Не уступил дорогу скорой помощи

Как пропускать скорую помощь

Четкого правила пропуска скорой помощи на дороге в ПДД нет. Чтобы пропустить скорую, стоя в пробке или перед стоп-линией и не нарушить ни одного правила, водитель вместе с машиной должен фактически раствориться в воздухе. Вот как такую ситуацию прокомментировал сотрудник ГИБДД для одного из автомобильных изданий:

«В пункте 1.2 ПДД объясняется, что значит уступить дорогу — не создавать помех, не начинать движение, маневры, останавливаться, если эти действия вынуждают других снижать скорость или изменять траекторию движения. Если вы стоите на светофоре — никаких действий совершать не нужно. Въезжать в плотный поток машин или давить пешеходов, пропуская скорую, точно не стоит.

Еще раз: если ваша машина стоит на светофоре, а позади стоит скорая, то пропускать ее, с выездом за стоп-линию вы не обязаны. Штраф за скорую помощь сотрудник ГИБДД вам не выпишет».

А вот как ситуацию комментирует автоюрист:

Юрий Панченко, автоюрист, автор книги «Я всегда прав на дороге»

Получить или не получить штраф — может зависеть от того, пропустят вас или нет. Однажды за мной стояла скорая со всеми сигналами, а передо мной светофор. Справа подъезжал внедорожник. Я посигналил ему и показал, что встану перед ним, чтобы пропустить скорую — тот кивнул. Почти сразу мимо меня проехал патруль ГИБДД. Будьте готовы объяснить инспекторам свои действия.

Сейчас камеры научились отслеживать такие нарушения и штраф может прийти, даже если сотрудников ГИБДД рядом не было. Получается, пропустил скорую — получил штраф за стоп-линию.

Какой штраф за непропуск машины со спецсигналом в 2021 году

Водители, в случае приближении скорой помощи сзади должны также выполнять требование «уступить дорогу», а именно не должны продолжать движение и маневрировать, нажать на тормоз и остановиться. Правилами дорожного движения установлен прямой запрет дальнейшего движения и маневрирования. С другой стороны водителям предъявляется неопределенное требование беспрепятственного проезда.

Водитель де-юре выполняя требование уступить дорогу, понимает, что обеспечивает беспрепятственный проезд. Именно для этого оно и предъявляется: …уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда. Вариантов для рассуждений нет. Требование «Уступить дорогу» определено. Как его выполнение произойдет на практике всем понятно. Скорая помощь не сможет проехать.

Какими могут быть штрафные санкции?

К наиболее типичным ситуациям, когда возникает необходимость уступить дорогу спецмашине, можно отнести:

  • пересечение перекрёстка;
  • выезд спецтранспорта на полосу, по которой движется автомобиль гражданина;
  • выполнение поворота машиной с мигалкой.

Если в одной из этих ситуаций (или в подобной) водитель не пропустил спецтранспорт, он может быть оштрафован на:

  • 500 рублей, если спецмашина имеет цветографическую схему на кузове;
  • 100-300 рублей, если цветографическая схема на кузове автомобиля отсутствует (например, на машинах силовиков и госслужащих).

Следует сказать, что вопросы, связанные с предоставлением дороги спецтранспорту, относятся к числу наиболее спорных и неоднозначных, когда в ходе судебного расследования перевес может оказаться в руках более опытного юриста, представляющего интересы одной из сторон.

В некоторых случаях, когда, например, водитель демонстративно отказался уступить дорогу автомобилю с включенным спецсигналом, последствия могут быть более серьезными. Если при этом нарушитель был остановлен инспектором ГИБДД, наказание может заключаться в лишении водительского удостоверения на три месяца. Кроме того, в этом случае водитель лишен возможности обжаловать постановление о штрафе.

Если, пропуская машину со спецсигналом, автомобиль нанес повреждения другим участникам дорожного движения, это тоже может быть поводом для применения штрафных санкций. Наиболее грубое нарушение инкриминируется лицам, которые не уступили дорогу спецмашине, находясь при этом в нетрезвом состоянии: в этом случае с правами можно распрощаться на срок от 1 года до 3 лет.

Обжалование постановления о штрафе происходит в установленном порядке: водитель, не согласный с решением ГИБДД, в 10-дневный срок направляет жалобу в вышестоящий орган автоинспекции или в районный суд по месту происшествия. Результат рассмотрения жалобы в ГИБДД становится известным через 10 дней, судебное решение можно узнать через 2 месяца.

Какая будет ответственность?

До принятия законопроекта правонарушитель подпадает под 12.17 статью КоАП. Согласно законопроекту водителю грозит минимальный штраф или лишение прав.

Обновленный проект предполагает повышенную ответственность. Штраф увеличивается до 40 тыс. рублей. Заменителем штрафа станет заработная плата правонарушителя за 3 месяца. Альтернативный вариант – принудительные работы до 360 часов. Исправительные работы до года будут применяться, если больной сильно пострадал.

Если пострадавший в результате пробки или непропуска умер, наказание будет увеличено. Исправительные работы будут составлять минимум 400 часов.

Правонарушитель будет уволен, лишен определенного профессионального статуса – перечень должностей также прописывается в новом законопроекте. Похожее наказание грозит нарушителю, если больной выжил, но его здоровью был причинен большой ущерб.

Непонятной остается система доказательства вины. Определение причины и следствия – сложный процесс. Он требует доработки. Непропуск спецсредства является серьезным правонарушением, но определить последствия сложно.

Как уступать дорогу и чём подвох ПДД

Порядок, согласно которому автомобилист должен уступить дорогу специальной машине, то есть скорой помощи в рассматриваемой ситуации, прописан в пункте 3.2 ПДД. Когда ТС с маячком и звуковым сигналом приближается, другие водители обязуются уступить дорогу и предоставить преимущество.

Действующие правила фактически основаны на терминах, утверждённых ПДД, касающихся преимущества и понятия уступить дорогу.

Преимуществом или приоритетом называют право, обеспечивающее первоочередное движение по намеченному направлению перед другими автомобилистами и участниками дорожного движения;

Уступить дорогу или же не создавать помехи определяют как требование. Согласно ему, участники движения не должны продолжать, возобновлять или начинать двигаться и осуществлять какие-либо манёвры, если эти действия заставят машину с приоритетом (преимуществом) поменять собственное направление или же скорость.

По действующим законам, опираясь на термины ПДД, водитель обязан действовать именно таким образом. Представленная терминология актуальна при пересечении перекрёстков, поворотах, перестроениях и прочих манёврах. Но в правилах не рассматривается отдельный случай, где речь идёт о приближении сзади машин, оснащённых спецсигналами.

Теперь подводим промежуточный итог. Когда водитель видит или слышит позади себя приближающуюся скорую, он обязуется действовать по ПДД. А именно остановиться, не продолжать и не возобновлять движение, не маневрировать. По сути он должен нажать на тормоз и остановить своё ТС. В правилах чётко указано, что продолжать движение и маневрировать запрещается. Но параллельно не забываем о том, что есть ещё одно неопределённое требование, касающееся обеспечения беспрепятственного проезда.

Не сложно представить, как всё это будет выглядеть на практике. С юридической точки зрения водитель выполнит требования закона, если затормозит и не станет двигаться. Но в такой ситуации скорая проехать не сможет, поскольку манёвр запрещён по закону. В теории водителю требуется прижаться вправо, и только потом остановиться. В законе или требованиях это не прописывается. Отсюда и появляются конфликтные ситуации.

На практике никто не будет наказывать водителя, если он сначала совершит манёвр, и только потом остановиться, обеспечив тем самым свободный проезд для скорой, но по факту нарушив ПДД. А вот если водитель выполнит все требования строго в рамках закона, тормозив, не маневрируя, тогда штраф могут выписать. Де-юре он выполнил требования ПДД, но по факту машину со спецсигналом не пропустил или заблокировал проезд.

Если говорить о реальных условиях, тогда самым правильным решением со стороны водителя будет принять вправо, освободить проезжую часть для спецмашины, насколько это возможно, и только после этого окончательно остановиться. Штрафовать вас в такой ситуации точно никто не будет.

Интересный юридический момент

Для юридического определения вины водителя за непропуск автомобиля скорой помощи применяются два основополагающих термина:

  • Преимущество (приоритет) — в общем понимании означает предоставление особого права какому-либо транспортному средству двигаться беспрепятственно. Другие участники дорожного движения обязаны обеспечить спецтранспорту возможность реализовать его «особое» право.
  • Уступить дорогу (не создавать помех) — подразумевает, что в момент появления на дороге спецтранспорта со включёнными опознавательными сигналами, дающими ему право двигаться беспрепятственно, другие участники движения обязаны не предпринимать никаких действий, которые могут ему помешать. Иными словами, появилась спецмашина — все должны остановиться и ждать.

Вот тут и наступает так называемый юридический коллапс. Представьте ситуацию. Стоите вы в глухой пробке. Сзади появляется скорая помощь. Как положено, включены все сигналы. Вы, как законопослушный гражданин, заглушили мотор и стоите. Деваться некуда. Пробка. Но скорая проехать не может. Получается, что вы не уступили дорогу и виновны? Конечно, в ГИБДД служат здравомыслящие люди и штрафы за такие абсурдные ситуации не выписывают. Да и невозможно придумать закон на все случаи жизни.

Когда водители обязуются уступать

Приоритет движения для машин, на которых установлены спецсигналы, включая скорую, прописан в пункте 3.1 действующий правил движения.

Чтобы спецмашина получила преимущество, она обязана сначала включить соответствующий маячок установленного синего цвета, а также активировать звуковой сигнал. Воспользоваться полагающимся приоритетом можно лишь в ситуации, когда водитель скорой убедился в том, что ему уступили дорогу.

Важно учитывать, что для получения приоритета требуется соблюдать одновременно два условия. А именно включённый световой маячок и звуковой спецсигнал

Если скорая просто сигналит с помощью обычного клаксона, это не накладывает на других водителей предоставлять преимущество.

Водитель может схлопотать штраф или даже лишиться на некоторое время прав лишь в ситуации, если все требования приоритета со стороны скорой были соблюдены, но автомобилист всё равно не обеспечил преимущество спецтранспорту.

Действующие штрафы

Теперь стоит затронуть тему штрафов за непропуск скорой помощи. Соответствующие штрафные санкции регламентируются КоАП. За штраф, связанный с невыполнением требований уступить дорогу, отвечает статья 12.17 часть 3.

Важно учесть одну ключевую деталь. Наказание за то, что водитель не пропустил спецмашину, то есть скорую помощь, возможно только при непредоставлении преимущества

Если водители пропускают карету скорой, но не обеспечивают беспрепятственное движение, за это штраф никто не выпишет. В законе нет таких норм. А если нет правил и требований, но и штрафных санкций существовать не может.

В настоящее время существует два варианта административных наказаний за то, что автомобилист не уступил дорогу карете скорой помощи. Не уступивший в такой ситуации водитель может получить штраф. Какой именно, зависит от конкретного случая.

  1. Если водитель ТС не уступает машине, оснащённой спецсигналами (синий маячок и звуковая сирена), а также имеющей специальную графическую схему скорой помощи, и сами сигналы включены, тогда штраф составит 500 рублей.
  2. Вторая ситуация распространяется на машины со спецсигналами, но без графических схем. Это касается автомобилей депутатов, спецслужб и пр. Тут размер штрафа будет варьироваться от 100 до 300 рублей.

В законе не установлены какие-либо временные рамки, согласно которым водитель обязуется в течение определённого времени выполнить все условия, уступив дорогу.

Есть ситуации, когда водителя ждёт не просто денежный штраф, но также и лишение прав. Максимальный срок изъятия водительского удостоверения составляет 3 месяца.

Но у автомобилиста могут отобрать его права в ситуации, когда нарушение было зафиксировано сотрудниками ГИБДД. Потому чаще всего о лишении прав речь заходит лишь тогда, когда не пропускают машину ГИБДД, ДПС или иных подобных ведомств. Отобрать права могут, если водитель во время манёвра, пытаясь предоставить преимущество, нарушил иные правила движения.

Если водитель был пьяным, обогнал скорую с активными спецсигналами, тогда последует огромный денежный штраф, а права заберут на 1-3 года.

Грядущие нововведения

Уже достаточно давно правительство рассматривает вопрос о необходимости повышения штрафов и наказаний для тех, кто не уступает скорой помощи, а также иным видам спецтранспорта. Они считают, что 300-500 рублей это слишком мало, и водители попросту не бояться нарушать, понимая, в какую сумму им обойдётся штраф.

В июле 2019 года были приняты поправки в Административный и Уголовный кодекс. Они касаются именно ужесточения наказаний всем тех, кто не позволяет врачам оказать медицинскую помощь пострадавшим и больным.

Поправки были приняты во втором чтении. Согласно им, в УК должна появиться новая статья под пунктом 124.1. В ней речь идёт о воспрепятствовании законной деятельности медработников. К числу тех, кто будет подвержен серьёзному наказанию, отнесли водителей, не дающих скорой проехать в узких дворах. Отказавшись пропускать спецмашину, придётся заплатить денежный штраф в размере до 80 тысяч рублей. А также есть риск оказаться в тюрьме сроком на 2 года. Это возможно при условии, что его действия повлекут за собой тяжкий ущерб здоровью человека, к которому скорая не успела вовремя доехать. Если пациент умрёт, срок увеличится до 4 лет.

Ещё одна поправка касается уже КоАП и тех, кто не пропускает спецмашины на трассе и городских автодорогах. В настоящее время максимальный штраф составляет 500 рублей, а прав могут лишить максимум на 3 месяца. Депутаты уверены, что это слишком мало. Если президент подпишет поправки, тогда за аналогичное правонарушение штраф будет увеличен до 5 тысяч рублей, а лишить прав смогут на 12 месяцев.

Пока всё идёт к тому, что поправки примут. А потому автомобилистам следует уже сейчас учиться пропускать скорую и иной спецтранспорт, вовремя реагировать на спецсигналы, а также учитывать возможные последствия от своих действий.

Насколько справедливыми являются новые штрафы, которые практически наверняка одобрят, сказать сложно. Но в действительности проблема непропуска карет скорой медицинской помощи стоит очень остро в стране. Есть множество примеров, когда водитель банально не хотел пропускать машину, игнорировал спецсигналы, вступал в словесные перепалки с бригадой скорой помощи. Всё это влекло за собой довольно очевидные последствия. Медперсонал не успевал к пациентам вовремя.

https://youtube.com/watch?v=nQM9YnirsCg

Поведение водителей на дорогах является одной из причин того, почему скорая так долго едет к пациентам на вызов. Всех проблем ужесточение наказаний не решит, но точно заставит водителей уступать дорогу.

При этом водителей скорых также следует контролировать намного жёстче. Многие из них злоупотребляют спецсигналами, используя их тогда, когда прямой необходимости в этом нет.

Юридическая коллизия на примере видео

Требования обеспечения свободного проезда автомобилей скорой помощи изложены в рамках определенных Правилами терминов «Преимущество» и «Уступить дорогу».

То есть, водитель должен действовать только так и никак иначе. Применение этих терминов обосновано при пересечении траекторий, на перекрестках, при поворотах, перестроении и прочим маневрах. Но Правилами никак не выделен случай приближения автомобиля со спецсигналами сзади. А это наиболее частый случай, особенно при движении через пробку.

Водители, в случае приближении скорой помощи сзади должны также выполнять требование «уступить дорогу», а именно не должны продолжать движение и маневрировать, нажать на тормоз и остановиться.

Правилами дорожного движения установлен прямой запрет дальнейшего движения и маневрирования. С другой стороны водителям предъявляется неопределенное требование беспрепятственного проезда. Водитель де-юре выполняя требование уступить дорогу, понимает, что обеспечивает беспрепятственный проезд. Именно для этого оно и предъявляется:

Вариантов для рассуждений нет. Требование «Уступить дорогу» определено. Как его выполнение произойдет на практике всем понятно. Скорая помощь не сможет проехать.

На практике же никто и никогда не будет обвинять водителя и штрафовать за непропуск Скорой помощи, если водитель сманеврирует, де-юре, нарушая ПДД и наоборот могут наложить штраф, если водитель полностью выполнит требования Правил и остановится.

В случае со скорой помощью и другими автомобилями спецслужб безусловно нужно понимать такую неоднозначность в ПДД и по возможности обеспечить проезд.

Небольшой отступ от темы. С другой стороны, если это грубо говоря «черный мерседес» с мигалками неизвестного происхождения и «крякалкой», но огромным административным ресурсом, можно просто остановиться в полосе и не трогаться с места, полностью выполнив требования. Однако «игру» придется продолжать до конца. Возобновлять и продолжать движение запрещено, и нарушение этого запрета грозит штрафом, правда значительно меньшим.

Посмотрите видео с проездом скорой помощи, в Южной Корее. Водители моментально освободили проезд в пробке в тесном тоннеле.

Такие действия нарушают Правила дорожного движения РФ.

Следующее видео послужило поводом для обсуждения ужесточения ответственности при непредоставлении преимущества скорой помощи, однако по ПДД РФ нарушения водителя — нет. Он стоит на месте и не продолжает движение, строго следуя правилам и выполняя требование «Уступить дорогу». Сюжет телеканала Рен-ТВ.

Будем надеяться, что такая неоднозначность в Правилах будет устранена, в свете грядущих увеличений штрафов за непропуск скорой помощи.

В России ужесточили наказание за отказ пропустить скорую помощь

6 августа вступили в силу поправки к КоАПу и Уголовному кодексу: за отказ уступить дорогу карете скорой помощи и другому спецтранспорту с мигалкой и цветографической схемой на борту водитель теперь может быть оштрафован на 5 тыс. руб. или лишен прав на срок до года. Если в результате пациента не успели довезти до больницы и он скончался, то автомобилиста могут посадить в тюрьму на срок до четырех лет.

Вступили в силу два закона, регулирующих наказание за нарушение водителями ПДД. Если водитель отказывается пропустить транспорт с включенным проблесковым маячком и нанесенными на борта цветографическими схемами (скорая помощь, пожарные, оперативные службы полиции), то теперь его могут оштрафовать на 3–5 тыс. руб. либо лишить прав на срок до года.

Ранее действовала санкция в виде штрафа 500 руб. или лишения прав на срок до трех месяцев.

В КоАП также введена новая статья «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи»: водитель может быть оштрафован на сумму 4–5 тыс. руб. Для случаев, когда кто-то заблокировал проезд скорой помощи, и в результате пациенту, которого везли в больницу, наносится тяжкий вред здоровью, действует новая статья УК: водитель может быть оштрафован на 80 тыс. руб., либо наказан принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Если в дороге пациент умер, то виновный в создании помех автомобилист может сесть в тюрьму на срок до четырех лет.

Поправки к КоАПу и УК были внесены в Госдуму группой депутатов в апреле 2020 года.

Поводом послужили «участившиеся случаи непредоставления преимущества в движении скорой помощи», сказано в пояснительной записке к закону.

Оба законопроекта были подготовлены спустя некоторое время после скандального инцидента в Петропавловске-Камчатском: бригада скорой помощи не смогла вовремя приехать на вызов из-за преградившего ей путь автомобиля, в результате пациент умер в дороге. Этот случай спровоцировал широкое общественное обсуждение проблемы проезда карет скорой помощи. В частности, в Мосгордуме заявляли о необходимости ввести штраф 40 тыс. руб. для подобных нарушителей, в Минздраве выступали за введение штрафа 30 тыс. руб. с лишением прав.

Количество нарушителей в связи со вступлением в силу нового закона не поменяется, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «До сих пор не урегулирован вопрос, как именно должен уступать дорогу скорой водитель,— говорит он.— Я сам недавно попал в ситуацию, когда мне в Лефортовском тоннеле надо было принять вправо, для того чтобы пропустить скорую, а водитель справа меня просто не пускал. В целом он имеет право на такое поведение, потому что перестраиваюсь я, следовательно, я должен уступить дорогу всем: и скорой, и соседям по потоку. Кроме того, для того чтобы уступить дорогу скорой, мне пришлось пересечь сплошную линию разметки. Соответственно, если бы там висела камера, мне пришел бы штраф. Возникает вопрос, как пропустить скорую, не нарушив ПДД?»

Согласно главе ПДД, для получения преимущества перед другими участниками движения водители автомобилей с проблесковыми маячками должны включить «мигалку» и специальный звуковой сигнал.

Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу. При приближении такой машины остальные водители должны уступить ей дорогу. Спецтранспорт также запрещено обгонять.

«Эффект от нового закона зависит от того, как установка будет принята руководством ГИБДД,— говорит сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения “Действие” Андрей Коновал.— Ведь часто Госавтоинспекция в регионах работает по принципу рейдов и кампаний. Решили, что будут штрафовать за отсутствие знака “Ш” на стекле,— штрафуют. Решили, что будут наказывать за непристегнутый ремень,— наказывают. Что касается поправок к УК, то это лучше, чем ничего».

Должны ли сотрудники МАДИ уступить дорогу медикам

Господин Коновал заметил, что несколько лет назад Минздравом была подготовлена гораздо более жесткая версия поправок. «Вводились санкции за нападение на работников скорой помощи. Уголовное наказание предлагалось применять такое же, как и в случае нападения на государственных служащих,— рассказал он “Ъ”.— Наш профсоюз предлагал применять его и в случае оскорбления врачей скорой помощи. Однако поправки в стенах Госдумы были похоронены, и был принят новый, предполагающий гораздо меньшую ответственность закон. Выходит, что теперь можно ударить врача по лицу, но если у пациента при этом никаких проблем не возникло, то никого не накажут».

Иван Буранов

Автохамы, не пропускающие скорую помощь, сядут в тюрьму

Четыре года тюрьмы, если в скорой, которой вы не уступили дорогу, скончался пациент. С сегодняшнего дня в России вступил закон, ужесточающий наказание для хамов на дороге. Для нарушителей в разы увеличили штраф и срок лишения прав.

Видео таких «дорожных игр» в Интернете десятки, если не сотни. Иногда пререкания водителей машин с бригадами скорой помощи разрешаются за пару минут, в других случаях – на сторону врачей встают даже сторонние автомобилисты.

Только вот более серьезного наказания раньше для лихачей добиться было практически невозможно. За непропуск кареты скорой помощи предусматривалось лишение прав на срок до трех месяцев или штраф в пятьсот рублей. Что не останавливало дорожных хамов. Теперь же штраф увеличивается до пяти тысяч рублей, а срок лишения нарушителей водительских прав —до года.

«Речь идет об осознанном, намеренном воспрепятствовании проезду скорой. Эти случаи, которые мы обсуждали на протяжении последних двух лет, никогда не касались того, что кто-то вовремя не перестроился в другой ряд. Даже одна весть об этом законе должна играть профилактическую роль. У врачей и фельдшеров появилась фраза, которой они будут пользоваться: «отойдите, не мешайте, иначе ответите по закону», — «, — заявил Дмитрий Морозов, глава думского комитета по охране здоровья.

Поправки в законодательство, в первую очередь, защищают пациентов. Ведь потерянные в дороге минуты иногда могут сыграть решающую роль в борьбе за жизнь больного.

Речь идет о ситуациях, когда водители или прохожие буквально преграждают дорогу бригаде или даже вступают в драку. Например, недавно в Новочебоксарске пьяная компания избила медиков, одного из них пришлось госпитализировать. А пару лет назад в Петропавловске-Камчатском юноша умер, так и не дождавшись бригады врачей. Дорогу им специально преградила иномарка.

«Это защита пациентов, потому, что скорая должна приехать быстро. Если ей мешают, значит мешают оказать помощь. Во вторую очередь, отражается на медиках, потому что когда они приезжают поздно, кому достается? Не тому, кто мешал, а тому, кто приехал поздно. И никто не будет спрашивать: а почему ты поздно приехал?», — рассказал Андрей Звонков, врач неотложной помощи.

Именно для таких случаев в законе появилась отдельная статья – «воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи». Если действия хулигана не сказались на состоянии пациента, то он обойдется штрафом до пяти тысяч рублей. Но вот если вред здоровью пациента был нанесен- нарушитель может сесть в тюрьму на срок до двух лет. Или в случае смерти больного – до четырех.

Однако если с откровенным хамством ситуация понятна, то к тому, как должен вести себя законопослушный автомобилист на дороге, по словам экспертов, остаются вопросы. Ведь для того, чтобы пропустить машину неотложки, чаще всего водителю нужно нарушить другие правила дорожного движения.

«Нарушение ПДД есть нарушение ПДД. Если водитель, который пропускает с нарушением правил скорую помощь, то ему, при установке видеокамер в определенном месте, приходит штраф. Но это вынужденная ситуация. Она описана и если водитель получает такой штраф, он пишет письмо в ГИБДД, чтобы отменили штраф, не обращаясь даже в суд и по большому счету этот штраф должен быть отменен», — отметил Валерий Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов.

Решать такие случаи пока придется в индивидуальном порядке. И тем не менее, ужесточение наказание, по словам автоэкспертов, мера необходимая. Ведь в противовес штрафу и потраченному времени водителя всегда стоит жизнь человека.

Когда скорая может нарушать общие ПДД

Скорая относится к категории транспортных средств, которые имеют определённое право на условное нарушение действующих ПДД. Соответствующее право обусловлено наличием специальных сигналов. С их помощью они получают преимущество, порой влекущее за собой нарушение правил. К примеру, используя спецсигналы, скорая может не пропускать пешеходов, проезжать на красный цвет сигнала светофора и пр.

Можно выделить несколько важных моментов, касающихся скорой помощи и общих ПДД:

  • Получать преимущество скорая может лишь при наличии соответствующей необходимости. Тут речь идёт о необходимости срочно доехать до пациента или доставить больного в больницу.
  • Отступить от правил водитель скорой может лишь тогда, когда он убедился, что ему действительно уступают дорогу, и его действия не провоцируют создание аварийных ситуаций.
  • Сигналы регулировщика скорая нарушать не может. Даже при условии, что включён звуковой и световой спецсигнал. Тут уже сам регулировщик обязан организовать проезд участка так, чтобы максимально быстро пропустить спецмашину.
  • Карета скорой медицинской помощи действительно имеет право в некоторых случаях нарушать правила движения. Но не всегда и не везде. Если водитель не включит один из сигналов, тогда тот же проезд на красный будет считаться правонарушением. Водитель получит штраф.
  • Прежде чем ждать от других участников движения предоставления приоритета, водители скорой обязаны выполнить предъявляемые к ним требования, без которых никто не должен им уступать, а соответственно и штраф таким водителям выписан не будет.

Что говорит закон?

На законодательном уровне порядок пропуска спецтранспорта регламентируется пунктом 3.1 Правил. Для пользования правом беспрепятственного проезда к пункту назначения водитель спецтранспорта обязан включить специальные опознавательные визуальные и звуковые сигналы. Набирать скорость машина может, когда её водитель убедится, что ему уступили дорогу.

Водитель спецтранспорта должен выполнить оба обязательных условия, дающих право на получения приоритета на дороге. Хотя бы один не выполнен — приоритетное право в законную силу не вступает. Водитель спецтранспорта звуковой сигнал включил, а проблесковый маячок нет — дорогу можно не уступать. Этот тонкий момент при необходимости можно использовать при защите ваших прав в суде. На машине обязательно должна быть нанесена специальная цветовая графическая схема.

Порядок предоставления особых прав машинам скорой медицинской помощи и другим видам спецтранспорта прописан в пункте 3.2 Правил.

Согласно требованиям, водитель при приближении машины со включёнными специальными опознавательными знаками обязан обеспечить такой машине беспрепятственный проезд.

Что за новый закон?

Обновленный законопроект разработан 2 года назад. В 2020 году проект приняли во время первого чтения. В 2020 произойдет финальное обсуждение проекта.

Дополнительной станет 124 статья. Она предполагает справедливое наказание: исходя из вины, обстоятельств, сопутствующих условий. Тяжесть преступления напрямую повлияет на размер наказания.

Обновленный законопроект касается гражданских автомобилей. Дополнительно рассмотрят обстоятельства:

  1. Насколько пострадало здоровье больного. Непропуск автомобиля скорой создает промедление – отсутствует срочная помощь больному. В результате первым пострадавшим является больной. За последствия для его здоровья водитель обычного ТС несет ответственность.
  2. Самые тяжелые наказания будут применены к водителю, если скорую не пропустили и больной скончался.

Обновленный законопроект описывает правонарушение, как намеренное вредительство чужому здоровью

Важное условие: машина скорой помощи оснащена специальными указателями – включена мигалка, звучит сопроводительная сирена. Закон содержит описание действий правонарушителя, как человека, создающего намеренные препятствия доступу к больному

Как правильно уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине

При приближении «Скорой» водители обязаны «уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

В интернете полным-полно видео, как в Европе или Японии пропускают едущую с включенными мигалками «Скорую». Дисциплинированно, синхронно, как будто это специально срежиссированная постановка. У нас же, если сзади воет сирена, часто отодвигаются как бы нехотя, соседи по потоку редко смещаются, чтобы дать место уступающим дорогу. Начнете где-нибудь прилюдно возмущаться, так сразу найдется утверждающий, будто не больной там внутри, а кто-то за деньги пробки объезжает. А пожарные, естественно, за пивом торопятся. Некрасиво звучит, гадко, ведь речь идет о спасении жизней, в таком деле каждая секунда дорога. Только не все примеряют это на себя… А ведь всегда есть куда отодвинуться, нужно только постараться.

Арифметика простая

Предположим, «Скорая» пытается протиснуться на дороге, где встречные направления разделяет барьер. Так бывает обычно на широких трассах — в три полосы и шире. Обычно автомобилист ведет машину посередине полосы, чтобы боковые интервалы были побольше. Но ширина стандартной гостовской полосы на таких дорогах 3,5 — 3,7 м. Правая полоса в городах, где ходят троллейбусы, может запросто быть и 4-метровой. Но даже если полоса в ширину всего три метра, такое бывает на нескоростных дорогах, то две полосы будут не уже шести метров. А обычно шире, даже больше семи. При этом стандартная легковушка с учетом боковых зеркал в ширину немногим превышает 2 м. Без учета зеркал обычно 1,7 — 1,8 м. Суммируем и получаем, что три машины по ширине запросто помещаются на двух полосах.

Только для того, чтобы уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине едущие в правых рядах должны осторожно сместиться по возможности правее (см. схему)

Мало кто так делает, обычно едут по принципу «моя хата с краю», пусть уворачивается тот, кто мешает мигалкам. Но если включить голову и отключить безразличие, даже в самых узких местах и самых плотных заторах можно пропустить машину.

Как правильно уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Уступай правильно

Если кто-то там крякает или чем-то мигает, не спешите бросаться в сторону. Не все авто со «светомузыкой» имеют право приоритета. Вот два признака машины, которую нужно пропустить:

1. Нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения (полиция, «Скорая», пожарная и т. д.).

2. Одновременно включены проблесковый маячок синего (не оранжевого!) цвета и (не или!) специальный звуковой сигнал. Дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.

При приближении такой машины водители обязаны «уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств)», так написано в Правилах дорожного движения. Обгонять такие машины, включая сопровождаемые, запрещено.

Права могут отобрать

Около полутора лет назад все обсуждали предложение разрешить машинам «Скорой» таранить мешающие им автомобили. Прямо вот бить и отодвигать с пути, если мешают проезду. А водителю за это ничего не будет, затраты на ремонт компенсирует страховая, а потом еще сдерет эти деньги с владельца машины, помешавшей проезду к больному.

— Ответственность за непропуск машин экстренных служб так и не изменили. Когда произошел громкий случай — машину не пропустили к больному, на этой волне некоторые чиновники и общественники решили громко заявить о себе, предложили ужесточить санкции вплоть до уголовного наказания, но дальше слов дело не пошло, — объясняет юрист, автоэксперт Сергей Смирнов. — Сейчас за «непредоставление преимущества в движении» машине экстренных служб по статье 12.17 (часть 2) КоАП водителя могут наказать штрафом в 500 рублей или даже лишить права управления на срок от одного до трех месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector