Актуальные вопросы внутреннего аудита закупочного процесса

Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз

Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:

Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

Чем регламентируются госзакупки?

Госзакупки регламентируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом № 44-ФЗ, а также другими Федеральными законами.

Основным же нормативным документом является Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поэтому если вы всерьёз решили освоить тему госзакупок, то начать свое обучение необходимо непосредственно с изучения 44-ФЗ. Это своего рода “букварь”, без знания которого вы не сможете принимать участия в закупках.

Объекты закупки

В рамках государственного и муниципального заказа закрытые процедуры определения поставщика осуществляются при закупке объектов, указанных в статьях 84-92 закона 44-ФЗ. Помимо товаров, работ и услуг, составляющих государственную тайну, закрытыми способами закупаются услуги сопровождения ценностей Государственного фонда, музеев и так далее (страхование, охрана и транспортировка). Закупку транспортных и клининговых услуг для судей и судебных приставов также необходимо проводить через закрытые процедуры.

Принципиальная разница между закрытыми закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ заключается в том, что последний закон помимо закупок, связанных с гостайной, разрешает заказчику самому сформировать перечень объектов, которые он будет закупать через закрытые процедуры. Заказчик должен включить этот перечень в свое Положение о закупке. Нарушать его он не может. Таким образом, если заказчик по 223-ФЗ объявил закрытую закупку объекта, для которого в его Положении о закупке не предусмотрен закрытый способ, то налицо нарушение законодательства.

Двухэтапный конкурс

Конкурс с двумя этапами отличается от обычного открытого конкурса тем, что заявки в нем подаются дважды. Сначала поставщики предлагают свои условия по предмету торгов без стоимости контракта. Затем, на следующем этапе, после обсуждения предварительной заявки, предоставляется окончательная. В ней указывается стоимость контракта, а также уточненные условия поставщика. Данный способ закупки проводится при выполнении этих требований:

  1. Закупка осуществляется для научных работ — исследований, проектов, включая архитектурные, а также для создания интеллектуальных работ — литературы, искусства (статья 57).
  2. Необходимо обсудить с участниками характеристики или параметры предмета закупки.

Если закупщик в процессе написания описания объекта закупки должен уточнить некие критерии или выбрать правильную формулировку названия закупки, он обсуждает эти вопросы непосредственно с поставщиками. Эти уточнения учитываются на начальном этапе — при формировании технического задания.

Торги через единственного поставщика

На этот вид тендеров приходится около 20 % от закупок государственных заказчиков. Способ закупки у единственного поставщика не является конкурентным, то есть договор заключается напрямую, без рассмотрения заявок.

Кстати, данная закупка является больше правом, чем обязательством. Преимуществом тендеров у одного поставщика или подрядчика является их относительная легкость и экономность во времени. Они проводятся при небольшой сумме по контракту или если закупкой не регламентированы какие-либо ограничения, сложные критерии.

В главе 6 закона, в статье 93 по действующей редакции, указано 54 случая, когда можно провести тендер через единственного исполнителя заказа. Перечислять их в данной статье, пожалуй, бессмысленно.

Перечислим основные обстоятельства, при которых возможна закупка товара или услуги у одного поставщика:

  • закупка не состоялась;
  • закупка в отрасли строительства — покупка, аренда, ремонт и прочее;
  • торги в сферах культуры, научной и образовательной сферы, спорта;
  • медицинское обеспечение, включая обстоятельства при чрезвычайных происшествиях;
  • закупки по коммунальному обслуживанию зданий — электричество, теплоснабжение;
  • поставщики являются естественными монополистами, то есть не заменяются и не имеют конкурентов (водоснабжение или железнодорожный транспорт);
  • в сфере обороны и охраны государства;
  • другие, в которых предусмотрена закупка у одного поставщика.

Помимо вышеперечисленных, можно добавить небольшие закупки на сумму не более ста тысяч у одного подрядчика, отобранного заказчикам для поставки товара — оборудования, оргтехники или услуги — например, на аренду помещения. Что касается годового объема, торги не должны быть больше двух миллионов, или, если предприятие крупное, больше 5% от совокупной нормы закупок и не превышать 50 миллионов рублей (статья 93 федерального закона 44-ФЗ).

Электронный аукцион

Проводится на специальных электронных торговых площадках (сейчас их 9) для неограниченного числа участников и иногда для закрытых закупок на основании ч.2 ст. 84.1 44-ФЗ.

Электронный аукцион (далее ЭА) — это то, что нужно, если заказчик уже знает, какой товар (услуга) ему нужен, и может четко сформулировать критерии для победы.

Для ЭА нужно объективное основание. Например, то, что организатор хочет купить, есть в . Тогда заказчик публикует извещение и конкурсную документацию, где рассказывает о своих требованиях к заявкам. Любой подходящий может стать победителем, если предложит наименьшую цену сделки.  

Узнать же об аукционе можно в Личном кабинете ЕИС — всем аккредитованным на ЭП приходит извещение. Сами торги происходят между оценкой первых и вторых частей заявок.

Первая часть — это сведения об объекте закупке, а также согласие на выполнение заказа, подписанное усиленной электронной подписью участника. По итогам выдаются допуски к участию в торгах.

Вторая — досье на участника. Если организация подходит по заданным параметрам, появляется итоговый протокол с победителем.

Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018

В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:

  • Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
  • Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
  • Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
  • Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
  • При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
  • Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
  • Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
  • Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
  • Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
  • Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.

Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий

Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:

  • Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
  • Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
  • Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
  • Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.

Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:

  • Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
  • ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
  • Заказчик обращался в судебные органы.
  • Суд выносил вердикт в пользу заказчика.

После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:

  • Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
  • Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
  • К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
  • Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.

Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.

В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.

Закрытые торги

Что относится к способам закупок закрытого метода? Стоит отметить, что к закрытым относят только аукционы и конкурсы. В соответствии со статьей 84 закона, порядок проведения таких торгов определяется тем, что заказчики отправляют приглашения участникам, то есть если в открытых формах принимать участие может неограниченное количество лиц, в закрытых торгах участвуют только приглашенные поставщики.

Проводятся закрытые торги в четырех регламентированных законом случаях:

  1. Закупка проводится для обеспечения федеральных органов, и если информация об этих нуждах является государственной тайной.
  2. Закупки товаров, услуг и работ являются государственной тайной и их сведения отражены в аукционной/конкурсной документации или в проекте государственного контракта.
  3. Если предмет закупки — страхование и охрана, перемещение объектов Фонда драгоценных металлов и камней России или музеев, архивной документации (в том числе копий), рукописей и прочих объектов культурного и исторического значения. Также если эти предметы передаются и принимаются заказчиками во временное пользование/владение физическим или юридическим лицам, включая проведение выставочных мероприятий в России или за ее пределами.
  4. При торгах на уборку зданий/помещений, а также оказанию услуг в качестве водителя для судей и приставов.

Закрытые закупки не размещаются в единой информационной системе, а направляются ограниченному количеству лиц с приглашением к участию.

В ходе проведения закрытого конкурса не допускается отправлять электронные сведения: запросы по поводу документации и ответы на них, внесенные изменения, документы по конкурсу. Разъяснения по поводу положений документации отправляются в адрес всех участников в бумажном виде, в котором обозначается предмет запроса, но без указания лица, которое его направило. Протокол по результатам проведения таких торгов не публикуется в СМИ и на главном портале закупок. Также в процессе конкурса не разрешается аудио- и видеозапись.

Запрос предложений

Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:

  1. при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
  2. При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  3. При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  4. При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  5. При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  6. После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  7. При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
  8. При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).

Вебинары и программы обучения и повышения квалификации в Школе электронных торгов:

  • Вебинары по торгам, где эксперты и практики делятся опытом участия в закупках, комментируют изменения в законодательстве, позицию ФАС и судов.
  • Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

ПЛЮСЫ ДЛЯ ПОСТАВЩИКА

Заниматься сферой закупок стоит как минимум потому, что государство покупает почти всё. Каждая сфера задействована, на всех распространяются единые правила, тендеры электронные — все переговоры ведутся дистанционно.

Государство — стабильный заказчик. Оно всегда исполняет обязательства, и даже когда финансирование программ урезают, государство продолжает покупать те или иные вещи и услуги.

Значение в большинстве закупочных процедур имеет только цена — на срок вашей работы или деловую репутацию редко кто обращает внимание. У этого есть и обратная сторона — придется бороться с демпингом

К сожалению, изменения в госзакупках 2021 года эту проблему не исправляют.

Участники закупок, преференции по 223-ФЗ

Участниками закупок могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Закон 223-ФЗ предусматривает ряд преференции для отдельных участников:

  • для СМП и самозанятых (при проведении закупок исключительно для СМП) в части сроков оплаты, предельных размеров обеспечительных мер
  • для поставщиков «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) в рамках реализации ПП РФ №925
  • поставщиков, предлагающих продукцию, включенную в соответствующие реестры в рамках ПП РФ №2013, в случае реализации данного постановления заказчиком при проведении закупок. К примеру, пунктом 6.9.8 в 21 редакции Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком» предусмотрено: Во исполнение требований Постановления №2013 с целью обеспечения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) заказчик вправе установить в документации о неконкурентной закупке требование о наличии предлагаемого (предлагаемых) к поставке товара (товаров) в реестрах, предусмотренных Постановлением № 2013. При этом участник, при подаче заявки на участие в закупке, предоставляет информацию о номере (номерах) реестровой записи (реестровых записей) соответствующих реестров.

Защищены ли права участников закупок

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу в рамках 223-ФЗ на действия заказчика.

Жалоба подается в случаях, когда:

  • нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС
  • от поставщиков требуют документы, не предусмотренные закупочной документацией
  • закупка осуществляется без действующего положения и без применения положений норм 44-ФЗ
  • опубликована недостоверная или отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов СМП

Жалоба в ФАС также целесообразна, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупке. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматриваются в течение 7-ми рабочих дней, в то время как жалобу на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение одного месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).Отдельного внимания заслуживает особенность подачи жалобы. Обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может в том числе и участник, не участвующий в закупке, но только до момента окончания срока подачи заявок. Такая жалоба может касаться нарушений установленного порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок. После окончания срока подачи заявок обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может исключительно участник, подавший заявку на участие в закупке.

Подробнее о процессе обжалования действий заказчика, а также алгоритмах рассмотрения жалобы по 44-ФЗ и 223-ФЗ рассказывает эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

1.2.2 Способы определения поставщиков

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способыопределения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и 44-ФЗ. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Организатором совместных конкурса или аукциона выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких конкурса или аукциона.

Указанное соглашение должно содержать:1) информацию о сторонах соглашения;2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводится совместный конкурс или совместный аукцион;3) начальную (максимальную) цену контракта или контрактов и обоснование такой цены;4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;7) порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;10) срок действия соглашения;11) порядок рассмотрения споров;12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.

Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.

Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Какие конкурентные способы применяют заказчики

В таблице способов закупок по 44-ФЗ — все конкурентные формы с учетом изменений по 360-ФЗ:

Виды конкурентных процедур по 44-ФЗ Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый в электронной форме

Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Тот, кто предложит лучшие условия.

Закрытый в бумажной форме

С 01.07.2018 список дополнился заказами федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР.

Закрытый в электронной форме

Закрытый электронный конкурс проводится только по основаниям, указанным в ФКС, — заказах страховых услуг, транспортировке и охране ценностей Госфонда (ч. 13 ст. 24). Дополнительные основания устанавливает Правительство РФ.

Аукцион Открытый в электронной форме Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. Перечень тендеров, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством РФ — в распоряжении № 471-р от 21.03.2016. Проводится на электронных площадках. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
Закрытый
Электронный запрос котировок

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос котировок в электронной форме проводят при одновременном выполнении двух условий (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ):

  • НМЦК не превышает 3 миллиона рублей;
  • годовой объем таких закупок не превышает 20 % от СГОЗ (до конца 2021 г. — 10 % от СГОЗ) или же прошлогодний СГОЗ меньше 500 миллионов рублей, а годовой объем закупок электронными котировками не превышает 100 миллионов рублей.

Для некоторых заказов электронный запрос котировок проводят без учета НМЦК и годового объема закупок:

  • если приобретаются лекарственные препараты для пациента, назначенные по решению врачебной комиссии;
  • если закупаются жилые помещения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.
Тот, кто предложит самую низкую цену.
Электронный запрос предложений

До конца 2021 года проводится по таким основаниям: для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр, при признании повторного конкурса несостоявшимся.

При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений выбирают и после признания:

С 01.01.2022 электронный запрос предложений заказчики не проводят.

Тот, чье окончательное предложение отражает оптимальные условия.

Конкурс с ограниченным кругом лиц

Особенности этого способа закупки товаров (или услуг) указаны в статье 56 федерального закона, регулирующего закупки. В конкурсе с лимитированным кругом лиц предъявляются единые и дополнительные требования. Однако к участию допускаются только лица, прошедшие предквалификационный отсев или отбор (ПКО). В каких случаях заказчики должны выбрать торги с ограниченным участием? Они следующие:

  1. Если предмет закупки — поставка или выполнение инновационных и высокотехнологичных объектов. Примечание: этот перечень устанавливается Правительством.
  2. Если предмет закупки — объект культуры, музейные предметы и коллекции, а также все, что касается архивной документации, хранилищ, реставрации и библиотечных фондов.

Заключение

Итак, к способам осуществления закупки относятся аукционы, конкурсы, котировки, запросы предложений и закупки с единственным поставщиком/подрядчиком. Конкурсы также подразделяются на открытые/закрытые, двухэтапные и с ограниченным кругом лиц. Определение способа закупки — важный момент при планировании годовых планов-графиков.

В соответствии с законом о контрактной системе, можно классифицировать государственные закупки на конкурентной основе или напрямую с одним поставщиком, без таких процедур.

Также закупки можно разделить на закрытые и открытые. К закрытым относят конкурсы и аукционы. Чтобы принять в них участие, поставщикам необходимо получить приглашение от заказчиков. Сведения от таких закупках не разглашаются. Следовательно, открытые закупки доступны неограниченному кругу лиц. Обязательным требованием для всех участвующих являются единые требования: отсутствие долгов по налогам и сборам, административной ответственности, конфликта интересов, также они не должны быть офшорной компанией и прочее. Эти требования указаны в статье 31 закона.

Заключение

Итак, к способам осуществления закупки относятся аукционы, конкурсы, котировки, запросы предложений и закупки с единственным поставщиком/подрядчиком. Конкурсы также подразделяются на открытые/закрытые, двухэтапные и с ограниченным кругом лиц. Определение способа закупки — важный момент при планировании годовых планов-графиков.

В соответствии с законом о контрактной системе, можно классифицировать государственные закупки на конкурентной основе или напрямую с одним поставщиком, без таких процедур.

Также закупки можно разделить на закрытые и открытые. К закрытым относят конкурсы и аукционы. Чтобы принять в них участие, поставщикам необходимо получить приглашение от заказчиков. Сведения от таких закупках не разглашаются. Следовательно, открытые закупки доступны неограниченному кругу лиц. Обязательным требованием для всех участвующих являются единые требования: отсутствие долгов по налогам и сборам, административной ответственности, конфликта интересов, также они не должны быть офшорной компанией и прочее. Эти требования указаны в статье 31 закона.

Выводы и рекомендации

Наше государство, было, есть и будет самым крупным и платежеспособным потребителем. Если вы являетесь действующим предпринимателем или планируете таковым стать, то стоит присмотреться к госзакупкам, как к одному из инструментов для увеличения количества заказов и расширения географии вашей деятельности.

Преимущества участия в госзакупках:

  1. Не нужно тратить деньги на рекламу, чего нет ни в каком другом виде продаж;
  2. Отсутствует необходимость в привлечении огромного количества людей (на начальном этапе будет достаточно одного человека);
  3. Большая часть госзакупок проходит в электронной форме. Что расширяет рынок сбыта ваших товаров (работ, услуг);
  4. Можно заранее спрогнозировать спрос среди заказчиков на ваши товары (работы, услуги);
  5. Низкая конкуренция;
  6. Стартовать можно с минимальными затратами.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector