Международное право и движущие силы истории

Почему Европейский Суд важен для граждан РФ?

ЕСПЧ – механизм защиты прав человека, органично включенный в российскую систему права с 1998 г. Этот международный суд находится в Страсбурге и уполномочен рассматривать жалобы граждан и организаций на нарушение их прав. Решения Европейского Суда являются основанием для пересмотра приговоров и решений по гражданским делам национальных судов, если установлено, что при вынесении такого приговора или решения была нарушена Европейская конвенция. Порядок исполнения решений ЕСПЧ, подразумевающий отмену или изменение обжалованного в Европейский Суд судебного акта, не отличается от порядка исполнения постановлений Конституционного Суда РФ, которые также являются основанием для пересмотра судебных решений, и прямо предусмотрен в каждом процессуальном кодексе (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ, п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).

Пострадавшим ЕСПЧ присуждает компенсации, которые выплачивает из своего бюджета государство, допустившее нарушение, – обычно от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро.

Но что наиболее важно – Европейский Суд влияет на совершенствование российского законодательства. Государственная Дума РФ ежегодно принимает несколько законов, основанных на его решениях, чтобы исключить нарушение прав человека, защищаемых Европейской конвенцией

Каждый год Министерство юстиции РФ представляет президенту доклад по мониторингу исполнения решений ЕСПЧ, в котором указывается, какие изменения в законодательство РФ были внесены на основании этих решений. С учетом собранных данных даются поручения, например:

  • проработать вопрос об обеспечении гарантий беспристрастности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, путем включения стороны обвинения (представителя прокуратуры или других госорганов) в процессы с устными слушаниями в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 20 сентября 2016 г. по делу «Карелин против России»;
  • проработать вопрос о закреплении в УПК РФ дополнительных гарантий для лиц, которые не достигли возраста уголовной ответственности и которых проверяют, задерживают и доставляют в правоохранительные органы в связи с сообщениями о совершении ими преступлений, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 23 марта 2016 г. по делу «Блохин против Российской Федерации»;
  • проработать вопрос о включении в УПК РФ норм о незамедлительном доставлении в суд задержанного лица, в отношении которого ранее было вынесено судебное постановление о заочном заключении под стражу, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 31 января 2017 г. по делу «Вахитов и другие против Российской Федерации».

Субъекты и объекты МП

Субъектами международного права считаются правосоздающие и правореализующие субъекты, которые наделены особыми возможностями и несут юридическую ответственность.

К первичным субъектам относят суверенные государства и национальные образования, борющиеся за самоопределение. К производным – международные организации, созданные правительствами государств.

Источником правосубъектности (возможности участвовать в правоотношениях) для производных субъектов является учредительная документация, принятая первичными субъектами. Они же являются изначально носителями международных прав и обязанностей.

Объектом международного права может стать все то, что выходит за рамки внутреннего воздействия государства и вмещается в определение «международное сотрудничество». Это интересы всей мировой общественности или одного суверенного участника МП.

Виды и характеристика источников международного права

Свое правовое отображение международное право находит в специально закрепленных формах, в которых выражены единые правила взаимодействия между субъектами-участниками.

К основным источникам относят:

  1. Международный договор – письменный (в редких случаях – устный) документ, закрепляющий соглашение государств относительно выполнения определенных действий или их прекращения.
  2. Международный обычай – правила, утвержденные путем длительной правовой практики после всеобщего признания их юридического значения.

Нередко к основным источникам относят и общие принципы права – правовые нормы, имеющие обобщенный характер и являющиеся частью правовых систем государств.

Под вспомогательными источниками принято рассматривать судебные решения или документацию организаций, научные труды правоведов.

В основном решение международных и арбитражных судов – это правовое подтверждение международного обычая. Основной юридической силой обладают решения Международного суда. Что касается межправительственных организаций, то решения будут считаться легитимными лишь в том случае, когда будут иметь законную силу. Теоретические выводы, выдвинутые ведущими мировыми юристами для уточнения правовых вопросов, играют немалую роль в развитии международного права. Ведь их доктрины – современный взгляд на устаревшую систему юриспруденции.

Обобщая, можно отметить, международное право – сложная правовая система, на которой базируются все межгосударственные отношения. Субъекты этих отношений не только создают нормы и источники МП, но и в дальнейшем обеспечивают полное соблюдение международно-правовой базы.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Право

  • 15 сложных планов по блоку «Право»
  • Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
  • Система и отрасли российского права
  • Права, свободы и обязанности человека

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Россия в межгосударственной конкуренции или каковы интересы Западного мира по отношению к России?

Отношение Западного мира к России неизменно с XVII века – наша страна является для Запада страной-конкурентом. Многие знакомы с фразой российского императора Александра III: «У России есть только два союзника – ее армия и флот», менее известны его слова: «У России нет друзей. Нашей огромности боятся». Единственный метод борьбы с «огромностью» – разделение большого единого целого на многие небольшие части. Политика западных стран, направленная на расчленение России, проводится с завидной последовательностью последние 200 лет.

В 1848 году будущий британский премьер-министр Г.Д. Палмерстон сформулировал циничный, но правдивый принцип британской политики: «У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы. Наш долг – защищать эти интересы».

Надо сказать, что актуальность этого принципа с XIX века нисколько не снизилась.

После поражений, нанесенных Россией Турции в кампаниях 1853 года, Англия и Франция вступили в Крымскую войну 1853-1856 гг., чтобы предотвратить окончательную победу России над Турцией и воспрепятствовать переходу черноморских проливов под ее контроль. Россия не смогла победить в войне против одновременно Англии, Франции и Турции. В результате по итогам Крымской войны от России были отделены земли, входящие в состав современной Молдавии.

Русские войска, разгромившие противника в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в результате давления Англии на российские власти остановились в Адрианополе, всего в 200 км от Стамбула, и не стали брать турецкую столицу. Беспрецедентное давление Англии объясняется тем, что покорение Стамбула могло бы обеспечить России контроль над черноморскими проливами.

В 1904 году при мощной дипломатической и экономической поддержке США и Англии Япония начала с Россией войну, закончившуюся поражением России и потерей ею южной части Сахалина и Курильских островов, были утрачены также права аренды на военно-морскую базу России в Порт-Артуре.

В ходе гражданской войны в СССР в 1918-1921 гг. западные страны сначала разделили Россию на зоны влияния (Дальний Восток – Японии, Украина – Германии, Северо-Запад – Англии), а потом оказывали помощь то белым правительствам, то большевикам, надеясь, что у власти окажется объективно слабейшая сторона, которая не сможет воссоздать Россию в границах Российской империи начала ХХ века.

Задачи Германии в войне, начатой ею против СССР 22 июня 1941 г., описал И. В. Сталин в обращении к советскому народу, опубликованном в газете «Правда» 10 мая 1945 года и посвященном Дню Победы в Великой Отечественной войне. И. В. Сталин указал: «Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться». Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться».

Идеи Гитлера удалось реализовать в 1991 году. Воспользовавшись слабостью экономики СССР, западные страны смогли разъединить советские республики. К счастью, распада России не произошло, удалось удержать в составе России и Татарстан, и республики Северного Кавказа, хотя принимались явные меры для их отрыва от России.

В XXI веке на межгосударственном уровне у России опять нет друзей. Не стоит расценивать это как трагедию: объективную реальность целесообразнее знать и учитывать. В существующих условиях межгосударственной конкуренции друзей у России и не может быть. В лесу у волка нет друзей – зайцы его боятся и убегают от него, а другие волки ненавидят за то, что он отбирает у них еду. Волки могут ненадолго объединяться в стаи, чтобы добыть очень крупного зверя, либо чтобы защититься от общего сильного врага.

В силу фундаментальных законов межгосударственной конкуренции на международной арене идет непрерывная борьба, в рамках которой Россия либо создаст одну из крупнейших и эффективных экономик в мире, подкрепленную значительной военной силой, либо будет разделена на несколько частей и подчинена странам с более прогрессивным способом хозяйствования.

Приоритет национального права над международным — Мировой опыт

В первую очередь нужно понимать, что Российская Федерация не первая страна, которая закрепляет силу внутреннего законодательства, приоритет Конституции над международным правом. Действие международных договоров ограничивают во многих основных законах мира, например в Германии, Франции и других странах ЕС.

Приоритет национального права над международным в США

Наиболее выражен приоритет Конституции в Соединенных Штатах. Несмотря на то, что в законодательстве США нет чёткого закрепления приоритета внутреннего права над международным правом, судебная практика в Америке основана именно на федеральном законодательстве, а также законодательстве штата. Верховный суд США также ставит национальное право выше международного.

Вероятнее всего, именно на пример западных коллег и ориентировалось российское правительство при подготовке данного законопроекта.

Система международного права

Новейшая система МП представлена сложной взаимосвязью всех правовых компонентов, которые не противоречат сущности друг друга. Каждая составная часть упорядочивает особую область международных отношений:

  • общеустановленные принципы международного регулирования – ядро международно-правового механизма;
  • институты МП – совокупность правовых норм, имеющих отношение к одному объекту или утверждающих конкретный статус;
  • отрасли МП – единая мини-система юридических норм и институтов, которые объективно взаимосвязаны и специфичны для одной широкой области международного взаимодействия. Для отраслей характерно наличие устойчивых принципов регламентации и развитая кодификация.

Принципы МП

Результатом общественного взаимодействия стало появление единых основ международного права. В МП принципы несут общеобязательный характер и являются мерой законности в международно-правовой системе.

В соответствии с международными правовыми документами выделяют такие принципы:

  • суверенное равенство – каждое государство пользуется суверенными правами, тем самым подтверждая свое равенство на мировой арене. При этом участники правовых отношений обязуются не посягать на правосубъектность других государств;
  • территориальная целостность и нерушимость границ – юридически закрепленные границы государства не должны стать объектом территориальных притязаний других участников международных отношений;
  • мирное урегулирование международных конфликтов и споров – противоречия государств должны решаться путем мирных переговоров, привлечения международного посредничества или судебного разбирательства. Международные разногласия не должны являться угрозой для равновесия в мире;
  • неприменение силы и угрозы – воздержание участников от применения силы, направленной против независимости и целостности любого государства. Решение об использовании вооруженной агрессии возможно лишь в случаях, установленных уставом ООН (индивидуальная или коллективная самооборона);
  • невмешательство во внутренние дела суверенного государства – внутриполитическое устройство государства не должно подвергаться любому виду вмешательства (интервенция, политическое давление и др.);
  • мировое сотрудничество – для укрепления мирового равновесия и урегулирования проблем современности государства обязаны осуществлять международное сотрудничество. Основа данных обязательств – неукоснительное соблюдение нормативной базы международного права;
  • самоопределение и равноправие народов – самостоятельно принятые решения народа относительно своего направления развития должны найти поддержку среди других государств. Исключением будут действия, которые нанесут ущерб целостности территории суверенного государства;
  • уважение прав и свобод человека – является неотъемлемой частью государственной политики и не должно становиться объектом дискриминации;
  • сознательное выполнение международных обязательств.

История межгосударственных отношений

Первые взаимоотношения между различными народами складывались на рассвете древних цивилизаций. Международные договоренности тогда контролировали вопросы военного времени и предоставление союзнической поддержки. Лидерами таких соглашений стали Древняя Греция и Рим.

В Средневековье ощутимое воздействие на формирование международных принципов оказывала религия. Папа Римский не редко выступал гарантом международных соглашений. Развивалось посольское право. Русское государство этого периода характеризуется активным взаимодействием с Византией. Наиболее значимые договоры заключили князья Олег и Игорь. Укреплению связей с другими государствами впоследствии способствовало крещение Руси по инициативе князя Владимира, а также династические браки, организованные Ярославом Мудрым.

В начале XVII века буржуазные отношения полностью изменили облик международного права. Подписание Вестфальского мира, а после принятие Декларации Независимости США заложили фундамент для реализации прав и свобод человека и наций в целом.

События начала и середины XX века ознаменовали новый этап развития международных отношений. Устав ООН стал основным устанавливающим документом, в котором резко осуждались преступления против человечности и государств, агрессивная политика и навязанные под давлением государственные устои.

Что даст приоритет Конституции над международным правом

В тоже время, после принятия изменений, ситуаций в которых рядовой гражданин может выиграть достаточно мало. Этой поправкой государство может пользоваться вполне успешно. Для многих обращение в ЕСПЧ было последним шансом защитить своё имя. С другой стороны, практика придания делу широкого общественного резонанса, который в итоге играет важную роль в судебном разбирательстве (дело Ивана Голунова, Мартина Кочесоко), говорит о том, что злоупотреблять данной поправкой не получится.

С бизнесом всё обстоит иначе. В целом ситуация для предпринимателей, как для юридических лиц, не меняется. Если компания зарегистрирована за рубежом, то и подчиняется она законодательству этого государства либо законодательству той страны, где осуществляет свою деятельность. Если же компания отечественная и осуществляет свою деятельность на территории России, то в любом случае законы Российской Федерации для неё в приоритете.

В чем будет приоритет Конституции?

В этой связи корректнее говорить о том, что конституционные поправки лишь усилили акцент на необходимости соблюдения требований Конституции РФ, даже несмотря на то, что сохраняется приоритет международного права (но не всего международного права, а только той части его нормативно-правового содержания, подписанного и ратифицированного Россией, которое не противоречит российской Конституции).

В этой связи, представляются вполне обоснованными предложения Председателя Государственной Думы В.В. Володина проверить все подписанные со стороны Российской Федерации международные соглашения и договоры на предмет соответствия Конституции и проинформировать зарубежных подписантов о том, что в процессе их исполнения Россия будет строго придерживаться своей Конституции, при этом Конституционный Суд РФ может вынести решение об их неисполнении в случае несоответствия Конституции России.

При этом возникает вполне очевидный вопрос, имеющий для нашей страны важное международно-политическое значение: в каких случаях будет необходимо добиваться переподписания международных договоров в соответствии с требованиями российской Конституции, насколько это выгодно нашей стране, являющейся универсальным правопреемником СССР, а в каких случаях России будет необходимо выходить из или денонсировать противоречащие Конституции РФ международные договоры с ее участием. Для рядового гражданина вопросы соотношения российского и международного права в большинстве случаев не имеют принципиального значения, причем столкнувшись с какой-либо правовой коллизией, гражданин РФ будет рад тому, что требования Конституции РФ не могут быть нарушены в отношении него ни при каких международно-правовых обстоятельствах, а российское государство будет защищать его права всеми доступными способами

Для рядового гражданина вопросы соотношения российского и международного права в большинстве случаев не имеют принципиального значения, причем столкнувшись с какой-либо правовой коллизией, гражданин РФ будет рад тому, что требования Конституции РФ не могут быть нарушены в отношении него ни при каких международно-правовых обстоятельствах, а российское государство будет защищать его права всеми доступными способами.

Значение приоритета российских законов над международным правом для России

После принятия поправок в Конституцию, требования международного права на территории нашей страны действуют только в той части, где не противоречат основному закону Российской Федерации. В случае возникновения нормативного конфликта, приоритет отдаётся Конституции РФ. В первую очередь, такой шаг позволяет российскому законодательству быть выше соглашений Европейской конвенции и решений Европейского суда по правам человека.

Согласно Конституции каждый вправе в соответствии с договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся средства внутригосударственной правовой защиты. Учитывая новую поправку, например, получив акт Европейского суда по правам человека, лицо, вероятнее всего, будет вынуждено доказывать уже в российских судах, что решение международного органа не противоречит Конституции РФ. А наш суд соответственно должен будет решить, стоит или не стоит исполнять то или иное решение международного органа.

Конечно, при условии прозрачной работы внутренней судебной системы, для простых граждан, поправка о приоритете российского права над международным не должна нести угрозу.

Верховенство Конституции РФ или мир во всем мире

Сопредседатель рабочей группы по обсуждению поправок Андрей Клишас считает, что «решения ЕСПЧ должны быть основаны на Конвенции. Только такие решения будут исполняться. Решения, которые будут основаны на толковании Конвенции, могут быть исполнены только в случае, если они не противоречат российскому конституционному правопорядку».

Если не считать рассуждений о некой теоретической возможности уклониться от исполнения решений ЕСПЧ, противоречий тут нет: такие решения всегда основаны на Конвенции и не могут противоречить Конституции. Однако давайте рассмотрим эту «теоретическую возможность».

Нужно понимать, что у стран – членов Совета Европы, в число которых входит Россия, нет выбора – исполнять, не исполнять или исполнять частично решения Европейского Суда. Либо Россия является членом СЕ и выполняет все требования подписанных ею международных договоров и соглашений, включая Конвенцию и протоколы к ней, которые сама же ратифицировала. Либо «сидит в углу, как обиженная тетя» – остается вне Совета Европы и ни на что не влияет в европейских процессах.

Никто не меняет правила по ходу игры. Международные договоры могут предусматривать оговорки, но их делают до, а не после подписания международного соглашения. Так, в 1998 г. при ратификации Европейской конвенции Россия сделала оговорку, в соответствии с которой положения п. 3 и 4 ст. 5 Конвенции не могли препятствовать применению статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулировавших порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Указанная оговорка действовала до принятия в 2001 г. нового Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Смысл международного сотрудничества и международных договоров заключается в том, что страна сознательно отказывается от части собственного суверенитета в пользу органов международного права. Возможно, кто-то не знает или не помнит, для чего создавались Европейская конвенция и Европейский Суд, гарантирующий ее соблюдение. Это как раз то, за что миллионы солдат отдали свои жизни; то, за что мы чтим наших ветеранов. Цель Конвенции – обеспечить мирное сосуществование стран и не допустить Третьей мировой войны. Наблюдая за тем, как развязываются вооруженные конфликты и какие трагические масштабы войны приобрели в ХХ в., государства пришли к выводу о необходимости взаимного контроля и сознательного отказа от части суверенитета, чтобы не допустить появления очередного военного монстра взамен поверженной фашистской Германии. Потому при подготовке Европейской конвенции было внимательно просчитано, нарушение каких прав ведет к взращиванию агрессивных идей и созданию тоталитарного государства.

Ограничение права на свободу, искоренение права на свободу собраний и подавление тех, чьи взгляды противоречат мнению большинства, отсутствие справедливого и независимого суда, честных выборов – все это ведет к сосредоточению власти в одних руках, мобилизации военных механизмов и подавлению неугодных. Так строится мощное, хорошо управляемое, непредсказуемое в своих законодательных инициативах и агрессивное государство, опасное для других стран.

Что такое международное публичное право?

Право имеет множество определений, однако ни одна из дефиниций не является общепринятой. Тем не менее, все правоведы и философы признают наличие у права двух признаков – общеобязательности (действие права распространяется на всех) и гарантированности (исполнение требований права подкрепляется мерами принуждения).

Названия бывают обманчивы. Международное публичное право, хотя и именуется правом, не отвечает основным признакам понятия «право». Можно утверждать лишь, что международное публичное право – это особая правовая система, регулирующая отношения между государствами.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

  1. принцип неприменения силы и угрозы силой;
  2. принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  3. принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  4. принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  5. принцип равноправия и самоопределения народов;
  6. принцип суверенного равенства государств;
  7. принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  8. принцип нерушимости государственных границ;
  9. принцип территориальной целостности государств;
  10. принцип уважения прав человека и основных свобод.

Изучение истории, в том числе новейшей, показывает, что принципы международного права в ряде случаев не согласуются друг с другом, применение их избирательно и непоследовательно.

Приведем несколько примеров. Принцип территориальной целостности государств противоречит принципу самоопределения народов. В частности, США и ряд стран Западной Европы готовы признать независимость Косово в соответствии с принципом самоопределения народов, но настаивают на принципе территориальной целостности государств в случаях присоединения Крыма к России и объявления независимости Южной Осетией.

В нарушение принципов неприменения силы и невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию суверенных государств, США и их союзники начинают войну с Ираком, объясняя своим гражданам, что в Ираке нарушаются права человека и разрабатывается оружие массового поражения. После завершения военной операции выясняется, что Ирак оружие массового поражения не разрабатывал, а значит, сотни тысяч погибших иракцев невозможно признать неизбежными потерями. Тем не менее, никто из «защитников прав человека» не наказан.

Известно еще немало примеров, доказывающих, что в международном публичном праве, во-первых, не действует принцип общеобязательности: сильные государства могут по своей воле и, как правило, без последствий нарушать те или иные принципы международного публичного права; во-вторых, не работает принцип гарантированности: сильные государства не привлекаются к ответственности даже в случае очевидных грубых нарушений.

Таким образом, в международном публичном праве можно выделить одиннадцатый универсальный принцип – принцип двойных стандартов, согласно которому идеи обязательности и гарантированности реализуются сильными странами в отношении слабых, а международное публичное право может «подчинять» себе сильное в военном плане государство лишь до тех пор, пока это выгодно последнему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector