О нормировании в сфере закупок

Обоснование закупок

С 01.01.2015 вступает в силу ст. 18 Закона N 44-ФЗ, регламентирующая порядок обоснования закупок. Согласно ч. 1 данной статьи заказчик обязан обосновать закупку, установив соответствие планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законам РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Цели осуществления закупок определяются с учетом положений ст. 13 Закона N 44-ФЗ:

  1. обеспечение достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных госпрограммами и муниципальными программами;
  2. обеспечение исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ;
  3. обеспечение выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

При формировании плана закупок и плана-графика заказчик должен обосновать закупку. Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования будут установлены Правительством РФ.

Объект и (или) объекты закупки заказчик должен будет обосновать при формировании плана закупок.

При формировании плана-графика заказчиком обосновываются:

  1. начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта <2>;
  2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) <3>, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

<2> Порядок обоснования цены контракта установлен ст. 22 Закона N 44-ФЗ.<3> Способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установлены гл. 3 Закона N 44-ФЗ.

Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок.

Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков. Мониторинг обеспечивается органами исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией <4>.

<4> Статья 97 Закона N 44-ФЗ.

Аудит в сфере закупок проводит Счетная палата, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Уполномоченные органы анализируют и оценивают результаты закупок, в том числе достижение целей осуществления закупок <5>.

<5> Статья 98 Закона N 44-ФЗ.

Контроль в сфере закупок — задача органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых органов, органов управления государственными внебюджетными фондами. Контроль выполняется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок <6>.

<6> Глава 5 Закона N 44-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 44-ФЗ по результатам мониторинга закупок, аудита или контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

Как осуществляется формирование правил

Регламент нормирования устанавливают следующие нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Правительства от 2014 года №1047.
  2. Постановление Правительства от 2015 года № 476.

По положениям Постановления Правительства №555 от 2015 года закупочные планы, планы-графики должны содержать обоснование закупок с указанием цели закупки и ревизии акта нормирования.

Нормативные затраты регулируются в Постановлении Правительства от 2014 года №1047. С опорой на него регионы и муниципалитеты определяют местные требования для расчета нормативных затрат. Однако, по данным Минфина, только половина нормативно-правовых актов соответствует законодательству. Наиболее распространенными нарушениями являются:

  • внесение формул без указания на конкретные нормативы цены;
  • классификация затрат по условиям, которые не отвечают федеральным;
  • указание нормативных затрат на расходы, не связанные с закупками.

В 2021 году процесс нормирования подвергся определенным изменениям. Они были утверждены Постановлением Правительства от 2018 года №712.

Из обязанностей заказчиков по новым правилам исключили обязанности по обязательному обсуждению нормативно-правовых актов по нормированию в ходе заседания общественного совета. Все предложения по новому закону рассматриваются специальной комиссией. Она формируется из состава действующих работников и занимается оценкой предложений и подготовкой протоколов.

Ранее все предложения, которые поступали от общественных объединений и физических лиц, нужно было включать в отчет. Такой отчет нужно было публиковать в ЕИС в течение 3 дней. По новым правилам формируется не отчет, а протокол, а сроки для его размещения продлили на 30 дней. Помимо этого, сократился период обсуждения проектов нормирования в целях общественного контроля с 7 до 5 дней.

В качестве примера нормирования можно привести предельные характеристики автомобилей, которые закупаются в рамках государственного заказа. Нормирование в данной сфере осуществляется на основании Постановления Правительства от 2015 года №927. Так, мощность двигателя не должны превышать 200 л. с. Цена автомобиля зависит от лица, которое будет им пользоваться. Если это руководитель структурного подразделения органа федеральной власти или его заместитель, то цена авто не может быть более 1,5 млн р.

Какие установлены правила

Разрабатывая нормативные акты в этой сфере, следует помнить о таких правилах:

  • на ведомственном и отраслевом уровне учитывают положения всех вышестоящих уровней. Например, разрабатывая ведомственный перечень закупаемых товаров, работ и услуг, необходимо учитывать положения Общего перечня, утвержденного правительством. Ведомственный список включает в себя все ТРУ из Общего перечня, а устанавливаемые в нем характеристики не превосходят те, что установлены правительством. Так, если на федеральном уровне установлена предельная цена на тот или иной товар, предельная цена на тот же товар в ведомственном перечне допускается меньше, но не больше;
  • нормативные расходы на обеспечение функционирования госорганов рассчитываются на основании установленной правительством методики, и только если в ней отсутствует принцип расчета норматива по конкретному товару, он рассчитывается разработчиком документа самостоятельно.

Документы подлежат обязательному общественному обсуждению. Для этого разработчик документа публикует его проект в ЕИС. Обсуждение длится не менее пяти рабочих дней.

Часть 6 статьи 19 44-ФЗ уточняет, подлежат ли размещению в единой информационной системе правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг — да подлежат. Правила публикации документов в ЕИС описаны в постановлении правительства №479 от 19.05.2015. В нем сказано, что в результате общественного обсуждения проекта заказчик вправе внести в документ изменения, и в какой срок со дня принятия правовые акты по нормативным затратам и требованиям должны размещаться в ЕИС — в течение семи рабочих дней.

Обнародование принятых документов — это обязанность субъектов, которые эти документы разрабатывают. В случаях, когда орган, размещающий правила нормирования, пренебрегает этой обязанностью, его привлекают к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ. А несоблюдение требований нормирования чревато для заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ. Контроль за их соблюдением осуществляют органы внутреннего финансового контроля.

Как устроена система нормирования по 44-ФЗ

Уровень 1 состоит из обобщающих правил нормирования, регламентирующих закупки в интересах муниципальных и государственных нужд. Это нормирование в сфере закупок для муниципальных нужд и то же самое для государственных нужд. Разработкой этих правил занимается Правительство РФ.

Уровень 2 уже формулирует непосредственно конкретные правила нормирования. Они формулируются Правительством РФ, на уровне высших органов гос. Власти различных субъектов РФ и непосредственно в местных администрациях – например, правила нормирования в сфере закупок сельского поселения. К этому же перечню принадлежат и ведомственные акты по нормированию закупок.

Уровень 3 состоит из требований и нормированию при закупке различных товаров и услуг. В том числе, в это входит формирование максимальной закупочной стоимости того, или иного вида товара или услуги. В этот же уровень входит определение нормативных трат, которые допускаются для функционирования тех, или иных государственных структур. Эти нормы и требования устанавливаются непосредственно на уровне правовых актов государственных и муниципальных структур власти, а так же структурами осуществляющими управление внебюджетными фондами.

Общие правила и правила по нормированию закупок согласно 44-ФЗ

Общие правила:

  1. Нормативы и требования по разработке, принятию нормативных актов, общие положения правил нормирования сферы закупок.
  2. Порядок формирования условий к некоторым видам услуг, работ и товаров (в т.ч. максимально допустимые цены) и трат на функционирование госаппарата.

Правила нормирования:

  1. Условия формирования порядка, содержания и обеспечения правовых актов.
  2. Порядок формирования правил и нормативных трат.

Максимально допустимые цены и другие условия по некоторым видам услуг, работ и товаров.

Нормы трат на содержание государственных органов.

Первое примечание. Правила относятся ко всем без исключения заказчикам. Нормы трат распространяются на муниципальные и гос. органы, а так же на органы по управлению гос. внебюджетными фондами. В этот список вошли и органы управления, находящиеся в подчинении казенных предприятий и территориальные структуры.

Второе примечание. Информация по этому вопросу обязана быть предоставлена для свободного доступа и находится в единой системе информации.

Пример нормирования в сфере закупок по 44 фз

В качестве примера по установлению требований нормирования по закупкам согласно 44 фз можно рассмотреть случай, когда Департамент образования формирует требования для закупки мебели для классов информатики в ВУЗах. Согласно им, например, вся мебель должна иметь металлическое основание и деревянные рабочие поверхности. Стулья обязаны регулироваться по высоте. При этом, стоимость одного стула не должна превышать 2500 рублей, стола (парты) – 4000 рублей. Гарантированный производителем мебели срок эксплуатации должен составлять более пяти лет.

Эти правила должны соответствовать (и соответствуют) требованиям зафиксированным законом высшего исполнительного органа власти субъекта. В этом законе прописаны предельные цены на стулья в 3000 рублей, а на парты (столы) – в 4500 рублей, при минимальном сроке их использования в пять лет.

Порядок, утвержденный в полном соответствии с 44-ФЗ предполагает переход от общих к конкретизированным требованиям.

Требования, предъявляемые к продукции

Смысл нормирования закупок в том, чтобы законом не ущемлялись объективные потребности заказчика в приобретении различных товаров, или заказе каких то услуг, но при этом он был лишен возможности злоупотреблять, приобретая излишние услуги.

В законе пока нет четкого определения ни степени избыточности, ни других четких правил в определении, когда товар действительно нужен, а когда нет. Во многом, при формировании окончательных требований на местах, предполагается, что ответственные лица будут руководствоваться соображениями здравого смысла. Например, мы можем рассмотреть насколько необходимо приобретение в интересах бюджетного медицинского учреждения  электронных приборов для измерения давления. Необходимые функции может выполнять и механический прибор. Более того, его точность измерения лучше.

Разработка ведомственных правовых актов

В мае 2015 года правительством РФ было принято постановление, которым утверждены требования к локальным правовым актам, определяющим порядок нормирования в сфере закупок.

Согласно указанному постановлению, нормирование закупок каждой бюджетной структурой должно осуществляться в соответствии с собственными правилами.

Но в этих правилах обязательно должны быть урегулированы следующие вопросы:

  • требования к потребительским свойствам закупаемых РТУ;
  • порядок применения классификатора продукции по видам экономической деятельности;
  • порядок определения численности работников;
  • согласование нормативов.

Также в правовом акте необходимо предусмотреть ряд процедурных вопросов, связанных со вступлением в силу локальных актов, их изменением и прекращением их действия.

Какие документы о нормировании в сфере закупок по закону №44-ФЗ принимаются на муниципальном уровне

Местная администрация должна установить правила нормирования.

Муниципальные органы на основании правил нормирования обязаны утвердить хотя бы один из следующих актов:

  • требования к закупаемым муниципальными органами, их территориальными органами, подведомственными казенными, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями товарам (работам, услугам);
  • нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений.

Принятые акты необходимо разместить в ЕИС.

Муниципальные заказчики, не являющиеся муниципальными органами, документы о нормировании не разрабатывают.

Читать обзор полностью в КонсультантПлюс

Пример распоряжения на утверждение правил нормирования:

Требования к закупаемым бюджетным учреждением ТРУ на конкретном примере

В качестве примера разберем требования к ТРУ, закупаемым бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству культуры РФ (приказ Минкультуры России от 21.05.2018 № 762, далее — приказ № 762). Требования разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 927.

Приказом № 762, в частности, установлены следующие требования:

Должность в бюджетном учреждении Товар, работа, услуга Характеристика
Руководитель, заместитель, начальник отдела Портативный компьютер Вес — не более 900 г, процессор — не менее двухъядерного, размер оперативной памяти — не менее 2 Гб, объем накопителя — не менее 64 Гб
Руководитель, заместитель Компьютер Вес — не более 4,5 кг, размер оперативной памяти — не менее 3 Гб, объем накопителя — не менее 128 Гб
Все категории должностей Компьютеры персональные настольные, рабочие станции вывода Объем оперативной памяти — не ниже 16 Гб, жесткий диск — не менее 500 Гб, предустановленная Windows 7, лицензионное ПО
Руководитель, заместитель Транспортное средство Не более 200 л/с, стоимостью до 1,5 млн руб.
Руководитель, заместитель Услуги такси, аренда легкового автомобиля с водителем Не более 200 л/с
Все сотрудники Услуги по предоставлению доступа к интернету Не менее 1 Мбит/с

Кроме того, требования установлены к офисной мебели (столам, диванам, шкафам и т. д.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector