Как оценить заявки участников открытого конкурса по 44-фз

Содержание:

Критерий «Наличие опыта работы» относится к нестоимостным критериям.

Это значит, что вам надо будет подготовить сканы документов, которые подтвердят ваш опыт. Но не спешите сканировать документы, внимательно ознакомьтесь с требованиями заказчика.

Например, заказчик проводил конкурс на создание государственной информационной системы. Начальная (максимальная) цена составила 12 млн руб. Для подтверждения опыта заказчик запросил у участников «копии исполненных контрактов (договоров), копии актов выполненных работ, предметом которых является выполнение работ на оказание (услуг), сопоставимых c предметом Конкурса (по содержанию и составу работ (услуг) за период 2017–2020 гг. При этом цена одного исполненного контракта должна быть не менее 50% от начальной (максимальной) цены закупки (лота)». Значит, для подтверждения опыта и получения баллов по критерию предоставьте следующие документы:

— копии исполненных контрактов (договоров). Тщательно отбирайте контракты, которые будут подтверждать ваш опыт. Предмет таких контрактов должен быть сопоставим предмету конкурса. Работы по таким контрактам должны быть полностью выполнены на момент подачи заявки. Контракт должен быть исполнен в период 2017—2020 гг. По контрактам не должно быть взыскано штрафов, пеней. Сумма одного такого контракта должна быть не менее 6 млн руб.;

— копии актов выполненных работ. Перед тем как отправить акты заказчику, проверьте сумму по актам. Она должна сходиться с суммой, указанной в контракте. Если сумма меньше или больше, предоставьте заказчику дополнительное соглашение на расторжение контракта либо увеличение цены.

Совет

Когда сканируете контракты, удостоверьтесь, что отсканировали не только сам контракт, но и все приложения к нему

Заявка на открытый конкурс в электронной форме

Конкурсная заявка состоит из двух частей и ценового предложения. Все они подаются на ЭТП одновременно. Нужно заполнить все поля формы и прикрепить документы, которые требуются в рамках конкретной процедуры.

Общая информация

В этой части заявки несколько блоков:

  1. Общие сведения о процедуре. В этом блоке указана основная информация о закупке, которая дублирует извещение.
  2. Особенности размещения заказа. Тут перечислены требования, которые применяются к участникам. Нужно подтвердить, что поставщик им соответствует. Против каждого типа требований (единых, дополнительных и об отсутствии в РНП) ставится галочка и нажимается кнопка «Подписать».
  3. Сведения о специальном счете. В этот блок будут подгружены данные о спецсчете участника. Если их несколько, будет дана возможность выбора того, с которого должно быть списано обеспечение.

Часть 1

Первая часть заявки состоит из таких блоков:

  1. Согласие. Здесь нужно согласиться поставить товары или выполнить работы в соответствии с условиями документации. Согласие не предоставляется в виде самостоятельного документа — достаточно поставить в форме галочку.
  2. Сведения об участнике. Информация берется из электронной подписи и подтягивается автоматически.
  3. Перечень документов, предоставляемых в составе первой части:
    • о характеристиках предметов закупки, если такое условие есть в документации. Однако если поставщик их не перечислит, отклонить на этом основании заявку заказчик не сможет;
    • о стране происхождения товара. Указать ее нужно в том случае, если в закупке установлены требования, определенные национальным режимом (статья 14 закона 44-ФЗ);
    • товарный знак либо конкретные показатели поставляемого товара либо того, который будет использоваться при выполнении работ (оказании услуг). Если прописан товарный знак, то указывать параметры не нужно. Но если поставляется эквивалент, тогда указать их необходимо.

Часть 2

Во второй части заявки 2 блока. Первый содержит основные сведения о поставщике — наименование, ИНН/КПП, адрес, телефон, контактные данные и другие сведения.

Во втором блоке прикрепляются или подписываются документы:

  • декларация о соответствии участника единым требованиям из статьи 31 закона 44-ФЗ;
  • ИНН руководителя поставщика и его учредителей;
  • документы, которые подтвердят соответствие товаров ограничениям из статьи 14 закона (для товаров иностранного происхождения), если в закупке они присутствуют.
  • копии документов, подтверждающих принадлежность участника к субъектам, для которых установлены преимущества (организации инвалидов и системы УИС);
  • декларация о принадлежности к СМП и СОНО, если закупка проводится для них;
  • прочие документы из закупочной документации (например, для подтверждения квалификации и опыта — дипломы, трудовые книжки работников, перечень исполненных договоров и так далее).

Нужно ли прикреплять сертификаты соответствия? Это имеет смысл, если в закупке установлены требования о соблюдении национального режима. Тогда такие сертификаты будут являться подтверждением того, что товар произведен в России. Если таких условий нет, то заказчик не может требовать сертификаты. По закону они должны прилагаться к товару.

Ценовое предложение

Цену поставщик вносит в специально отведенное для этого поле в конце формы заявки. Подтверждать ее отдельным документом не нужно.

Подача и рассмотрение

Срок рассмотрения первых частей заявок на электронный конкурс зависит от НМЦК:

  • если она менее 1 млн рублей, то первая часть рассматривается за 1 день;
  • если более 1 млн рублей — до 5 рабочих дней.

Затем проводится этап переторжки, на котором участники могут подать свои окончательные ценовые предложения. Если такое предложение от поставщика не поступило, то окончательной считается его первоначальная цена.

Рассмотрение вторых частей при цене контракта до 1 млн рублей занимает не более одного рабочего дня с момента получения всех предложений о цене. Если НМЦК больше, то срок увеличивается до 3 рабочих дней.

Итогам рассмотрения становится протокол, в котором определяется победитель — участник, предложивший лучшие условия для исполнения контракта в соответствии с теми критериями, которые содержатся в конкурсной документации.

Процедура рассмотрения и оценки заявок

Как вскрываются конверты

Комиссия одновременно вскрывает поступившие заявки в бумажном или электронном виде в то время и в том месте, которые указаны в информации о закупке. Каждый из участников, подавших заявку, может присутствовать при этом процессе. Заказчик, со своей стороны, обеспечивает ведение аудиозаписи процедуры.

Заказчиком объявляются вслух и вносятся в протокол следующие сведения:

  • в отношении вскрытия конвертов: дата, место, время;
  • информация о компании или физическом лице, подавшем заявку;
  • сведения о наличии в составе заявки документов и информации об участнике;
  • условия исполнения контракта для оценки заявки.

При отсутствии заявок или подаче всего одной заявки признается, что открытый конкурс не состоялся. Это фиксируется в протоколе вскрытия конвертов всеми членами комиссии по окончании процедуры. До конца следующего рабочего дня протокол публикуется в ЕИС.

Как производится оценка заявок

На оценку заказчику отводится до 20 дней с момента вскрытия конвертов. Продление на срок до 10 рабочих дней допускается при закупках в научной и культурной областях, в сфере искусства. При продлении срока информация об этом размещается в ЕИС.

Если оформление и содержание заявки, а также сам участник, отвечают требованиям 44-ФЗ и заказчика (согласно документации к конкурсу), то заявку признают соответствующей.

Отклонение заявки возможно в следующих случаях:

  • несоответствие участника или заявки указанным требованиям;
  • предоставление участником недостоверных сведений.

Оценка заявок производится комиссией согласно критериям, указанным в конкурсной документации. При соответствии требованиям лишь одной заявки или при отсутствии таковых конкурс признается несостоявшимся.

https://youtube.com/watch?v=G7AdHp1-3RI

Подведение итогов

На основе результатов оценки каждой заявки комиссией присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности условий. Заявка участника с наилучшими условиями становится № 1. При одинаковых условиях в нескольких заявках меньший порядковый номер присваивается предложению, поступившему ранее прочих. Конкурс на выполнение нескольких научно-исследовательских работ подразумевает выбор нескольких победителей.

Протокол рассмотрения и оценки заявок содержит:

  • сведения о дате, месте и времени оценки заявок;
  • сведения об участниках, чьи заявки были рассмотрены;
  • сведения об участниках, чьи заявки отклонили (с указанием причины, ссылки на законодательные нормы или закупочные документы);
  • решение каждого члена комиссии о том, что заявка на участие в конкурсе отклонена;
  • порядок, согласно которому происходит оценка заявок;
  • баллы, которые присвоены заявкам по критериям оценки;
  • порядковый номер, под которым зарегистрирована заявка;
  • наименования и контакты участников, чьи заявки получили номера «1» и «2».

Протокол рассмотрения единственной заявки содержит:

  • время, дату и место, где проводится оценка;
  • наименование и контакты юрлица или физлица, от которого поступила заявка;
  • решение каждого из членов комиссии относительно соответствия заявки 44-ФЗ и закупочной документации;
  • решение о заключении контракта с данным участником.

Составление протоколов происходит в двух экземплярах с подписями каждого из членов комиссии. Первый экземпляр заказчик оставляет у себя, а второй вместе с проектом контракта отправляется победителю конкурса в срок до 3 рабочих дней с момента подписания протокола. В течение 1 рабочего дня происходит публикация протокола в ЕИС.

Любому участнику предоставляется возможность отправки запроса для выяснения итогов конкурса. Ответить на него заказчик должен в течение 2 рабочих дней.

Хранение протокола и аудиозаписей вскрытия конвертов заказчиком осуществляется не менее 3 лет.

Этапы процедуры

Как и любая другая закупочная процедура, проведение открытого конкурса в электронной форме подразумевает определенные этапы, которые необходимо пройти организатору торгов для его успешного завершения.

  1. Принятие решения о проведении конкурса. Сюда же входит вся подготовительная работа, включая создание конкурсной комиссии для рассмотрения поступающих заявок и назначение ответственных лиц, которые будут публиковать, и следить за ходом процедуры на ЭТП. Все это требуется сделать за 20 дней до момента предполагаемого окончания приема заявок.
  2. Разработка конкурсной документации. На этом этапе организатор должен разработать и утвердить положения планируемой процедуры. Он может сделать это самостоятельно, либо путем привлечения сторонней организации. В любом случае необходимо ориентироваться на типовые проекты документов, которые можно найти в сети в качестве образца.
  3. Публикация извещения о процедуре в ЕИС. Этот пункт обязателен для любой закупочной процедуры и представляет собой размещение проектной документации и условий конкурса в базе единой информационной системы. Здесь же указывается ЭТП, на которой вы планируете опубликовать свой конкурс. Внести изменения в данное извещение можно не ранее чем за пять дней до окончания приема заявок.
  4. Прием заявок. На данный этап отводится 15 рабочих дней с момента подачи извещения в ЕИС. Заявки поступают в строго определенной форме и регистрируются в специальном регистрационном журнале. В том случае если заявок нет или пришла одна единственная заявка, конкурс признается несостоявшимся.
  5. Рассмотрение заявок. Данный пункт требует внесение информации в специальный протокол рассмотрения, куда заносятся данные по заявке и ее статус, то есть, допущена ли она к участию или нет. Отклоненные заявки также регистрируются в протоколе с указанием причины отказа.
  6. Определение победителя. Данный этап может проходить сразу после переторжки, которая является необязательной, и часто не применяется. Срок определения победителя с даты рассмотрения заявок не может превышать 20 рабочих дней. На этом этапе составляется еще один протокол, который фиксирует все рассмотренные заявки с причинами отклонения и выбора наилучшей заявки. Все протоколы после проведения процедуры загружаются в ЕИС.
  7. Заключение контракта. С владельцем наилучшей заявки заключается контракт на поставку или подряд, который должен быть направлен на подписание победителю в течение 5 рабочих дней с момента публикации итогового протокола в единой информационной системе.

Качественные характеристики

Этот показатель является условием исполнения проводимой закупки. Предложения оцениваются по степени детализации и содержательности предложения о качестве услуг. Учитываются:

  • полнота учета требований,
  • обоснованность сроков,
  • технологии оказания услуг,
  • обоснованность необходимых для этого ресурсов,
  • указание системы контроля качества,
  • перечень мероприятий по охране труда и технике безопасности,
  • экологические мероприятия.

Показатель является наиболее субъективным и определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах), которые присудили заявке все члены комиссии по закупкам.

Как оценивают по стоимостным критериям

Разные факторы имеют разное значение для госзаказчика. Он устанавливает еще и значимость критериев. Это их «вес» в общей совокупности. Он выражается в процентах. Сумма весов равна 100%. Заказчики не устанавливают веса произвольно, в Постановлении Правительства № 1085 от 28.11.2013 есть специальные правила на этот счет.

Пример: цена услуг (вес 60%) и квалификация исполнителя (вес 40%). Оценка по критерию «цена». Каждое предложение оценивается по формуле:

Пример.

На конкурс поданы заявка 1 с ценой 1000 руб., 2 — с ценой 1300 руб.

Заявка 1: 1000 / 1000 × 100 = 100 б.

Заявка 2: 1000 / 1300 × 100 = 76,92 б.

Если значимость цены равна 60%, то полученные цифры заказчик умножит на 0,6.

Итог 1: 100 × 0.6 = 60 б.

Итог 2: 76,92 × 0,6 = 46,15 б.

Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров

К примеру, заказчику необходимо закупить оборудование. От предлагаемой поставщиком торговой марки зависит стоимость дальнейшего ремонта и приобретения расходных материалов. Поэтому, в целях экономии бюджетных средств, заказчик изначально указывает в конкурсной документации, что значительные траты на последующее использование товара негативно отразятся на рейтинге заявки поставщика. И лучшим условием исполнения контракта признается предложение с наименьшей стоимостью расходов на эксплуатацию.

Для этого в конкурсной документации заказчик вправе установить следующие параметры, которые будут влиять на оценку:

  • исчерпывающий перечень эксплуатационных расходов (ремонт, поставка расходных материалов и др.);
  • единица измерения расходов на эксплуатацию;
  • срок службы товара.

Для вычисления рейтинга количество баллов умножается на коэффициент значимости критерия.

Если все заявки содержат одинаковые предложения по данному параметру, заявки по нему не оцениваются. При этом величина значимости критерия «цена контракта» увеличивается на величину значимости показателя «расходы на эксплуатацию».

Подготовка к проведению закрытого конкурса

Предусмотрен следующий порядок подготовки и проведения закупок, подходящих под условия закрытого конкурса.

Этап 1. Подготовка техдокументации

Представляемые документы должны содержать следующую информацию:

  • описание предметов закупки
  • техническое задание
  • обоснование начальной максимальной цены (НМЦ)
  • перечень возможных участников
  • правила их ознакомления с условиями торгов и допуска к ним
  • критерии, предъявляемые к подаваемым участниками заявкам
  • конкретизация формы приглашения к торгам и условия заключения договора
  • обоснование необходимости проведения закрытых аукционных процедур и общая информационная карта

Этап 2. Получение разрешения ФАС на проведение торгов

Подготовленная документация отправляется в антимонопольную службу, которая согласно ч. 3 ст. 84 Закона 44-ФЗ обязана рассмотреть её в течение 10 дней с момента получения. Реакция ФАС заключается в согласовании разрешения или его отклонении при наличии нарушений в оформлении или содержании. Такими нарушениями могут быть ошибки и несоответствия заявления и документов действующим законам. В частности, слишком малый круг потенциальных поставщиков может быть расценен как несоответствие антимонопольному законодательству.

В случае отказа в согласовании ответ ФАС должен быть направлен организатору торгов не позже, чем через 5 суток после получения ей документов. Предельный срок ответа об удовлетворении заявки составляет 10 суток. Само разрешение действительно в течение 3 месяцев со времени его выдачи.

Этап 3. Публикация извещения о торгах в ЕИС

После получения разрешения ФАС на торги необходимо опубликовать в ЕИС извещение о процедуре. Продолжительность размещения публикации – не менее 30 дней до момента вскрытия заявок на участие в торгах.

Содержание публикации требует повышенного внимания в связи с наличием секретной информации о предметах закупки. Сообщать можно лишь сведения о факте проведения аукциона и порядке доступа участников торгов к документации. Если публикация будет содержать секретную информацию, торги будут отменены. Другая информация, касающаяся размещения объявления о торгах, прописана теми же статьями Закона 44-ФЗ, которыми регламентируется и проведение открытых торгов (ч. 2 ст. 85).

Этап 4. Направление приглашения участникам торгов

Каждому выбранному исполнителю из утверждённого списка заказчик направляет приглашение принять участие в конкурсе (п. 1 ст. 85 Закона 44-ФЗ). Исполнитель в ответ отсылает запрос на участие.

Получив запрос, заказчик торгов отправляет будущим участникам документы в письменной форме. В некоторых случаях предоставление документации может быть платным, но цена её должна быть ограничена тратами заказчика на копирование документов (ч. 3 ст. 85 Закона 44-ФЗ).

Извещение о торгах может быть и не опубликовано. В этом случае, по меньшей мере, за 20 суток до вскрытия конвертов организатор аукциона направляет приглашения участникам торгов, которые отвечают требованиям Закона № 44-ФЗ о закрытых конкурсах. Поскольку предметом торгов являются товары и услуги, информация о которых представляет собой гостайну, приглашение отправляется только тем организациям, которые имеют к ней доступ.

Порядок проведения процедуры

Законом предусмотрены 3 этапа.

  1. Вскрыть конверты. Заказчик ведет аудиозапись, озвучивает наименование заказа, место, дату, время вскрытия, наименования и адрес участников и предложенные ими цены контрактов.
  2. Рассмотреть заявки. Котировочная комиссия проверяет содержание заявки, ее соответствие требованиям технического задания (при наличии такого, к примеру, при закупке товаров, а также необходимые сертификаты (СТ-1), акты экспертизы, регистрационные удостоверения, а при выполнении работ — согласие выполнить указанные работы), наличие информации об ИНН как участника, так и директора, учредителей, наличие документов на получение преимуществ (организации УИС, инвалидов, СМП) и др.
  3. Оценить предложения.

Квалификация участника

Для оценки квалификации поставщика важны следующие показатели, определенные в количественном выражении:

  • уровень квалификации сотрудников;
  • опыт конкурсанта (количество ранее заключенных договоров на аналогичные поставки);
  • наличие соответствующего производственного оборудования;
  • деловая репутация компании;
  • финансовые показатели, определяемые на основании бухгалтерских отчетов.

Пример нестоимостных критериев:

Формула, применяемая для вычислений рейтинга с учетом количества предоставленных документов:

Предельно допустимые нижние и верхние лимиты количественных значений характеристик квалификации:

Победителем конкурса при любом способе оценки объявляется участник, предложение которого по результатам произведенных вычислений получило наибольший рейтинг.

Как определить значимость критериев и показателей

Значимость критериев — это то, насколько каждый критерий будет влиять на итоговый рейтинг заявки.

Установить значимость нужно в процентах от 0 до 100 от суммы значимости всех критериев, которая должна быть равна 100%.

Значимость показателей для нестоимостного критерия определяется аналогичным образом — от 0% до 100% для каждого показателя. Сумма значимости показателей внутри каждого критерия должна быть равна 100%.

Как определить значимость критериев

Какую значимость установить критерию, зависит от того, что вы закупаете:

если закупаете товары, то минимум 70% должны составлять стоимостные критерии, а остальное — нестоимостные.

Пример определения значимости критериев при покупке товаров

Например, закупаем музыкальные инструменты

Цена нам важна, но также важно качество инструментов

Установим стоимостный критерий — «цена контракта».

Нестоимостный — «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Определяем значимость критериев:

  • «цена контракта» — 80%;
  • «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» — 20%.

если закупаете работы (услуги), то по общему правилу минимум 60% должны занимать стоимостные критерии, остальное — нестоимостные.

Пример определения значимости критериев при закупке проектных работ

Для проведения конкурса на проектные работы заказчик установил в документации три критерия оценки, определив их значимость следующим образом:

  • 70% — «цена контракта»;
  • 20% — «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
  • 10% — «квалификация участников закупки».

Значимость всех критериев — 100%.

Для некоторых видов работ (услуг) соотношения стоимостных и нестоимостных критериев могут варьироваться от 0% до 100%. Чтобы определить, нужно ли использовать в вашей закупке специальные значения критериев, воспользуйтесь Приложением к Правилам оценки заявок N 1085.

Обратите внимание:

  • если вы устанавливаете критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (результат работ)», то его значимость должна быть меньше или равна значимости критерия «цена контракта» (ч. 5 ст. 32 Закона N 44-ФЗ);
  • если вы закупаете услуги по организации отдыха (оздоровлению) детей, то значимость критерия «квалификация участников закупки» должна быть не менее половины значимости всех нестоимостных критериев. Например, установили значимость двух нестоимостных критериев — 60%, тогда «квалификация участников закупки» должна быть минимум 30% (п. 11 Правил оценки заявок N 1085).

д) деловая репутация участника закупки.

27(1). При осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, заказчик устанавливает, что показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный подпунктом «б» пункта 27 настоящих Правил, формируется исключительно из следующих подпоказателей:

общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;

общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;

наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.

Оценка заявок: понятие и особенности

Под оценкой заявки в госзакупках понимается процесс выявления победителя закупки, в соответствии с установленными критериями оценки и в порядке, определенной закупочной документацией. Естественно, что порядок определения поставщика, критерии оценки не должны противоречить действующему законодательству о госзакупках. При этом, сами критерии оценки определены Постановлением Правительства РФ № 1085 от 28.11.2013 года «Об утверждении правил, оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следует отметить, что данные правила обязательны при проведении государственных закупок по 44-ФЗ. Заказчики, которые проводят закупки по 223-ФЗ могут ориентироваться на правила оценки и критерии, прописанные в положении о закупках.

При оценки заявок применяются такие термины, как «коэффициент значимости критерия оценки», «значимость критерия оценки», «рейтинг заявок». Рассмотрим эти понятия подробнее.

Квалификация участника

В этом случае показателями могут быть:

  • число сотрудников, обладающих нужной квалификацией (имеют соответствующее образование, степень доктора, кандидата наук, с наличием определенных дипломов или аттестатов и др.);
  • количество успешно выполненных контрактов на аналогичные работы;
  • количество оборудования, необходимого для выполнения работ;
  • количество положительных отзывов об участнике закупки, грамот, благодарственных писем, подтверждающих деловую репутацию. Применению подлежат и ряд национальных стандартов к примеру, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56002-2014 «Деловая репутация строительных организаций» и пр).

Согласно Постановлению № 1085 от 28.11.2013 используется 4 вида формул или шкала.

1. Формула расчета, учитывающая наибольшее или наименьшее количество предоставляемых документов.

2. Предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение квалификационных характеристик.

3. Шкала. Это наиболее простой способ оценки, он заключается в определении диапазонов необходимого показателя и присуждении баллов.

Не допускается при проведении конкурса использовать не предусмотренные Постановлением № 1085 от 28.11.2013 критерии или величины значимости. При этом все критерии оценки открытого конкурса по 44-ФЗ, которые использует заказчик, должны быть обязательно отражены в документации.

Виды критериев

Все критерии делятся на две группы — стоимостные и нестоимостные.

К стоимостным относятся:

  • цена контракта;
  • эксплуатационные расходы;
  • затраты на ремонт;
  • стоимость жизненного цикла;
  • расходы по энергосервисному контракту.

Что касается расходов на эксплуатацию, то этот критерий можно применять только к товарам, которые предполагается использовать в дальнейшем. Если речь идет о работах, в результате которых создается предмет для дальнейшей эксплуатации заказчиком, то критерий носит название «расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта».

К нестоимостным критериям относятся:

  • характеристики товара;
  • квалификация поставщика.

При оценке характеристик товара учитываются такие показатели, как его потребительские свойства, качество, соответствие экологическим нормам. При оценке по критерию «квалификация» учитывают количество схожих контрактов, которые были исполнены поставщиком, его репутация, наличие материально-технических и трудовых ресурсов.

Как проводится открытый конкурс

Подготовка и объявление

Как и любая другая процедура закупки, открыт конкурс требует определенной подготовки. На первом этапе формируется конкурсная комиссия, определяется порядок ее функционирования, разрабатывается положение о комиссии. Далее разрабатывается и принимается конкурсная документация. Следующий шаг — размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса. Его необходимо опубликовать за 20 и более дней до даты, когда будут вскрыты конверты с предложениями участников.

Прием заявок

Поставщики, желающие принять участие в закупке, знакомятся с конкурсной документации в ЕИС и составляют заявки. Приемлемый формат заявок заказчик описывает в документации. Если это классический «бумажный» вид, то заявки направляются в запечатанных конвертах. Если заказчик разрешает подавать заявки в электронной форме, то они должны быть направлены в виде электронного документа. Правила заполнения заявок, срок и место подачи — все это должно быть отражено в документации открытого конкурса.

После того как начался прием заявок, заказчик все еще может внести в документацию изменения. Но сделать это нужно не позднее, чем за 5 дней до окончания срока приема заявок.

На заказчика возлагается обязанность принять, зарегистрировать заявки, а также обеспечить их сохранность и конфиденциальность вплоть до того момента, когда конверты будут вскрыты.

Если срок подачи заявок подошел к концу, а заказчик получил всего лишь одну заявку либо не получил ни одной, то процедура признается несостоявшейся.

Вскрытие конвертов

Следующий этап — вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к электронным заявкам (если они предусмотрены конкурсной документацией). Этот процесс производится публично после того, когда срок приема заявок подошел к концу. В обязанности заказчика входит обеспечение возможности всем заинтересованным участникам открытого конкурса присутствовать при вскрытии конвертов.

Процедура сопровождается ведением протокола — делает это конкурсная комиссия. Документ должен быть подписан всеми ее членами сразу после того, как конверты будут вскрыты, а доступ к электронным заявкам — открыт. Не позднее следующего дня этот протокол следует разместить в ЕИС.

Оценка заявок

Теперь у заказчика есть 20 дней на то, чтобы рассмотреть и оценить заявки. Для закупок в сфере науки, искусства и культуры сделано исключение — срок рассмотрения заявок можно продлить, но не более чем на 10 рабочих дней.

Оценивая заявки, заказчик в том числе проверяет достоверность данных документов, которые представили участники конкурса. При выявлении нарушений комиссия отстраняет такого поставщика от участия в процедуре.

Определение победителя и заключение контракта

Когда все заявки обработаны, составляется протокол, в котором фиксируются итоги рассмотрения и оценки заявок. Документ составляется в двух экземплярах: для заказчика и для победителя закупки. Таковым признается тот из участников, кто смог предложить наилучшие условия исполнения контракта с учетом требований конкурсной документации, и заявка которого получила первый номер. Подписанный протокол рассмотрения заявок не позднее, чем через 3 рабочих дня, направляется победившему участнику.

Последний этап – заключение контракта между заказчиком и победителем открытого конкурса. Условия контракта соответствуют описанным в конкурсной документации — никаких существенных изменений вносить не допускается. Существуют определенные обстоятельства, при наступлении которых на этапе заключения контракта заказчик может от этого отказаться.

Нестоимостные критерии

Среди нестоимостных критериев во главу угла, как правило, становятся качество продукции и квалификация поставщика. Что и как будет оцениваться — выбирает сам заказчик. Например, он может установить, что квалификация поставщика будет оцениваться количеством исполненных контрактов.

Допустим, у Поставщика А за плечами 20 контрактов, а у Поставщика Б – 500. Если применить приведенную выше формулу, то при значимости критерия 30% имеем следующее: Поставщик А получит всего 1,2 балла по критерию оценки «квалификация», а Поставщик B – все 30 баллов

При этом не будет играть никакой роли уровень сложности и цена контрактов, исполненных поставщиками — важно лишь их количество

Правда, Постановление №1085 предусматривает механизм, который позволит заказчику исключить подобные ситуации. Он может установить предельное значение показателя, которое будет учитываться при оценке. Допустим, в указанном примере это 10 контрактов. И тогда поставщик А и поставщика Б получат равную оценку по критерию «квалификация», поскольку и тот, и другой имеют в активе более 10 исполненных контрактов.

Оценка функциональных характеристик еще более сложна, а формализовать ее и вовсе очень сложно. Например, при закупке походных ножей для заказчика было принципиально не столько множество дополнительных возможностей инструмента, сколько удобство пользования при исполнении им своей основной функции. В частности, чтобы нож был компактным, а его рукоятка имела накладку и не скользила. Поставщик А предложил товар, полностью удовлетворяющий условиям заказчика. Поставщик Б предложил ножи, обладающие множеством дополнительных функций, но при этом довольно громоздкие и без накладки. По логике вещей, ножи Поставщика Б более функциональны — это не только складное лезвие, но штопор, отвертка, ножницы и еще несколько различных инструментов. Казалось бы, этот товар должен выше оцениваться по критерию «функциональность», хотя и в меньшей степени отвечает потребностям заказчика.

Такие неоднозначные ситуации зачастую рассматриваются в судах. Но это помогает не всегда — суд может прийти к выводу, что заказчик недостаточно расписал в документации механизм распределения баллов, в связи с чем определить победившего участника невозможно.

Надо сказать, что заказчики иногда умышленно не прописывают детали оценки, чтобы потом иметь возможность повлиять на результат. Однако это может быть расценено судом, как нарушение закона. В судебной практики есть случай, когда заказчик в критериях оценки указал, что будет оценивать степень детализации и содержательной проработки конкурсного предложения. Максимальное количество баллов будет присвоено тому из участников, чья заявка будет наиболее детализирована и при этом максимально соответствовать требованиям. Однако как именно будет оцениваться детализация и сколько баллов будет присваиваться за ту или иную степень проработанности предложения — этого заказчик не указал. В результате суд посчитал, что заказчик нарушил законодательство о закупках.

Шкала оценки неценовых критериев

Для оценки неценовых критериев может применяться не только приведенная выше формула — заказчику позволено использовать шкалы. Так вот, зачастую участники устанавливают неравномерную шкалу, то есть по мере движения вверх количество баллов увеличивается непропорционально. С точки зрения судов такой подход также является ошибочным.

Например, оценивать квалификацию участников заказчик собирается по такой шкале:

  • за исполнение 5 и более контрактов присуждается 20 баллов;
  • за 2–4 контракта – 5 баллов;
  • за 1–2 контракта 2 балла;
  • за 0 контрактов – 0 баллов.

Налицо непропорциональная зависимость присуждаемых баллов от количества исполненных контрактов.

Стоит также упомянуть, что поставщик, прочитав документацию, должен иметь возможность подсчитать количество баллов, на которое он может рассчитывать. Поэтому в случае применения для оценки нестоимостных критериев подобных шкал, они должны быть описаны в документации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector