Правовые последствия для бизнесменов при выполнении госконтрактов

Содержание:

Отражение неустойки в контракте

В обязательном порядке следует включить в контракт все санкции, которые назначаются в случае нарушения обязательств, а именно:

  • фиксированную сумму штрафа за неисполнение заказчиком обязательств, кроме просрочки;
  • фиксированную сумму штрафа за нарушение обязательств поставщиком, кроме просрочки;
  • размер пени, начисляемой за просрочку.

Но размеры пеней и штрафов привязаны к цене контракта, а она на момент составления его проекта неизвестна. Как же быть заказчику? Специалисты рекомендуют:

Прописать в проекте контракта все существующие размеры штрафов из постановления № 1042, кроме тех, которые больше НМЦК

Обратите внимание, что просто сослаться на это постановление будет недостаточно. Такова позиция Минфина, выраженная в письме от 09.11.2017 № 24-03-07/73931.

Прописать штрафы, предусмотренные для контрактов, заключенных по итогам аукциона на повышение

Напомним, что изредка цена в аукционе может пойти вверх, а не вниз. Это случается, когда она опускается до 0,5% от НМЦК. В таком случае говорят, что аукцион «перешел через ноль». Далее ставки пойдут на повышение, то есть участники будут соревноваться друг с другом за право заключить контракт с заказчиком. Для таких контрактов предусмотрена своя линейка штрафов.

Как снизить вероятность получения от Заказчика требования об уплате пеней или штрафа?

Как мы знаем, что профилактика – предпочтительнее лечения. В госзакупках тоже имеются свои тонкости. Довольно часто поставщик, выигрывая закупку, надеется на дружеские отношения со своим заказчиком. При этом забывает о том, что Заказчик обязан выставить требование об уплате неустойки, если произошло нарушение сроков исполнения контракта.

Необходимо знать, что есть несколько последовательных действий, выполняя которые, Вы существенно снизите риски получения требования от Заказчика об уплате пеней или штрафов даже при неисполнении своих обязательств в установленный контрактом срок:

  1. Внимательно изучите следующие разделы контракта – права Поставщика (подрядчика или исполнителя) и обязанности Заказчика, а также Особые (или Прочие) условия.

    Часто в контракте могут быть прописаны действия, которые Заказчик обязан выполнить со своей стороны, чтобы контракт был исполнен как надо: направил заявку на поставку партии товара, предоставил документы подрядчику, необходимые для выполнения работ или согласовал размещение оборудования и тому подобное. Даже если раздел про обязанности Заказчика в контракте крайне мал, то нужно помнить, что существуют еще и нормы, установленные как Гражданским кодексом, так и прочими законами.

  2. При заключении контракта занесите в календарь крайнюю дату исполнения контракта и промежуточных сроков исполнения, если они указаны в контракте.

    Установите себе напоминание как минимум за неделю до наступления этих сроков для ответа на вопрос: успеваете исполнить контракт в срок или нет? Есть ли в этом вина Заказчика?

  3. Если понимаете, что есть вероятность неисполнения контракта в срок, то немедленно составьте и направьте Заказчику письмо с учетом всех требований, установленных контрактом для направления сообщений и переписки сторон. В этом письме с учетом ранее изученных своих прав и обязанностей Заказчика просите его выполнить действия, предусмотренные контрактом или законом.

    Высока вероятность того, что специалисты Заказчика, которые ведут контракт, не ответят на Ваше письмо по правилам, установленной контрактом, или ответят с опозданием. А согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе поставщик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. А также нужно помнить, что в случае просрочки исполнения, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) тоже вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

  4. Договариваетесь со своими контрагентами, если они есть, о подготовке документов (товарных накладных от поставщиков, актов выполненных работ от субподрядчиков или исполнителей) с датами ранее окончания срока исполнения контракта.

    Эти документы необходимо получить заранее, даже если товар, необходимый для исполнения контракта, еще в пути, а работы еще до конца не выполнены.

  5. Не позднее даты, установленной для исполнения контракта, направьте составленные бухгалтерские документы, свидетельствующие о полном или частичном исполнении контракта Заказчику. Даже если у Вас дружественные отношения с Заказчиком, нужно помнить, что и его могут проверить на соблюдение требований законодательства о закупках. Вряд ли он будет Вам благодарен, если в результате такой проверки выяснится, что по имеющимся документам исполнение контракта было просрочено, а требование поставщику не было направлено.

    Согласно правилам начисления пеней за просрочку, установленных Постановлением Правительства РФ №1067, пени начисляются на сумму контракта за вычетом стоимости фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту, определяемой на основании документа о приемке товара, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов.

Возможно, Вас также заинтересует:

  • Онлайн калькулятор стоимости банковской гарантии

    Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.

  • Пени и штрафы: расчет по Закону № 44-ФЗ

    Методика расчета штрафов и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, оговаривается в «Правилах определения размера штрафов, начисляемых при ненадлежащем исполнении контрактных обязательств».

  • Калькулятор пеней

Типичные нарушения и штрафы

Претензии к исполнителям контрактов заключаются преимущественно в:

  • несвоевременном исполнении контрактных обязательств;
  • низкокачественной поставке закупочных объектов.

При этом несоблюдение сроков исполнения контрактов наказывается посредством взыскивания пени, а ненадлежащее исполнение обязательств по контракту по 44-ФЗ в отношении качества приводит к штрафным санкциям к исполнителям.

В случаях, когда несоблюдение контрактных условий приносит убыток государству или обществу, должностные лица со стороны исполнителя, которые ответственны за это, подвергаются административным штрафным санкциям. Их размер составляет от 5 до 15% стоимости неисполненных контрактных условий, но не должен быть ниже 30000 руб. Одновременно исполнительная организация подлежит штрафу в размере 100-300% контрактной стоимости, но не ниже 300000 руб.

Для заказчиков характерны нарушения в виде:

  • несвоевременной оплаты корректно выполненных госконтрактных обязательств;
  • одностороннего расторжения контракта на незаконных основаниях;
  • несоблюдения правил приёмки товаров.

Неустойки по 44-ФЗ, которые выплачиваются заказчиком, допустившим просрочку оплаты, и исполнителем, просрочившим исполнение контрактных договорённостей, достигают 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от контрактной стоимости за каждый день просрочки.

Ч. 9 ст. 34 44-ФЗ позволяет нарушившей контрактные условия стороне избежать выплаты неустойки, если ей удастся доказать, что нарушения произошли вследствие:

  • стихийных катаклизмов или других воздействий непреодолимой силы;
  • неправомерных действий другой стороны.

Исполнительная или заказывающая сторона имеет возможность также уменьшить величину неустойки, если контрагент специально её завысил или когда величина неустойки больше стоимости невыполненных контрактных условий.

Чётко регламентированный законодательно госзакупочный процесс предусматривает и ответственность сторон за нарушение его правил. Эта неизбежная мера позволяет держать торги по госзакупкам в цивилизованных рамках, поощряя их участников вести дела уважительно к интересам друг друга и законопослушно.

Обоснование закупок

Как мы отметили выше, 01.01.2016 вступила в силуст. 18 Закона о контрактной системе, в силу которой при формировании плана и плана-графика закупок должно происходить обоснование закупок, заключающееся в установлении соответствия планируемой закупки целям ее осуществления, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Так, при формировании плана закупок обоснованию подлежит объект (объекты) закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе, и установленных в соответствии со ст. 19 данного закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В свою очередь, при формировании плана-графика закупок обоснованию подлежат (ч. 3 ст. 18 Закона о контрактной системе):

– начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном ст. 22 этого закона;

– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования приведены в Постановлении Правительства РФ № 555. Согласно п. 3 указанного постановления при обосновании закупок заказчик осуществляет:

1) обоснование выбора объекта и (или) объектов закупки в сроки, установленные:

– Правительством РФ для формирования и утверждения планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;

– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией для формирования и утверждения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в сроки, установленные:

– Правительством РФ для формирования и утверждения планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;

– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией для формирования и утверждения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Обоснование закупок должно осуществляться бюджетными учреждениями в соответствии с приведенными в Постановлении Правительства РФ № 555:

– формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов закупок;

– формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок.

Отметим, что в отношении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), осуществляемых путем проведения запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе), обоснование закупок будет производиться в соответствии с решением врачебной комиссии.

В отношении закупок, осуществляемых согласно п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

Исходя из ч. 1 вводимой ст. 7.29.3 КоАП РФ включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб.

В свою очередь, несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением его описания) влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Образец требования (претензии) об уплате пени по 44-ФЗ

ООО «Гамма»
адрес: г. Ижевск, ул. Елочная, д. 135, оф. 14,
тел. 8(3412) 88-88-88

от АПОУ УР «РМК МЗ УР»
адрес: г. Ижевск, ул. Сосновая, д. 35,
тел. 8(3412) 99-99-99

Исх. №3452
от «17» мая 2019 года

Требование об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств,
предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара

«12» апреля 2019 года, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», между АПОУ УР «РМК МЗ УР» и ООО «Гамма» был заключен государственный контракт №123-ГК на поставку стульев, в соответствии с которым ООО «Гамма» обязалось поставить заказанный товар, а АПОУ УР «РМК МЗ УР» обязалось принять и оплатить товар.

Согласно п. 9 Контракта обязательство по поставке товара должно быть исполнено поставщиком в срок до «30» апреля 2019 года. Данное условие Контракта было нарушено ООО «Гамма». Фактически обязательство было исполнено «15» мая 2019 года. Просрочка составила 15 дней.

В п. 10 Контракта от «12» апреля 2019 года №123-ГК стороны установили, что в случае ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, обозначенных в названном договоре, производится взыскание пени в объеме одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательств, указанных в вышеназванном контракте, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения указанного обязательства.

Таким образом, размер пеней составил 1360 рублей 00 копеек (одна тысяча триста шестьдесят рублей 00 копеек). Просим оплатить пени в течение 10 календарных дней.

Приложения к документу:

  1. Копия контракта от «12» апреля 2019 года №123-ГК.
  2. Расчет размера пеней — бухгалтерская справка от «16» мая 2019 года №45.
  3. Акт поставки товара от «15» мая 2019 года №23-П.
  4. Копия платежного поручения от «15» мая 2019 года №76-П.

Заместитель директора по АХЧ АПОУ УР «РМК МЗ УР» Коновалов П.Р.Коновалов 

Как рассчитать заказчику?

При расчете штрафов и пеней по контракту (неустойки) заказчик должен руководствоваться специальным порядком, указанным в Постановлении Правительства №1042 от 30 августа 2020 года. Но сначала следует прояснить, по каким показателям будет применяться неустойка:

  • Допустил ли исполнитель просрочку в работе, и количество дней этой просрочки. Данный критерий ложится в основу расчета пеней по контракту;
  • Присутствовали ли нарушения других обязательств стороной исполнителя. Они бывают стоимостного и нестоимостного типа.

В первом случае пени будут рассчитываться по формуле:

1/300 Ст * Ц * Д, где:

Ст – величина ключевой ставки ЦБ на день уплаты пеней;

Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;

Д – количество дней просрочки.

Например: Сумма контракта – 300 тысяч руб. Дата уплаты пеней за просрочку – 15 февраля 2020 г. Ставка рефинансирования равна 6,25%.

По условиям контракта поставка происходила в 3 этапа:

по первому — просрочка вышла 29 дней. Продукция поставлена полностью, но заказчик не принял работу, т.к. часть товара не соответствует требованиям контракта. По результатам приемки заказчик принял товар на 30 тыс. руб. Просрочка исчисляется от всей цены контракта, т.к. условия были исполнены только через 29 дней после окончания срока. Размер пеней составит:

(1/300 * 6,25%) * 300000 * 29 =1812,50 руб.;

по второму этапу просрочка составила 10 дней. За этот период поставлено продукции на 170 тыс. руб. Пени исчисляется от цены контракта, уменьшенной на сумму принятой части в первом этапе, т.е. 270 тыс. руб. По формуле находим пени:

(1/300 * 6,25%) * 270000 * 10 = 562,50 руб.;

в третьем этапе последняя часть товара была поставлена на сумму 100 тыс. руб., но с просрочкой в 20 дней. Пени необходимо рассчитать от последней неисполненной в установленный период суммы, т.е. от 100 тыс. руб.:

(1/300 * 6,25%) * 100000 * 20 = 416,70 руб.;

Чтобы узнать общую сумму пеней, нужно сложить получившиеся в каждом из этапов 3 цифры:

1812,50+562,50+416,70=2791,70 руб.

В случае, если поставщик нарушил условия контракта по каким-либо условиям (кроме просрочки), Постановление Правительства № 1042 утвердило размеры штрафов в виде процентного отношения к цене контракта (для стоимостных обязательств) либо в виде фиксированной суммы (для нестоимостных обязательств). Такие штрафные санкции учитываются при исчислении неустойки.

Штрафные санкции за нарушение стоимостных обязательств, применяемые к исполнителю – НЕ субъекту малого предпринимательства (СМП):

Цена контракта (руб.) Штрафы в % отношении к цене контракта
Менее 3 млн. 10
3-50 млн. 5
50-100 млн. 1
100-500 млн. 0,5
500 млн.-1 млрд. 0,4
1-2 млрд. 0,3
2-5 млрд. 0,25
5-10 млрд. 0,2
Более 10 млрд. 0,1

Если исполнитель относится к СМП – см. раздел 2 «Нормативные правовые акты» данной статьи

Когда стоимость контракта ниже и выше НМЦК – также см. раздел 2 «Нормативные правовые акты» данной статьи.

Для нарушения нестоимостных обязательств штрафы начисляются в виде фиксированной суммы от цены контракта, и неважно, относится исполнитель к СМП или нет:

Цена контракта (руб.) Фиксированный штраф (руб.)
Менее 3 млн. 1000
3-50 млн. 5000
50-100 млн. 10000
Более 100 млн. 100000

Разрешение споров в сфере закупки

Любой участник вправе призвать к ответственности других лиц, нарушивших его права в процессе проведения торгов. Жалоба подается в контрольный орган или в судебную инстанцию в течение 5 дней после публикации в системе ЕИС протоколов рассмотрения заявок.

Участники вправе обратиться с заявлением о возмещении убытков и обжаловать

  • действия и бездействия заказчиков;
  • способ заключения контракта;
  • принуждение заключить договор либо внести изменения, расторгнуть.

Не рассматриваются жалобы, связанные с оценкой заявок, окончательными предложениями, квалификацией участников закупки.

Подача заявления в контрольный орган не исключает возможности продублировать жалобу в судебную инстанцию. В роли контрольного органа могут выступать:

  • территориальный орган ФАС – рассматривает обращения, связанные с проведением федеральных закупок и закупок по государственному заказу в области обороны;
  • орган исполнительной власти, действующий в регионе проведения закупки и определенный нормативно-правовыми актами;
  • орган местного самоуправления.

Разрешение споров осуществляется в 5 основных этапов:

  1. Изучение федеральных законов и сбор доказательной базы.
  2. Подготовка жалобы в письменном виде и определение места и способа ее подачи.
  3. Передача жалобы в контрольный орган и направление копии заказчику.
  4. Ожидание официального ответа.
  5. Обращение с требованием исполнения предписания к заказчику либо обжалование в судебном порядке решения, принятого контрольным органом.

В жалобе должна быть отражена конкретная просьба. Помимо предписания, обязательного для исполнения заказчиком, участник вправе попросить приостановить процедуру определения победителя, отменить результаты торгов, проверить деятельность организации.

Последние изменения в законодательстве, регулирующем сферу закупок, направлены на увеличение степени ответственности участников торгов. Во избежание совершения правонарушений в этой сфере следует внимательно ознакомиться с действующими законами и положениями, информативными сообщениями от ФАС. Учесть все нюансы и аспекты деятельности в сфере закупок помогут специалисты.

 265 Просмотров сегодня

Правовое регулирование

За некорректное исполнение госконтракта ответственность сторон по 44-ФЗ базируется на:

  • 44-ФЗ;
  • ПП № 1042 от 30.08.2017 г.;
  • Административном кодексе РФ;
  • Гражданском кодексе РФ.

В начале 2020 г. Минфин РФ на своём сайте нормативных актов опубликовал проект нового КоАПа и процессуального кодекса, вступление которых в силу планируется на начало 2021 г. Нарушениям в госзакупочной деятельности по 44-ФЗ, закупками отдельными видами юрлиц и для нужд гособоронзаказа в проекте отведена целая глава. При этом изменение штрафного диапазона за нарушения 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не предусматривается.

Нарушения при планировании

Как известно, планирование осуществляется путем составления плана закупок и плана-графика закупок. При этом такие планы нужно утвердить и разместить в ЕИС в установленные сроки.

Как показала практика, учреждения допускают немало ошибок при планировании закупок. Некоторые из них легко поправимы, а за некоторые придется расплачиваться штрафом.

Например, нарушением является включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих:

  • целям закупки;

  • требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам;

  • нормативным затратам.

Также нарушением будет включение в план-график начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ. Например, Свердловский областной суд в Решении от 14.03.2017 по делу № 72-272/2017 признал административный штраф, наложенный на руководителя контрактной службы, законным. Такой вывод был сделан ввиду того, что заказчик включил в план-график пять заказов, по которым для обоснования НМЦК применил метод сопоставимых рыночных цен, используя ценовую информацию, полученную без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, чем нарушил ст. 22 Закона № 44-ФЗ. За данное нарушение КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.

Нарушение срока утверждения или размещения в ЕИС плана закупок, плана-графика закупок или вносимых в них изменений тоже не останется незамеченным: за это КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 5 000 до 30 000 руб. Так, ФАС, проводя проверку заказчика, выявила, что он осуществлял закупку, которая не включена в план-график. Заказчик ссылался на технический сбой ЕИС, однако ФАС посчитала, что заказчик должен был заранее позаботиться о внесении изменений в план-график при необходимости совершить закупку. Поскольку на день размещения извещения в ЕИС план-график не был скорректирован, ФАС признала наличие нарушения КоАП РФ (Решение от 25.07.2017 по делу № К-936/17).

Дополнительно отметим, что в рассматриваемой ситуации ФАС могла бы квалифицировать осуществление закупки, которая не предусмотрена планом-графиком, по иному основанию – КоАП РФ. Тогда штраф для должностного лица составил бы 30 000 руб.

Еще одним нарушением является несоблюдение требований Закона № 44-ФЗ об общественном обсуждении закупок. Правила и случаи такого обсуждения установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835. Они начали действовать с 01.01.2017. В тех спортивных учреждениях, где нарушается порядок и сроки общественного обсуждения либо его не проводят, должностные лица могут быть оштрафованы по КоАП РФ на 30 000 руб.

Напомним, что обязательное общественное обсуждение проводится в случае закупки при НМЦК более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – за исключением некоторых случаев, например, запроса котировок в целях ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.

Некоторые вопросы заказчиков о неустойке

Если контракт исполнен с задержкой, когда следует его оплатить?

Условия оплаты должны прописываться в контракте. Оплату нужно производить в соответствии с ними. Следует помнить, что часть 13.1 статьи 34 закона 44-ФЗ устанавливает ограничения для заказчика на срок оплаты. Денежные средства следует перевести не позднее, чем через 30 дней с даты подписания документов о приемке.

Можно ли удержать пени из суммы обеспечения контракта?

Все что касается обеспечения, в том числе его возврата, прописывается в контракте. Это существенные условия, которые не подлежат изменению. Если возврат обеспечения за вычетом неустойки предусмотрен в контракте, тогда, конечно, можно удержать пени из суммы обеспечения.

Как считать пени, если просрочена поставка товара, который подлежит сборке поставщиком?

Поставщик просрочил поставку мебели на 10 дней, а после этого еще в течение 10 дней осуществлял сборку. За какой срок начислять пени? За 10 дней или за 20?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что прописано в контракте. Если товар должен был готов к сроку уже в собранном виде, то просрочка составляет 20 дней. Если же сборка мебели была отдельным условием, и на нее выделялось определенная время, то нужно смотреть, превышено оно или нет. Например, в контракте прописано, что сборка мебели должна быть осуществлена в течение 5 дней. Тогда просрочка по сборке составить 5 дней. Итого пени нужно выставлять за 15 дней: 10 дней просрочки поставки + 5 дней просрочки сборки.

Оценка нарушений в сфере закупок

Для обеспечения общего подхода к определению правонарушений в области закупок используется Классификатор. Согласно этому документу, преступные деяния, за которые предусмотрена административная ответственность, можно объединить в три подгруппы:

  1. Нарушение формы и последовательности действий. Не провели закупку в электронном формате или пренебрегли условиями 44-ФЗ (воспользовались правилами 223-ФЗ). И другое.
  2. Неправильное размещение данных в ЕИС. Задержали, вообще не опубликовали, не вовремя внесли изменения.
  3. Незаконные претензии к документам и поставщикам, неправильное оформление извещения и документации.

Под административную ответственность попадает также неисполнение требований ФАС, нарушение определенных этим органом сроков для исправления ошибок.

Размер штрафов определяет КоАП.

Административные наказания за нарушения в сфере закупок (по 223-ФЗ)

Основные статьи и положения, касающиеся ответственности за нарушения в процедуре проведения торгов, были сформированы в 2014 г. Административное наказание – штраф, налагаемый на физическое или юридическое лицо (см. таблицу 1). Контролирующим органом за соблюдением законности назначена федеральная антимонопольная служба РФ. В ее задачи входит рассмотрение жалоб участников процедуры закупки.

Таблица 1. Величина штрафа.

Административная ответственность применительно к 44-ФЗ

Федеральный Закон № 44 предполагает в качестве наказания наложение штрафа (см. табл. 2). Привлекать к ответственности по этому документу можно в течение года с момента правонарушения.

Таблица 2. Штрафы.

Наименование правонарушения Сумма штрафа, тыс. рублей Субъект правонарушения Статья КоАП
Нарушение правил определения участника-победителя (в т.ч. для оборонного заказа) От 30 до 100 Должностное лицо (ДЛ), уполномоченный орган (УО) ч. 1, 2, 4 ст.7.29
Неверное определение цены контракта От 30 до 50 ДЛ ч. 1, 2 ст.7.29.1
Отказ поставщика заключить договор (для оборонных заказов) От 30 до 50 для физического и от 300 до 1000 для юр. лица Участник-победитель ч. 1, 2 ст.7.29.2
Нарушения при планировании закупок От 5 до 50 ДЛ, УО ч. 1, 2, 3, 4 ст.7.29.3
Неверный порядок проведения торгов От 3 до 500 ДЛ, УО, член специализированной организации, представитель закупочной комиссии (ЗК), лицо, обеспечивающее работу электронной площадки ст.7.30
Неверное оформление реестра От 20 до 50 ДЛ, УО, представитель ФАС ст.7.31
Нарушение порядка денежного оборота От 5 до 250 ДЛ, УО, оператор электронной площадки ст.7.31.1
Неверный порядок заключения контракта От 5 до 300 ДЛ, УО, участник-победитель ч. 1, 3 ст.7.32
Нарушение порядка изменения условий контракта (в т.ч. по оборонному заказу) От 20 до 500 ДЛ, УО, участник-победитель ч. 4, 4.1, 6 ст.7.32
Нарушение порядка оплаты поставки, в том числе при закупке для обеспечения оборонного заказа От 30 до 50 ДЛ ст. 7.32.1 ст. 7.32.5
Выдача фальсифицированного экспертного заключения От 30 до 50   От 100 до 150 Член экспертной комиссии Экспертная организация ст. 7.32.6
Нарушение проведения закупок, связанных с энергетической сферой От 30 до 100 ДЛ ч. 11 ст.9.16
Неверные характеристики предмета закупки по оборонному заказу От 40 до 1000 Участник-победитель ст.14.49
Нарушение условий контракта по оборонному заказу От 30 до 100 ДЛ, участник-победитель ч. 1, 2, 2.1, 3 ст.14.55
Ликвидация или перепрофилирование производственных мощностей, необходимых для применения предмета закупки От 30 до 1000 ДЛ ст.14.55.1
Нарушение применения бюджетных инвестиций, субсидий От 10 до 50 ДЛ ст.15.1 ч.2 ст.15.15.4 ч.2 ст.15.15.5
Невыполнение государственного задания От 0,1 до 30 ДЛ ч.1, 2 ст.15.15.5-1  
Неверный порядок принятия бюджетных обязательств От 20 до 50 ДЛ ст.15.15.10  
Нарушение правил ведения финансово-хозяйственной деятельности От 30 до 1000 ДЛ, участник-победитель ч.1, 2 ст.15.37  
Нарушение правил проведения банковских операций, касающихся оборонного заказа От 100 до 1000 Представитель банка ст.15.40  
Вмешательство в работу контролирующего органа От 20 до 500 ДЛ ст.19.4.2  
Нарушение предписаний контролирующих органов От 20 до 500 ДЛ, УО, специализированная организация, член ЗК, оператор закупочной площадки ч.7, 7.1, 7.3, 20 ст.19.5  
Непредставление информации От 0,3 до 500 ДЛ ст.19.7 ч.1, 2 ст.19.7.2

Сроки

  1. Обычно претензию по 44-ФЗ составляют сразу после фиксации факта невыполнения договорных обязательств.
  2. Также бывают случаи выдвижения претензионных требований по завершению исполнения контракта, когда выявляются качественные недостатки в поставленном товаре.
  3. Если имеются гарантийные обязательства, то требования можно предъявлять на всём протяжении их действия. При отсутствии в контрактном соглашении гарантии в силу вступают положения ГК РФ, согласно которым претензии можно выдвигать в течение 2 лет.

Срок рассмотрения претензии по 44-ФЗ, который отводится получившей претензионный документ организации, законодательно не установлен.

По истечении указанного в документе срока при отсутствии реакции со стороны провинившегося контрагента потерпевшая сторона вправе обратиться с иском в суд.

Претензионная работа и выдвигаемые по её результату требования к не выполнившим контрактные обязательства субъектам торговой процедуры позволяют достойно разрешать конфликтные ситуации, не ввязываясь в длительные и дорогостоящие судебные тяжбы.

ГК РФ Статья 330. Понятие неустойки

(Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

1. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

2. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Как оплатить штраф по 44 ФЗ

Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.

Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.

Признаки коррупционного правонарушения

Используя служебное полномочие, представитель заказчика может умышленно нарушить государственные интересы для получения личной выгоды. Преступное деяние использует широкий спектр инструментов:

  • Выставление необоснованной цены. Около 40% коррупционных преступлений в сфере закупок связано с завышением цены контракта. Сильно заниженная стоимость может сигнализировать о том, что работы по данному заказу проводиться не будут. Участники, состоящие в преступном сговоре, получают и делят между собой государственные средства.
  • Заложение нереального времени для выполнения работы. Схема используется, когда нужная компания уже приступила к выполнению заказа. Остальные участники отсеиваются в связи с невозможностью уложиться во время, отведенное техническим заданием.
  • Запрос от участников подтверждающих документов, которые не нужны. Это могут быть сертификаты на продукцию или лицензии на оказание услуг.
  • Объединение нескольких принципиально различающихся лотов в один. Отсев участников связан с невозможностью большинства организаций одновременно предоставить разные виды услуг или поставить не связанные одной номенклатурой товары.
  • Составление размытого технического задания. Из условий не ясно, какими характеристиками должен обладать предмет закупки.
  • Закупка необоснованного товара или услуги. Трата государственных средств на приобретение предметов роскоши или других товаров, не соответствующих должностному статусу заказчика.
  • Установление неудобной схемы оплаты заказа. Одной из разновидностей этого инструмента является длительная отсрочка оплаты.
  • Фальсификация данных в ЕИС. В том числе внесение данных с использованием латиницы.
  • Отклонение заявки неугодного исполнителя под вымышленным предлогом. Чаще всего основанием для отказа нарушители называют неполный комплект документов, предоставленных участником торгов.

Часто схемы формально не нарушают законодательство, но приводят к серьезному ущербу и торможению экономического развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector