Обеспечение исполнения контракта по ст. 96 44-фз: особенности применения

Содержание:

Правила учёта комиссионных сборов за победу

Денежные средства, потраченные в качестве комиссионных сборов за победу в электронных торгах, можно считать статьёй расходов на телекоммуникационные услуги (пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового Кодекса РФ) или записать их как другие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового Кодекса РФ). При этом следует помнить, что расходы должны быть экономически обоснованы и в обязательном порядке иметь документальное подтверждение (п.1 ст. 252 Налогового Кодекса РФ).

Документальное подтверждение осуществляется при помощи закрывающих документов — акта об оказании услуг и счёт-фактуры от ЭТП, также закрывающим документом может быть и универсальный передаточный документ. Документация может быть представлена как на бумажном носителе, так и в электронном виде с заверением электронной подписью оператора.

Инструкция по обеспечению

Чтобы предоставить заказчику обеспечение исполнения договора посредством банковской гарантии, необходимо выполнить следующие действия:

Заключите договор с банком, который предоставляет услуги гарантии, при этом важно, чтобы банк находился в соответствующем реестре Минфина и имел право предоставлять такие услуги.
Согласуйте проект и его условия с заказчиком.
Предоставьте гарантию заказчику при подписании контракта.

В том случае, если вы собираетесь предоставить обеспечение за счёт собственных средств, достаточно перевести необходимую сумму на указанный в контракте счёт заказчика и предоставить при подписании договора платёжное поручение или иной подтверждающий выплату средств документ.

Банк, осуществляющий предоставление гарантии, должен соответствовать установленным требованиям о размере капитала банка и уровне кредитного рейтинга, присвоенного одним или несколькими кредитными агентствами. Перечень банков, удовлетворяющих требованиям, содержится в

Порядок учёта обеспечения контракта

Отражение обеспечительных платежей в бухгалтерском учёте производится на счёте 76, к которому желательно открыть субсчёт «Закупки» или «Расчёты по выданному обеспечению».

Обеспечение контракта нельзя включить в состав расходов. Во-первых такого варианта нет в НК РФ Статье 346.17. «Порядок признания доходов и расходов». Во-вторых, расходами признаются затраты только после их фактической оплаты.

Исключение составляет ситуация, когда происходит зачисление обеспечительного платежа в счёт погашения задолженности перед заказчиком (письмо Минфина от 03.04.2020 № 03-03-06/1/27033).

Порядок составления отчётности по движению денежных средств на спецсчёте и начисления процентов

Денежные средства, хранящиеся на специальном счёте, открытом для обеспечения сделки, необходимо отражать на счёте 55 «Специальные счета в банках». Допускается открытие к нему субсчёта, например, «Электронная площадка» или «Торги», который поможет развести заблокированные и свободные денежные средства в момент формировании внутренних проводок.

При этом следует учитывать, что начисленные на денежные средства, хранящиеся на спецсчёте, проценты необходимо отражать в отчётности точно также как и любые другие проценты на депозите, т.е. как прочие доходы на счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»:

  • по итогам каждого закрытого отчётного периода
  • на дату возврата денег на счёт, предусмотренную согласно положениям контракта

В бухгалтерском учёте на дату зачисления начисления процентов на хранящиеся на спецсчёте денежные средства необходимо произвести следующие записи:

  • Дебет 76 Кредит 91-1 — начислены проценты по спецсчёту
  • Дебет 55 Кредит 76 — получены проценты на спецсчёт в банке

Расходы, подлежащие обязательному учёту поставщиками

Поставщикам в государственных тендерах необходимо в обязательном порядке вести учёт расходов:

  • оплата комиссионных сборов за победу электронной торговой площадке
  • денежное обеспечение госконтракта
  • оплата комиссионного сбора банку, который выдал гарантию

Поставщикам в коммерческих торгах к этим расходам можно добавить:

  • оплата права доступа к документации
  • расходы на гашение абонентской платы за участие в электронных торгах на конкретный период

Следует учитывать, что в некоторых ситуациях бывает и получение доходов, например, получение процентов на денежные средства, хранящиеся на специальном счёте.

Приемка товара согласно 44-ФЗ: инструкция для заказчика

В общих чертах можно определить следующий порядок принятия выполненных работ, поставленного товара, оказанных услуг:

  • определить круг лиц, для участия в приёмке товара;
  • изучить и проверить поставленный объект в согласованный контрактом срок;
  • организовать проведение экспертизы результатов принимаемых работ;
  • известить исполнителя выявленные недостатки выполненных работ;
  • составить отчёт о принятом товаре, отразив его в единой информационной базе (ЕИС).

Формирование комиссии

В соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, для приёмки товара (оказанных работ или услуг) заказчик вправе создать специальный коллегиальный орган – приёмочная комиссия, уполномоченный принимать поставленный по контрактам товар, а также результаты отдельных этапов их исполнения.

Важно! В любых ситуациях, решение о необходимости функционирования указанного коллегиального органа заказчик принимает самостоятельно.

В этих целях необходимо вынести приказ о формировании комиссии с указанием лиц в неё входящих (не менее 5 человек). А также нужно разработать положение определяющее порядок действий созданного органа и утвердить типовую форму акта (заключения), выносимое коллегией после приёмки оказанных услуг.

Этот орган целесообразно создавать, когда для приёмки товара нужно привлекать специалистов из нескольких отраслей знаний, либо при закупке технически сложного или дорогостоящего объекта.

В иных целях в её создании нет необходимости, потому как для признания законным вынесенного ею заключения, комиссия всегда должна собираться в полном составе (ч. 7 ст. 94 ФЗ-44), что зачастую для многих организаций является затруднительным.

Формирование комиссии

Проверка наличия комплекта сопроводительных документов

Товар принимается заказчиком от исполнителя вместе с документами, подтверждающими оценку соответствия поставленной продукции Российскому законодательству, а также иных документов, определяющих качество товара (сертификат соответствия, специальные клейма и другое).

Заказчик обязан провести проверку товара и представленных сопроводительных документов на соответствие оказанных услуг по следующим критериям:

  • наименование работ (товара);
  • количество, качество и другие характеристики товара, содержащиеся в транспортных и сопроводительных документах.

Комплектность

На основании ст. 478 ГК РФ, исполнитель обязан передать заказчику товар в комплекте, соответствующем условиям контракта. Если договором условия комплектности не оговариваются, товар следует передать в обычно продаваемом комплекте.

Ассортимент

Если по условиям контракта передаче подлежат товары по определённому соотношению видов, моделей, размеров, цветов или другим признакам, исполнитель обязан передать заказчику товар в согласованном ассортименте (ст. 467 ГК РФ).

Количество

Товар должен быть передан исполнителем в согласованном сторонами количестве (единицы измерения или денежное выражение). Порядок определения количества товара может устанавливаться по условиям договора (ст. 465 ГК РФ).

Важно! Если по контракту не представляется возможным установить количество товара, подлежащего передаче заказчику, такое соглашение считается не заключенным.

Скачать документацию по приемке товаров по 44-ФЗ: образец документов, актов и заключений приемочной комиссии:

1. Экспертиза товара

Уже понятно, что поставленную продукцию, выполненные работы либо оказанные услуги (отдельный этап) нужно тщательно проверить. В этих целях, помимо прочего, заказчик обязан провести экспертизу и установить соответствие результата работ условиям заключенного контракта.

По общим правилам заказчик может провести экспертизу самостоятельно либо привлечь экспертные организации.

Привлекать экспертов необходимо всегда, если закупка или приёмка выполненных работ осуществляются у единственного исполнителя. Исключение составляют ряд случаев, перечисленных в п. 1 ч. 4 ст. 94 ФЗ – 44.

2. Составление отчёта

После проведённой экспертизы заказчик обязан составить отчёт и разместить его в единой информационной системе, содержащей информацию:

  • об исполнении контракта, в том числе результатов отдельного этапа выполненных работ, а также информацию о соответствии выполненных работ плану-графику;
  • о ненадлежащем исполнении либо неисполнении контракта (отразив допущенные нарушения).

Банковская гарантия

Предоставление в качестве обеспечения контракта банковской гарантии — способ более предпочтительный для поставщиков, поскольку не требует изъятия из оборота денежных средств. Для получения банковской гарантии нужно:

  • выбрать банк из специального перечня Минфина;
  • выполнить требования банка, которые установлены для получения гарантии.

После рассмотрения заявки банк выносит решение о предоставлении или непредоставлении заявителю гарантии. В случае благоприятного исхода поставщик получит договор банковской гарантии, саму гарантию на бумажном носителе или в электронном виде, которая предназначается для заказчика, а также выписку из реестра банковских гарантий. Поставщикам рекомендуется самостоятельно проверить, удовлетворяет ли полученная гарантия требованиям, которые установлены в статье 45 закона номер № 44-ФЗ.

Изменения

Существует возможность изменения способа обеспечения. Это особенно полезно в тех случаях, когда изначально поставщик выбрал банковскую гарантию, но по каким-то причинам не успевает оформить её в срок и имеет возможность выплатить обеспечение своими средствами.

В таком случае поставщику достаточно внести на счёт заказчика необходимую сумму самостоятельно, а затем обменять полученную банковскую гарантию на затраченные средства.

Также возможно изменение размера обеспечения пропорционально исполненным обязательствам. Для этого исполнителю необходимо предоставить подтверждающие документы. Заказчик при уменьшении обеспечения не должен иметь претензий к части выполненных обязательств. Также для уменьшения ОИК не должно быть задержек каких-либо связанных с договором выплат (пени, штрафы, неустойки), а сама закупка не должна находиться в реестре закупок, для которых ОИК не уменьшается.

Новое обеспечение предоставляется в том случае, если у банка, первоначально выдавшего гарантию, была отозвана лицензия. Порядок действий в такой ситуации должен быть прописан в соглашении. Срок на выдачу нового обеспечения — не более 30 дней с момента надлежащего уведомления поставщика заказчиком о необходимости предоставления иного обеспечения. В случае неисполнения данного обязательства на исполнителя начисляются пени.

Что такое антидемпинговые меры

Заказчиками антидемпинговые меры применяются при осуществлении закупок по 44-ФЗ, которые проводятся конкурентными способами. Их цель — не допустить демпинга, т. е. искусственного снижения итоговой стоимости договора на 25% и более. Такие скидки чреваты ограничением конкуренции недобросовестными участниками и риском для заказчиков получить некачественный товар или услугу.

Рассказываем, что такое антидемпинговые меры, простыми словами: бывают случаи, когда сбивают стоимость даже ниже себестоимости и честные поставщики, например, ради выхода на рынок. Они рассчитывают на перспективную работу. Но, как показывает практика, чаще такие схемы направлены на устранение конкурентов. На предотвращение таких ситуаций направлены меры, которые предотвращают занижение стоимости в ходе тендера.

Вот в каком случае повышенное обеспечение контракта 44-ФЗ является обязательным: в качестве предупредительных мер победитель тендера либо предоставляет повышенное обеспечение исполнения госконтракта, либо доказательство добросовестности, если стоимость договора в ходе тендера снижена на 25% и более. В некоторых случаях от него потребуют обосновать итоговую стоимость.

ВАЖНО!

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Как узнать размер обеспечения

Размер обеспечения для заявки на участие устанавливается в документации о закупке, для исполнения контракта — в документации и его проекте.

Рассчитывая эту сумму, заказчик исходит из правил.

Для заявки:

  • если НМЦК закупки находится в диапазоне от 1 млн рублей до 20 млн рублей — обеспечение составит от 0,5 до 0,1 % от суммы НМЦК;
  • если НМЦК превышает 20 млн рублей — от 0,5 до 5 % от суммы НМЦК.

Для исполнения контракта:

  • от 5 % до 30 % от суммы контракта, если она не превышает 50 млн рублей;
  • от 10 % до 30 %, если превышает.

Сумму обеспечения контракта можно увеличить по ходу проведения закупки, если подрядчик снизил цену контракта на 25 % или более относительно НМЦК. Так работают антидемпинговые меры.

  • обеспечение заявок на участие не устанавливается, если НМЦД находится в пределах 50 млн рублей;
  • если сумма НМЦД превышает 5 млн рублей, обеспечение заявок возможно, но не более 5 % от НМЦД;
  • если закупка проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства — не более 2 % от НМЦД.

Обеспечение исполнения контракта в рамках закупок госкомпаний

Необходимость обеспечения исполнения контракта при заключении контракта по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) каждый заказчик устанавливает самостоятельно в своем собственном положении о закупке. Следует отметить, что достаточно часто заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные Законом № 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования.

В Постановлении Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014 установлены преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках по Закону № 223-ФЗ. Согласно данного Постановлению для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках по Закону № 223-ФЗ, обеспечение исполнения контракта не может превышать 5% от НМЦК (при этом если контрактом предусмотрен аванс, размер ОИК не должен быть больше суммы аванса).

Важно отметить, что, в отличие от Закона № 44-ФЗ, непредставление обеспечения исполнения контракта не всегда будет являться основанием для включения такого поставщика в РНП, так как в силу ч. 2 ст

5 Закона № 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной максимальной цене контракта (далее – НМЦК), указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Возникает вопрос о том, как указывать условие о размере обеспечения – в процентах или твердой денежной сумме? Законодательство не конкретизирует данный вопрос, а, следовательно, полагаем, не будет нарушения, если указать точную сумму обеспечения. Основное условие состоит, чтобы она соответствовала размеру в процентном выражении, что подтверждается практикой региональных УФАС5. Не будет нарушения также в случае, если в извещении, документации о закупке, проекте контракта указать процентную долю НМЦК6.

Уменьшение исполнителем обеспечения на размер выполненных обязательств взамен первоначального допускается в случае, когда государственный (муниципальный) заказчик принял исполнение обязательства в соответствующей части.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, приводится пример спора, в рамках которого общество (поставщик) обратилось в суд с иском к учреждению об обязании вернуть денежные средства, предоставленные им в качестве обеспечения и составляющие разницу между суммой первоначального обеспечения и суммой обеспечения, уменьшенной на размер выполненных обязательств. Отклоняя доводы истца и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции отметил, что согласно части 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

По общему правилу кредитор вправе не принимать исполнение обязательства по частям (статья 311 ГК РФ). Такая обязанность может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства, а также вытекать из обычаев или существа обязательства. В то же время, если кредитор принял исполнение в части, то наступают последствия, связанные с частичным исполнением обязательства.

Таким образом, право на уменьшение размера обеспечения контракта возникает у поставщика (подрядчика, исполнителя) после принятия заказчиком исполнения в части. При этом заказчик не вправе отказаться от обеспечения в новом размере.

В свою очередь, возможность исполнения обязательства по частям должна быть предусмотрена договором (статья 311 ГК РФ).

В рассмотренном деле такая возможность в контракте отсутствовала: поставка оборудования считается совершенной в момент подписания сторонами акта приема-передачи продукции. Ссылка поставщика на обстоятельство, согласно которому условиями договора предусмотрен гарантийный срок, что свидетельствует о возможности исполнения обязательств по частям: в части поставки и в части исполнения гарантийных обязательств, правомерно отклонена судом, который указал, что гарантийные обязательства поставщика являются частью обязательств по договору и договор считается исполненным в случае исполнения сторонами всех своих обязательств, в том числе гарантийных7.

Обеспечение заявок

Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает один миллион рублей (установлено ст. 44  Федерального закона 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах». Обеспечение заявок устанавливается в виде денежных средств или банковской гарантии. 

Размер обеспечения заявки :

1.от 0,5% до 1% от НМЦК, если размер НМЦК до двадцати миллионов рублей;2.от 0,5% до 5% от НМЦК, если размер НМЦК более двадцати миллионов рублей.3.от 0,5% до 2% от НМЦК, если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и НМЦК составляет более двадцати миллионов рублей.

Обеспечение исполнения контракта

Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта при проведении процедур закрытым способом (в соответствии  со ст.96 Федерального закона №44-ФЗ).

В других случаях заказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта на свое усмотрение, за исключением закупок: у единственного поставщика, у казенного учреждения, запрос котировок до 500 тыс.руб., запрос предложений (согласно ст.83, и 83.1).

Размер обеспечения исполнения контракта:

от 0,5% до 30% от НМЦК (для СМП – от Цены контракта), если  НМКЦ не более пятьдесят миллионов рублей, но не менее чем в размере аванса;

от 10% до 30% от НМЦК  (для СМП – от Цены контракта), если  НМКЦ более пятьдесят миллионов рублей, но не менее чем в размере аванса;

В размере аванса, если аванс превышает 30% от НМЦК;
Если НМЦК снижена на 25% и более, размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза.
Для СМП —  участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом снижения НМЦК 25% и более, в случае предоставления участником информации из реестра контрактов: 3 контракта в течение 3 лет (до даты подачи заявки) без неустоек (штрафов, пеней), сумма всех контрактов должна быть более НМЦК.

ВАЖНО! Одновременное использование повышающего коэффициента к обеспечению контракта и подтверждение добросовестности участника не допускается (ч.2 ст.37 44-ФЗ).

Прочие калькуляторы для 44-ФЗ:

  • Калькулятор начальной (максимальной) цены контракта
  • Калькулятор расчета цены контракта по итогам электронного аукциона или конкурса
  • Расчет ответственности (штрафов) за неисполнение контракта по 44-ФЗ
  • Расчет неустойки (пени) для 44-ФЗ (согласно Постановления Правительства №1042)
  • Калькулятор объема закупок у СМП / СОНО для отчета по 44-ФЗ
  • Калькулятор сроков электронного аукциона по 44-фз

Повторим основы

Под обеспечением контракта понимается некий залог, который поставщик предоставляет заказчику. Его назначение — покрыть убытки последнего, если таковые возникнут вследствие неисполнения поставщиком своих контрактных обязательств.

Размер обеспечения

Сумму обеспечения определяет заказчик, но она не может превышать 30% от НМЦК. Обеспечение указывается в извещении о закупке, поэтому поставщик еще до подачи заявки знает, о какой сумме речь

Почему это важно? После победы в закупочной процедуре у поставщика будет не так много времени на то, чтобы внести обеспечение. И он должен заранее оценить свои возможности

Ведь если победитель не предоставит обеспечение, контракт подписан не будет. Более того, его признают уклонившимся от подписания контракта и внесут в реестр недобросовестных поставщиков.

На практике в реестр иногда падают вполне добросовестные поставщики, которые не имели цели уклониться от подписания контракта или как-либо иначе обмануть заказчика. Просто они совершили какие-то ошибки, например, не рассчитали свои силы и не успели предоставить обеспечение контракта.

Способы внесения обеспечения

Исполнение контракта обеспечивается двумя способами:

  • прямым, то есть внесением денежных средств на счет заказчика;
  • банковской гарантией — письменным обязательством банка покрыть убытки заказчика, причиненные действиями поставщика, в рамках определенной суммы.

Выбор способа остается за поставщиком. Практика показывает, что предпочтительным вариантом является банковская гарантия. Проблема в том, что не все поставщики могут ее получить. Банки выдают гарантии только опытным и надежным организациям, а новичкам приходится обеспечивать контракты денежными средствами.

Гарантия банка – хороший способ обеспечить исполнение контракта, но подходит не всем

Порядок учёта банковских гарантий

При обеспечении контракта электронных торгов банковской гарантией в процедуре участвуют три стороны:

  • Бенефициар, то есть заказчик
  • Принципал, то есть поставщик
  • Гарант, то есть банк

Порядок отображения банковской гарантии в бухгалтерском учёте зависит от того, какие условия были прописаны в договоре между принципалом и гарантом.

В случае, когда поставщик внёс на банковский счёт денежные средства, равные по сумме покрытию обязательств поставщика перед заказчиком, данную сумму необходимо отразить на забалансовом счёте 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

В той ситуации, когда гарантия предоставляется банком, отражение таких денежных средств в бухгалтерском учёте необходимо в связи с тем, что исполнение обязательств поставщика принимает на себя третье лицо – банк.

Однако расходы на оплату комиссии банку за выдачу гарантии в том и в другом случае можно учесть, как:

  • расходные операции, связанные с заключением договоров на оказание услуг (п. 5 ПБУ 10/99)
  • расходы на оплату банковских услуг (п. 11 ПБУ 10/99)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector