Чем отличается тендер от аукциона

Определение участников

Потенциальные поставщики одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в торгах, а также предложение о цене (ч. 2, 3 ст. 54.4 44-ФЗ). Срок подачи заявок в электронном конкурсе составляет 15 рабочих дней с момента размещения извещения о процедуре.

После того как завершится период, отведенный на подачу заявок, оператор электронной площадки направляет заказчику их первые части. Далее начинает свою работу закупочная комиссия. Члены комиссии организации-заказчика рассматривают и оценивают первые части запросов от участников торгов. Итоги проведенного анализа протоколируются. Данный протокол необходимо передать оператору ЭП в положенный срок — в течение дня, отведенного на рассмотрение и оценку первых частей заявок (ч. 13 ст. 54.4, ч. 6,7 ст. 54.5 44-ФЗ).

Особенности проведения открытого конкурса в электронной форме состоят в том, что вторые части предложений участников, а также всю необходимую документацию (ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ) оператор направляет заказчику по истечении периода, предусмотренного на подачу окончательных ценовых предложений, после формирования соответствующего протокола (ч. 7 ст. 54.6, ч. 1 ст. 54.7 44-ФЗ).

Заказчику стоит помнить, что в настоящий момент и вплоть до 31.12.2019 объявлен переходный период, следовательно, в составе заявки тех участников, которые аккредитовались на площадках до 01.01.2019, не будут направлены документы, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ.

Если заказчик не получил вместе со второй частью заявки вышеуказанную документацию, то ему необходимо проверять те документы, которые перечислены в Письме Минфина РФ № 24-05-08/69766 от 28.09.2018 для реестра участников аукционов в электронной форме.

Дальше закупочная комиссия изучает и анализирует вторые части предложений от потенциальных поставщиков. Затем члены комиссии составляют соответствующий протокол и направляют его оператору ЭП непосредственно в день, отведенный на рассмотрение и оценку вторых частей заявочных предложений участников госзакупки (ч. 7, 8 ст. 54.7 44-ФЗ).

После публикации протокола рассмотрения вторых частей оператор передает заказчику запротоколированные результаты с окончательными предложениями участников.

Закупочная комиссия еще раз внимательно изучает все предложения и протоколы, а затем ранжирует заявки участников госзакупок. Результатом работы комиссии является протокол подведения итогов электронной процедуры (ч. 10, 11 ст. 54.7 44-ФЗ).

Все протоколы составляются согласно принятому решению о допуске или обоснованному выводу об отказе, а также о присвоении баллов в соответствии с установленными документацией критериями от каждого члена комиссии. Протоколирующие документы подписываются всеми присутствующими членами комиссии по закупкам.

ВАЖНО! Члены комиссии вправе отстранить участника закупки за предоставление недостоверных сведений на любом этапе проведения торгов (ч. 5 ст

54.7 44-ФЗ). Если комиссия обнаружила такое несоответствие, то в обосновании необходимо указать, что именно не соответствует в заявке участника и сопоставить эти данные с положениями документации (п. 3 ч. 6 ст. 54.5, п. 3 ч. 7, п. 2, 4 ч. 12 ст. 54.7 44-ФЗ).

Что представляет собой аукцион?

Под аукционом чаще всего понимается организованная продажа тех или иных товаров, услуг, ценных бумаг и иных активов, которая в большинстве случаев носит открытый характер. Главная особенность аукциона в том, что окончательная цена на товар определяется в ходе торга между участниками соответствующего мероприятия. Ведущий или организатор аукциона обычно озвучивает стартовую цену, после чего потенциальные покупатели начинают торговаться. Тот, который предложит наивысшую цену, получает право на покупку товара.

Таким образом, стоимость изделия, реализуемого на аукционе, определяется главным образом исходя из индивидуальных характеристик спроса. Цена товара формируется в зависимости от того, какова потребность в нем конкретного покупателя.

Современные аукционы могут быть и электронными — в этом случае они проводятся на специализированных сайтах, имеющих инфраструктуру, необходимую для обеспечения эффективного принятия ставок от покупателей, а также осуществления расчетов между победителями аукциона и продавцами.

1.2.2 Способы определения поставщиков

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способыопределения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и 44-ФЗ. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Организатором совместных конкурса или аукциона выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких конкурса или аукциона.

Указанное соглашение должно содержать:1) информацию о сторонах соглашения;2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводится совместный конкурс или совместный аукцион;3) начальную (максимальную) цену контракта или контрактов и обоснование такой цены;4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;7) порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;10) срок действия соглашения;11) порядок рассмотрения споров;12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.

Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.

Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Типы процедур

Все типы закупочных процедур формально описываются понятиями:

  • Запрос котировок, когда заказчик полностью формализует требования к условиям договора, а исполнитель выбирается только по критерию предложенной цены. Возможность предложить цену исполнителю предоставляется только один раз.
  • Запрос предложений.
  • Конкурс предусматривает несколько критериев для выбора победителя. При этом по критерию цены заказчик может проходить многоэтапную процедуру. Множественность критериев — это основное, чем отличается конкурс от аукциона.
  • Аукцион (для целей ФЗ-44) — под этим понятием осуществляется процедура понижения цены, что несколько отличается от общепринятой торговой практики. Как правило, аукционы коммерческими структурами проводились для повышения предложения по ценам. Для процедуры понижения цен использовалось понятие редукционов. И чем отличаются аукционы от конкурсов, хорошо прописано в самом законе. Для аукциона за основу берется только один показатель – цена.
  • Конкурентные переговоры применяются, когда требуется срочное исполнение заказа или проведение конкурса не привело к заключению контракта.
  • Закупка у единственного источника.
  • Предварительный отбор.
  • Комплексная закупка.
  • Сбор коммерческих предложений.
  • Конкурентный отбор.

Правила проведения совместных конкурсов и аукционов.

Прежде всего, заказчики должны заключить соглашение с организатором совместного конкурса или аукциона (одним из заказчиков). Именно на основании данного документа организатору передается часть полномочий других заказчиков на организацию и проведение закупки. Соглашение должно содержать следующие сведения:

1) информацию о сторонах соглашения;

2) идентификационный код закупки;

3) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;

4) начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующими заказчиками;

5) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;

6) информацию об организаторе совместной закупки, в том числе перечень полномочий, переданных организатору;

7) порядок и срок формирования закупочной комиссии, регламент ее работы;

8) порядок и сроки разработки извещения о закупке, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации;

9) примерные сроки проведения совместной закупки;

10) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместной закупки;

11) срок действия соглашения;

12) порядок рассмотрения споров;

13) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон при проведении совместной закупки.

Подписание данного соглашения является основанием для того, чтобы каждый из заказчиков (в том числе организатор) внесли в свои планы-графики сведения о наименовании организатора конкурса или аукциона в отношении конкретной закупки. Напомним, что форма плана-графика предусматривает внесение такой информации (колонка 33).

Закупка на небольшую сумму.

Совместные закупки могут осуществляться и на гораздо меньшие суммы. Например, в декабре 2016 года ГБУ «Центр медицинской реабилитации № 1» (г. Таганрог, Ростовская область) в качестве организатора закупки и одного из заказчиков провело совместный электронный аукцион для приобретения услуг по индивидуальному дозиметрическому контролю персонала. Остальные заказчики – еще два областных государственных учреждения здравоохранения. НМЦК отдельных заказчиков составляла от 20 тыс. до 56 тыс. руб., а общая НМЦК – 129 тыс. руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков (естественно, за исключением объема закупаемой услуги). Примечательно, что в аукционной документации организатор торгов не стал относить себя к заказчикам (речь в документации идет только о заказчиках 1 и 2), однако отдельную НМЦК в отношении себя он указал, что говорит о том, что ему следовало бы и себя тоже официально называть заказчиком. На участие в аукционе была подана заявка только от одного участника, с ним и было заключено три контракта по ценам, равным установленным НМЦК.

Отмечаются и совсем мелкие совместные закупки – так, в октябре 2016 года МБУ здравоохранения «Городская поликлиника № 5 г. Шахты Ростовской области» для своих нужд и для нужд еще двух заказчиков (городские учреждения здравоохранения) провело совместный электронный аукцион по закупке медицинской ваты с общей НМЦК в размере всего 62 тыс. руб., причем самая малая НМЦК одного из заказчиков была всего 13 тыс. руб. Правда, нельзя не отметить, что проведение аукциона в данном случае привело к заметной сравнительной экономии: контракты с его победителем были заключены заказчиками на общую сумму, в два раза меньшую, чем общая НМЦК, – на 30 тыс. руб.

Что такое редукцион

В знаменитой книге Ильфа и Петрова «12 стульев» главные герои пытались купить вожделенный стул на аукционе. Суть происходящего заключалась в поочередном повышении участниками цены на приобретаемый лот. Кто предложил больше остальных — тот и выиграл. Эту схему подтверждает и ст. 447 ГК РФ.

Но 44-ФЗ в это же слово вложил несколько иной смысл. Победителем признается поставщик, который предложил наименьшую цену, хотя обычно такая процедура называется редукционом. В чем разница между этими терминами и каковы особенности проведения последнего, вы узнаете из этой статьи.

Речь идет о закупке, в которой побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Редукцион бывает открытым и закрытым. В первом случае заказчик сообщает о проведении закупки неограниченному кругу лиц. А во втором побороться могут только определенные поставщики.

Есть два способа проведения редукционов: в электронной форме и вживую.

Когда проводится, например, открытый редукцион в электронной форме, это означает, что все этапы будут проходить на электронной торговой площадке. Тогда порядок проведения будет следующий:

  1. Размещение заказчиком извещения и документации на ЭТП.
  2. Подача заявок аккредитованными участниками с ЭЦП. При этом каждой заявке присваивается номер.
  3. Оценка поданных заявок комиссией заказчика на соответствие требованиям документации.
  4. Подача ценовых предложений допущенными участниками.
  5. Формирование заказчиком итогового протокола, согласно которому он принимает решение о заключении договора с исполнителем.

Если редукцион проводится «вживую», поставщики собираются в назначенном месте. Каждый получает номер, с которым будет делать предложения для переторжки, то есть изменения своей цены. После объявления ведущим максимальной цены и шага участники делают ставки, поднимая транспаранты. Ведущий позволяет каждому озвучить свое предложение с учетом очереди поднятия транспарантов. Процесс завершается, когда остается один поставщик, предложивший самую низкую сумму.

Закупка на крупную сумму.

В январе 2017 года ГБУ здравоохранения «Городская больница № 1 города Октябрьский» (Республика Башкортостан) провело совместный электронный аукцион для закупки лекарственного средства. Помимо данного организатора аукциона заказчиками являлись еще три центральных районных больницы из различных областей республики. Каждый из четырех заказчиков закупал от 6 до 18 флаконов упомянутого лекарственного средства, НМЦК отдельных заказчиков составляла от 165 тыс. до 495 тыс. руб., а общая НМЦК – 1,32 млн руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков, за исключением сроков поставки. На участие в аукционе подали заявки три поставщика, два из которых были допущены к участию. В результате победителем стал участник, предложивший наименьшую цену контракта (1,141 млн руб.), именно с ним каждый из заказчиков заключил отдельный контракт на поставку необходимого ему объема лекарственного средства.

Основные понятия

Для начала необходимо сравнить сами понятия «аукцион» и «тендер», и отличие сразу станет очевидным.

Организовать тендер лучше в случае необходимости сложного товара, при этом критерии выбора не имеют особо строгого характера. Зачастую это либо нестандартный товар, который плохо поддается оценке, либо при отборе учитываются несколько критериев:

  • качество товаров и услуг;
  • особенности поставки;
  • ценовая категория;
  • надежность контрагента.

Решение принимается коллегиально и таким образом исключается человеческий фактор. Получается, что это свободный вид торгов, как для заказчика, так и для участников. Вся информация, предоставляемая конкурсантами, носит сугубо конфиденциальный характер. В этом заключается основная разница между тендером и аукционом.

Аукционом называются торги с «понятными» лотами. Здесь могут быть предметы искусства, недвижимость, нефть, металлы либо другие товары, поддающиеся сравнению и оценке. Как видно, это может быть уникальный штучный товар или простые предметы определенного качества. Этот вид торгов предполагает обязательную регистрацию каждого из участников, наличие минимальной ставки.

Цена – это главный критерий выбора аукциона, соответственно, победителем становится участник, который предложил наилучшую цену. И заказчик, несмотря ни на что, не имеет право ему отказать. Здесь организатор становится зависимым от предложения каждого из участников и во избежание махинаций перекладывает коммерческий риск на победителя, что имеет вид 100% предоплаты при продажах и оплата по факту при поставке товаров.

Чем отличается аукцион от редукциона

Пожалуй, это самый частый вопрос на эту тему. В предпринимательской практике первым принято считать торги на повышение. Соответственно, редукцион — торги на понижение. Однако законодатель, когда принимал закон «О контрактной системе», в тексте стал использовать термин «аукцион», но при этом торги определил проводить на понижение. То есть с точки зрения предпринимательского права госзаказчики на самом деле проводят редукционы. А заказчики, которые работают по 223-ФЗ, по-прежнему имеют возможность проводить «обратный», главное, этот вид тендера должен быть включен в их Положение о закупках. Таким образом, схема проведения этих тендеров идентичная. Просто одна применяется в госзаказе и называется «аукцион», а вторая — в закупках по 223-ФЗ и называется «редукцион».

Если рассматривать редукцион и аукцион, отличие их заключается еще и в том, что первый термин вообще не закреплен законодательно. И так как процедура не регулируется ст. 447–449 ГК РФ, то она не является торгами. Поэтому к заказчику не предъявляются требования о сроках размещения извещения и принятия заявок. Также он освобождается от обязанности заключать контракт с победителем, если это предусмотрено документацией.

Разновидности конкурсов

Аукцион и тендер в чем разница? Для того чтобы разобраться в разнице этих методов проведения торгов, следует рассмотреть конкретные примеры

Необходимо сделать небольшое отступление, обратив внимание на тот факт, что тендер будет рассматриваться именно в качестве конкурса. Подобные мероприятия имеют подразделение на две категории, закрытые и открытые мероприятия

Последний метод конкурентной борьбы является самым распространенным. Стать претендентом может любая компания, специализирующаяся в определенной области предпринимательской деятельности.

Важно обратить внимание на то, что информация о проведении открытого конкурса распространяется через средства массовой информации, специализированные издания и интернет ресурсы. Также следует упомянуть, что подготовка к этому мероприятию требует довольно продолжительного отрезка времени. Предприятию, выступающему в качестве организатора, требуется подготовить требования к претендентам, рассмотреть все поданные заявки и определить победителя

Предприятию, выступающему в качестве организатора, требуется подготовить требования к претендентам, рассмотреть все поданные заявки и определить победителя.

Само мероприятие может проводиться как самим заказчиком, так и третьим лицом, имеющим должные полномочия. Конкурсная документация должна содержать в себе сведения о предмете заказа, критериях на которых будет основываться выбор победителя, а также информацию о самом конкурсе. Претенденты, желающие получить заказ должны правильно заполнить заявление и подать его в установленные сроки. В том случае, когда подается единичная заявка, конкурс объявляется несостоявшимся.

Одним из важных этапов этого мероприятия является публичная процедура вскрытия предложений претендентов. Во время этого этапа предаются огласке названия компаний, принявших участие в конкурсной борьбе и их предложения. В задачу специально созданной комиссии входит рассмотрение всех заявок и выбор победителя. По окончании этого этапа, с организацией, победившей в конкурсе, начинаются переговоры о заключении сделки

В том случае, когда достигнуть соглашения не удается, организаторы конкурса переключают свое внимание на претендента, занявшего второе место

Закрытый конкурс имеет те же правила, что и открытая форма данного мероприятия. Единственным различием, является процедура выбора претендентов. В случае с открытым конкурсом, подать заявку имеет право любая организация, специализирующаяся в конкретном направлении. Информация о проведении закрытых конкурсов редко предается широкой огласке. В большинстве случаев, компании, выступающие в качестве организаторов подобного мероприятия, высылают претендентам личные приглашения. Таким образом, в этом типе торгов принимает участие ограниченный круг лиц

Следует обратить внимание на то, что информация о победителе конкурса также не предается огласке

Проведение подобных мероприятий целесообразно в следующих ситуациях:

  1. Имеется лимитированное число поставщиков с необходимой квалификацией в сфере услуг или ограниченное число предприятий, выпускающих необходимую заказчику продукцию.
  2. Закупки имеют конфиденциальный характер или приобретаются в целях безопасности.

Помимо этого, необходимость проведения закрытых торгов можно объяснить тем, что расходы на открытое мероприятие могут превышать стоимость самого заказа.

Если заказчик государство

Крупные торги, связанные с нуждами Российской Федерации, регламентируются Законом №44-ФЗ. В терминах нормативного документа заказчик производит закупку товаров, услуг и работ. В рамках закона большое количество информации размещается на портале http://zakupki.gov.ru, пользование которым осуществляется в безвозмездном порядке.

В начале процедуры (кроме случаев упрощенной закупки) определяется исполнитель, поставщик или подрядчик, для чего и проводятся торги в виде аукциона или конкурса. Для этого используются следующие электронные торговые площадки (ЭТП):

  • ЕЭТП.
  • ZakazRF.
  • РТС-тендер.
  • Сбербанк-АСТ.
  • ММВБ-ИТ (является дочерним проектом Фабрикант.ру).

При этом отдельные министерства и ведомство могут определять площадки для собственных нужд самостоятельно. Например, Госкорпорация «Росатом» сотрудничает с такими ЭТП, как:

  • Фабрикант.ру
  • ЕЭТП.
  • B2B-Center.

Для нужд Министерства Обороны используется еще один дочерний проект Фабрикант.ру:Торговая Система «Оборонторг».

Для работы на ЭТП необходимо наличие аккредитации и электронной подписи (ЭП). Процесс получения и использования ЭП регламентируется Законом № 63-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector