Изменения в законе №44-фз 2018 года. новые правила закупок
Содержание:
- ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
- Когда обязательно нужно использовать КТРУ
- Изменены требования к участникам закупок.
- Об обязательных условиях контракта.
- Общие положения 44 ФЗ
- Таблица отличий
- Правила государственных закупок (2021 г.): что нового?
- Когда требуются услуги юриста по госзакупкам?
- 1.2.2 Способы определения поставщиков
- Госзакупки – порядок проведения
- Государственная закупка: разница между ФЗ-223 и 44-ФЗ
- Новшества в контрольных мероприятиях.
- ПЛЮСЫ ДЛЯ ПОСТАВЩИКА
- Изменения нацрежима в 2021 году
- Описываем объект закупки по-новому.
- Обеспечение государственной закупки по 44-ФЗ
- КАК СТАТЬ ПОСТАВЩИКОМ
ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Изменения в госзакупках 2021 года касаются ряда пунктов:
- С января определена минимальная доля закупок из ЕАЭС и установлены правила отчетности об этом. В перечни для выполнения обязательной доли включены более 100 видов товаров по 44-ФЗ и более 250 видов товаров по 223-ФЗ.
- С апреля можно больше товаров закупать у единственного поставщика госзакупок. Предельная цена повышается до 3 миллионов рублей, если закупка будет проведена электронно и по каталогу.
- С июля при планировании ряда госзакупок потребуется указывать больше сведений (в отношении строительства и объектов недвижимости).
- С апреля изменяются правила проведения запроса котировок в электронной форме по 44-ФЗ: запрещено будет отзывать заявку, оформлять протокол разногласий; контракт нужно будет подписать в течение одного рабочего дня.
- С июля изменяются требования к заявкам по 44-ФЗ и перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков.
- С апреля закупки по 223-ФЗ у субъектов МСП будут проходить по новым правилам: ограничен перечень документов в составе заявки; изменены этапы электронных процедур.
- Обязательным станет оформление акта по контрактам в электронной форме через личный кабинет поставщика в ЕИС.
- С октября через ЕИС можно узнать обо всех предварительных предложениях о закупках у единственного поставщика.
Когда обязательно нужно использовать КТРУ
Ориентируйтесь на данные Единой информационной системы (ЕИС). Здесь указаны даты, когда заказчики должны применять КТРУ.
Правила ведения и использования каталога описаны в Постановлении Правительства № 145.
КТРУ уже содержит характеристики товара. Заказчику следует лишь придерживаться алгоритма.
1. Определите ОКПД2
Код из классификатора должен совпадать с кодом КТРУ.
В КТРУ, как правило, под одним кодом прописаны ещё несколько детализированных. При выборе между ними нужно ориентироваться на потребности заказчика, выбирая тот, который полностью совпадает с описанием объекта закупки (рисунки 2-4).
Рисунок 2. Шины и покрышки пневматические для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей. Код ОКПД2 — 22.11.13.110
Рисунок 3. Тот же код мы видим в КТРУ, но детализированный. По товару с данным кодом есть 12 позиций
Рисунок 4. Из 12 позиций нужно выбрать наиболее подходящее описание
2. Опишите характеристики по каталогу
Изучите предмет закупки по каталогу и составьте описание объекта закупки. Некоторые характеристики нужно скопировать из КТРУ:
- название продукции;
- единицы измерения товара;
- обязательные характеристики предмета закупки.
КТРУ содержит обязательные, необязательные характеристики, справочную и дополнительную информацию. Последние пункты включать в техзадание необязательно.
Если характеристик товара в каталоге нет, можно описать объект закупки самостоятельно.
3. Опишите дополнительные характеристики
В техзадании можно прописать дополнительные характеристики, если обязательных характеристик недостаточно. Все дополнительные характеристики нужно обосновать во избежание жалоб и признания госзакупки незаконной.
Важно не ограничивать конкуренцию и помнить о случаях, когда нельзя устанавливать дополнительные характеристики:
- применение ограничений допуска по постановлению № 878 (при закупках радиоэлектронной продукции из перечня Правительства РФ);
- правила описания товара установлены Правительством.
Изменены требования к участникам закупок.
Статьей 31 Закона № 44-ФЗ установлены требования к участникам закупок. В части 1 данной нормы названы единые требования, в ч. 2 говорится о дополнительных требованиях, которые могут быть предъявлены к участникам.
С 01.07.2018 требования к участникам дополнятся еще одним. Помимо непроведения ликвидации, отсутствия недоимки по налогам и сборам, судимости у участника закупки – физического лица либо у руководителя организации за преступления в сфере экономики единым требованием станет отсутствие у участника ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 31).
Об обязательных условиях контракта.
Согласно последнему изменению ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ с 01.07.2018 в контракт нужно включать обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате УП юридическому или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты, связанных с оплатой контракта, если такие платежи подлежат уплате в бюджет заказчиком.
Кроме того, в данную статью введена новая ч. 29, которая предоставляет Правительству РФ право установить:
-
порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
-
требования к формированию лотов при закупках отдельных видов товаров, работ, услуг.
Общие положения 44 ФЗ
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит следующие важные положения:
- Общие положения действующего законодательства;
- Планирование госзакупок;
- Проведение государственных закупок;
- Анализ проведенных закупок и аудит;
- Контроль в области покупок;
- Подача жалобы на заказчика (например, уполномоченного учреждения) и рассмотрения способов подачи жалобы;
- Нюансы при проведении отдельных видов закупок товаров;
- Заключительные положения.
ФЗ о службе по контракту читайте здесь:
Ключевые моменты
- Заказчики обязаны планировать закупки. Для этого они в обязательном порядке должны предоставлять ежегодно планы и графики. В Единой информационной системе публикуются подобные планы;
- Устанавливаются условия к работам, товарам или услугам. Если госзакупка превышает одного миллиона рублей, то она обсуждается;
- Контролируются методы размещения заказа: закрытые аукционы, электронные, запросы котировок, конкурсы;
- В законе прописываются методы борьбы с демпингом.
В чем заключается разница между ФЗ 44 и ФЗ 223?
Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223 скрываются в особенностях их использования. Два с виду похожих закона различны своими действиями.
Закон о контрактной системе контролирует все этапы торговой процедуры, в том числе сроки. Законодательство распространяется на все закупки государственных заказчиков, при этом исключений нет. Если требования закупки были нарушены, то государственный заказчик предпишет штрафы. В последующем подобные поставщики будут занесены в журнал учета под названием недобросовестные поставщики. В соответствии с содержанием этого законодательства, заказчику запрещено расторгать или изменять условия контракта.
Закон № 223 описывает процесс госзакупок в общем виде. Здесь не указываются конкретные этапы сделки. Следовательно, торги могут проводиться различными методами, которые предварительно согласовываются. Указываются условия для участников, сроки этапов сделки, а также способы поставщика.
Порядок и условия осуществления закупок по закону
Чтобы правильно осуществить покупку, государственные заказчики действуют согласно порядку и условиям Федерального закона №44 и другим нормативно-правовым актам. Прежде чем осуществить закупку, информация о ней размещается в ЕИС (Единая информационная система) на официальном сайте.
Существует два вида закупок:
- Покупки первого уровня;
- Закупки второго уровня.
В первом и во втором случае исполнитель заказа выбирается Департаментом по конкурентной политике. Все документы по осуществлению госзакупок должны быть подписаны электронной подписью.
Приобретать можно как товары, так и услуги, а также работы. После осуществления закупок, государственный орган должен опубликовать информацию об этом на официальном сайте. Решение на проведение госзакупок подтверждаются документами, среди которых есть и годовой план на проведение подобных действий. С момента утверждения плана, заказчик обязан разместить этот план на официальном веб ресурсе в течение пяти дней после утверждения.
Чтобы закупки были проведены правильно, предварительно определяется организатор по их проведению. Покупки государственного уровня могут быть совершены и на конкурсной основе.
Таблица отличий
Закон № 44 |
Закон № 223 |
---|---|
Кто может быть заказчиком |
|
Органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения. Бюджетные учреждения. Унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств. |
Предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %. Естественные монополии. Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию:
Унитарные предприятия, если тратят собственные средства. Юрлица с инвестиционными проектами более 500 млн руб. с господдержкой. |
Кто может участвовать |
|
Юридические лица (не офшоры). Физические лица. Индивидуальные предприниматели (ИП). Заказчик в документации к некоторым закупкам (средства для реабилитации инвалидов, создание произведений литературы и искусства и др.) может установить для себя право заключить контракт сразу с несколькими участниками. |
Юридические лица. Физические лица. Индивидуальные предприниматели. |
Кому предоставляются преимущества |
|
Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов. СМП и СОНКО — 15 % годового объема закупок заказчики должны делать только у таких поставщиков. |
|
Виды тендеров |
|
Конкурс:
Электронный аукцион. Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы). Могут быть как офлайн, так и в электронной форме. Запрос котировок. Запрос котировок в электронной форме. Запрос предложений. Закупка у единственного поставщика. |
Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений). Конкурентная закупка в электронной форме. Закрытая конкурентная закупка. Закупка у единственного поставщика. Другие способы, указанные в Положении. |
Сроки для участия | |
Установлены в законе. |
Закон регламентирует сроки для конкурентных закупок. Для сделок с единственным поставщиком заказчик устанавливает порядок в Положении. |
Подпись для электронных документов | |
Обеспечение заявок и контракта | |
Обеспечение заявки необходимо для конкурсов и аукционов при НМЦК более 1 млн руб. |
Обеспечение заявок не требуется для конкурентных закупок с НМЦК менее 5 млн руб. В иных случаях такое требование — право заказчика, но не более 5 % от НМЦК. Правила для обеспечения договоров заказчик устанавливает в Положении. |
Борьба с демпингом | |
Заказчик может установить соответствующие требования в Положении. | |
Обоснование НМЦК | |
Необходимость и способы обоснования начальных цен заказчик прописывает в Положении. |
|
Отчеты в ЕИС | |
О закупках у СМП И СОНКО. Обоснование закупки у единственного поставщика. Об исполнении контрактов (отдельного этапа). Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок. О количестве приобретенной продукции в рамках исполнения специального инвестиционного контракта. |
Годовые отчеты о закупках:
|
Изменения и расторжение контракта | |
Расторжение происходит:
|
Допустимо изменение количества, объема, цены приобретаемых благ, сроков исполнения условий сделки, по сравнению с указанными в итоговом протоколе. Расторжение — в связи с существенными нарушениями участником по решению суда. |
Жалобы по 44 ФЗ, по 223 ФЗ | |
ФАС России. Уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления. Контрольный орган в сфере гособоронзаказа. Срок рассмотрения — 5 рабочих дней. |
|
Правила государственных закупок (2021 г.): что нового?
Если говорить о вступивших (вступающих) в силу нормативах, регулирующих проведение госзакупок в 2021 году, то можно выделить положения:
- Обновленного п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2021), по которому заказчик стал обязан проверять исполнителя на предмет отсутствия привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (за передачу незаконного вознаграждения от имени юрлица) в течение двух последних лет.
- Обновленной редакции от 01.04.2021 статьи 82.1 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой начальная (максимальная) цена контракта в рамках запроса котировок может составлять до 3 млн. рублей (ранее — до 500 тыс. рублей).
Фактически, здесь расширились возможности для малого бизнеса: запрос котировок считается одним из простейших способов получить контракт, так как смотрится цена в чистом виде. Кто дешевле предложил, тот и выиграл, но теперь цена договора может быть весьма высокой для малого предприятия.
- Обновляемого (вступает в силу с 01.10.2021 года) п. 19 Положения по Постановлению № 1352, согласно которому НМЦК контракта для закупок у малых и средних предприятий по Закону № 223-ФЗ будет увеличена до 800 млн. рублей. Пока что этот порог составляет 400 млн. рублей.
В свою очередь, различные изменения, вносимые в порядок госзакупок, предусмотрены многими проектами нормативных актов, которые уже приняты или могут быть приняты в 2021 году (и вступят в силу с 2022 года). В их числе, например, нормативы, предусматривающие ускоренные расчеты по государственным контрактам, или же ограничивающие участие неопытных предпринимателей в дорогостоящих тендерах.
Госзакупки — сфера правоотношений, распространенная во многих странах, в том числе в государствах-участниках ЕАЭС. Рассмотрим для примера основные правила государственных закупок, действующие у ближайших соседей России и партнеров по Евразийскому экономическому союзу — в Беларуси и Казахстане.
Когда требуются услуги юриста по госзакупкам?
Законодательство о государственных закупках активно изменяется. Предприниматель, занятый основной деятельностью, не имеет возможности постоянно следить за поправками. Из-за этого поданная заявка, способ ее подачи или приложенные документы могут не соответствовать тем или иным требованиям. Как результат – конкурс проигран, время и средства потрачены впустую.
Также, возможен факт сговора и незаконное отклонение заявки на участие. Здесь не обойтись без помощи квалифицированного юриста по закупкам. Ведь необходимо собрать доказательную базу для обжалования решения в ФАС или представить интересы стороны в суде.
Читайте кейс по работе наших юристов: «Защита интересов клиента в ФАС»
Услуги по юридическому сопровождению участия в госзакупе включают не только консультации, но и:
- заполнение заявки;
- сбор документов;
- анализ контракта и связанных с ним рисков;
- защиту интересов при проведении госзакупок;
- подача жалобы в ФАС и представительство в суде при нарушенных правах.
Все этапы конкурса будут проведены в соответствии с требованиями законов и подзаконным актов. Помощь опытного юриста – важный шаг к заключению выгодного контракта. Узнайте больше на консультации с юристом по государственным закупкам:
Об авторе
Марина Шмелева
Управляющий партнер
в компании
«Шмелева и Партнеры»
Председатель Саратовского областного состава арбитров Волго-Уральского отделения Арбитражного центра при РСПП, Третейский судья, докторант, доцент кафедры гражданского права СГЮА. Юрист-практик с опытом более 13 лет. Основное направление — защита интересов бизнеса в досудебном и судебном порядке, в соответствии с АПК РФ.
1.2.2 Способы определения поставщиков
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способыопределения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и 44-ФЗ. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Организатором совместных конкурса или аукциона выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких конкурса или аукциона.
Указанное соглашение должно содержать:1) информацию о сторонах соглашения;2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводится совместный конкурс или совместный аукцион;3) начальную (максимальную) цену контракта или контрактов и обоснование такой цены;4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;7) порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;10) срок действия соглашения;11) порядок рассмотрения споров;12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.
Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.
Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.
Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Госзакупки – порядок проведения
Порядок проведения госзакупок включает следующий общий алгоритм:
- заказчик размещает в единой информационной системе (ЕИС) госзакупок информацию по контракту (в частности, указывает способ определения поставщика, перечисляет требования к исполнителю);
- потенциальный исполнитель, зарегистрированный в системе госзакупок в установленном порядке, подает заявку, ждет рассмотрения (при необходимости — дополняет банковской гарантией);
- заказчик в рамках соответствующей процедуры (конкурс, аукцион) выбирает поставщика;
- заключается контракт между заказчиком и выбранным исполнителем.
В контракте прописывается особый параметр — начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК). Договор можно заключить только в пределах данной цены или ниже, например, если поставщик предложит выгодную цену в ходе аукциона.
В случае невыполнения контракта, исполнитель может быть внесен заказчиком в реестр недобросовестных поставщиков, и в этом случае у него не получится в дальнейшем участвовать в госзакупках.
Поставщиками в системе госзакупок могут быть обычные физлица, ИП, организации. В случаях, предусмотренных законом, в системе госзакупок даются преференции малым и средним предприятиям. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ не менее 15% от годового объема закупок должно производиться у малых предприятий (с 01.01.2022 – не менее 25%).
Участие субъектов МСП в госзакупках по Закону № 223-ФЗ дополнительно регулируется отдельным правительственным Постановлением от 11.12.2014 № 1352, согласно которому годовой объем закупок у субъектов МСП государственных предприятий должен составлять не менее 20% от общего объема контрактов (п. 5 Положения по Постановлению № 1352).
Правила осуществления государственных закупок 2021 года следует применять в действующей их редакции. Рассмотрим ряд ключевых изменений в них, вступивших (вступающих) в силу в 2021 году.
Государственная закупка: разница между ФЗ-223 и 44-ФЗ
Различие | ФЗ-223 | ФЗ-44 |
Сфера применения | Установление общих норм госзакупа, требований к участникам. Создание правовой основы для процедуры госзакупа. Акт фиксирует варианты поведения при осуществлении процедуры, но при этом дает нанимателям определенную свободу. Так они правомочны разрабатывать собственные положения о закупках, где отражены условия конкурса, варианты его реализации и т.д. | Правоотношения государства и хозяйствующих субъектов, направленные на удовлетворение госнужд в целях повышения эффективности закупок. Закон регулирует особенности выполнения контрактов, планирования и мониторинга закупок, соответствие участников, заявленным критериям, гарантирует гласность проведения конкурсов и содержит положения, предотвращающие формирование обстоятельств, в которых развивается коррупция. Закон регулирует сроки и условия исполнения закупочных процедур. |
Статус нанимателя | Государственные компании, государственные корпорации, хозяйственные общества, половина уставного капитала которых принадлежит госказне, предприятия, осуществляющие инвестпроекты при поддержке правительства | Государственные и муниципальные органы, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, структуры, финансируемые из госказны. |
Виды закупок | Конкурентные (1. Закрытые. 2. Организованные онлайн для субъектов малого бизнеса. 3. Организованные в виде конкурса, запроса котировок). Закуп из одного источника. Прочие способы, содержащиеся в нормативных документах заказчика. | Конкурс (1. Открытый. 2. С ограниченным количеством участников. 3. Закрытый). Электронный аукцион. Запрос котировок и предложений. Закуп из одного источника. |
15 % госконтрактов в рамках ФЗ-44, госпредприятия обязаны заключать с малыми и средними хозяйствующими субъектами, а также социально-ориентированными некоммерческими организациями. Для тендеров, проводимых по ФЗ-223, названный показатель надлежит поддерживать на уровне не менее 20%.
Новшества в контрольных мероприятиях.
Согласно ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ контрольные органы могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки по обращениям участников закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц. При этом порядок рассмотрения жалоб зависит от категории обратившегося лица.
Согласно новой ч. 15.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ обращение с жалобой физического лица, не являющегося участником закупки, законные интересы которого не нарушены, рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Напомним, что граждане могут пожаловаться на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
Если с подобной жалобой обратится участник закупки либо осуществляющие общественный контроль общественное объединение или объединение юридических лиц, она будет рассматриваться, как и прежде, в соответствии с гл. 6 Закона № 44-ФЗ.
ПЛЮСЫ ДЛЯ ПОСТАВЩИКА
Заниматься сферой закупок стоит как минимум потому, что государство покупает почти всё. Каждая сфера задействована, на всех распространяются единые правила, тендеры электронные — все переговоры ведутся дистанционно.
Государство — стабильный заказчик. Оно всегда исполняет обязательства, и даже когда финансирование программ урезают, государство продолжает покупать те или иные вещи и услуги.
Значение в большинстве закупочных процедур имеет только цена — на срок вашей работы или деловую репутацию редко кто обращает внимание. У этого есть и обратная сторона — придется бороться с демпингом
К сожалению, изменения в госзакупках 2021 года эту проблему не исправляют.
Изменения нацрежима в 2021 году
Собрали в таблицу последние изменения по применению нацрежима в госзакупках и разъяснения, как применять новую систему запретов и ограничений по нацрежиму при проведении тендера в 2021 году.
Что меняется | Как реализуют | НПА, который утверждает изменения |
---|---|---|
Сокращен список импортных медизделий, на которые распространяются ограничения допуска. | ||
Расширен список импортной продукции, в отношении которой установлены запреты. | ||
Введено правило «второй лишний» для продукции, которая подпадает под ограничения. | ||
Установлен запрет на указание доп. параметров. | ||
Расширен перечень импортных медизделий с ограничением допуска. | Перечень дополнен позициями: тонометры, аппараты УЗИ, микроскопы и прочие. | |
Введены правила допуска для медизделий не из ПВХ. | Введены ограничения допуска на закупку импортных одноразовых медизделий не только из ПВХ. | |
Определена минимальная доля закупок российской продукции. |
Если по окончанию срока подачи заявок не подано ни одной с предложением поставить продукцию российского происхождения, заказчик обязан:
Если после продления не подано ни одной заявки с предложением поставить продукцию российского происхождения, заказчик вправе отменить ограничение на поставку иностранного товара и продлить срок подачи заявок на первоначальный период приема предложений. В перечень, для которого соблюдение правил обязательно, включено более 100 товарных позиций. Минимальная доля утверждена для каждой позиции отдельно. По итогам года заказчикам придется составлять отчет об объеме закупок товара российского происхождения и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, публиковать такой отчет в ЕИС. Если заказчик не выполнит минимальную доли закупок, ему вместе с отчетом придется разместить обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок. |
|
Новые правила описания товаров российского происхождения. | ||
Утверждено установление преференций в размере 20% для машин и оборудования при реализации национальных проектов (программ). |
Описываем объект закупки по-новому.
Правила описания объекта закупки определены ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Согласно изменениям, вступившим в силу 11.01.2018, законодатели сократили п. 1 ч. 1 данной нормы, убрав фразу о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, и скорректировав возможность использования указания на товарные знаки в отношении объекта закупки.
Теперь товарный знак можно указывать при описании объекта в любой закупке при условии:
-
сопровождения такого указания словами «или эквивалент»;
-
несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
-
закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на эти машины и оборудование.
Обеспечение государственной закупки по 44-ФЗ
Под данным словосочетанием понимается денежное обеспечение заявки и контракта. Это два разных мероприятия, которые осуществляются на разных стадиях конкурса.
Однако суть у них одинаковая – компенсировать убытки заказчика при отказе поставщика от участия в конкурсе либо его отказе от исполнения обязательств по контракту.
Условие об обеспечении заявки заказчик устанавливает по собственному усмотрению. Обязательным оно является тогда, когда стоимость конкурса или аукциона превышает полмиллиона рублей (ст. 44 ФЗ-44).
Размер обеспечительного взноса зависит от начальной цены договора:
- от 0,5 до 1 % — при начальной цене от 1 млн до 20 млн руб.;
- от 0,5 до 5 % — при начальной цене от 20 млн руб.;
- 2% — при начальной цене от 20 млн.
Хозяйствующий субъект может подтвердить серьезность своих намерений путем помещения взноса на специальный счет заказчика или предоставлением документальной гарантии банка. Средства обеспечения «замораживаются» до выхода итогового протокола.
Взносы возвращаются проигравшим – через 24 часа после обнародования последнего протокола, выигравшей стороне – после документальной фиксации отношений с нанимателем.
Обеспечение контракта по ФЗ-44
Это финансовая ответственность исполнителя перед заказчиком, гарантирующая , что компания не откажется от исполнения договоренности (ст. 94 ФЗ-44). Для тендеров, которые проводятся по ФЗ-44, рассмотренное условие обязательно.
Стороны подписывают контракт после того, как потенциальный поставщик предъявит документ, подтверждающий наличие обеспечения. Во всех прочих закупках заказчики устанавливают данное требование по своему усмотрению.
Сумма гарантийного взноса колеблется в пределах от 0,5% до 30% (после изменений в 2020 году – до 50%) от начальной стоимости лота. Законодатель определил, что для контрактов со стоимостью выше 50 млн. руб. обеспечение составит – 10%-30%, но не ниже суммы авансового платежа, если таковой предусмотрен.
Если цена, предложенная участником, на 25% ниже начальной, то в случае его выигрыша, размер гарантии увеличивается в 1,5 раза от суммы обеспечения, заявленной заказчиком. Это так называемые антидемпинговые меры (ст. 37 ФЗ-44). Они применяются для закупок, чья начальная цена превышает 15 млн. руб.
Договорные отношения с нанимателем могут быть обеспечены двумя способами – внесением средств на счет заказчика или посредством банковской гарантии.
КАК СТАТЬ ПОСТАВЩИКОМ
Для участия в тендере нужно открыть ООО или ИП.
Есть два вида тендеров:
- 44-ФЗ (бизнес предоставляет товары, работы, услуги для государственных и муниципальных органов и учреждений);
- 223-ФЗ (бизнес предоставляет товары, работы, услуги для госкомпаний, госкорпораций, хозяйственных обществ и других коммерческих и некоммерческих заказчиков).
Разницу между законами можно свести к таблице:
Различия между 44-ФЗ и 223-ФЗ
44-ФЗ |
223-ФЗ |
Единые правила для всех заказчиков |
У каждого заказчика (группы заказчиков) свои правила |
Ограниченный перечень способов закупок |
Каждый заказчик может применять способы закупок, предусмотренные Положением о закупке |
Закупки в электронной форме проводятся на 8 отобранных «федеральных» площадках |
Закупки в электронной форме у субъектов МСП проводятся на 8 отобранных «федеральных» площадках, иные закупки — на любых электронных площадках. |
Требования к участникам закупки, составу заявки установлены законом |
Заказчик самостоятельно определяет требования к участникам и составу заявки (кроме закупок у субъектов МСП) |
Заказчик обязан заключить контракт с победителем |
Заказчик при проведении неконкурентной закупки не обязан заключить договор с победителем |
Контракт, заключенный по результатам закупки, практически невозможно изменить |
Договор, заключенный по результатам закупки, можно изменить по согласованию с заказчиком |
Действуют запреты, ограничения, условия допуска в отношении иностранных товаров |
Действует приоритет в отношении российских товаров (работ, услуг) |
Чем крупнее тендер, тем больше нужно денег на исполнение договора.
Основные способы закупок:
- запросы котировок (запросы цен, коммерческих предложений);
- аукционы (участники устанавливают цену в реальном времени, начало торга в точную дату и время);
- конкурсы (победитель определяется по совокупности ценовых и неценовых критериев);
- единственный поставщик (неконкурентная закупка).