Как проходит мониторинг в сфере закупок по 44-фз

Содержание:

Как применят результаты мониторинга?

Собрав за тот или иной период необходимые данные, Минфин должен обобщить и систематизировать их, а потом подготовить отчет. Ежеквартальный документ формируется до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сводный аналитический отчет – до 30 мая года, следующего за отчетным годом (п. 15, 16 Положения № 814).

Во всех отчетах должны содержаться результаты оценки информации о проведении закупок, а в годовом аналитическом отчете еще и предлагаться меры по совершенствованию закупочного законодательства (пп. «в» п. 22 Положения № 814). Иными словами, на основе статистики, собранной в отношении исполнителей Закона № 223-ФЗ, Минфин будет уточнять и дополнять существующее правовое регулирование в сфере закупок.

В силу п. 23 Положения № 814 все отчеты должны направляться в Правительство РФ, а также публиковаться на официальном сайте Минфина и в ЕИС.

О МОНИТОРИНГЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Постановлений Правительства РФ , , )

В соответствии с Федеральным «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1193

Какие решения выносят после оценки и мониторинга

После оценки или мониторинга уполномоченный орган выдаст положительное заключение или уведомление, что план не соответствует требованиям о закупках у МСП. Выполните требования из уведомления за 10 дней, иначе получите отрицательное заключение.Об этом сказано в частях 10 и 15 статьи 5.1 Закона № 223-ФЗ, подпункте «а» пункта 13, пункте 15 Положения об оценке и в подпункте «а» пункта 14, пункте 16 Положения о мониторинге.Уполномоченный орган направит уведомление или заключение в течение одного рабочего дня с момента, когда проведет проверку. Документы получите в бумажной форме и через ЕИС. Процедура установлена в подпункте «а» пункта 22 Положения о мониторинге и подпункте «а» пункта 20 Положения об оценке.Уведомления и заключения разместите в ЕИС в течение пяти дней с момента, когда получите документ от контролеров. Такое правило установлено в части 16 статьи 5.1 Закона № 223-ФЗ

Как это сделать, смотрите в разделах 4.7.7, 4.7.8 и 4.7.10 Руководства пользователя ЕИС 223-ФЗ.Внимание: если не разместите уведомление или заключение в ЕИС, ответственный сотрудник заплатит штраф от 30 000 до 50 000 руб., организация – от 100 000 до 300 000 руб. Наказание предусмотрено частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Когда и как обнародуются результаты

На основании результатов, полученных по факту мониторинга, итоговые показатели вносятся в сводный аналитический отчет, который формируют и отправляют для контроля в Правительство РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. В нем содержатся такие информационные параметры о госзакупках:

  • планирование;
  • фактическое осуществление;
  • результаты контрольных мероприятий;
  • оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • меры по совершенствованию действующего законодательства.

Результаты мониторинга тендеров и закупок размещают ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сведения публикуют в виде аналитических отчетов отдельно за каждый квартал. Отчет за 4 квартал отчетного периода (года) размещают до 1 марта года, следующего за отчетным. Их публикуют в специальном разделе на сайте Минфина.

Зачем понадобился мониторинг?

Из норм Положения № 814 следует, что процедура мониторинга едина для исполнителей законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Отличие только одно: в отношении первых будет анализироваться намного более широкий круг информации, чем в отношении вторых.

Заказчики, руководствующиеся Законом № 223-ФЗ, столкнутся с мониторингом впервые. Правда, в отношении ряда автономных учреждений раньше уже применялась такая форма контроля, как мониторинг соответствия (в силу пп. «а» п. 2 ч. 8.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ), но это все же другая процедура. Ей подвергаются только крупные автономные учреждения, которые имеют большие объемы закупочной деятельности и обязаны работать с субъектами малого и среднего предпринимательства. У этих АУ проверяются утвержденные планы закупки (их изменения) и годовые отчеты о закупке у малых и средних предпринимателей, то есть выполнение объемов целевых закупок.

Новая процедура распространяется на всех – вне зависимости от масштаба и иных характеристик закупочной действительности. «Периметр» мониторинга тоже обширен – от планов закупки, закупочной документации до реестра договоров и реестра недобросовестных поставщиков.

Правовая основа для практического применения нового инструмента создана. В конце 2020 года ст. 4 Закона № 223-ФЗ была дополнена ч. 26, согласно которой полномочие по проведению данной процедуры возложено на Минфин. Разъяснен и ее смысл: мониторинг – это система наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о проведении закупок. Порядок осуществления мониторинга Правительство РФ определило в Постановлении № 814.

Впрочем, в действительности Минфин, основываясь на открытой информации в ЕИС, уже пять лет ведет мониторинг применения Закона № 223-ФЗ, соответствующие доклады ведомство публикует на своем официальном сайте с периодичностью в полгода. Вероятно, этих сведений для анализа стало недостаточно. И сейчас массив данных увеличится: информацию в нужных разрезах уполномоченный орган начнет получать из специальных сервисов ЕИС (что станет возможным 1 января 2022 года) и от профильных федеральных органов и организаций. Да и учреждения в своих документах должны раскрывать больше деталей.

Правила и порядок проведения мониторинга

Мониторинг в сфере государственных закупок – это специальное исследование, которое носит систематический характер и направлено на то, чтобы установить правильность реализации основных принципов сформированного законодательства, направленного на совершенствование контрактной системы, функционирующей на территории Российской Федерации.

Проведение мониторинга необходимо для того, чтобы в полном объеме составлять картину по итогам всех реализованных мероприятий наблюдения, которые предназначены для получения итоговой картины реализации правил и принципов государственных и муниципальных закупок, сформулированных в действующем законодательстве.

Основное регулирование проводимого процесса мониторинга осуществляется на основании положений статьи 97 Федерального закона «О контрактной системе». Именно эта статья формирует основные цели, для которых и проводятся мероприятия, предусмотренные такими комплексными аналитическими действиями.

В соответствии с положениями действующего законодательства, в частности, на основании Постановления Правительства Российской Федерации №728, принятого 26 августа 2013 года, проведение мониторинга всей ситуации, которая складывается в сфере государственных и муниципальных закупок, полностью ложится на плечи Министерства экономического развития Российской Федерации.

При проведении мониторинга производится проверка того, каким образом осуществляются закупки, начиная от составления планов-графиков и планов закупок и до момента их полной реализации путем проведения всех необходимых закупочных мероприятий.

Для того чтобы результаты проводимых мероприятий могли считаться объективными и отражающими реальную картину, мониторинг должен осуществляться следующим образом:

  • на первом этапе проведения мониторинга необходимо сформировать план предстоящих действий для того, чтобы максимально полно охватить все показатели, которые должны быть проанализированы в ходе формирования результатов конкретного исследования;
  • на основании предоставленных ранее отчетов от государственных и муниципальных заказчиков, а также приравненных к ним юридических лиц, проводится формирование единой базы для проведения исследования;
  • в качестве базы для проводимого исследования берутся сведения, сформулированные за год, предшествующий году проведения мониторинга;
  • анализ всех взятых за основу исследований проводится уполномоченными сотрудниками того подразделения Минэкономразвития, на которое возложены непосредственные обязанности в части контроля за реализацией действующего законодательства в сфере закупок;
  • итоговый сводный отчет, составленный на основании результатов мониторинга, должен быть подготовлен и представлен для ознакомления руководителем подразделения до 30 апреля года, который следует за отчетным.

Так как подготовка итогового сводного отчета происходит на основании сведений, полученных за год, в его основу ложатся не только все показатели, полученные в течение года, но и сформированные ежеквартальные отчеты по итогам промежуточного мониторинга.

Все необходимые показатели для проведения мониторинга уполномоченные сотрудники берут из Единой информационной системы как в виде самостоятельных данных, так и в виде итоговых сводных отчетов.

Как проводят мониторинг

Через личный кабинет в ЕИС сообщите уполномоченному органу, что разместили планы закупки, изменения или годовой отчет. Об этом сказано в пункте  5 Положения о мониторинге. Воспользуйтесь разделом 4.7.3 Руководства пользователя ЕИС 223-ФЗ.Мониторинг планов закупок и годовых отчетов корпорация или орган исполнительной власти региона проведут за пять дней, изменений – за три дня. Сроки установлены в пункте 8 Положения о мониторинге.Проверку пройдете, если:

  • годовые объемы закупок у МСП в плане закупок соответствуют объемам, которые установило Правительство РФ в пунктах  5 и 5.1 Положения № 1352;
  • раздел плана закупок у МСП совпадает с Перечнем товаров, работ и услуг, которые закупаете у малого и среднего бизнеса. Если Перечня нет – утвердите, иначе получите уведомление;
  • план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарств не меньше объемов, которые установило Правительство РФ. Проверяют конкретных заказчиков по Перечню из распоряжения Правительства от 21.03.2016 № 475-р;
  • соблюдаете объемы, которые установило Правительство РФ, когда меняете раздел Плана о закупках у МСП;
  • соблюдаете требования Правительства РФ к содержанию отчетов.

Такие правила прописаны в частях 5, 6, 7, 8, 9 статьи 5.1 Закона № 223-ФЗ и в пункте 11 Положения о мониторинге.

Как проводят мониторинг

Через личный кабинет в ЕИС сообщите уполномоченному органу, что разместили планы закупки, изменения или годовой отчет. Об этом сказано в пункте  5 Положения о мониторинге. Воспользуйтесь разделом 4.7.3 Руководства пользователя ЕИС 223-ФЗ.Мониторинг планов закупок и годовых отчетов корпорация или орган исполнительной власти региона проведут за пять дней, изменений – за три дня. Сроки установлены в пункте 8 Положения о мониторинге.Проверку пройдете, если:

  • годовые объемы закупок у МСП в плане закупок соответствуют объемам, которые установило Правительство РФ в пунктах  5 и 5.1 Положения № 1352;
  • раздел плана закупок у МСП совпадает с Перечнем товаров, работ и услуг, которые закупаете у малого и среднего бизнеса. Если Перечня нет – утвердите, иначе получите уведомление;
  • план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарств не меньше объемов, которые установило Правительство РФ. Проверяют конкретных заказчиков по Перечню из распоряжения Правительства от 21.03.2016 № 475-р;
  • соблюдаете объемы, которые установило Правительство РФ, когда меняете раздел Плана о закупках у МСП;
  • соблюдаете требования Правительства РФ к содержанию отчетов.

Такие правила прописаны в частях 5, 6, 7, 8, 9 статьи 5.1 Закона № 223-ФЗ и в пункте 11 Положения о мониторинге.

Утвердят единый порядок мониторинга

На сайте проектов нормативных актов Минфин опубликовал проект постановления правительства, по которому в 2021-2022 произойдет переход на единый порядок мониторинга как для Федеральной контрактной системы, так и для заказов отдельными видами юридических лиц в рамках 223-ФЗ. Новые правила заменят действующий порядок аналитики заказа исключительно по 44-ФЗ.

Основные цели мониторинга закупок по 44-ФЗ — правовой контроль над закупочной деятельностью заказчика и целевым расходованием бюджетных средств

(ст. 13

,

18 44-ФЗ

).

По плану, за проведение контроля отвечает Министерство финансов, используя открытые сведения Единой информационной системы. Информацию для анализа предоставляют и другие ведомства — Федеральное казначейство, ФАС, Минпромторг. После проведения аналитических процедур Минфин подготовит отчетность, в которой сравнит плановые и фактические показатели закупочной деятельности и достижение минимальной доли госзакупок заказчиками. При необходимости в сводный отчет включат мероприятия по совершенствованию законодательства о госзакупках.

Какое ведомство готовит отчеты о мониторинге закупок

Постановление Правительства №728 от 26.08.2013 года назначает Минфин РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы. В его обязанности входит публикация ежеквартального отчета о результатах мониторинга закупок. Размещается он в ЕИС (пп №1193 от 03.11 2015 года) не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, кроме четвертого (до 01 марта следующего года).

Руководство пользователя. Подсистема Мониторинг закупок Скачать руководство

Также для удобства отчет размещают на сайте Министерства финансов в течение месяца с момента окончания анализируемого периода. В отчете представлена информация по трем уровням заказчика (федералы, субъекты и муниципалы). Отчет, помимо прочего, содержит данные о планировании и осуществлении закупок, о результатах контроля. Заказчики в отчете структурированы. Мы можем видеть закупки в разрезе отраслей, в форме сравнения с предыдущими кварталами. Также размещению в ЕИС подлежит сводный отчет по итогам года. Он публикуется до 30 апреля года, следующего за отчетным, и содержит информацию об оценке эффективности закупок.

Заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны закупать часть товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса. Уполномоченные органы проверяют, как организации исполняют требование. В рамках проверки оценивают проекты планов закупки, проводят мониторинг планов в ЕИС. Контролеры проверяют заказчиков из перечней, которые утвердило Правительство.

Заказчик получил уведомление: как действовать

Если получили уведомление, устраните нарушения за 10 дней. В ЕИС разместите:

  • правки, которые внесли в план закупок или проект плана;
  • Перечень товаров, работ, услуг, которые закупите у МСП, если не утвердили ранее;
  • годовой отчет, если оформили с нарушениями.

Порядок прописан в подпунктах «а», «в» и «г» пункта 14 Положения о мониторинге и в подпунктах «а» и «в» пункта 13 Положения об оценке.Уполномоченный орган за пять дней повторно изучит документы и выдаст один из документов:

  • положительное заключение;
  • отрицательное заключение, если не устранили недочеты.

Правило установлено в частях 14 и 15 статьи 5.1 Закона № 223-ФЗ, пункте 8 Положения о мониторинге и в пункте 7 Положения об оценке.Если не согласны с уведомлением, за три рабочих дня разместите в ЕИС протокол разногласий. Срок отсчитывайте с момента, когда опубликуете в ЕИС уведомление. Как опубликовать протокол, читайте в разделе 4.7.9 Руководства пользователя ЕИС 223-ФЗ.Через три дня после того, как разместите протокол, уполномоченный орган выдаст положительное заключение либо письменный отказ, который обоснует. Об этом сказано в подпункте «б» пункта 14 Положения о мониторинге, подпункте «б» пункта 13 Положения об оценке.
Пример действий заказчика, который получил уведомление о несоответствииГоскомпания разработала проект плана закупок товаров, работ и услуг. Корпорация по развитию МСП проверила документ и выяснила, что компания нарушила требования о закупке товара у малого и среднего бизнеса – не утвердила Перечень товаров, которые закупит у МСП. Корпорация выдала компании уведомление.Заказчик за пять дней разместил уведомление в ЕИС, за 10 дней утвердил и опубликовал в ЕИС Перечень. Такой порядок прописан в части 16 статьи 5.1 Закона № 223-ФЗ, в подпункте «в» пункта 13 Положения об оценке.Корпорация за пять дней повторно рассмотрела проект и выдала положительное заключение.

Суть системы

Под контролированием совершаемых закупок подразумевается серьезная процедура. Она регулируется действующим законодательством. На официальном интернет-портале госзакупок в рамках этой системы проводится активный поиск всех размещенных объявлений.

Государственный мониторинг закупок осуществляется как услуга, направленная на юридические и физические лица.

Главное, что их объединяет, – это желание существенно расширить свою клиентскую базу посредством привлечения в нее бюджетных организаций.

Как проводится сама процедура мониторинга? Процесс осуществляется с учетом:

  • типа деятельности;
  • ключевых слов;
  • сроков оказания услуги.

Тонкости осуществления

Также учитываются и прочие критерии. Они согласуются в процессе заключения договора. За счет такого шага осуществление мониторинга становится в разы проще. Ко всему прочему, на этом этапе оговаривается периодичность подачи информационных данных. Это может быть пару раз в неделю, ежедневно или в другие удобные сроки.

Мониторинг имеет ряд ключевых особенностей. Одним из самых важных критериев выступает длительность периода, в течение которого могут быть оказаны услуги. Стоит отметить такие категории сроков, как:

  • 12 месяцев;
  • полгода;
  • 1 месяц;
  • разовый контроль, проводимый однократно.

Правила и порядок проведения

Мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ подразумевает постоянный контроль и регистрацию всех торговых процедур инициированных муниципальными и государственными заказчиками разных уровней и регионов страны.

Проверке в первую очередь подвергаются планы-графики закупок, которые ответственные лица должны публиковать в единой информационной системе (ЕИС), а также данные по заключенным контрактам и итоги проведения процедур разного типа.

При этом ответственным органом, который осуществляет мониторинг и аудит в сфере закупок, является Министерство Финансов (Минфин) Российской Федерации. Данный орган работает в соответствии с Постановлением Правительства от 2013 года № 728 и ведет постоянную работу, используя систему ЕИС, которая обеспечивает прозрачный и постоянный доступ к требующимся отчетам и итоговым протоколам.

В своей деятельности Минфин ориентируется на следующие законы:

  • статья 97 Федерального закона 44-ФЗ, в которой указаны цели и порядок проведения мониторинга;
  • статья 18 Федерального закона 44-ФЗ, согласно которой выявляется степень обоснованности производства госзакупок.

Порядок проведения проверок сводится к ряду этапов, которые осуществляются согласно установленным целям:

  1. Составление плана проверок. Данный документ необходим для формализации всех аспектов предстоящего мероприятия с целью полного охвата интересующих показателей и анализа определенных критериев для исследования.
  2. Формирование базы для исследования. На этом этапе собирается информация о муниципальных и государственных заказчиках, а также приравненных к ним юридических лицах, которые ранее предоставили отчетную информацию в систему ЕИС. При этом отчеты берутся за предшествующий дате проведения мониторинга год.
  3. Анализ и проверка. Данный этап осуществляется уполномоченными сотрудниками Министерства Финансов, которые выполняют возложенные на них обязанности, анализируя выбранную базу по сформированным критериям.
  4. Публикация сводного итогового отчета. По результатам мониторинга составляется специальный отчет, который затем публикуется в открытом доступе.

Сущность и нормативно-правовая база

Мониторинг госзакупок — это комплексная система наблюдения в сфере тендеров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основные инструменты такие:

  • сбор;
  • обобщение;
  • систематизирование;
  • аналитическая оценка полученной информации.

Аккумулируют информацию непрерывно и систематично.

ВАЖНО!

Не путайте мониторинг с контролем. Задача первого — наблюдение для последующего информационного анализа и выявления эффективности, целесообразности и обоснованности проводимых закупочных процедур, а не механизация финансово-контрольных мероприятий.

Процедуры наблюдения на законодательном уровне регулируются положениями ст. 97 44-ФЗ и Постановлением Правительства № 1193 от 03.11.2015, которым утверждены правила проведения мониторинга централизованных закупок.

Контроль со стороны Антимонопольной службы

ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.

В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:

  • составлять протоколы;
  • рассматривать дела;
  • выдавать предписания;
  • обращаться в правоохранительные органы и суд.

При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:

  1. Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
  2. Квалификация участников и их работников.
  3. Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
  4. Репутация.
  5. Опыт работы.

Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.

Цели проводимых проверок

Проведение проверки в рамках осуществления мониторинга в сфере закупок направлено на достижение определенных целей, а именно:

  • оценка того, в какой степени были достигнуты цели осуществления закупок, которые законодатель сформировал в статье 13 Федерального закона «О контрактной системе» (в части достижения целей, которые были поставлены перед конкретными закупочными мероприятиями и сформированной контрактной системой в целом, в части исполнения существующих международных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация, в том числе в лице различных органов власти на существующих уровнях, а также в части выполнения предусмотренных законом функций, установленных для государственных органов власти, и для реализации тех полномочий, которыми такие органы наделены);
  • оценка того, каким образом реализуются принципы обоснованности проводимых закупочных мероприятий, предусмотренных статьей 18 указанного Федерального закона;
  • осуществление мероприятий, которые направлены на совершенствование действующего законодательства в сфере закупок, независимо от того, на каком уровне приняты те или иные нормативные акты, осуществляющие регуляцию существующей контрактной системы в рамках Российской Федерации.

То, насколько достигнуты сформулированные в части 3 статьи 97 Федерального закона №44-ФЗ цели, можно проследить на основании данных, которые представлены в итоговом сводном отчете, так как его составление должно полностью реализовывать указанные цели в содержании такого отчета.

II. Подготовка к закупке и ее объявление

Данный этап закупочного процесса включает в себя:

  • определение цены продукции (начальной цены при проведении торгов);

  • формирование лотов;

  • инициирование процедуры (направление запросов предложений поставщикам, объявление закупки на сайте организации или на электронных торговых площадках).

Можно выделить следующие ключевые риски, присущие данному этапу:

1. Некорректность определения цены.

На практике нередко встречаются ситуации, когда начальная цена закупки определена неправильно. Как правило, она бывает завышена, в итоге мы получим завышенную стоимость закупаемой продукции (и избыточные расходы), либо «фиктивную» экономию.

Так, по оценке экспертов, привлеченных Счетной палатой Российской Федерации, при участии в торговых процедурах компаний и заказчиков, состоящих в сговоре, снижение ценового предложения победителя закупки составляет от 0 до 5 % от начальной цены контракта, при этом она завышается в диапазоне от 30 до 80%. При участии реально конкурирующих компаний среднее снижение цены в результате таких закупок составляет около 25%.

По мнению Счетной палаты Российской Федерации, «необоснованное определение заказчиками начальной цены контракта генерирует значимые риски осуществления неэффективной закупки и коррупционные риски». Доля нарушений при ее определении составила 45% от суммы выявленных нарушений в сфере закупок (47 нарушений на сумму 105,7 млрд. руб.).

2. Некорректное формирование лотов.

Данный риск можно охарактеризовать двумя возможными ситуациями: искусственным «дроблением» закупок и их необоснованным укрупнением. Эти проблемы часто наблюдаются в сфере государственных закупок и являются предметом рассмотрения контрольных органов, включая Федеральную антимонопольную службу.

«Дробление» закупок – искусственное разделение одного крупного контракта/ закупки на несколько мелких. Это позволяет избежать проведения конкурентных закупок или уйти из фокуса внимания к данным закупкам (ниже сумма – меньше контроль).

Необоснованное укрупнение закупок преследует иные цели. Например, включение в один лот различных по функциональным и техническим характеристикам товаров, работ и услуг. Это существенно ограничивает конкуренцию.

3. Несвоевременность инициирования закупки.

Закупка может быть инициирована как слишком рано, так и слишком поздно

И если для услуг или работ раннее заключение договора проблем, как правило, не представляет, то при закупке товаров необходимо обратить внимание на устанавливаемые сроки поставки и их соответствие графикам производства работ (прогнозу/ плану продаж). Наибольшую проблему может составить позднее инициирование закупочной процедуры, следствием чего станет невозможность своевременной поставки или производства работ.

4. Отсутствие информирования поставщиков о проводимой закупке.

Даже в условиях крупных компаний, закупочная деятельность которых детально регламентирована и прозрачна, вопрос информирования широкого круга поставщиков о проводимых закупках является крайне актуальным. Известны факты, когда при проведении государственных закупок публикуемые на портале государственных закупок извещения в описании закупаемой продукции содержали латинские символы (имитирующие кириллицу), что не позволяло потенциальным поставщикам находить интересные им закупки.

В настоящее время информирование поставщиков может осуществляться посредством электронных торговых площадок (публикации объявлений, рассылки поставщикам по видам экономической деятельности (ОКВЭД), на сайтах компании-заказчика, либо иными способами, принятыми в организации). Вместе с тем, конкуренция может быть ограничена путем некорректного установления кода закупаемой продукции (ОКПД2).

Оценить существенность рисков данного этапа можно путем проведения следующих процедур:

  • анализ рыночных цен на закупаемую продукцию;

  • анализ цен ранее заключенных договоров;

  • оценка соблюдения требований внутренних документов при определении цены закупки;

  • оценка наличия в плане закупок нескольких процедур одной номенклатуры;

  • анализ лота на предмет однотипности включенной в него продукции;

  • сравнение сроков вовлечения продукции в графиках производства и сроков заявления в закупку; сравнение планов продаж, складских остатков закупаемой номенклатуры, сроков изготовления закупаемой продукции со сроками закупок;

  • анализ списков поставщиков, которые проинформированы о закупке (у которых запрошены коммерческие предложения).

Сущность и нормативно-правовая база

Мониторинг госзакупок — это комплексная система наблюдения в сфере тендеров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основные инструменты такие:

  • сбор;
  • обобщение;
  • систематизирование;
  • аналитическая оценка полученной информации.

Аккумулируют информацию непрерывно и систематично.

ВАЖНО!

Не путайте мониторинг с контролем. Задача первого — наблюдение для последующего информационного анализа и выявления эффективности, целесообразности и обоснованности проводимых закупочных процедур, а не механизация финансово-контрольных мероприятий.

Процедуры наблюдения на законодательном уровне регулируются положениями ст. 97 44-ФЗ и Постановлением Правительства № 1193 от 03.11.2015, которым утверждены правила проведения мониторинга централизованных закупок.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Заказчик получил отрицательное заключение: как действовать

Заказчик, который получил отрицательное заключение во время оценки, вправе утвердить план закупки. Но заключение поступит и в ФАС России. Антимонопольная служба в течение пяти дней приостановит реализацию плана в части закупок у МСП. Аналогичное решение ФАС примет с отрицательным заключением после мониторинга. Об этом сказано в пунктах 1 и 2 части 17 статьи 5.1 Закона № 223-ФЗ.ФАС приостановит закупки, которые выберет заказчик. Поэтому опубликуйте в ЕИС перечень товаров работ и услуг, по которым приостановят реализацию плана. Укажите конкретные пункты плана закупки – не менее 10 процентов стоимости годового объема закупок. Перечень разместите в ЕИС в течение 15 дней после того, как опубликовали заключение. Такое правило установлено в пункте 17 Положения о мониторинге и в подпункте «б» пункта 16 Положения об оценке.Как опубликовать перечень товаров, работ и услуг для приостановки реализации плана, смотрите в разделе 4.7.11 Руководства пользователя ЕИС 223-ФЗ.План закупки начнет действовать, когда разместите в ЕИС положительное заключение (п. 7 Положения о приостановке).Если получили отрицательное заключение на изменения в плане, не утверждайте и не вносите в ЕИС проекты изменений. Правки, которые уже внесли в ЕИС, считайте неразмещенными, пока не получите положительное заключение. Такие ограничения установлены в пункте 3 части 17 статьи 5.1 Закона № 223-ФЗ.Чтобы утвердить правки, повторно опубликуйте проект изменений в ЕИС. Уполномоченный орган рассмотрит проект за три дня. Об этом сказано в пункте 8 Положения о мониторинге и в пункте 7 Положения об оценке

О том, как разместить в ЕИС проекты изменений или изменения в планы закупки, смотрите разделы 4.7.2 и 4.7.3 Руководства пользователя ЕИС 223-ФЗ.Внимание: если вовремя не получили уведомление или заключение – план закупок или правки соответствуют закону. Такое правило установлено в пункте 23 Положения о мониторинге и в пункте 21 Положения об оценке.Должен ли заказчик направлять в ФАС отрицательное заключение о плане закупки ?Нет, не должен

ФАС уведомит корпорацию по развитию МСП или орган исполнительной власти, который выдал заключение. Об этом сказано в пункте 19 Положения о мониторинге и в пункте 17 Положения об оценке.Разместите в ЕИС перечень товаров, работ и услуг, по которым ФАС приостановит реализацию плана закупок. После этого уполномоченный орган направит в антимонопольную службу уведомление о том, что выдал отрицательное заключение.Такое правило установлено в подпункте «б» пункта 16, пункте 17 Положения об оценке и в пунктах 17, 19 Положения о мониторинге.ФАС снимет ограничения, когда разместите в ЕИС положительное заключение оценки или мониторинга (п. 7 Положения о приостановке).
 

Заключение

Мониторинг закупок стал еще одной формой контроля исполнения Закона № 223-ФЗ, и контроль этот все больше автоматизируется. Со следующего года в ЕИС будут формироваться новые срезы информации об осуществлении закупок, а Минфин станет учитывать ее при анализе правоприменительной практики. Для этой же цели вводятся новые требования к заполнению заказчиками документов (прежде всего ежемесячной отчетности).

При осуществлении мониторинга конкретное автономное учреждение не обязательно привлечет к себе внимание уполномоченного органа (особенно если АУ небольшое). Но обобщенные данные, собранные Минфином в отношении закупок по Закону № 223-ФЗ, могут привести к новому витку их законодательного регулирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector