223 фз
Содержание:
- Как правильно подходить к участию в тендерах?
- Изменения в закупках с апреля 2021 года
- Основные отличия от 44-ФЗ
- Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018
- 3 Особенности работы
- Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223
- Как стать поставщиком
- Тендеры по рубрикам 17 тендеров
- Регистрация на сайте zakupki.gov.ru
- Функционал сайта госзакупок
Как правильно подходить к участию в тендерах?
Ряд фирм пренебрегают возможностями, которые открывают перед ними тендеры. И если это обосновано в отношении конкурсов от госструктур, где предложения носят в большинстве своем формальный характер, то тендеры от частных компаний могут действительно открывать неплохие перспективы.
Участие компании в тендере способно не только повысить ее узнаваемость, но и расширить рынок сбыта, получать заказы из различных регионов. Половина успеха зависит от грамотного подхода, который должен включать выполнение следующих моментов:
Уточнение информации, выяснение деталей
На этом этапе необходимо напрямую связаться с заказчиком по телефону, узнать, насколько актуальна информация, кратко и по существу представить свою компанию, узнать, чтобы заказчик рекомендовал включить в коммерческое предложение, что для него важно и каких результатов он ожидает от тендера
Подготовка предложения
Нужно понимать, что отписки и просто письма со вложенными прайс-листами вряд ли обеспечат положительное решение. Особенно это существенно, если, к примеру, речь идет о таком инструменте, как портал закупок, где каждый из претендентов представляет свой прайс-лист на товары и продукты. Заказчик физически не сможет проанализировать и сравнить цены в прайс-листах, где тысячи наименований позиций. Предложение должно привлекать. Кроме краткой информации о фирме и непосредственно предложения, необходимо обозначить преимущества сотрудничества с вами.
Результат
В оговоренный срок следует связаться с заказчиком и узнать результаты проведенного тендера. В случае успеха получить исполнителя для выполнения заказа или прибыль от сотрудничества.
Если компания получает отказ, постарайтесь выяснить у заказчика, какие ошибки были допущены на этапе предложения, чтобы он мог порекомендовать, на что обратить внимание в дальнейшем. В некоторых случаях даже проигрыш способен обернуться успехом: заказчик запомнив вашу компанию, может порекомендовать ее своим партнерам
В некоторых случаях даже проигрыш способен обернуться успехом: заказчик запомнив вашу компанию, может порекомендовать ее своим партнерам.
Изменения в закупках с апреля 2021 года
С апреля 2021 года стартуют очень значимые изменения в 44-ФЗ в 2021 году, в таблице с комментариями рассмотрим их подробнее:
День начала действия изменения | Суть новшества | Устанавливающий его нормативный акт |
---|---|---|
01.04.2021 |
Весной 2021 года существенные изменения постигнут одну из форм проведения закупок — электронный запрос котировок. Порядок их проведения претерпит следующие изменения:
|
Федеральный закон от 27.12.2019 №449-ФЗ |
Разрешено осуществлять электронные малые закупки до 3 млн рублей в следующем порядке: 1. На электронной площадке потенциальный поставщик публикует предварительное предложение о поставке того или иного товара. В предложении указываются:
Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику. 2. У заказчика есть один день на рассмотрение полученных предложений и принятие решения в пользу одного из них. По итогам рассмотрения и принятия решения составляется протокол. 3. Контракт заключается по упрощенной процедуре — такой же, как и при котировках в электронной форме. |
Федеральный закон от 27.12.2019 №449-ФЗ и Федеральный закон от 31.07.2020 №249-ФЗ |
|
Утвердили порядок предоставления банком сведений по гособоронзаказу в Единую информационную систему | Указание Банка России №5536-У от 28.08.2020 | |
Изменили порядок присвоения, применения и изменения идентификационных кодов заказчиков | Приказ Минфина №344н от 31.12.2020 |
Основные отличия от 44-ФЗ
Все кто принимает участие в закупочных процедурах, знает о строгих рамках федерального закона 44-ФЗ, который жестко регулирует государственные закупки в каждом отдельном аспекте.
Таким образом, организация заказчик обязана самостоятельно утвердить все детали предстоящей торговой процедуры, и составить специализированный документ — положение о закупках.
В целом, заказчиками, использующими федеральный закон 223-ФЗ, являются следующие организации:
- государственные компании и госкорпорации с долей уставного капитала, 50 процентов которого контролируется государственными органами, а также их дочерние предприятия и филиалы;
- естественные монополии, коммунальные предприятия, транспортные компании и другие организации, имеющие 50 процентное участие государства;
- муниципальные и федеральные унитарные учреждения, производящие закупки за счет собственных средств или полученных грантов, включая случаи личного участия в контрактах и привлечение к этому процессу третьих лиц.
Данный тип проводимых торговых процедур требует большей квалификации от поставщика или подрядчика, поэтому рекомендуется организациям, уже имеющим опыт в исполнении государственных контрактов по 44-ФЗ.
Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018
В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:
- Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
- Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
- Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
- Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
- При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
- Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
- Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
- Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
- Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
- Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.
Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий
Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:
- Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
- Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
- Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
- Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.
Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ
До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:
- Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
- ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
- Заказчик обращался в судебные органы.
- Суд выносил вердикт в пользу заказчика.
После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:
- Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
- Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
- К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
- Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.
Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ
До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.
В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.
3 Особенности работы
Следует отметить, что на портале торги не проводятся, там собираются сведения о них. Но участвовать в торгах на другой ЭТП без регистрации на zakupki.gov.ru невозможно. Потому что информация о предприятии и участнике закупок будет отсутствовать в едином реестре.
Сайт дает возможность получить информацию о проходящих закупках, проанализировать исполнителя или заказчика, ознакомиться с документацией.
Сайт содержит следующие страницы:
- Закупки – здесь можно искать тендеры по выбранным фильтрам.
- Планирование – планы-графики закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, положения о закупке, обязательное общественное обсуждение закупок.
- Контракты и договоры – реестры контрактов и договоров по 44-ФЗ и 223-ФЗ, библиотека типовых контрактов.
- Организации – реестры заказчиков, участников, подрядчиков.
- Мониторинг и отчетность – различные отчеты заказчиков по контрактам, объемам выручки.
- Контроль и аудит – РНП, реестр жалоб и проверок, результаты аудита.
- Документы – нормативные документы, законодательные акты и инструкция по работе ЕИС.
- Дополнительная информация – каталог товаров по 44-ФЗ, перечень товаров, работ, услуг по 223-ФЗ, информация по ЭТП, независимый регистратор.
- Полезные ссылки – техподдержка, часто задаваемые вопросы, статистика.
Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223
Основным отличием ФЗ 223 является то, что он более прост для участников закупок и предъявляет менее строгие требования. К примеру, согласно ему, участники самостоятельно формулируют правила проведения закупок, любой специалист компании может осуществлять закупки, торги могут быть организованы на любой из 150 электронных площадок. Помимо этого у 44 ФЗ можно найти ряд отличий:
- Объемы данного закона больше в 10 раз, что упрощает работу новичкам, но совершенно не нужно профессионалам.
- Нарушения любого пункта регламента чревато крупным штрафом и внесением организации в черный список.
- Ограничены объемы закупок у одного поставщика.
- Доступны только 5 платформ для электронных торгов.
- Строгие сроки соблюдения каждого этапа.
- Победитель аукциона должен предоставить гарантии договора в размере 5-10% от общей суммы в зависимости от пожеланий заказчика.
- Заказчик не может самостоятельно вносить изменения в договор или расторгнуть его.
Эти пункты нельзя назвать недостатками, так как они вносят более конкретный характер в процедуру госзакупок, что помогает не потеряться при самостоятельном регулировании, так как все этапы заранее расписаны. ФЗ 223 позволяет самостоятельно формулировать сроки выполнения этапов.
Как стать поставщиком
Муниципальные и бюджетные организации при размещении заявок на госзакупку обязаны привлечь до 15% представителей малого бизнеса. Поэтому многим небольшим компаниям участие в закупках помогло нарастить объемы продаж и товарооборота. Что нужно для соответствия требованиям заказчика? Рассмотрим по пунктам каждый параметр.
- Соответствие компании. Не имеет значение масштаб предприятия, юридическая форма. Важный параметром — отсутствие налоговой задолженности, судимости в сфере экономики. Могут выдвигаться дополнительное требование: лицензия, аккредитация, сертификация.
- Быть готовым к финансовым тратам. Вступающий в систему госзакупок поставщик должен предоставить обеспечение по контракту:
- от 0,5 до 5% — при подаче заявки на участие;
- от 5 до 30% — при выборе его в качестве исполнителя заказа.
- Подготовить пакет документов. Поставщик должен подтвердить свой статус документально, предоставив:
- Выписку ЕГРЮЛ/НГРИП.
- Учредительные документы.
- Копию ИНН.
- Если это ИП, то предоставить паспортные данные.
- Доверенности на уполномоченное лицо.
- Зарегистрироваться в ЕИС, расположенному по адресу: www.zakupki.gov.ru. Часто торги проводятся посредством аукциона, который организуется на специальных площадках. Для участия в аукционе необходимо пройти аккредитацию (зарегистрироваться на площадке, предоставить полный пакет документов), получить ЭЦП.
Для участия в торгах по госзакупкам необходимо пройти этапы:
- Получить в удостоверяющем центре квалифицированную ЭЦП.
- Зарегистрироваться на http://www.zakupki.gov.ru. Это Единая информационная система, но торги проходят не на ней, а на площадках.
- Выбрать интересующую вас электронную торговую площадку и пройти на ней бесплатную регистрацию.
- Пройти аккредитацию (предоставить полный пакет документов).
- После одобрения, можно начинать участвовать в аукционах, предварительно внеся обеспечение.
Тендеры по рубрикам 17 тендеров
Участие в тендере – довольно распространенная форма взаимодействия организаций и компаний, работающих в сегменте «бизнес для бизнеса». Тендер может подразумевать как выполнения определенных специфических работ, к примеру, реставрация мемориала, так и поиск поставщика определенных товаров на постоянной основе. В свою очередь исполнители осуществляют на специальных площадках поиск закупок или определенных работ.
Ремонтные работы (1)
|
Строительные/монтажные работы-прочие (1)
|
Регистрация на сайте zakupki.gov.ru
Оформление в ЕИС позволяет пользователю стать аккредитованным участником торгов. Зарегистрированный пользователь находится в реестре участников закупок в течение трех лет.
За полгода до окончания указанного срока регистрацию можно продлить. По истечении трех лет, участник не сможет подать заявку на участие в аукционе.
Прежде чем приступить к регистрации необходимо обеспечить рабочее место руководителя соответствующим компьютером и программным обеспечением. Для компьютера необходимо учесть следующие требования, указанные в инструкции к работе в ЕИС:
· Компьютер с процессором с тактовой частотой 1,3 ГГЦ и более;
· Оперативная память 1 ГБ и более;
· Интернет 256 кбит/сек.
Можно использовать любой браузер, так же необходимо поставить программу КриптоПро CSP для применения цифровой подписи.
С целью регистрации, руководителю следует получить квалифицированную цифровую подпись, так же подпись необходима работнику, которому будет делегирована работа в системе ЕИС. Кроме того необходимо подготовить учредительные документы:
· Электронные копии устава и решения об одобрении крупной сделки для юрлиц;
· Отсканированную копию паспорта для ИП;
· Свидетельства, удостоверяющие права с русскоязычным вариантом для иностранных граждан.
Регистрация проводится в три этапа:
1. Необходимо зарегистрироваться на портале госуслуг с целью подтверждения учетной записи. Производится проверка данных. Работники, выполняющие обязанности ведения торгов, должны провести такую же процедуру.
2. Добавить предприятие в личном кабинете руководителя на том же сайте. При этом следует заполнить требуемую информацию об организации, внести информацию о сотрудниках с указанием полномочий. Затем производится проверка.
3. Оформить регистрирование в ЕИС
При этом важно настроить соответствующим образом программное обеспечение:
· Установить браузер с протоколом шифрования TLS 1.0;
· Адреса сайтов gosuslugi.ru и zakupki.gov.ru добавить в список доверенных узлов браузера;
· Установить программу КриптоПро CSP версии 4.0 и выше;
· Установить в браузер плагин КриптоПро ЭЦП Browser plug-in версии 2.0 и выше.
При необходимости следует обратиться к рекомендациям, имеющейся на сайте.
Функционал сайта госзакупок
На официальном сайте государственных закупок ЕИС пользователи могут найти различные реестры, нормативно-правовые акты, ссылки на полезные ресурсы, статистику, прогнозы и другую важную информацию.
Специально для потенциальных клиентов, портал госзакупок реализовал на сайте следующий функционал:
- Внесение данных о подписанных договорах, участниках и т.д.
- Создание и размещение заказов.
- Написание протоколов и прикрепление рабочей документации к заказу.
- Заключение сопровождающих договоров в режиме реального времени.
- Возможность формирования и размещения планов.
- Просмотр информации о недобросовестных компаниях в разделе жалоб.
- Просмотр актуальной информации по текущим закупочным операциям.
- Уведомления об интересных позиция.