Как распоряжаться земельными участками, госсобственность на которые не разграничена
Содержание:
- Неразграниченные земли земельный Кодекс
- Право частной собственности на землю
- Участки государственная собственность на которые не разграничена что значит
- Как продать участок, госсобственность на который не разграничена
- Нужно ли разграничивать государственную собственность на землю?
- Законодательное регулирование
- Неразграниченные земли земельный кодекс
- ОБЪЕКТЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
- Эволюция концепции государственной собственности на землю
Неразграниченные земли земельный Кодекс
Из всех известных ресурсов, которыми располагает всякое государство, и Россия не исключение, земля относится к наиболее ценным. Ее даже возможно рассматривать в качестве основы, пусть не единственной.
Так что для страны очень важным представляется организовать максимально полный ее учет и, конечно, наиболее эффективно использовать столь важный ресурс в экономике и общественной жизни.
Но даже в условиях организации строжайшего учета имеются земельные участки, собственность на которые не разграничена.
Самое простое определение: неразграниченная государственная собственность на землю – это территории, на которые не вносилось никаких записей в ЕГРП о регистрации на них права собственности.
В нашей стране этим целям служит общегосударственный реестр. Здесь регистрируются права собственности и организован учет всевозможных видов недвижимого имущества (включая участки земли).
Не зарегистрировав земельный надел, его невозможно:
- продать;
- купить;
- подарить;
- наследовать и др.
И, наоборот, земля, собственность на которую оформлена надлежащим порядком, может быть подвергнута продаже и дарению, передана в наследство и т. п.
Даже может создаться впечатление, что нет никаких проблем с учетом земли, будто в этой сфере полный порядок.
Только вот если внимательно проанализировать статистические данные о землях в РФ, обнаруживается неожиданная вещь.
Что говорят цифры
Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций.
Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса. А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ).
По формам собственности все земли РФ распределялись следующим образом:
Земель – всего | 1712519 |
в собственности: | |
граждан | 114065 |
юридических лиц | 19106 |
государственной и муниципальной | 1579348 |
РФ | 996056 |
субъектов РФ | 18559 |
муниципальной | 12369 |
Произведя самые простые подсчеты, можно установить, что в рамках государственной собственности есть 552364 тыс. га территорий, не относящихся ни к собственности РФ, ни к муниципальной или региональной собственности. А это означает, что немалый кусок земли чисто формально остается в собственности государства, а на деле непонятно чей.
Виной тому особенности земельного законодательства, по которому часть государственной собственности оказалась нераспределенной среди самих владельцев. Что можно трактовать, как отсутствие фактического хозяина этих территорий. Тем более что наделы эти и на кадастровом учете не состоят.
Их называют землями «неразграниченной собственности». Для них устанавливается совершенно особенный порядок оборота, а также нестандартным путем они могут оказаться предоставленными физическим и юридическим лицам в пользование.
Кто владелец земли в России
Если в чьи-то планы входит оформление прав собственности на такой надел, следует четко понимать, кто именно в нашей стране имеет законное право на владение земельными ресурсами.
- Прежде всего, это само государство. Именно ему принадлежит немалая доля.
- Есть еще собственность субъекта Федерации, так называемая региональная собственность, когда правом владения обладают отдельные регионы.
- Наконец, власть на местном уровне принадлежит муниципальным органам, и с ней часть земель в собственности.
Но, кроме названных главных собственников, такое право есть у юридических лиц и отдельных граждан.
Обычно отношения, которые связывают собственника и его участок земли, простые и понятные. Существуют правообразующие документы, относящиеся к разным правоустанавливающим процедурам. Все территории, находящиеся в частной собственности, имеют четко установленные границы и зарегистрированного в ЕГРП владельца.
Что касается государственных земель, ситуация может оказаться иной.
- У наделов может быть владелец в лице органа исполнительной власти любого уровня.
- Есть земли, не передаваемые другим собственникам ни при каких условиях. Природные заповедники – одна их разновидностей таких категорий.
- Весьма распространена практика, когда участки предоставляется в пользование бессрочно.
Право частной собственности на землю
Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям ( Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.
Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:
-
- право частной собственности граждан (физических лиц);
- право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).
Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).
Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:
-
- административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
- приобретательная давность;
- приватизация.
Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.
Подробнее
Право частной собственности добровольно прекращается при:
-
- отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
- прекращении деятельности юридического лица;
- смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
- добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).
Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:
-
- неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
- использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
- реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
- выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
- отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
- национализации земель;
- конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).
Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.
Согласно ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:
-
- изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
- ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).
Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны
-
- осуществлять мероприятия по охране земель,
- соблюдать требования градостроительных регламентов,
- своевременно приступать к использованию земельного участка,
- эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.
Участки государственная собственность на которые не разграничена что значит
ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» В общем, я совершенно запутался в нашем законодательстве. А разобраться надо во что бы то ни стало, поскольку на участке имеется оформленная в собственность постройка, а значит возникло право на приватизацию участка согласно ст.
36 ЗК. Но само название статьи уже предполагает, что участок должен находиться в собственности — государственной или муниципальной. Соответственно и распоряжаться им имеет право только законный собственник, к нему же и следует обращаться с заявлением на приватизацию.
Как продать участок, госсобственность на который не разграничена
2.1. Как продать участок на аукционе
На аукционе участки продаются по умолчанию, то есть когда нет оснований для продажи без аукциона (п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ). Нарушение этого правила чревато недействительностью договора и штрафом за ограничение конкуренции.
Чтобы продать участок на аукционе, вам нужно:
2.2. Как продать участок без аукциона
Без аукциона продаются участки (п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ):
- образованные из участков, предоставленных для комплексного освоения территории, ИЖС, дачного хозяйства или садоводства;
- на которых расположены здания или сооружения, собственникам таких зданий или сооружений;
- находящиеся в постоянном пользовании у лиц, которые должны переоформить постоянное пользование на собственность;
- арендуемые для сельхозпроизводства более трех лет;
- гражданам для ИЖС и крестьянским хозяйствам для их деятельности;
- предоставляемые как «дальневосточный гектар».
Чтобы продать участок без торгов, нужно (п. 1 ст. 39.14, ст. 39.15 ЗК РФ):
принять заявление о предварительном согласовании продажи.
Оно подается, если участок не образован или его границы не уточнены. К нему прилагается схема расположения земельного участка, если нет проекта межевания территории, и другие документы;
рассмотреть заявление.
У вас есть 10 календарных дней на то, чтобы вернуть заявление, если оно составлено неправильно, или подано не в тот орган, или к нему приложены не все документы. Вы должны указать заявителю нарушения, которые он допустил.
Если заявление подано правильно, то у вас есть 30 календарных дней, чтобы принять решение о предварительном согласовании или отказать в нем, если есть основания.
С решением о предварительном согласовании заявитель поставит участок на кадастровый учет. После этого он сможет подать заявление о продаже участка.
Регистрации права государственной или муниципальной собственности при этом не требуется (п. 1 ст. 3.3 Закона о введении ЗК РФ, пп. 5 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ);
принять заявление о продаже земельного участка.
Это заявление подается после того, как участок поставлен на кадастровый учет. К заявлению прилагаются документы, указанные в п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ. Представлять такие документы не нужно, если они направлялись ранее вместе с заявлением о предварительном согласовании, по итогам рассмотрения которого принято положительное решение;
- принять решение о продаже участка, если нет оснований для отказа (п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ);
- направить заявителю проект договора, если приняли положительное решение.
Его нужно направить в трех экземплярах.
В проекте договора укажите обременения и другие сведения, которые могут повлиять на желание заявителя купить участок. В противном случае он через суд сможет уменьшить цену или расторгнуть договор и взыскать убытки (п. 3 ст. 37 ЗК РФ).
Цену в договоре определяйте в порядке, который утвердил орган госвласти вашего субъекта РФ (пп. 2 п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ). Если вы установите другую цену, то покупатель сможет изменить ее через суд.
Нужно ли разграничивать государственную собственность на землю?
Итак, представим себе, что публичные образования приобрели право собственности на земельные участки, основанное на разграничении государственной собственности на землю. В этом случае возникнут множество проблем, некоторые из которых можно спрогнозировать уже сейчас. Поэтому нелишним будет напомнить ряд принципиальных положений о праве собственности, закрепленные в Конституции и законодательстве РФ. Самостоятельность управления собственностью Например, чтобы реализовать право владения земельными участками, необходимо организовать их учет, право пользования земельными участками — проконтролировать выполнение обязательств по договорам аренды.
Реализация права распоряжения земельными участками немыслима без подготовки проектов договоров, отвода земельных участков в натуре и т.д.
Законодательное регулирование
- Конституция РФ. Некоторые из положений Основного Закона страны содержат кое-какие установления, относящиеся к госсобственности на землю:
- Разграничение ее отнесено к общему ведению страны и ее субъектов. Издаваемые законопроекты и принимаемые на их основе нормативно-правовые акты вступать в противоречие с федеральным законодательством не должны (п. 1 ст. 72).
- Лишить любого имущества возможно, лишь имея на то решение суда. Может быть произведено и принудительное отчуждение, но только при условии, что и гражданским, и юридическим владельцам наделов предварительно произведено равноценное возмещение.
- Законы РФ. С принятием на рубеже веков Федерального закона «О разграничении земель…», собственно, процесс и начался. Только вот переход земель в собственность местных властей оказался делом довольно продолжительным. И уже после 2006 года на смену этому законодательному акту пришли новые, которыми как раз был внедрен новый порядок для прохождения разграничения государственных земельных владений:
- Гражданский кодекс РФ,
- устанавливающий основания, что позволяют возникнуть обязанностям и возможностям, юридическому статусу лиц или общественных образований и правилам для госрегистрации;
- регулирующий право собственности;
- дающий определение объектов недвижимости.
- Земельный кодекс РФ, где четко определены понятия государственной, региональной и муниципальной собственности. Именно его положения позволяют утверждать, что отсутствие правоудостоверяющего документа для государства – это не препятствие, чтобы распоряжаться этими землями. Но, как только у участка обозначены границы, он сформирован и на него зарегистрированы права, он перестает быть неразграниченным и становится чьей-то собственностью. В марте 2015 в ЗК РФ внесены очередные изменения, по которым распоряжаться неразграниченными землями муниципального (районного) уровня получили право городские и сельские поселения, а обратная передача полномочий не предусмотрена.
- «О введении в действие ЗК РФ» (ФЗ №137), в нем определены признаки, по каким разграничиваются конкретные виды земельных участков. По этому закону муниципальные районы обрели возможность распоряжаться неразграниченной землей. Исключение составили лишь Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Неразграниченные земли земельный кодекс
Такое разграничение происходит на федеральном уровне путём принятия соответствующих законов.
Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:
- Гражданским кодексом РФ;
- Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.
- Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
- Земельным кодексом (ЗК РФ);
Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.Гражданское законодательство регулирует понятия и использования недвижимости без права владения (, и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли. Согласно п.
Неразграниченная государственная собственность на землю — что это такое
п. Даже может создаться впечатление, что нет никаких проблем с учетом земли, будто в этой сфере полный порядок. Только вот если внимательно проанализировать статистические данные о землях в РФ, обнаруживается неожиданная вещь.
Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций. Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса.
А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ). По формам собственности все земли РФ распределялись следующим образом: Тысяч га Земель – всего1712519 в собственности: граждан114065 юридических лиц19106 государственной и муниципальной1579348 РФ996056
Неразграниченная собственность на землю что это
Часто самовольный захват территории скорее оптимизирует использование земли, чем мешает кому-нибудь. Разграничение государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г.
осуществлялось на основании Федерального закона
«О разграничении государственной собственности на землю»
согласно порядку, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении правил подготовки и согласования перечней, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности». Определяется местоположение, размер земельного, вид права и цели, для которых он будет использоваться.
Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов
Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной.
Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.
Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.
Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области.
В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами
и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».
Управление неразграниченной землей в Иркутске перейдет к муниципалитету с 2020 года
— Несмотря на то, что они расположены в черте города, права на управление этими землями имеет не Иркутск, а министерство имущественных отношений Иркутской области. Приходилось постоянно искать возможность хоть как-то помочь людям, но наши руки были связаны требованиями закона.
Сейчас эта проблема решена, – подчеркнул спикер.
Речь шла о сокращении сроков действия закона
«О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области»
, который был принят в декабре 2014 года.
Закон устанавливал срок 10 лет, Дмитрий Бердников предложил сократить его до пяти.
ОБЪЕКТЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(в ред. Постановления ВС РФ )
I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны
1. Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.
2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).
3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).
2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.
5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.
6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.
7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.
8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации. (в ред. Постановления ВС РФ )
III. Объекты оборонного производства
1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов.
2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).
2. Предприятия топливо-энергетического комплекса.
3. Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.
4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме вошедших в Приложение 3).
5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.
6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.
V. Прочие объекты
1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.
2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.
Приложение 2 к постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1
Эволюция концепции государственной собственности на землю
Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.
Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.
Постулаты советского права:
- признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
- общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
- непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
- изъятие земельных участков из гражданского оборота.
После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».
Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.