Республиканская детская клиническая больница

Содержание:

Введение

Медицинская этика и деонтология — это характеристики медицинской деятельности, основанные на взаимном доверии между пациентом и медицинским персоналом, которому пациент добровольно доверяет свое здоровье, а иногда и жизнь.

Медицинская
этика (греческий этас — обычай, нравственность, характер) как часть общей этики
касается нравственности врача, в том числе комплекса норм его поведения и
нравственности, чувства профессионального долга и чести, совести и достоинства.

Медицинская этика также включает в себя определенные стандарты поведения медицинского работника в повседневной жизни, его культуру, человечность, физическую и моральную неприкосновенность и т.д. В целом, можно сказать, что этика — это внешнее проявление внутреннего содержания человека.

Медицинская деонтология (греческий deon — должный) относится к принципам поведения медицинских работников, направленным на получение максимальной пользы от лечения и устранение последствий неадекватной медицинской работы. Деонтология — это часть медицинской этики, медицинской морали.

Однако
в настоящее время последние достижения медицинской науки и техники заставляют
взглянуть на традиционные нормы медицинской деонтологии с несколько иной точки
зрения. На смену прежнему принципу «врач-пациент» пришел новый
принцип «врач-врач-пациент», а потребность пациента в чутком и
внимательном медицинском работнике, внушающем надежду на доброе слово, не
уменьшилась, а на самом деле возросла.

Особенность
медицинской этики заключается в том, что все стандарты, принципы и оценки
ориентированы на здоровье человека, его улучшение и поддержание. Эти нормы
изначально были выражены в клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой
для других профессиональных и моральных медицинских кодексов. Этический фактор
традиционно имеет большое значение в медицине. Более восьмидесяти лет назад по
аналогии с клятвой Гиппократа была создана Флорентийская сестринская клятва
соловья.

Доктор и пациент

Медицинская этика гласит, что врачу следует быть высокообразованным специалистом, а деонтология помогает видеть в больном человека и уважать его права. Ведь он дает свою, особую присягу, «Клятву Гиппократа». Профессия доктор объединяет в себе гуманизм, гражданский долг, профессиональные знания и высокую нравственность.

При взаимодействии с подопечными важен внешний вид врачей, а также их манеры. Яркие прически или украшения, кричащий гардероб могут доставить неудобство людям, проходящим лечение или коллегам. Доктор должен оставаться спокойным даже если больной или его родственники ведут себя неадекватно – таковы требования этики.

Если врач чувствует антипатию к пациенту, ему не следует высказывать ее ни в словах, ни в жестах. Это ни в коем случае не должно отразиться на лечении, все личные неприязни остаются за пределами больницы.

Сострадание к больному человеку, основывается на научных знаниях, а не на простом общечеловеческом гуманизме. Современный врач обязательно информирует больного о тяжести его заболевания.

Традиционные правила взаимодействия доктора и пациента могут измениться со временем под влиянием новых этических принципов, но их суть, то самое «не навреди», сохраняется всегда.

Клятва врача Российской Федерации

Клятва врача — клятва, принятая 17 ноября 1999 года Госдумой, подписаная президентом Б. Ельциным, взамен «Клятвы российского врача», пришедшей на смену «Присяги врача Советского Союза» от 1971 года. Изложена в статье 60 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг; посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь; хранить врачебную тайну; внимательно и заботливо относиться к больному; действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии; хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту, доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.»

Этика и деонтология в отношениях участников лечебного процесса

Отношения «медсестра — пациент»

Этические и деонтологические принципы в медицине предполагают выстраивание отношений с пациентом по следующим правилам:

  • В общении с больным медработник должен быть приветливым и выдержанным. Не допускается панибратство и фамильярность, нежелательна и излишняя официальность
  •  Медицинская сестра обращается к пациенту по имени и отчеству, на «Вы»
  • Перед процедурой, особенно если она болезненная и технически сложная, пациенту необходимо разъяснить ее суть, успокоить пациента, снять его излишнее напряжение
  • В присутствии пациента нельзя обсуждать других больных, их диагнозы, планы лечения, также не стоит обсуждать своих коллег
  • Запрещается в присутствии пациента подвергать сомнению его диагноз и правильность лечения

Отношения «медсестра — родственники пациента»

Этический кодекс медсестер затрагивает и вопрос общения с родными пациента. С ними также необходимо выстроить взаимодействие по следующим правилам:

  • Родственникам, которые ухаживают за пациентом, необходимо показывать правильность выполнения различных процедур
  • Следует проявлять тактичность, спокойствие и сдержанность
  • Разговор с родственниками пациентами должен строиться в пределах компетенции медсестры. Вопросы прогноза болезни, лечения и тому подобные обсуждать с родными может только врач
  • На вопросы родственников пациента следует отвечать неторопливо и спокойно

Отношения «медсестра — врач»

Этика и деонтология медицинской сестры содержит в себе также правила профессионального общения. Это общение с врачом, другими медицинскими сёстрами и санитарками. Как строить отношения с врачами:

  • Недопустимо проявление неуважения и грубости
  • Все назначения врача должны выполняться профессионально, четко и своевременно
  • Следует немедленно сообщать врачу обо всех внештатных ситуациях с пациентом (внезапное изменение состояния, поведения)

Отношения «медсестра — медсестра»

В профессиональной деятельности отношения медсестер друг с другом должны строиться со следующими особенностями:

  • следует проявлять уважение и вежливость
  • замечания по работе должны доводиться до сведения коллеги без пациентов
  • более опытные медсестры должны передавать свой опыт более молодым коллегам
  • в затруднительных ситуациях медсестры должны стремиться помогать друг другу

Отношения «медсестра — младший медперсонал»

  • Ненавязчивый и тактичный контроль работы санитаров и младших медицинских сестёр
  • Не допускается высокомерное и фамильярное отношение
  • Работа по принципу взаимоуважения
  • Запрещается делать замечания друг другу в присутствии других коллег и посетителей

Медсестра и пациент

Профессия медсестры зародилась из женского стремления помочь больному или раненому человеку. В ее основе лежит принцип заботы о каждом пациенте, в независимости от его социального статуса, национальности или вероисповедания. Этот принцип в работе следует ставить превыше всего.

Медицинская сестра призвана ухаживать за пациентами, облегчать страдания или предотвращает их, а также помогать реабилитировать здоровье. Согласно этическому кодексу медсестер, им следует уважать права каждого человека на физическое и психическое здоровье, соблюдать принципы гуманности, качественно выполнять свою работу и соблюдать моральные принципы в отношениях с пациентами и коллегами.

Уважать человеческое достоинство пациента – необходимое условие работы в этой профессии. Согласно этике, медсестра не имеет права проявлять к больным высокомерие, пренебрежение или грубость, а также не должна навязывать им свою точку зрения по какому-либо вопросу. Она должна информировать пациента о его правах, состоянии здоровья, диагнозе и методе лечения.

Причинять боль пациенту допустимо только в одном случае – если это проводится в его интересах. Угрозы, касательно жизни человека недопустимы. Разглашение конфиденциальной информации о пациенте запрещена.

МОДЕЛЬ ПАРАЦЕЛЬСА

Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в Средние века.

Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (1493-1541 гг.). Эта форма врачебной этики, в рамках которой нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача.

Если в гиппократовской модели завоевывается социальное доверие личности пациента, то «модель Парацельса» — это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. «В Парацельсе мы видим родоначальника не только в области создания химических лекарств, но также и в области эмпирического психического лечения» (Юнг).

В границах «модели Парацельса» в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Медицинская культура использует латинское понятие pater — «отец», распространяемое христианством не только на священника, но и на Бога. Смысл слова «отец» в патернализме фиксирует, что «образцом» связей между врачом и пациентом являются не только кровнородственные отношения, для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и «целебность», «божественность» самого контакта врача и больного.

Неудивительно, что основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо, или «твори любовь», благодеяние, милосердие.

Врачевание — это организованное осуществление добра. Парацельс писал: «Сила врача — в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства — любовь».

Под влиянием христианской антропологии Парацельс рассматривал физическое тело человека «лишь как дом, в котором обитает истинный человек, строитель этого дома». Считается, что христианское понимание души способствовало становлению суггестивной терапии, которую активно применял выдающийся врач XVI в. Кардано, рассматривая ее как необходимую и эффективную составляющую любого терапевтического воздействия. Кардано понял роль фактора доверия и утверждал, что успешность лечения во многом определяется верой пациента во врача: «Тот, кто больше верит, излечивается лучше».

Важность доверительных отношений между врачом и пациентом неоднократно подчеркивалась выдающимися врачами прошлого, еще в VIII в. Абу-ль-Фарадж писал: «Нас трое — ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем»

В конце XIX — начале XX вв. Фрейд десакрализировал патернализм, констатировав либидинозный характер взаимоотношения врача и пациента. Его понятия переноса и контрпереноса являются средством теоретического осмысления сложного межличностного отношения между врачом и пациентом в психотерапевтической практике. Фрейд полагал, что всякий психотерапевт, а деятельность врача любой специальности включает в себя психотерапевтическую компоненту, «должен быть безупречным, особенно в нравственном отношении».

Фрейд писал не только о «безупречности» как теоретически выверенной стратегии терапевтического поведения, основывающегося на особенностях природы лечебной деятельности, но и «безупречности» как почти механической точности соответствия поведения врача тем или иным нормативам этических требований.

Мифы о медицинской этике

Хотя современные технологии все глубже проникаю в медицину, она по-прежнему совмещает в себе науку и искусство. Эта двойственность, а также непосредственная связь со здоровьем и жизнью человека, создает почву для различных мифов.

В медицине есть темы, которые будоражат умы, вызывают горячие дискуссии и иногда трактуются неверно (трансплантация органов). Почки, сердце, легкие и другие органы пересаживают от уже умерших людей. Непосвященный в это человек, если увидит процесс извлечения органа, воспримет все так, что необходимый материал извлекают из все еще живого человека.

Или эвтаназия. Доктора либо прекращают продлевать жизнь пациента, либо применяют специальные меры для безболезненного ухода из жизни. В некоторых цивилизованных эта процедура добровольна, в большинстве стран мира – запрещена. Много споров вызывает эта тема. А споры порождают слухи. Мифы о «врачах-убийцах» тревожат людей.

Факультетское обещание русских врачей

«Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукою права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, даю обещание в течение всей своей жизни не омрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне врачебные (семейные) тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия

Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне врачебные (семейные) тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия.

Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою.

Обещаю не заниматься приготовлением и продажею тайных средств.

Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям.»

Доктор и медсестра

Взаимодействие в коллективе – важное условие правильной работы медицинского заведения. Его коллектив объединен общей напряженной работой, в основе которой – ответственность за человеческую жизнь и здоровье

Поэтому правильный климат в стенах больницы регулируется медицинской этикой.

Врачебная работа предполагает, что медицинская этика лежит в основе корректного отношения не только к пациентам, но и друг к другу, вне зависимости от должности. Ведь не просто так медики носят именно белые халаты – это подчеркивает не только чистоту, но и высокий смысл их профессии. Пренебрежение или вольности общения в медицинском кругу снижает доверие пациента ко всем медработникам.

Врачам следует уважительно относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу. Медсестра в настоящее время – главный помощник доктора, без которого невозможно полноценное лечение. Медицинские сестры обязаны соблюдать правила этикета по отношению к врачам и ко всем окружающим на работе. Медсестры должны, используя все свои знания, помогать докторам в работе.

Медицинским работникам, всем без исключения, нельзя высказываться отрицательно о своих коллегах, особенно в присутствии пациентов или их близких.

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Впервые термин «деонтология» («deontos» — должное, «logos» — учение) ввел английский философ Бентам (1748-1832), обозначая этим понятием науку о долге, моральной обязанности, нравственного совершенства и безупречности.

Деонтология особенно важна в той профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответственные взаимодействия.

В медицине это соответствие поведения врача определенным этическим нормативам. Это деонтологический уровень медицинской этики, или «деонтологичекая модель», опирающаяся на принцип «соблюдения долга».

Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе. Глубокую сущность деонтологии врачевания раскрывает символическое высказывание голландского врача XVII в. ван Туль-Пси: «Светя другим, сгораю сам».

Термин «деонтология» ввел в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX в. Петров для обозначения реально существующей области медицинской практики — врачебной этики, — которая была «отменена» в России после революции 1917 г. за ее связь с религиозной культурой.

Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил (соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам), соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики.

Деонтология включает в себя вопросы:

  • соблюдения врачебной тайны,
  • меры ответственности за жизнь и здоровье больных,
  • взаимоотношений в медицинском сообществе,
  • взаимоотношений с больными и их родственниками.

Так, примером этой модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации (JAMA, 1992, № 2):

  • интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;
  • интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;
  • вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;
  • врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

Как видно, характер рекомендаций достаточно жесткий, и очевидно, что их нарушение может повлечь за собой дисциплинарные и правовые последствия для врачей, которых объединяет данная Ассоциация.

«Соблюдать долг» — это значит выполнять определенные требования. Недолжный поступок — тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества, собственной воли и разума.

Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонении от его выполнения.

Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

Наборы «точно сформулированных правил поведения» разработаны практически для каждой медицинской специальности и представляют собой перечень и характеристику этих правил по всем медицинским областям.

К середине XX в. медицинская деонтология становится интернациональной — появляются международные документы, регламентирующие поведение врача: Женевская декларация (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949), Хельсинская декларация (1964), Токийская декларация (1975) и др.

Современная деонтология и медицинская этика

На протяжении различных периодов человеческой истории медицинский кодекс практически не менялся. Долгое время медики были заложниками религиозных и светских запретов.

Основные принципы этики для медработников сформулировал Гиппократ еще две с половиной тысячи лет назад. «Клятва Гиппократа» и поныне провозглашает, что целью медицины является именно лечение больного. Главный принцип ее всем известен: «Не навреди». В современном мире этот медицинский кодекс не является юридическим документом, но ее нарушение способно стать основанием для судебной ответственности.

В настоящее время, основываясь на медицинской этике, врач обязан в отношении пациента соблюдать следующие правила:

  • Сообщать о правах пациента;
  • Сообщать о состоянии его здоровья;
  • Уважать человеческое достоинство пациента и гуманно относится к нему;
  • Не причинять моральный или физический вред;
  • Бережно относиться к умирающему человеку;
  • Хранить врачебную тайну;
  • Не допускать несведущее вмешательство в здоровье пациента;
  • Сохранять высокий уровень знаний по своей профессии;
  • Уважительно относиться к коллегам;
  • Поддерживать уважение к медицине.

Этика и деонтология: 4 принципа

Этика и деонтология медицинской сестры базируется на четырех универсальных принципах:

  1. автономии
  2. милосердия
  3. справедливости
  4. полноты оказания медицинской помощи

Принцип автономии

С точки зрения принципа автономии медсестра должна уважать личность каждого пациента и его решения. С этим принципом связаны следующие положения:

  • пациент рассматривается не как средство, а как цель
  • в отношениях с пациентом важны: конфиденциальность, уважение к политическим и иным убеждениям пациента, уважение к его культуре
  • получение от пациента информированного добровольного согласия на предстоящую процедуру
  • уважение личного мнения пациента, его свобода в принятии важных решений

Принцип милосердия

Включает в себя несколько аспектов:

  • выбор методов лечения исходя из тяжести состояния пациента
  • внимательное и чуткое отношение к пациенту
  • учет готовности пациента справиться с предстоящим ему медицинским вмешательством;
  • любое действие медицинской сестры направлено на пользу пациентам

Принцип справедливости

В деятельности медицинской сестры не должно быть различения пациентов по их профессии, социальному статусу, а также по другим характеристикам. Этика и деонтология в работе медицинской сестры также устанавливает, что любая помощь, которая оказывается пациенту, не должна нанести ему или третьим лицам вреда. Если медработник оказывается между противоположными мнениями пациента и его родных, он всегда должен исходить из мнения пациента. Принцип требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или иных внешних обстоятельств.

Принцип полноты медицинской помощи

Заключается в том, что медицинская сестра обязана оказывать медпомощь пациентам:

  • профессионально
  • использовать для этого все имеющиеся в ее арсенале средства
  • проводить качественно меры диагностики и профилактики
  • оказывать паллиативные медицинские услуги нуждающимся пациентам
  • реализовывать профилактические мероприятия

Этика и деонтология медицинской сестры с точки зрения соблюдения этого принципа подразумевает, что при оказании медицинской помощи медсестра обязана строго соблюдать все действующие требования законодательства, а также моральные нормы.

Медицинская этика

Занимаясь медицинской деятельностью, врач руководствуется:

— Этическим кодексом российского врача (Кодекс врачебной этики РФ, утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994; одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.)

— этическими требованиями ассоциации, в которой состоит врач

— международными нормами профессиональной этики, исключая, не признаваемое Ассоциацией врачей России, положение о допустимости пассивной эвтаназии

— «Международным кодексом медицинской этики»

— «Всеобщей Декларацией о биоэтике и правах человека» ЮНЕСКО (2005 г.)

Медицинская этика исследует понятия о врачебном долге (Деонтология), о заболеваниях и их осложнениях, связанных с действиями медицинского персонала (ятрогениями).

В обязанностях врача состоит хранить врачебную тайну — обусловленное юридическими нормами и этическими мотивами требование к представителям врачебной профессии не оглашать сведений, касающихся состояния здоровья, личной или семейной жизни больных, сведений, ставших известными мед. работникам в силу их профессии, в силу особого доверия, оказываемого обычно лицам врачебной профессии со стороны пациентов в расчете, что всё доверяемое не найдет дальнейшей огласки. Конституция России формулирует врачебную тайну, как «информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении».

Присяга врача Советского Союза

«Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь: — все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболевания, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества; — быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну; — постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; — обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи; — беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали; — сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны; — всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь.»

Клятва Гиппократа

«Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

— обязательства перед учителями, коллегами и учениками,

— принцип не причинения вреда,

— обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия),

— принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного,

— принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии,

— принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам,

— обязательство об отказе от интимных связей с пациентами,

— обязательство личного совершенствования,

— врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Текст клятвы на латыни:

«Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum. Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum. Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Caste et sancte colam et artem meam. Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque arcana fidei meae commissa. Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.»

Текст клятвы Гиппократа в переводе на русский:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Моральные и профессиональные качества медсестры

Роль
медсестры в лечении пациента, особенно в больнице, трудно переоценить. Выдача
рецептов, уход за тяжелобольными людьми, проведение множества манипуляций,
некоторые из которых достаточно сложные — все это является прямой обязанностью
медперсонала. Медсестра также занимается осмотром пациента, подготовкой его к
различным хирургическим операциям, работой в операционной в качестве
анестезиолога или медсестры-операционистки и наблюдением за пациентом в
отделениях реанимации и интенсивной терапии. Все это предъявляет высокие
требования не только к знаниям и практическим навыкам медсестры, но и к ее
моральному облику, умению вести себя в коллективе при общении с пациентами и их
родственниками.

В
любое время и при любых обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается
за помощью к медицинскому работнику из-за порой очень серьезной катастрофы,
которая может привести к потере здоровья, инвалидности, а порой и к опасным для
жизни ситуациям. Только с полным сочувствием и пониманием ситуации пациента
может быть установлен реальный контакт между пациентом и медицинским
персоналом, который так необходим для успешного лечения. Пациент нуждается в
чуткости, моральной поддержке и тепле не меньше, а то и больше, чем в
лекарствах. Не случайно в недавнем прошлом сестер милосердия называли
«Сестрами милосердия»: Это отражало не только профессиональную, но и
моральную сторону их работы. Равнодушным, неуравновешенным людям, не способным
сочувствовать страдающему человеку, нельзя разрешать работать в медицинских
учреждениях. В общении с пациентом, в манипуляциях, которые часто бывают
неприятными и болезненными, медсестра должна отвлекать пациента от тяжелых
мыслей, вдохновлять его на то, чтобы быть энергичным и верить в выздоровление.

Пациенты
часто спрашивают у медсестер диагноз и прогноз. Ни при каких обстоятельствах
пациенты не должны быть информированы о наличии неизлечимого заболевания,
особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда необходимо
выражать твердую веру в благоприятный исход. Вся информация, предоставляемая
медсестрой пациенту, должна быть согласована с врачом.

Отношения «медсестра — врач»:

  1. Грубость и неуважение в общении неприемлемы;
  2. Проводить медицинские приемы своевременно, четко и профессионально;
  3. Немедленно проинформируйте врача о любых внезапных изменениях в состоянии пациента;
  4. Если у вас есть сомнения по поводу тактичного исполнения предписаний врача, в отсутствие пациента следует обсудить все нюансы с врачом.

Отношения между медсестрами и медперсоналом:

  1. Грубое и неуважительное обращение с коллегами недопустимо;
  2. Комментарии должны быть сделаны с чуткостью и в отсутствие пациента;
  3. Опытные медсестры должны делиться своим опытом с молодыми людьми;
  4. В сложных ситуациях они должны помогать друг другу.

Отношения «медсестра — младшая медсестра»:

  1. Уважение друг к другу;
  2. Контролируйте медперсонал тактично и незаметно;
  3. Грубость, знакомство, высокомерие неприемлемы;
  4. Недопустимо делать комментарии в присутствии больных людей и посетителей.

Женевская декларация

«Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должное уважение и благодарность; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, рассовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно.»

Список литературы

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: 1994 .
  2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебник. М.: Эд. В.М. Скакун, 1996.
  3. Основы этических знаний / Под ред. профессора М.Н. Розенко. М.: Издатель Лан, 1995.
  4. Этический словарь. Опубликовано I.C. Kon. М.: Политизация, 1994.
  5. Кодекс этики российских медицинских сестер (принят Ассоциацией медицинских сестер России, 1993 г.).
  6. В.И. Акопов, Е.Н. Маслов. Закон в медицине. М.: Книжный сервис, 2004. 352 с.
  7. Александрова О.Ю. Гражданская ответственность и ее особенности. М.: ЗАО «МЗФАР», 2005. С. 167 178.
  8. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Законодательство в области охраны здоровья граждан. М.: МЗФ. Мэр, 2004. 320 с.
  9. Сергеев Д.Д. Медицинское право. Образовательный комплекс в 3-х томах. М.: ГОТАР-Медиа, 2007. 777 с.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (в редакции от 29.07.2006).
  11. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22 июля 1995 года.
  12. Ослопов Общий уход за пациентами в терапевтической клинике.
  13. «Руководство по уходу за медсестрами», под редакцией академика Н.Р.Палеева. Москва, 1994.
  14. Иванюшкин А.Ю. Профессиональная этика в медицине. M., 1996.

Заключение

Этической
основой профессиональной деятельности медсестры является гуманность и
милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медсестры
являются: всесторонний и всесторонний уход за больными и облегчение их
страданий; восстановление здоровья и реабилитация; пропаганда здорового образа
жизни и профилактика заболеваний. Этический кодекс устанавливает четкие
этические ориентиры профессиональной деятельности медсестер и призван
способствовать консолидации, престижу и авторитету медсестринского дела в
обществе и развитию медсестринского дела в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector