиции стоимости жизненного цикла товаров или возведённых в процессе выполнения строительных работ объектов.
Кроме того, можно использовать информацию, содержащуюся в:
- каталогах, описаниях товаров, рекламной продукции;
- биржевых котировках;
- государственной статотчётности;
- официальных источниках информации госорганов и муниципальных образований;
- информационно-ценовых агентствах;
- общедоступных данных анализа рынка.
Являясь краеугольным камнем в закупочной деятельности, начальная (минимальная) цена контракта может как стимулировать процесс закупок, экономя при этом бюджетные средства, так и полностью его приостановить при грубых ошибках в её определении. Однако при всей сложности данного процесса точное следование методическим рекомендациям гарантирует конечных успех госзакупок.
Значение
С 01.07.2020 начальная цена влияет на обязанность согласовывать в ФАС заключение контракта с единственным поставщиком.
Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры. Например, для электронных аукционов с начальной стоимостью более 300 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 300 млн рублей — не менее 7 дней. А в закупках строительных работ с НМЦК до 2 млрд срок приема предложений 7 дней, а если больше, то 15 суток.
С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, при стоимости закупки меньше 300 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не превышает 1 рабочий день.
ВАЖНО!
Определение предельной стоимости закупки — важный этап участия. Исходя из сведений, предоставленных в плане-графике и документации о закупке, делают выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере.
Кому полезны такие закупки
Тендеры без конкретной НМЦК проводят крупные организации, которые объединяют потребности в единую покупку, чтобы ежемесячно не покупать сходные товары или услуги. Подобные закупки с неопределенным объемом ТРУ оптимизируют расходы. Наибольшую эффективность консолидация расходов принесёт:
- Промышленным предприятиям по направлениям:
- сырьё;
- запасные части;
- расходные материалы;
- транспортные услуги.
- Организациям в сфере транспортировки пассажиров и багажа по направлениям:
- запчасти;
- топливо.
3. Медучреждениям по направлениям:
- лекарства;
- расходные материалы.
Главный минус таких заказов: отсутствие возможности планировать точную сумму расходной части бюджета. Злоупотреблять такими закупками без особой необходимости не рекомендуется.
ВАЖНО!
Какие документы нужны для обоснования
Обоснование НМЦК проектно-сметным методом предполагает последовательное издание пакета документов, состоящего из:
- дефектной ведомости. Базовый документ, фиксирующий потребность заказчика в проведении определенного перечня работ и их состав. Дефектная ведомость лежит в основе расчетов;
- локальных сметных расчетов или просто смет. Локальная смета — это частный пример обоснования НМЦК при проектно-сметном методе и первичный документ, устанавливающий стоимость отдельного участка работ. Часто строительство или реконструкция больших объектов требует проведения множества различных видов работ, строительства отдельных участков, выполнения отдельных этапов. На каждую отдельную часть составляется локальная смета;
- проектно-сметной документации. Это весь объем сметной и проектной документации, которая имеет отношение к конкретному проекту. В документацию включаются все составленные по отдельности локальные сметы, необходимые планы, чертежи, схемы. Пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ с 01.07.2019 введено правило о том, что если заказчик проводит тендер, НМЦК которого обоснована проектно-сметной документацией, такая документация одновременно выполняет функцию описания предмета закупки. Отдельно описывать предмет, как того требует Федеральный закон № 44-ФЗ, в этих случаях не требуется;
- заключения по результатам проверки сметной стоимости. Необходимость проведения этой проверки установлена пунктом 6.2 Приказа Министерства экономического развития от 02.10.2013 № 567, где сказано, что проверке подвергнута документация, если на нужды проекта будут расходоваться бюджетные средства. Порядок и условия проверки сметной стоимости для НМЦК конкретизированы в Постановлении Правительства от 18.05.2009 № 427. Сказано, что цель проверки — установить наличие или отсутствие в сформированной цене превышения нормативных цен на строительство. Проверка НМЦК проводится отдельно от экспертизы документации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ;
- заключения государственной экспертизы. Экспертиза является обязательным этапом контроля, призванным не допустить возведение объектов, чьи свойства противоречат действующим нормам, потенциально небезопасных в эксплуатации. Ей подвергнут каждый образец обоснования проектно-сметным методом по 44-ФЗ. Правила проведения экспертизы установлены в статье 49 Градостроительного кодекса.
Порядок разработки документации
Обоснование НМЦК проектно-сметным методом предполагает составление:
- проектной документации, которая, в соответствии с Постановлением Правительства от 16.02.2008 № 87, состоит из текстовой части (сведения об объекте, описание принятых технических решений, их обоснование, ссылки на нормативные документы) и графической, отображающей принятые решения наглядно;
- сметной документации — набора локальных смет, посвященных отдельным участкам работ. Каждая смета включает в себя перечень необходимых к проведению работ. Одна строка сметы — это один вид работы, стоимость единицы этой работы, необходимый объем и конечная стоимость.
Сметы составляются на основании сборников территориальных или федеральных единичных расценок. Единичная расценка — стоимость единицы той или иной работы с учетом всех необходимых для ее выполнения затрат и важных условий.
Что это такое?
НМЦК – это предел стоимости, которую указывают в соответствующей документации о закупке (чаще всего в извещении). Это максимальная сумма, на которую заказчик имеет право заключить контракт. Участники закупки не могут предлагать большую сумму. В противном случае такой договор признается недействительным, не может быть заключен. Заявки, не соответствующие требованию законодательства, рассмотрению не подлежат.
Если поставщик всего один, контракт является неконкурентным. Его стоимость является величиной фиксированной. Цену устанавливает и обосновывает соответствующим образом заказчик услуг или товаров.
НМЦК – это величина, которая определяется в определенных ситуациях, например, при составлении плана-графика закупок, в процессе подготовки извещения или иной документации о ее проведении. В них указываются также и утвержденная НМЦК в виде результата заключения договора.
В процессе проведения закупок цена может меняться. В этом случае контракт перезаключают снова, назначая и утверждая иной график закупок.
НМЦК – это главный фактор, оказывающий влияние на определение поставщика, а также срок публикации документов о проведении закупки в ЕИС. Вся процедура регулируется Законом 44-ФЗ (ст. 22). А также Приказом об НМЦК Министерства экономического развития РФ № 567 от 02.10.13. Представленные здесь рекомендации не имеют силы нормативно-правового акта. Поэтому они не являются обязательными для исполнения заказчиком. На уровне иных соответствующих субъектов РФ могут быть разработаны дополнительные рекомендации о проведении закупок. Проверки в данном вопросе осуществляют органы государственного или внутреннего муниципального финансового контроля. Они определяют, правильно ли были установлены и обоснованы цены закупки.
Методы определения
Расчет НМЦК по 44-ФЗ является важным процессом. От правильности установления стоимости зависит не только эффективное расходование бюджетных средств организацией, но и возможность провести закупку вообще. При некорректном определении суммы могут возникнуть самые разные неразрешимые трудности.
Рассматривая начисление НМЦК на примере, стоит отметить, существует три типичные ситуации, при которых возникают проблемы.
Так, если цена контракта занижена, заказчик не может выполнить закупку в принципе. Ни один поставщик не согласится предоставить свои услуги или провести работы по заниженной стоимости. В этом случае его компания сработает в убыток, что недопустимо. По стоимости ниже рыночной могут согласиться заключить договор только недобросовестные поставщики. Такие компании могут вообще не выполнить свои обязательства или же поставляют товары или оказывают услуги низкого качества. Заказчик не сможет удовлетворить собственную потребность. Это отразится на качестве работы организации.
Если расчет НМЦК по 44-ФЗ выполнен неправильно и цена контракта окажется завышенной, средства заказчика будут расходоваться неэффективно. Зато подобное действие привлечет много поставщиков. В ходе торгов они часто снижают стоимость контракта до среднерыночного уровня. Однако надеяться на подобный исход не стоит. Если будет подана только одна заявка со стороны поставщиков, конечно же, сделка состоится на невыгодных условиях для заказчика. Стоимость не будет снижена, потому что в ходе торгов поставщик является монополистом. При отсутствии конкуренции он не снизит сумму контракта.
Только при правильном назначении НМЦК, закупщик может не только эффективно расходовать средства бюджета, но и получить качественные товары, работы или услуги (ТРУ). Взаимодействие обеих сторон договора будет организовано на выгодных условиях.
Как рассчитывается средневзвешенная цена?
В соответствии с п. 5 Порядка средневзвешенная цена определяется на основании всех заключенных заказчиком и исполненных поставщиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета НМЦК, за исключением контрактов или договоров на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации.
Минздрав предлагает использовать формулу:
Цвзв |
= |
Ц1 х k1 + … + Цn x kn |
, где: |
Σkn |
Ц – цена единицы лекарственного препарата без учета НДС и оптовой надбавки;
k – количество закупленных лекарственных препаратов в эквивалентных лекарственных формах и дозировках.
При определении средневзвешенной цены учитываются цены и количество единиц лекарственного препарата по документам о приемке товара, подписанным заказчиком в течение 12 месяцев, предшествующих расчету НМЦК на лекарственные препараты, по контрактам, исполнение по которым завершено.
При этом действуют следующие правила.
-
Не учитываются цены на лекарственные препараты, закупка которых осуществлялась у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, путем запроса предложений и запроса предложений в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1 данного закона.
-
При закупке многокомпонентных лекарственных препаратов (комбинация из двух или более активных веществ) заказчик вправе не учитывать цены соответствующих однокомпонентных лекарственных препаратов по исполненным контрактам, за исключением случая, когда контракт на поставку этих препаратов был заключен по итогам конкурентной процедуры на поставку многокомпонентных лекарственных препаратов или наборов лекарственных препаратов.
-
Заказчик вправе не учитывать цены поставленных лекарственных препаратов:
-
с остаточным сроком годности, на 20% и более отличающимся от предусмотренного заказчиком в описании объекта закупки;
-
по контрактам, по которым заказчиком взыскивались неустойки;
-
обращение которых на месяц расчета НМЦК на лекарственные препараты приостановлено в порядке предусмотренном ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Что такое НМЦК в госзакупках и её обоснование
Обычно на аукционах торги начинаются с установленной минимальной цены на продаваемый товар. При госзакупках наблюдается обратный процесс, когда в их начале заявляется цена по максимуму.
Это объясняется тем, что в ходе закупочного процесса в конкурентное состязание вступают не покупатели, а продавцы (поставщики, подрядчики, исполнители) закупочных объектов и где в роли единственного покупателя выступает государство. И ему невыгодно, чтобы партнёры по закупке заламывали неподъёмные цены.
Поэтому перед госзакупками на каждый заказываемый вид объектов закупки устанавливается потолок, выше которого поднимать их стоимость непозволительно. НМЦК фиксируется в извещениях о предстоящем проведении закупок, их документации, в первую очередь в плане-графике, приглашениях для участия в закрытых закупках.
При этом НМЦК, будучи ценовым потолком будущей закупки, берётся вовсе не с этого потолка. Её размеры базируются на положениях ст. 22 44-ФЗ, а также на Приказе Минэкономразвития России № 567.
Это свидетельствует о важности данного процесса, в котором должен соблюдаться необходимый и зачастую непростой баланс между необходимостью эффективно расходовать бюджетные средства и, с другой стороны, учитывать интересы участников закупки. При этом могут создаться следующие ситуации:
При этом могут создаться следующие ситуации:
- При занижении заказчиком НМЦК в госзакупках у поставщиков может исчезнуть стимул к участию в закупке, что грозит её непроведением. В подобной ситуации заказчику грозит опасность заключения контракта с недобросовестными партнёрами, которые, согласившись на низкую цену, в ответ поставят некачественный закупочный объект. Установление заказчиком заниженной стоимости чаще всего происходит при использовании цен, уже утративших на момент закупки свою актуальность, или без коррекции на возможную инфляцию.
- При завышении НМЦК наблюдается неэффективное использование средств бюджета. Иногда высокая цена привлекает большое число участников закупки, в результате чего их конкурентная борьба в процессе торгов сбивает цену до оптимальной. Однако чаще происходит процесс имитации бурных торгов, которая позволяет снизить цену всего лишь не более чем на 1%.
- При точном соответствии заявленной НМЦК рыночной закупка получается взаимовыгодной для участвующих в ней сторон, в результате чего средства бюджета тратятся рационально при надлежащем качестве получаемых взамен объектов закупки. Для участников закупки их выгода выражается в активном участии в торгах.
При определении НМЦК заказчик призван базироваться на принципах:
- недопущения дискриминации партнёров по закупкам;
- неограничения конкуренции;
- эффективного и целевого расходования средств бюджета;
- уменьшения издержек на заказываемые услуги.
Примерная форма обоснования НМЦК
https://www.youtube.com/watch?v=XBbwNzyJJ_g