Правила парковки и стоянки автомобиля согласно пдд

Выбор типа остановки

Автобусные остановки, как правило, проектируется в виде кармана.

Однако может возникнуть вопрос о выборе другого типа остановки для конкретной ситуации. Существуют различные критерии, которые должны рассматриваться в процессе принятия решения. В зависимости от существующей ситуации, критерии приводят к разным выводам.

Существенное влияние на выбор типа остановки имеют интенсивность транспортного движения, поток транспорта, расположение в дорожной сети (сельский или городской район, транспортная развязка, автоматизированная система управления дорожным движением и т.д.), требования к общественному транспорту (например, безопасность сообщения ), время остановки автобусов, разрешенная скорость, расходы, специфические местные условия и т.д. Так, на участке с высокой интенсивностью движения и непрерывным потоком преимущество имеют автобусные карманы, потому что автобус, который останавливается на проезжей части дороги, в котором, возможно, еще и во время остановки продаются проездные билеты, будет восприниматься как помеха. Если транспортный поток сильно разряжен или если автобусная остановка находится на участке с автоматизированной системой управления движением, то преимущество имеют остановки на проезжей части дороги или отсеки для остановки автобуса.

Выбор типа остановки — исходя из стандартной ситуации с автобусной карманом — является результатом общей оценки. Для этого следует использовать перечень контрольных вопросов «Рекомендация по установлению автобусных остановок: перечень контрольных вопросов по выбору типа автобусной остановки» (документ IMS 408.103). Он включает в себя основные критерии, которые должны соблюдаться в процессе принятия решений. С точки зрения сбалансированной транспортной политики стратегические цели и будущие изменения в транспортной сети, окружающей среде и т.д. так же следует включить в общую оценку.

Можно ли останавливаться и стоять на автобусной остановке?

Согласно пункту 12.4 Правил дорожного движения РФ, шофер не имеет права ставить машину возле организованных мест остановки общественного транспорта. В законе указано конкретное расстояние – 15 м (перед и после стационарной остановки). Таким образом, минимум 15 метров расстояния, а также сам обозначенный пункт остановки должен оставаться свободным для подъезда автобусов или троллейбусов.

Речь идет о парковке рядом с остановкой, обозначенных и не обозначенных специальной желтой разметкой 1.17.1 на асфальте . Если разметка отсутствует, следует ориентироваться на дорожный знак 5.16 с изображением автобуса или троллейбуса, который устанавливается в местах, предназначенных для остановки общественного транспорта.

Остановка подразумевает нахождение транспортного средства в неподвижном состоянии в течение 5 минут. Если автомобиль не трогается с места в течение более длительного срока, транспорт считается припаркованным (находящимся на стоянке).

Разрешена ли для посадки или высадки пассажиров?

Да. Есть исключительные ситуации, в которых временная остановка на таких участках допустима. Правилами не запрещено останавливаться, чтобы высадить или забрать пассажиров, но есть важная оговорка: автомобиль не должен каким-либо образом затруднять работу общественного транспорта (подъезд или отправку автобусов, посадку или высадку пассажиров).

Автомобиль можно временно остановить не только чтобы высаживать пассажиров, но и для выгрузки или погрузки вещей.

Останавливаться можно только на тех участках, где отсутствует специальный знак 3.27 , запрещающий остановку по любым причинам.

Москва +7(499) 325-45-68

Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78

Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68

Москва +7(499) 325-45-68

Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78

Вынужденная остановка на остановке общественного транспорта

Законом не возбраняются вынужденные остановки:

  • при поломке: если автомобиль поломался и ближайшая точка, где оказалась возможна парковка неисправного транспортного средства – автобусная остановка, то водитель останавливается в этой зоне*;
  • при резком ухудшении самочувствия: если водителю внезапно стало плохо за рулем, он имеет право остановиться в любом месте (включая автобусную или троллейбусную остановку), чтобы не создавать аварийных и опасных ситуаций;
  • при антиаварийных маневрах: если остановка произошла вследствие маневра, направленного на предупреждение аварийной ситуации на дороге, такое решение водителя считается законным.

* При поломке ТС шофер обязан остановить автомобиль, установить на проезжей части знак аварийной остановки и приступить к устранению неисправностей. В законе имеется указание: лицо, управляющее неисправным автомобилем, обязано предпринять все возможные меры, чтобы не нарушать Правил дорожного движения и не парковаться в запрещенных законом местах. Закон описывает конкретные примеры неисправностей, которые могут послужить причиной остановке в непредусмотренном месте:

  1. Нарушение в работе тормозной или рулевой системы.
  2. Поломка стеклоочистительного оборудования (если погода требует использования «дворников» во время движения).
  3. Неисправность осветительных приборов (особенно, если автомобиль перемещается в темное время суток).

Если водитель не справляется с неполадками самостоятельно, нужно вызвать эвакуатор или прибегнуть к помощи выездной бригады специалистов.

Если водителю стало плохо, необходимо любым способом уведомить о своем состоянии других участников дорожного движения или прохожих.

Разрешено ли такси стоять на остановках?

Для водителей легковых такси закон исключений не делает: таксист имеет право ненадолго остановиться в зоне работы общественного транспорта, если есть необходимость высадить или подобрать пассажиров (выгрузить или загрузить вещи)

Важно при этом не создавать помех для автобусов, которые подъезжают или отъезжают от стационарной остановки

Эвакуация за нарушение знака 3.27

Данный знак не появляется на дороге без причины. Если он был установлен, то остановка здесь может создать серьезные препятствия и затруднить движение. А если машина перекрыла проезд, провоцирует аварии или создает помехи другим автомобилям, то ее могут эвакуировать на основании статьи 27.13 КоАП.

Факт того, что автомобиль был припаркован неправильно, не является поводом к его задержанию. Эвакуировать машину могут только, если она стала причиной создания помех для передвижения другого транспорта.

Если рядом с неправильно оставленным автомобилем есть водитель, то инспектор может попросить его переставить машину в другое место. Однако штраф за остановку или стоянку в запрещенном месте все равно выпишет.

Если же владельца рядом нет, то сотрудник Госавтоинспеции вызывает спецтранспорт для задержания транспортного средства. Когда до момента его прибытия водитель не появляется, авто увозят на штрафстоянку.

Возможно ли избежать наказания?

Выписанный штраф довольно сложно оспорить. Теоретически водитель имеет право обратиться в суд и доказать, что его остановка не подпадает под определение стоянки, а была вынужденной мерой. Фактически зачастую проще и дешевле оплатить квитанцию, чем ввязываться в длительные судебные тяжбы.

Избежать штрафа проще всего в момент фиксации нарушения

Если водитель сумеет доказать, что фиксация машины была произведена для избегания более серьезных неприятностей, то инспектор может принять во внимание данный факт и не наказывать гражданина. Вескими причинами для вынужденной парковки считается:

  1. Внезапная поломка, не позволяющая дальше двигаться или создающая опасность для других ТС.
  2. Резкое ухудшение самочувствия.
  3. Затор или ДТП на дороге.
  4. Остановка по требованию инспектора ГИБДД.

Оспорить правильность эвакуации куда сложнее. Эвакуаторы работают по прямому указанию инспекторов ГИБДД, не принимая собственных решений. Однако они не имеют право забирать авто при водителе. При наличии видео- и фотосъемки собственник машины может обратиться в суд и оспорить стоимость услуг эвакуатора по причине нарушения законодательных норм.

Внешние особенности знака

Для начала следует разобраться с самим знаком автобусной остановки и понять, как он выглядит. Так водитель сможет в дальнейшем без особых проблем идентифицировать указать, вспомнить все правила и ничего не нарушить.

Согласно действующим правилам движения, знаки места остановки автобусов должны располагаться с двух сторон автодороги. При движении в попутную сторону, а также на встречной полосе указатель обязан быть хорошо виден. Заметив такие таблички, пассажирский автотранспорт может спокойно заезжать в эту зону, осуществлять высадку и посадку пассажиров.

При этом другие водители обязаны соблюдать несколько обязательных правил в соответствии с дорожным знаком автобусной остановки:

  • заметив указатель, снизить скорость своего движения;
  • обязательно пропустить пассажирский автобус;
  • сбросить скорость и внимательно следить за имеющимися пешеходными переходами;
  • любые манёвры совершать исключительно в рамках правил.

Использование знаков для остановки общественного транспорта служит для оповещения автомобилистов о том, что им можно делать, и что категорически запрещено в рамках действия особой зоны на автодороге.

Распознать такой указатель предельно просто. Он выполняется согласно ГОСТу. Знак имеет сине-белый цвет, выполнен в форме прямоугольника, внутри которого на белом фоне вокруг синей рамки изображается чёрный автобус.

При необходимости указать протяжённость особой зоны для остановки общественного транспорта, которая не сильно выражена, либо когда требуется обозначить последующие расположенные пункты остановки, тогда могут применяться дополнительные знаки с табличками. Они указывают на протяжённость остановки или общую длину остальных зон.

Есть ряд нюансов, связанных со стоянкой на автобусных остановках. Неправильно говорить, что она категорически запрещена, и ни при каких обстоятельствах обычные машины, не являющиеся пассажирскими автобусами, не могут туда заезжать.

Актуальные штрафы

Также автомобилистов справедливо интересует вопрос размера штрафов за неправильную остановку на автобусных остановках. В этом случае отталкиваться следует от КоАП, поскольку подобное правонарушение предусматривает административную ответственность.

Каким именно будет штраф за остановку непосредственно на остановке городского общественного транспорта, зависит от конкретного правонарушения и его обстоятельств.

  • Когда автомобилист паркуется ближе, чем в 15 метрах от установленного знака или специального кармана, при этом не преследует цель высадить, либо же посадить в ТС пассажиров, разгрузить или выгрузить товар, но помехи не создаёт для автобуса, тогда ему будет выписан штраф в размере 1000 рублей.
  • Если ситуация происходит при аналогичных, ранее рассмотренных, обстоятельствах, но есть факт создания помехи, тогда размер штрафа увеличивается в 2 раза, до 2 тысяч рублей.
  • Для правонарушителей в Москве и Санкт-Петербурге предусмотрены ещё более жёсткие меры. Вне зависимости от того, создал водитель помеху или нет, штраф будет одинаковым, и составит 3 тысячи рублей.

У водителя есть 60 дней с момента выписки штрафа для его оплаты. Если сделать это в 30-дневный срок, тогда будет действовать правило 50% скидки. Отсчёт времени ведётся с момента получения копии постановления о совершённом правонарушении, а не со дня самого инцидента.

Тут ещё важно понимать, что между понятиями остановка и стоянка большая разница. В случае стоянки водитель оставляет своё транспортное средство на продолжительный период времени, покидая его, и отправляясь по своим делам

Если машина была остановлена в зоне действия знака или внутри кармана для автобусов, тогда может применяться мера в виде принудительной эвакуации автотранспорта.

Помимо оплаты штрафа, водителю придётся дополнительно платить за эвакуацию, а также за то время, в течение которого его машина находилась на штрафстоянке. Если авто простоит там несколько дней, это выльется в тысячи рублей.

12 раздел ПДД: общие принципы остановки и стоянки

12-й раздел ПДД специально посвящен правилам осуществления остановки и стоянки (в том случае, если они не запрещены уже рассмотренными знаками и разметкой).

Итак, водителю нужно свято помнить «золотое правило»: и остановка, и стоянка разрешены на правой стороне дороги – на обочине.

При любых обстоятельствах автовладелец, планируя парковку, может совершить ее именно здесь (если это, конечно, не запрещено иными требования ПДД).

Однако в крупных и средних населенных пунктах обочина, как правило, отсутствует. В таких случаях Правила разрешают осуществлять остановку и стоянку на правой стороне дороги – на краю проезжей части.

Водитель должен четко уяснить, что при наличии обочины и возможности осуществить остановку и стоянку на ней, ему запрещается использовать для этих целей проезжую часть.

Такая тактика будет грубым нарушением ПДД, и чаще всего водители совершают его при движении вне населенного пункта. Тем самым они не только формируют помехи для движения иных транспортных средств, но и способствуют созданию аварийной ситуации в условиях скоростного движения.

Правилами предусмотрены остановка и стоянка не только на правой стороне дороги. В двух случаях разрешено парковаться и на левой ее стороне. Но оба эти варианта напрямую связаны с участками дорог населенного пункта.

1. Двухполосная дорога (по одной полосе для каждого направления), на которой отсутствуют трамвайные пути посередине.

Остановка и стоянка на левой стороне таких дорог, на первый взгляд, выглядит небезопасной. Ведь выезд с такой парковки будет осуществляться с полосы встречного движения. Однако в населенном пункте – в условиях действующего ограничения скоростного режима – это опасность не представляется такой уж серьезной. А вот необходимость поиска парковочного места – напротив – выглядит достаточно актуальной проблемой.

Становится вполне понятным  требование об отсутствии трамвайных путей посередине дороги.

Просто в этом случае выезд транспортного средства с парковки на левой стороне весьма широкой дороги будет уже небезопасным.

2. Дорога с односторонним движением.

Право останавливаться на левой стороне дороги с односторонним движением не должно вызывать скепсиса или неприятия, ведь движение по всей ширине проезжей части осуществляется в одном направлении.

Правда, водителям грузовых автомобилей, чья разрешенная максимальная масса превышает 3,5 т, необходимо помнить, что им в данных условиях разрешена только остановка и исключительно для загрузки–разгрузки транспортного средства.

Что касается ситуации вне населенного пункта, то здесь любой водитель должен воздержаться от осуществления остановки на левой стороне дороги, а также от длительной стоянки (для продолжительного отдыха, ночлега и пр.) в пределах дороги. Ему следует найти специальную площадку, предусмотренную для стоянки или выехать за пределы дороги.

Это требование имеет целью обеспечение максимальной безопасности как стоящего транспортного средства, так и двигающихся по дороге. В непредвиденных случаях обочина может стать участком, благодаря которому можно избежать столкновения, перестроившись на него. Поэтому обочине вне населенного пункта желательно быть свободной.

А вот на «Автомагистрали» (5.1), например, как на скоростной трассе М11 или М4, и «Дороге для автомобилей» (5.3), остановка и стоянка, вообще, разрешены только на специальных площадках, которые вдобавок должны быть обозначены соответствующими знаками, указывающими на возможность парковки.

В пределах такой дороги – и на проезжей части, и на обочине – остановка и стоянка категорически запрещены. Это ограничение связано и с интенсивностью движения на таких участках дороги, и с высокой скоростью движения на них.

Способы парковки машин

Чтобы не получать штрафные квитанции от ГИБДД, нужно знать не только разрешённые места парковки, но и уметь правильно выполнять парковку. Существуют различные способы парковки машин, основные требования к которым описаны в ПДД. Однако детально Правила не описывают, как следует ставить авто в различных случаях и на различных типах стоянок. Так в п.п.12.1; 12.2 указаны общие требования для водителей всех категорий автотранспорта о правилах постановки их на стоянку.

Парковка автомобилей допускается только в один ряд и на правой стороне на обочине. При нарушение включенная аварийка не спасет от штрафа

Согласно этим требованиям транспорт разрешается ставить на обочине дороги справа вдоль неё в один последовательный ряд. Параллельно в два ряда разрешается ставить только двухколёсный транспорт (байки, скутеры, мотороллеры и мотоциклы). Такое же расположение транспортных средств допускается, если дорога имеет специальные расширения на обочинах, предназначенные для стоянки машин. Такие «карманы» широко применяются возле театров, торговых центров и иных публичных учреждений. Ранее автомобили в «карманах» нужно было ставить перпендикулярно краю проезжей части. Но с 15 апреля 2015 года были внесены изменения в правила согласно которым ставить ТС даже в «карманах» нужно параллельно краю проезжей части, если другой способ постановки не предусмотрен разметкой или знаком (табличкой).

Парковочный «карман»

На парковочных площадках обычно наносится разметка, определяющая положение и количество парковочных мест. В таком случае парковаться нужно в соответствии с нанесённой разметкой. Если же на площадке стоит знак парковки с поясняющими способы парковки машин табличками (см. табл. 8.6.2 – 8.6.9), то при постановке машин на стоянку следует руководствоваться установленными знаками. Причём нужно иметь в виду, что данные приёмы парковки с использованием части тротуара разрешается выполнять только легковым автомашинам и мотоциклам.

Парковка в «кармане» при отсутствие разметки и знаков допускается любым способом, но при этом она не должна мешать движению машин

Отсутствие поясняющих таблиц под знаком стоянки подразумевает классический вариант установки транспорта без заезда на тротуар. Если же на площадке нет никаких запрещающих и предписывающих знаков, а также отсутствует разметка, то располагать транспорт на ней надо так, чтобы обеспечить максимальную вместимость площадки. При этом автомобиль не должен мешать въезду и выезду других машин. Расположение машин здесь может быть, как вдоль бордюр, поперёк бордюр, так и под определённым углом к бордюрам.

Правила разрешают использовать левый край дороги для парковки автомашин при следующих условиях:

Остановка и стоянка на левой стороне дороги в населенных пунктах

Остановка и стоянка на левой стороне дороги в населенных пунктах

  • дорога имеет одностороннее движение;
  • на улице отсутствует сплошная линия и нет трамвайных путей.

Данные требования вытекают из следующих соображений обеспечения безопасности:

  • Чтобы поставить машину на левый край улицы, необходимо проехать через встречную полосу движения, что повышает риск столкновения. Если дорога имеет более одной встречной полосы, то стоянка слева запрещена, т.к. пересечение двух и более полос «встречки» значительно опаснее. Одностороннее движение снимает опасность столкновения со встречными машинами.
  • Наличие трамвайных линий также усложняет возможность выполнения перехода на левую сторону дороги, так как трамвай имеет преимущество проезда перед другим транспортом, соответственно на таких улицах парковка слева запрещена.

Таким образом, если правая сторона улицы занята припаркованными машинами, то можно поставить машину на левой стороне, когда на улице организовано одностороннее движение или это неширокая улица с однополосным встречным движением и без сплошной разделительной разметки. Однако на улице с двухсторонним движением при этом существует риск нарушения требования запрещающего стоянку знака, установленного в начале перекрёстка, о котором вы не знаете, т.к. заехали на улицу с другой стороны.

Где запрещена остановка?

На самом деле, список, в котором приводятся места, где запрещена остановка автомобиля, очень большой. Несмотря на это, водителю достаточно запомнить лишь наиболее популярные из них, чтобы впоследствии не совершать серьезных ошибок.

Пути движения трамвая

В первую очередь, запрещается прекращать движение на трамвайных путях, а также неподалеку от них во избежание создания помехи. Однако существует один спорный момент. Например, многие водители не уверены, можно или нельзя им останавливаться, если никаких помех не будет создано. Стоит ли в этом случае соблюдать требования о продолжении движения?

Ответ прост – стоит. Лучше не останавливаться на трамвайных путях и неподалеку от них даже в том случае, если они считаются неиспользуемыми. Дело в том, что по таким путям изредка, но может проехать какой-нибудь трамвай, а рядом с ними зачастую проезжают сотрудники ДПС, готовые поймать нарушителя.

Ж\Д переезды, тоннели, путепроводы, мосты

Помимо упомянутого выше места останавливаться запрещено:

  • на ж/д путях и переездах;
  • в тоннелях;
  • на эстакада или мостах;
  • на путепроводах.

При этом практически ни в одном случае не существует исключения из правил. Однако имеется одна сложность – водитель должен уметь различать между собой последние три пункта списка. Чтобы стало понятнее, то необходимо уточнить, что мостом называется конструкция над рекой, эстакадой – конструкция над автомобильной дорогой, а путепроводом является объект, возведенный над железнодорожными путями.

Также стоит отметить момент, что в случае наличия трех и более полос на каждом из представленных объектов остановка ТС разрешена.

Место рядом с разметкой

Запрещается останавливать автомобиль в местах, где между разметкой и проезжей частью расстояние менее 3 метров. Водителю рекомендуется найти такое место для прекращения движения, чтобы были учтены габариты транспортного средства.

Пешеходный переход

Нельзя совершать маневр остановки на пешеходных разметках или рядом с ними, если расстояние между машиной и разметкой меньше 5 метров. При этом стоит отметить, что за пешеходным переходом останавливать транспорт можно.

Места ограниченной видимости

Не рекомендуется останавливать автомобиль в местах опасных и непредсказуемых поворотов или крутых переломов проезжей части. Другими словами, если водитель видит менее 100 метров дороги, то остановка запрещена.

Остановки автобусов и маршрутных такси

Нельзя парковать автомобиль на автобусной остановке – об этом должен знать любой автолюбитель. Если же внимательно прочитать свод ПДД, то можно внести небольшие уточнения:

  1. Остановка ТС запрещается за 15 метров до остановки общественного транспорта при наличии разметки.
  2. В случае отсутствия специальной разметки остановка автомобиля запрещается на территории, которая начинается от указателя.

Однако владелец авто может ненадолго остановить транспортное средство, если ему необходимо высадить пассажира

При этом важно учитывать, чтобы машина не создала никаких помех. Таким образом, остановка запрещена, но ПДД уточняют, сколько минут можно стоять в случае необходимости

Обычно время составляет не более пяти минут.

Места установки знаков и светофоров

Запрещается останавливать ТС там:

  1. Где автомобиль станет помехой для остальных автомобилистов, перекрывая им обзор. Особенно это касается мест вблизи светофоров и дорожных знаков. Например, водителям рекомендуется учитывать наличие знака стоянка запрещена.
  2. Где автомобиль станет помехой для пешеходов. Так, например, нельзя парковать ТС, где в одном уровне соединяется тротуар и дорога. Это пространство предназначено для людей с ограниченными возможностями.
  3. Где автомобиль станет препятствием на пути въезда или выезда других машин. Тот же самый момент скажется на движении пешеходов.

Не так давно в ПДД появились небольшие дополнения. Теперь водителям авто запрещается останавливаться в местах размещения велосипедных дорожек. Также не стоит парковаться ближе, чем за 5 метров от пересечения данных дорожек с дорогой.

Автомагистраль

Еще одно непозволительное для остановки место – это автомагистраль. Дело в том, что данный участок проезжей части предназначен для беспрерывного движения автомобилей, и любая остановка приведет к созданию помехи.

Однако иногда владелец авто может выполнить маневр остановки. Это разрешается сделать в местах, которые обозначены соответствующими знаками.

Чем грозит парковка в тоннеле

Помимо неприятностей, связанных с возможными авариями, парковка в тоннеле чревата для водителя и штрафными санкциями. На них указывает ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ. Согласно ее содержанию за стоянку (впрочем, как и остановку) в тоннеле полагается штраф 2000 руб.

Если же подобное нарушение имело место в столице или же на территории Санкт-Петербурга, то сумма наказания будет на одну тысячу больше.

Лишения прав за данное нарушение не предусматривается. Однако не исключено, что припарковавшуюся в тоннеле машину могут забрать на штрафплощадку по установленной для этого процедуре.

Такое право предоставлено сотрудникам ГИБДД статьей 27.13 КоАП РФ. И тогда владелец автомобиля может ее вернуть назад, уплатив расходы за транспортировку и хранения. Кроме того, инспектор может потребовать представить квитанцию об уплате на выписанный штраф.

Впрочем, стоянку или остановку в туннеле труднее доказать, чем на обычной дороге. Ведь в тоннелях, как правило, нет инспекторов ГИБДД. Тогда на помощь могут прийти другие водители, которые будут очевидцами неправомерных действий.

Также не исключено, что движение в туннелях может фиксироваться видеокамерами. Тогда на основании их данных также может быть выписан штраф. В этой ситуации соответствующее постановление придет водителю по почте.

Когда разрешается остановка на автобусной остановке

Согласно п. 12.4 ПДД, водителям легковых автомобилей, не работающих в такси, запрещается останавливаться в зоне 15 метров до и после остановочного кармана, а при его отсутствии – в местах, отмеченных специальной разметкой или знаком 5.16.

Если знака нет, зона запрета может быть обозначена желтой зигзагообразной разметкой – тогда нельзя останавливать транспорт именно на ней. Знак 5.16

Однако существуют исключения, позволяющие занимать остановочный карман общественного транспорта до 5 минут, если это не помешает его передвижению:

  • Для высадки пассажиров.
  • Для посадки пассажиров.
  • Для погрузки или разгрузки товаров.

Важно! Если водитель хочет посадить или высадить пассажиров, рекомендуется заехать в конец остановочного кармана, чтобы не помешать водителям общественного транспорта, которые будут следовать за ним. Если встать в начале, легковой автомобиль создаст помеху, ведь в таком случае автобусам и троллейбусам придется объезжать его, чтобы впустить пассажиров

Если встать в начале, легковой автомобиль создаст помеху, ведь в таком случае автобусам и троллейбусам придется объезжать его, чтобы впустить пассажиров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector