Что такое кбм по осаго и как он правильно определяется согласно таблице с указанием класса страхователя?
Содержание:
- КБМ — что это такое
- Как определить по таблице
- Какие аварии учитываются при расчете?
- Как рассчитать стоимость полиса ОСАГО в разных страховых компаниях
- Порядок определения КБМ с апреля 2021 г.
- Что такое КБМ?
- Присвоение начального коэффициента
- Что такое КБМ в ОСАГО?
- Расчёт КБМ
- Классификация коэффициентов
- Изменения с 1 апреля 2021 года
- Как проверить КБМ?
- Как рассчитать КБМ онлайн
- Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?
КБМ — что это такое
Ключевой расчётный параметр, который используется в рейтинговой системе для начисления штрафа или скидки — КБМ. Расшифровка КБМ следующая: Коэффициент «Бонус-Малус» (среди специалистов страховой компании он часто приравнивается к «Классу страхователя», но не является единственным параметром, который определяет класс водителя).
При помощи этого параметра и ряда других (например, Км — коэффициент мощности автомобиля) рассчитывается скидка на полис ОСАГО в следующем году. Коэффициент бонус-малус в страховке машины учитывает количество ДТП, в которых был владелец, и в зависимости от своего значения, способен повлиять на следующее:
- повысить стоимость полиса, если значение k > 1;
- понизить стоимость полиса, если значение k < 1;
- сохранить прежнюю стоимость полиса, если k = 1.
Если ДТП произошло не по вине владельца, то такое ДТП не учитывается при вычислении коэффициента. Каким же образом коэффициент аварийности влияет на расчёты? Рассмотрим на конкретном примере ниже.
Как определить по таблице
Для определения своего коэффициента гражданину достаточно совершить 5 простых действий:
- начать со строчки, на которой поставлен класс «3»;
- если водитель проездил год без ОСАГО, при определении коэффициента нужно перейти на строчку ниже;
- если за прошлый год гражданин вызвал ДТП, и страховая выплатила компенсацию, коэффициент указан в столбике, который соответствует количеству ДТП;
- если полис используется несколькими водителями, то коэффициент меняется для каждого автомобилиста (авария одного не влияет на скидку другого);
- максимальная скидка составляет 50%, ее можно добиться, получив класс 13 (водителю необходимо 10 лет ездить без аварий, непрерывно оформляя страховку и отслеживая возможные нарушения).
При расшифровке таблицы требуется следовать пяти главным принципам:
- если произошла авария, выплаты по одной и той же страховке считаются за одну страховую ситуацию;
- если человек решил сменить страховую, прошлые полисы сохраняются для подтверждения КБМ;
- если по собственнику нет информации в базе РСА, он получит 3 класс (начальный, скидки нет);
- если водитель заключает страховой договор с ограничениями, применяется самый высокий КБМ из доступных;
- если водить автомобиль могут несколько водителей, то учитывается наименьший коэффициент.
Автолюбители должны помнить, что КБМ применяется не всегда. Исключениями являются:
- если оформляется страховка сроком на 20 дней (транзитная);
- если автомобиль зарегистрирован за границей и имеет иностранную страховку.
Какие аварии учитываются при расчете?
При расчете Кбм учитывают только аварии, зафиксированные документально, клиент выступает виновником ДТП, а страховые выплаты потерпевшей стороне возмещены полностью, даже минимальные. Если же клиент является потерпевшим, то данные об аварии вносят в страховую историю, но они не влияют на Кбм и на имеющиеся скидки или наработанные баллы.
С 2011 года для страховых компаний введены строгие правила. Они обязаны предоставлять всю информацию по страховым историям в единую базу АИС РСА (Российский союз страховщиков), а также пользоваться данными оттуда для расчета стоимости ОСАГО и Кбм.
Как рассчитать стоимость полиса ОСАГО в разных страховых компаниях
У каждой страховой компании, как правило, есть возможность оформления полиса ОСАГО онлайн. Можно внести требуемые данные и посмотреть стоимость своего полиса.
Существует независимый онлайн-калькулятор полиса ОСАГО. Рекомендуется сначала прибегнуть к его расчетам, ведь зачастую страховые компании навязывают дополнительные услуги (скрытые страховки), включая их в стоимость полиса.
Вводятся данные:
- физическое или юридическое лицо является владельцем автомобиля;
- тип ТС;
- регион;
- мощность двигателя;
- период использования ТС;
- лица, допущенные к управлению, т.е. те, кто будет внесен в страховку дополнительно;
- КБМ (вносится КБМ водителя самого низкого класса).
Калькулятор произведет ориентировочный расчет. Теперь на него можно опираться, оформляя полис ОСАГО в выбранной страховой компании.
Порядок определения КБМ с апреля 2021 г.
С апреля месяца 2021 года действуют такие правила при расчете КБМ:
- Расчет производится ежегодно 1 апреля.
- Коэффициент не будет перечисляться весь период (весь год значение будет неизменным). Например, если водитель летом попадет в аварию и будет ее виновником, а новый договор ОСАГО нужно будет заключить осенью, то коэффициент будет рассчитываться по состоянию на 1 апреля. При этом его значение будет изменено только 1 апреля следующего года.
- Для расчета будет браться значение КБМ, которое было рассчитано за предыдущий период, в котором была оформлена страховка.
- Если автовладелец раньше не был вписан в ОСАГО, тогда КБМ будет равен 1.
- КБМ больше не будет обнуляться, если у водителя был большой перерыв в стаже.
Полис с ограниченным числом водителей
Изменения коэффициента на неограниченный список водителей вырос с 1,8 до 1,87. Такие изменения коснутся тех, у кого автомобиль в семье, а также изменения затронут руководство тех организации, машины которых оформлены на юридическое лицо.
Пример. Если у Владимира коэффициент равен 0,8, а у Елены – 0,65, то при расчете стоимости полиса будет взят коэффициент 0,8.
Полис без ограничений
Если страховой договор не предусматривает ограниченное число лиц, которые могут управлять автомобилем, который принадлежит физическому лицу, тогда коэффициент КБМ в этом случае будет равен 1.
Что такое КБМ?
КБМ ОСАГО — это коэффициент, полностью зависящий от оплат по страховым случаям, которые имели место в предыдущем году. Т. е. КБМ в некотором смысле размер скидки за поездки без аварий. Именно с помощью КБМ водитель и может значительно сэкономить деньги, когда оформляется полис. Суть принципа здесь в том, что за год вождения без ДТП класс ОСАГО повышается, а коэффициент уменьшается
Как результат, и стоимость страховки делается ниже как поощрение за вождение с соблюдением всех правил.Важно: КБМ всегда очень индивидуальная величина, и для всех водителей она считается отдельно, а именно изучается страховая история каждого из них
Примечательно и то, что указанная скидка действует и в варианте, если автовладелец меняет страховщика. Следует помнить, что перерыв в страховых отношениях должен быть меньше 1 года. Хотя в ситуации, когда автолюбитель оказывается в ДТП по личной вине, цена на полис для него увеличивается в целых полтора раза.
Присвоение начального коэффициента
Если страховой истории не существует, то присваивается начальное значение. Это используется, если страховка оформляется первый раз. Тот же показатель применяется для заграничного авто. Коэффициент ранее рассчитывали в связи с отношением к транспорту. У бывшего хозяина авто при реализации скидка не начислялась. Бонусы закрепление за водителями, что дает право на скидку. Если любитель авто попадает в аварию, то скидка не будет учитываться.
Для проверки суммы скидки предлагается обратиться на специальный сайт. Иные ресурсы использовать не рекомендуется, существует риск утраты конфиденциальной информации. Если договорные отношения были прерваны, то езды без происшествий не будет учтено.
Что такое КБМ в ОСАГО?
Расшифровку понятия КБМ стоит начать с того, что это аббревиатура, а полное название звучит как «коэффициент бонус-малус». С латинского «bonus» — это хороший, а «malus» — плохой, и названный таким образом коэффициент имеет двоякий характер. Он может как повышать цену полиса ОСАГО, так и снижать ее в зависимости от количества аварий, в которые попадал водитель. Чем больше таких страховых случаев было в его биографии, тем дороже будет следующая страховка. И наоборот, чем дольше удавалось обходиться без ДТП, тем больше скидка, предоставляемая водителю. Стоит заметить, что цена меняется значительно.
Можно привести еще несколько дополнительных определений бонуса-малуса, получивших широкое распространение:
- Система скидок за ответственное вождение.
- Рейтинговая система, в основе которой прежние водительские заслуги страхователя и негативный опыт участия в дорожном движении.
- Определение страховой премии исходя из персонального опыта вождения.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что бонус-малус – это скидка или наценка к стоимости ОСАГО в зависимости от добропорядочности водителя.
Определение цены на страховку с учетом количества аварий, в которых участвовал страхователь, широко распространено в развитых странах. За каждое дорожно-транспортное происшествие водитель штрафуется, и страховая премия возрастает, то есть срабатывает малус, а за каждый год отсутствия упомянутых событий повышается класс, и лицо получает поощрение в виде уменьшения премии, то есть бонус.
В России применение КБМ в ОСАГО началось с принятия закона №40 от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Однако автоматизированная система, которая позволила учитывать при расчете страховки количество аварий, была реализована только в 2012 году. Законодательную базу применения в отечественном страховании бонуса-малуса, кроме упомянутого закона, составляет ряд нормативных актов Банка России, в частности принятые 19 сентября 2014 года Указание № 3384-У и Положение № 431-П.
Процедура применения КБМ выглядит следующим образом. Водителю или автовладельцу, исходя из его водительской биографии, присваивается и ежегодно пересматривается класс бонуса-малуса, с учетом которого определяется цена ОСАГО. Другими словами, чем чаще водитель оказывается участником ДТП (соответственно, больше риск проведения выплат по страховке), тем она дороже. Информация о происшествиях с участием водителя может быть получена только из определенного источника. Страховая компания при заключении договора с клиентом должна использовать данные о его прежних страховках, содержащиеся в АИС РСА (автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков). Если водитель стал участником аварии, на следующий год будет применен повышающий коэффициент бонуса-малуса, и страховка подорожает, а при отсутствии происшествий с его участием следующий полис автогражданки станет дешевле.
На сегодня водители разделены на 15 групп с учетом истории участия в ДТП. Каждой из них соответствует определенный КБМ. Он сохраняется независимо от того, оформляется очередной полис ОСАГО в той же страховой компании, что и предыдущий, или в другой. Следует заметить, что рассматриваемый коэффициент применяется при покупке полиса, срок действия которого – год.
В зависимости от вида полиса принято выделять следующие виды КБМ:
- Коэффициент владельца авто – вычисляется для того, кому принадлежит транспортное средство, и применяется в случае оформления полиса на неограниченное количество лиц.
- Коэффициент водителя – определяется для каждого, кто допущен к управлению авто. Такой коэффициент применяется при оценке стоимости страховки, оформленной на определенных лиц.
Возможно превращение КБМ собственника в КБМ водителя, но обратная процедура не допускается. Коэффициент бонус-малус может быть также начальным или расчетным. В первом случае речь идет о КБМ, определяемом при заключении предыдущего страхового договора. Он используется для определения коэффициента по новому полису. Расчетный КБМ – это итоговый показатель, который применяется для расчета премии по текущему договору.
Расчёт КБМ
Не секрет, что каждый рассчитывает на максимальную скидку по ОСАГО за безаварийную езду. Но насколько это в действительности возможно, зависит от самого водителя.
Нужно разобраться в том, как считают КБМ по ОСАГО и что при этом используется.
Для расчёта скидки КБМ ОСАГО используется специальная таблица на основе данных об аварийности в предыдущем договоре в ситуациях, если:
- к моменту начала действия нового соглашения предыдущий контракт уже утратил свою силу. То есть истекли сроки, либо же стороны досрочно расторгли договор;
- с даты, когда закончилось действие прошлого полиса, прошло не больше года.
Самими сведениями о степени аварийности является количество выплат по прошлой страховке, если виновником оказался собственник или водитель. А также сюда относятся бонусы, полученные при заключении между сторонами последнего завершившегося соглашения ОСАГО.
Много вопросов возникает касательно того, какой максимальный возможный КБМ по ОСАГО. В настоящее время он составляет 0,5, что соответствует 13 классу.
Следует понять, как определяется КБМ по ОСАГО и что требуется знать для определения. Бонус будет определяться в зависимости от того, о каком типе коэффициента идёт речь.
Расчёт КБМ для водителя
Здесь мы говорим об ограниченной вариации страховки. Согласно договору о страховании, здесь есть ограничения по количество лиц, которым разрешается управлять автотранспортным средством.
- при расчёте цены полиса берут водителя с худшим коэффициентом. У каждого водителя в базе автостраховщиков есть свой бонус-малус. На остальных худший коэффициент влиять не будет;
- скидка выдаётся человеку, а не автотранспортному средству. Потому если машина будет заменена, коэффициент всё равно останется;
- повышающий специальный коэффициент может применяться через год лишь в отношении того водителя, который оказался виновником аварии.
У расчёта такого бонуса-малуса есть свои нюансы. Потому следует заранее уточнить, от чего зависит КБМ по договору ОСАГО.
- Определяют коэффициент, который присвоили водителю при заключении им последнего завершившего своё действие страхового полиса. Учитываются лишь те соглашения, где водитель выступал как лицо с допуском к управлению. Либо же собственником ТС. Если есть несколько соглашений, которые одновременно закончились, тогда расчёт основывается на худшем значении коэффициента.
- Считается количество выплат, которые были проведены за ДТП, где виновником выступал водитель.
- Для правильного определения уже нового коэффициента используются соответствующие таблицы расчёта.
Это позволит понять, сколько именно составит коэффициент бонус-малус для самого водителя.
Собственники и КБМ
Это уже неограниченный тип страхования ОСАГО. Если в договоре нет конкретного перечня людей, которые допускаются к управлению автомобилем, тогда:
- коэффициент будут присваивать только непосредственному владельцу;
- определять скидку будут на основании последнего закончившегося соглашения страхования;
- учитывается предыдущий договор, не имеющий ограничений;
- обязательным условием является то, что владелец и ТС по новому и старому договору совпадают.
Для такой ситуации используется несколько иной алгоритм расчёта.
Тут всё проводится следующим образом:
- страховщик определяет последний договор по ОСАГО, где владелец и ТС совпадали с владельцем и автомобилем по новому соглашению;
- определяют количество выплат по страховке, где виновником ДТП был собственник или же водитель, который управлял своей машиной по неограниченному типу страхового полиса;
- новые коэффициенты рассчитывают исходя из таблиц.
В действительности самого клиента страховой компании не сильно интересует, как именно представитель организации выполняет расчёты. Но лучше иметь определённые знания на этот счёт, чтобы исключить вероятность обмана или некорректного вычисления полагающейся скидки при оформлении нового договора страхования автогражданской ответственности.
Классификация коэффициентов
Применяются следующие коэффициенты:
КТ. Территориальный коэффициент, который зависит от региона проживания застрахованной. Для физического лица таким показателем является прописка в паспорте. А юридическим лицам определяется показатель, исходя из зарегистрированного адреса компании.
В зависимости от города, коэффициент КТ, используемый в полисе ОСАГО, имеет разное значение.
н/п | Город | КТ для ТС | КТ для тракторов и самоходных машин и механизмов |
1 | Москва | 2 | 1,2 |
2 | СПБ | 1,8 | 1 |
3 | Тамбов | 1,8 | 0,8 |
4 | Симферополь | 0,6 | 0,6 |
5 | Казань | 2 | 1,2 |
6 | Красноярск | 1,8 | 1 |
7 | Пермь | 2 | 1,2 |
8 | Хабаровск | 1,7 | 1 |
9 | Астрахань | 1,4 | 1 |
10 | Волгоград | 1,3 | 0,7 |
КБМ. Его значение определяется исходя из количества страховых случаев. Если обратившееся лицо имеет водительский стаж, в котором последний год является абсолютно безаварийным, то такой показатель уменьшает окончательную стоимость страховки. Данному коэффициенту присвоено 15 классов. Определяя данный показатель, необходимо воспользоваться таблицей, которая позволит определить класс ТС.
Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев в предыдущие периоды страхования по вине страхователя
Коэффициент
0 страховых выплат
1 страховая выплата
2 страховые выплаты
3 страховые выплаты
4 страховые выплаты и более
2,45
М
М
М
М
2,3
1
М
М
М
М
1,55
2
М
М
М
М
1,4
3
1
М
М
М
1
4
1
М
М
М
0,95
5
2
1
М
М
0,9
6
3
1
М
М
0,85
7
4
2
М
М
0,8
8
4
2
М
М
0,75
9
5
2
М
М
0,7
10
5
2
1
М
0,65
11
6
3
1
М
0,6
12
6
3
1
М
0,55
13
6
3
1
М
0,5
13
7
3
1
М
КВС – значение, определяемое возрастом и стажем лица, управляемого автомобилем. Водители, моложе 22 лет, которые получили права не менее 3 лет назад, могут ориентироваться на показатель 1,8. Минимальный КВС равен 1. Он может применяться только в том случае, если водитель достиг 22 лет и имеет водительский стаж в 3 года.
№
Возраст, лет
Стаж, лет
1
2
3-4
5-6
7-9
10-14
Более 14
1
16-21
1,93
1,90
1,87
1,66
1,64
2
22-44
1,79
1,77
1,76
1,08
1,06
1,06
3
25-29
1,77
1,68
1,61
1,06
1,05
1,05
1,01
4
30-34
1,62
1,61
1,59
1,04
1,04
1,01
0,96
0,95
5
35-39
1,61
1,59
1,58
0,99
0,96
0,95
0,95
0,94
6
40-49
1,59
1,58
1,57
0,95
0,95
0,94
0,94
0,94
7
50-59
1,58
1,57
1,56
0,94
0,94
0,94
0,94
0,93
8
старше 59
1,55
1,54
1,53
0,92
0,91
0,91
0,91
0,90
КО
Зависит от количества людей, которые имеют право управлять ТС. При этом важно понимать, что составляется договор с ограничением количества водителей (1) и без ограничений (1,8).
КП. Коэффициент применяется в определенный период времени
Он может не применяться в ограниченные периоды времени года.
КН. Его ставка от 1 до 1,5. Эту корректировку в обязательном порядке применяют все страховые компании. Она зависит от количества выявленных нарушений.
КС. Сезонный показатель, который зависит от количества времени, которое планируется для регулярной или разовой езды.
Кол-во месяцев | КС |
2 | 3 |
3 | 0,5 |
4 | 0,6 |
5 | 0,65 |
6 | 0,7 |
7 | 0,8 |
8 | 0,9 |
9 | 0,95 |
10 | 1 |
КП – срок страхования. Он также зависит от количества страховых дней (периодов):
Срок | КП |
2 дня | 2 |
5-15 дней | 0,2 |
16 дней – 1 месяц | 0,3 |
2 мес. | 0,4 |
3 мес. | 0,5 |
4 мес. | 0,6 |
5 мес. | 0,65 |
6 мес. | 0,7 |
7 мес. | 0,8 |
8 мес. | 0,9 |
9 мес. | 0,95 |
10 мес. | 1 |
КПр – Наличие прицепного устройства, которое может использоваться при движении ТС на постоянной или непостоянной основе. Он зависит от категории и цели эксплуатации прицепа для транспорта.
КМ Для многих автолюбителей остается вопросом, что означает коэффициент КМ, который учитывается в расчетах в полисе ОСАГО. Это значение напрямую зависит от мощности двигателя, установленного в транспортном средстве. С 2020 года этот показатель является постоянной величиной. Правилами установлен диапазон этого значения от 0,6 до 1,6. Поэтому, чем мощнее двигатель авто, тем выше стоимость страхового полиса.
Изменения с 1 апреля 2021 года
- Водителям устанавливается только 1 КБМ, срок действия которого составляет 1 год (до 31 марта следующего года). Раньше у автовладельцев было несколько КБМ. И это создавало путаницу, у водителя были проблемы при расчете стоимости ОСАГО. Такое происходило, если человек числился одновременно в двух документах – его фамилия фигурировала в полисе ОСАГО и значилась на автомобиле другого владельца.
- Водители должны брать КБМ из единой базы, установленной Российским союзом автостраховщиков (РСА).
- Если у автовладельца значилось несколько КБМ, тогда в базу будет внесено самое минимальное значение.
Расширение тарифного коридора
Центробанк РФ поставил страховщикам рамки, в которых они могут самостоятельно назначать стоимость базового полиса ОСАГО. До вступления в силу новых правил эти рамки составляли от 3432 руб. до 4118 руб. Ни дешевле, ни дороже страховые компании не могли продавать страховые полисы.
С 9 января 2021 года тарифный коридор расширился на 20% в обе стороны. Теперь диапазон составляет от 2746 руб. до 4942 руб. При этом стоимость ОСАГО будет определяться не индивидуально для каждого автовладельца, а будет установлена по каждому отдельно взятому региону.
Например, в так называемых зеленых регионах, где количество аварий наименьшее, полисы подешевеют. А в «красных» регионах (высокоаварийные) полисы ОСАГО подорожают.
В так называемых пограничных регионах со средней статистикой аварийности полисы будут находиться на средней границе. В г. Санкт-Петербург, к примеру, базовая ставка равна 4324 руб., в Ленинградской области – 4530 руб.
Изменение в таблице возраста и стажа водителей
Раньше коэффициент возраст-стаж зависел от двух показателей:
- От возраста меньше или больше 22 лет.
- От стажа меньше или больше 2 лет.
Пример. До вступления в силу новых правил водитель А. возрастом 34 года и опытом вождения 17 лет имел коэффициент 1. А теперь он имеет коэффициент 0,96.
Как проверить КБМ?
Проверить КБМ водителя или собственника автотранспортного средства онлайн можно на официальном ресурсе Российского союза автостраховщиков.
Поиск осуществляется при заполнении формы, где указываются персональные данные водителя:
- ФИО;
- дата рождения;
- сведения о водительском удостоверении.
В результате на экране будет отражено реальное значение бонуса-малуса, которое содержится в базе РСА.
В случае, когда расчетный КБМ окажется отличным от данных сайта, потребуется обратиться в страховую компанию или РСА с заявлением об его восстановлении.
Законодательство не устанавливает требование указывать в полисе КБМ, но некоторые компании могут прописывать его в графе особых отметок. Это допустимо.
Как рассчитать КБМ онлайн
Если у водителя есть история, т.е. он не новичок, то рассчитать или проверить КБМ поможет онлайн-калькулятор
Важно помнить, что КБМ не привязан к автомобилю, а только к водителю
Описание нашего сервиса и принцип его работы
Работа с виджетом по проверке текущего значения КБМ доступна всем водителям. Здесь можно рассчитать или проверить свой КБМ. Ведь иногда случается, что данные по водителю внесены случайно или намеренно неверно. Водитель может ознакомиться со своим КБМ абсолютно бесплатно. А в случае обнаружения ошибки может изменить свой КБМ за небольшую плату.
Достаточно заполнить данные в форме ниже:
- внести ФИО в специально отведенные для этого поля;
- аналогично внести дату рождения;
- номер своего водительского удостоверения;
- нажать на желтую кнопку «Проверить данные».
Программа покажет КБМ и стаж вождения.
Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?
Удобнее всего определять коэффициент бонус-малус, пользуясь специальной таблицей.
Класс | КБМ | Количество страховых случаев (обращений за выплатой ущерба), произошедших в период действия договора ОСАГО | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Класс, который будет присвоен | ||||||
M | 2,45 | M | M | M | M | |
2,3 | 1 | M | M | M | M | |
1 | 1,55 | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Если договор страхования заключается впервые, то водитель автоматически получает начальный 3 класс (КБМ = 1).
- Первый столбец содержит информацию о классе, присвоенном водителю на момент оформления действующего полиса ОСАГО.
- Во втором столбце указывается КБМ, соответствующий присвоенному классу.
- Оставшаяся часть таблицы содержит классы, которые будут присвоены в зависимости от количества страховых случаев в текущем году. КБМ изменится согласно таблице в момент заключения очередного договора ОСАГО.
Таблица скидок очень проста в использовании. Для расчета коэффициента бонус-малус достаточно знать исходное значение класса и количество страховых случаев, имевших место в период действия последнего договора ОСАГО. Исходный класс можно узнать в своей страховой компании или самостоятельно одним из указанных ниже способов проверки КБМ.
Где проверять коэффициент бонус-малус?
Практически все страховые компании на своих веб-ресурсах предоставляют возможность узнать КБМ онлайн. Кроме этого, в сети можно найти отдельные сервисы проверки текущего значения коэффициента, не связанные с определенным страховщиком.
Все проверяющие коэффициент бонус-малус сайты обращаются к базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Любой желающий также может воспользоваться онлайн-сервисом РСА и получить информацию напрямую без посредников.
Как проверить КБМ водителя по базе РСА онлайн?
Процедура определения коэффициента на сайте РСА интуитивно понятна и не вызывает особых проблем. Из документов потребуются только водительские удостоверения допущенных к управлению граждан РФ и действующий договор ОСАГО. Проверка проводится в отношении каждого из водителей по следующему алгоритму:
- В поле «Собственник транспортного средства» нужно отметить «физическое лицо».
- В следующем разделе необходимо указать системе на наличие ограничения по количеству допущенных к управлению лиц, нажав кнопку «с ограничением».
- Далее вводится требуемая информация из водительского удостоверения: ФИО, дата рождения, серия и номер документа. Если какие-либо из указанных сведений менялись (права, фамилия и т. д.), то система может неправильно определить КБМ. Попробуйте повторить проверку, используя прежние данные.
- В поле «Дата начала действия договора / добавления водителя в договор» нужно внести предполагаемую дату, с которой начнет действовать новый страховой полис.
- В заключение вводится проверочный код (капча) и запрос отправляется на сервер.
В качестве ответа должна появиться таблица с информацией о последней страховке и коэффициент бонус-малус, использованный при расчете страховой премии агента. Также система выдает сведения о количестве страховых случаев и значение нового КБМ.
Полученный результат вы можете проверить по таблице скидок, приведенной выше. Для этого берем исходный коэффициент бонус-малус, на основе которого рассчитывалась стоимость последнего полиса ОСАГО, и определяем новое значение класса в зависимости от количества страховых случаев. После этого находим его в первом столбце таблицы, а соответствующее ему значение КБМ (во втором столбце) и есть искомый коэффициент для расчета следующей страховой премии. В идеале он должен совпадать с результатами на сайте РСА.
При планировании будущих расходов на страхование ОСАГО нужно учитывать, что для расчета стоимости полиса берется максимальное из всех значений КБМ допущенных к управлению лиц.
Особенности расчета КБМ при неограниченной страховке
Как узнать значение коэффициента бонус-малус для страховки без ограничений, если КБМ водителей заранее неизвестен? В таких случаях размер скидки определяется по собственнику автомобиля.
Все расчеты проводятся аналогично. Единственное отличие в том, что КБМ закрепляется за конкретным транспортным средством. То есть новый автомобиль того же собственника полностью обнуляет накопленный бонус и получает первоначальный показатель 3 класса.