Обоснование цены договора стало обязательным для заказчиков, работающих по закону № 223-фз

Эффекты введения тарифов

В ходе применения тарифных методов у любой страны возникают разные эффекты экономического характера. Они могут быть разного типа. Так, существуют эффекты перераспределения (передела и дохода) и потери (потребления и защиты). Их стоит рассмотреть подробнее.

Эффект дохода предполагает, что прибыль в бюджет увеличивается. Так доходы из частного перемещаются в государственный сектор.

Эффект передела заключается в перераспределении доходов от покупателей к изготовителям товаров, которые конкурируют с ввозной продукцией.

Эффект защиты подразумевает потери экономического характера государства, которые возникают из-за необходимости внутреннего производства. Оно защищено тарифом, что позволяет производить больше продукции при высоких издержках.

Эффект потребления определяется при сокращении потребления продукции из-за увеличения ее стоимости на внутреннем рынке.

Если страна большая, у нее возникает при использовании тарифов эффект условной торговли. Доход от продажи продукции иностранных производителей перераспределяется в бюджет. Это становится возможным при улучшении условий торговли.

Нормативный метод обоснования НМЦК

Если на закупаемые товар, работу или услугу распространяется нормирование в сфере закупок, то для обоснования НМЦК возможно использовать нормативный метод.

Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ, в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. Согласно пункту 2 части 3 статьи 19 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения)6.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» общий объем затрат, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов как получателей средств соответствующего бюджета на закупку товаров, работ и услуг в рамках исполнения соответственно федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов.

В частности, метод заключается в использовании предельных цен товара, работы, услуги, установленных приказами о нормировании, размещенными в ЕИС в сфере закупок.

Так, например, в системе МВД России предельная цена услуги по заправке картриджей для принтеров (печатающих устройств) в расчёте на 1 картридж составляет 700 рублей, в соответствии с разделом 6 главы II приложения к Распоряжение МВД России от 13.07.2018 № 1/7962 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций МВД России и подведомственных казенных учреждений в части закупок товаров, работ, услуг».

Нормативный метод возможно сочетать с методом сопоставимых рыночных цен, однако в этом случае НМЦК, определённая с помощью метода анализа рынка, не должна превышать нормативную.

Что такое НМЦК: расчёт начальной максимальной цены контракта

Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (далее – НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её.

Для расчета НМЦК и ЦК, заключаемого с единственным поставщиком, заказчики используют рекомендации и формы из приказа Минэкономразвития № 567.

Navigate blocks using the Tab key and Arrow keys. Use Left and Right Arrow keys to move between nesting levels.

При обосновании НМЦК приходится сталкиваться с тем, что цены некоторых товаров, работ или услуг подлежат государственному регулированию.

Если заявленные в закупках товары или услуги являются эксклюзивными, редкими, то заказчик может использовать иные методы расчета НМЦК, заказчик может использовать другие методы расчёта НМЦК. Причины отказа от вышеуказанных способов должны быть обоснованы. Например, если закупается товар не серийного производства, отсутствующий в продаже который необходимо изготовить по чертежам и эскизам заказчика.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Особенности, принципы начисления пошлины

Тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности могут иметь разную структуру. Если ставка едина для всех товаров, независимо от страны производства, это одноколонковые (простые) пошлины. Такие тарифы не предусматривают льгот или дискриминаций, но встречаются они довольно редко.

Чаще к разным странам применяются неодинаковые торговые режимы. Ставки обозначены отдельно для продукции разных государств. Здесь применяется несколько пошлин в одном тарифе. Может быть предусмотрено две или даже больше колонок. Такие тарифы называют сложными (многоколонковыми). Большей пошлиной обычно облагают те продукты, степень промышленной обработки которых велика.

Сложные тарифы чаще всего имеют 2 колонки. В одной из них указана самая большая (генеральная) пошлина. Она принимается за базу, если требуется рассчитать льготы или дискриминации. Во второй колонке указана меньшая ставка. Она применяется стран, которым установлен режим наибольшего благоприятствования.

В некоторых случаях применяется третья колонка. Здесь указан размер преференциальной пошлины. Он применяется для разных стран. Чаще этот тариф применяют государства с развитой рыночной экономикой по отношению к развивающимся странам.

Рассматривая методы таможенно-тарифного регулирования, стоит отметить, что пошлина может состоять из ставок, классификации товарной продукции. Такие подходы создаются специально для регулирования. С их помощью также производится учет операций деятельности в области внешней торговли.

Пошлины имеют денежное выражение. Их взимает государство, а уплата таких платежей является обязательной для ввозимых и вывозимых товаров. Политика государства в этой области регулируется законом «О таможенном тарифе».

Пошлина – это стоимостной регулятор внешнего торгового оборота. С экономической точки зрения, это разница между импортной и внутренней ценой. Если выразить ее в процентном соотношении, получится уровень пошлины.

Что это такое?

НМЦК – это предел стоимости, которую указывают в соответствующей документации о закупке (чаще всего в извещении). Это максимальная сумма, на которую заказчик имеет право заключить контракт. Участники закупки не могут предлагать большую сумму. В противном случае такой договор признается недействительным, не может быть заключен. Заявки, не соответствующие требованию законодательства, рассмотрению не подлежат.

Если поставщик всего один, контракт является неконкурентным. Его стоимость является величиной фиксированной. Цену устанавливает и обосновывает соответствующим образом заказчик услуг или товаров.

НМЦК – это величина, которая определяется в определенных ситуациях, например, при составлении плана-графика закупок, в процессе подготовки извещения или иной документации о ее проведении. В них указываются также и утвержденная НМЦК в виде результата заключения договора.

В процессе проведения закупок цена может меняться. В этом случае контракт перезаключают снова, назначая и утверждая иной график закупок.

НМЦК – это главный фактор, оказывающий влияние на определение поставщика, а также срок публикации документов о проведении закупки в ЕИС. Вся процедура регулируется Законом 44-ФЗ (ст. 22). А также Приказом об НМЦК Министерства экономического развития РФ № 567 от 02.10.13. Представленные здесь рекомендации не имеют силы нормативно-правового акта. Поэтому они не являются обязательными для исполнения заказчиком. На уровне иных соответствующих субъектов РФ могут быть разработаны дополнительные рекомендации о проведении закупок. Проверки в данном вопросе осуществляют органы государственного или внутреннего муниципального финансового контроля. Они определяют, правильно ли были установлены и обоснованы цены закупки.

Как обосновать НМЦК тарифным методом

Расчет стоимости контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:

  • услуги водоснабжения и водоотведения ();
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 );
  • предоставление электроэнергии (п. 3, 4 ст. 23.1 );
  • электросвязь, почтовая связь ().

Для расчета НМЦК тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель. Все актуальные тарифы представлены на официальных сайтах поставщиков или у местных регулирующих организаций.

Тарифный метод

Данный метод определения НМЦК эффективен в случае установления на закупаемые товары, работы или услуги регулируемых государством или муниципальными образованиями цен (тарифов).

Согласно п. 5.1 Методических рекомендаций тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров, работ, услуг, не ниже которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

Также указанными методическими рекомендациями установлено, что, при применении тарифного метода используются предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности. По мнению Минэкономразвития России, в случае если предельные цены (тарифы) на товары, работы, услуги по предмету закупки установлены правовыми актами органов местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности, заказчик вправе применить тарифный метод для определения НМЦК7.

Особой разновидностью тарифного метода является его применение при закупке лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Порядок определения НМЦК в данном случае определён Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 октября 2017 г. № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения». Особенность заключается в том, что НМЦК рассчитывается одновременно тремя способами (пункт 3 вышеуказанного приказа):

• одним из методов, предусмотренных статьёй 22 Закона № 44-ФЗ;

• средневзвешенной ценой, то есть ценой на основании всех исполненных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета;

• референтной ценой, то есть ценой, рассчитываемой автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения и передаваемой в ЕИС в сфере закупок.

После чего заказчик использует для обоснования НМЦК с минимальным значением.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Чтобы определить НМЦК, следует её сформировать на расчётной основе.

Посредством этого способа на основе данных о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, которые предлагается закупать, или заменяющих их однородных закупочных объектов назначается стартовый размер стоимости контракта. С этой целью по итогам рыночного анализа необходимо:

  1. Найти имеющиеся на действующем рынке субъекты закупок, которые корреспондируются с их описанием, осуществлённым согласно условиям ст. 33 44-ФЗ.
  2. Распределить выделенные закупочные объекты по категориям идентичности или однородности. При этом под идентичностью понимаются одинаковые характеристики, присущие каким-либо товарам, работам, услугам, а под однородностью подразумеваются качества закупочных объектов, которые не обладают идентичностью, но располагают похожими характеристиками и состоят из схожих компонентов, позволяющими их взаимно заменять.

Для приобретении сведений о действующих на рынке ценах на товары, работы, услуги полезно:

  • запросить ценовую информацию минимум у 5 поставщиков, подрядчиков, исполнителей , которые располагают опытом поставок аналогичных закупочных объектов;
  • запросить информацию о стоимостных показателях в госзакупочной сфере ЕИС;
  • произвести поиск информации о стоимостном уровне в контрактном реестре заказчиков;
  • собрать и проанализировать общедоступную ценовую информацию.

Вместе с этим не следует в процессе расчёта НМЦК использовать информацию о ценах, если она:

  • предоставлена лицами, фигурирующими в реестре недобросовестных субъектов закупок;
  • получена из анонимных источников;
  • содержится в документации, которую заказчик получил по своим запросам и которая не отвечает требованиям, заявленным заказчиком в отношении подобной документации.

При данном методе используется такая формула:

в которой:

  • НМЦКрын — НМЦК, которая определяется методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • v — количество (объём) закупаемого товара, работы, услуги;
  • n — количество значений, используемых в расчёте;
  • i — номер источника ценовой информации;
  • Цi — цена единицы закупочного объекта, которая представлена в источнике с номером i и скорректирована с учётом индексов, применяемых для перерасчёта цен товаров, работ, услуг, учитывая различия в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Как обосновать НМЦК затратным методом

При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, которые поставляет лишь считанное количество исполнителей, заказчик использует затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками.

Расчет осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик вправе обратиться напрямую к поставщику. К такому расчету прилагаются обоснования предлагаемой цены контракта и разъяснения о невозможности применения иных способов.

Другие важные правила.

  1. При установлении цены единицы лекарственного препарата, начальной цены единицы лекарственного препарата не учитываются значения:

  • цены лекарственного препарата, отсутствующего в обращении на основании сведений, размещенных на сайте Росздравнадзора;

  • референтной цены для закупок у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ путем запроса предложений и запроса предложений в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ.

  1. Оптовые надбавки могут применяться при расчете НМЦК на препараты, начальных цен единиц лекарственных препаратов, которые включены в перечень ЖНВЛП в случаях, установленных п. 10 Порядка. При этом размер оптовой надбавки для лекарственных препаратов из разных ценовых сегментов определяется по наименьшему предельному размеру оптовой надбавки.

  2. В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки при проведении каждой следующей закупки заказчик устанавливает минимальное значение НМЦК, следующее после НМЦК на препараты, по которой не подано заявок на участие в закупке. Если эти действия так и не привели к заключению контракта, при осуществлении следующей закупки в качестве цены единицы лекарственного препарата, начальной цены лекарственного препарата заказчик применяет максимальное значение цены лекарственного препарата по данным государственного реестра.

* * *

Подведем итог. Ранее действовавший аналогичный порядок определения НМЦК лекарственных препаратов, который был утвержден Приказом Минздрава РФ от 26.10.2017 № 871н, утратил силу. Вместе с тем новый порядок практически не отличается от предыдущего. Есть небольшие нововведения: так, при расчете методом сопоставимых рыночных цены обязательно подавать запросы о предоставлении информации и дополнительно использовать общедоступную ценовую информацию.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 № 555).

Где отражается обоснованиеНМЦК

ГК РФ следует, что цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, применяются только в случаях, предусмотренных законами.

ГК РФ имеются в виду федеральные законы, которые, однако, как видно из приведенной ранее нормы, могут предусматривать и установление (регулирование) цен органами государственной власти субъектов РФ и (или) органами местного самоуправления.

В сфере государственных закупок большое значение придается такому показателю, как начальная максимальная цена контракта. Заказчик не может взять эту сумму с потолка, по каждой закупке должны быть соответствующие документы с обоснованием цены контракта по 44-ФЗ.

Так, положениями части 7 статьи 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрен нормативный метод, который заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ, в случае если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. Правительство Российской Федерации оставило за собой право установления полного списка источников информации, которые могут применяться для определения НМЦК.

Как обосновать НМЦК тарифным методом: формула для расчета

Подпишитесь на рассылку, чтобы за несколько уроков узнать, как проверить нишу; подготовить все, что нужно для участия; правильно заполнить заявку и вести себя во время торгов.

Этот метод вступает в силу, когда невозможно использовать названные методы, либо нужно их дополнить. Суть метода состоит в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли. При этом учитываются обычные (прямые и косвенные) затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Сведения об обычной прибыли для определенной сферы деятельности получает заказчик путем анализа контрактов, расположенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Заказчики редко применяют этот метод, ведь, чтобы правильно рассчитать цену, они должны хорошо разбираться в специфике работы поставщика. Они должны учесть все расходы, например, на:

  • оплату работ и услуг;
  • покупку материалов;
  • транспортировку;
  • страхование.

Ответа на этот вопрос Закон 44-ФЗ и Методические рекомендации не содержат, но из совокупного анализа норм закона следует, что необходимо учитывать акты о национальном режиме (ст.14 Закона 44-ФЗ), в частности акты, устанавливающие запрет на закупку иностранных товаров (ПП РФ от 21.12.2019 № 1746, ПП РФ от 16.11.2015 № 1236 и ПП РФ от 30.04.2020 № 616).

Обоснованием НМЦК, рассчитанной с применением методов, предусмотренных ст. 22 Закона № 44-ФЗ, является сам ее расчет.

Таким образом, тарифный метод должен применяться заказчиком для определения и обоснования НМЦК в том случае, если цены (тарифы) на товары, работы, услуги установлены каким-либо нормативным правовым актом (федеральным, региональным или муниципальным).

Нормативные акты не требуют обосновывать идентичность/ однородность ТРУ. Но сведения, которые позволят заказчику определить идентичными или однородными являются ТРУ, должны быть указаны в запросе на предоставление ценовой информации, направляемом потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).
Информация о ценах ТРУ должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта — это процедура расчета и документального оформления предельной стоимости закупаемых товаров, работ или услуг. Для определения НМЦК утверждены методические рекомендации.

Финансовые методы

Торговая политика применяет финансовые методы в ходе таможенной политики. Основными подходами этого типа являются субсидирование, демпинг, а также кредитование.

Субсидирование предполагает осуществление денежных выплат. Они направлены на поддержание отечественных экспортеров. Это косвенно дискриминирует импорт. Субсидирование позволяет поддержать национальные производства. Это предпочтительная политика, которой придерживаются многие страны. Она имеет привилегии, по сравнению с тарифом на импорт и квотами.

Демпинг представляет собой крайний случай субсидирования. Эта мера позволяет продвигать товары на мировой рынок. Для этого экспортные цены снижают. Они становятся меньше, чем установленная граница для обычных продуктов в странах-импортерах.

Кредитование осуществляется на особых условиях для отечественных производителей. Они получают соответствующее финансирование, что стимулирует экспорт в определенных сферах. Ставки по кредитованию в этом случае назначают исходя из политики государства.

Если страна входит в ВТО, основой торговых отношений признан режим наивысшего благоприятствования.

Значение

С 01.07.2020 начальная цена влияет на обязанность согласовывать в ФАС заключение контракта с единственным поставщиком.

Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры. Например, для электронных аукционов с начальной стоимостью более 300 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 300 млн рублей — не менее 7 дней. А в закупках строительных работ с НМЦК до 2 млрд срок приема предложений 7 дней, а если больше, то 15 суток.

С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, при стоимости закупки меньше 300 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не превышает 1 рабочий день.

ВАЖНО!

Определение предельной стоимости закупки — важный этап участия. Исходя из сведений, предоставленных в плане-графике и документации о закупке, делают выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере.

Какие документы нужны для обоснования

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом предполагает последовательное издание пакета документов, состоящего из:

  • дефектной ведомости. Базовый документ, фиксирующий потребность заказчика в проведении определенного перечня работ и их состав. Дефектная ведомость лежит в основе расчетов;
  • локальных сметных расчетов или просто смет. Локальная смета — это частный пример обоснования НМЦК при проектно-сметном методе и первичный документ, устанавливающий стоимость отдельного участка работ. Часто строительство или реконструкция больших объектов требует проведения множества различных видов работ, строительства отдельных участков, выполнения отдельных этапов. На каждую отдельную часть составляется локальная смета;
  • проектно-сметной документации. Это весь объем сметной и проектной документации, которая имеет отношение к конкретному проекту. В документацию включаются все составленные по отдельности локальные сметы, необходимые планы, чертежи, схемы. Пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ с 01.07.2019 введено правило о том, что если заказчик проводит тендер, НМЦК которого обоснована проектно-сметной документацией, такая документация одновременно выполняет функцию описания предмета закупки. Отдельно описывать предмет, как того требует Федеральный закон № 44-ФЗ, в этих случаях не требуется;
  • заключения по результатам проверки сметной стоимости. Необходимость проведения этой проверки установлена пунктом 6.2 Приказа Министерства экономического развития от 02.10.2013 № 567, где сказано, что проверке подвергнута документация, если на нужды проекта будут расходоваться бюджетные средства. Порядок и условия проверки сметной стоимости для НМЦК конкретизированы в Постановлении Правительства от 18.05.2009 № 427. Сказано, что цель проверки — установить наличие или отсутствие в сформированной цене превышения нормативных цен на строительство. Проверка НМЦК проводится отдельно от экспертизы документации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ;
  • заключения государственной экспертизы. Экспертиза является обязательным этапом контроля, призванным не допустить возведение объектов, чьи свойства противоречат действующим нормам, потенциально небезопасных в эксплуатации. Ей подвергнут каждый образец обоснования проектно-сметным методом по 44-ФЗ. Правила проведения экспертизы установлены в статье 49 Градостроительного кодекса.

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не требуется выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельной стоимости (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Документальное обоснование цены договора предоставляется вместе с планом-графиком.

Чтобы рассчитать НМЦК при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или продукцию, которая заменяет предмет закупки.
  2. Исследовать конъюнктуру рынка и получить ценовую информацию.
  3. Указать однородность таких цен.
  4. Определить НМЦК по формуле.

Далее разберем подробно, как обосновать НМЦК, используя анализ рынка.

Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров необходимо проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.

Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик воспользуйтесь Методическими рекомендациями, утвержденными .

ВАЖНО!
Для расчета НМЦК и ЦК, заключаемого с единственным поставщиком, заказчики используют рекомендации и формы из приказа Минэкономразвития № 567. Но Минфин планирует обновить действующий порядок и принять новый

обновлений уже готов: сейчас документ проходит стадию общественного обсуждения.

Если после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 Федеральной контрактной системы.

Находим информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о рыночной стоимости товаров, работ и услуг заказчик вправе действовать следующим образом:

  1. Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
  2. Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 Методических рекомендаций № 567).
  3. Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.

При необходимости организация-заказчик использует несколько инструментов поиска ценовых показателей одновременно.

После получения информации о стоимости заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных ценовых показателей по формуле (п. 3.20 МР № 567):

где:

  • — средняя величина цены;
  • σ — среднеквадратическое отклонение.

Если расчетное значение коэффициента вариации находится в пределах 33%, то такие ценовые предложения считаются однородными.

Так выглядит пример определения начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ методом анализа рынка:

Другие разновидности

В ходе обоснования тарифного метода действия правомочных органов регулируются законодательством страны. По способам взимания пошлины подразделяются на:

  • адвалорные;
  • специфические (или специальные);
  • смешанные (кумулятивные)

В этом случае расчет пошлины зависит от вида ставки, применяемой в ходе расчета. Адвалорная или стоимостная ставка представляет собой фиксированный процент. Он взимается с таможенной стоимости товара. Рассматривая примеры тарифных методов, эту разновидность пошлины можно объяснить на примере автомобиля. При его транспортировке через границу потребуется заплатить 15 % от его стоимости, определенной таможней.

В международной практике адвалорные ставки составляют приблизительно 72-75% всех пошлин. При расчетах немаловажным действием является расчет таможенной стоимости продукта. Для этого предусматривается несколько методов для этого. Существует подход, который определяет эту величину по стоимости сделки с идентичными или однородными товарами. Внутри ВТО планируется провести унификацию метода определения таможенной стоимости. В рамках ГАТТ применяется Кодекс по определению таможенной стоимости.

Специальные пошлины представляют собой твердые суммы, которые взимают с определенных товаров. Этот тип налогов применяется при перевозке массовых или сложных грузов. Они применяются и в России. Такие пошлины не связаны прямо с товарной ценой. Денежный доход, который государство получает при их взимании, зависит от объема товара.

Пошлина может быть также комбинированного типа. На часть продукции начисляют адвалорные пошлины, а на остаток, который превышает уровень установленной нормы, облагается по специальной ставке.

Могут применяться альтернативные пошлины. Выбирается тот вариант, при котором таможенный сбор будет максимальным.

Функции пошлины

Таможенно-тарифные методы регулирования выполняют ряд функций. Предполагается, что внутренние цены на продукцию должны быть выше, чем у ввозимых товаров. В этом случае конкуренция обеих категорий товаров будет равноценной. Поэтому установление пошлины выполняет регулирующую функцию.

Пошлина, как и любой другой налог, увеличивает стоимость товара. Это снижает его конкурентоспособность. Чтобы эта роль пошлины выполнялась в полном объеме, нужно чтобы политика в области внешних торговых отношений была гибкой. Ставки налогов подлежат постоянному пересмотру. На их изменение влияют внешние условия, которые складываются на мировом рынке, а также внутренние интересы страны. Пересмотру подлежат только пошлины переменного типа. Их ставки меняются в случаях, установленных государством. Это, например, могут быть изменения цен на внутреннем или мировом рынке, субсидии и прочее.

В большей или меньшей степени все государства применяют пошлины для пополнения бюджета страны. Поэтому подобные налоги выполняют фискальную функцию. Из пошлины частично формируется доход государственного бюджета. В России его вклад достигает 30% от общей массы.

Тарифные методы регулирования внешней торговли выполняют также ценообразующую функцию. Благодаря применению пошлины стоимость импортных товаров увеличивается. Это инструмент дискриминационной политики, которая применяется в отношении иных стран. Это создает стоимостный барьер, из-за которого цены на зарубежные товары будут выше, чем на отечественные. Также при помощи такого подхода государство устанавливает цены на продукцию разных стран. Для некоторых пошлины будут выше, что делает продукцию менее привлекательной для потребителя.

Такая функция позволяет регулировать объем импорта и экспорта. При помощи пошлин государство влияет на норму прибыли определенных отраслей экономики. Также это позволяет контролировать темпы развития, накапливать капитал внутри страны. Регулируется не только количество продукции, пересекающей таможенную границу, но и структуру импорта. С развитием экономики страны роль фискальной функции таможенной пошлины снижается.

Способ определения НМЦК

Тарифный метод НМЦК применяется в том случае, если требуется сделать закупки или реализацию товаров, которые подлежат регулированию со стороны государственных органов. Этот подход предполагает установление минимальной цены контракта. Его регламентирует статья 22 44 ФЗ. Тарифный метод применяется при закупке товаров, услуг или работ. Соответствующие государственные органы контролируют этот процесс.

Цена контракта определяется в соответствии с регулируемым тарифом. От правильности проведения расчета зависит эффективность использования бюджетных средств. Также подобная процедура позволяет выполнить соответствующие закупки.

Начальная максимальная цена контракта определяется в соответствии с тарифным методом по 44-ФЗ. В число таких услуг входят:

  • Водоотведение и водоснабжение.
  • Теплоснабжение.
  • Электроэнергетика.
  • Газоснабжение.
  • Электросвязи и почты.

Не рекомендуется применять этот метод тарифного регулирования, если стоимость товаров или услуг выше нормы, утвержденной законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector