44-фз: при рассмотрении вторых частей заявок в первой части заявки выявлено несоответствие, как поступить в этом случае?

Содержание:

Что делать поставщику?

Если поставщик оказался единственным участником торгов или только его заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки ему нужно подписать контракт. Такой контракт заключается:

  • по максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона;
  • по цене поставщика, если он оказался единственным поставщиком, чья вторая часть заявки соответствовала требованиям.

ВАЖНО

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков (см. «За что участника госзакупок могут включить в реестр недобросовестных поставщиков»).

В чём разница запретов и ограничений нацрежима?

Запреты имеют абсолютный характер: покупка некоторых видов продукции, произведённой за рубежом, по общему правилу категорически запрещена. Полный перечень такой продукции представлен в Постановлении 616. Но есть и товарные позиции, на приобретение которых введены не запреты, а ограничения. Для продукции из России и государств ЕАЭС предусматриваются преференции, разрешающие закупочной комиссии выставить заявке более высокий балл и наделить её превосходством для участия в закупке.

Все ограничения, запреты и допуски носят точечный, отраслевой характер: конкретные товарные позиции указаны в соответствующем нормативном акте Правительства РФ.

Электронный аукцион по 44-ФЗ: просто о сложном

Признание аукциона несостоявшимся. Последствия признания аукциона несостоявшимся

106. Аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях:

1) от заявителей не поступили заявки на участие в аукционе или заявка на участие в аукционе поступила только от одного заявителя;

2) по результатам рассмотрения заявок всем заявителям, подавшим заявки на участие в аукционе, отказано в приеме заявки на участие в аукционе;

3) по результатам рассмотрения заявок только один заявитель, подавший заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона;

4) в аукционе приняли участие менее двух участников аукциона либо после троекратного объявления аукционистом минимального (стартового) размера разового платежа ни один из участников аукциона не поднял билет.

107. В случаях, указанных в подпунктах 1, 2, 4 пункта 106 настоящего порядка, решение о признании аукциона несостоявшимся оформляется соответствующим протоколом аукционной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанной в объявлении о проведении аукциона. При этом в случае, указанном в подпункте 1 пункта 106 настоящего порядка, поступившая заявка на участие в аукционе не рассматривается аукционной комиссией.

108. Протокол о признании аукциона несостоявшимся составляется в одном экземпляре.

109. В случае, указанном в подпункте 3 пункта 106 настоящего порядка, в протоколе о признании заявителей участниками аукциона делается соответствующая запись.

110. В течение трех рабочих дней со дня подписания аукционной комиссией протокола, которым оформлено решение о признании аукциона несостоявшимся, организатор аукциона направляет в уполномоченный орган уведомление о признании аукциона несостоявшимся с приложением копии указанного протокола.

111. Если аукцион был признан несостоявшимся, уполномоченным органом может быть принято решение о проведении повторного аукциона. При этом порядок и условия проведения такого аукциона, за исключением порядка и условий, установленных настоящим порядком и решением о проведении аукциона, могут быть изменены.

112. В случае если при организации и проведении повторного аукциона порядок и условия проведения такого аукциона изменяются, уполномоченный орган одновременно с обращением, указанным в пункте 113 настоящего порядка, направляет организатору аукциона изменения в ранее поданную заявку, оформленные в порядке, установленном пунктом 16 настоящего порядка.

113. В случае если от уполномоченного органа в течение десяти рабочих дней со дня направления ему уведомления о признании аукциона несостоявшимся организатору аукциона не поступило обращения о повторном проведении аукциона, организация аукциона считается завершенной и повторные организация и проведение аукциона возможны только после представления уполномоченным органом заявки на проведение аукциона в соответствии с настоящим порядком.

Основные изменения

Федеральный закон —ФЗ введён в действие в 2019 году. Он вносит изменения в 44-ФЗ.

Изменения можно условно разделить на несколько блоков.

Первый блок, введённый с 12.05.2019, изменил порядок предоставления отчёта по контрактам, в связи с чем ч. 9–12 ст. 95 44-ФЗ утратили свою силу. В этой же части был изменён порядок начисления штрафов — отменена необходимость указывать конкретные цифры в проекте контракта и самом контракте.

А также изменился процесс расчёта пени — в связи с изменениями, в том случае, когда отношения, связанные с осуществлением закупки, регулируются иными нормативно-правовыми актами, пеня должна начисляться в соответствии с ними.

Сократились сроки подачи жалоб и внесения поставщика в РНП — ранее этот срок составлял 10 дней, в связи с изменениями 71-ФЗ — сократился до 5 дней.

Упростился порядок подачи жалобы в ФАС — по новому порядку не требуется предоставлять распечатанные документы, если они уже загружены в ЕИС.

Когда запреты недействительны?

Запреты на приобретение иностранной продукции недействительны в нескольких случаях:

  • Товар не изготавливается на территории Российской Федерации, также закупка должна быть разрешена и одобрена Минпромторгом;
  • Стоимость единицы товара не свыше 100 тыс. руб., а общая стоимость продукции — не свыше 1 млн. руб.;
  • Продукция определенного товарного знака, и только в том случае, если заказчику необходимо совместить новый товар с тем, который у него уже есть. Например, это может быть необходимость дополнить, расширить или модернизировать уже имеющееся и функционирующее оборудование. Исключение — закупка тракторов и пищевого оборудования.
  • Запасные элементы к иностранной продукции, аппаратам, используемым заказчиком: согласно техническим документам он может покупать оригинальные элементы и запчасти у изготовителя или поставщика;
  • Определённые закупки ФСО, МВД, Службы внешней разведки, национальной гвардии и подведомственных им организаций;
  • Закупки продукции ФСО, которые осуществляются для реализации мер по обеспечению государственной охраны, также закупки транспорта МВД с целью обеспечения безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий;
  • Не касается закупок программного обеспечения или прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях с целью обеспечения собственной деятельности в иностранном государстве.

Отклонение по вторым частям заявок, 44-ФЗ

  • несоответствие условиям, которые установлены документацией;
  • недостоверная информация;
  • заказчик установил запрет на покупку импорта, а поставщик предлагает зарубежную продукцию;
  • тендер проводят для СМП и СОНКО, а поставщик к ним не относится.

С 01.01.2022 действуют новые основания для отклонения вторых частей заявок при проведении электронного конкурса (360-ФЗ от 02.07.2021):

  • наличие в заявке сведений о цене предложения;
  • наличие оснований для отказа в принятии независимой гарантии;

С 01.01.2022 вводятся специфические новые основания для отклонения вторых частей заявок при проведении закрытого конкурса (360-ФЗ от 02.07.2021):

  • поставщика, который подал предложение, не приглашали участвовать в тендере;
  • участник подал больше одной заявки на один лот;
  • цена предложения равна нулю, меньше нуля или выше НМЦК;
  • непредоставление информации и документов, запрошенных заказчиком;
  • наличие в предложении недостоверной информации;
  • несоответствие обеспечения требованиям 44-ФЗ;

поставщик является недружественной РФ организацией.

Если признан только один участник

Электронные аукционные торги, объявленные несостоявшимися по причине признания аукционной комиссией лишь одного потенциального участника (ч. 2 ст. 71 44-ФЗ), заявившего о намерении участвовать в аукционе, предусматривают на основании статьи 71 44-ФЗ последующую реакцию в виде:

  • направления оператором ЭТП заказчику на протяжении 1 часа с момента размещения на площадке протокола аукционной комиссии, о котором шла речь выше, второй заявочной части вместе с данными и соответствующими электронными документами этого участника;
  • обязанности оператора на протяжении 1 рабочего дня после пересылки заказчику второй заявочной части направить сообщение об этом единственном участнику;
  • рассмотрения аукционной комиссией на протяжении 3 рабочих дней со времени получения заказчиком второй заявочной части поданной заявки и сопутствующих ей документов;
  • направлении аукционной комиссией оператору ЭТП протокола рассмотрения заявочных документов единственного участника, подписанного всеми членами комиссии;
  • заключения контракта с единственным участником аукциона в случае соответствия его заявки положениям 44-ФЗ и условиям аукциона.

Если подана только одна заявка

В констатируется, что если по завершении срока направления заявок на участие в электронном аукционе не поступило ни единой из них или же пришла лишь одна, то заявленный аукцион обязан быть объявлен несостоявшимся.

Затем ст. 71 44-ФЗ развивает эту коллизию и описывает её последствия, выраженные в:

  • обязанности оператора ЭТП не позже 1 рабочего дня, наступившего вслед за сроком завершения даты направления заявок на участие в электроном аукционе, направить заказчику обе части поступившей единственной заявки вместе с имеющимися данными и необходимой электронной документацией;
  • уведомлении оператором ЭТП потенциального участника предстоящей торговой процедуры в сроки, указанные выше, о том, что он подал единственную заявку;
  • рассмотрении аукционной комиссией заявочного документа в единственном числе на протяжении 3 рабочих дней с момента его поступления для определения его соответствия положениям 44-ФЗ и условиям аукциона и последующего направления оператору ЭТП протокола рассмотрения полученной заявки, завизированного членами комиссии;
  • заключении контракта с автором единственной заявки в случае, если она совпадает с требованиями 44-ФЗ и аукционными условиями.

Ограничения для поставщика

Документом, подтверждающим страну происхождения МИ, указанных в перечнях № 1 № 2, служит сертификат, который выдаётся соответствующим органом стран-участниц ЕАЭС на основании правил определения страны происхождения товаров, базирующихся на аналогичных правилах СНГ.

Если при заключении контракта заявки, содержащие предложения о поставке некоторых видов МИ зарубежного производства из перечня № 1, были отклонены, то не разрешается замена такого медизделия на аналогичное, произведённое не в странах-участницах ЕАЭС.

То же самое относится и к медицинским изделиям зарубежного производства одноразового использования из ПВХ-пластиков, входящим в состав перечня № 2, а также когда процентная доля цены использованных материалов или сырья зарубежного производства в стоимости конечного продукта превышает нормы, указанные в ПП № 967 от 14.08. 2017 г.

Если не подано предложений

Вслед за этим наступают такие последствия:

  1. На протяжении получаса по завершении стартовой десятиминутки оператор ЭТП публикует на ней протокол, признающий аукцион несостоявшимся с указанием адреса ЭТП, даты проведения процедуры, времени её начала и окончания, НМЦК.
  2. Вслед за размещением на площадке протокола оператор ЭТП в течение 1часа после этого направляет заказчику этом протокол вместе со вторым заявочными частями, поданными потенциальными участниками, и сопутствующими электронными документами.
  3. Затем оператор ЭТП на протяжении 1 рабочего дня отправляет уведомления участникам закупочной процедуры. После этого аукционной комиссии отводится 3 рабочих дня вслед за получением заказчиком вторых заявочных частей на их рассмотрение, а затем по итогам рассмотрения составляется протокол, направляемый оператору ЭТП.

Специальные основания для признания торгов несостоявшимися

В законодательстве можно встретить следующие основания:

  • неуплата выигравшим торги участником покупной цены (п. 7 ст. 449.1 ГК РФ);
  • отсутствие заявок или случай, когда ни одна заявка не удовлетворяет условиям (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53 закона № 44-ФЗ, п. 17 ст. 110 Закона о банкротстве);
  • отказ от заключения контракта участника под номером 2 (ч. 6 ст. 54 закона № 44-ФЗ);
  • отсутствие надбавки против первоначальной цены (п. 2 ч. 1 ст. 58 закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ).

Последствия несостоявшихся торгов могут быть предусмотрены как законом, так и подзаконным актом или правилами, для них установленными. Рассмотрим некоторые из них. 

Гарантийные обязательства

71-ФЗ ввёл понятие в сфере реализации закупок — гарантийные обязательства, то есть обещание поставщика обеспечить качество поставляемых ТРУ, а также требования к сроку эксплуатации, обслуживанию и предоставлению объекта закупки в оговорённом контрактом объёме и качестве.

Заказчик, выбравший в качестве меры своей защиты гарантийные обязательства, должен обязательно указать требование об их предоставлении в контракте и проекте контракта, извещение, приглашение и иную закупочную документацию.

При установлении заказчиком предоставить гарантийное обеспечение, документ о приёмке ТРУ может быть оформлен только после полного его предоставления.

Таким образом, банковская гарантия обретает новую сферу применения — для обеспечения гарантийных обязательств.

Порядок рассмотрения жалобы

Сначала ФАС проводит предварительное рассмотрение. Далее жалобу рассматривают по существу. Одновременно комиссия ФАС проводит внеплановую проверку документов, а также организаторов закупки и всех, к ним причастных.

Для примера разберем случай необоснованного отклонения первой части заявки.

Материалы по теме

Госзакупки: план-график на 2019 год

Пример

По результатам рассмотрения первых частей заявок (аукцион № 0373100015817000177 от 19.06.2017) комиссия ФГБУ «НМИЦ Кардиологии» отклонила участника ИП Попова А.С. (№ 25) по причине: «Гарантийный срок отсутствует (п. 1 ч. 4 ст. 67 № 44-ФЗ)». В связи с этим 09.09.2017 последний подал документы в ФАС, т. к. счел данные действия необоснованными. В качестве доказательства в документе были подробно изложены соответствующие статьи Закона № 44, а также положения аукционной документации.

18.09.2017 комиссия УФАС в г. Москве вынесла решение, в котором установила нарушение заказчиком ч. 5 ст. 67 № 44-ФЗ. А в ходе проверки выяснилось, что по аналогичным причинам был незаконно отклонен и поставщик № 20. В итоге прошение признали обоснованным и выдали заказчику предписание об устранении нарушений.

Отклонить участника могут и по второй части, но уже после торгов. Далее приведен пример такой ситуации.

30.03.2017 был проведен электронный аукцион № 0127200000217000260. Победитель — ЗАО «Фармацефт». При этом другой участник, ООО «БСС», который по итогам торгов получил второй номер, обжаловал неправомерный допуск победителя по второй части заявки. Последний, как предполагал заявитель, мог предложить лекарства только иностранного производства (Дания), тогда как по закону требовались только российские. Комиссия ФАС провела проверку всех заявок по этим торгам и признала допуск победителя незаконным (решение и предписание от 13.04.2017). В результате заказчик получил предписание, а контракт был заключен с ООО «БСС».

Материалы по теме

Как получить сертификат происхождения товара (СТ-1) для госзакупок

Порядок проведения заседания

Ответ

Аукционная комиссия заказчика наделена правом при рассмотрении вторых частей признания заявок несоответствующими, в том числе на основании несоответствия документов и информации, которые представлены участниками в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ в составе первой части заявки.

Поскольку при рассмотрении вторых частей заявок в первой части заявки выявлено несоответствие требованиям, установленным заказчиком, то такая заявка может быть отклонена на основании пункта 1 части 6 статьи 69 и части 6.1 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

При этом отклонение заявки может быть обжаловано участником закупки в УФАС.

Скачать 44 ФЗ в последней редакции

Федеральный закон №44 «О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят ГосДумой РФ 22 марта 2013 года, а одобрен законодательный проект был спустя 5 дней того же года.

ФЗ 44 регулирует отношения, возникающие в процессе необходимости удовлетворения государственных и муниципальных нужд в сфере закупок. Также действие закона направлено на предотвращение незаконных действий в следующих сферах:

  • планирование гос закупок в области товаров и услуг;
  • выполнение условий контрактов;
  • проверка закупаемой продукции и услуг;
  • аудит действий госорганов в сфере закупок.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Какие товары попадают под запрет нацрежима?

Перечень товаров, имеющих зарубежное происхождение и запрещённых для приобретения при действительном национальном режиме, прописан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Здесь описываются 125 товарных позиций, их закупка заказчиками категорически запрещена.

Дополнительные запрещённые для покупки товары при действительном нацрежиме описаны в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В частности, запрещаются программно-аппаратные комплексы систем хранения данных, которые относятся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по типам экономических процессов ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных» (в дальнейшем — товары), изготавливающихся за рубежом.

Запрещается приобретение программ для ЭВМ и баз данных, которые реализуются вне зависимости от типа контракта на физическом носителе или в цифровом формате по линиям коммуникации, изготавливаемых зарубежными странами (исключая программное обеспечение, входящее в общий перечень программ для ЭВМ и баз данных из стран-участников Евразийского экономического союза, исключая Российскую Федерацию (в дальнейшем — реестр евразийского программного обеспечения), и уникальных привилегий на подобный продукт и возможности пользования подобным программным обеспечением (в дальнейшем — программное обеспечение или права на него). Так описывается в Постановлении Правительства от 16.11.2015 № 1236 (ред. от 30.03.2019) «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При наличии каких оснований оканчивается исполнительное производство?

Окончание исполнительного производства (ИП) — это регламентированная законом процедура: просто так прекратить ИП нельзя, даже если должник исполнил все свои обязательства. Для того чтобы производство могло считаться оконченным, пристав должен оформить специальное постановление и совершить некоторые другие процессуальные действия. Но прежде чем разобраться, как происходит окончание исполнительного производства, нужно выяснить, когда оно может быть окончено. К числу оснований закон относит:

  • выполнение должником требований, которые содержались в исполнительном документе (ИД);
  • возвращение исполнительного документа судебному органу или взыскателю (по требованию взыскателя или судебного органа, а также по ряду других причин);
  • истечение срока, предусмотренного для исполнения документа;
  • банкротство должника;
  • ликвидацию компании, которая выступает в качестве должника.

Окончание ИП в результате исполнения требований

Самая благоприятная ситуация — это исполнение должником всех требований, которые предусматривались исполнительным листом. Поскольку погасить задолженность должник может различными способами, то и порядок действий, предшествующих окончанию производства, различается.

Так, если долг выплачен напрямую взыскателю, то получатель средств должен отправить приставам ходатайство об отзыве исполнительного документа. Если же оплата произошла через специальный сервис Службы судебных приставов, то сотрудник этого органа самостоятельно завершает процесс взыскания.

Возвращение исполнительного документа взыскателю

Возвращение ИД взыскателю происходит в случае, если сам взыскатель этого требует. Кроме того, документ возвращается и тогда, когда исполнение требований не представляется возможным или же у приставов не получается найти должника и принадлежащие ему деньги и имущественные объекты.

Также ИЛ возвращается взыскателю при выдворении должника с территории РФ (это основание применяется только при условии, что должником является иностранное лицо или лицо, которое не имеет гражданства какого-либо государства).

Если завершение исполнительного производства происходило не по инициативе взыскателя, приставы должны составить специальный документ (акт), в котором будут описаны все обстоятельства, сделавшие исполнение решения невозможным.

Окончание производства из-за банкротства или ликвидации должника

Если компания-должник ликвидируется, ИД должен быть направлен приставом в ликвидационную комиссию. Отправка исполнительного документа комиссии происходит не позднее чем через 3 дня после того, как пристав вынесет постановление об окончании.

Что касается прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей, то этот факт не приводит к окончанию исполнительного производства. Почему? По действующему законодательству, такие предприниматели несут ответственность по долгам своим имуществом, а значит, есть шансы на взыскание с них задолженности.

Истечение срока давности

Предъявлять документ к исполнению можно в течение 3 лет (срок начинает отсчитываться с того момента, когда вступило в силу судебное решение). Но, нужно иметь в виду, что из этого правила есть исключения, и по некоторым категориям дел установлен меньший срок.

При расчете срока во внимание не берутся те периоды, когда документ находился на исполнении (у самих приставов, в банковской организации и т.д.). Также не учитывается время, в которое должник частично исполнял свои требования (например, вернул долг, но не в полном объеме).

Направление исполнительного документа для удержания платежей

Окончить ИП приставы должны и в том случае, если документ будет передан для исполнения другой организации. Данное требование содержится в п.8 ч.1 ст.47 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

Но рассчитывать на то, что ИП будет завершено, можно не во всех случаях. Правило распространяется только на те ситуации, когда с должника будут удерживаться периодические платежи. Так, например, ИП закроется, если суд обязал должника платить алименты на ребенка, и ИД будет отправлен работодателю алиментоплательщика.

Повод для рассмотрения жалобы

Закон диктует заказчикам строгие основания отклонения заявки по 44-ФЗ (ч. 4 ст. 67 и ч. 6 ст. 69). Любое отступление от этих норм будет считаться нарушением законодательства.

Поэтому, если участник аукциона считает, что отклонение по первым частям заявок 44-ФЗ не соответствует вышеуказанным правилам, а значит, нарушает его права, то он может обжаловать действия заказчика в соответствии со ст. 105 Закона.

Аналогично можно поступить, если имеет место незаконное отклонение второй части заявки по 44-ФЗ

Только в этом случае важно успеть отправить документы в антимонопольный орган до заключения контракта с победителем тендера

Таким образом, недобросовестные действия заказчика, а именно необоснованное отклонение заявки по 44-ФЗ, будет являться поводом для рассмотрения жалобы в ФАС. Результатом процесса может стать восстановление нарушенных прав участника.

Победитель

Лицо, признанное победителем аукциона, определяется положениями, указанными в ч. 10 ст. 69 44-ФЗ, а также нижеследующих частях в зависимости от вида подведения итогов торгов.

Согласно закону 44-ФЗ, есть два способа проведения аукционов:

  • «Классический». Когда участники предлагают наименьшую цену на поставку того или иного типового товара, оказание услуг или выполнения работ. Победителем признается тот, кто предложит наименьшую цену;
  • «Аукцион со сниженной ценой контракта». Организатор торгов изначально снижает цену контракта до половины процента от максимальной, и дает участникам право самостоятельно повышать цену. Победителем в этом случае становится максимально совершенная ставка.

Этапы закупки и связь с другими статьями

Признать торги несостоявшимися можно с даты окончания подачи заявок (п. 5) вплоть до заключения контракта (п. 8). Последствия же затрагивают документы планирования (изменение способа закупки, других существенных условий, к примеру, цены, сроков), и влекут необходимость проведения повторной процедуры.

Ч. 16 ст. 66, ч. 20 ст. 68, ч. 8 ст. 67, ч.13 ст. 69 и, наконец, ч. 15 ст. 70 описывают случаи, когда аукцион могут признать несостоявшимся.

Статья 70 определяет процедуру заключения контракта.

П. 25 ч. 1 ст. 93 — особенности заключения контракта по результатам описанных выше случаев.

Признание несоответствия

За порядок признания заявки несоответствующей требованиям отвечает часть 6 статьи 69 44-ФЗ, в которой указано что она может быть отклонена в следующих случаях:

  • непредставление или неполное предоставление информации и документов, указанных в требованиях к участникам, а также заведомо ложное предоставление информации с недостоверными данными;
  • несоответствие товаров и услуг, являющихся объектом закупки, нормативам, указанным в требованиях и ГОСТах;
  • несоответствие кандидатуры исполнителя контракта требованиям, в том числе квалификационного характера;

Поэтому перед началом работы следует изучить данные положения, а также внимательно ознакомиться с требованиями и условиями аукциона или другой закупочной процедуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector