Актуальные штрафы за неправильную парковку во дворе. правила парковки, можно ли избежать штрафов?
Содержание:
- Комментарии (10)
- Назначение штрафа
- Штрафные санкции
- Штраф за сквозной проезд через двор (жилую зону) в России, Москве и С. Петербурге
- Кто должен уступить
- Является ли двор проезжей частью
- Движение в жилых зонах по ПДД
- Какая скорость движения во дворе
- Нужно ли уступать дорогу автомобилю, который уже свернул во двор
- Нормативная база
- Комментарий к Разделу 17 Правил дорожного движения РФ
- Постановление Верховного Суда N 57-АД12-3 от 4 июля 2012 г.
- Правила движения
- Какие ещё запреты для дворовых территорий по ПДД?
- Разъезд при въезде (выезде) из жилой зоны
Комментарии (10)
А с чего вдруг решили, что жилая зона это прилегающая территория? Жилая зона это как раз дорога, на которую распространяются особые требования! Дорога со всеми атрибутами типа дорожных знаков, проезжей частью и, возможно, другими, типа тротуаров. Не может дорога быть прилегающей территорией по определению, даже если она находится в зоне. Есть же иные зоны, типа зоны запрета парковки или зоны платной парковки и что, это делает эти зоны прилегающей территорией? Разберитесь сначала сами!
В остальном — согласен. Только в постановлении ВС ошибочно считается, что во дворе дома движение может быть встречным или односторонним, так как на прилегающей территории движение возможно в любом направлении. Там не может быть дорожных знаков, так как дорожные знаки по ГОСТу устанавливаются вдоль дорог, а во дворах не дороги а внутридворовые проезды.
Насчёт жилой зоны, обозначенной соответствующими знаками, да, получается есть дорога. Но что касается прилегающих территорий, в том числе дворов, смысл статьи правильный.
Автор незаметно подменил (прировнял) в самом начале понятие «Жилые массивы» на «Жилые зоны» и потом считает, что жилая зона это прилегающая территория. Однако знаками 5.21 обозначаются «Жилые зоны», а не «Жилые массивы». Это не одно и то же. В жилом массиве точно есть жилые дома (это градостроительное понятие), а жилая зона может обозначать, например, парковую территорию, где отсутствуют тротуары, но необходимо организовать движение как машин так и пешеходов. В ПДД, в термине «Прилегающая территория» жилая зона не присутствует.
В жилых зонах пешеходы на проезжей части имеют преимущество. Значит в жилых зонах есть проезжая часть. Проезжая часть это элемент дороги. Значит в жилых зонах есть дороги. Требования Правил в жилых зонах распространяются на дворовые территории, но это не означает, что во дворах есть проезжая часть. Пешеходы во дворах пользуются преимуществом, но ничто в Правилах не указывает на наличие проезжей части во дворах.
Да, наши ПДД очень путанные и не конкретные. В ПДД при определении прилегающей территории не упоминания о жилой зоне, однако есть упоминания о территориях, где не предусмотренного сквозное движение, что это как не жилая зона? …
«на прилегающей территории движение возможно в любом направлении. Там не может быть дорожных знаков, так как дорожные знаки по ГОСТу устанавливаются вдоль дорог, а во дворах не дороги а внутридворовые проезды.»
Ну и как тогда на АЗС устанавливают дорожные знаки, если не на дорогах их устанавливать нельзя? В ГОСТ Р 522289-2004 написано:
4.1 Технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если необходимость их применения обоснована конкретными условиями движения.
Так что могут быть отлично дорожные знаки и на дворовых территориях. Тем более что никто не знает в точности, что такое дворовая территория )))
Назначение штрафа
Штраф за сквозной проезд через жилую зону назначается правовыми положениями закона и составляет 1500 рублей. Он должен быть оплачен в обязательном порядке, так как сотрудники ДПС фиксируют нарушение правил дорожного движения. Для того, чтобы избежать штрафа необходимо во время проезда сделать вынужденную остановку или высадить пассажиров. В остальных случаях действия водителя считаются незаконными, и он будет привлечён к административной ответственности.
Данная мера пресечения является обоснованной, так как на территории жилой зоны дети играют на тротуарах, пожилые люди медленно передвигаются, поэтому такое решение принято для соблюдения безопасности пешеходов.
Штрафные санкции
Для нарушителей действующих санитарных норм и правил дорожного движения предусмотрена ответственность, когда на них жаловались жители. В 2017 году установлены наказания, которые довольно щадящие для автовладельцев, нарушивших установленный порядок. Им угрожает всего лишь получить небольшие штрафы в пределах 2 тыс. рублей. Узнать точную сумму за нарушение правил парковки можно в интернете по региону проживания.
Немного о том, куда жаловаться на незаконную парковку. Звонить нужно в органы правопорядка самостоятельно, чтобы подтвердить нарушения. Сотрудники полиции или ГИБДД почти не занимаются проверкой дворовых территорий для выявления преступления. Когда же они приедут по вызову, то они оформляют протокол, а после подтверждения факта нарушения налагают денежный штраф в соответствии с КоАП.
Вызывать сотрудников полиции могут и уполномоченные ЖК и иных организаций. Например, когда автомобиль загородил подъездные пути, то не могут проникнуть на место сотрудники экстренных служб. В таком случае они вправе потребовать убрать машину с проезда. Если автовладелец не подчиняется правомерным просьбам, то вызывают эвакуационную службу. Это помогает ответить на вопрос, как бороться с незаконными парковками.
Еще одна особенность – штраф может оформить не только сотрудник полиции, но и представители пожарной инспекции, если машина загородила проезд к многоквартирному дому. Ведь в такой ситуации оказание необходимых действий по тушению пожара невозможно.
Как избегают штрафа
Предотвратить штрафные санкции можно легко, для этого нужно только перед несанкционированной остановкой машины во дворе оградить ее аварийным указателем и включить соответствующие маячки. Много и часто такие действия предпринимать не стоит, ведь инспектор ГИБДД, которого вызвали возмущенные соседи, может легко установить была ли подобная остановка обоснованной. При таком развитии событий можно сказать, что произошла поломка или внезапно ухудшилось здоровье, ссылаясь на пункт 2.7 правил движения. Но при выявлении обмана он обязательно оформит штраф.
Еще один нюанс – различия между остановкой и парковкой во дворе у дома. Остановка – это намеренное прекращение движения меньше чем на пять минут, основания для нее совершенно неважны, права жильцов она не нарушает. При уверенности в том, что подтвердить время остановки никто не сможет, можно уверенно обозначить ее этим термином. Также остановкой называется прекращение движения для выгрузки или погрузки пассажиров. При этом значения не имеет ее длительность. Но такой метод борьбы со штрафами подойдет лишь для непродолжительных парковок.
Бурное возмущение жителей многоквартирных домов вызывает стоянка на придомовой территории на травяных газонах. Но в законодательных актах нет такого определения, как «газон», поэтому на практике можно понести ответственность только за то, что испорчена растительность или при признании газона органами самоуправления таковым. На вопрос, какой штраф за незаконную парковку на тротуаре, ответ неоднозначный. В столице – 5 тыс. рублей, в регионах – от 1 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП можно игнорировать все требования по возведению шлагбаумов и самопальных парковок жителями многоквартирного дома, когда происходит самозахват дворового пространства. Для возведения паркингов требуется постановление и согласие собрания собственников квартир, после чего постройка должна быть утверждена и оформлена в местном муниципалитете.
Немного о том, куда обращаться, чтобы проверить наложенное взыскание на достоверность. Сделать это следует на сайте Госуслуг. Скоро штрафы можно будет проконтролировать и в единой базе ГИБДД. Поэтому при получении квитанции необходимо сверить расчетные реквизиты на официальных порталах дорожной инспекции. Когда же никакие хитрости не помогли и взыскание было наложено, то нужно погасить долг в течение двадцати дней, ведь в такой ситуации полагается скидка в 50 процентов, что довольно ощутимо для кошелька.
Штраф за сквозной проезд через двор (жилую зону) в России, Москве и С. Петербурге
Штраф за нарушение езды в жилых зонах предусмотрен статьей 12.28 КоАП РФ. Ее стоит процитировать полностью, так как первая часть касается административной ответственности по всей России, кроме городов федерального значения. А вот вторая часть относится лишь к Москве и С. Петербургу.
1. Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей. 2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечет наложение административного штрафа в размере 3000 рублей. |
В итоге можно сделать вывод о том, что в случае сквозного проезда через двор с автолюбителей могут взять штраф в 1500 рублей, а если это Москва или С. Петербург, то в 2 раза больше.
Кто должен уступить
Если траектории движения двух транспортных средств пересекаются на выезде с прилегающей к проезжей части территории, то уступить дорогу должен водитель выезжающей автомашины. Это следует из пунктов 8.3 и 17.3 ПДД, в соответствии с которыми он обязан пропустить всех участников движения.
По отношению к нему водитель, съезжающий с дороги, имеет приоритет, при условии, что его авто находится на проезжей части, в соответствующем крайнем положении для поворота во двор (пункт 8.5 ПДД). «Уступить дорогу» в этом случае означает, что выезжающий с придомовой территории автомобилист не должен препятствовать другим двигаться по проезжей части или свернуть с неё на прилегающую.
Является ли двор проезжей частью
Он говорит: «Вот поле, по полю проехала машина и протоптала колею. Написать и согласовать кучу бюрократических бумаг;2. Кроме того, там могут быть объекты сервиса, расположенные в пределах полосы отвода, тогда они тоже являются частью дороги. Я бы написал примерно так: «Прилегающая территория — территория, прилегающая к дороге, и находящаяся на земле, отведённой для строительства жилых, производственных, торговых и других объектов, и предназначенная для подъезда к этим объектам и их обслуживания (парковки, дворы, жилые зоны, предприятия и пр). То есть данный пункт Ваше определение прилегающей территории, как дороги, значительно снижает возможность найти место для остановки. Следовательно эта машина обустроила и приспособила полосу земли для своего движения, а может и ещё кого». Если внимательно прочитать Закон, то мы не найдём там ни внутридворовых дорог, ни дорог прилегающих территорий, ничего подобного. а если еще внимательней, то таки найдем: 14. Специалино для придир: «Прилегающие территории не считаются дорогами». 5.4.2 Знак 3.1 «Въезд запрещен»* устанавливают:- на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий Я не понимаю, это то Вам чем не нравится? Да, кстати, Вы так и не ответили на три вопроса из моего вчерашнего поста написанного в 10-34. Ну да автомагистрали не предназначены для обслуживания прилегающих территорий. На дорогах с несколькими проезжими частями, отделенными друг от друга бульваром или разделительной полосой, знак устанавливают для каждой проезжей части с односторонним движением;- на дорогах, обозначенных знаком 5.11, для предотвращения въезда транспортных средств навстречу общему потоку;- для организации раздельных въезда и выезда на площадках для стоянки транспортных средств, площадках отдыха, автозаправочных станциях и т.п.;- для запрещения въезда на отдельную полосу движения или отдельный участок дороги.________________На протяжении двух недель Вы периодически приписываете мне незаслуженные «подвиги», а я периодически вынужден Вас поправлять.
Ну да автомагистрали не предназначены для обслуживания прилегающих территорий. В конце мая 2020 года Верховный суд рассмотрит иск жительницы Воронежа, которая требует признать термин «перекресток» частично недействующим.Женщина настаивает, что любой выезд со двора или парковки является перекрестком, после которого действие запрещающих знаков прекращается.Таким образом она хочет оспорить свой штраф, выписанный ей в прошлом году за стоянку под запрещающим знаком на одной из городских улиц.
Движение в жилых зонах по ПДД
Определение, что считается жилой зоной по ПДД, представлено в п. 17.1. Правил. На основании нормативных положений данного пункта, таковой признается территория, обозначаемая 2-мя знаками особых предписаний.
В жилых зонах нельзя осуществлять сквозное движение
Под сквозным движением понимается использование жилой зоны в целях проезда к объектам, находящимся вне пределов этой зоны. К примеру, нельзя объезжать через жилую зону образовавшуюся на дороге общего пользования пробку и др.
В жилых зонах нельзя стоять с запущенным автомобильным двигателем
В жилых зонах нельзя стоять с запущенным автомобильным двигателем
В п. 17.2. Правил прямо указано – в жилых зонах и, соответственно, придомовых территориях, нельзя стоять с работающим двигателем. Запрет распространяется именно на стоянку, то есть, как сказано в п. 1.2. Правил, на намеренное прекращение движения ТС на срок более, чем 5 минут.
При этом предусмотрено исключение – если необходимо посадить или высадить граждан, либо же загрузить или разгрузить транспортное средство, и указанная процедура будет длиться хотя и более 5 минут, но нарушения Правил при этом не будет.
В жилых зонах запрещено осуществление учебной езды
Инструкторы по вождению обязаны проследить, чтобы учебная езда не осуществлялась на автомагистралях (п. 16.1. Правил), в жилых зонах и на иных территориях, где это запрещено. Не допускается стоянка грузовиков с массой более 3500 кг за пределами специально отведенных разметкой мест.
В жилых зонах какая скорость движения авто
Как следует из п. 10.2. Правил, в населенных пунктах автомобилисты могут двигаться со скоростью не свыше 60 км/ч. Разумеется, представленное ограничение действует, если нет запрещающего указателя . Если такой знак есть, гражданину нужно ехать со скоростью не выше той, которая указана на знаке.
А вот для жилой зоны данное общее правило не действует. Тот же п. 10.2. Правил регламентирует – в жилой зоне скорость автомобилей должна быть не выше 20 км/час.
Пункт 10.2. Правил регламентирует в жилой зоне скорость автомобилей должна быть не выше 20 км/час
П. 10.1. указывает, что автолюбитель обязан вести машину со скоростью, учитывающей состояние ТС, груза, дорожные, погодные условия, видимость и др. При этом выбранный скоростной режим должен соблюдать возможность постоянного контроля за движением ТС для выполнения требований Правил. К примеру, если на улице сильный дождь или туман, в жилой зоне нужно двигаться с намного меньшей скоростью, чем максимально разрешенная Правилами.
Движение пешеходов в жилой зоне
Разделом 17 Правил установлено 1 основное требование для пеших граждан. Оно заключается в том, что пешие лица не должны создавать необоснованные помехи для передвижения транспортных средств в жилой зоне. Данное требование следует трактовать буквально – то есть ситуация, когда пешеход остановился и стоит достаточно длительное время, не давая проехать машине, будет считаться нарушением данного нормативного положения.
Въезд и выезд машин в жилой зоне
В п. 17.3. Правил указано, что при выезде с жилой или дворовой территории автолюбитель обязан уступить дорогу другим участникам автотранспортного движения. Под другими участниками имеются ввиду любые транспортные средства, пешеходы, велосипедисты, организованные транспортные колонны и прочие. Направление движения, в котором движутся другие участники, значения не имеет – автомобилисту придется уступить в любом случае.
В отношении въезда специальных правил не установлено, то есть сразу за знаком начнут применяться положения Раздела 17 Правил – пешеходы приобретут приоритет в движении, а скорость должна быть снижена до 20 км/ч.
Разумеется, при въезде на жилую территорию нужно руководствоваться общими нормами Правил о маневрировании. Например, если планируется съехать с дороги в жилую зону, расположенную справа, нужно обязательно перестроиться на правую полосу и заблаговременно включить правый указатель поворота.
Какая скорость движения во дворе
Рассмотрим пункты правил, регламентирующие правила парковки во дворах жилых домов . Естественно, на дворовых территориях действуют все те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности:
- Запрещена стоянка грузовых автомобилей.
- Стоянка с работающим двигателем запрещена.
Обратите внимание, что если в холодное время года Вы прогреваете автомобиль в течении 5 минут или более, то Вы нарушаете требование правил, и на Вас может быть наложен штраф ГИБДД, который будет рассмотрен ниже
Какой должна быть скорость движения в жилой зоне
Если двигатель работает более пяти минут без нагрузки, то это будет прямым нарушением правил ПДД. Типы грузовых автомобилей с общей массой больше, чем в 3,5 тонны, парковаться во дворах не могут.
Такие транспортные средства относятся к категории С. Размер штрафов определяется скоростью водителя, ставшей превышением установленных норм. Обычно водители платят от 100 рублей до нескольких тысяч.
Раздел 17
В жилых зонах установлен приоритет пешеходов (пункт 10.2 ПДД).
Они имеют право перемещаться по проезжей части, не говоря о специально предназначенных для этого тротуарах. Водители при движении в жилой зоне, обязаны уступать пешеходам дорогу, так же запрещена учебная езда . При этом умышленно мешать движению по проезжей части запрещается, то есть курить, стоя посреди дороги, не давая проехать автомобилю или машине скорой помощи, нельзя.
Максимальная скорость в жилых зонах и на дворовых территориях составляет 20 км/ч.
Пдд движение во дворах
В рамках этой статьи будут рассмотрены все пункты ПДД, относящиеся к движению в жилых зонах, а также будут перечислены наказания за нарушение этих пунктов правил.
Пункт 17.4 правил дорожного движения свидетельствует о том, что требования раздела 17 «Движение в жилых зонах» распространяются также и на дворовые территории. Вывод: иметь хорошую память. Тупость. Ты въехал во двор с одной улицы — выехал с другой, правильно?
Поскольку дворы считаются жилой зоной, сквозной проезд по жилой зоне запрещен ПДД п.17.2 Слушай, мужик, стучит кто-то на тебя гаишникам.
Скорость движения в ПДД
Правил гласит, что в населенных пунктах, обозначенных указателями 5.23.1. или 5.23.2., по общему правилу, все ТС, вне зависимости от их вида, должны двигаться с километражем в час, не превышающем 60 км.
Если автомобиль буксирует другой, в черте города (и вне населенного пункта тоже) ему разрешается двигаться не более 50 км/ч. Местным органам власти дано правомочие по повышению максимально допустимой скорости движения в населенном пункте на отдельных участках автодорог.
В жилых зонах установлен приоритет пешеходов (пункт 10.2 ПДД). Они имеют право перемещаться по проезжей части, не говоря о специально предназначенных для этого тротуарах. Водители при движении в жилой зоне, обязаны уступать пешеходам дорогу, так же запрещена учебная езда .
Рекомендуем прочесть: Рвп по браку
Если двигатель работает более пяти минут без нагрузки, то это будет прямым нарушением правил ПДД. Типы грузовых автомобилей с общей массой больше, чем в 3,5 тонны, парковаться во дворах не могут.
Такие транспортные средства относятся к категории С.
Размер штрафов определяется скоростью водителя, ставшей превышением установленных норм. Обычно водители платят от 100 рублей до нескольких тысяч.
Рассмотрим пункты правил, регламентирующие правила парковки во дворах жилых домов . Естественно, на дворовых территориях действуют все те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности:
- Запрещена стоянка грузовых автомобилей.
- Стоянка с работающим двигателем запрещена.
Правил гласит, что в населенных пунктах, обозначенных указателями 5.23.1. или 5.23.2., по общему правилу, все ТС, вне зависимости от их вида, должны двигаться с километражем в час, не превышающем 60 км.
Если автомобиль буксирует другой, в черте города (и вне населенного пункта тоже) ему разрешается двигаться не более 50 км/ч. Местным органам власти дано правомочие по повышению максимально допустимой скорости движения в населенном пункте на отдельных участках автодорог.
Нужно ли уступать дорогу автомобилю, который уже свернул во двор
Если машина уже свернула во двор, пункт 8.3 ПДД неприменим – водитель не имеет преимущества перед другими автомобилистами. Пункт 17.3 тоже не действует. Водитель выезжающего авто при узком проезде и однополосном движении никуда выехать не сможет, потому что ему навстречу движется препятствие в виде заехавшего на территорию транспорта. Если он решит остановиться и стоять, то обязанности пропускать других автомобилистов у него не будет.
По ПДД на дворовой территории действуют те же правила, что и в жилой зоне: приоритет имеют пешеходы, но и они не должны мешать другим участникам движения. То есть вне проезжей части на прилегающей территории автомобилисты по ПДД не обязаны пропускать друг друга.
Эксперты рассматривают такую ситуацию как сложный случай «встречного разъезда», который пункт 11.7 ПДД не регулирует.
Нормативная база
Правила размещения транспортных средств во дворе жилого дома регламентированы несколькими законами и иными нормативными документами. К ним относятся:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) “О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 109);
- ст 12.28 КоАП;
- Федеральный закон 218-ФЗ о приватизации парковочных мест;
- 17 пункт Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 “О Правилах дорожного движения”.
Комментарий к Разделу 17 Правил дорожного движения РФ
Движение в жилых зонах.
В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств *(113).
В Правилах термину «жилая зона» придан более широкий смысл, чем в градостроительной практике или обиходе. Это могут быть не только территории так называемых городских «спальных» районов, но и отдельные улицы (или участки улиц) в деловой и торговой части города, где необходимо обеспечить более благоприятные условия для пешеходов, не запрещая вообще движения транспортных средств.
На территориях, обозначенных знаками 5.21 и 5.22, как правило, преобладает движение пешеходов. В то же время движение транспортных средств носит эпизодический характер и осуществляется по проездам и улицам местного значения. Знак 5.21 действует по зональному принципу, то есть зона его действия ограничивается «отбойным» знаком 5.22 «Конец жилой зоны». Водитель в пределах «жилой зоны» во всех случаях обязан уступать дорогу пешеходам, движущимся по проезжей части, в том числе и вне пешеходных переходов.
В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест *(114).
В настоящем пункте изложены ограничения на режим движения и стоянки транспортных средств в пределах «жилой зоны». В ней запрещено сквозное движение, учебная езда, стоянка транспортных средств с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн вне специальной стояночной площадки.
Движение транспортного средства через «жилую зону» рассматривается как сквозное (транзитное) при наличии двух следующих условий:
— въезд в зону и выезд из нее осуществлялись через разные пункты доступа;
— водитель в пределах зоны не имел конечного или промежуточного пункта назначения, то есть не производил остановку, связанную с выходом из транспортного средства, посадкой или высадкой пассажира, погрузкой или разгрузкой.
Стояночные площадки для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, если в них есть потребность, должны быть обозначены дорожным знаком «Место стоянки» с дополнительной табличкой и (или) дорожной разметкой.
При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения (пункт 17.3. Правил).
«Жилая зона» имеет статус прилегающей к дороге территории по отношению к дороге или дорогам, ограничивающим «жилую зону» с одной или нескольких сторон (см. комментарии к термину «прилегающая территория» в пункте 1.2 ПДД). Поэтому, выезжая из «жилой зоны», водитель обязан пропустить как пешеходов, так и другие транспортные средства независимо от направления их движения.
Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.
В отличие от «жилой зоны» дворовые территории не имеют сети улиц местного значения и проездов. Однако все вышеуказанные ограничения действуют и на таких территориях, хоть они и не обозначены знаками 5.21 и 5.22. Под дворовой территорией следует понимать пространство между жилыми зданиями или ограниченное по периметру зданиями. Внутри дворовых территорий, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школе, детскому саду и т.п., находящимся на этой территории. Дворовые территории наиболее характерны при так называемой поквартальной городской застройке, получившей распространение во многих городах.
Напомним, что скорость движения как в жилых зонах, так и на дворовых территориях не должна превышать более 20 км/час (п. 10.2 ПДД РФ).
Постановление Верховного Суда N 57-АД12-3 от 4 июля 2012 г.
В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи, влечет административное наказание.
В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; полоса движения представляет собой любую из продольных полос проезжей части, обозначенную или не обозначенную разметкой и имеющую ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд; прилегающая территория — это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что административная ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае, если движение во встречном направлении было осуществлено на дороге, но не на прилегающей к ней территории.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, водитель Плехов В.В. в нарушение требования дорожного знака 4.2.1 «Объезд препятствия справа» допустил движение во встречном направлении на прилегающей территории (во дворе дома).
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи и другими статьями главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируется по части 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по части 4 статьи 12.15 данного Кодекса.
Правила движения
Разъезд внутри прилегающей территории не регулируется ПДД, однако общие рекомендации дать можно:
- При спорной ситуации, когда в узком проезде встречаются два автомобиля, сдать назад и уступить следует водителю того автомобиля, который имеет сзади больше пространства для этого.
- Несмотря на то, что приоритет при движении в гору установлен ПДД только для дорог, при наличии сильного уклона во дворе и небольшой ширине проезда уступить должен тот водитель, который едет вниз, то есть с горы.В большинстве случаев водители самостоятельно решают, кто кого пропускает, подавая друг другу сигналы жестами или с помощью фар.
Для автомобилей
В жилых зонах и дворах запрещены:
Самым опасным традиционно считается перемещение задним ходом. На дворовых территориях предостережение по поводу этого становится особенно актуальным: в таких местах обзору могут мешать деревья, различные металлические конструкции и т.д.
Кроме того, во дворах жилых домов более вероятно появление детей, домашних животных.
Поэтому перед началом движения назад необходимо предпринять особые меры предосторожности:
- Находясь снаружи нужно обойти автомобиль и осмотреть пространство за ним (под него тоже целесообразно заглянуть, чтобы ненароком не наехать на чьего-то питомца).
- Сев внутрь и включив заднюю передачу, следует еще раз убедиться в безопасности маневра, посмотрев во все зеркала заднего вида. Только после этого можно медленно начинать движение.
Лучше попросить кого-либо о помощи, чтобы избежать несчастного случая. И, самое главное, следует знать, что пешеход обладает преимуществом и в жилой зоне, и на территории двора.
Для мотоциклов, скутеров, велосипедистов
Правила въезда и выезда для лиц, управляющих мотоциклами и скутерами, не отличаются от таковых для автомобилей. Разница лишь в том, что водителю двухколесного транспорта гораздо проще маневрировать на узких участках пространства.
Для них можно посоветовать:
- при движении к выезду одновременно с автомобилем, лучше уступить ему дорогу и позволить первому покинуть территорию двора: четырехколесному транспорту может быть труднее дождаться благоприятного момента при интенсивном движении;
- следует уступать дорогу людям, перемещающимся внутри двора или жилой зоны пешком.
Согласно п. 17.1 ПДД пешеход не должен необоснованно создавать помехи для перемещения транспорта внутри жилой зоны или двора. Однако если это все-таки произошло, лучше вежливо попросить человека освободить проезд.
Велосипедисту внутри жилой зоны следует перемещаться по специально отведенной дорожке. Если таковая отсутствует, то двигаться необходимо по краю проезжей части, не забывая про преимущество пешеходов.
Внутри двора руководствоваться следует теми же рекомендациями, что и водителям двухколесных транспортных средств, оборудованных двигателями.
Что по ПДД обязан сделать водитель при повороте направо, читайте здесь.
Для пешеходов, в том числе детей
Как говорилось ранее, пешеход обладает преимуществом при движении внутри местности, обозначенной символом 5.21, а также на прилегающей территории (во дворах).
Это означает, что, находясь в жилой зоне, человек может идти не только по тротуару, но и по всей ширине проезжей части.
Во дворе пешеход также вправе передвигаться в любом нужном ему направлении. Однако:
если человек необоснованно создает препятствие для движения механического транспорта при наличии альтернативного пути движения, это расценивается как нарушение ПДД (деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ | может быть назначено предупреждение либо штраф, сумма которого составит 500 рублей) |
если в результате создания пешеходом помехи для перемещения транспортного средства водитель, попытавшийся увернуться, получит травму, характеризующуюся как легкий или средний вред | виновник будет оштрафован на 1000-1500 рублей |
Если таким нарушителем окажется ребенок, то есть лицо, чей возраст менее 18-и лет, за подобное деяние ответственность понесет один из его родителей, в отношении которого будет составлен протокол по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Какие ещё запреты для дворовых территорий по ПДД?
Обратите внимание ещё на ряд требований Правил к жилым дворам:
- вы обязаны уступать дорогу пешеходам даже в пределах проезжей части во дворе (пункт 17.1 ПДД), а пешеходы имеют право ходить по ней,
- при выезде со двора необходимо уступать дорогу также пешеходам и автомобилям как при покидании прилегающей территории,
- кроме того, Правила запрещают сквозное движение и учебную езду на жилых территориях.
Ещё одно важное требование – пункт 19.3 ПДД обязывает водителя включить габаритные огни при стоянке в любом неосвещённом месте. Увы, но если дворовая территория не освещена, то формально вы должны выполнить это требование, иначе штраф по статье 12.20 КоАП РФ в сумме 500 рублей
Тот факт, что вы поставили авто на ночь, и за это время габариты посадят аккумулятор в вашей машине, никого не волнует.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Новые штрафы в июле 2021 года – это правда?
- Новые штрафы с февраля и 20 января 2021 года – правда или нет?
- Новые штрафы ГИБДД с 1 и 20 сентября – правда или «утка»?
Разъезд при въезде (выезде) из жилой зоны
Если с выездом и заездом на дворовой участок предельно ясно, так как манёвры чётко прописаны в ПДД, то при встрече двух машин на узкой дороге во дворе, где отсутствуют разметки и дорожные знаки, ситуации часто бывают спорными. К тому же такие случаи не регламентируются правилами.
Как должны действовать при встрече на дороге, которая прилегает к жилому массиву, водители двух автомобилей, движущихся в противоположные стороны и не имеющие возможность разминуться, будет зависеть от конкретной ситуации
Разъезд осуществляется согласно благоразумию управляющих транспортом, наличию помех и их договорённости.Важно! Поскольку много аварий происходит в момент при движении задним ходом, то при таком манёвре во дворе рекомендуется воспользоваться помощью человека, пребывающего на улице
Договариваться можно при помощи жестов или световых сигналов.
Например, если водитель только начал заезд во двор и увидел, что навстречу двигается другая машина, то ему проще «выпустить» его из двора, а затем самому осуществить заезд.
При встрече машин «нос к носу» сдать назад должно то транспортное средство, у которого для этого имеется больше пространства для движения.
Видео: Движение в жилых зонах
Если один водитель может осуществить поворот, дать задний ход, а у другого такой возможности нет, то первый должен осуществить манёвр и освободить проезд для второго.В п. 11.7 ПДД указано, что при затруднённом встречном разъезде уступить дорогу должен тот водитель, на стороне которого имеется препятствие. Если установлены знаки, предупреждающие о наличии крутого спуска и подъёма, пропустить встречное авто должен тот, кто едет на спуск.
Знаете ли вы? В 2019 году компания Uber представила первое в мире такси, передвигающееся по воздуху. Оно рассчитано на перевозку четырёх пассажиров и четырёх больших чемоданов.