Федеральный закон «об основах социального обслуживания граждан в российской федерации» от 28.12.2013 n 442-фз (ред. от 11.06.2021)

Об оплате социального обслуживания

Предоставляемые услуги могут быть бесплатными и платными. Категории граждан, которым не нужно платить за услуги определяют нормативные акты, принятые региональными правительствами. Перечень этих категорий:

  • Граждане, содержащие детей-инвалидов, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе.
  • Участники и ветераны ВОВ.
  • Пострадавшие в горячих точках.
  • Граждане со средним или менее среднего доходами.

Расчет доходов производят на основании Постановления Правительства РФ от 18.10.2014 №1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».

Остальные граждане услуги оплачивают – частично или полностью. Конкретную сумму оплаты услуги рассчитывают в зависимости от среднего дохода гражданина. При этом учитывают доходы проживающих вместе с ним граждан. Стоимость определяется в соответствии с нормативными документами региональных правительств. Цены фиксируются в договоре о предоставление услуг.

Цели и задачи социального обслуживания на дому

Социальным обслуживанием называют вид помощи людям с ограниченными возможностями. Целью социального обслуживания на дому считается улучшение условий жизни человека в привычной среде и месте проживания. Когда такие люди обращаются за соцпомощью, к ним прикрепляют социальных работников, которые обязаны приходить на дом, и решать следующие задачи:

  • Покупать и доставлять клиенту продукты и товары первой необходимости,
  • Оплачивать коммунальные счета.
  • Приобретать в аптеках медикаменты, прописанные врачом.
  • Помогать написать письма и заявления.
  • Лицам, живущим в селах, может оказываться помощь в обработке земельного участка.

Соцработниками может решаться и ряд других задач по социальному обслуживанию клиента на дому. Когда в каком-то случае нужно обратиться к профильному специалисту (юристу, адвокату и т.п.), сотрудник соцслужбы обращается для получения консультации в Центр социального обслуживания граждан. Эта организация обслуживает лиц преклонного возраста, лиц с группой инвалидности и другие категории людей.

Помощь, оказываемая дома по сравнению со стационарным и полустационарным обслуживанием имеет следующие преимущества:

  • время оказания услуг оговаривается при заключении договора;
  • услуги предоставляются по месту нахождения или проживания клиента;
  • в список входит предоставление бытовых, педагогических, правовых, психологических, трудовых, медицинских услуг;
  • также предоставляются услуги для улучшения коммуникации человека;
  • срок предоставления услуг прописывают в индивидуальной программе реабилитации клиента;
  • услуги предоставляются закрепленными профессиональными социальными работниками людям с ограниченными возможностями;
  • существует перечень платных и бесплатных услуг;
  • человеку не нужно никуда идти;
  • контакты происходят с одним сотрудником соцслужбы.

Социальное обслуживание на дому – это самая удобная форма предоставления соцуслуг, когда лицо не нуждается в госпитализации.

Описание закона

Действующий ФЗ-442 принят 23 декабря 2013 года Государственной думой, а одобрен спустя 2 дня Советом федерации. Он определяет:

  • Организационные, правовые и экономические аспекты в сфере обслуживания для жителей России;
  • Ограничение прав местных и государственных органов власти;
  • Обязанности и права жителей, которых обслуживают людей социальными услугами;
  • Обязанности и права работников в сфере обслуживания.

Федеральный закон распространяется на всех жителей, которые проживают на территории РФ. В том числе:

  • Иностранных граждан;
  • Лиц, которые не имеют гражданство;
  • Беженцев;
  • Лиц, которые проживают на территории РФ на постоянной основе;
  • Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан.

Права и обязанности получателей социальных услуг по ФЗ-442

В статьях 9 и 10 перечислены права и обязанности получателей обслуживания.

Список прав получателей при социальном обслуживании:

  • Каждый гражданин имеет право на уважительное и гуманное отношение;
  • На бесплатное получение доступной информации о собственных правах и обязанностях, видах обслуживания социальной сферы, порядке, сроках и т.д.;
  • На самостоятельный выбор сервиса обслуживания;
  • На отказ от сервиса;
  • На безопасность собственных законных интересов, прав и обязанностей;
  • На активное участие в составлении инновационных программ по предоставлению социального обслуживания;
  • На пребывание в хороших условиях в организациях, которые предоставляют социальное обслуживание;
  • На посещение таких учреждений представителей, адвокатов, нотариусов, общественных или коммерческих организаций днем и вечером;
  • На контроль.

Получатели социальных  услуг должны выполнять следующие обязанности:

  • Предоставлять актуальные документы и сведения, которые понадобятся для получения обслуживания в социальной сфере;
  • Вовремя передавать органам информацию об изменившихся обстоятельствах и необходимости предоставления обслуживания по закону;
  • Выполнять условия, которые прописаны в договоре: между получателем и поставщиком услуг. Также своевременно оплачивать все обслуживание, которое предоставляется получателю.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» был принят ГосДумой РФ 23 декабря 2013 года, а одобрен законопроект был спустя 2 дня того же года. Последние поправки в ФЗ 442 вносились 5 декабря 2017 года.

ФЗ 442 был принят после того как 195 ФЗ об основах социального обслуживания населения в РФ утратил силу.

Закон состоит из 10 глав и 37 статей. Краткое содержание ФЗ 442:

  1. Сфера действия законопроекта.
  2. Принципы и система социального обслуживания.
  3. Полномочия гос органов в данной сфере.
  4. Права и обязанности граждан, которые пользуются социальными услугами.
  5. Формы соц обслуживания и порядок его предоставления.
  6. Методы организации предоставления соц услуг гражданам.
  7. Орган, контролирующий данный орган.

Права инвалидов в РФ на социальное обслуживание

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов РФ с участием общественных объединений инвалидов. На уровне регионов порядок социального обслуживания инвалидов разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2020 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который введен в действие с 1 января 2020 г. Закон регулирует деятельность по предоставлению социальных услуг, под которыми понимаются действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Новый закон вводит понятие «получатель социальных услуг», определяя его как «гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании, которому предоставляются социальные услуги». К числу критериев признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании относятся обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, а именно:

  • полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Таким образом, инвалиды подпадают под категорию «получателей социальных услуг», если региональным органом социальной защиты населения вынесено решение о признании их нуждающимися в социальном обслуживании. Решение о предоставлении социальных услуг для инвалидов выносится в течение 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления, об оказании срочных социальных услуг решение принимается немедленно. Отказ в признании нуждающимся в социальном обслуживании может быть обжалован в судебном порядке.

Организация социального обслуживания инвалидов осуществляется в форме социального обслуживания на дому, полустационарной или стационарной форме. С учетом индивидуальных потребностей получателям социальных услуг могут предоставляться следующие виды социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  • срочные социальные услуги, которые включают: обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей и др.

Из числа социальных услуг, которые предоставляются в городе Москве инвалидам согласно постановлению Правительства Москвы от 26 декабря 2020 г. № 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве», можно выделить следующие.

Работа попечительских советов в социальной сфере

В государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета учреждения социального обслуживания населения и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством на основании Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания, утвержденного Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 30.06.2014 г. № 425н.

В указанном правовом акте, в частности, указывается, что попечительский совет организации социального обслуживания является совещательным органом организации социального обслуживания, образованным для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности организации социального обслуживания.

Основными задачами работы попечительского совета в социальной сфере являются:

  • содействие в решении текущих и перспективных задач развития и эффективного функционирования организации социального обслуживания, улучшения качества ее работы;
  • содействие в привлечении финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности организации социального обслуживания;
  • содействие в совершенствовании материально-технической базы организации социального обслуживания;
  • содействие в улучшении качества предоставляемых социальных услуг;
  • содействие в повышении квалификации работников организации социального обслуживания, стимулировании их профессионального развития;
  • содействие в повышении информационной открытости организации социального обслуживания;
  • содействие в решении иных вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности организации социального обслуживания.

Для выполнения возложенных на него задач попечительский совет имеет право:

  • запрашивать информацию от администрации организации социального обслуживания о реализации принятых попечительским советом решений;
  • вносить администрации организации социального обслуживания предложения по вопросам совершенствования деятельности организации социального обслуживания;
  • участвовать в организации и проведении «круглых столов», конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
  • участвовать в подготовке предложений по совершенствованию законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
  • осуществлять иные права, не противоречащие законодательству.

Решения попечительского совета носят рекомендательный характер. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно. Попечительский совет составляет ежегодный отчет о своей работе и размещает его на официальном сайте организации социального обслуживания в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при его наличии).

Попечительский совет состоит из председателя попечительского совета, заместителя председателя попечительского совета, членов попечительского совета, в том числе секретаря попечительского совета. Конкретное число членов попечительского совета определяется организацией социального обслуживания, но не может быть менее 5 человек. В состав попечительского совета могут входить представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере социального обслуживания, деятели науки, образования и культуры, предприниматели. Членами попечительского совета не могут быть работники организации социального обслуживания. Персональный состав попечительского совета определяется руководителем организации социального обслуживания.

Порядок предоставления социального обслуживания населению

Помощь предоставляется только тем гражданам, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах. Под которыми понимают стечение обстоятельств, нарушающих нормальное продолжение жизни, например, в связи с инвалидностью, престарелым возрастом, заболеваниями, безнадзорностью.

Оказание социального обслуживания подлежит при каждом обращении гражданина за помощью. Специфика данного рода деятельности построена таким образом, что социальные службы оказывают всем обратившимся за помощью.

Обратиться могут как граждане России, так и иностранные граждане, находящиеся на территории нашего государства.

Оказание социальных услуг инвалидам в стационарной форме

Социально-бытовое стационарное обслуживание инвалидов:

  • предоставление жилой площади, помещений для проведения реабилитационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, культурно-развлекательных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, бытового обслуживания;
  • предоставление в пользование мебели и бытовой техники;
  • содействие в организации предоставления услуг организациями торговли, организациями, оказывающими услуги связи, проживающим в организациях стационарного социального обслуживания;
  • организация рационального питания, в том числе диетического и лечебного;
  • обеспечение одеждой, обувью и постельными принадлежностями;
  • организация досуга, создание условий для реализации творческих способностей и художественных наклонностей;
  • предоставление помещений для отправления религиозных обрядов представителями традиционных религиозных конфессий и создание для этого необходимых условий;
  • обеспечение сохранности личных вещей, ценностей и документов;
  • обеспечение при прекращении стационарного социального обслуживания одеждой и обувью;
  • содействие в оформлении путевок на санаторно-курортное лечение и содействие в направлении на санаторно-курортное лечение;
  • оказание помощи в оформлении документов на погребение.

Социально-медицинские услуга:

  • обеспечение необходимого ухода с учетом состояния здоровья получателя социальных услуг;
  • содействие в прохождении освидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы;
  • проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных, психологических, социокультурных) на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида;
  • оказание социально-медицинских услуг, первичной медико-санитарной помощи и стоматологической помощи;
  • организация проведения диспансеризации;
  • направление на обследование и лечение в медицинские организации получателя социальных услуг, нуждающегося в оказании ему специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
  • содействие в бесплатном изготовлении и ремонте зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики), а также обеспечении другими протезно-ортопедическими изделиями по медицинским показаниям;
  • содействие в обеспечении необходимыми техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Социально-психологические услуги:

оказание психологической помощи.

Социально-педагогическое обслуживания инвалидов в стационарной форме:

  • создание условий для реализации права инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на образование и профессиональное обучение с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
  • обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизни;
  • создание условий для реализации права на образование по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования.

Социально-правовые услуги:

  • помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц, оказание помощи в написании писем;
  • оказание помощи по вопросам организации пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;
  • содействие в получении бесплатной юридической помощи в порядке, установленном законодательством;
  • содействие в сохранении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности либо на ином праве, в течение всего времени проживания в организации стационарного социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного социального обслуживания по истечении указанного срока, если ранее занимаемое жилое помещение было передано городу Москве и предоставлено иным гражданам в установленном порядке;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  • обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
  • проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;
  • оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.

Последние поправки

Федеральный закон №442 был отредактирован 5 декабря 2017 года. Изменения вносились в следующие статьи:

Статья 13 была исключена из действующей редакции закона.

Ст 23.1

В наименование статьи было добавлено слово «условий». Часть 1 была изложена в новой редакции. Согласно внесенным поправкам, независимая оценка качества предоставляемых услуг проводится:

  • для повышения их качества;
  • в целях предоставления потребителям информации.

Часть 2 статьи была изменена. В ней перечислены критерии проведения оценки условий предоставления услуг:

  • открытость;
  • доступность информации;
  • комфортность оказываемого обслуживания;
  • доброжелательность;
  • вежливость служащего, предоставляющего соц помощь;
  • доступность предложений для людей с ограниченными возможностями.

При последней редакции закона из ст 23.1 была исключена часть 4.

Ч 5 статьи 23.1 была дополнена частями 5.1 и 5.2.

В Федеральном законе №442 есть ряд статей, в которые не вносились поправки, но необходимо их рассмотреть:

Статья 4

В положениях ст 4 перечислены принципы социального обслуживания:

  1. Соблюдение прав человека.
  2. Уважение достоинства личности гражданина РФ.
  3. Неограниченное право лиц на пользование соц обслуживанием.
  4. Адресность.
  5. Добровольность.
  6. Конфиденциальность.
  7. Сохранность привычной для человека атмосферы.
  8. Разнообразие поставщиков и вариантность предоставления возможностей.

Ст 6 ФЗ 442

Уполномоченным лицам запрещается разглашать информацию о получателях социальных услуг. Совершение неправомерных действий влечет за собой ответственность по закону.

Разглашение информации о потребителе без его согласия допускается только в следующих случаях:

  1. При проведении расследования или в ходе судебного разбирательства.
  2. По запросу уполномоченных органов в ходе проведения контроля качества предоставляемых социальных услуг.
  3. При регистрации гражданина на едином портале гос и муниципальных услуг.
  4. В иных ситуациях, допустимых законом.

Статья 9

В ст 9 перечислены права получателей соц услуг. Они обладают правом на:

  • гуманное и уважительное к себе отношение;
  • бесплатный доступ к информации о предоставляемых услугах;
  • свободный доступ к выбору поставщика;
  • отказ от предоставленных услуг;
  • защиту личных прав и интересов, в соответствии с положениями законодательства;
  • социальное сопровождение.

Ст 10

В данной статье перечислены обязанности получателей социальных услуг. Они должны:

  1. Предоставлять необходимые документы уполномоченным лицам.
  2. Информировать поставщиков услуг об изменившихся обстоятельствах.
  3. Соблюдать условия заключенного договора и своевременно оплачивать оказанные ему услуги.

Статься 11

В ст 11 обозначены права поставщиков. Они вправе:

  • получать необходимую для оказания услуг информацию от органов местного самоуправления;
  • при нарушении получателем условий договора, отказывать ему;
  • подавать заявку на включение в реестр поставщиков;
  • получать информацию о включении в выше перечисленный гос документ.

Типы организаций сферы социального обслуживания по оказанию услуг населению Москвы

В соответствии со ст. 32 закона г. Москвы от 9.07.2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в г. Москве, к организациям, осуществляющим социальное обслуживание стационарного типа, относятся:

  • дом-интернат (пансионат), в том числе детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия;
  • специальный дом-интернат, в том числе для престарелых;
  • психоневрологический интернат, в том числе детский;
  • специальный жилой дом для одиноких престарелых граждан;
  • социально-реабилитационный центр, в том числе для несовершеннолетних, ветеранов войн и Вооруженных сил;
  • реабилитационный центр по социальной адаптации инвалидов и участников военных действий;
  • социально-оздоровительный центр;
  • геронтологический центр;
  • геронтопсихиатрический центр;
  • социальный приют для детей и подростков;
  • детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • санаторно-лесная школа;
  • специализированный дом ребенка;
  • центр содействия семейному воспитанию, в том числе для детей с особенностями развития;
  • центр социальной (постинтернатной) адаптации.

К организациям по оказанию социальных услуг населению в полустационарной форме относятся:

  • социально-реабилитационный центр, в том числе для несовершеннолетних;
  • центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • реабилитационный центр, в том числе для детей и подростков с ограниченными возможностями;
  • кризисный центр помощи женщинам;
  • центр психолого-педагогической помощи населению;
  • центр социального обслуживания, в том числе территориальный;
  • социально-оздоровительный центр;
  • консультативный центр;
  • центр социальной адаптации (помощи), в том числе для лиц без определенного места жительства и занятий;
  • дом ночного пребывания;
  • социальный приют;
  • социальная гостиница;
  • центр поддержки семьи и детства;
  • центр социальной помощи семье и детям;
  • городской ресурсный центр содействия семейному воспитанию.

К организациям, оказывающим социальные услуги населению на дому, относятся:

  • центр социального обслуживания, в том числе территориальный;
  • центр социальной помощи.

К организациям, осуществляющим срочное социальное обслуживание граждан, относятся:

  • консультативный центр;
  • служба срочного социального обслуживания, в том числе экстренной психологической помощи.

Где и как оформить социальное обслуживание на дому

Социальные услуги на дому предоставляются нуждающимся категориям лиц отделами соцзащиты, существующими при региональных министерствах социального развития. Согласно закону № 442-ФЗ, граждане наделены правом самостоятельного выбора социального учреждения для получения услуг.

Порядок оформления следующий:

  1. Лицо, нуждающееся в получении социальных услуг на дому, пишет заявление в отдел социальной защиты.
  2. Заявителя информируют о порядке предоставления бесплатных и платных услуг
  3. Предоставляется консультация о пакете документов, необходимых для оформления помощи.
  4. Специалисты отдела анализируют представленные документы.
  5. Заявителю составляют индивидуальную программу указания социальных услуг.
  6. Стороны подписывают договор на предоставление услуг.
  7. С заявителем составляется и согласовывается график посещения гражданина социальным работником.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector