Ответственность заказчика за нарушение закона 44-фз
Содержание:
- Штрафы за нарушение обязательств
- Обоснование закупок
- Ответственность должностного лица уполномоченного органа
- Нарушения при проведении закупок
- Как регулируются штрафы в госзакупках
- Когда наступает уголовная ответственность
- Типы правонарушений
- Предусмотрена ли административная ответственность за использование неисправной ККТ?
- Как снизить вероятность получения от Заказчика требования об уплате пеней или штрафа?
- Виды штрафов
- Нарушения порядка составления документации о проведении закупке.
Штрафы за нарушение обязательств
Если нарушитель — заказчик
Штрафы за нарушение условий контракта заказчиком устанавливаются в фиксированной сумме. Найти конкретные значения можно в следующей таблице.
Таблица 1. Штрафы для заказчика по 44-ФЗ за нарушение условий контракта
Цена контракта, рублей | Штраф, рублей |
Не более 3 млн | 1 тыс. |
От 3 млн до 50 млн (включительно) | 5 тыс. |
От 50 млн до 100 млн (включительно) | 10 тыс. |
Более 100 млн | 100 тыс. |
Если нарушитель — поставщик
Штрафы для поставщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта представлены в Таблице 2.
Цена контракта (этапа), рублей | Штраф от цены контракта (этапа) |
Не более 3 млн | 10% |
От 3 млн до 50 млн (включительно) | 5% |
От 50 млн до 100 млн (включительно) | 1% |
От 100 млн до 500 млн (включительно) | 0,5% |
От 500 млн до 1 млрд (включительно) | 0,4% |
От 1 млрд до 2 млрд (включительно) | 0,3% |
От 2 млрд до 5 млрд (включительно) | 0,25% |
От 5 млрд до 10 млрд (включительно) | 0,2% |
Более 10 млрд | 0,1% |
Если поставщик — СМП или СОНКО
Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрена отдельная линейка штрафов. Они представлены в Таблице 3.
Таблица 3. Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО
Цена контракта (этапа), рублей | Штраф от цены контракта (этапа) |
Не более 3 млн | 3% |
От 3 млн до 10 млн (включительно) | 2% |
От 10 млн до 20 млн (включительно) | 1% |
Бывает, что закупка проводилась на общих основаниях, а победил в ней субъект малого бизнеса. Как в этом случае рассчитывать штрафы? По ставкам для обычных участников или для СМП? Штрафы прописываются на условиях, соответствующих объявленной закупке. То есть в данном случае льготного штрафа для поставщика не будет. То же правило действует и наоборот.
Если поставщик победил в аукционе за право заключения контракта
Иногда в ходе электронного аукциона цена переходит через «0», то есть победивший участник платит за право заключить контракт. В этом случае при неисполнении либо ненадлежащем исполнении его обязательств размер штрафа устанавливается в процентах от НМЦК. Точные данные — в следующей таблице.
Таблица 4. Штрафы для поставщиков, если аукцион перешел через «0»
НМЦК, рублей | Штраф от НМЦК |
Не более 3 млн | 10% |
От 3 млн до 50 млн (включительно) | 5% |
От 50 млн до 100 млн (включительно) | 1% |
Заказчики при проведении аукциона должны предусматривать возможность такого исхода и прописывать в контракте подобные условия. Иначе это может быть расценено как нарушение закупочного законодательства.
Если обязательство не имеет стоимостного выражения
Отдельные штрафы предусмотрены за неисполнение либо ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, которые нельзя измерить деньгами. Например, о предоставлении товаросопроводительных документов, о доставке товара, о непревышении определенного процента брака и так далее. Штраф в этом случае составляет фиксированную сумму, а для определения предела стоимости контрактов применяют НМЦК. В следующей таблице представлена линейка этих штрафов.
Обоснование закупок
Как мы отметили выше, 01.01.2016 вступила в силуст. 18 Закона о контрактной системе, в силу которой при формировании плана и плана-графика закупок должно происходить обоснование закупок, заключающееся в установлении соответствия планируемой закупки целям ее осуществления, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Так, при формировании плана закупок обоснованию подлежит объект (объекты) закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе, и установленных в соответствии со ст. 19 данного закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В свою очередь, при формировании плана-графика закупок обоснованию подлежат (ч. 3 ст. 18 Закона о контрактной системе):
– начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном ст. 22 этого закона;
– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования приведены в Постановлении Правительства РФ № 555. Согласно п. 3 указанного постановления при обосновании закупок заказчик осуществляет:
1) обоснование выбора объекта и (или) объектов закупки в сроки, установленные:
– Правительством РФ для формирования и утверждения планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;
– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией для формирования и утверждения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в сроки, установленные:
– Правительством РФ для формирования и утверждения планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;
– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией для формирования и утверждения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.
Обоснование закупок должно осуществляться бюджетными учреждениями в соответствии с приведенными в Постановлении Правительства РФ № 555:
– формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов закупок;
– формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок.
Отметим, что в отношении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), осуществляемых путем проведения запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе), обоснование закупок будет производиться в соответствии с решением врачебной комиссии.
В отношении закупок, осуществляемых согласно п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.
Исходя из ч. 1 вводимой ст. 7.29.3 КоАП РФ включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб.
В свою очередь, несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением его описания) влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ).
Ответственность должностного лица уполномоченного органа
Можно ли привлечь к административной ответственности должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, осуществляющее свои функции в рамках централизации закупок?
Должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченного учреждения подлежит привлечению к административной ответственности как должностное лицо заказчика в части переданных полномочий.
Обоснование. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое поименованным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
В соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок могут быть созданы уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, на которые возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков.
Эти органы, учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких органов, учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на них полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Согласно ч. 10 ст. 26 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями.
В силу ч. 11 ст. 26 Закона о контрактной системе к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании названных органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с поименованной статьей, применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
Таким образом, должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченного учреждения подлежит привлечению к административной ответственности как должностное лицо заказчика в части переданных полномочий (Письмо Минэкономразвития РФ от 27.07.2015 № ОГ-Д28-10117).
Нарушения при проведении закупок
За нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам налагаются такие штрафы (статья 7.30 КоАП):
- По открытому конкурсу и аукциону:
- Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
- штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
- для самого заказчика — 15 000 рублей.
- Срок размещения нарушен на 2 и более дня:
- ответственность должностного лица составит 30 000 рублей;
- юридического — 100 000 рублей.
- Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
- По закупке у единственного поставщика, запросу котировок и запросу предложений:
- При задержке публикации не более чем на один день:
- штраф для специалиста заказчика составит 3 000 рублей;
- для самого заказчика — 10 000 рублей.
- При задержке более чем на день:
- штраф для должностного лица составить 15 000 рублей;
- для заказчика — 50 000 рублей.
- При задержке публикации не более чем на один день:
Если в ходе аукциона или открытого конкурса размещались в или направлялись недостоверные данные или документы, штраф для должностного лица составит 15 000 рублей, а для заказчика — 50 000 рублей. Аналогичное наказание последует и за нарушение при приеме заявок от участников и запросов на разъяснения по этим процедурам.
Если по закупке вынесено предписание, но оно не исполнено, должностное лицо поплатиться суммой 30 000 рублей. Такой же штраф будет наложен за невключение закупки в план-график и за то, что приглашение к процедуре размещено в ЕИС ранее, чем по прошествии 10 дней после внесения изменения в этот документ.
Существуют штрафы и за нарушения в части рассмотрения заявок. За неправомерное отклонение заявки участника либо, наоборот, за допущение участника, который не соответствует требованиям 44-ФЗ, штраф составит 1% от НМЦК. При этом минимальная сумма — 5 000 рублей, а максимальная — 30 000 рублей. Аналогичное наказание наступит и вследствие нарушения заказчиком порядка открытия доступа к заявкам, их рассмотрения, установление неправомерных требований, неверного размера обеспечения заявки или контракта.
Если протокол закупки составлен с нарушениями, будет наложен штраф в размере 10 000 рублей.
За неразмещение в ЕИС информации и документов о процедуре полагаются такие санкции:
- для специалиста заказчика — 50 000 рублей;
- для него самого — 500 000 рублей.
Отдельно предусмотрены штрафы за нарушения при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок и предложений. Если такие заявки будут неправомерно отклонены или, наоборот, будут допущены участники, не соответствующие требованиям закона, штраф составит 5% от НМЦК, но не менее 30 000 рублей. Аналогичное наказание последует и за допущение нарушений при рассмотрении заявок на эти процедуры.
Если заказчик установил в документации требования к объекту закупки, которые ограничивают конкуренцию, или включил в один лот несвязные объекты, то штраф составит 1% от НМЦК. При этом минимальная его сумма — 10 000 рублей, а максимальная — 50 000 рублей.
Если документация по закупке содержала нарушение, а заказчик ее утвердил, штраф для него составит 3 000 рублей.
Протоколы закупки нужно подписывать вовремя, иначе штраф составит:
- при задержке менее 2 рабочих дней — 3 000 рублей;
- при боле длительной задержке — 30 000 рублей.
Ну и, наконец, суммой в 50 000 рублей заказчик поплатится, если проведет меньше закупок у СМП и СОНО, чем ему положено законодательством.
Как регулируются штрафы в госзакупках
При ведении закупочной деятельности организация-заказчик допустить нарушения в сферах:
- планирование (за план закупок и план-график);
- выбор способа и непосредственно процедура определения поставщика, подрядчика, исполнителя;
- заключение контракта;
- исполнение контракта.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, ответственность за административные правонарушения в области закупок (статьи 7.29–7.32, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ) налагается на таких должностных лиц:
- члены закупочной комиссии;
- контрактные управляющие;
- работники контрактной службы.
Административную ответственность в равной мере несут и юридические лица (ч. 1 ст. 2.10 КоАП).
ВАЖНО!
Срок давности по таким правонарушениям составляет один год.
Объектом административных правонарушений в области госзакупок выступают отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд за счет средств бюджетов соответствующих уровней, поэтому ко всем выявленным нарушениям применяются меры АО, согласно действующим КоАП.
ФАС установил, что на основании ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности в соответствии с законом, действовавшим во время совершения того или иного правонарушения вне зависимости от времени его выявления.
Когда наступает уголовная ответственность
До 4 мая 2018 к нарушениям в процессе проведения торгов применялись общие статьи УК РФ. Мошеннические действия регулировались 159 ст., при обнаружении коррупционного преступления использовались статьи 204, 285, 286, 290. Ущемление прав участников подходило под ст. 169. Расход бюджета, не обусловленный целями технического задания, попадал под ст. 285.1. Ответственность за предоставление поддельных документов наступала по 327 ст.
По Закону № 99 РФ от 23.04.2018 к нарушителям в сфере закупок стали применяться дополнительно ст. 200.4 (превышение полномочий), 200.5 (взяточничество) и 200.6 (подделка документов).
Ответственность за коррупцию и вымогательство
Коррупционные правонарушения делят на три основные категории:
- использование должностных полномочий в личных целях;
- получение взятки;
- подкуп должностного лица.
Наказание за превышение полномочий зависит от размера причиненного вреда. Принято различать крупный ущерб (2,25-9 млн. рублей) и особо крупный (свыше 9 млн.). Ответственность, наступающая при осуществлении подобных правонарушений, приведена в таблице 3. Дополнительно суд может вынести запрет на выполнение определенных работ и на возможность занимать определенный пост сроком до 3 лет.
Таблица 3. Наказания за злоупотребление должностным положением (ст.200.4 ч.1,2 УК РФ).
Наказания за получение подкупа представлены в таблице 4 и могут быть дополнены запретом на осуществление какой-либо работы и на возможность быть назначенным на определенные должности сроком от 3 до 7 лет.
Таблица 4. Наказания за получение подкупа (ч.4,5,6 ст.200.5 УК РФ).
Лицо, подкупившее заказчика, также несет ответственность в зависимости от суммы подкупа и наличия отягчающих обстоятельств (см. таблицу 5). Суд оправдает сознательного гражданина, активно помогавшего следствию или самостоятельно заявившего о преступлении. Ответственность также снимается с лица, совершившего подкуп под давлением вымогающей стороны.
Таблица 5. Наказания для лиц, совершивших подкуп (ч.1, 2, 3 ст.200.5 УК).
Ответственность за нецелевое расходование средств
Выделение средств на проведение торгов осуществляется государством с указанием конкретного направления их использования. Если расходы вышли за рамки предписанных направлений, они признаются нецелевыми.
При совершении правонарушения, ущерб от которого составил свыше 1,5 млн. рублей, наступает уголовная ответственность. Величина наказания в зависимости от объема расходованных средств представлена в таблице 6. Ответственность в виде штрафа и ареста может дополняться запретом на осуществление какой-либо работы и на возможность быть назначенным на определенные должности сроком до 3 лет.
Таблица 6. Наказание за нецелевую трату средств (ст. 285.1 УК).
Ответственность за фальсификацию документов
Фальсификация экспертных документов попадает под статью 200.6 УК РФ (выдача несправедливого заключения в области закупок товаров, работ, услуг). Предусмотренное наказание – в таблице 7. Дополнительно виновному лицу могут запретить вести определенную деятельность или занимать ответственные посты в течение 3-5 лет.
Таблица 7. Виды наказаний.
Типы правонарушений
Различают 4 основных типа преступлений, прямо или косвенно касающихся процедуры проведения торгов.
- Коррупционные правонарушения. Должностное лицо получает часть стоимости государственного контракта в обмен на предоставление условий, гарантирующих победу нужной организации.
- Вымогательство. Потерпевшими выступают как заказчики, так и добросовестные поставщики. Нарушитель грозится сорвать закупку, используя систему обжалования.
- Расходование средств, идущее вразрез с целями ТЗ. В эту категорию попадают: приобретение имущества с целью последующей перепродажи, использование предмета закупки в личных целях, покрытие расходов, не предусмотренных статьями соответствующего бюджета и т.п.
- Фальсификация документов. Подобное нарушение чаще всего допускают поставщики. Участники предоставляют заведомо ложные сертификаты или лицензии, дающие им право участвовать в торгах.
К нарушителям применяется административная и уголовная ответственность.
Предусмотрена ли административная ответственность за использование неисправной ККТ?
Пунктом 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за применение неисправной ККТ.
Обоснование. Согласно нормам названного пункта неприменение в установленных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влекут предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.
Одними из условий признания ККТ неисправной являются отсутствие (полное или частичное) чека, а также его плохое (неразборчивое) пропечатывание. Какая информация должна быть четко отражена в чеке, чтобы ККТ не была признана неисправной?
Перечень обязательных реквизитов контрольно-кассового чека, которые должны четко и в полном объеме на нем отражаться, приведен в п. 4 Положения № 745.
Обоснование. Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона № 54‑ФЗ установлено, что организации, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Если учреждение в случаях, установленных Федеральным законом № 54‑ФЗ, осуществляет расчеты с населением без применения ККТ, то покупателям выдаются бланки строгой отчетности, подтверждающие прием у них денежных средств. Согласно нормам п. 4 Положения № 745 юридическое лицо, осуществляющее денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин, обязано выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной. На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:
- наименование организации;
- идентификационный номер организации-налогоплательщика;
- заводской номер контрольно-кассовой машины;
- порядковый номер чека;
- дата и время покупки (оказания услуги);
- стоимость покупки (услуги);
- признак фискального режима.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения.
В случае если учреждение в силу норм Федерального закона № 54‑ФЗ при расчетах с населением не использует ККТ, вместо чека покупателям выдается бланк строгой отчетности (БСО). Он должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359, за исключением случаев, когда форма БСО утверждена органом исполнительной власти, в чьи полномочия входит утверждение формы БСО при оказании услуг населению.
Как снизить вероятность получения от Заказчика требования об уплате пеней или штрафа?
Как мы знаем, что профилактика – предпочтительнее лечения. В госзакупках тоже имеются свои тонкости. Довольно часто поставщик, выигрывая закупку, надеется на дружеские отношения со своим заказчиком. При этом забывает о том, что Заказчик обязан выставить требование об уплате неустойки, если произошло нарушение сроков исполнения контракта.
Необходимо знать, что есть несколько последовательных действий, выполняя которые, Вы существенно снизите риски получения требования от Заказчика об уплате пеней или штрафов даже при неисполнении своих обязательств в установленный контрактом срок:
- Внимательно изучите следующие разделы контракта – права Поставщика (подрядчика или исполнителя) и обязанности Заказчика, а также Особые (или Прочие) условия.
Часто в контракте могут быть прописаны действия, которые Заказчик обязан выполнить со своей стороны, чтобы контракт был исполнен как надо: направил заявку на поставку партии товара, предоставил документы подрядчику, необходимые для выполнения работ или согласовал размещение оборудования и тому подобное. Даже если раздел про обязанности Заказчика в контракте крайне мал, то нужно помнить, что существуют еще и нормы, установленные как Гражданским кодексом, так и прочими законами.
- При заключении контракта занесите в календарь крайнюю дату исполнения контракта и промежуточных сроков исполнения, если они указаны в контракте.
Установите себе напоминание как минимум за неделю до наступления этих сроков для ответа на вопрос: успеваете исполнить контракт в срок или нет? Есть ли в этом вина Заказчика?
- Если понимаете, что есть вероятность неисполнения контракта в срок, то немедленно составьте и направьте Заказчику письмо с учетом всех требований, установленных контрактом для направления сообщений и переписки сторон. В этом письме с учетом ранее изученных своих прав и обязанностей Заказчика просите его выполнить действия, предусмотренные контрактом или законом.
Высока вероятность того, что специалисты Заказчика, которые ведут контракт, не ответят на Ваше письмо по правилам, установленной контрактом, или ответят с опозданием. А согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе поставщик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. А также нужно помнить, что в случае просрочки исполнения, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) тоже вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
- Договариваетесь со своими контрагентами, если они есть, о подготовке документов (товарных накладных от поставщиков, актов выполненных работ от субподрядчиков или исполнителей) с датами ранее окончания срока исполнения контракта.
Эти документы необходимо получить заранее, даже если товар, необходимый для исполнения контракта, еще в пути, а работы еще до конца не выполнены.
- Не позднее даты, установленной для исполнения контракта, направьте составленные бухгалтерские документы, свидетельствующие о полном или частичном исполнении контракта Заказчику. Даже если у Вас дружественные отношения с Заказчиком, нужно помнить, что и его могут проверить на соблюдение требований законодательства о закупках. Вряд ли он будет Вам благодарен, если в результате такой проверки выяснится, что по имеющимся документам исполнение контракта было просрочено, а требование поставщику не было направлено.
Согласно правилам начисления пеней за просрочку, установленных Постановлением Правительства РФ №1067, пени начисляются на сумму контракта за вычетом стоимости фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту, определяемой на основании документа о приемке товара, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов.
Возможно, Вас также заинтересует:
-
Онлайн калькулятор стоимости банковской гарантии
Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.
-
Пени и штрафы: расчет по Закону № 44-ФЗ
Методика расчета штрафов и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, оговаривается в «Правилах определения размера штрафов, начисляемых при ненадлежащем исполнении контрактных обязательств».
- Калькулятор пеней
Виды штрафов
Согласно Федеральному закону 44 существует большое количество случаев, когда заказчик или поставщик нарушали свои обязательства по договору, не выполняли свою работу или выполняли ее некачественно, опаздывали со сроками и т. д. Для таких случаев существует система административных штрафов по 44 ФЗ. Поставщик может предоставить заказчику некачественный товар, в разбитой или сломанной таре, меньшего количество, чем было оформлено в заявке и т. д. Заказчик же может задержаться со сроками оплаты или отказаться платить вообще. В таких случаях стоит обратиться к противоположной стороне с просьбой исправить нарушения и только в случае отказа обращаться в органы за привлечением к ответственности. Часто такие лица просто не знают, что эта сфера регулируется законодательством, поэтому рекомендуется изучить штрафные санкции по 44 ФЗ.
Вид и категория штрафа зависит от тяжести совершенного преступления. Стороны могут понести:
- Дисциплинарную ответственность;
- Уголовную ответственность;
- Административную ответственность;
- Гражданско-правовую ответственность.
Кроме наложения штрафных санкций органы могут прийти к решению о возмещении нарушившей стороной убытков и компенсации за ущерб.
Нарушение по контрактной системе
Ответственность за нарушение по контрактной системе различается в зависимости от ситуации и цены контракта. Штраф за неисполнение контракта по ФЗ 44 рассчитывается в соотношении процента от цены. Последняя редакция закона затронула вопрос о государственных закупках, являющийся самым актуальным на сегодняшний день.
Согласно представленным изменениям ответственность за нарушения несут:
- Заказчик и поставщик;
- Оператор электронной площадки (особенно в случае выдачи конфиденциальной информации клиента);
- Сотрудники государственных и федеральных органов;
- Организации со специализацией закупок;
- Работники комиссий по государственным закупкам.
Самыми распространенными нарушениями по Федеральному закону 44 считаются:
- Невыполнение обязательств по договору до назначенного срока;
- Формы документов и других бумаг, заполненные не по законодательным нормам или несоблюдение формальных норм закона;
- Невыполнение обязательств, некачественное или неполное выполнение обязательств.
В случае выявления таких нарушений стороне предъявляется документ о начислении пени. Нарушителю дается срок на исправление и в случае просрочки пеня повышается. Пострадавшая сторона имеет право разорвать контракт в одностороннем порядке.
Для заказчика
Согласно ФЗ 44, на сегодняшний день денежная сумма штрафов регулируется Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях, статьями 7.29 — 7.32.1. Штрафы для заказчиков описаны в статьях 7.29 — 7.29.3. В случае если есть возможность совершенной ошибки или противоположная сторона считает, что заказчик нарушает закон, рекомендуется свериться с ФЗ 44 и перечисленными выше статьями КоАП.
Любое нарушение контракта заказчиком будет рассматриваться как ситуация для наложения административной ответственности. Самым незначительным нарушением считается просрочка возврата денежных средств на 3 дня, за это нарушение начисляется штраф в 5 тысяч рублей. Самым крупным нарушением считается отказ поставщика от заключения оборонного заказа с Вооруженными Силами РФ, это нарушение исчисляется в один миллион рублей.
Ответственность за нарушение сроков
Штрафы по 44 ФЗ за нарушение сроков оплаты по контракту растут в размере с каждым днем после просрочки и нарушитель обязан выплатить всю накопившуюся денежную сумму. Также сумма штрафа, кроме сроков, сильно зависит от вида контракта. Если случилась просрочка договора в разных категориях контракта, сумма штрафа будет разной.
В случае, если просрочка не превысила два дня, но предмет договора был — поставка государственного оборонного заказа, то штраф может превысить 30 тысяч рублей. Но в случае обычного заказа у поставщика, при просрочке не более двух дней, штраф будет составлять только 3 тысячи рублей. За просрочку блокировки, операторам электронных площадок начисляется штраф в размере 15 тысяч рублей. Также зависит и от того, является ли нарушитель юридическим лицом. При просрочке в один рабочий день, при незначительном нарушении, как нарушение порядка подачи документов, юридическое лицо могут оштрафовать на 50 тысяч рублей.
Нарушения порядка составления документации о проведении закупке.
При проверке правильности подготовки и формирования извещений о проведении закупок и документации о закупке контрольными органами нередко устанавливаются случаи:
- формирования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований, предусмотренных ст. 22 Закона о контрактной системе;
- отсутствия в документации о закупке обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
- установления в документации о закупке требований к объекту закупки, не соответствующих упомянутому закону;
- установления в документации о закупке требований к объекту закупки, участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не соответствующих названному закону;
- использование при обосновании начальной (максимальной) цены контракта несопоставимой ценовой информации, использование единственного коммерческого предложения или предложений от аффилированных лиц в случаях, когда такие действия привели к завышению начальной максимальной цены контракта (ч. 3, 5, 18 ст. 22);
- установления в документации о закупке требований о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) информации и документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе;
- включения в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требований к деловой репутации участника закупки, к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, когда возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе;
- ограничения доступа к информации о закупке, приводящие к необоснованному ограничению числа участников закупки;
- несоблюдения требований к содержанию документации (извещения) о закупке;
- нарушений при установлении преимуществ отдельным участникам закупок (субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов);
- нарушений при формировании порядка оценки заявок и критериев этой оценки;
- нарушений, связанных с обеспечением заявок при проведении конкурсов и закрытых аукционов.