О совершенствовании системы контроля в сфере госзакупок
Содержание:
- О реализации полномочий по контролю в сфере закупок
- Утвердили единый порядок мониторинга закупок
- Внеплановые проверки
- Перемены в 2018 году
- Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный
- Оформление результатов
- Внеплановые проверки ФАС
- Управление холдингом, как система управления закупками
- Как казначейство контролирует закупки с 01.04.2020
- Зачем нужен ведомственный контроль?
- Ведомственный контроль в сфере закупок
- Каковы сроки проведения проверок?
- Контроль со стороны Антимонопольной службы
- Чем обеспечивается мониторинг закупок
- Органы аудита
- Полномочия казначейства
- I. Планирование закупок
- Виды контроля по субъектам – ведомственный, контроль заказчиком, общественный
О реализации полномочий по контролю в сфере закупок
С 01.06.2015 в соответствии с постановлением ПравительстваСанкт-Петербурга от 20.03.2015 № 285 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, проводимых для обеспечения нужд Санкт-Петербурга и муниципальных нужд внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Все обращения о согласовании заключения контрактов (договоров)в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального законаот 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и уведомления о заключении контрактов (договоров) в соответствии с пунктами 6, 9 части 1 статьи 93 указанного закона подлежат направлению в Комитет государственного финансового контроляСанкт-Петербурга.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» согласование заключения контрактов по результатам признания несостоявшимися электронных аукционов и запросов котировок органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок,не проводится. На основании пункта 25 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комитет осуществляет согласование заключения контрактов (договоров)в результате несостоявшихся открытых, двухэтапных, повторных конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, а также запросов предложений. При направлении документов заказчики должны руководствоваться утвержденным приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189 Порядком согласования заключения контрактас единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Уведомления о заключении контрактов (договоров) на основании пунктов 6 и 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ направляются в Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта (договора). К уведомлению прилагаются:
— копия заключенного контракта (договора) со всеми реквизитами (датой, номером, подписями сторон);
— документально оформленный отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по пункту 6 части 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ должно быть размещено на официальном сайте Российской Федерациио размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта (договора).
В самом контракте (договоре) должны содержаться расчети обоснование цены этого контракта (договора).
Комитет обращает Ваше внимание, что за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации и документов, обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также за представление заведомо недостоверной информации и документов статьей 19.7.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность. Просим данную информацию довести до сведения подведомственных учреждений
Просим данную информацию довести до сведения подведомственных учреждений.
Утвердили единый порядок мониторинга закупок
ВАЖНО!
За проведение контроля отвечает Министерство финансов, используя открытые сведения Единой информационной системы. Информацию для анализа предоставляют и другие ведомства — Федеральное казначейство, ФАС, Минпромторг. После проведения аналитических процедур Минфин подготовит отчетность, в которой сравнит плановые и фактические показатели закупочной деятельности и достижение минимальной доли госзакупок заказчиками. При необходимости в сводный отчет включат мероприятия по совершенствованию законодательства о госзакупках.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Внеплановые проверки
Поскольку оснований для внеплановых проверок множество, то и проводятся они гораздо чаще. Большинство проверок ФАС, которые инициированы жалобами и обращениями, заканчивается выявлением нарушений.
Внеплановая проверка может проводиться как на территории проверяемого субъекта, так и без выезда к нему. Срок внеплановой проверки короче — до 5 дней. В итоге ФАС вынесет предписание, причем оно может последовать как для заказчика, так и для прочих участников закупки.
Что касается предмета внеплановой проверки по 44-ФЗ, то все начинается с обстоятельств, изложенных в жалобе или обращении. Однако этим дело может не ограничиться. В процессе инспекторы могут выявить иные нарушения, что приведет к расширению предмета проверки. Максимально возможная «зона охвата» — вся закупочная деятельность в пределах 3 последних лет.
Видеозапись внеплановой проверки ФАС:
Перемены в 2018 году
Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено. Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года. Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.
Порядок осуществления мероприятий
Представители казначейства проверяют эту информацию:
- Лимиты обязательств на закупку.
- Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
- Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
- Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
- Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
- Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
- Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.
Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.
Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль». После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток. То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.
Результаты контрольных мероприятий
По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:
- Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
- Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
- Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.
Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.
ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС
Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.
Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный
Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:
- Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
- Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
- Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).
Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.
Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).
Последний способ контроля проводится:
- общественными объединениями;
- гражданами без какого-либо статуса;
- объединениями юридических лиц.
Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:
- делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
- подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
- подавать заявления в суд.
***
Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю. Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.
Оформление результатов
Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации. В отчетном бланке должны быть такие сведения:
- критерии аудиторской проверки;
- оценка эффективности и правильности организации закупочной деятельности на предприятии;
- характеристика отклонений;
- факты ограничения доступа к информации (при наличии);
- степень значимости недостатков в работе госоргана;
- отражение потенциальных рисков, которые могут быть спровоцированы выявленными проблемами.
Если аудиторы указывают на наличие в действиях проверяемой структуры состава административного правонарушения, инициируется внеплановая комплексная проверка. Обращение в прокуратуру возможно при условии, что проверкой будут установлены факты финансовых преступлений или коррупционных действий. Акт аудита должен быть доведен до руководства проверяемых структур и опубликован на сайте ЕИС.
Внеплановые проверки ФАС
Законопроектом № 546226-7 уточняются случаи проведения ФАС внеплановых проверок. Так, согласно новой редакции п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе одним из оснований для проведения ФАС внеплановой проверки является получение информации о признаках нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
-
заявление, сообщение юридического или физического лица, указывающие на признаки нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
-
обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
-
сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Управление холдингом, как система управления закупками
Управление холдингом — это подсистема, которая позволяет управлять закупками. Она дает возможность автоматизировать все существующие закупочные процедуры, определять потребности, которые нужно покрыть.
Система позволяет снизить трудозатраты, а также облегчить проведение отчетности. Можно провести интеграцию с электронными торговыми площадками. Благодаря этому объем всевозможных операций, которые раньше совершались вручную, снижается. У поставщиков будет возможность авторизоваться и получить личный кабинет. Там он сможет:
- прочесть правила организации, посмотреть ее документацию;
- разместить свой пакет документов;
- пройти аккредитацию;
- оформить претензию в случае необходимости;
- получать информацию о проведении конкурсов, принимать участие;
- указать информацию о себе;
- отслеживать процесс оплат по контрактам.
Помимо этого, в системе есть мастер создания лотов. Также там вы найдете шаблоны, которые можно менять при необходимости. Они нужны для того, чтобы заполнить условия контрактов. Также там находятся инструменты, которые позволяют определить первоначальную максимальную стоимость.
Успех процедуры закупок зависит от того, насколько четко с самого начала были выставлены требования к поставщикам, прописаны условия контракта. Система управления холдингом поддерживает полностью весь процесс касательно подготовки документов до самого момента заключения договора с победителем. Также в ней можно формировать протоколы, в которых отражены события процедур. Своевременные оповещения, работающие в автоматическом режиме, дают возможность видеть срочные задачи и не забывать о них.
Подсистема «Закупки» вполне может взаимодействовать с другими, например — «Казначейство» или же «Управление договорами». Это позволяет вовремя получать информацию о расчетах, оплате, также дает инструменты, чтобы управлять валютными рисками. Часть системы, называемая «Централизованное управление активами» сохраняет всю полезную информацию в подробностях. Дает возможность быстро принимать решения, проводить анализ состояния компании, активов, контролировать все процессы и не пускать на самотек.
Как казначейство контролирует закупки с 01.04.2020
С 01.04.2020 вступили в силу положения части 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ, которые предусматривают автоматизированный контроль в ЕИС версии 10.1.
Новый функционал оптимизировал процедуру контроля, упростил работу контролеров и заказчиков.
Автоматизированный контроль по ч. 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ осуществляется перед размещением документов на официальном сайте. Если срабатывает контроль, публикация документа блокируется, протокол соответствия не выдается. Заказчику необходимо повторно направить сведения после исправления ошибок.
Автоматизированным способом проверяется:
- непревышение НМЦК в извещении над суммой остатка средств в плане-графике по каждой строке, соответствие финансового объема в разрезе планируемых платежей;
- непревышение цены победителя из протокола определения поставщика над ценой в извещении;
- строгое соответствие ИКЗ в плане-графике, извещении, протоколе определения поставщика и проекте контракта;
- соответствие цены в проекте контракта информации в протоколе определения поставщика.
Автоматически учитываются особенности:
- применения национального режима (ч. 4 ст. 14);
- предоставления преференций инвалидам и предприятиям-уголовникам (ст. 28, 29);
- проведения централизованных и совместных торгов (ст. 25, 26);
- осуществления закупок с ценой за единицу (ч. 24 ст. 22);
- заключения контрактов с несколькими участниками закупки (ч. 10 ст. 34);
- проведения аукциона на право заключить контракт (ч. 23 ст. 68).
Редакция постановления №1367 от 20.03.2017 года утвердила, с какого периода информацию, размещенную в ЕИС, обязаны проверять контрольные органы по части 5 статьи 99 закона №44-ФЗ, — контроль казначейства официально вступил в силу 01.01.2018 —- для федеральных заказчиков, 01.01.2019 — для субъектовых и муниципальных заказчиков.
В настоящее время по ч. 5 ст. 99 проводится глазной контроль в части проверки:
- непревышения объема финансирования в плане-графике над доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств, показателями ПФХД или выделенными субсидиями. Проверка проводится отдельно по каждому КБК, КВР или в рамках целевой статьи;
- закупок, содержащих гостайну (плана-графика, условий проектов контрактов);
- извещений и иных документов для закрытых способов определения поставщика.
П. 14 правил контроля устанавливает срок проверки Минфином в ЕИС сведений, направленных заказчиком на проверку по ч. 5 ст. 99 44-ФЗ. Он составляет один рабочий день за исключением сведений, составляющих гостайну. Для них этот срок составляет три рабочих дня.
По итогам казначейской проверки заказчик получает уведомление о согласовании казначейством плана графика, извещений о закупках, протоколов определения поставщика, условий проектов контрактов или несоответствии, если контролеры не находят ошибок. Протокол несоответствия заказчик получает, когда информация не соответствует требованиям, установленным частью 5 статьи 99 44-ФЗ. В протоколе указываются выявленные нарушения.
Зачем нужен ведомственный контроль?
Как уже было сказано, ведомственный контроль – это один из механизмов контрактной системы. В неумелых руках он будет как минимум бесполезен, а в худшем случае — затруднять выполнение и без того сложной работы контрактных управляющих. Иными словами, эффективность, а точнее «полезность» ведомственного контроля в этом случае будет крайне мала.
Совершенно иначе обстоят дела в том случае, когда между вышестоящей организацией и подведомственным ей заказчиком выстроена устойчивая вертикаль взаимодействия, благодаря которой осуществляется курирование, консультирование, возможно даже обучение и помощь в разрешении возникающих вопросов.
Ведомственный контроль в этом случае становится той призмой, благодаря которой вышестоящая организация осуществляет мониторинг закупочной деятельности подведомственного учреждения. Это позволяет выявлять проблемные вопросы, пробелы в знаниях, нарушения и ошибки на самом раннем этапе.
Таким образом, суть ведомственного контроля сводится не столько к выявлению нарушений и последующему наказанию, сколько к предупреждению и скорейшему устранению потенциальных нарушений.
Следствием такого подхода в перспективе явится целый ряд факторов:
- постоянный контроль и курирование закупочной деятельности заказчика со стороны вышестоящей организации;
- повышение эффективности закупочной деятельности и реализации норм законодательства о контрактной системе;
- снижение количества нарушений.
Разумеется, все это возможно исключительно при выполнении двух важных условий:
- Наличия в вышестоящей организации компетентных сотрудников, обладающих высоким уровнем профессионализма в сфере закупок.
- Наличия отлаженной системы тесного взаимодействия между заказчиком и вышестоящей организацией.
Ведомственный контроль в сфере закупок
Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок. Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет ФАС и Казначейство. Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению. Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств. Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.
Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку. К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта. Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности. При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки. Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.
Внимание: Казначейский контроль, который предусмотрен ч.5 ст. 99 44-ФЗ приостановлен в соответствии с ПП РФ от 20.03.2017 №315
Для федеральных заказчиков срок приостановки контроля до 01.01.2018 г, для муниципальных заказчиков и субъектов РФ до 01.01.2019 г.
Каковы сроки проведения проверок?
Согласно п. 16 Порядка проведения проверок общий срок проверки (с продлением) не может превышать двух месяцев, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований п. 19 Порядка проведения проверок. В данном случае указанный срок не может составлять более чем шесть месяцев.
Отметим, что проектом регламента предусмотрен общий срок для проведения как плановых, так и внеплановых проверок – 30 дней. Названный срок отсчитывается:
– с даты начала проведения, поименованной в приказе, – для плановой проверки;
– с момента поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок – для внеплановых проверок. При этом датой поступления информации о нарушении законодательства является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.
Проектом административного регламента установлены случаи продления указанного выше срока. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен в исключительных случаях, а также при направлении запроса о предоставлении документов и информации, необходимой для проведения внеплановой проверки, не более чем на 30 дней. При этом о продлении срока проверки должно быть уведомлено лицо, направившее в контрольный орган информацию о нарушении и субъект контроля (заказчика, контрактную службу, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок и его членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированную организацию, оператора электронных площадок).
В свою очередь, срок плановой проверки продлевается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, на основании приказа руководителя контрольного органа. Данный срок может быть продлен не более одного раза, и общий срок проведения проверки не может составлять более двух месяцев, за исключением случая несоблюдения субъектами контроля требований п. 4.14 проекта регламента. В таком случае срок проведения проверки не может составлять более чем шесть месяцев.
Контроль со стороны Антимонопольной службы
ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.
В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:
- составлять протоколы;
- рассматривать дела;
- выдавать предписания;
- обращаться в правоохранительные органы и суд.
При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:
- Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
- Квалификация участников и их работников.
- Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
- Репутация.
- Опыт работы.
Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.
Чем обеспечивается мониторинг закупок
- О количестве размещенных планов-графиков госзакупок и общем объеме финансового обеспечения, включенного в такие планы-графики в разрезе источников финансирования, финансового года.
- Об обязательном общественном обсуждении закупок в рамках закона о контрактной системе.
- О госзакупках в разрезе источников финансирования и способов определения поставщика.
- О контрактах, информация о которых включена в реестр контрактов в разрезе источников финансирования и способов определения поставщика.
- О договорах, информация о которых включена в реестр договоров в рамках 223-ФЗ.
- О банковских гарантиях из реестра в разрезе банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения заявок на участие в закупках, исполнения контрактов, гарантийных обязательств.
- О контроле в сфере закупок, о поданных и рассмотренных жалобах в рамках закона о контрактной системе, о деятельности органов контроля.
Органы аудита
Проверяющие органы должны руководствоваться федеральными законами и внутренними регламентами. В роли аудиторов могут выступать:
- Счетная палата РФ;
- контрольно-счетные структуры муниципального и регионального подчинения.
Для органов, наделенных контролирующими и счетными функциями, законодательно предусмотрена организационная автономность. Постоянно действующей структурой в области финансового мониторинга является высший орган госконтроля – Счетная палата. Ее представителям дано право использовать широкий набор аналитических приемов, запрашивать детальную информацию от лиц, вовлеченных в проверяемые процедуры. Этот орган обладает материальной независимостью, на его деятельность не оказывает влияние состояние политической конъюнктуры.
Полномочия казначейства
Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:
- Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
- Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
- Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
- Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
- Установление начальной стоимости контракта.
- Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
- Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
- Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
- Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
- Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.
Как осуществляется ведомственный контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ?
В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:
- Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
- Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
- Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
- Осуществление экспертизы.
- Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
- Оформление протокола о нарушении.
- Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.
В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.
Как осуществляется общественный контроль за закупками заказчиков по Закону N 44-ФЗ?
I. Планирование закупок
Данный этап включает:
-
определение потребности в закупаемых товарах, работах, услугах;
-
оценку наличия средств для закупки;
-
определение требований к закупаемой продукции и поставщикам.
Можно выделить следующие ключевые риски на данном этапе:
1. Закупка в отсутствие необходимых финансовых средств.
Одним из непременных условий возможности закупки является наличие средств. Обычно проверка их наличия является одним из начальных шагов, без которых нельзя инициировать закупочную процедуру. Последствием отсутствия денег станет невозможность заключения договора, оплаты на договорных условиях, риск потери репутации у партнеров.
2. Установление необоснованных требований к закупаемой продукции.
До инициирования закупки необходимо определить, что именно нам нужно. Для этого следует определить характеристики продукции, ее технические параметры. Следствием некачественного их определения могут быть завышенные требования (установление их под «конкретного» поставщика) или недостаточные технические параметры продукции.
3. Установление необоснованных/ неоднозначных требований к поставщику.
В большинстве случаев для выбора контрагента, способного качественно исполнить свои обязательства, проводится оценка его производственных мощностей, кадрового состава. Оценка поставщика также необходима для соблюдения принципа должной осмотрительности, определенного налоговым законодательством. Однако на практике требования, устанавливаемые к квалификации потенциального поставщика, могут быть как недостаточными, так и избыточными.
Подтверждением тезисов о существенности рисков установления необоснованных требований являются результаты исследования, проведенного Высшей школой экономики в 2020 году: по итогам опроса, более 50% заказчиков придерживались стратегии определения поставщика до фактического проведения закупки (закупка формируется изначально под конкретного «победителя»).
Протестировать этап планирования закупок и характерные для него риски внутреннему аудитору помогут следующие процедуры:
-
проверка наличия средств для закупки в бюджете,
-
оценка наличия требуемых материалов/ оборудования на складе,
-
анализ обоснованности и достаточности требований к закупаемой продукции,
-
оценка обоснованности требований, предъявляемых к поставщику.
Виды контроля по субъектам – ведомственный, контроль заказчиком, общественный
Закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:
- Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
- Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
- Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).
Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.
Второй тип контроля проводится заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).
Последний способ контроля проводится:
- общественными объединениями;
- гражданами без какого-либо статуса;
- объединениями юридических лиц.
Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:
- делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
- подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
- подавать заявления в суд.