Сообщаем о бывшем госслужащем

Особенности принятия на работу бывших госслужащих

После прекращения контракта на бывшего муниципального служащего распространяется ряд ограничений при приеме на работу, а на его нового работодателя — ряд требований.

Законодатель определил следующие требования:

  1. Новый работодатель, принимая в штат бывшего служащего, обязан направить уведомление о смене работы муниципального служащего туда, где он трудился ранее (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 №273-ФЗ).
  2. Если бывший муниципальный служащий устраивается на работу в учреждение, которое он раньше контролировал, потребуется согласие специальной комиссии. Порядок получения разрешения комиссии установлен указом президента №821 от 01.07.2010. Согласие следует получить, если:
    • муниципальный служащий замещал должность, включенную в перечень указом президента №925 от 21.07.2010;
    • трудовое соглашение о работе с любой суммой зарплаты или договор ГПХ на сумму не больше 100 000 рублей заключают не позже 2 лет после увольнения с госслужбы;
    • с даты увольнения из муниципальных или госструктур прошло меньше 2 лет.
  3. Бывший муниципальный служащий, замещавший должность из перечня (указ №925), предоставляет новому работодателю информацию о прежнем месте работы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 №273-ФЗ). Информировать следует, если трудоустройство происходит не позже 2 лет с момента прекращения муниципальной службы.

Подробная пошаговая инструкция по приему на работу бывшего муниципального служащего и алгоритм действий включены в методические рекомендации Минтруда (письмо №18-4/10/П-2943 от 11.05.2017). Действия нового работодателя:

  • уведомить прежнего работодателя, если принимает бывшего сотрудника органов власти не позднее 2 лет после его увольнения из названных структур;
  • сообщить о приеме тех бывших служащих, которые занимали определенные должности в соответствии с указом президента №925 от 21.07.2010.

В установленный законодателем список включены должности, по которым сотрудник выполняет различные функции. К таковым относятся:

Вид службы

Должности

Гражданская

Руководители и заместители руководителей федеральных терорганов

Высшая группа должностей ГГС по указу президента №1574 от 31.12.2005

Те, на которые назначают по решению правительства

Военная

Руководящие составы МВД, МЧС, Минобороны, СВР, ФСБ, нацгвардии, ФСО, ФСИН, ФССП, ФТС, прокуратуры, следственного комитета

Должности любых видов службы, связанные с:

  • административно-хозяйственными функциями;
  • предоставлением госуслуг;
  • контролем/надзором;
  • управлением госимуществом;
  • выдачей лицензий/разрешений;
  • госзаказами;
  • распределением ресурсов материального и технического характера

Принимая на работу рассматриваемую категорию лиц, следует учесть ряд особенностей по уведомлению.

Уведомление необходимо:

  • по определенной законодателем категории должностей (перечень муниципальных служащих, о которых надо уведомлять, определен);
  • при заключении трудового соглашения не позднее 2 лет с момента увольнения из муниципальных органов с любым уровнем оплаты;
  • при заключении договора ГПХ стоимостью свыше 100 000 рублей.

Действия претендента — бывшего чиновника:

  1. Обращается в комиссию за согласием на поступление на работу в организацию (обращение разрешено подавать, даже если увольнение с муниципальной службы только планируется). Комиссия в течение 7 дней с даты поступления обращения изучает его и не позднее 1 рабочего дня с даты принятия решения сообщает его кандидату письменно или в течение 3 дней устно.
  2. Получив согласие, заключает трудовое соглашение о назначении на должность с новым работодателем.

Претендент, не получивший уведомления о согласии, не имеет права трудоустроиться. Поскольку бывший муниципальный служащий обязан уведомить о трудоустройстве, нарушение им запрета и утаивание информации от работодателя влечет расторжение трудового соглашения. Работодатель проверяет сведения о прежней трудовой деятельности, например с помощью:

  • данных из трудовой книжки;
  • сведений ПФР по отчислению взносов.

Должности, в отношении которых действуют правила

Не все госслужащие имеют доступ к государственной тайне. Следовательно, ограничения действуют в отношении не всех соискателей. Перечень госслужащих оговорен в Указе Президента от 18.05.2009 №557. Рассмотрим его:

  • Руководство, представляющее исполнительную власть.
  • Военное руководство.
  • Административно-хозяйственные работники.
  • Сотрудники, занятые на организационно-распорядительной, контрольной работе.
  • Распорядители бюджетных средств.
  • Распорядители имущества.
  • Лица, занятые выдачей лицензии.
  • Распределители технических объектов.

Все эти госслужащие должны соблюдать установленные ограничения.

Особое положение госслужащих

Как уже было сказано, особые права и обязанности для бывших сотрудников органов государственной власти и служащих муниципалитетов предусмотрены законодательством по двум основным причинам — это:

  1. Пресечение коррупционной деятельности и возможных злоупотреблений властью или связями в государственных структурах.
  2. Пресечение попыток разглашения государственных тайн или служебной информации с целью получения коммерческой или личной выгоды.

Порядок трудоустройства госслужащего

Так как государственный служащий принадлежит к особой категории работников в нашей стране, в отношении процедуры его трудоустройства действующими нормами были установлены некоторые дополнительные требования.

Основная процедура приема на работу осуществляется в стандартном порядке, однако здесь должна быть применена дополнительная статья ТК РФ — №64.1. Главным правилом этой статьи будет являться тот факт, что во время трудоустройства такого сотрудника между конкретной компанией, на службу в которую он поступает, и самим государством не должно возникнуть никаких конфликтов и нарушения интересов сторон.

Что же касается самой процедуры, она будет включать в себя следующие стандартные этапы:

  1. Составление заинтересованным лицом письменного заявления. Документ формируется в свободной форме, на имя будущего начальника. Государственный служащий обязательно должен указать в своем заявлении тот факт, что у него действительно имеются намерения по официальному трудоустройству в данную организацию.
  2. Предварительный сбор и последующее предоставление всех документов в отдел кадров. Полный перечень требуемых бумаг устанавливается соответствующими положениями трудового законодательства. К основным документам можно отнести следующие: документ об имеющемся у лица образовании, паспорт для подтверждения личного государственного служащего, а также его трудовая книжка, в которую будет внесена обязательная запись о трудоустройстве.
  3. Подписание сторонами официального трудового договора. Данный документ может быть составлен в свободной форме. Главное, чтобы в договор были включены абсолютно все важные сведения относительно будущей профессиональной деятельности человека. Например, в документ вносится информация относительно точного размера заработка, а также данные об установленном в организации режиме работы, о порядке исполнения служащими их профессиональных обязательств и т.д.
  4. Издание работодателем приказа о трудоустройстве. Основанием для составления данного распоряжения выступает личное заявление, которое ранее было составлено будущим сотрудником. В приказ должны быть включены следующие данные: сведения о сотруднике, наименование должности, на которую он принимается, информация относительно размера его будущего заработка и т.д. Помимо этого, в приказе обязательно должна содержаться конкретная дата, в которую он вступит в свою законную силу.
  5. Оформление различных документов, включая заведение личного дела на нового сотрудника. Все эти бумаги формируются в отделе кадров. К основным документам можно также отнести учетную карточку физического лица, в которую помещаются все важные сведения о сотруднике.

Как оформляется прием на работу бывших госслужащих

Все нормативы, которые касаются приема на работу бывших госслужащих, имеют ряд особенностей и нюансов, которые следует учитывать, как работнику, так и работодателю. В первую очередь следует отметить, что работа на государственной службе ранее налагает на соискателя обязанность сообщать о ней работодателю, но запрашивать какие-либо дополнительные, не предусмотренные ТК РФ документы, способные подтвердить или опровергнуть работу ранее в государственных органах, работодатель не вправе. Соответственно, фактическим подтверждение нахождения сотрудника на государственной службе ранее может являться только непосредственно трудовая книжка работника, предъявляемая работодателю при трудоустройстве.

Порядок действий при приеме на работу бывшего госслужащего по Трудовому кодексу может выглядеть следующим образом:

  1. Работодатель требует у соискателя полный пакет документов, в который входит и трудовая книжка. При этом работодатель ознакомляется с предыдущими записями сотрудника.
  2. Если в трудовой книжке имеется свидетельство о работе на государственной службе ранее, а с момента увольнения работника с неё прошло менее двух лет, работодателю следует иметь это в виду.
  3. В случае, когда новая должность предполагает заработную плату свыше 100 тыс. рублей, работодатель подготавливает уведомление государственной службы, бывшей работодателем соискателя в прошлом, о приеме на работу ее сотрудника.
  4. Если соискатель ранее работал с означенным работодателем, находясь на государственной службе, он также должен будет предъявить ему разрешение специальной комиссии на трудоустройство. Данная особенность приема на работу бывших госслужащих предназначена для урегулирования возможного конфликта интересов.

Соответственно, никаких сложностей в большинстве ситуаций, связанных с приемом на работу бывших госслужащих, нет. Уведомление носит информирующий характер и не предполагает возможности отказа в трудоустройстве лицу, ранее работавшему на госслужбе. Однако кто же является госслужащим в контексте означенных нормативов? К таковым относятся:

  • Государственные служащие всех федеральных исполнительных органов, аппарата Президента РФ и Министерств, Совета Федерации, судебной системы.
  • Муниципальные служащие, служащие структур субъектов РФ или отдельных муниципалитетов.

Следует разделять понятие бюджетных работников и государственных служащих. Несмотря на то, что обе категории означенных лиц получают заработную плату фактически от государства, к госслужащим относятся исключительно лица, работающие в органах исполнительной, судебной или законодательной власти, а не в каких-либо иных сферах. Работники бюджетных организаций и внебюджетных государственных фондов, равно как и сотрудники государственных предприятий, могут трудоустраиваться без каких-либо ограничений.

Учитывая вышеописанные нормативы и принципы приема на работу бывших госслужащих, следует отметить, что они не затрагивают следующие категории соискателей:

  • Госслужащих, которые уволились с государственной службы более, чем за два года до трудоустройства в организацию. В данном случае работодатель не обязан производить уведомление и не может быть привлечен к ответственности за прием на работу такового сотрудника в общем порядке.
  • Госслужащих, чья заработная плата не превышает 100 тыс. рублей на новом месте работы, и чья должность при этом не входит в перечень, согласно которому при приеме на работу бывшего госслужащего обязательно уведомление государственных органов.

Трудовой договор с бывшим госслужащим

Если с бывшим госслужащим был заключен не трудовой договор, а договор подряда, то высылать уведомление нужно только в том случае если сумма договора превышает порог в 100 тыс. руб.

Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 64.1 ТК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Принимая на работу бывшего госслужащего, занимавшего должность из утвержденного Правительством РФ списка, работодатель обязан об этом письменно уведомить последнее место государственной службы гражданина.

2. Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе.

3. Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

4. Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, ее могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.

5. Кроме того, КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего.

При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12 налагает на гражданина, имевшего в послужном списке опыт работы на государственной или муниципальной службе, ограничения. Здесь же содержится требование к новому работодателю сообщить о заключении трудового договора с экс-госслужащим по месту его прежней работы.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом законе содержится определение государственной гражданской службы, а так же описан порядок поступления гражданина на государственную службу и основания его увольнения.
Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»

Постановление важно для работодателя, поскольку утверждает перечень информации, которую новый работодатель обязан сообщить по месту прежней работы госслужащего.
Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» возлагает обязанность на граждан, уволенных с должностей государственной службы, сообщать новому работодателю о таких фактах в течение 2-летнего срока с момента увольнения с государственной службы.
Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Этим документом утвержден перечень должностей государственных служащих, прием на работу которых осуществляется с учетом положений ст

64.1 ТК РФ.

3.1. В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ работодатель вправе требовать от лица, поступающего на работу, следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку (за исключением случаев, когда работник поступает на работу на условиях совместительства);
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
  • справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию). Примечание  3.

а) все фамилии, которыми это лицо пользовалось, с указанием периода времени, приходящегося на каждую фамилию (при наличии);

б) род занятий в периоды, которые не подтверждены записями в трудовой книжке (при наличии). Примечание  4.

Действия работодателя

Поскольку далеко не каждая должность в системе государственной службы входит в вышеперечисленные перечни, работодателю при трудоустройстве работника прежде всего следует выяснить бывшее место работы трудоустраивающегося.

Если выяснится, что он является бывшим госслужащим, уволившимся с государственной службы не более 2 лет назад, работодатель, в соответствии с разъяснительным письмом № 18-4/10/П-2943 Министерства труда от 11 мая 2017 года, может выяснить, входит ли будущий работник в установленный список должностей посредством:

  • ознакомления с полными списками должностей в соответствующих нормативных актах;
  • направления письменно запроса в государственный орган или муниципальный орган, в котором трудоустраивающийся ранее проходил службу.

Направлять уведомление потребуется только в случае, если должность бывшего госслужащего подпадает под действие закона «О противодействии коррупции».

При этом не будет иметь значения, если бывший госслужащий после увольнения уже был трудоустроен в другую негосударственную структуру и уволился оттуда. В любом случае необходимость направления уведомления будет сохраняться для каждого работодателя в течение 2 лет с момента увольнения бывшего госслужащего с государственной службы.

Информация, предоставляемая бывшему работодателю сотрудника

Сведения Подробная информация
Личные данные работника Указывают фамилию, имя, отчество, дату и место рождения
Должность, замещаемая бывшим служащим по месту трудоустройства Используется информация, имеющаяся в трудовой книжке
Сведения об организации или ИП Указывают полное и сокращенное название, закрепленные в учредительных документах предприятия
Информация о трудовом договоре с работником Отражают полные сведения о дате, номере, виде, периоде действия
Сведения о приказе Указывают дату, номер и основание приказа о приеме сотрудника
Данные о предоставленной должности Представляется информация о должности и вмененных лицу обязанностях

При заключении договора ГПХ предусмотрено представление сведений:

  • Дата, номер договора.
  • Период исполнения работ.
  • Предмет договора.
  • Стоимость по договору.

Работодатель, заключивший договор ГПХ, может не знать о наличии в трудовом стаже должности госслужащего. При заключении ГПХ трудовая книжка не предоставляется. Работник должен проявить инициативу по информированию работодателя. В случае отсутствия сведений работодатель освобождается от ответственности.

Если служащий скроет информацию, работодатель может уволить его при раскрытии правды. Соответствующее правило оказано в статье 84 ТК РФ. Увольнение производится на основании пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Если работодатель не отправил уведомление, он привлекается к административной ответственности в форме штрафа. Размеры штрафов согласно статье 19.29 КоАП РФ:

  • 20 000-50 000 рублей для ИП и должностных лиц.
  • 100 000-500 000 рублей для ЮЛ.

Ответственность может налагаться на протяжении 6 лет после оформления лица на работу. Если фирма уволила работника раньше этого срока, это не освобождает ее от штрафа. Работодатель может избежать санкций в том случае, если он докажет, что сокрытие информации было не по его вине. То есть нужно доказать, что сведения скрыл именно сотрудник. В качестве доказательств можно предъявить эти аргументы:

  • Сотрудник заявил, что трудовая книжка утеряна. В связи с этим была заведена новая книжка.
  • Сотрудник был занят на основании гражданско-правового соглашения.

К СВЕДЕНИЮ! Основная функция всех рассматриваемых предосторожностей – предупреждение коррупции и различных махинаций

Особенности приема на работу бывшего госслужащего

Многие работодатели, во время принятия на ту или иную должность бывшего госслужащего, не отдают данной процедуре должного внимания. Однако необходимо отметить, что такое поведение является напрасным. Дело в том, что сам факт трудоустройства бывшего госслужащего накладывает на его нового работодателя определенные обязательства. Главным из них будет являться следующее: подготовка и направление официального уведомления о приеме на предыдущее место работы государственного служащего. Данное правило будет действовать в том случае, если после увольнения физического лица с государственной службы прошло не более двух лет, либо по причине иных обстоятельств:

  1. Гражданин в своем прошлом занимал особую должность, которая входит в специальный перечень должностей, утвержденных Правительством РФ.
  2. Ранее сотрудник трудился в должности государственного служащего, однако теперь желает заключить с новым работодателем обычный трудовой или гражданско-правовой договор.
  3. Новый сотрудник добровольно сообщил своему работодателю о том, что он ранее занимал должность государственного служащего в том или ином учреждении.
  4. Оплата труда сотрудника на старом месте работы составляла более 100 000 рублей. Данный факт может быть подтвержден в документальном порядке. Для этого сотрудник может представить своему работодателю соответствующую справку о размере заработка.

Следует отметить, что все вышеуказанные правила все равно будут аннулированы, если период с увольнения из государственной организации составит два или более года

Отдельное внимание новому работодателю нужно будет обратить и на некоторые дополнительные правила. В частности, действующими нормами достаточно строго ограничиваются максимальные сроки, в которые директор должен подготовить официальное уведомление

В соответствии с этими правилами, уведомление должно быть составлено в течение 10 календарных дней после принятия бывшего государственного служащего на ту или иную должность

Такие строгие правила были установлены с одной важной целью – для максимального снижения вероятности коррупции

В каких случаях и кого нужно уведомлять при приеме на работу бывшего госслужащего

Нормативы приема на работу регулируются в соответствии с законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 №273-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 12 настоящего закона, бывший госслужащий обязан в течение 2-х лет после увольнения информировать нового работодателя о предыдущем места службы.

Перечни могут дополняться субъектами РФ путем издания региональных актов. Самый полный список из Приказа ФССП №801 включает 93 должности в федеральных и территориальных органах принудительного исполнения разных уровней и степени влияния на технологический и рабочий процесс.

При приеме на работу бывших госслужащих новый работодатель обязан ознакомиться с Методическими рекомендациями к Письму Минтруда от 11 мая 2017 №18-4/10/П-2943. Согласно этому документу, работодатель должен:

  • ознакомиться с перечнями в справочно-правовых системах;
  • ознакомиться с законом «О противодействии коррупции».

Работодатель должен подготовить уведомление и направить на прошлое место службы лица. Примечательно, что уведомлять нужно во всех случаях, если бывший госслужащий занимал приведенную в списке должность, а с момента его увольнения не прошло 2 года. При этом уведомление подготавливают и при оформлении трудового договора, и при приеме по ГПХ (но не во всех случаях).

Уведомление по заключенному договору ГПХ в соответствии с законом №273-ФЗ и Постановлением Племуна ВС от 28 ноября 2017 года №46 нужно в таких случаях:

  • если бывший госслужащий по договору получает больше 100 тысяч рублей в месяц;
  • если договор заключен на короткий период – менее 1 месяца.

Как составить уведомление

Нормативы составления уведомления закреплены в Постановлении Правительства от 21 января 2015 года №29. Однако документ не имеет унифицированной формы, поэтому работодатель может составлять его в свободной форме или ориентируясь на локальные нормативные акты, ранее выпущенные на собственном предприятии (второй вариант более логичный, если из-за сферы деятельности на предприятие устраивается много бывших госслужащих).

Основные правила составления уведомления:

  1. Если на предприятии в ходу фирменные бланки, лучше использовать их, чем просто офисную бумагу.
  2. «Шапка» оформляется с указанием обеих сторон: нового работодателя и прошлого места службы лица. Нужно указывать полные названия с организационно-правовой формой, юридические адреса организаций, коды деятельности.
  3. В основной части нужно прописывать ФИО бывшего госслужащего, его должность, дату начала работы (и окончания – если договор срочный). Можно указать структурное подразделение, где трудоустроен новый работник, и в чем заключаются его должностные обязанности.
  4. Заверить подлинность уведомления личными росписями напротив ФИО должны бывший госслужащий и составитель документа (чаще всего руководитель компании или уполномоченное лицо, которые подписало трудовой договор или ГПХ с новым работником). Если предприятием установлено использование печати, ее тоже нужно поставить на уведомление.

Уведомление изготавливается в одном экземпляре, но с него при необходимости можно снять копии.

Юридически составителем считается руководитель предприятия, но подготовка документа чаще всего возлагается на секретаря, заместителя руководителя, работника отдела кадров или делопроизводителя подразделения.

Сроки

Согласно действующему законодательству, уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего необходимо однократно составить в течение 10 календарных дней, начиная отчет со дня, следующего за днем заключения договора (трудового или ГПХ) с бывшим служащим. Если же следующий день приходится на нерабочий, он переносится на ближайший за ним рабочий день (согласно пункту 9 Пленума ВС №46).

При оформлении на внешнее совместительство составляется в аналогичные сроки. Если же работник трудоустраивается как внутренний совместитель, уведомление вовсе не нужно никуда подавать.

За нарушение сроков подачи уведомления в госорганы новый работодатель (в зависимости от организационно-правового статуса) может быть оштрафован на сумму до 50 тысяч рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector