Способы закупок по 44-фз и 223-фз
Содержание:
- Запрос предложений
- Запрос предложений
- Планируемые изменения
- Запрос предложений
- Электронный конкурс
- Запрос котировок
- Открытый конкурс
- Конкурентные способы закупок
- Что такое конкурентная закупка?
- 1.2.2 Способы определения поставщиков
- Что влияет на способ выбора
- Какие конкурентные способы применяют заказчики
- Как провести: пошаговая инструкция
Запрос предложений
Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.
Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:
- при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
- При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
- При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
- При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
- При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
- После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
- При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
- При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).
Вебинары и программы обучения и повышения квалификации в Школе электронных торгов:
- Вебинары по торгам, где эксперты и практики делятся опытом участия в закупках, комментируют изменения в законодательстве, позицию ФАС и судов.
- Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
Запрос предложений
Этот метод также нельзя назвать популярным. Причины того — ограниченные законом основания для проведения закупки таким способом, а также невозможность для заказчика внести изменения в извещение и закупочную документацию.
Запрос предложений проводится для закупки ограниченного круга объектов. В частности, это спортивный инвентарь для олимпийцев и паралимпийцев, изделия художественного промысла, медпрепараты по показаниям для конкретного пациента, услуги по лечению российского гражданина за границей. Кроме того, посредством запроса предложений закупаются диппредставительства и иные российские заказчики, осуществляющие свою деятельность за рубежом (при НМЦК до 15 млн рублей).
Запрос предложений должен быть проведен и в некоторых случаях, когда другие процедуры не дали результата. В частности, после признания электронного аукциона или повторного конкурса несостоявшимся. Также он применяется и тогда, когда контракт был расторгнут на основании части 5 статьи 95 закона 44-ФЗ, а работу или услугу по-прежнему необходимо закупить.
Планируемые изменения
В пояснительной записке к проекту закона указано, что войска нацгвардии — государственная военная организация, которая предназначена для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Планируется, что эти нововведения позволят обеспечить максимальную информационную защищенность поставщиков товаров, работ, услуг и Федеральной службы войск нацгвардии как заказчика товаров, работ, услуг.
Раскрытие информации о закупках Росгвардии в ЕИС ведет к отказам потенциальных поставщиков от участия в торгах из-за рисков включения в санкционные списки и наложения международных санкций за взаимодействие с Росгвардией. А принятие изменений унифицирует подход к проведению федеральными органами исполнительной власти политики в сфере гособоронзаказа и к формированию информационно-аналитической системы государственного оборонного заказа.
Запрос предложений
Решение о проведении запроса предложений заказчик принимает и обосновывает в ситуациях заключения контракта (договора) на:
- услуги по защите интересов РФ в судебных органах иностранных государств, международных судах и арбитраже;
- поставку спортинвентаря и оборудования для подготовки сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
- заказ после принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
- заказ лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии;
- заказ изделий народных художественных промыслов;
- закупки жилых квартир для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей у собственников этих жилых помещений. Это основание действует с 01.01.2019, только если квартиры покупаются у физлиц.
А также после признания несостоявшимся повторного конкурса, согласно ч. 4 ст. 55 44-ФЗ.
Электронный конкурс
В случае, когда закупочная комиссия заказчика при определении победителя ориентируется на оптимальные условия поставки и комплектации, а также на другие качественные показатели закупочных объектов, проводится тендер в виде открытого электронного конкурса. И именно эти критерии ложатся в основу обоснования способа выбора поставщика.
В ПП РФ № 99 от 04.02.2015 г. обозначены основания для проведения конкурсных торгов с ограниченным участием для закупочных объектов, отличающихся технической или технологической сложностью, носящих инновационный, высокотехнологический или специализированный характер.
Двухэтапный электронный конкурс проводится, если:
- осуществляются закупки научно-исследовательских разработок, проектов изысканий, исследований и экспериментов;
- приобретаются инновационные и высокотехнологические товары;
- заключается энергосервисный контракт;
- приобретаются произведения искусства и литературы.
Запрос котировок
Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.
Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).
Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.
Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:
- определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
- минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
- минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).
Запрос котировок имеет ряд недостатков:
- высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
- более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
- высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
- отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.
Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.
Запрос котировок по 44-ФЗ, правила участия и не только… — статья обо всех нюансах этой закупочной процедуры
Открытый конкурс
Проведение открытого конкурса позволяет:
- получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
- часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.
Открытый конкурс: его особенности, правила участия, этапы проведения — полезная статья не только для участников закупок, но и для заказчиков.
Конкурс с ограниченным участием
Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:
- При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
- При выполнении работ:
- Для сохранения объектов культурного наследия;
- Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
- При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.
Двухэтапный конкурс
Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:
- конкурс проводится для заключения:
- контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
- энергосервисного контракта;
- контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).
Конкурентные способы закупок
Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).
Аукцион
Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.
Лучшая цена зависит от типа аукциона:
- Аукцион с повышением начальной цены. Заказчик объявляет начальную цену лота, а участники торгов повышают цены каждый раз на шаг аукциона. Победителем становится участник с наивысшей ценой. Встречается в торгах имущества банкротов.
- Аукцион с понижением начальной цены. Заказчик объявляет максимальую начальную цену лота, а участники торгов понижают цены каждый раз на шаг аукциона. В некоторых случаях заказчик может задать нижнюю границу цены. Победителем становится участник с наименьшей ценой.
Шаг аукционаШаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену. Для закупок по 44-ФЗ шаг аукциона находится в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Для остальных закупок шаг определяется заказчиком.
Электронный аукционАукцион с понижением начальной цены, который проводится на электронной торговой площадке.
Открытый аукционАукцион с понижением начальной цены, который проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.
Конкурс (открытый конкурс)
Способ отбора, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми предложениями, и победитель выбирается по нескольким критериям.
Критерии оценки:
- цена,
- потребительские свойства, качество,
- квалификация участника конкурса,
- сроки,
- гарантия.
Порядок проведения:
- Поставщики подают заявки
- Заказчик вскрывает конверты
- Заказчик оценивает заявки по критериям.
Двухэтапный конкурсКонкурс, при котором участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе.
Конкурс с ограниченным участиемКонкурс, при котором участники проходят предквалификационный отбор. В ходе отбора оценивают соответствие поставщика требованиям.
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила раньше других.
Способ отбора, при котором заказчик описывает требования к объекту закупки, а победителем становится участник с предложением, наиболее соответствующим требованиям заказчика.
Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила ранее других.
Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Способ отбора, при котором организатор ведет переговоры с участниками (их должно быть не меньше двух) и определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки. После переговоров заказчик заключает с ним договор.
Переторжка (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Процедура после проведения торгов, при которой участники могут ещё раз подать свои ценовые предложения с улучшенной ценой.
>Как выбрать способ закупки по 44-ФЗ
Что такое конкурентная закупка?
Конкурентной считается та закупка, в ходе которой соревнуются между собой несколько участников за возможность заключить сделку с заказчиком. Такие мероприятия проводятся заказчиками для экономии бюджетных средств и выбора самого достойного исполнителя (с опытом, деловой репутацией, техническими возможностями, необходимой квалификацией сотрудников и т.д.).
Заказчики готовятся к таким процедурам заранее: составляют планы-графики на будущий год, готовят извещения и закупочную документацию для размещения в ЕИС.
Есть и другой вид закупок – неконкурентные, которые в случае необходимости имеют право осуществлять заказчики на основании ст.93 44-ФЗ. Их отличие в том, что контракт отдается напрямую исполнителю (единственному поставщику), которого сам выбрал заказчик, руководствуясь своими потребностями. Отсюда вытекает основной плюс конкурентных процедур – экономия целевых средств, так как в ходе здравой конкуренции кандидаты снижают цену, за которую готовы исполнить обязательства по контракту.
1.2.2 Способы определения поставщиков
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способыопределения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и 44-ФЗ. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Организатором совместных конкурса или аукциона выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких конкурса или аукциона.
Указанное соглашение должно содержать:1) информацию о сторонах соглашения;2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводится совместный конкурс или совместный аукцион;3) начальную (максимальную) цену контракта или контрактов и обоснование такой цены;4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;7) порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;10) срок действия соглашения;11) порядок рассмотрения споров;12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.
Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.
Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.
Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Что влияет на способ выбора
Метод выбора поставщика напрямую корреспондируется с процессом осуществления заказа, который обязан быть сугубо обоснован и руководствоваться чёткими критериями.
Они выражаются в:
- закупочном объекте, представляющем собой предмет контракта, и в существенных условиях, указанных в проекте договора;
- начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК);
- длительности поставок товара, выполнения работ, оказания услуг;
- стандартных критериях выявления победителя торгов;
- положениях 44-ФЗ;
- необходимости с 01.01.2020 г. осуществлять закупочные действия исключительно в электронной форме.
Какие конкурентные способы применяют заказчики
В таблице способов закупок по 44-ФЗ — все конкурентные формы с учетом изменений по 360-ФЗ:
Виды конкурентных процедур по 44-ФЗ | Подвид | Описание | Победитель |
---|---|---|---|
Конкурс | Открытый в электронной форме |
Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС. |
Тот, кто предложит лучшие условия. |
Закрытый в бумажной форме |
С 01.07.2018 список дополнился заказами федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР. |
||
Закрытый в электронной форме |
Закрытый электронный конкурс проводится только по основаниям, указанным в ФКС, — заказах страховых услуг, транспортировке и охране ценностей Госфонда (ч. 13 ст. 24). Дополнительные основания устанавливает Правительство РФ. |
||
Аукцион | Открытый в электронной форме | Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. Перечень тендеров, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством РФ — в распоряжении № 471-р от 21.03.2016. Проводится на электронных площадках. | Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением. |
Закрытый | |||
Электронный запрос котировок |
Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос котировок в электронной форме проводят при одновременном выполнении двух условий (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ):
Для некоторых заказов электронный запрос котировок проводят без учета НМЦК и годового объема закупок:
|
Тот, кто предложит самую низкую цену. | |
Электронный запрос предложений |
До конца 2021 года проводится по таким основаниям: для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр, при признании повторного конкурса несостоявшимся. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений выбирают и после признания: С 01.01.2022 электронный запрос предложений заказчики не проводят. |
Тот, чье окончательное предложение отражает оптимальные условия. |
Как провести: пошаговая инструкция
Шаг 1. Разрабатываем документацию.
Определяем круг потенциальных участников и поясняем, почему проводим закупки не в открытой форме.
К примеру, в закупках, которые содержат гостайну, заказчик запрашивает в ФСБ выписку из реестра лицензий на работу с гостайной. ФСБ предоставляет список подходящих организаций.
Шаг 2. Согласовываем заказ.
Шаг 3. Публикуем извещение и приглашаем участников.
Шаг 4. Вскрываем, рассматриваем, оцениваем заявки или торги по аукциону.
Протоколы аналогичны открытым торгам и составляются с учетом положений ст. 52, 53, 56, 57.
ВАЖНО!
Во время закрытых процедур не ведется аудио- и видеозапись.
Составленные протоколы направляются на рассмотрение контролирующему органу и не публикуются в ЕИС.
Шаг 5. Подписываем контракт.