Новый порядок определения нмцк на лекарственные препараты

Тарифный метод

Данный метод определения НМЦК эффективен в случае установления на закупаемые товары, работы или услуги регулируемых государством или муниципальными образованиями цен (тарифов).

Согласно п. 5.1 Методических рекомендаций тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров, работ, услуг, не ниже которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

Также указанными методическими рекомендациями установлено, что, при применении тарифного метода используются предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности. По мнению Минэкономразвития России, в случае если предельные цены (тарифы) на товары, работы, услуги по предмету закупки установлены правовыми актами органов местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности, заказчик вправе применить тарифный метод для определения НМЦК7.

Особой разновидностью тарифного метода является его применение при закупке лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Порядок определения НМЦК в данном случае определён Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 октября 2017 г. № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения». Особенность заключается в том, что НМЦК рассчитывается одновременно тремя способами (пункт 3 вышеуказанного приказа):

• одним из методов, предусмотренных статьёй 22 Закона № 44-ФЗ;

• средневзвешенной ценой, то есть ценой на основании всех исполненных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета;

• референтной ценой, то есть ценой, рассчитываемой автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения и передаваемой в ЕИС в сфере закупок.

После чего заказчик использует для обоснования НМЦК с минимальным значением.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Чтобы определить НМЦК, следует её сформировать на расчётной основе.

Посредством этого способа на основе данных о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, которые предлагается закупать, или заменяющих их однородных закупочных объектов назначается стартовый размер стоимости контракта. С этой целью по итогам рыночного анализа необходимо:

  1. Найти имеющиеся на действующем рынке субъекты закупок, которые корреспондируются с их описанием, осуществлённым согласно условиям ст. 33 44-ФЗ.
  2. Распределить выделенные закупочные объекты по категориям идентичности или однородности. При этом под идентичностью понимаются одинаковые характеристики, присущие каким-либо товарам, работам, услугам, а под однородностью подразумеваются качества закупочных объектов, которые не обладают идентичностью, но располагают похожими характеристиками и состоят из схожих компонентов, позволяющими их взаимно заменять.

Для приобретении сведений о действующих на рынке ценах на товары, работы, услуги полезно:

  • запросить ценовую информацию минимум у 5 поставщиков, подрядчиков, исполнителей , которые располагают опытом поставок аналогичных закупочных объектов;
  • запросить информацию о стоимостных показателях в госзакупочной сфере ЕИС;
  • произвести поиск информации о стоимостном уровне в контрактном реестре заказчиков;
  • собрать и проанализировать общедоступную ценовую информацию.

Вместе с этим не следует в процессе расчёта НМЦК использовать информацию о ценах, если она:

  • предоставлена лицами, фигурирующими в реестре недобросовестных субъектов закупок;
  • получена из анонимных источников;
  • содержится в документации, которую заказчик получил по своим запросам и которая не отвечает требованиям, заявленным заказчиком в отношении подобной документации.

При данном методе используется такая формула:

в которой:

  • НМЦКрын — НМЦК, которая определяется методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • v — количество (объём) закупаемого товара, работы, услуги;
  • n — количество значений, используемых в расчёте;
  • i — номер источника ценовой информации;
  • Цi — цена единицы закупочного объекта, которая представлена в источнике с номером i и скорректирована с учётом индексов, применяемых для перерасчёта цен товаров, работ, услуг, учитывая различия в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК

Не все начальные (максимальные) цены обосновываются вышеуказанными пятью методами расчета. Для некоторых заказов используют иные виды обоснования начальной максимальной цены ФЗ 44, которые зависят от отраслевых особенностей закупки. Вот основные нормативы:

  1. Градостроительная сфера. Стоимость строительных работ определяется по приказу Минстроя № 841/пр от 23.12.2019.
  2. Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены на ГОЗ рассчитываются посредством государственного регулирования по .
  3. Энергосервисные контракты (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет осуществляется в соответствии с .
  4. Отдельные виды медицинского оборудования , лекарственные препараты для медицинского использования (), медицинские изделия (приказ Минздрава № 450н от 15.07.2020).
  5. Стандартное жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, .
  6. Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 , приказ Минтранса № 158 от 30.05.2019).
  7. Заключение контрактов в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, пп. «в» п. 1 ПП РФ № 1166 от 12.11.2016).
  8. Работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта, включенные в один лот по ч. 16.1 ст. 34 ФКС. НМЦК рассчитывают по методам из ст. 22 44-ФЗ и получают аудиторское заключение обоснования предполагаемой стоимости капитального строительства (ПП РФ № 563 от 12.05.2017). Для контрактов, предметом которых является и подготовка проектной документации, инженерных изысканий и выполнение строительных работ (ч. 56 ст. 112), цену определяют по .
  9. Охранные услуги. НМЦК рассчитывают по .

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не требуется выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельной стоимости (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Документальное обоснование цены договора предоставляется вместе с планом-графиком.

Чтобы рассчитать НМЦК при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или продукцию, которая заменяет предмет закупки.
  2. Исследовать конъюнктуру рынка и получить ценовую информацию.
  3. Указать однородность таких цен.
  4. Определить НМЦК по формуле.

Далее разберем подробно, как обосновать НМЦК, используя анализ рынка.

Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров необходимо проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.

Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик воспользуйтесь Методическими рекомендациями, утвержденными .

ВАЖНО!
Для расчета НМЦК и ЦК, заключаемого с единственным поставщиком, заказчики используют рекомендации и формы из приказа Минэкономразвития № 567. Но Минфин планирует обновить действующий порядок и принять новый

обновлений уже готов: сейчас документ проходит стадию общественного обсуждения.

Если после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 Федеральной контрактной системы.

Находим информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о рыночной стоимости товаров, работ и услуг заказчик вправе действовать следующим образом:

  1. Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
  2. Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 Методических рекомендаций № 567).
  3. Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.

При необходимости организация-заказчик использует несколько инструментов поиска ценовых показателей одновременно.

После получения информации о стоимости заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных ценовых показателей по формуле (п. 3.20 МР № 567):

где:

  • — средняя величина цены;
  • σ — среднеквадратическое отклонение.

Если расчетное значение коэффициента вариации находится в пределах 33%, то такие ценовые предложения считаются однородными.

Так выглядит пример определения начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ методом анализа рынка:

Разновидности

Тарифные методы регулирования внешней торговой деятельности государства основаны на применении пошлин разных типов. Налоговые платежи отличаются объектом и способом взимания, размером платежа, способом выработки и практикой применения.

По объекту взимания различают экспортные (вывозные) и импортные (ввозные) пошлины. Также платежи могут взиматься за транзитную перевозку по стране определенных товаров. Вывозные платежи позволяют ограничить экспорт некоторых видов товаров. Также за их счет пополняется государственный бюджет. Это инструмент улучшения структуры торговли. За счет установления подобных тарифов удается снизить вывоз из страны некоторых товаров. К таковым чаще всего относятся продукты с низкой степенью обработки, с высоким уровнем добавленной стоимости.

Ввозные налоги начисляют на ввозимую в страну зарубежную продукцию. Это является обязательным условием их допуска в свободную продажу на внутреннем рынке. При помощи таких пошлин пополняется государственный бюджет, производится регулировка структуры импорта. Также с их помощью сдерживается ввоз на территорию страны некоторых видов продукции. Ввозные пошлины являются наиболее распространенным видом налогов таможенного типа. Их применяют для 80% импортных товаров, которые перевозят иностранные производители.

Тарифные методы предполагают установление контроля и над транзитными перевозками. Такие пошлины применяют довольно редко. Это, скорее, средство торговой войны. В нашей стране в современных условиях транзитные тарифы нулевые.

Что это такое?

НМЦК – это предел стоимости, которую указывают в соответствующей документации о закупке (чаще всего в извещении). Это максимальная сумма, на которую заказчик имеет право заключить контракт. Участники закупки не могут предлагать большую сумму. В противном случае такой договор признается недействительным, не может быть заключен. Заявки, не соответствующие требованию законодательства, рассмотрению не подлежат.

Если поставщик всего один, контракт является неконкурентным. Его стоимость является величиной фиксированной. Цену устанавливает и обосновывает соответствующим образом заказчик услуг или товаров.

НМЦК – это величина, которая определяется в определенных ситуациях, например, при составлении плана-графика закупок, в процессе подготовки извещения или иной документации о ее проведении. В них указываются также и утвержденная НМЦК в виде результата заключения договора.

В процессе проведения закупок цена может меняться. В этом случае контракт перезаключают снова, назначая и утверждая иной график закупок.

НМЦК – это главный фактор, оказывающий влияние на определение поставщика, а также срок публикации документов о проведении закупки в ЕИС. Вся процедура регулируется Законом 44-ФЗ (ст. 22). А также Приказом об НМЦК Министерства экономического развития РФ № 567 от 02.10.13. Представленные здесь рекомендации не имеют силы нормативно-правового акта. Поэтому они не являются обязательными для исполнения заказчиком. На уровне иных соответствующих субъектов РФ могут быть разработаны дополнительные рекомендации о проведении закупок. Проверки в данном вопросе осуществляют органы государственного или внутреннего муниципального финансового контроля. Они определяют, правильно ли были установлены и обоснованы цены закупки.

Если цена не соответствует рынку

Бывает, что рассчитанная тем или иным методом НМЦК все же имеет существенное отклонение от средней цены по рынку, и участники закупки обращают на это внимание. Тогда они могут обжаловать цену контракта в ФАС

Или же контролирующий орган сам может обратить внимание на цену закупки, которая явно выбивается из общего ряда. Если такое произойдет, и заказчик не сможет объяснить антимонопольному органу свою цену, то закупка может быть отменена.

Как же поступить поставщику в случае, если он заметил неадекватную цену? Если цена явно занижена, можно либо пройти мимо этой закупки, либо запросить у заказчика разъяснений. А иногда целесообразно принять участие в такой закупке. В случае победы (а шансы велики, ведь конкурентов будет минимум) участник сможет добавить в свой актив качественно исполненный контракт, а это положительно отразится на его репутации.

Если цена завышена, то закупка будет интересна многим. Не исключено, что и антимонопольной службе. Тогда заказчику придется обосновывать расчет НМЦК или же объявить новую закупку с более адекватной ценой. Но даже если ФАС не заметит завышенной НМЦК, высока вероятность того, что в ходе торгов она будет «сбита» до рыночной самими участниками.

Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК

Согласно п.2.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен:

1) определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со статьей 13 44-ФЗ;

2) установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

3) провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено настоящими Методическими рекомендациями, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с пунктом 2;

4) сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ;

5) проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:

— нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов государственной корпорации «Росатом», которыми устанавливаются порядки определения НМЦК в соответствии с ч. 22 ст.22 44-ФЗ;

— актов Правительства РФ, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;

— правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со ст. 19 44-ФЗ;

6) в соответствии с установленными ст.22 44-ФЗ требованиями определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов;

7) осуществить соответствующим методом определение НМЦК с учетом настоящих Методических рекомендаций;

8) сформировать обоснование НМЦК в соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций. Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Данная форма выглядит следующим образом:

Что такое НМЦК в госзакупках и её обоснование

Обычно на аукционах торги начинаются с установленной минимальной цены на продаваемый товар. При госзакупках наблюдается обратный процесс, когда в их начале заявляется цена по максимуму.

Это объясняется тем, что в ходе закупочного процесса в конкурентное состязание вступают не покупатели, а продавцы (поставщики, подрядчики, исполнители) закупочных объектов и где в роли единственного покупателя выступает государство. И ему невыгодно, чтобы партнёры по закупке заламывали неподъёмные цены.

Поэтому перед госзакупками на каждый заказываемый вид объектов закупки устанавливается потолок, выше которого поднимать их стоимость непозволительно. НМЦК фиксируется в извещениях о предстоящем проведении закупок, их документации, в первую очередь в плане-графике, приглашениях для участия в закрытых закупках.

При этом НМЦК, будучи ценовым потолком будущей закупки, берётся вовсе не с этого потолка. Её размеры базируются на положениях ст. 22 44-ФЗ, а также на Приказе Минэкономразвития России № 567.

Это свидетельствует о важности данного процесса, в котором должен соблюдаться необходимый и зачастую непростой баланс между необходимостью эффективно расходовать бюджетные средства и, с другой стороны, учитывать интересы участников закупки. При этом могут создаться следующие ситуации:

При этом могут создаться следующие ситуации:

  1. При занижении заказчиком НМЦК в госзакупках у поставщиков может исчезнуть стимул к участию в закупке, что грозит её непроведением. В подобной ситуации заказчику грозит опасность заключения контракта с недобросовестными партнёрами, которые, согласившись на низкую цену, в ответ поставят некачественный закупочный объект. Установление заказчиком заниженной стоимости чаще всего происходит при использовании цен, уже утративших на момент закупки свою актуальность, или без коррекции на возможную инфляцию.
  2. При завышении НМЦК наблюдается неэффективное использование средств бюджета. Иногда высокая цена привлекает большое число участников закупки, в результате чего их конкурентная борьба в процессе торгов сбивает цену до оптимальной. Однако чаще происходит процесс имитации бурных торгов, которая позволяет снизить цену всего лишь не более чем на 1%.
  3. При точном соответствии заявленной НМЦК рыночной закупка получается взаимовыгодной для участвующих в ней сторон, в результате чего средства бюджета тратятся рационально при надлежащем качестве получаемых взамен объектов закупки. Для участников закупки их выгода выражается в активном участии в торгах.

При определении НМЦК заказчик призван базироваться на принципах:

  • недопущения дискриминации партнёров по закупкам;
  • неограничения конкуренции;
  • эффективного и целевого расходования средств бюджета;
  • уменьшения издержек на заказываемые услуги.

Примерная форма обоснования НМЦК
https://www.youtube.com/watch?v=XBbwNzyJJ_g

Пример расчета НМЦК таким способом

В качестве примера рассмотрим контракт на проведение научно-исследовательских работ по теме: «Как повысить эффективность государственных закупок».

Содержание работ (услуг)

Трудоемкость,

чел./мес.

Стоимость единицы рабочего времени специалистов,

руб./мес.

Стоимость,

руб.

Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок 8 40 000,00 320 000,00
Вид работ № 2 Анализ правоприменительной практики реализации законодательства РФ в сфере закупок 8 22 000,00 176 000,00
Вид работ № 3 8 30 000,00 240 000,00
Вид № 4 6 15 000,00 90 000,00
Вид № 5 20 45 000,00 900 000,00
Вид № 6 12 45 000,00 540 000,00
Вид № 7 16 45 000,00 720 000,00
Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием научно-технической продукции (фонд оплаты труда) 78 2 986 000,00
Отчисления на социальные нужды 1 015 240,00
Материалы, руб 0,00
Спецоборудование для научных (экспериментальных) изысканий, руб. 0,00
Прочие прямые расходы (0%) 0,00
Накладные расходы (40%) 1 194 400,00
Себестоимость 5 195 640,00
Прибыль (5%) 259 782,00
Сметная стоимость контракта 5 455 422,00
Сметная стоимость контракта, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,06) 5 782 747,32

Итого, суммируя все затраты, получили НМЦК 5 782 747,32 рубля.

Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.

Если сказать это более простым языком, то это цена выше которой контракт не может быть заключен. Если же участником закупки предложена цена выше установленной в извещении НМЦК, то заявка такого участника не рассматривается.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком — это фиксированное значение цены, определенное и обоснованное заказчиком.

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке. Результат определения НМЦК отражается в указанных документах. При этом если в процессе осуществления закупок цена меняется, соответствующие коррективы вносятся и в план-график.

Размер НМЦК может повлиять на выбор способа определения поставщика, а также на срок размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения об осуществлении закупки.

Вопросы определения НМЦК регулируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»

Однако стоит обратить внимание на то, что данные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. не обязательны для применения заказчиками

В дополнение к  методическим рекомендациям Минэкономразвития России на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.

Контроль за правильностью определения и обоснования НМЦК осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п.3 ч.8 ст.99 44-ФЗ).

Понятие

Существует пять основных способов обоснования начальной максимальной цены контракта (НМЦК), для каждого установлены правила применения. Затратный метод по 44 ФЗ применяется в случае, когда невозможно использовать другие способы, или в дополнение к ним, то есть только в исключительных ситуациях. Образование цены по затратному методу состоит в определении не только затрат поставщика, но и его маржи, наценки для получения доходов. Закон учитывает, что процедура определения поставщика должна быть не только эффективной в плане расходования бюджетных средств, но и выгодной для участников рынка.

Заказчик самостоятельно рассчитать затраты, связанные с исполнением контракта, учитывая прямые и косвенные расходы (производство, приобретение, реализация товаров, транспортировка, хранение, страхование и иные расходы) и размер прибыли.

Основанием для применения затратного способа определения цены являются случаи:

  1. Индивидуальный заказ, когда общедоступные источники не содержат нужной заказчику информации. К примеру, изготовление оборудования с индивидуальной составляющей.
  2. Наличие такой методики расчета цены, которая предусмотрит нормы расходов и доходов. К примеру, определение стоимости проектных работ.
  3. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы.
  4. Концертная, театральная деятельность и др.

Изначально заказчику необходимо исследовать рынок, установить невозможность применения иных способов, и если результат исследования не позволит осуществить расчет, применять методы затратного подхода.

Способ определения НМЦК

Тарифный метод НМЦК применяется в том случае, если требуется сделать закупки или реализацию товаров, которые подлежат регулированию со стороны государственных органов. Этот подход предполагает установление минимальной цены контракта. Его регламентирует статья 22 44 ФЗ. Тарифный метод применяется при закупке товаров, услуг или работ. Соответствующие государственные органы контролируют этот процесс.

Цена контракта определяется в соответствии с регулируемым тарифом. От правильности проведения расчета зависит эффективность использования бюджетных средств. Также подобная процедура позволяет выполнить соответствующие закупки.

Начальная максимальная цена контракта определяется в соответствии с тарифным методом по 44-ФЗ. В число таких услуг входят:

  • Водоотведение и водоснабжение.
  • Теплоснабжение.
  • Электроэнергетика.
  • Газоснабжение.
  • Электросвязи и почты.

Не рекомендуется применять этот метод тарифного регулирования, если стоимость товаров или услуг выше нормы, утвержденной законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector