Федеральный закон от 01.04.2020 n 94-фз

Содержание:

ФЗ 44 и ФЗ 94 — отличия и изменения на 2018 год

Поскольку российский Федеральный закон о госзакупках уже не действует, то внесение изменений в 2018 г. произойти не может. Хотя люди, которых редко интересуют вопросы о том, как работает контрактная система, происходит размещение заказов, происходит проведение торгов достаточно часто ищут этот документ. Но его полностью заменил новый государственный Закон 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (вступление в силу — апрель 2013 г.).

Причина таких изменений в том, что Федеральный закон 94 сильно отставал от потребностей сегодняшнего времени. Например, в нем отсутствовали процедуры планирования, антидемпинговые меры, аудит исполнения контрактов не был предусмотрен, не предоставлялась полная информация о процедурах покупки, планов закупки (под предлогом коммерческой тайны).

Были и другие причины по которым прежний документ безнадежно устарел и проигрывал в сравнении новому. Оба закона более полугода действовали параллельно, поэтому отличия хорошо были видны, о чем свидетельствовали отзывы той поры.

В последней редакции Закона 44 нашлось место всем сильным сторонам 94 ФЗ о госзакупках. Например, получил свое дальнейшее развитие электронный аукцион, не забыт реестр недобросовестных поставщиков, который содержит сайт ЕИС.

Собственно, перечислять, чем отличается ФЗ 44 от 94 не стоит — данная сфера революционного решения не требовала, правовая база присутствовала, но была нужда в четких, расширенных формулировках, которые уже действовали, это дополнение и дало их.

  • 1. С начала года вступила в действие Единая информационная система. Ее задача предоставлять полный объем сведений участникам, проверять выполнение всех требований, которые устанавливает законодательство, обеспечение проведения аудита. Также предусмотрено оказание помощи малому, среднему бизнесу, выделением его в отдельный отчет. Также ЕИС будет интегрирована в единое государственное информационное пространство, куда будет вносить, получать сведения, но это будет позже.
  • 2. Введено планирование закупок, то есть заказчик должен формировать план на время действия бюджета (обычно на год), утверждать его, чтобы избежать коррупции, а затем размещать в ЕИС, чтобы любой желающий поставщик мог ознакомиться с ним. Введено нормирование, то есть чиновники не должен получать услуги, покупать товар самых дорогих ценовых категорий. Если стоимость заказа больше миллиарда рублей, то закупка должна пройти обсуждение. Единый поставщик, участник торгов не допускается, за исключением отдельных ситуаций.

Закон о размещении заказов на поставки товаров и выполнение работ

Все нормы о размещении заказов изложены в последней редакции 44 ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Там сказано, что заказ может быть размещен согласно одному из следующих способов:

  • 1. Различные конкурсы (каждый их вид описан);
  • 2. Электронный, закрытый аукцион;
  • 3. Запрос котировок;
  • 4. Закупка у единственного поставщика, когда торг не состоялся. Но отдельное положение вводит здесь ограничение.

О госзакупках для муниципальных и хозяйственных нужд, что говорится в ФЗ 44?

Каждый из законов предназначен обеспечивать поставки товаров, услуг, выполнение работ государственных, муниципальных органов, учреждений, то есть любая школа, ЗАГС, спортшкола закупается согласно этих профильных законов. Если возникает вопрос в чем разница между ними, то ответ на поверхности — новый документ активно борется с коррупционными явлениями. Заодно главный на сегодня закон в сфере упростил порядок участия в торгах, сделал его более прозрачным.

Выполнение работ по ФЗ 44

Данный закон содержит положения согласно, которым нужно определять начальную стоимость услуг, товаров

Уделено внимание борьбе с демпингом, если поставщик значительно опустил цену, то он должен предоставить дополнительное обеспечение. Из всех должны выделяться инновационные технологии, заказ у иностранных организаций должен ограничиваться, причем не только в сфере обороны, то есть с ними можно сотрудничать, если подобную работу не смогут выполнить отечественные предприятия

Скачать полный текст действующего ФЗ 44 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в последней редакции с изменениями можно тут:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Что изменилось в закупках по 44-ФЗ?

С 1 мая 2021 года часть заказчиков обязана получать электронное актирование 

Согласно тексту Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667 заказчики федерального уровня и подведомственных учреждений обязаны включать в контракт новое условие — возможность подписания электронного вида документа о приёмке в ЕИС. Список ведомств включает в себя такие организации как, например, МВД РФ, Управление делами президента, ФСИН и т.д.

С 14 мая федеральные заказчики обязаны производить оплату за 10 дней 

Данное правило вводится нормами Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667. Однако, имеется исключение – контракты, которые заключены с целью обеспечения безопасности государства и обороны страны.

Кроме того, текст Постановления утверждает новый срок оплаты по контрактам, исполняемым в декабре 2021 года:

  • ​В случае, если срок исполнения контракта с 1 по 20 число включительно, то заказчик обязан произвести оплату не позже, чем за 1 рабочий день до конца года. При этом допускается использование денежных лимитов на текущий год, а при оплате в следующем году – новые лимиты.
  • В случае, когда срок исполнения контракта приходится на период с 21-го по 31-е число последнего месяца года включительно, то оплату производят в следующем году в пределах лимитов на следующий год.

С 11 июня уменьшилось число банков, в которых участникам закупок можно открыть спецсчета 

Согласно тексту Распоряжения Правительства № 1591-р от 11.06.2021 и № 1707 от 24.07.2021 из перечня финансовых организаций были исключены филиалы Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства, а также филиалы Хоум Кредит Банка. Данное исключение снизило количество банков до 24.

С 1 июля упраздняется требование к поставщикам указывать в заявке ИНН своих учредителей

Обновления положений закона № 539-ФЗ относятся к участникам электронных открытых конкурсов, аукционов и запросов предложений, в бумажных запросах котировок.

С 1 июля изменяются правила включения в РНП 

Начиная со второго полугодия 2021 года в Реестр будут внесены исключительно те участники-юридические лица, которые самостоятельно или с аффилированными лицами владеют более, чем четвертью акций.

Сведения об участнике закупки, а также об исполнителе по контракту, должны быть исключены из РНП по прошествии двух лет с даты включения данных сведений в реестр.

С 5 июля 2021 года подать жалобу в ФАС можно через ЕИС 

Подать жалобу можно как на заказчика, так и на его комиссию или же на уполномоченный орган. Для подачи жалобы необходимо быть участником электронной закупки, зарегистрированным в системе.

При этом следует учитывать, что:

  • Заполнение формы жалобы производится автоматически, достаточно указать только идентификационный код закупки;
  • Правильность заполнения и соблюдение сроков также носят автоматический характер;
  • Все поданные жалобы и принятые по ним решения автоматически вносятся системой в Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок.

Произошли изменения правил осуществления закупок конкретных товаров или услуг

Согласно новым правилам, запрещается в одном контракте или лоте объединять медицинские изделия разных видов в соответствии с номенклатурной классификацией из Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 № 620.

Была введена предельная НМЦ, в случае её превышения, закупка медицинских изделий одним лотом невозможна. Отмечается, что размер предельно допустимой цены напрямую зависит от прошлогодней суммы закупок этого лекарства:

  • Если потратили менее 50 млн рублей, НМЦ = 600 000 руб.
  • От 50 до 100 млн рублей, НМЦ = 1 млн руб.
  • Более 100 млн — 1,5 млн руб.

Изменения, планируемые в закупках по 44-ФЗ

В третьем чтении был принят проект, согласно которому произошло увеличение обязательной доли закупок до 1/4 совокупного годового объёма закупок, взамен утверждённых в настоящий момент 1/6. Одновременно произойдёт сокращение сроков проведения оплаты по контрактам. В том случае, когда закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок:

  • не должен превышать 10 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
  • не должен превышать 15 рабочих дней — при других закупках.

С 1 января 2023 года предельные сроки снова сократят и тогда они уже будут составлять:

  • до 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
  • до 10 рабочих дней — при остальных закупках.

Отсчёт срока будет, как и раньше, вестись с даты подписания заказчиком документа о приёмке.

В Госдуму был внесен проект об изменении п.14 ч.1 ст.93 44-ФЗ. В настоящий момент, согласно вышеуказанному основанию, допускается закупка у единственного поставщика такой продукции, как:

  • печатные или электронные издания;
  • доступ к этим электронным изданиям.

При этом, осуществлять закупки у единственного поставщика в праве исключительно государственные библиотеки, образовательные или государственные научные организации.

Будет произведена корректировка правила нацрежима в части товаров

Согласно предложению Минпромторга планируется осуществление корректировки правил нацрежима по Постановлению правительства № 616, что приведёт к тому, что часть «запрещёной» продукции будет переведена в перечень продукции с ограниченным доступом. Таким образом, из списка «запретных» товаров будут исключены:

  • текстильные ткани;
  • обувь и одежда;
  • телекоммуникационное оборудование.

При этом часть товарных групп запретят закупать у иностранных производителей, а именно:

  • мостовые и козловые краны;
  • пассажирские лифты;
  • промышленные кондиционеры.

При этом будут расширены основания для произведения закупки товаров из перечней постановления № 616 без ограничений — у единственного поставщика. Заказчики смогут купить любой товар, при условии, что:

  • закупается 1 единица товара стоимостью не выше 300 тыс. руб.;
  • закупается совокупность таких товаров, а их суммарная стоимость менее 1 млн руб., за исключением ряда продукции.

Кроме того, упразднится данный запрет и при наступлении необходимости экстренной или аварийной закупки. При закупке подтверждение страны теперь будет производиться не выпиской из реестра, а просто номером. В некоторых случаях в составе заявки достаточно включить декларацию о стране происхождения товара.

Что нового в ФЗ-44

В новом законе заложены элементы, с помощью которых можно перекрыть некоторые такие лазейки.

Информационная система, которая содержит список банковских гарантий, может решить злободневную на сегодня проблему выявления подделок, недавно в Москве задержали аферистов, которые сбыли гарантии на сумму миллиард рублей.

Проблемы с кабальными условиями договоров можно решить с помощью библиотеки типовых контрактов, которая предусмотрена новым законом. 

Но заинтересованные лица по-прежнему могут использовать достаточное количество инструментов для того чтобы манипулировать результатами, и даже появляются новые возможности для этого, такие как квалифицированные требования — добавил Кузнецов.

Еще одна проблема, это сами люди.

Поставщики, заказчики и контролирующие органы не всегда со злым умыслом допускали нарушение многих пунктов закона о государственных закупках.

Часто нарушения допускались в результате недостаточной профессиональной квалификации.

Учитывая количество изменений вносимых в закон о государственной закупке, профессионалов хорошо разбирающихся в законе даже №94 сегодня очень мало.

Специализированными организациями проводится только 30% всех торгов. Остальные закупки ведут заказчики так, как они понимают процесс размещения заказа.

Даже у крупных ведомств нет штата профессиональных заказчиков — отметила эксперт по государственным закупкам Международного центра финансово-экономического развития И. Склярова. 

Пока еще не ясно насколько эффективно будут работать контролирующие механизмы. Сменить старый закон на новый это только пол дела, сложнее всего сформировать судебную практику.

Сегодня накоплено много судебных решений по стандартным ситуациям, теперь же все необходимо начинать с нуля. По 94-ФЗ большую часть споров между поставщиками и заказчиками решались в досудебном порядке, ФАС сама рассматривала споры в течение 5 дней.

Теперь на некоторых этапах проведения государственных закупок заказчики и поставщики остаются один на один без надзора контролирующей инстанции. 

Спорные вопросы теперь рассматривает только суд, который вместо пяти дней будет рассматривать их на протяжении нескольких месяцев, а возможно и нескольких лет.

Например, руководствуясь новым законом, заказчик в одностороннем порядке расторгнет контракт, поставщик подаст в суд, а все время судебного разбирательства контракт будет просто висеть, так что об оптимизации бюджетных расходов не может быть и речи – говорит Склярова.

В общем 7 триллионов бюджетных денег, именно такой суммой оцениваются ежегодные объемы закупок всех уровней Минэкономразвитием, как были, так и останутся таким желанным лакомых куском для тех, кто распоряжается бюджетными средствами и близкими к этим лицам компаниями, что означает – на каждое новое правило можно найти новый способ его нарушить.

Проведение приёмки

Ч. 7 ст. 94 44-ФЗ предписывает осуществлять приёмку результатов госконтракта либо этапов его исполнения именно в той последовательности, которая зафиксирована в контракте.

Процесс оформляется автономным приёмочным документом, подписываемым либо непосредственно заказывающей стороной, либо приёмочной комиссией. Её создание разрешается ч. 6 ст. 94 44-ФЗ, причём наличие приёмочной комиссии является желательным в случае, например, приёмки технически сложных закупочных объектов, но не обязательным действием заказчика.

В случае принятия заказчиком решения о создании приёмочной комиссии он должен подписать соответствующий приказ, в котором фиксируется состав комиссии.

Чаще всего в неё входят контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы. Деятельность комиссии регламентируется разработанным заказывающей стороной положением, в которое зачастую включается стандартная форма акта о приёмке результатов закупок.

Приёмочные документы оформляются, как правило, контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы.

Успешная приёмка сопровождается составлением акта приёма-передачи, в котором содержатся сведения о соответствии закупочных объектов требованиям госзаказа.

Если по итогам исполнения контракта заказывающей стороне были предъявлены товары, работы, услуги, не соответствующие заявленным в контракте характеристикам, заказчик должен в оговорённые контрактом сроки направить поставщику мотивированный отказ от подписания приёмочного документа.

Вместе с тем приёмка заказывающей стороной объектов закупок, не соответствующих установленным требованиям, что приводит к снижению объёмов поставки и повышению бюджетных трат, чревато для заказчика штрафными санкциями в размере от 20000 до 50000 руб. Административная ответственность грозит должностным лицам заказчика и в случае неотправления поставщику мотивированного отказа от приёмки. Даже если заказчик просто не составит документацию о приёмке результатов исполнения госконтракта, то он подлежит административной ответственности в виде штрафных санкций на сумму 20000 руб.

Ценность любого контракта — в его корректном исполнении. Тщательно разработанное действующее законодательство страны при точном следовании его нормам предоставляет для этого хорошие возможности.

Требования к участникам госзакупок

Федеральный закон № 44 предусматривает дополнительные, в сравнении с ФЗ № 94, требования к участникам госзакупок:

  1. Они должны быть правоспособны заключать контракт;
  2. У физического лица или главного бухгалтера юрлица (если он является участником госзакупки) не должно быть судимостей за преступления в экономической сфере (за исключением снятой или погашенной судимости);
  3. Участники госзакупки должны обладать исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности;
  4. Между участником закупки и заказчиком не должно прослеживаться конфликта интересов.

Планирование, обоснование и нормирование закупок

Важным нововведением в 2015 году стало также планирование, обоснование и нормирование закупок. Теперь заказчики обязаны создавать план-график закупок и соблюдать свод общих правил по нормированию в сфере закупок. Это означает, что приобретаемые товары (работы, услуги) не должны быть предметом роскоши либо иметь излишние потребительские свойства. Обоснование закупок производится путем предоставления общих сведений о закупке, аргументации цены контракта, а также способа определения поставщика.

Административная ответственность

За нарушение планирования, обоснования, а также общественного обсуждения госзакупок федеральный закон предусматривает начисление денежных штрафов заказчику. Причем несоблюдение поставщиками каких-либо положений ФЗ №44 также предполагает начисление ему штрафов.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 94-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации”

2 апреля 2020

Принят Государственной Думой 17 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 марта 2020 года

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 27, ст. 2708; N 50, ст. 4848; 2005, N 30, ст. 3104; 2010, N 19, ст. 2289; N 41, ст. 5192; 2011, N 11, ст. 1495; N 50, ст. 7362; 2012, N 29, ст. 3986; 2017, N 31, ст. 4798) следующие изменения:

1) в статье 141:

а) абзац первый части первой после слов «участие в референдуме,» дополнить словами «общероссийском голосовании,»;

б) абзац первый части третьей после слов «участников референдума» дополнить словами «, участников общероссийского голосования»;

2) в статье 142:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования»;

б) абзац первый части первой после слов «документов референдума,» дополнить словами «документов общероссийского голосования,»;

в) абзац первый части третьей после слов «бюллетеней для голосования на референдуме,» дополнить словами «бюллетеней для общероссийского голосования,»;

3) абзац первый статьи 142.1 после слов «участниках референдума,» дополнить словами «участниках общероссийского голосования,», после слов «участников референдума,» дополнить словами «участников общероссийского голосования,», после слов «правом на участие в референдуме,» дополнить словами «общероссийском голосовании,», после слов «участников референдума» дополнить словами «, участников общероссийского голосования», после слов «результатов выборов, референдума» дополнить словами «, общероссийского голосования»;

4) в статье 142.2:

а) наименование дополнить словами «, бюллетеня для общероссийского голосования»;

б) абзац первый части первой после слов «бюллетеней для голосования на референдуме» дополнить словами «, бюллетеней для общероссийского голосования», после слов «участников референдума,» дополнить словами «участников общероссийского голосования,»;

в) абзац первый части второй после слов «бюллетеней для голосования на референдуме» дополнить словами «, бюллетеней для общероссийского голосования», после слов «участников референдума,» дополнить словами «участников общероссийского голосования,».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

1 апреля 2020 года

N 94-ФЗ

Взаимоисключения ФЗ № 44 и ФЗ №94

Основные различия ФЗ № 44 от ФЗ №94:

Введение единой информационной системы.

С 2016 года каждый сможет получить доступ к информации о госзаказе.

Ведение реестра банковских гарантий.

Все банковские гарантии подлежат внесению в реестр для удобства проверки их подлинности заказчиком.

Способы определения поставщиков на конкурсной основе.

Предполагается проведение различных конкурсов и запрос предложений для определения поставщиков.

Диаграмма о госзакупках в экономике

Установлена пороговая сумма в 15 млн руб. начальной цены контракта.

Новый порядок обеспечения контракта и заявки.

В 2015 году в федеральный закон внесли разу несколько изменений. Наиболее важным нововведением для участников госзакупки стало лишение аккредитации юридических лиц, которые были зарегистрированы в офшорной зоне. Потому с 13.08.2015 вышеуказанные предприятия лишаются возможности принимать участие в госзакупке.

Понятие

Статья 94 44-ФЗ, состоящая из 8 частей, посвящена особенностям исполнения государственного контракта посредством реализации комплекса мер.

При этом подразумеваются:

  • приёмка товара, работы, услуги в состоянии готовности или в стадии поэтапных поставки, выполнения, оказания, если это предусмотрено контрактом;
  • проведение экспертизы поставленных товаров, итогов выполненных работ, оказанных услуг;
  • оплата заказчиком оговорённых в контракте позиций целиком или поэтапно;
  • взаимоотношения заказчика с поставщиком, подрядчиком, исполнителем в случае изменения или расторжения контракта на основании положений ст. 95 44-ФЗ, а также при применении мер ответственности к сторонам за нарушение контрактных условий.

Как принимали 44-ФЗ

Как сказал глава рабочей группы в Госдуме И. Игошин, главный экономический закон Думы этого созыва рождался в страшных муках. Со времени первого чтения этого закона, до второго чтения прошло 9 месяцев, главным противником новой системы был глава ФАС И. Артемьев.

В этом ведомстве считают, что необходимо не работать над принятием нового закона, а реформировать существующую систему. В ведомстве резко выступили против проведения закупок вне электронных площадок.

Ранее 94-ФЗ обеспечивал доступ бизнеса к государственным закупкам, и с его помощью было сэкономлено 2 триллиона рублей. 

Что касается электронных закупок, то в рамках 94-ФЗ все закупки делались только таким способом.

Во время проведения совещательных обсуждений нового закона, который считается наиболее конкурентно способным, в ФАС России настаивали только на этом способе.

Теперь для электронных площадок многое зависит от номенклатурного перечня, в который будут внесены предметы обязательные для закупки с использованием электронных аукционов — вспоминает Н. Андреев.

Споры дошли до такой степени что Артемьев публично стал называть новый закон профанацией и сказал, что ситуация будет еще хуже чем была до того как приняли 94-ФЗ.

В сложившуюся ситуацию вмешался первый вице-премьер И. Шувалов, который велел не выносить сор из избы и наложил запрет на любые комментарии закона.

Распространялись слухи, что из-за возникшего жесткого противостояния по вопросам Федеральной контрактной системы (ФКС), ушел в отставку глава управления по контролю над размещением госзаказа ФАС М. Евраев.

Даже если это, правда, то это никак не повредило его карьере.

В октябре прошлого года он перешел на должность заместителя министра в Минрегион, а позже в Минкомсвязи.

Замечания по новому закону были как у Кремля, так и у депутатов.

Несколько раз переносили сроки рассмотрения закона, который потерял приставку федеральный, и прошел через Думу с редким по нынешним временам результатом, против него проголосовало всего 90 голосов.

Против его принятия голосовали все члены партии КПРФ, кроме одного члена этой фракции.

Принятая государственной думой версия закона, это результат компромисса между бизнес — сообществом и разными ведомствами.

Поэтому в закон включили устаревшие подходы, в частности в него вошли противоречащие друг другу положения.

В законе небыли предусмотрены предложения, стимулирующие электронную торговлю, в неполном объеме закрепили возможность общественного мониторинга, контроля и обсуждения государственных закупок – отметил Сухадольский.

Принятие 94-ФЗ сопровождалось подобными спорами. Закон приняли в 2005 году по предложению Германа Грефа, который в то время был министром экономического развития.

В 2009 году создали электронные площадки, для того чтобы сделать закупки более прозрачными, и система приобрела тот вид который она имеет сейчас. В ноябре 2010 года Д. Медведев поручил начать разработку нового закона.

Преемница главы Минэкономики Грефа, Э. Набиуллина практически сразу преступила к работе по внедрению ФКС, хотя она не успела завершить работу над ним, скорее всего в Кремле одобрили этот закон с ее участием. В своем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин просил ускорить работу над законом о КС.

В закон включили много отложенных норм, которые заработают только лишь в 2015, 2016 и даже 2017 году, только после этого станет понятно, получилось ли с помощью нового закона преодолеть недостатки 94-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector