Лесной фонд россии: что это такое, особенности категории и виды прав
Содержание:
- Правовой режим лесных земель
- Какие выделяют зоны по видам и результатам мониторинга?
- Что можно делать на землях лесного фонда?
- Каковы положения закона
- Когда и кому можно передавать ЗЛФ
- Аренда лесов
- Каким образом землю лесфонда оформить в собственность
- Допускается ли оформление в собственность лесного участка
- Как перевести землю лесного фонда в другую категорию
- Понятие и состав
- Управление землями лесного фонда
- Изменение целевого назначения земель лесфонда
- Строительство
Правовой режим лесных земель
Установление правового режима таких земель очень важно, поскольку леса занимают почти 60% территории России. По Земельному Кодексу охраной лесов занимается Лесной Кодекс
Он устанавливает не только правовые нормы, но и помогает охранять, защищать лесные ресурсы и не дать им иссякнуть.
Лес имеет в нашей жизни очень разностороннее значение:
- экологическое;
- экономическое;
- социальное.
Специализация лесного законодательства состоит в следующем:
- определение статуса лесных земель;
- охрана лесов;
- защита и воспроизводство;
- использование разных видов продукции из лесов;
- установление границы действия лесного законодательства.
Участки лесного фонда определяют при помощи специальных знаков. Включение или изъятие земель совершается в рамках законодательства. Лесной фонд принадлежит к федеральной собственности, на его основании он может быть передан в региональную собственность.
Права граждан и их пребывания на лесных землях определяется ЛК РФ следующим образом: граждане имеют право на сбор грибов, ягод, лекарственного сырья, орехов, могут охотиться. Но в случае угрозы пожарной безопасности посещение лесов может быть ограничено.
Юридические и физические лица имеют право на получение лесных земель в следующих случаях:
- аренда;
- концессия (вид договора между инвестором и государством о праве эксплуатации при определенных услугах);
- краткосрочное пользование;
- безвозмездное пользование.
Лесные земли могут постоянно использовать по прямому назначению:
- рубка дров;
- вывоз древесины;
- сбор коры;
- сбор ягод, грибов;
- срезание бересты;
- рубка новогодних елок;
- сбор живицы;
- косьба сена;
- постройка ульев, пасек;
- сбор трав;
- проведение туристических и других мероприятий.
Участники договора в обязательном порядке должны соблюдать его условия и проводить мероприятия, которые способствуют сохранению и восстановлению лесов.
Какие выделяют зоны по видам и результатам мониторинга?
Мониторинг указанных земель является комплексным процессом, направленным на улучшение природоохранных мероприятий. Состоит из:
- наблюдений;
- анализа и оценки;
- прогнозов развития зоны мониторинга.
Выбор зон для мониторинга производится по следующим показателям:
- изучение опасности образования лесных пожаров;
- изучение и оценка лесных ресурсов;
- изучение и оценка земель, входящих в лесной фонд;
- изучение малоосвоенных массивов;
- анализ полученной информации для международных программ и соглашений.
На основе анализа выделяются:
- зоны риска;
- зоны повышенной эффективности;
- зоны, требующие последующего изучения;
- зоны эксплуатации;
- резервные зоны.
Зоны риска выделяются на основании повышенной пожароопасности и могут подразделяться по классам риска. Зоны эффективности смежаются с определением зон эксплуатации и резервных зон. Для эксплуатации считаются пригодными угодья, где в текущий момент допускается вырубка и иные виды пользования, не снижающие качеств лесного массива. В резервных зонах вырубка не допускается в течение ближайших двадцати лет.
Для дифференциации зон эффективности предусмотрено применение классификации эффективности использования. Малоосвоенные массивы распределяются по приоритету освоения тех или иных участков. Основываясь на совокупности целей мониторинга, приходится использовать принцип зонирования достаточно условно, в комплексе с другими принципами и подходами.
Особое внимание уделяется изучению экологического состояния лесов и прилегающих к ним территорий:
- взаимовлияние соседствующих экосистем друг на друга;
- необходимость вмешательства в происходящие природные процессы;
- эффективность использования экосистем.
На основании данных, полученных в результате мониторинга, осуществляется управление ресурсом. Выбираются массивы для вырубки, или восстановления, для перевода в другие категории.
Что можно делать на землях лесного фонда?
В интернете и соцсетях есть масса мнений на этот счет. Кто-то считает, что владелец такого участка должен на любые задумки спрашивать разрешение у местных властей, кто-то — что можно спокойно рубить лес и строить, и ничего за это не будет.
Несмотря на частые споры и неверные толкования данной проблемы, нам кажется, что лучшим ответом будет действующее законодательство, а конкретно — Лесной кодекс РФ.
Согласно закону, лесные земли разрешается использовать для следующих видов деятельности:
- Сбор ягод и грибов, лекарственных растений;
- Заготовка древесины;
- Охота и рыбалка;
- Ведение сельского хозяйства, в том числе: сенокос, выпас скота, пчеловодство, оленеводство, выращивание с/х культур и прочая сельскохозяйственная деятельность;
- Научно-исследовательская деятельность, а также образовательная в сфере лесного хозяйства;
- Рекреационная деятельность, в том числе: организация отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с сохранением природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов;
- Выращивание саженцев, плодово-ягодных и декоративных растений, а также лесных плантаций (посадка деревьев определенных пород);
- Геолого-исследовательские изыскания;
- Создание водохранилищ, линейных объектов;
- Переработка древесины;
- Религиозная деятельность, то есть возведение зданий и сооружений религиозного или благотворительного назначения.
Можно ли строить дома и постройки на таких территориях?
На участках лесного фонда любая частная капитальная застройка запрещена.
Речь идет, конечно, о жилых домах. Другими словами, брать в аренду участок в лесном фонде, чтобы построить на нем дом — это ошибка: арендатор рискует потерять впоследствии и участок, и дом.
Однако на таких землях можно строить другие объекты:
- временные постройки для проживания людей, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием леса;
- временные постройки для осуществления рекреационной деятельности (без проведения вырубки больших лесных участков);
- физкультурно-оздоровительные, детские лагеря;
- спортивные и спортивно-технические сооружения для осуществления рекреационной деятельности;
- капитальные сооружения для лесопользования в религиозных целях;
- лечебно-оздоровительные учреждения;
- временные постройки для деятельности, связанной с научными исследованиями, геолого-изыскательными работами, поиском месторождений.
Несмотря на то, что частная застройка в лесном фонде запрещена, существует возможность строительства дома на территориях, расположенных на границе с естественными или искусственными лесными насаждениями. В этом случае необходимо добиться разрешения на перевод земли из одной категории в другую.
Законного разрешения на строительство можно добиться следующим образом:
- Изменить тип целевого назначения участка;
- Изменить ВРИ (вид разрешенного использования) земельного участка, без изменения его целевого назначения.
Каковы положения закона
Кому принадлежат леса в России? Государству. Изъять их из лесфонда или включить туда, передать в пользование субъекту Федерации возможно, лишь соблюдая указания Федерального Закона.
Зато находиться там вправе каждый гражданин, чтобы поохотиться (если это законно), собрать для личных нужд дары природы (ягоды, грибы, орехи, целебные растения).
Чтобы на территории гослесфонда дозволено было заниматься строительными работами, прокладывать инженерные сети, добывать полезные ископаемые, обойтись при этом без смены категории, от лесхоза потребуется разрешение. В нем требуется оговорить все предстоящие виды работ и положенные охранные меры.
Когда и кому можно передавать ЗЛФ
Как упоминалось выше, ЗЛФ не могут находиться в частной собственности – их владельцем в подавляющем большинстве случаев является либо государство, либо регион или муниципалитет, если это право передано им нормативным актом или иным законным основанием.
О том, как оформить в собственность земли лесного фонда путем их перевода, мы расскажем ниже.
Кроме того, ст. 9 ЛК позволяет передавать лесные земли в постоянную эксплуатацию гражданам и организациям, которые намереваются использовать лес, например, для коммерческой деятельности. Это возможно на основании:
- права постоянного пользования;
- аренды земельных участков;
- сервитута, в том числе публичного;
- права безвозмездного пользования;
- концессионного соглашения.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Аренда наделов лесфонда
Правила аренды участков лесного фонда установлены в гл. 6 ЛК. В соответствии со ст. 71 ЛК, арендовать надел могут как граждане, так и организации. Передача в пользование на этом основании осуществляется по договорам аренды, которые заключаются в общих случаях на срок от 10 до 49 лет (ст. 72 ЛК).
Обычно соглашение составляется с победителем торгов, которые проводятся в форме аукциона по правилам, установленным Методическими рекомендациями, утв. . В документе оговариваются случаи, когда договор можно заключить без проведения торгов.
Перед тем как взять в аренду ЗЛФ, заинтересованное лицо обращается к организатору торгов, владельцу земли или уполномоченной им торгующей организации, с заявкой. Ее можно составить в свободной форме, но обязательно указать:
- наименование лица, желающего взять участок в аренду;
- его анкетные и прочие данные;
- место расположения участка;
- место жительства заявителя.
К заявлению нужно приложить минимальный список документов:
- удостоверение личности заявителя;
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП для юрлиц и ИП соответственно;
- квитанцию, подтверждающую внесение задатка в размере от 10 до 100% от начальной стоимости аренды.
Начальная цена определяется на основании рекомендаций правительства, а конечная – по результатам торгов.
Одного лишь заключения договора аренды недостаточно для использования ЗЛФ. Арендатор должен разработать проект освоения лесов на арендованных участках лесного фонда и получить по нему положительное заключение.
Право пользования ЗЛФ
Помимо аренды, согласно ст. 71 ЛК, ЗЛФ могут передаваться:
- организациям – на праве постоянного или безвозмездного пользования. Постоянное бессрочное пользование ЗЛФ, в соотвествии со ст. 39.9 ЗК, допускается на основании решения ответственного государственного органа. Такие участки передаются только:
- органам власти и государственным учреждениям;
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия.
- физическим лицам – на праве безвозмездного пользования.
Иногда госорган устанавливает платежи за пользование лесным фондом, но ЗЛФ можно передать и в бесплатное пользование гражданам и организациям на основании договора. Согласно ст. 39.10 ЗК, или могут быть:
- религиозные организации;
- граждане, жалеющие вести сельскохозяйственную деятельность, в том числе пчеловоды на срок не более 5 лет;
- некоммерческие организации;
- лица, отнесенные к коренным народам Севера, и так далее.
Передача на основе концессии
В соответствии со ст. 11 , лесной участок получит концессионер на праве аренды, если надел нужен ему для создания объекта или осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Касается это только проектов, связанных с возведением или эксплуатацией:
- гидротехнических сооружений;
- объектов портовой инфраструктуры;
- линий связи и электропередач;
- дорожной инфраструктуры;
- сооружений для ведения сельхоздеятельности;
- физкультурно-оздоровительных и спортивных проектов и некоторых других.
В рамках концессии, например, при создании физкультурно-оздоровительного центра, можно построить спальный корпус на земле лесного фонда или иное жилое сооружение.
Аренда лесов
Чаще всего лес оформляется во владение заключением арендного договора, поэтому этот вопрос следует рассмотреть более подробно. Аренда земель, принадлежащих лесному фонду, осуществляется в соответствии с правилами, определенными гл. 6 ЛК РФ. В ст. 72 ЛК сказано, что участок леса может быть получен в аренду на период от 10 до 49 лет.
Арендатором земли становится победитель аукциона, проведенного в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минсельхоза № 75 от 04.05.2009. Если на территории участка располагается принадлежащая заявителю постройка, его в виде исключения можно арендовать без аукциона.
Прежде чем взять надел с лесом в аренду, соискатель должен подать заявку организатору торгов. При этом будет выполнена проверка, не числится ли заявитель в реестре недобросовестных арендаторов. Строгих требований к форме заявки не установлено, но в нее обязательно следует включить:
- Ф.И.О. гражданина или название организации, являющихся претендентами на аренду;
- паспортные данные гражданина или сведения об организации либо ИП (в последних двух случаях требуется приложить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
- координаты участка с лесом;
- адрес проживания или место регистрации заявителя.
Заявителю также стоит подготовить документ, удостоверяющий личность, а также квитанцию, подтверждающую уплату задатка (его размер может находиться в пределах от 10% до 100% первоначальной цены аренды). Начальная цена устанавливается согласно рекомендациям Правительства, итоговая – в зависимости от результатов торгов.
На арендатора возлагается обязанность по созданию проекта по освоению участка леса. Перед началом его использования необходимо добиться получения положительного заключения.
В процессе использования надела арендатор обязан:
- рационально пользоваться лесными ресурсами, обеспечивая сохранность лесов;
- заботиться об улучшении породного состава леса и состояния почвенного покрова;
- принимать меры, направленные на сохранение биологического многообразия вверенной территории;
- соблюдать условия, необходимые для сохранения объектов природного, культурного и исторического наследия.
В случае необходимости арендатор может сооружать на участке постройки вспомогательного предназначения.
Каким образом землю лесфонда оформить в собственность
Главное условие – выбранный участок не остается в государственной собственности, что означает буквально следующее: землям предстоит стать не лесными, для чего потребуется смена категории. Перевод станет реальностью, если:
- меняется их роль, этот факт нашел отражение в лесоустроительных документах, бумагах по планированию территории или строительных, прочих работ;
- у поселений меняются или закрепляются границы.
Перевод земель «неразграниченной» госсобственности проводит исключительно Правительство России.
Никакие другие обстоятельства основаниями для смены категории лесфонда быть не могут.
Если перевод осуществлен незаконно, прокуратура вправе оспорить его.
Допускается ли оформление в собственность лесного участка
Принадлежащий лесному фонду участок в РФ не подлежит передаче в частную собственность. Стать его полноправным владельцем можно лишь одним способом – изменить категорию земли. Подобные заявления уполномочен рассматривать Рослесхоз.
Процедура смены земельной категории достаточно сложная и может затянуться на длительное время, поскольку документы нередко возвращают обратно на доработку.
Порядок подготовки документов, необходимых для изменения категории лесного участка, приводится в постановлении Правительства РФ № 48 от 28 января 2006 г. В соответствии с данным нормативным актом заинтересованному лицу необходимо подготовить следующую документацию:
- обоснованное ходатайство о переводе участка в иную категорию земель;
- акт и план участка, содержащие сведения о его точных координатах и кадастровой стоимости;
- выписку из ЕГРН с данными об этом участке;
- одобренный Правительством РФ проект перевода объекта недвижимости в другую категорию;
- справку, подтверждающую, что на указанной территории не залегают полезные ископаемые;
- экспертное заключение в случае проведения экспертизы.
Если с документами никаких проблем не обнаружится, ответ по ходатайству будет получен в течение 21 дня. При смене категории земельного объекта он может быть использован для осуществления деятельности, которая не предполагается нормами ЛК РФ. Однако изменить статус участка без достаточных на то оснований (например, изменение границ поселений) уполномоченные органы вам не позволят. Следует учитывать, что в случае эксплуатации земли, не соответствующей ее категории, нарушитель будет привлечен к административной или даже к уголовной ответственности.
Как перевести землю лесного фонда в другую категорию
Чтобы изменить ВРИ надела лесного фонда для его дальнейшего приобретения в собственность, требуется соблюсти условия. Процедура может быть выполнена по одному из следующих оснований:
- изменение назначения участка в устроительной документации;
- увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
- по решению экологической экспертной группы;
- невозможность использования территории по основному назначению;
- прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.
Порядок оформления:
- Получить сведения из ЕГРН.
- Составить заявление.
- Собрать документы.
- Получить решение.
Организации, уполномоченные решать вопросы по смене ВРИ:
- правительство РФ – если объектом выступает территория с необозначенными границами;
- отделение департамента лесного хозяйства – если границы объекта установлены.
Список документов:
- паспорт (для физических лиц);
- заявление;
- выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
- решение экологической экспертной группы (если требуется);
- выписка о характеристиках территории из Росреестра;
- расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.
Заявление составляется в свободной форме с соблюдением правил ведения деловой документации. Необходимо указать:
- наименование учреждения, в которое подается обращение;
- персональные данные заявителя;
- выписка из кадастрового реестра;
- текущая категория надела;
- в какой ВРИ переоформляется;
- подробное описание причины, в связи с которой требуется оформить перевод.
Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. По его истечении заявитель будет уведомлен о вынесенном решении в письменной форме.
Понятие и состав
Леса в России покрывают площадь практически половины территории РФ, это по разным подсчетам — от 780 до 840 млн. га. В некоторых субъектах промышленность, основанная на лесных производствах, достигает 50%.
Лесные земли это: как сами леса, вырубки, прогалины, участки, предопределённые для молодых посадок, так и не касающиеся лесов земли, которые предназначены для соблюдения лесного хозяйства.
Аренда, бессрочное или срочное пользование – все эти взаимоотношения происходят в рамках Лесного и Земельного Кодексов РФ. Все участки могут быть предоставлены в пользование как юридическим, так и физическим лицам. Не может быть получено разрешение только на леса, которые находятся в границах территорий, относящихся к категории оборонных земель.
По поводу юридического смысла терминов до сих пор нет единого мнения. В житейских разговорах под словом «лес» чаще всего понимаются не просто деревья, а любая растительность: деревья, кустарники, мхи, то есть некий биоценоз, населенный определенными видами животных и насекомых. Конечно, в лесной фонд не вошли все территории, иначе у нас под эти территории пришлась бы почти половина всех земель.
Управление землями лесного фонда
Федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, осуществляющим государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и восстановления лесов, является Правительство Российской Федерации, осуществляющее государственное управление непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Федеральным органом специальной компетенции в данной сфере является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, обеспечивающее рациональное использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов в интересах Российской Федерации и ее субъектов. Оно осуществляет возложенные на него функции как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 283 «Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства» определены полномочия Федерального агентства лесного хозяйства. Теперь именно это агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере лесного хозяйства.
Основные функции Федерального агентства лесного хозяйства следующие: обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, объектов животного мира; семеноводство, сохранение полезных свойств леса; предоставление прав пользования участками лесного фонда; обеспечение проведения лесоустройства; мониторинг лесов; учет лесного фонда, отнесение в установленном порядке лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию; ведение государственного лесного кадастра; рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в нелесные и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.
Государственный контроль за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов закрепили как одну из функций Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Территориальные органы управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.
Свой перечень функций имеется и у субъекта РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, которые перечислены в ст.47 Лесного кодекса РФ. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся:
- тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;
- осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство.
Порядок осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов регламентирован постановлением Правительства РФ N 544, где установлено, что задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Лесной департамент России был основан более 200 лет назад. За это время он неоднократно подвергался реформированию. Это ведомство повседневно занимается решением вопросов охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда, а также оно создает условия для сохранения и приумножения лесных богатств страны.
Постановлением Правительства РФ N 850 утверждено Положение о государственной лесной охране Российской Федерации.
Основными задачами государственной лесной охраны Российской Федерации, в соответствии с указанным постановлением, являются:
- обеспечение охраны и защиты лесов, объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;
- осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, а также в лесах, не входящих в лесной фонд;
- организация пользования лесным фондом.
Изменение целевого назначения земель лесфонда
Перевод лесфондовских земель в другую категорию является юридической процедурой, разрешающей изменение целевого назначения при соблюдении определенных обстоятельств.
Получить разрешение на проведение этой процедуры очень сложно, практически невозможно. Перевести земли из лесфонда может только Правительство РФ при издании соответствующего распоряжения.
Заинтересованное лицо должно предоставить настолько веские аргументы, собрать внушительный пакет документов, пройти согласование по многочисленным инстанциям. Процесс может затянуться на долгие месяцы и даже годы.
Если лесфондовские земли не планируется использовать в связи с государственной необходимостью или для строительства важных инфраструктурных объектов по заказу власти, основанием для изменения целевого назначения земель могут быть следующие:
- невозможность дальнейшей эксплуатации участка по действующему назначению;
- изменение границ населенных пунктов;
- прекращение лесохозяйственных нужд.
Новый документ должен быть утвержден Минрегионразвития, а конкретные «урезания» должны быть согласованы с Рослесхозом и Минприроды. Решение о прекращении лесохозяйственных нужд принимают специалисты ГЭЭ.
Также в юрисдикцию этого ведомства входит решение следующих вопросов, связанных с использованием земель лесфонда. Это:
- признание лесов утратившими полезные природные свойства (ст. 54 Лесного кодекса);
- допустимость использования земли в тех целях, для которых она изымается из лесфонда.
Строительство
На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:
- сторожки и иные строения подобного рода;
- туристические лагеря;
- физкультурные комплексы;
- оздоровительные санатории.
Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.
Перевод в земли населенных пунктов
Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.
Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.
Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.
Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:
- когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
- при изменении черты поселений;
- в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
- при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
- при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
- при потребности в землях в оборонных целях и пр.
Выписаться из квартиры и прописаться в другую можно достаточно просто, нужно собрать необходимый пакет документов и обратиться в соответствующие органы.
Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.
Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.
Кто может заявить о переводе земель?
Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:
- ходатайство от заявителя;
- паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
- акт выбора ЗУ лесного фонда;
- решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
- акт натурного техобследования участка лесного фонда;
- расчет размера потерь лесного хозяйства;
- схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
- справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
- заключение экологической экспертизы;
- выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.
Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).
Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.
В завершении Минприроды подготовит резолюцию о переводе земли из лесного фонда в другую категорию.
Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:
- Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
- Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
- Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
- По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.
Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.
Оформление лесного участка в собственность также невозможно: он может принадлежать только федеральным и региональным властям.
В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.
Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей