Энергосервисные контракты: необходимость и практика применения

Стороны энергосервисного договора

Стороны — исполнитель и заказчик.

Зависимо от типа энергосервисного договора заказчиком могут выступать индивидуальные предприниматели, юридические лица, физические лица, и муниципальные или государственные органы.

Помимо этого, заказчик – и управляющая компания, которая ответственна за содержание многоквартирного дома, которой передали собственники помещений полномочия на оформление энергосервисного договора.

В согласии с пунктом 4 статьи 19 ФЗ «Об энергосбережении» управляющая компания или другое ответственное лицо, которое имеет право выполнять действия по энергосервисному договору лишь при наличии согласия на их выполнение каждого собственника помещения в письменной форме в многоквартирном доме, которому необходимо эти действия совершить. Иначе данное условие энергосервисного договора – ничтожный.

Исполнители по договору – индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые обладают необходимыми навыками, знаниями, умениями для оказания услуг и проведения мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению.

Риски участников проекта

Стоит отметить, что энергосервисный контракт подвержен ряду рисков, которые требуется учитывать на этапе согласования контракта. При этом для энергосервисной компании и инвестора все риски возникают на этапах, начиная от предпроектного этапа до этапа возврата вложенных инвестиций. У промышленной компании основные риски возникают лишь на этапе получения экономии.

Риски энергосервисного контракта для промышленной компании

№ п/п

Тип риска

Описание

1

Риск увеличения сроков внедрения энергосберегающих технологий

Проектно-монтажные работы могут затянуться, что отложит получение ожидаемой экономии

2

Риск установки некачественного оборудования

Установленное энергосберегающее оборудование и технология могут оказаться некачественными и потребовать последующих вложений на ремонты

3

Риск установки оборудования с коротким сроком эксплуатации

Установленное энергосберегающее оборудование и технология могут иметь короткий срок эксплуатации и через короткий период потребовать замены

4

Риск необходимости обеспечения дорогостоящего обслуживания оборудования

Установленное энергосберегающее оборудование и технология могут требовать значительных затрат на текущую эксплуатацию, снижающую эффективность ее использования

5

Риск неполучения ожидаемой экономии энергоресурсов

Установленное энергосберегающее оборудование и технология могут не давать заявленного эффекта

6

Риск снижения объема потребления энергоресурсов

При снижении объема потребления энергоресурсов объектами, на которые было установлено энергосберегающее оборудование (вследствие изменения технологии производства, отсутствия заказов данной номенклатуры), величина эффекта также будет снижена по сравнению с ожидаемыми показателями

7

Правовой риск

Риски защиты права собственности на установленное оборудование

Таблица 1

Для энергосервисной компании основными рисками являются: риск неплатежеспособности промышленной компании, риск неполучения ожидаемого эффекта. Для инвестора основными рисками являются: инфляционный риск, валютный риск, риск неполучения ожидаемой экономии. На этапе согласования контракта для достижения баланса интересов промышленной компании стоит учитывать возможные риски и интересы смежных сторон.

По виду возврата средств, вложенных инвестором:

  • доля от фактической экономии, полученной от внедрения энергосберегающих технологий;
  • без привязки к величине фактической экономии.

По виду финансирования:

  • финансирование 100% проекта со стороны инвестора;
  • долевое финансирование, в том числе со стороны промышленной компании.

По количеству сторон контракта:

  • двусторонний (промышленная компания и энергосервисная компания);
  • трехсторонний (промышленная компания, энергосервисная компания и инвестор).

Практика внедрения энергосервисных контрактов на промышленных предприятиях России показывает их высокую эффективность. Прежде всего, эффективность энергосервисных контрактов (NPV) связана с высокими удельными показателями экономии энергоресурсов от внедрения энергосберегающего оборудования, а также с постоянным ростом стоимости энергоресурсов.

В качестве вывода следует подчеркнуть высокую эффективность и практическую применимость энергосервисных контрактов для промышленных компаний, в особенности для функционирующих в условиях дефицита инвестиционных ресурсов и необходимости замены устаревшего энергопотребляющего оборудования. На сегодняшний день энергосервисные контракты получают распространение в практике работы промышленных предприятий России, в будущем подобные механизмы сотрудничества финансов, компетенций и промышленных потребностей будут одним из базовых элементов развития экономики страны.

Российская практика энергосервиса

Энергосервисные контракты получили широкое распространение в России. Наиболее широко энергосервис применяется в зданиях, используемых под промышленные предприятия, где энергосбережение – один из ключевых факторов повышения эффективности производства, а высокая конкуренция стимулирует предпринимателей к снижению производственных издержек. Растёт практика применения энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере для зданий образовательного, социально-культурного, спортивного назначения, все популярнее становятся энергосервисные контракты по модернизации уличного освещения городов. Существенные инвестиции привлечены за счет энергосервиса в энергетику, особенно в сетевой комплекс.

Гораздо меньшее распространение получил энергосервис в жилищной сфере при том, что потенциал в этом секторе весьма велик.

Комплексным планом мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 19.04.2018 г. № 703-р, целевой показатель снижения потребления тепловой энергии многоквартирными домами до 2030 года составляет 15%. Однако без дополнительных средств этого практически невозможно добиться. Одним из основных мероприятий здесь является установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП), внедрение погодозависимого управления потреблением тепла, замена светильников на более эффективные и так далее. Например, согласно Государственному докладу о состоянии энергосбережения, подготовленному в 2019 году Минэкономразвития России, доля многоквартирных домов, оснащенных АИТП, составляет лишь 4%.

Основным препятствием для масштабирования энергосервиса в жилищном секторе  до сих пор остается невыгодность энергосервиса для граждан, имеющих льготы по оплате коммунальных услуг (а их численность превышает сегодня в России 25%). С одной стороны, уменьшение платежа за коммунальные услуги за счет экономии энергоресурсов ведет к уменьшению получаемых гражданином льгот и субсидии, но с другой стороны – у него появляется новый платеж за энергосервис, субсидия на который не предусмотрена. Суммарный платеж для такого собственника с энергосервисным контрактом возрастает, поэтому льготные категории граждан отказываются оплачивать энергосервисные услуги, а остальные собственники также не готовы брать на себя возмещение за себя и за соседа.

Надо сказать, положительные примеры энергосервиса в МКД есть, но они всегда поддерживаются из соответствующих региональных бюджетов. Можно назвать Республику Саха (Якутия), Республику Татарстан. В Москве накоплен достаточно большой опыт в реализации энергосервисных мероприятий в жилищной сфере – энергосервисные договоры с установкой индивидуальных тепловых пунктов с автоматическим погодным регулированием на системах отопления заключены в более чем 1300 многоквартирных домах, средняя достигаемая экономия тепловой энергии – 24,7%. По энергосервисным договорам 20% экономии остаются в распоряжении собственников помещений в многоквартирных домах. При этом жители получают в Едином платежном документе открытую информацию о достигаемой экономии, в их квартирах поддерживается комфортная температура, соблюдаются режимы теплоснабжения.

Цели заключения ЭСКД

В соответствии с действующим законодательством заключение энергосервисных контрактов (договоров) (далее – ЭСКД) преследует несколько целей, главной из которых является обеспечение энергоэффективности в различных сферах деятельности.

В частности, согласно ч. 1 ст. 108 Закона о контрактной системе энергоэффективность должна обеспечиваться при закупке ТРУ, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В интересах более полного раскрытия темы настоящей статьи представляется необходимым ряд основных понятий уточнить.

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, под которой понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Товар – объект гражданских прав (в т. ч. работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок – сфера обращения товара (в т. ч. товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в т. ч. географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, к целям заключения ЭСКД можно отнести закупку услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – СИТО) по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).

Кроме того, одной из целей ЭСКД является обеспечение энергоэффективности при поставках электрической энергии, мазута, угля, топлива, используемого в целях выработки энергии.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 108 Закона о контрактной системе ЭСКД заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Существенные условия ЭСКД

В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, которыми являются:

  • условия о предмете договора;
  • условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
  • все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Требования к содержанию договора

Требования к содержательной части договоров ЭС регламентируются Правительством РФ, а именно ПП РФ № 636 от 18.08.2010.

В ЭСК обязательно должны быть включены следующие условия:

  • положения о размере экономии энергоресурсов и о долях образовавшихся сбережений;
  • возможность распределения образовавшейся величины экономии и механизмы ее перераспределения;
  • перечень мероприятий, которые направлены на сбережение энергии и рост эффективности использования энергоресурсов;
  • период достижения таких целей;
  • сроки взаиморасчетов по договору;
  • штрафы, уплачиваемые заказчиком в случае неисполнения им своих обязательств;
  • условие о невозможности компенсации издержек, которые понес участник при подготовке к участию в закупочных процедурах;
  • взыскания в случае недостижения поставщиком компенсации;
  • механизм перехода права собственности к организации-заказчику на то оборудование, которое было использовано поставщиком;
  • возможность полной или частичной уступки права требования оплаты по ЭСК.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

7.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего контракта Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями настоящего контракта.

7.2. В случае просрочки исполнения Учреждением обязательства, предусмотренного пунктом 3.7 настоящего Контракта, Энергосервисная компания вправе потребовать уплату неустойки (пени). Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости просроченного обязательства. Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства.

7.3. Учреждение освобождается от уплаты неустойки (пени), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы, по вине Энергосервисной компании или вине иных лиц.

7.4. Энергосервисная компания несет ответственность перед Учреждением за допущенные отступления от требований, предусмотренных настоящим контрактом и приложениями к нему, а также за допущенные нарушения Строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП), Государственных стандартов Российской Федерации в области строительства и капитального ремонта (ГОСТ), руководящих документов системы (РДС), технических условий (ТУ).

7.5. Энергосервисная компания несет ответственность за качество выполненных работ в течение гарантийного срока в соответствии настоящим контрактом, за качество используемых при проведении работ материалов, изделий и оборудования.

7.6. Энергосервисная компания несет риск отнесения затрат, произведенных в рамках исполнения настоящего контракта, на собственные расходы в случае, если по истечении срока действия настоящего контракта указанные затраты не были покрыты за счет средств, полученных от экономии энергетических ресурсов, в том числе по причине недостижения показателей экономии энергетических ресурсов, установленных пунктом 2.4 настоящего контракта.

7.7. В случае просрочки исполнения Энергосервисной компаний обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, в том числе нарушения срока выполнения работ, сроков устранения выявленных недостатков в порядке, предусмотренном пунктами 5.6, 5.9 настоящего контракта, Учреждение вправе потребовать уплату штрафа в размере _____________ рублей за каждый факт нарушения.

7.8. Уплата неустойки или применение иной формы ответственности не освобождает Стороны от исполнения обязательств по настоящему контракту.

7.9. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту в случае наступления непреодолимых явлений, действия внешних объективных факторов и прочих обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему контракту, возникших после заключения настоящего контракта и непосредственно повлиявших на исполнение Сторонами своих обязательств, которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

7.10. Сторона, для которой надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, обязана в течение _______ календарных дней с даты возникновения таких обстоятельств уведомить в письменной форме другую Сторону об их возникновении, виде и возможной продолжительности их действия.

7.11. Если обстоятельства, указанные в п.7.9 настоящего контракта, будут длиться более _______________ календарных дней с даты соответствующего уведомления, Стороны вправе расторгнуть настоящий контракт по взаимному соглашению без требования возмещения убытков, понесенных в связи с наступлением таких обстоятельств.

7.12. Ущерб, нанесенный третьему лицу в результате выполнения работ, компенсируется Энергосервисной компанией, если не будет доказано, что данный ущерб был нанесен по вине иных лиц.

7.13. Если во время выполнения работ станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Учреждение вправе назначить Энергосервисной компании разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Энергосервисной компанией в назначенный срок этого требования расторгнуть в одностороннем порядке настоящий контракт, а также потребовать возмещения убытков.

Как воспользоваться полученной экономией?

Остается вопрос, как можно распорядиться полученной экономией ресурсов.

Изучив все НПА федерального уровня и толком не найдя ничего конкретного, остается изучать региональное законодательство, возьмем на примере Москвы.

Приказ № 227-ПР от 30.10.2017 «Об установлении Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории города Москвы» Департамента экономической политики и развития города Москвы (исполняют функции РЭК), п.27.3:

«При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При этом указанная экономия может быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, на период не менее чем пять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения».

За этими оговорками суть такова: чтобы использовать экономию, надо подписать Соглашение об экономическом стимулировании энергосбережения и повышения энергетической эффективности при осуществлении регулируемого вида деятельности (спасибо коллегам – поделились несколькими соглашениями, все работает). Сохранение экономии происходит на срок действия энергосервисного контракта плюс один год (но не более 7-ми лет).

Экономия может направляться на следующие цели:

  • оплату энергосервисного контракта;
  • финансирование мероприятий по энергосбережению (которые не вошли в контур энергосервисного контракта);
  • иные цели, определенные организацией.

Иные цели… Вот эта возможность, ради которой имеет смысл затевать энергосервис, кроме собственно модернизации.

Особенности заключения

НМЦК определяется по фактически подтверждаемым расходам на поставку энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанных расходов. Для энергосервисных контрактов сроком исполнения более одного календарного года НМЦК определяется умножением. Например, имеем такие исходные данные:

  • фактический объем потребления энергетического ресурса за 2016 г. — 463 261 кВт·ч;
  • стоимость единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении закупки — 6,3 рубля;
  • минимальное целое количество лет, составляющих срок исполнения договора, — 5.

Получаем НМЦК 463 261 × 6,3 × 5 = 14 592 721,5 рубля.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется на основании предусмотренного в нем размера экономии энергорасходов заказчика и процента такой экономии. Экономия определяется по ценам на действующие энергоресурсы за период исполнения договорных отношений.

Начальная (максимальная) цена ЭСКД

Начальная (максимальная) цена ЭСКД (определяется на основе положений ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе и методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В соответствии с нормами, установленными вышеперечисленными нормативными правовыми актами, начальная (максимальная) цена ЭСКД определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)».

С учетом того, что в рамках данной статьи в качестве основного способа определения поставщика по ЭСКД постулируется двухэтапный конкурс, то последующее изложение адаптировано именно к его специфике с сохранением императивной составляющей ст. 108 Закона о контрактной системе.

В частности, в документации указывается начальная (максимальная) цена ЭСКД, в т. ч. расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида ТРУ с указанием количества таких ТРУ и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих трех условий:

  • фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов,максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с ЭСКД (например, при экономии в размере 5 млн руб. (что составляет 10% от обязательной суммы, при расходовании которой необходимо проводить обязательное энергетическое обследование в размере 50 млн руб. уплачивается 50%, т. е. 2,5 млн руб.);
  • подлежащий уплате исполнителю в соответствии с ЭСКД фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении (предположительно это положение можно трактовать так – исполнителю начинают уплачиваться проценты, начиная с определенной суммы экономии. В частности, если исходить из расходов в 50 млн руб., то, начиная с экономии 500 тыс. руб., исполнителю уплачивается 50%);
  • минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с ЭСКД. Данная норма может, например, пониматься так – начиная с экономии 500 тыс. руб., исполнителю уплачивается максимум 50%.

Что касается цифр, то их конкретные значения могут быть предметов обсуждения с участниками закупки в ходе первого этапа двухэтапного конкурса.

Особенности определения начальной (максимальной) цены ЭСКД, которые также необходимо учитывать в соответствии с нормами, установленными постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 обусловлены двумя факторами, первым из которых является срок исполнения контракта (равен или меньше одного года и срок более одного года).

В соответствии с этим НПА для ЭСКД, срок исполнения которых равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена ЭСКД (НМЦЭСКД) менее года (мг) определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год (ОПЭРпг) и стоимости единицы энергетического ресурса (СтЭР), в частности:

НМЦЭСКДмг = ОПЭРпг × СтЭР.

При этом СтЭР = Тэр, где Тэр – тариф (цена), по которому заказчик осуществляет расчеты за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса и которая действует на дату объявления о проведении отбора.

Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года (бг), НМЦЭСКДбг определяется следующим образом:

НМЦЭСКДбг = ФОПЭРпрг × СтЭР × N,

т. е. как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год (ФОПЭРпрг), стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора (СтЭР = Тэр) и минимального целого количества лет (N), составляющих срок исполнения контракта.

Недостатки и сложности в реализации

ЭСК позволит при больших объёмах энергосберегающих проектов ЭСКО, получить значительный эффект от расходов тепла, энергии. В действительных условиях современной хозяйственной деятельности на предприятиях возникают трудности и риски по реализации ЭСК. К ним относятся:

  • Отсутствие разработанной на уровне Правительства, нормативно-правовой базы, по регулированию и определению порядка функционирования ЭСКО.
  • Не согласована единая методика расчётов и измерений результатов от внедрения энергосберегающего оборудования.
  • При оценке энергосбережения от влияния внешних объективных осложнений, погодных факторов.
  • Высокая банковская ставка кредита способна поглощать экономический эффект, что невыгодно для ЭСКО.
  • Слабая степень доверия к предоставляемым сведениям об объекте потребителя ТЭР, к деятельности ЭСКО по долгосрочным обязательствам.
  • Тепловые ресурсы не обеспечены новым высокотехнологичным оборудованием. Низкая степень квалификации при эксплуатации технологий.
  • Высокая стоимость разработки ПСД, длительные сроки выполнения.
  • Отсутствие государственных гарантий реализации проектов, выплаты доходов ЭСКО.
  • В бюджетной сфере при годовом распределительном финансировании государственных учреждений возникают сложности в заключении долгосрочных ЭСК.

Плюсы и минусы

Чаще всего государственный контракт такого типа заключается на довольно долгий период времени. Просто потому, что реальной экономии в укороченные сроки добиться не получится. Заказчик должен спрогнозировать конечный результат и способствовать обеспечению условий, необходимых для исполнения обязательств обеими сторонами. Кроме того, в его обязанности входит создание возможностей для того, чтобы оборудование окупилось. В среднем, срок исполнения энергосервисного договора в МКД – 10 лет. С учетом специфики исполнения самым сложным является точный расчет энергоэффективности и учет всех рисков по расходам.

Чтобы все участь, заказчик должен точно знать, каким объемом ресурсов он располагает без проведения энергосберегающих мер. Только с учетом этих показателей он сможет рассчитать объем потребления в будущем с учетом планируемых мер. После этого заказчик должен предусмотреть форс-мажорные обстоятельства и учесть их влияние на исполнение контакта и конечный результат. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся погодные условия и резкий рост количества потребителей. Заказчику не рекомендуется затягивать оформление права собственности на оборудование.

Все средства, которые будут сэкономлены таким способом, могут быть перераспределены на увеличение зарплаты персонала. Это зафиксировано в письме Минфина от 30.12.2010 г. № 02-03-06/5448.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector