Пдд 12.2 — правила парковки

Что такое вынужденная остановка? Определение

Термины и формулировки даны в пункте 1.2 ПДД России:

Вынужденная остановка – это прекращение движения транспортного средства (ТС), вызванное его технической неисправностью, состоянием здоровья водителя или пассажира(-ов), неожиданным препятствием, не позволяющим дальнейшее движение, а также опасностью, создаваемой перевозимым грузом.

При этом, для того чтобы остановка считалась вынужденной достаточно выполнения одного из описанных условий. К ним мы еще вернемся более подробно, но сначала посмотрим на случаи, которые однозначно не будут считаться вынужденной остановкой.

Что не является вынужденной остановкой?

Для всего дальнейшего разбирательства принципиально отличать термин «вынужденная остановка» от случаев, когда прекращение движения не является таковой.

Во-первых, ПДД устанавливает понятие остановки, как намеренной приостановки перемещения ТС, ограниченной по времени (до 5 минут), или периодом для выполнения необходимых действий – в частности, погрузкой-выгрузкой или посадкой-высадкой пассажиров.

То есть четко разграничиваются понятия просто «остановки», как намеренного явления, и «остановки вынужденной», как события, непредумышленного, в определенном смысле непредотвратимого, в т.ч. произошедшего для исключения худших последствий.

Во-вторых, существуют правила, требующие остановки транспортного средства в определенных обстоятельствах (в том числе вынужденной, экстренной). Яркие примеры – пропустить транспорт со спецсигналом, избежать ДТП, или выполнить требования инспектора ГИБДД (ГАИ). Такое прекращение перемещения так же не будет являться вынужденным.

Третий момент, на который необходимо обратить внимание, это действие всех правил, связанных с вынужденной остановкой, исключительно в случаях, когда обычная остановка запрещена (знаками, разметкой и пр.). Если запрета нет, любая остановка осуществляется по обычным нормам

Москва +7(499) 325-45-68

Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78

Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68

Москва +7(499) 325-45-68

Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78

В каком случае водитель совершит вынужденную остановку?

Остановившись непосредственно перед пешеходным переходом, чтобы уступить дорогу пешеходу.
1.45%

Остановившись на проезжей части из-за технической неисправности транспортного средства.
78.26%

В обоих перечисленных случаях.
20.29%

Проголосовало: 69

Правильный ответ

Остановившись на проезжей части из-за технической неисправности транспортного средства.

Что разрешено дружинникам?

В последнее время в охране правопорядка на территории России все активнее используют дружинников. Это наследие советского прошлого, когда дружины регулярно патрулировали улицы, помогая милиционерам в Советском Союзе задерживать хулиганов и дебоширов, ловить мелких преступников, например браконьеров.

Сейчас институт дружинников восстанавливают и в современной России. Часто в добровольные помощники полиции идут студенты юридических институтов и университетов, которые мечтают связать свое будущее с правоохранительными органами. Участие в дружинах позволяет им на практике познакомиться со многими правовыми аспектами, которые затем им пригодятся в дальнейшей деятельности. Также к числу дружинников относятся и казаки, которые в некоторых регионах России берут на себя обязанности добровольных помощников современных российских полицейских.

Но может ли дружина остановить транспортное средство? Дело в том, что, как правило, дружинники патрулируют улицы и обеспечивают правопорядок не самостоятельно, а только в сопровождении стражей порядка, находящихся при исполнении. Поэтому, если автомобилист совершает нарушение дорожных правил, дружинник вправе потребовать его остановиться и попросить документы на проверку. Но водитель вправе отказаться выполнять требования дружинника. В этом случае дружинник проинформирует сотрудников ГИБДД об отказе водителя в содействии, а также о самом факте нарушения ПДД. Подчеркнем, что в данной ситуации действия дружинника носят исключительно профилактический характер, так что отказ подчиняться его требованиям не будет нарушением, не будет считаться неповиновением законным требованиям представителя власти. Ведь дружинник фактически представителем власти не является.

Какие знаки воспрещают

Основным дорожным указателем данного рода является 3.28. Однако он имеет две вариации:

3.29. только по нечетным числам
3.30. только по четным

Возможна ситуация, когда 3.29. будет установлен на одной стороне дороги, а 3.30. – на другой. В таком случае, с 19 до 21 часов по местному времени парковаться можно на любой из этих сторон (вне зависимости от числа месяца).

Очевидно, что 3.27., который строго запрещает остановку, не разрешает и производить стоянку.

В ПДД указаны транспортные средства, которым можно не обращать внимания на предписания 3.28., 3.29. и 3.30., в частности:

  • на ТС, принадлежащие ФГУП “Почта России”;
  • на автомобили, управление которыми осуществляется инвалидами 1-й и 2-й категории (при условии наличия соответствующего опознавательного знака).

Некоторые нюансы:

  • 3.28., 3.29. и 3.30. распространяют свои запреты до 1-го перекрестка, а если таковой отсутствует – до окончания населенного пункта;
  • если совместно с 3.28. применяется разметка 1.10., то зона действия данного указателя ограничивается ей;
  • все вышеуказанные знаки распространяют свое функционирование только на ту сторону дороги, на которой они расположены.

Основные правила стоянки транспортных средств

ПДД в полной мере регулируют требования к парковке для водителей всех категорий ТС – легковых, грузовых, автобусов, маршрутных такси и др.

Для легковых авто

Главное требование – осуществлять прекращение движения на время более 5 минут можно только, ставя ТС в 1 ряд параллельно границе проезжей части (п. 12.2. ПДД).

На длительное время не разрешено:

  • в 50 метрах перед железнодорожным переездом и после него;
  • на главных дорогах, отмеченных знаком 2.1., вне границ населенных пунктов;
  • на всех тех территориях, где воспрещена остановка.

Для грузовых

Водителю следует соблюдать все те же правила стоянки, что и установлены для легковых машин.

В  соответствии с п. 12.4. ПДД, нельзя парковаться:

  • на переходах, предназначенных для пеших граждан;
  • ближе 5 метров от таких переходов;
  • непосредственно на трамвайных путях как встречного, так и попутного направления;
  • рядом с трамвайными линиями (в случае, если таким образом создаст необоснованные помехи для езды электрического транспорта);
  • прямо на железнодорожных рельсах;
  • в тоннелях;
  • на мостах и эстакадах (если там больше трех полос для движения в попутном направлении, то стоянку осуществлять можно);
  • около опасных поворотов и вообще в любых местах, где видимость составляет ниже ста метров из-за особенностей рельефа местности или иных факторов;
  • на полосе, предназначенной для езды велосипедов;
  • в тех местах, где расстояние между “запаркованным” грузовиком и сплошной линией – 3 метра или менее;
  • ближе 15 метров от зон, предназначенных для остановки маршрутных единиц.

Для мотоциклов, скутеров и велосипедов

В отношении этих и вообще любых ТС, имеющих два колеса, ПДД делают одно важное исключение – указанные виды транспорта могут быть поставлены в два ряда (кроме мотоциклов, оборудованных боковым прицепом). В зонах, отмеченных указателем “Парковка” (6.4.), двухколесным средствам разрешается осуществлять стоянку и на границе тротуара

В зонах, отмеченных указателем “Парковка” (6.4.), двухколесным средствам разрешается осуществлять стоянку и на границе тротуара.

Указанному виду запрещено осуществлять парковку вне населенных пунктов (в любое время суток) с целью продолжительного по времени отдыха, ночлега или других аналогичных действий.

Для этих целей следует найти ближайшую гостиницу, мотель или иное место (обозначаются знаками сервиса 7.9. и 7.11.).

Пассажирского транспорта

В отличие от других ТС, маршрутные движутся по заранее установленному графику с остановкой в местах, обозначенных 5.16., 5.17. и 5.18.

В ПДД не сказано, распространяется ли требование о запрете на остановку (и стоянку) ближе 15 метров от территорий, отмеченных данными знаками, на сами маршрутные ТС.

Представляется, что если автобус или троллейбус не осуществляет посадку или высадку пассажиров, то и для них в этих местах воспрещена, как и для остальных водителей.

В остальном, на пассажирский транспорт распространяется большая часть требований, предписанных Разделом 12 ПДД.

То есть все так же нельзя ставить автобус на левой стороне дороги, если есть трамвайные пути посередине, на переходах для пеших лиц, ближе 50 метров от ж/д переездов и др.

Действия водителя в случае вынужденной остановки по ПДД

Для начала рассмотрим общие правила, а ниже перейдем к особым ситуациям.

Что необходимо сделать при вынужденной остановке Пункт ПДД РФ
Включить аварийную сигнализацию (т.н. аварийку) 7.1
Выставить знак аварийной остановки (красно-желтый треугольник) 7.2
Предпринять меры для перемещения ТС из зоны запрещенной остановки 12.6

Особые случаи

Нужно понять, что особые обстоятельства требуют особых действий, однако они могут накладываться поверх вышеуказанных правил, но иногда заменяют их. Выбирать правила поведения необходимо по принципу: является ли конкретный случай особенном? — Если нет, действуют обычные нормы.

На железнодорожном переезде

Опасность прекращения движения на ж/д переезде сложно преувеличить. Видимо поэтому и правила принудительной остановки тут специфические. Необходимые действия описаны в п.15.5 ПДД, и выглядят так:

  1. Незамедлительно высадить пассажиров.
  2. Постараться освободить железнодорожные пути.

Дальнейшие действия Правила описывают как выполняемые одновременно с вышеуказанными, однако логика событий подсказывает, что они необходимы только в случаях, когда освободить ж/д переезд не удалось.

  • При наличии двух пассажиров или согласившихся помочь свидетелей, их необходимо отправить в обе стороны ж/д полотна минимум на километр, чтобы они там подавали сигнал к остановке поезда.
  • Если такой человек только один, его необходимо отправить в ту сторону, видимость в которую хуже.
  • Водитель должен оставаться возле ТС, подавая сигнал тревоги.
  • Если водитель заметил поезд, нужно, далее цитата из правил, «бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки1».

(1)Под сигналом остановки понимается визуальный жест в виде кругового движения рукой, в которой находится: в светлое время – хорошо различаемый (яркий по цвете) предмет, ткань, материал, а ночью – фонарь и факел.

(2)Звуковым сигналом тревоги считается подача звукового сигнала, состоящего из одного длинного и трех коротких гудков, постоянно повторяющихся.

На автомагистрали

Если проезжая часть, на которой произошла вынужденная остановка, однозначно идентифицируется как автомагистраль, в соответствии с нормами п.16.2 ПДД РФ, необходимо переместить ТС на обочину.

Напомним, что в обычных условиях остановка на обочине автомагистрали недопустима, а при вынужденной остановке на других типах дорог нужно переместить ТС за пределы зоны, в которой остановка запрещена. В данном случае норма п.12.6 не действует – автомобиль может осуществить вынужденную остановку за пределами линии, отмечающей окончание проезжей части (на обочине).

При этом нормы, требующие включения аварийной сигнализации и выставления соответствующего знака, остаются в силе.

В каком случае на автомагистрали Вам разрешено остановиться правее линии, обозначающей край проезжей части?

В любом случае.
0%

Только в случае вынужденной остановки.
100%

Только в светлое время суток.
0%

Проголосовало: 26

Правильный ответ

Только в случае вынужденной остановки.

Нарушил ли водитель Правила при вынужденной остановке на автомагистрали?

Да.
4.65%

Да, если не выставил знак аварийной остановки.
81.4%

Нет.
13.95%

Проголосовало: 43

Правильный ответ

Да, если не выставил знак аварийной остановки.

Ночью за городом

В темное время суток за пределами населенных пунктов при вынужденной остановке, к вышеперечисленным правилам, добавляется еще одно – пункт 2.3.4 ПДД требует, чтобы водитель или пассажиры, покидая автомобиль, были одеты в куртку или жилет со светоотражающими элементами (выполненных из светоотражающего материала). Это в равной степени относится и к условиям ограниченной видимости.

Под знаком «Остановка запрещена»

Это частный случай практически всех из перечисленных ситуаций. С одной стороны, если остановка является вынужденной, данный знак может игнорироваться, но с другой, некоторые условия (например, вынужденная остановка произошла не на автомагистрали) требуют, чтобы ТС было перемещено за пределы этого знака.

Москва +7(499) 325-45-68

Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78

Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68

Москва +7(499) 325-45-68

Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78

Билет 35 вопрос 4

Кто из водителей нарушил правила стоянки:

1. Водители мотоцикла и грузового автомобиля 2. Только водитель мотоцикла 3. Только водитель грузового автомобиля 4. Никто не нарушил

Водителям любых грузовых автомобилей остановка и стоянка с заездом на тротуар, граничащий с проезжей частью, запрещена. Водитель данного грузового автомобиля явно нарушает Правила. Водители легкового автомобиля и мотоцикла согласно знаку 6.4 «Парковка (парковочное место)» и таблички 8.6.3 абсолютно верно выполнили требования Правил. (Пункт 12.2 ПДД).Правильный ответ — «Только водитель грузового автомобиля»

Что делать, если пришел штраф с камеры?

Автоматическая фиксация вынужденной остановки как правонарушения — вполне реальна. Камеры не в состоянии различить причины прекращения движения, только сам факт.

В этом случае штраф необходимо оспаривать. Делается это с учетом доказательств факта, что остановка была именно вынужденной.

Как правильно представить доказательства вынужденной остановки?

В зависимости от типа оснований признать остановку вынужденной, подбираются и доказательства. К примеру:

  • При проблемах со здоровьем, аргументом может служить зафиксированный звонок в скорую.
  • При возникновении препятствий, проблем с грузом или техническим состоянием машины необходимо сфотографировать их или снять на видео.

При фото-, видеофиксации нужно постараться, чтобы в кадр попадали и однозначно идентифицировались ТС, номера, окружающая обстановка (для идентификации места), причина вынужденной остановки (например, лопнувшее колесо или дерево на дороге) и другие имеющие отношение к делу предметы и обстоятельства

Важно, чтобы была видна дата и время. Это поможет избежать несправедливого наказания

Рассмотрим еще несколько вопросов и ответов на них, связанных с затронутой темой. Частично они могут повторять или вытекать из представленной выше информации, однако именно в таком виде вопросы поступают от читателей наиболее часто.

Часто задаваемые вопросы

️ Является ли вынужденная остановка в неположенном месте нарушением?

️ Нужно ли оплачивать штраф, если остановка была вынужденной?

️ Как избежать штрафа с камеры при вынужденной остановке?

Вынужденная остановка – особый случай во время дорожного движения. Лучше бы она никогда не происходила, но, к сожалению, на дороге возможно все, и главная цель правил – безопасность участников движения. Теперь вы знаете, как вести себя в такой ситуации.

Не остался в стороне и вопрос о возможных ошибках, особенно при фиксации камерами. Если подобная ситуация с вами произошла, и самостоятельно найти выход не удается, обратитесь к нашим специалистам – профессиональные автоюристы всегда готовы прийти на помощь. Отправьте !!бесплатно свой вопрос электронным сообщением (форма располагается ниже) или позвоните по телефону, указанному на сайте.

Москва +7(499) 325-45-68

Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78

Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68

Причины вынужденной остановки

Из определения вытекают основные параметры вынужденной остановки:

  • Машина не может продолжать движение из-за поломки (например, лопнуло колесо, заглох двигатель и т.д.).
  • Передвижение невозможно из-за внезапно проявившейся симптоматики заболеваний, возникших у водителя или других людей, находящихся в салоне (закружилась голова, ухудшилось зрение, рвота и т.д.).
  • Перемещение заблокировано внештатным препятствием (на дорогу упало дерево, выбежало животное).
  • Груз, транспортируемый рассматриваемым ТС, стал создавать угрозу для движения и/или его участников (например, готов рассыпаться — по проезжей части или внутри салона, создавая проблемы для управления автомобилем).

Еще раз подчеркнем, что для применения ситуации вынужденной остановки, достаточно и одного из перечисленных обстоятельств.

Причина остановки

Отметим, что остановка транспортных средств ГИБДД не может производиться без причины. Для этого обязательно должны быть весомые основания. К ним могут относиться:

  • признаки нарушения, которые инспектор мог зафиксировать визуально или с помощью специальных средств;
  • наличие подозрительных фактов, указывающих на то, что автомобиль или другое транспортное средство находится в угоне;
  • данные о том, что водитель или любой пассажир транспортного средства может быть причастен к дорожно-транспортному происшествию или какому-нибудь преступлению;
  • водитель или пассажир стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия или какого-то преступления;
  • у стражей порядка появилась потребность привлечь понятых;
  • остановка необходимо для распорядительных или регулировочных действий;
  • срочная потребность в транспортном средстве возникла у сотрудников ГИБДД или врачей;
  • с целью привлечь водителя или его пассажиров для оказания помощи сотрудникам полиции или потерпевшим;
  • проведение специальных мероприятий, исполнение которых основано на распорядительных актах; в этом случае ваш автомобиль могут проверить на наличие людей, находящихся в розыске, либо запрещенных грузов.

Вы должны знать, что можете отказаться предъявлять документы инспектору ДПС, если он не назвал причину остановки. Остановка транспортного средства на участке дороги, где запрещено стоять, допускается только в случае срочной необходимости пресечь совершение преступления или правонарушения, когда возникает угроза жизни кого-нибудь из участников дорожного движения.

Есть сотрудник дорожно-патрульной службы заявляет, что ему необходимо использовать ваш автомобиль или любое другое транспортное средство, то будьте в курсе, он имеет на это право. Но при этом водителем все равно должны остаться вы сами. После окончания поездки полицейский обязан оформить запись в путевом листе, включить информацию о продолжительности и цели поездки, расстоянии, которое было преодолено, внести свою фамилию, звание и номер служебного удостоверения. Также допускается выдача соответствующей справки.

Есть несколько способов, с помощью которых сотрудникам правоохранительных органов разрешается останавливать транспортные средства. Это может быть жезл автоинспектора, при принудительной остановке используются газовые баллончики, дубинки, электрошокеры. Служебный автомобиль может перекрыть движение, включив световые сигналы. Если окружающим грозит реальная опасность, разрешается остановить автомобиль нарушителя при помощи огнестрельного оружия.

Стоит отметить, что в 2018 году останавливать транспортное средство с целью проверки документов разрешается только на специализированных стационарных постах ДПС. Если вас останавливают в любом другом месте, то юристы советуют не предъявлять документы, если иная причина (кроме необходимости проверить документы) не указывается. Некоторые сотрудники дорожной полиции могут начать ссылаться на существующие ориентировки. В этом случае они обязаны предъявить вам эту ориентировку для ознакомления. Если этого сделано не будет, документы инспектору можно не предъявлять.

Алгоритм общения с инспектором ГИБДД

Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.

Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.

Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо

Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.

Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.

У инспектора есть право произвести осмотр вашего ТС. Правда, водитель может потребовать составления протокола. Этот документ может вам пригодиться в том случае, если придется оспаривать действия полицейских, а также для решения спорных ситуаций. Кстати, если начать настаивать на оформлении протокола, инспекторы нередко отказываются от досмотра автомобиля, потому что не хотят погрязать в бюрократических документах.

Остановив транспортное средство, сотрудник должен провести все необходимые действия в максимально короткий срок. При этом протестовать против того, что вас задерживают слишком долго, практически бессмысленно. Потому что фактически инспектор может задержать вас на срок до трех часов. Конечно, проверка ваших документов и даже оформление протокола, если водитель что-то нарушил, не являются поводом, чтобы задерживать водителя так долго.

Пока водитель знакомится с протоколом, в котором зафиксировано нарушение, инспектор обязан проинформировать его о правах. Это его прямые обязанности, которые он должен соблюдать неукоснительно. Нарушение этого предписания может привести к привлечению сотрудника ГИБДД к ответственности.

Следует отметить, что в разных регионах России сейчас действуют различные формы протоколов, поэтому с каждым необходимо внимательно знакомиться, прежде чем ставить под ним свою подпись. Если с чем-то вы не согласны, обязательно напишите об этом, обосновав максимально подробно свою позицию. В случае возникновения спорной ситуации именно этот документ будет предоставлен при судебном разбирательстве. Наши советы помогут вам освежить в памяти свои права и обязанности, когда вас останавливает сотрудник правопорядка. Так вы обезопасите себя от полицейского произвола, который сейчас хоть и все реже, но все-таки встречается на российских дорогах.

Остановка инспектором ДПС

Кстати, есть некоторые нюансы и в тех случаях, когда вас останавливают сотрудники ДПС. Только на первый взгляд может казаться, что тут не бывает никаких подводных камней. В действительности это не так. Если не знать нюансов, то кажется, что у обычного сотрудника ДПС есть право останавливать любое транспортное средство.

Конечно, такое право у него есть, но только тогда, когда он находится на службе при исполнении своих обязанностей. Подтверждением того, что сотрудник ДПС находится на службе, будет не только наличие служебной формы и удостоверения, но и нагрудного значка, а также жетона с личным номером, которые выдаются сотрудникам, заступающим на службу. После того как наряд дорожной полиции получает приказ о прекращении дежурства, нагрудный знак сдается в соответствующее подразделение. То есть по наличию этого нагрудного знака и можно определить, находится ли инспектор в данный момент на службе.

Как только вас останавливает инспектор ГИБДД, обратите внимание, есть ли у него этот нагрудный знак. У сотрудников ДПС он округлой формы, в отличие от представителей других работников правоохранительных органов, у которых этот знак овальный

На значке должен быть изображен российский герб (двуглавый орел), а под ним надпись «ДПС», далее указывается код региона и личный номер самого инспектора, по которому его всегда можно идентифицировать.

Если у инспектора такой знак отсутствует, значит, в данный момент он находится не на службе и не имеет права кого-либо останавливать и оформлять протоколы о нарушениях. Единственное, он может стать свидетелем допущенного вами нарушения, как и любой другой очевидец. Теперь вы знаете, кто может останавливать транспортное средство.

Также обязательно стоит обратить внимание, на каком автомобиле передвигается инспектор. Законом строго запрещено использование ТС, не являющихся патрульными автомобилями, во время службы

Отличить патрульный автомобиль от любого другого не составит труда. Это должен быть автомобиль, автобус или мотоцикл, который находится на балансе органов правопорядка. При этом закон предусматривает, что в широком смысле патрульный автомобиль может не иметь специальной цветографической схемы на бортах с символикой Российской Федерации и сирену. Но это не относится к автомобилям, которые используются для контроля движения на дорогах. Для этих транспортных средств данные атрибуты являются обязательными. Если на машине инспектора, который вас остановил, их нет, то и сама остановка незаконна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector