Ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, по постановлению № 102
Содержание:
- Какой документ прикладывать к заявке для подтверждения соответствия требованиям ст. 14 44-ФЗ?
- Когда запреты недействительны?
- В чём разница запретов и ограничений нацрежима?
- Какие товары попадают под запрет нацрежима?
- Методика расчета НМЦК
- ПРИМЕРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВОЙ ЦЕНЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ, ПОКАЗАТЕЛИ КОТОРЫХ ВЫШЕ, НИЖЕ ИЛИ НАХОДЯТСЯ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ, ПРИВЕДЕННЫМИ В ТАБЛИЦАХ СПРАВОЧНИКА
- Как узнать, что закупка проводится согласно национальному режиму?
- Формирование лотов
- Ограничения для заказчика
- Ограничения для поставщика
- Субъектные ограничения
Какой документ прикладывать к заявке для подтверждения соответствия требованиям ст. 14 44-ФЗ?
При распространении национального режима на товар заказчик в документах предварительно указывает ссылку на постановление правительства, согласно которому выполняется национальный режим. Необходимая для заявки документация зависит от типа товара.
- Выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции;
- Декларация в свободном формате о стране-производителе;
- Акт экспертизы ТПП;
- Сертификат происхождения СТ-1;
- Копия специального инвестиционного контракта.
Формат и порядок документации может изменяться и зависит от типа продукции, что регламентируется правительственной документацией.
Когда запреты недействительны?
Запреты на приобретение иностранной продукции недействительны в нескольких случаях:
- Товар не изготавливается на территории Российской Федерации, также закупка должна быть разрешена и одобрена Минпромторгом;
- Стоимость единицы товара не свыше 100 тыс. руб., а общая стоимость продукции — не свыше 1 млн. руб.;
- Продукция определенного товарного знака, и только в том случае, если заказчику необходимо совместить новый товар с тем, который у него уже есть. Например, это может быть необходимость дополнить, расширить или модернизировать уже имеющееся и функционирующее оборудование. Исключение — закупка тракторов и пищевого оборудования.
- Запасные элементы к иностранной продукции, аппаратам, используемым заказчиком: согласно техническим документам он может покупать оригинальные элементы и запчасти у изготовителя или поставщика;
- Определённые закупки ФСО, МВД, Службы внешней разведки, национальной гвардии и подведомственных им организаций;
- Закупки продукции ФСО, которые осуществляются для реализации мер по обеспечению государственной охраны, также закупки транспорта МВД с целью обеспечения безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий;
- Не касается закупок программного обеспечения или прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях с целью обеспечения собственной деятельности в иностранном государстве.
В чём разница запретов и ограничений нацрежима?
Запреты имеют абсолютный характер: покупка некоторых видов продукции, произведённой за рубежом, по общему правилу категорически запрещена. Полный перечень такой продукции представлен в Постановлении 616. Но есть и товарные позиции, на приобретение которых введены не запреты, а ограничения. Для продукции из России и государств ЕАЭС предусматриваются преференции, разрешающие закупочной комиссии выставить заявке более высокий балл и наделить её превосходством для участия в закупке.
Все ограничения, запреты и допуски носят точечный, отраслевой характер: конкретные товарные позиции указаны в соответствующем нормативном акте Правительства РФ.
Какие товары попадают под запрет нацрежима?
Перечень товаров, имеющих зарубежное происхождение и запрещённых для приобретения при действительном национальном режиме, прописан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Здесь описываются 125 товарных позиций, их закупка заказчиками категорически запрещена.
Дополнительные запрещённые для покупки товары при действительном нацрежиме описаны в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В частности, запрещаются программно-аппаратные комплексы систем хранения данных, которые относятся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по типам экономических процессов ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных» (в дальнейшем — товары), изготавливающихся за рубежом.
Запрещается приобретение программ для ЭВМ и баз данных, которые реализуются вне зависимости от типа контракта на физическом носителе или в цифровом формате по линиям коммуникации, изготавливаемых зарубежными странами (исключая программное обеспечение, входящее в общий перечень программ для ЭВМ и баз данных из стран-участников Евразийского экономического союза, исключая Российскую Федерацию (в дальнейшем — реестр евразийского программного обеспечения), и уникальных привилегий на подобный продукт и возможности пользования подобным программным обеспечением (в дальнейшем — программное обеспечение или права на него). Так описывается в Постановлении Правительства от 16.11.2015 № 1236 (ред. от 30.03.2019) «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Методика расчета НМЦК
Правительственное Постановление № 102 предусматривает, что документация о закупке МИ одноразового использования зарубежного производства обязана включать в себя НМЦК, рассчитываемую посредством методики расчёта НМЦК по 102 постановлению, которая утверждена совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства промышленности и торговли РФ NN 759н/3450 от 04.10.2017 г.
Практически расчет нмцк по 102 постановлению в отношении медицинских изделий, включённых в перечень № 2, производится следующим образом:
1. Заказчиком НМЦК рассчитывается с помощью формулы:
в которой:
- Цзак — НМЦК (руб.);
- ЦНМЦ1 … ЦНМЦN — начальная (максимальная) цена МИ (руб.);
- Кед1 … КедN — количество закупаемых изделий (шт.).
2. Начальная(максимальная) цена медицинского изделия высчитывается с помощью формулы:
в которой:
- ЦацN — средневзвешенная цена в расчётном периоде включённого в перечень № 2 МИ, которая рассчитывается Аналитическим центром при правительстве РФ;
- И — коэффициент, корреспондирующийся с уровнем инфляции, который установлен ФЗ о федеральном бюджете на определённый финансовый год;
- Кл — локальный коэффициент, который рассчитывается Минпромторгом РФ и ежегодно до 01.11 представляется в Минздрав РФ для размещения на его официальном сайте.
3. Коэффициент локализации рассчитывается с помощью формулы:
в которой:
- Др — показатель степени локализации (в %) в соответствии с графиком реализации комплексного проекта;
- Кв — валютный коэффициент, который учитывает изменение курса доллара США и рассчитывается одновременно с вычислением коэффициента локализации путём деления долларового курса, зафиксированного в последний день месяца, предшествовавшего дате расчета коэффициента локализации, на средний долларовый курс за расчётный период.
В итоге сфера закупок медицинских изделий для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей стала более надёжной и предсказуемой.
ПРИМЕРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВОЙ ЦЕНЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ, ПОКАЗАТЕЛИ КОТОРЫХ ВЫШЕ, НИЖЕ ИЛИ НАХОДЯТСЯ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ, ПРИВЕДЕННЫМИ В ТАБЛИЦАХ СПРАВОЧНИКА
<*> Показатели таблиц приняты условно.
В Справочнике базовых цен на проектные работы дана таблица:
N п/п | Наименование объекта проектирования | Единица измерения основного показателя объекта | Постоянные величины базовой цены разработки проектной документации, тыс. руб. | |
а | в | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
19 | Сооружения сжигания осадков сточных вод производительностью тыс. куб. м/год: | 1 | ||
от 25 до 60 | тыс. куб. м/год | 66,5 | 1,2 |
В случае, когда в таблице приведены значения «а» и «в».
1. Требуется определить базовую цену проектирования сооружений сжигания осадков сточных вод производительностью 15 тыс. куб. м/год. Базовая цена определяется по формуле:
С = а + в x (0,4 x Xmin + 0,6 x Xзад),
где:
а и в — постоянные величины, принимаемые по таблице минимального значения показателя;
Xmin — минимальный показатель, приведенный в таблице;
Хзад — заданный показатель проектируемого объекта.
66,5 + 1,2 x (0,4 x 25 + 0,6 x 15) = 89,3 тыс. руб.
2. Требуется определить базовую цену проектирования сооружений сжигания осадков сточных вод производительностью 80 тыс. куб. м/год. Базовая цена определяется по формуле:
С = а + в x (0,4 x Xmax + 0,6 x Xзад),
где:
а и в — постоянные величины, принимаемые по таблице максимального значения показателя;
Xmax — максимальный показатель, приведенный в таблице;
Xзад — заданный показатель проектируемого объекта.
66,5 + 1,2 x (0,4 x 60 + 0,6 x 80) = 152,9 тыс. руб.
В Справочнике базовых цен на проектные работы дана таблица:
N п/п | Наименование объекта проектирования | Единица измерения основного показателя объекта | Постоянные величины базовой цены разработки проектной документации, тыс. руб. | |
а | в | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сооружения очистки промывной воды производительностью, куб. м/сут. | ||||
65 | 160 | 1 куб. м/сут. | 4,4 | |
66 | 500 | -« | 5,5 | |
… | ……………….. | ……… | …… | … |
… | ……………….. | ……… | …… | … |
72 | 40000 | -« | 219,4 | |
73 | 80000 | -« | 369,1 |
В случае, когда в таблице приведено только значение «а».
3. Требуется определить базовую цену проектирования сооружения очистки промывной воды производительностью 100 куб. м/сут.
Пример расчета:
4,4 — | 5,5 — 4,4 | x (160 — 100) x 0,6 = 4,3 тыс. руб. |
500 — 160 |
4. Требуется определить базовую цену проектирования сооружения очистки промывной воды производительною 300 куб. м/сут.
Пример расчета:
4,4 + | 5,5 — 4,4 | x (300 — 160) = 4,9 тыс. руб. |
500 — 160 |
5. Требуется определить базовую цену проектирования сооружения очистки промывной воды производительною 90000 куб. м/сут.
Пример расчета:
369,1 + | 369,1 — 219,4 | x (90000 — 80000) x 0,6 = 391,6 тыс. руб. |
80000 — 40000 |
Как узнать, что закупка проводится согласно национальному режиму?
Указание на такую закупку обязано находиться в документах заказчика: все данные о национальном режиме описываются в извещении о закупке, документах, более того, заказчик самостоятельно обязан разъяснить положения национального режима. Поставщики обязуются в свою очередь высылать документацию и данные, которые указаны в нормативных актах и которые будут подтверждать государство-изготовителя продукта. Такое указание становится доказательством для организатора торгов, что продукция точно согласуется с представленными требованиями по национальному режиму.
Из-за сложной эпидемиологической обстановки начал действовать порядок срочной закупки у единственного поставщика. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ организатор может закупить товар любого происхождения при необходимости ликвидации последствий или предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Исключением являются запреты согласно национальному режиму, их соблюдение обязательно.
Формирование лотов
Согласно п. 2 (2) Постановления N 102 не могут быть предметом одного контракта (лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 1 и не включенные в него, а также медицинские изделия, включенные в Перечень N 2 и не включенные в него. При этом некоторые медицинские изделия включены как в Перечень N 1, так и в Перечень N 2. Применение ограничений допуска при закупке медицинских изделий, включенных как в Перечень N 1, так и в Перечень N 2, вызывает множество вопросов. Рассмотрим порядок формирования лотов для таких случаев в контексте правоприменительной практики.
Во-первых, следует ли выделять медицинские изделия, включенные как в Перечень N 1, так и в Перечень N 2, в отдельную закупку? Правоприменительная практика по этому вопросу крайне противоречива.
Так, ряд антимонопольных органов признают неправомерными действия заказчиков, объединяющих в один лот медицинские изделия, включенные в Перечень N 1, часть из которых включена в Перечень N 2 <6>. Противоположная позиция обосновывается тем, что все закупаемые медицинские изделия включены в Перечень N 1 (даже если какие-то из них входят и в Перечень N 2), что указывает на правомерность действий заказчика <7>.
<6> Решения Курского УФАС России от 08.11.2017 по делу N 277/2017, Ставропольского УФАС России от 31.10.2017 N РЗ-1980/2017.<7> Решения Нижегородского УФАС России от 24.10.2017 N 2229-ФАС52-КТ-64-09/10-17 (702-ЛС), Омского УФАС от 27.10.2017 N 03-10.1/289-2017.
Позиция автора заключается в том, что заказчик должен проводить закупку таких медицинских изделий отдельно от тех, которые включены только в Перечень N 1, и тех, которые включены только в Перечень N 2. В качестве обоснования обратимся к тексту п. 2 (2) Постановления N 102, обязывающего заказчиков к исполнению обоих требований, изложенных в норме (раздельная закупка медицинских изделий, включенных как в Перечень N 1, так и в Перечень N 2), без возможности альтернативного выбора. Следовательно, закупая медицинские изделия, включенные в оба перечня, вместе с медицинскими изделиями, входящими только в Перечень N 1, заказчик нарушает положения Постановления N 967, а также права организации, включенной в Реестр поставщиков, предусмотренный Постановлением N 967. А при закупке медицинских изделий, включенных в оба перечня, вместе с медицинскими изделиями из Перечня N 2, нарушаются права участников закупки, не включенных в указанный Реестр поставщиков.
Второй вопрос заключается в следующем: необходимо ли при осуществлении закупки медицинских изделий, включенных в оба перечня, требовать от участников закупки предоставления сертификата формы СТ-1 для подтверждения страны происхождения?
Ответить на данный вопрос следует положительно. При осуществлении закупок таких медицинских изделий применению подлежат положения как пункта 2, так и пункта 2 (1.1) Постановления N 102. Следовательно, заказчик обязан установить требование о предоставлении документа, подтверждающего страну происхождения товара.
Указанное требование не нарушает и права организации, включенной в Реестр поставщиков, поскольку согласно п. 4 Правил отбора организаций, утвержденных Постановлением N 967, у такой организации должны быть в наличии действующие сертификаты формы СТ-1 (не менее 7 РУ), которые она предъявляет для включения в Реестр поставщиков. Более того, в соответствии с п. 3 Правил отбора организаций условием реализации комплексного проекта является выполнение условия об определении на 01.11.2023 всех входящих в Перечень N 2 медицинских изделий происходящими из России. Иными словами, права и законные интересы организации, включенной в Реестр поставщиков, не могут быть нарушены рассматриваемым требованием.
Ограничения для заказчика
П. 2 этого правительственного постановления обязывает заказчиков отклонять все заявки с предложениями поставок некоторых разновидностей медизделий зарубежного производства (исключая страны-участницы Евразийского экономического союза), содержащихся в перечнях №1 и № 2, если при отборе поставщика подано минимум 2 заявки, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к извещениям о проведении закупок, одновременно включающих в себя:
- предложения, касающиеся поставок некоторых разновидностей МИ из перечня № 1, произведённых в странах ЕАЭС;
- предложения о поставках МИ одноразового использования из ПВХ-полимеров, которые числятся в перечне № 2, производимых странах ЕАЭС;
- предложения о поставке зарубежных МИ, в которых процентная доля цены применяемых материалов или сырья зарубежного происхождения в стоимости конечной продукции совпадает с приведённой в приложении к ПП РФ № 967 от 14.08. 2017 г.;
- предложения, касающиеся поставок МИ собственного производства, у которых наличествует подтверждение их соответствия нормам ГОСТа ISO 13485-2017.
Также в постановлении указывается, что:
- некоторые разновидности МИ зарубежного производства для целей ограничения их допуска как включённые в перечень № 1, так и не включённые в него, не могут быть объектом 1 контракта (1 лота);
- медизделия иностранного происхождения одноразового использования из ПВХ-полимеров, которые включены в перечень № 2 или не включены в него, не могут быть объектом 1 контракта (1 лота).
Ограничения для поставщика
Документом, подтверждающим страну происхождения МИ, указанных в перечнях № 1 № 2, служит сертификат, который выдаётся соответствующим органом стран-участниц ЕАЭС на основании правил определения страны происхождения товаров, базирующихся на аналогичных правилах СНГ.
Если при заключении контракта заявки, содержащие предложения о поставке некоторых видов МИ зарубежного производства из перечня № 1, были отклонены, то не разрешается замена такого медизделия на аналогичное, произведённое не в странах-участницах ЕАЭС.
То же самое относится и к медицинским изделиям зарубежного производства одноразового использования из ПВХ-пластиков, входящим в состав перечня № 2, а также когда процентная доля цены использованных материалов или сырья зарубежного производства в стоимости конечного продукта превышает нормы, указанные в ПП № 967 от 14.08. 2017 г.
Субъектные ограничения
Рассматриваемые нормативные акты противоречивы и в части определения круга субъектов, на которых распространяется их действие. В соответствии с п. 1 Постановления N 967 ограничения распространяются на федеральные государственные бюджетные учреждения и государственные бюджетные учреждения субъектов РФ, оказывающие медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. При этом положения Постановления N 102 указанного субъектного ограничения не содержат (используется единый термин «заказчики»). Так кто же должен исполнять требования об ограничениях допуска по Перечню N 2?
Если исходить из цели нормативного регулирования, обозначенной в Постановлении N 967, то положения Перечня N 2 Постановления N 102 должны распространяться только на федеральные государственные бюджетные учреждения и государственные бюджетные учреждения субъектов РФ, оказывающие медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Однако указанные Постановления никак не связаны (отсутствует даже указание на то, что изменения в Постановление N 102 внесены в соответствии с Постановлением N 967), что не дает оснований муниципальным заказчикам или казенным учреждениям не исполнять положения Постановления N 102 в части Перечня N 2.
Правоприменительная практика также не дает ответа на поставленный вопрос. К примеру, решение Омского УФАС России от 27.10.2017 N 03-10.1/2892017 оставляет данный вопрос открытым. Единственным антимонопольным органом, однозначно высказавшимся по данному вопросу, остается Московское УФАС России: по его мнению, заказчики, не указанные в Постановлении N 967, не обязаны применять Постановление N 102 в части Перечня N 2 <5>.
<5> Решение Московского УФАС России от 25.10.2017 по делу N 07-24-1815эп/17.
Таким образом, на 01.01.2018 нет конкретного ответа, следует ли применять положения Постановления N 102 в части Перечня N 102 всем заказчикам или только тем, которые прямо названы в Постановлении N 967.