Закон рф «о занятости населения в российской федерации» от 19.04.1991 n 1032-1 (ред. от 02.07.2021)
Содержание:
- Права и обязанности сторон процесса трудоустройства
- О правовой категории занятости, особенностях и нюансах
- Существует ли налог на безработицу
- Определение безработного гражданина
- Размер пособия по безработице
- Статус безработного
- Статья 35. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице
- Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения
- Статус занятого гражданина
- Общая характеристика: цели и назначение
Права и обязанности сторон процесса трудоустройства
Процесс трудоустройства после принятия изменений остался прежним. Каждая сторона процесса имеет свои права и обязанности. Это относится как к лицу без наличия работы, так и к государственному органу поддержки, которым выступает служба занятости.
Службы занятости
- осуществление поиска работы и дальнейшее трудоустройство гражданина;
- материальная поддержка граждан на период поиска работы;
- осуществление выполнения гарантий, предусмотренных государством, всем лицам.
Важно! Служба занятости может отказать в выплатах и помощи в трудоустройстве, если у нее будут на то основания.
Государственный орган вправе также прекратить матпомощь, если это соответствует законодательной базе.
Работодателей
При наличии свободных вакансий информация по ним передается в региональный центр для подбора кандидатов. Требуется помнить, что каждый работодатель вправе устанавливать ограничения по квалификации для работников.
О правовой категории занятости, особенностях и нюансах
Уровень задействования трудоспособных людей в стране является необходимым условием для нормального баланса основной роли общества – воспроизводства здорового, социально адаптированного потомства. От того, насколько граждане обеспечены рабочими местами, а следственно, имеют достойный доход, зависят практически все аспекты жизни индивидуума в социуме, что подтверждает законодательство о занятости населения РФ:
- Показатели уровня обеспеченности людей.
- Объем издержек на осуществление подбора квалифицированных кадров в масштабах страны.
- Возможность трудоустройства, материальных выплат и осуществление адаптации безработных в социуме.
Именно благодаря занятости в создании общественного валового продукта раскрывается наиболее важный аспект социального становления личности.
Что напрямую удовлетворяет его потребности в общественно полезном труде и достижениях, связанных с результатами труда.
Существует ли налог на безработицу
Сегодня права безработных защищены законом, и налог на безработицу официально не принят. Однако уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы ввести так называемый «налог на тунеядство». Законопроект, регламентирующий его появление, разрабатываются специалисты Министерства труда. За основу взяли опыт Беларуси, в которой налог уже действует.
Чиновники аргументируют необходимость приятия нового типа налогообложения тем, что многие официально безработные жители страны на самом деле работают, просто трудятся неофициально. В результате этого не поступают отчисления в пенсионный фонд, в налоговую службу, но всеми благами инфраструктуры люди продолжают пользоваться.
Согласно предлагаемым нововведениям, налог на безработицу будут платить нетрудоустроенные граждане, которые при этом имеют доступ к бесплатным государственным услугам, в том числе к медицине. От уплаты налога предлагают освободить лиц, официально зарегистрированных в службах занятости. Однако о принятии нового законопроекта пока говорить рано, поскольку он обсуждается уже не первый год, но так и не был одобрен хотя бы в первой редакции.
Определение безработного гражданина
Закон определяет, кого сегодня можно считать безработным. Согласно действующим стандартам, в эту категорию включают граждан, которые являются дееспособными и могут трудиться, но при этом в текущий момент нигде не трудоустроены. Лица, являющиеся безработными, должны находиться в поиске потенциального места трудоустройства, поэтому обязательно встают на учет на биржу труда.
После того, как гражданин официально зарегистрируется на бирже, ему будет присвоен статус безработного. В случаях, когда человек впервые хочет устроиться на работу, требуется предъявить в организацию паспорт и диплом (либо аттестат), свидетельствующий о получении образования. Если же гражданин ранее был трудоустроен и уже имеет определенный стаж и навыки, то к этим документам требуется приложить:
- трудовую книжку с занесенной информацией о предыдущих местах службы;
- справки с последнего места работы о среднем ежемесячном заработке;
- документы, свидетельствующие о квалификации служащего.
В ряде случаев на бирже труда могут отказать в получении статуса безработного. Его не могут присвоить следующим лицам:
- жителям РФ младше 16 лет;
- людям, достигшим пенсионного возраста, либо получающим страховую пенсию, пенсию по инвалидности;
- человек, который дважды отказывается от предложенных вариантов трудоустройства, теряет статус безработного. Это происходит в том случае, если биржа предложила рабочие места в течение 10 суток с периода регистрации;
- если гражданин не явился на собеседование по поводу потенциального трудоустройства в течение 10 дней, биржа труда отказывает ему в статусе безработного (за исключением случаев неявки по уважительной причине);
- лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или приговоренные к исправительным работам, не могут зарегистрироваться на бирже;
- это же относится к гражданам, намеренно предоставившим ложные сведения о себе.
Если человеку было отказано в предоставлении статуса безработного, то он имеет право повторно обратиться на биржу труда. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц после последовавшего отказа.
Размер пособия по безработице
ФЗ о занятости населения предусматривает ежемесячную выплату определенной суммы гражданам, официально зарегистрированным на биржах труда. Существует несколько вариантов получения государственной материальной поддержки:
- выплата пособия для нетрудоустроенных лиц;
- стипендия для студентов, получающих профессиональное образование;
- общественные работы, которые оплачиваются отдельно.
Главный способ социального обеспечения для неработающих граждан – это пособие по безработице. Эта мера государственной поддержки может выплачиваться безработным в течение полутора лет после увольнения с предыдущего места службы. Существуют определенные условия для получения пособия. Гражданин должен отработать до увольнения как минимум 26 недель.
Сумма выплат рассчитывается следующим образом:
- первые 3 месяца выплачивается пособие в размере 75% от средней заработной платы на предыдущем месте службы;
- следующие 3 месяца оплачивается 60% от среднего заработка.
При этом размер пособия не может быть больше максимальной величины пособия по безработице и ниже его , увеличенных на размер .
Для отдельных категорий граждан могут быть установлены иные размеры пособия. В том числе, есть дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также для граждан предпенсионного возраста.
Безработным, утратившим право на пособие ввиду истечения установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профобучения и получения дополнительного профобразования по направлению ОСЗ, ОСЗ может оказываться материальная помощь.
С 1.01.2020 г. минимум пособия по безработице составил 1500 р., максимум — 8000 р.
Для предпенсионеров минимальная величина — 1500 р., максимальная — 11280 р.
Тождественные размеры пособий по безработице были установлены на 2019 г. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2018 N 1375.
Закон о занятости населения содержит сведения о мерах поддержки безработных жителей страны. Определены условия, которые позволяют претендовать на получение материальных выплат. Также закон предусматривает отказ в получении статуса безработного некоторым категориям граждан и утрату этого статуса при несоблюдении ряда условий.
Статус безработного
Статус граждане могут получить только после обращения в специальный орган государственного типа (ЦЗ). При этом, потребуется выполнить несколько условий, в том числе:
- не иметь работы и находиться в поиске трудового места;
- состоять на учете и соблюдать все правила нахождения там;
- быть трудоспособным.
Если человек потерял рабочее место, то для получения статуса потребуется предоставить все необходимые документы.
Процедура регистрации
Сначала гражданин после потери работы встает на учет. Это возможно только при соблюдении всех требований и действительном отсутствии заработка.
Для регистрации необходимо предоставить все документы, в том числе трудовую и 2-НДФЛ.
После рассмотрения документов служба ставит на учет безработного и начинает искать ему рабочее место.
Размер денежных выплат
После поправок минимальная сумма равна 1,5 тысячи рублей, а максимальная 8 тысячам рублей. Для предпенсионеров сумма установлена в максимальном размере в 11280 рублей. Для всех категорий действуют районные коэффициенты.
В каких случаях выплаты прекращаются
- лицо вышло на пенсию;
- человек трудоустроен;
- человек нарушил правила нахождения на учете, например, не принимал участия в поиске работы;
- время матпомощи истекло.
Все эти основания законодательно прекращают поддержку лиц в установленном порядке.
https://youtube.com/watch?v=5Dn7IICctDw%3F
Статья 35. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице
1. Выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
2. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона;
абзац утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 28.06.2021 N 219-ФЗ;
длительной (более месяца) неявки безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного;
переезда или переселения безработного в другую местность;
попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;
назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказа от посредничества органов службы занятости;
смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
3. Выплата пособия по безработице приостанавливается на один месяц в случаях:
отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
отказа по истечении месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
нарушения безработным (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины, самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости;
неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня получения предложения подходящей работы от органов службы занятости или отказ от проведения таких переговоров;
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в период выплаты пособия по безработице.
4. Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
абзац исключен. — Федеральный закон от 30.04.1999 N 85-ФЗ;
отпуска по беременности и родам;
выезда безработного из места жительства в связи с обучением в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования по очно-заочной или заочной форме;
призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются в период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
5. Утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 28.06.2021 N 219-ФЗ.
6. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.
7. Правила прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения
1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации);
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции, политику в сфере образования;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
создание условий для мобильности трудовых ресурсов между субъектами Российской Федерации, в том числе для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм;
создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.
Статус занятого гражданина
Если относительно безработных практически не возникает сомнений, то критерии того, что определяет занятого гражданина, сформулированы ФЗ «О занятости» № 36 в ст. 2. Итак, занятые россияне – это:
- Те, кто работают на основании трудовых договоров, выполняют оплачиваемые временные услуги или производят работы.
- Сегмент людей, самостоятельно обеспеченных трудом. Это предприниматели, фермеры, писатели, художники, люди, состоящие в кооперативных производствах.
- Лица, занимающие выборные, утвержденные, назначенные должности, за которые выплачивается доход.
- Служащие Вооруженных Сил, контрактники и сотрудники органов правопорядка.
- Студенты в трудоспособном возрасте, получающие образование по дневной форме обучения, в том числе направленные на учебу от органов занятости.
- Штатные сотрудники, пребывающие в отпуске, проходящие лечение по болезни или переквалификацию с отрывом от производства.
- Граждане, которые заняты на выполнении работ подрядного типа.
Весьма важным показателем является статус занятости. Статистика подразумевает расчеты в среде активных россиян, в том числе и временно не трудоустроенных. Нормативные документы РФ рассматривают пять основных категорий, формирующих статус:
- В первую очередь это наиболее многочисленная группа наемных работников – лиц, работающих на основании контракта или устного соглашения с работодателем и получающих оговоренный доход,
- Следующая группа – индивидуальный сектор, люди самостоятельно осуществляют деятельность, которая приносит определенную материальную выгоду.
- Не менее внушительную категорию составляют работодатели, руководящие собственным бизнесом, принявшие полномочия управления от государства или по результатам выборов в акционерном обществе, хозяйственном товариществе и аналогичных формах.
- Занятыми в производстве общественного продукта по закону считаются люди, работающие в семейных предприятиях и не получающие за свой труд оплаты.
- Круг лиц, которые не подлежат определению статуса занятого. Сюда входят трудоспособные граждане, которые в настоящее время не трудоустроены, ранее не занимались работой, приносящей доходы.
Важно! Получение точных статистических данных, их постоянный сбор и анализ вызваны практической потребностью в учете трудоспособного занятого и незанятого населения. На сегодня занятость может быть полной, продуктивной и свободно избранной
В качестве полной принимается обеспечение квалифицированным рабочим местом, что позволяет личности получать определенный доход для себя и своей семьи, занимать определенное место в социуме
На сегодня занятость может быть полной, продуктивной и свободно избранной. В качестве полной принимается обеспечение квалифицированным рабочим местом, что позволяет личности получать определенный доход для себя и своей семьи, занимать определенное место в социуме.
Особенность продуктивной задействованности граждан заключается в том, что государство способствует экономической целесообразности и максимальной продуктивности общественного труда.
Общая характеристика: цели и назначение
Важно! Всем гражданам, которые встали на учет в центр до 1 января 2019 года, выдача пособий осуществляются в первоначальном размере, а также по старой схеме указанной в старой редакции закона № 1032-1 (о занятости).
Тем лицам, которые обращаются за средствами с января 2019 года включительно, оплата осуществляется по новым правилам, которые регламентированы введенными поправками.
Сам закон остается в силе и полностью регулирует все нормы и правила нахождения лиц в статусе безработного.
Большинство поправок введено для реализации повышения пенсионного возраста и поддержки мало защищенных слоев населения, а также для увеличения размера пособий на время безработицы.