Постановление правительства рф от 30.09.2015 n 1042
Содержание:
Обоснование закупок
Как мы отметили выше, 01.01.2016 вступила в силуст. 18 Закона о контрактной системе, в силу которой при формировании плана и плана-графика закупок должно происходить обоснование закупок, заключающееся в установлении соответствия планируемой закупки целям ее осуществления, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Так, при формировании плана закупок обоснованию подлежит объект (объекты) закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе, и установленных в соответствии со ст. 19 данного закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В свою очередь, при формировании плана-графика закупок обоснованию подлежат (ч. 3 ст. 18 Закона о контрактной системе):
– начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном ст. 22 этого закона;
– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования приведены в Постановлении Правительства РФ № 555. Согласно п. 3 указанного постановления при обосновании закупок заказчик осуществляет:
1) обоснование выбора объекта и (или) объектов закупки в сроки, установленные:
– Правительством РФ для формирования и утверждения планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;
– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией для формирования и утверждения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в сроки, установленные:
– Правительством РФ для формирования и утверждения планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;
– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией для формирования и утверждения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.
Обоснование закупок должно осуществляться бюджетными учреждениями в соответствии с приведенными в Постановлении Правительства РФ № 555:
– формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов закупок;
– формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок.
Отметим, что в отношении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), осуществляемых путем проведения запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе), обоснование закупок будет производиться в соответствии с решением врачебной комиссии.
В отношении закупок, осуществляемых согласно п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.
Исходя из ч. 1 вводимой ст. 7.29.3 КоАП РФ включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб.
В свою очередь, несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением его описания) влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ).
Размер штрафов
Величина штрафных санкция является исключительно фиксированным показателем, определение которого происходит на основании процентного соотношения от стоимости контрактного соглашения. Чем больше стоимость договора, тем меньше будет величина процентной ставки.
Градация санкция достаточно большая:
От 3 до 50 миллионов рублей | 10% |
От 50 до 100 миллионов рублей | 5% |
До 500 миллионов рублей | 0,5% |
До 1 миллиарда рублей | 0,4% |
Больше 10 миллиардов рублей | 0,1% |
Если закупка «на повышение»
В случае если величина закупки идет на увеличение, то законодательством устанавливаются следующие размеры штрафов (от показателя НМЦК):
Меньше 3 000 000 рублей | 10% |
До 50 000 000 рублей | 5% |
До 100 000 000 рублей | 1% |
Ключевая особенность заключается в том, что штрафные санкции определяются в процентном соотношении не от стоимости соглашения или его одного конкретного этапа, а от НМЦК.
Если нарушенное обязательство не имеет стоимостного выражения
Практика показывает, что стоимости контракта прямо зависит сумма штрафных санкций.
Чем выше цена, тем больше будет штраф:
Меньше 3 миллионов рублей | 1 000 рублей |
До 50 миллионов рублей | 5 000 рублей |
Больше 100 миллионов рублей | 100 000 рублей |
Для заказчиков
Непосредственно для заказчиков размеры штрафов выражаются в той же сумме, что и в тех случаях, когда нарушенная категория обязательств не выражается в виде определенной стоимости. Например, если сумма договора не является выше значения в 3 000 000 рублей, то на заказчика будет наложен штраф в 1 000 рублей.
Нововведения
С конца 2020 года заказчики и поставщики, которые выступают в качестве сторон по государственным договорам, должны в обязательном порядке осуществлять расчет штрафов, если один из участников сделки нарушает условия контракта.
Среди наиболее важных изменений следует выделить:
- Изменение размеров штрафных санкций, которые накладываются на непосредственных поставщиков в случае нарушения контрактных требований, при условии, если сумма договора составляет 500 000 000 рублей.
- Изменение величины санкций для поставщиков, которые выступают в качестве представителей малого или среднего бизнеса.
- Установление размеров штрафов, которые применяются для победителей закупочных акций, которые смогли предложить наиболее высокую стоимость соглашения – объем санкции устанавливается в формате фиксированной суммы.
- Определение объемов штрафов для поставщиков – только в тех случаях, если контракты не имеют стоимостного выражения.
- Установление штрафов за отказ поставщиков от исполнения установленного перечня обязательств – в 2020 году размеры фиксированные, определение происходит в прямой зависимости от суммы договора.
- Изменение принципа расчета дополнительных выплат, включая пени, которые должны выплачиваться поставщиками.
Вышеуказанные изменения в будущем должны значительно упростить систему расчета санкций штрафного характера. Специалисты считают, что такие меры помогут в сокращении количества спорных ситуаций, которые, в свою очередь, возникают по причине некорректного начисления неустойки.
Штрафы поставщика
Наиболее часто виновником нарушения контрактных обязательств становится именно поставщик, так как на него обычно возложен гораздо больший перечень обязанностей. В этой части статьи приведены штрафные взыскания, которые может получить исполнитель.
За каждый отдельный факт недобросовестного исполнения поставщиком обязательств по контракту, неисполнения или уклонения от исполнения своих обязательств, на поставщика накладывается штраф, исчисляемый следующим образом:
Процент от цены контракта | Цена контракта |
10% | До 3 млн рублей |
5% | От 3 млн до 50 млн |
1% | От 50 млн до 100 млн |
0,5% | От 100 млн до 500 млн |
0,4% | От 500 млн до 1 млрд |
0,3% | От 1 млрд до 2 млрд |
0,25% | От 2 млрд до 5 млрд |
0,2% | От 5 млрд до 10 млрд |
0,1% | Свыше 10 млрд |
Для договоров, заключённых с поставщиком, предложившим наиболее высокую цену за право заключения, штрафы рассчитываются следующим образом:
Процент от цены контракта | Цена контракта |
10% | Не превышает 3.000.000 рублей |
5% | От 3.000.000 до 50.000.000 рублей |
1% | Свыше 50.000.000 рублей |
Такой расчёт применяется, например, при поставке товара ненадлежащего качества, т. к. в таком случае он считается непоставленным, но при этом у заказчика имеется возможность оценить стоимостное выражение обязательства при его добросовестном выполнении. В данном случае — это цена контракта при его превышении НМЦК или НМЦК при меньшей итоговой стоимости контракта.
Для обязательства, не имеющего стоимостного выражения, штрафы устанавливаются в следующем размере:
Размер штрафа | Цена контракта |
1.000 рублей | Не превышает 3.000.000 рублей |
5.000 рублей | От 3.000.000 до 50.000.000 рублей |
10.000 рублей | От 50.000.000 до 100.000.000 рублей |
100.000 рублей | Свыше 100.000.000 рублей |
Таким образом, расчёт штрафа за нарушение обязательств может производиться двумя способами: в процентах от цены контракта (или НМЦК) либо в качестве конкретной суммы — в зависимости от того, какое обязательство и на каком этапе было нарушено. В любом случае поставщикам и заказчикам стоит иметь в виду, что это не единственная мера ответственности — например, поставщик, нарушивший контракт, может быть включён в реестр недобросовестных исполнителей на определённый срок, в связи с чем он не сможет принимать участие в закупочной деятельности, а его деловая репутация будет значительно ухудшена.
Общие положения
Постановление Правительства №1042 от 30.08.2017 изменило ранее принятое в части порядка определения суммы штрафных взысканий, назначенных за не соответствующее исполнение сторонами закупок своих обязательств по контракту, а также отменило постановление №1063 от 25.11.2013.
В настоящий момент некоторые пункты постановление также претерпели изменения — например, пункт 10 признан утратившим свою силу . Этим же постановлением были изменены пункты 1–5, 9, 11, 12 с 14.08.2019.
Недобросовестность в данном случае может охватываться довольно большим количеством действий как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика: это может быть как уклонение от поставки указанных ТРУ, так и осуществление поставки ненадлежащего качества, а также объекта, не соответствующего требованиям договора и т. д.
Со стороны заказчика примером добросовестности может служить несвоевременная оплата действий исполнителя или отдельных этапов исполнения контракта. Всё это наносит вред как хозяйственной деятельности закупщика, так и исполнителя.
Краткое описание ответственности сторон по контракту по 44-ФЗ
Размер штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнения обязательств по Федеральному закону №44-ФЗ определяется согласно Правилам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042.
Штраф начисляется согласно правил, если законодательством РФ не установлен иной порядок начисления штрафа (п.13 ПП 1042).
Если контрактом предусмотрены этапы, то штраф рассчитывается для каждого этапа.
Общая сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта.
ВАЖНО! Штраф рассчитывается за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств (в том числе гарантийного обязательства), за исключением просрочки исполнения обязательств.
Размеры штрафов по 44-ФЗ
*обозначение: НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта, ЦК – Цена контракта
1. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ (подрядчиком, исполнителем) обязательств начисляется неустойка в размере:а) 10 % от ЦК (этапа), если ЦК (этапа) не превышает 3 млн. рублей;б) 5 % от ЦК (этапа) в случае, если ЦК (этапа) от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);в) 1 % от ЦК (этапа) в случае, если ЦК (этапа) от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);г) 0,5 % от ЦК (этапа) в случае, если ЦК (этапа) от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);(в данном пункте рассмотрены штрафы при НМЦК менее 500 млн.рублей)
2. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ (подрядчиком, исполнителем) обязательств по результатам торгов для СМП, размер штрафа устанавливается в размере 1% от ЦК (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ (подрядчиком, исполнителем) обязательств, заключенным с ПОБЕДИТЕЛЕМ закупки, предложившим НАИБОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ЦЕНУ ЗА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА:а) если ЦК не превышает НМЦК:10 % от НМЦК, если ЦК не превышает 3 млн. рублей;5 % от НМЦК, если ЦК от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);1 % от НМЦК, если ЦК от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);б) если ЦК превышает НМЦК:10 % цены контракта, если ЦК не превышает 3 млн. рублей;5 % цены контракта, если ЦК от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);1 % цены контракта, если ЦК от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ (подрядчиком, исполнителем) обязательства, которое НЕ ИМЕЕТ СТОИМОСТНОГО ВЫРАЖЕНИЯ, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств):а) 1 000 рублей, если ЦК не превышает 3 млн. рублей;б) 5 000 рублей, если ЦК от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);в) 10 000 рублей, если ЦК от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);г) 100 000 рублей, если ЦК превышает 100 млн. рублей.
5. За ненадлежащее исполнение ПОДРЯДЧИКОМ обязательств ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВИДОВ И ОБЪЕМОВ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 % стоимости указанных работ.
6. Если контрактом предусмотрено условие о ПРИВЛЕЧЕНИИ к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО, штраф устанавливается в размере 5 % объема такого привлечения, установленного контрактом.
7. За каждый факт неисполнения ЗАКАЗЧИКОМ обязательств:а) 1 000 рублей, если ЦК не превышает 3 млн. рублей (включительно);б) 5 000 рублей, если ЦК от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);в) 10 000 рублей, если ЦК от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);г) 100 000 рублей, если ЦК превышает 100 млн. рублей.
Прочие калькуляторы для 44-ФЗ:
- Калькулятор начальной (максимальной) цены контракта
- Калькулятор расчета цены контракта по итогам электронного аукциона или конкурса
- Расчет обеспечения заявки и исполнения контракта по 44-ФЗ
- Расчет неустойки (пени) для 44-ФЗ (согласно Постановления Правительства №1042)
- Калькулятор объема закупок у СМП / СОНО для отчета по 44-ФЗ
- Калькулятор сроков электронного аукциона по 44-фз
Исключения из правил
В соответствии с частью №15 статьи №34 Закона Российской Федерации №44, заказчики могут на законных основаниях отказаться от исполнения требований об обязательном порядке закрепления сумм штрафных санкций в соглашении. Это актуально для тех случаев, когда закупка проводится только у одного поставщика.
Суммы, параметры и нормативные положения Закона следующие:
На сумму меньше 100 000 рублей | Пункт №4, часть №9, статья №93. |
При заключении соглашений на посещение развлекательных объектов или спортивных мероприятий | Пункт №15, часть №1 статья №93. |
Если в качестве основного закупочного объекта выступают медицинские препараты | Пункт №28, часть №1, статья №93 |
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область
- Санкт-Петербург и область
- Регионы
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Ответственность поставщиков по 44-ФЗ
Если исполнитель (подрядчик, поставщик) нарушил условия договора, заказчик может направить ему требование о выплате неустойки (пени, штрафа). Закон 44-ФЗ делит нарушения на два основных типа:
- Ненадлежащее выполнение обязательств, за что заказчик вправе потребовать штраф.
- Просрочка выполнения контракта, за которую начисляются пени.
Ненадлежащее выполнение — это результат (поставленный товар или оказанная услуга), который не отвечает заявленным требованиям. К примеру, прочность металлоконструкций отличается от прописанных в контракте допустимых значений.
Просрочка — когда исполнитель не уложился в сроки, указанные в госконтракте.
В связи с неисполнением обязательств в определенные контрактом сроки заказчик имеет право обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта. Подробнее в теме “Расторжение контракта по 44-ФЗ“.
Расчет штрафов по 44-ФЗ
Система расчёта штрафов регламентирована постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Конкретный процент штрафа выбирается в зависимости от итоговой суммы контракта или цены за его отдельный этап, а не от первоначальной максимальной суммы.
Сумма контракта, руб. | ниже 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100-500 млн | 500 млн до — 1 млрд | 1-2 млрд | 2-5 млрд | 5-10 млрд | 10 млрд и выше |
Штраф, % | 10 | 5 | 1 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,1 |
Штрафы для СМП и СОНКО
Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.
Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения
У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.
НМЦК, руб. | Менее 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100 млн и выше |
Штраф, руб. | 1 000 | 5 000 | 10 000 | 100 000 |
Расчет пени по 44-ФЗ
Схема расчёта пеней прописана в части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Пени считаются как 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы контракта и длительности просрочки, то есть:
Пени = Сумма контракта × (1/300 × Ключевая ставка) × число дней просрочки
Когда часть работы по контракту уже успешно выполнена, это следует учесть при расчёте пени: сумма контракта уменьшается на объём сделанной работы.
Рассчитывая пени, следует исходить из размера ключевой ставки, заданного ЦБ РФ — 1/300. Даже если оба участника согласились бы изменить его, делать этого ни в коем случае нельзя (так решил Арбитражный суд Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).
Штрафы и пени для заказчиков по 44-ФЗ, все штрафы указаны в рублях, сумма меняется в зависимости от суммы контракта:
Сумма контракта, руб. | Менее 3 млн руб. | 3-50 млн руб. | 50-100 млн руб. | 100 млн руб. и выше |
Штраф, руб. | 1 000 | 5 000 | 10 00 | 100 000 |
Типичный случай
Для более наглядного понимания процесса расчета необходимо рассмотреть наиболее типичный для данной ситуации случай.
Заказчику поступил товар позже на 10 дней, чем было заявлено в заключенном с исполнителем контракте, а его сборка была осуществлена в течение следующих 10 дней. В рамках данной ситуации нужно обязательно провести подробный анализ проекта контракта. Получается, что понять фактическое исполнение условий договора.
В случае если товар должен был быть поставлен уже в собранном виде, то сроки будут пропущены на 20 дней, исходя из чего происходит начисление пени.
Обязательства по сборке необходимо уточнять, опираясь на то, в какой промежуток времени после передачи поставки товар должен быть собран. Неустойка за такую просрочку рассчитывается за определенное количество дней по договору.
В любом случае, во всех представленных ситуациях наблюдается просрочка исполнения заявленных обязательств.
Что касается непосредственной оплаты пени, то она должна проводиться на основании контрактных условий
При этом важно принимать во внимание статью 34 рассматриваемого Федерального Закона РФ №44
Сроки возврата обеспечения также определяются в условиях соглашения. Более подробную информацию об этом могут предоставить сотрудники Федеральной Антимонопольной Службы РФ.