Таблица кбм

Содержание:

Как рассчитать коэффициент возраст-стаж (КВС)?

Регламент расчетов по КВС, как и расчет всей стоимости полиса ОСАГО, находится под государственным контролем (сейчас это Центробанк). Применяемый тут норматив – уже упомянутое ПЦ РФ № 3384-У.

Постановление содержит таблицу № 4, в которой отражено изменение величины повышающего коэффициента для 4-х вариантов КВС, из которых:

  • 3 варианта повышающие;
  • 1 вариант нейтральный.

Они следующие:

ВАРИАНТЫ ВОЗРАСТ/СТАЖ ВОЖДЕНИЯ ТС КОЭФФИЦИЕНТ ПОВЫШЕНИЯ
1 ВОЗРАСТ – ДО 22-Х ЛЕТ

1.8

 

СТАЖ – ДО 3-Х ЛЕТ
2 ВОЗРАСТ – БОЛЕЕ 22-Х ЛЕТ 1.7
СТАЖ – ДО 3-Х ЛЕТ
3 ВОЗРАСТ – ДО 22-Х ЛЕТ

1.6

 

СТАЖ – БОЛЕЕ 3-Х ЛЕТ
4 ВОЗРАСТ – БОЛЕЕ 22-Х ЛЕТ 1
СТАЖ – БОЛЕЕ 3-Х ЛЕТ

Из данной таблицы понятно, что при применении КВС за полис ОСАГО будет уплачена сумма, больше обычной оплаты если это:

  1. Молодой и неопытный водитель – на 80%;
  2. Просто неопытный водитель – на 70%;
  3. Молодой, но опытный водитель – на 60%.

Это означает, что если водители прописаны в Москве (и страхуются в РЕСО, к примеру), то за стандартный полис в 2017 году они заплатят в среднем:

  1. Молодой и неопытный водитель – 13 044 руб.
  2. Просто неопытный водитель – 12 319 руб.
  3. Молодой, но опытный водитель – 11 595 руб.
  4. Обычный водитель, без учета КВС – 7 247 руб.

Повышение ощутимое, а это ведь только КВС, но есть же и другие повышающие коэффициенты – объема двигателя, например. В результате общая сумма становится довольно существенной.

А если молодой водитель с базовым КБМ попадет в ДТП по своей вине (что совсем не редкость), то на следующий год цена ОСАГО будет вообще печальной.

Как узнать КВС для полиса с несколькими водителями?

Если основной владелец автомобиля вписывает в свою автогражданку (обычную) дополнительных водителей в качестве допущенных к управлению, то стоимость полиса может резко измениться в сторону повышения.

В данном случае КВС определяется по водителю, у которого самый высокий повышающий коэффициент. В самом лучшем варианте цена на ОСАГО останется на прежнем уровне. То есть тут работает то же правило, что и при расчетах КБМ для полиса с несколькими водителями.

Выгодно ли новичкам приобретать открытый полис ОСАГО?

По правилам ОСАГО, если покупается открытая страховка А(с допуском любых водителей), то КВС в расчете итоговой стоимости участия не принимает.

Поэтому перед новичками и молодыми автомобилистами стоит выбор: что купить – обычный или открытый полис. Чаще всего склоняются к приобретению последнего. Что это дает?

Сэкономить деньги подобным образом нельзя.

Дело в том, что ОСАГО без ограничений имеет свой ограничивающий коэффициент (КО), который завязан на обратную пропорциональность с КВС.

Смотрите:

  • КО в ОСАГО имеет значение 1,8
  • Максимальный КВС также имеет значение 1.8

По деньгам получается одинаково.

Остается возможность свободного доступа к управлению ТС. В некоторых случаях это действительно выгодно, но если молодой человек планирует предоставлять свой транспорт сверстникам, то и без того большой риск ДТП возрастет многократно.

А молодому водителю с КБМ = 1 лучше не попадать в ситуацию с двумя ДТП на первый год вождения, если для него деньги имеют значимость, конечно.

Статья в тему: открытая страховка ОСАГО что это такое

Условия использования коэффициента Бонус-Малус

Важно не только уметь рассчитывать КБМ, но и знать, в каких ситуациях он применяется. В число таких случаев входят:

  • продление договора;
  • внесение изменений в договор страхования;
  • заключение нового договора со страховой компанией.

Получается, что при расчете стоимости полиса почти всегда используют коэффициент. Нужно помнить и о некоторых особенностях его применения. Например, при расчете КБМ выплаты по страховке по одной ситуации приравниваются к одной выплате вне зависимости от суммы. Что это значит? Что не имеет значения, какое количество пострадавших было в ДТП. Одна ситуация всегда рассматривается как одна выплата в совокупности.

Человек, переходящий в новую страховую компанию, должен понимать, что обязанность по предоставлению сведений о предыдущих периодах страхования лежит на нем.

Что это значит? Что перед заключением договора клиент должен собрать и принести полный пакет документов для оценки класса и присвоения определенного коэффициента Бонус-Малус. Часто такие сведения могут уже иметься в распоряжении страховой компании.

Стоимость страховки и применение коэффициента также зависят от того, какие ограничения устанавливаются в полисе относительно управления автомобилем. Ситуация выглядит так:

  1. Если ограничений по использованию автомобиля нет, то класс автомобилиста, в отношении которого назначается страховая выплата в случае чего, равен классу владельца транспортного средства. Он указывается и в самом полисе. Дополнительно компания смотрит на класс, который был ранее установлен по отношению к владельцу авто. При отсутствии такой информации берут третий класс, коэффициент для которого равен единице.
  2. Если же управлять автомобилем может лишь определенный круг лиц, то класс для каждого из них указывается отдельно и учитывается при оформлении договора и расчете стоимости страховки.
  3. Если в отношении лица, указанного в страховке, ранее действовали одновременно несколько страховых договоров, то страховые случаи по ним суммируются. Получается, если человек стал виновником аварии по одному и другому договору, то в итоге берется к учету 2 страховые выплаты. В связи с этим корректируется класс водителя и присваиваемый ему КБМ.

Важно понимать, что к учету берутся не все договора страхования, а лишь те, действие которых началось год назад. Более длительные сроки не рассматриваются

Случаются ситуации, когда человек попадает в аварию, но ущерб от нее незначителен. Если стороны решат вопрос между собой, то такой случай в страховке не будет указан. Чем это может быть хорошо? Тем, что коэффициент не будет повышен из-за страховой выплаты. Но поступать так имеет смысл только при незначительных повреждениях.

В случае ДТП КБМ увеличивается лишь виновнику аварии, а не всем лицам, вписанным в страховой договор. Скидка предоставляется также человеку, а не автомобилю, размер ее для каждого будет своим.

Как узнать свой коэффициент по ОСАГО?

Как узнать класс бонус малус? Кбм может быть рассчитан самостоятельно либо скалькулирован на одном из многочисленных тематических сайтов:

  1. Бонус-малус легко вычисляется по таблице: начало берётся на классе 3, далее каждый год практики соответствует одному шагу вниз (езда без аварий) или вправо (аварийная история). Каждому классу в таблице приведено соответствие кбм (соседняя колонка). Год без полиса Осаго отбрасывает водителя к началу (строка класс 3). Таблицу кбм можно посмотреть на официальном сайте РСА http://www.autoins.ru/ru/help/bonusmalus.wbp.
  2. Калькуляцией кбм и осаго занимаются многие автомобильные сайты. Все они черпают сведения из АИС РСА.
  3. После самостоятельного расчёта (или без него) бонус-малус стоит пробить по базе АИС РСА http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm. Для проверки потребуется ввести ФИО и номер водительских документов, а также указать рождение. После введения капчи можно инициировать свой запрос.

Не исключено, что после проверки обнаружится несоответствие расчёта сведениям, хранящимся в базе: довольно часто страховые компании оперируют ошибочными данными, однажды внесёнными другими страховщиками.

  • проверить все предыдущие осаго, чтобы определить, в какой СК была допущена ошибка при введении данных в базу (придётся вручную произвести перерасчёт, так как кбм в осаго не фиксируется);
  • обратиться в СК с заявлением об обнаруженной ошибке и просьбой о внесении изменений в АИС РСА.

Восстановление кбм маловероятно, если СК, отправившая в базу искажённую информацию, уже не существует, так как корректировка сведений осуществляется исключительно самими страховщиками.

В этом случае следует обратиться с заявлением (жалобой на СК) в РСА или Центробанк. В заявлении следует проставить ссылку на обязательность хранения всей информации о страхователях и полисах Осаго в АИС с середины 2014 года (ФЗ №170 2011/01/07 редакция 2014/04/06 ст.29(з); Указания ЦБ №3384-У 2014/19/09 ч.2, примечания п.3).

Во избежание неточностей и обмана при оформлении осаго следует ежегодно проверять расчёты и предварительно производить калькуляцию вручную или через интернет. Необходимым и достаточным условием повышения персонального кбм и снижения за счёт этого стоимости Автогражданки станет отсутствие у водителя в «послужном списке» аварий с последствиями, виновником которых оказался он сам.

Дорогие читатели! Наша статья могла устареть.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справаИли звоните по телефонам:

Это быстро и бесплатно!

Как на стоимость влияет количество аварий (коэффициент бонус-малус, КБМ)

Как рассчитывается КБМ

Коэффициент бонус-малус (КБМ) – это коэффициент, который присваивается водителю или автомобилю, исходя из количества ДТП (в которых этот водитель был виновником).

КБМ хранится в базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА – по сути, координирующий орган в сфере ОСАГО), откуда в режиме онлайн его получают страховые компании и обычные пользователи интернета.

КБМ может присваиваться водителю (тогда он привязывается к серии и номеру его водительского удостоверения) или собственнику автомобиля (тогда привязка идет к паспортным данным владельца и VIN-коду автомобиля).

Рассчитывается КБМ каждый год на основе данных за прошлый год. Учитываются такие данные:

  • класс КБМ на начало прошлого годового срока страхования (класс – это градация уровня водителя в зависимости от количества ДТП);
  • количество страховых выплат в прошедшем году.

С учетом этих данных и определяется класс водителя или собственника на данный момент и соответствующий этому классу КБМ:

Класс на начало прошлого договора Размер коэффициента Класс на данный момент, с учетом количества выплат за прошлый год:
 0
выплат
1
выплата
2
выплаты
3
выплаты
4 и более
выплат
М 2,45 М М М М
2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

Если водитель или собственник страхуется впервые, то присваивается 3 класс КБМ (коэффициент равен 1). Отъездив год без происшествий, его класс будет повышаться, а КБМ – снижаться (на 0,05 в год).

Как видно, водители, которые не попадают в ДТП по своей вине, с каждым годом получают скидку на ОСАГО в размере 5%.

Стоит учитывать также, что если несколько лет ОСАГО оформлять «на всех», то есть, без ограничений, то КБМ будет снижаться на 5%. Но если водитель решит оформить полис только на себя, то КБМ будет рассчитываться с самого начала, то есть с единицы.

С другой стороны, в этом есть плюс: если водитель устроит аварию с полисом ОСАГО без ограничений, это никак не скажется на его личном КБМ – «пострадает» только коэффициент для собственника.

Проверка и восстановление КБМ

Данные о КБМ каждого водителя и автомобиля хранятся в базе данных РСА. Однако по разным причинам коэффициент может быть учтен неправильно (в основном – в сторону увеличения). Например, если есть разные варианты написания имени или отчества, или сотрудник страховой компании допустит ошибку.

Проверить, правильно ли был учтен КБМ, достаточно просто:

  • проверить значение коэффициента в прошлом договоре страхования (он обычно указывается в самом полисе);
  • с учетом количества страховых выплат и таблицы КБМ рассчитать актуальное значение коэффициента.

Но можно поступить еще проще: зайти на сайт РСА, и в разделе «ОСАГО» найти нужный пункт. Затем потребуется ввести данные страхователя – ФИО, дату рождения и данные водительского удостоверения для КБМ водителя, или ФИО, паспортные данные и данные автомобиля – для владельца.

В идеале должны совпасть все 3 значения КБМ – учтенный в действующем договоре ОСАГО, рассчитанный самостоятельно и проверенный через сайт РСА.

Если же в текущем страховом полисе учтено неверное значение КБМ, его можно восстановить, причем бесплатно. Обычно для этого требуется направить соответствующее заявление в РСА.

Такую услугу предоставляют на своих сайтах многие страховые компании. Для восстановления КБМ нужно будет предъявить такие документы:

  • паспорт водителя или собственника;
  • водительское удостоверение или свидетельство о регистрации ТС;
  • страховые полисы за прошлые годы;
  • документы, подтверждающие отсутствие страховых случаев (справки из страховых компаний или ГИБДД).

Рассмотрение заявления может занять некоторое время. Поэтому появились сервисы, предлагающие «ускорить» процесс за определенную плату – 500-700 рублей

Пользоваться ими стоит с осторожностью, так как возможно мошенничество

Главное, для чего восстанавливается КБМ – это возврат переплаты за полис ОСАГО. Чтобы получить часть денег обратно, достаточно обратиться в офис страховой компании, в которой оформлен полис.

Как онлайн проверить свой КБМ на сайте РСА

Это сделать очень просто.

Заходим на сайт Российского Союза Автостраховщиков:

Далее соглашаемся на обработку персональных данных:

Далее заполняем все представленные поля:

Результатом будет являться следующее сообщение:

Влияние класса на скидку ОСАГО

Весь смысл введения системы ранжирования водителей по классу КБМ состоит в поощрении безаварийного вождения и улучшения дорожной ситуации в стране. В связи с этим, аккуратные водители, не допускающие аварий, поощряются бонусными скидками. Размер этих скидок установлен в таблице, и зависит от величины индивидуального класса. Новичку, которые ещё не успел совершить ни одной аварии, как и не успел подтвердить свою аккуратность и соблюдение правил ПДД, присваивается по умолчанию 3-й класс КБМ.

Водитель с третьим классом, согласно таблице бонусов, не имеет права на скидку: полис продаётся ему по номинальной стоимости. Если же водитель, такой автовладелец совершит ДТП, то его класс автоматически понизится на 2 пункта, до первого. Соответственно, в следующем году страховку ему продадут только с надбавкой в 55%. После двух ДТП за год его уровень уже опустится до «М», и ОСАГО ему обойдётся на 145%, то есть, в 2,45 раза дороже.

За безаварийную езду наоборот, водителю делается бонусная скидка.

Величина скидки также зависит от класса КБМ — чем он выше, тем дешевле обойдётся аккуратному шофёру страховой полис. Как видим, чем аккуратнее гражданин водит свой автомобиль, тем дешевле для него полис автострахования. Бывает ситуация, когда в полис вписано несколько человек, имеющих право управлять данным автотранспортом. В этой ситуации стоимость полиса будет рассчитываться по водителю, имеющему самый низкий коэффициент.

Какие коэффициенты отменены в 2021 году по ОСАГО?

Некоторые коэффициенты по автогражданке были отменены. Таким образом больше нет КВС для иностранцев, коэффициента за страхование прицепа и КН.

Отмена КВС для автомобилей, которые зарегистрированы за границей

Иностранные граждане, при въезде на территорию России могут купить транзитный полис, срок которого не превышает 20 дней. Если срок пребывания более 20 дней, то можно оформить полис, на срок до 12 месяцев.

Как изменился КВС для иностранцев:

было до 5.09.2020 г.: при расчете страховой премии всегда применялся коэффициент 1,7 для физического лица и 1 для юридического лица;

стало после 5.09.2020 г.: Теперь КВС устанавливается в рамках утвержденной таблицы, принимая во внимание возраст и стаж водителя.

Важно учитывать, что стаж вождения учитывается в том случае, если у водителя российские права. При их отсутствии стаж приравнивается к нулю

Т.е. в этом случае коэффициент КВС всегда будет из первого столбца таблицы.

Пример! Ивану Васильевичу 60 лет и стаж вождения 30 лет. При оформлении ОСАГО на территории РФ Иван Васильевич предъявил единственные права, выданные в Казахстане. Сотрудник страховой компании сделал расчет с учетом коэффициента 1,55. При наличии российских прав расчет бы сделали с учетом коэффициента 0,93.

Отмена коэффициента за использование прицепа

Если вспомнить историю страхования ОСАГО, то сначала прицепы страховались отдельно. После при страховании транспорта надо было указывать, используется машина с прицепом или нет.

После 5 сентября 2020 года КПр полностью исключили. Теперь использование прицепа никак не отражается на стоимости страховки. Получается, вы можете купить любой прицеп к своей машине и использовать его на законных основаниях.

Отмена коэффициента КН

КН – коэффициент нарушений. Ранее он применялся в том случае, если застрахованный допустил серьезные нарушения. К примеру:

  • Предоставил ложные сведения при заключении полиса ОСАГО, для снижения стоимости.
  • Умышленно увеличил размер ущерба по ДТП или участвовал в «подставной» аварии.
  • Предъявил регрессные требования.

При его наличии страховка увеличивалась в 1,5 раза. С 5 сентября 2020 года этот коэффициент больше не используется.

Как повысить класс КБМ?

Повышение уровня в таблице коэффициента бонус-малус происходит на один пункт за каждый безаварийный год. Соответственно, водителям, не совершающим аварий, стоимость полиса автострахования с каждым годом обходится на 5% дешевле. Иногда случаются ситуации, когда коэффициент бонус-малуса понижается ошибочно, в результате некоего сбоя в системе учёта РСА. Здесь потребуется обращение в союз автостраховщиков с требованием внести исправления в базу данных и восстановить КБМ. В качестве доказательства своей правоты, следует приложить справку из ГИБДД об отсутствии за истекший год автоаварий, произошедших по вашей вине.

Другой случай — страховая компания ошибочно применяет к вам коэффициент, не соответствующий базе РСА. Здесь достаточно обратиться к специалистам данной страховой организации с просьбой перепроверить данные и произвести перерасчёт. При замене водительского удостоверения на новое, чтобы страховая компания автоматически не понизила ваш класс до базового третьего, следует обратиться в офис фирмы с соответствующим заявлением, где будет указаны номера нового и старого удостоверений.

КБМ или коэффициент бонус-малус по ОСАГО: что это такое?

С латинского языка «bonus malus» означает «хороший-плохой». Такая система коэффициентов используется в страховании, где от страховой истории владельца будет зависеть размер страхового платежа.

При определении КБМ учитываются следующие параметры:

  • опыт вождения владельца транспортного средства;
  • рейтинг водителя, основанный на его страховом опыте;
  • система скидок при отсутствии аварийных ситуаций и обращений за выплатой страховых компенсаций.

При продлении полиса ОСАГО:

  • если водитель стал участником ДТП, применяется «малус» — повышающий коэффициент;
  • при безаварийном вождении, то «бонус» — понижающий коэффициент.

Такая система направлена на повышение заинтересованности владельцев автомобилей в аккуратном движении по дороге.

Размер КБМ практически не поменялся, но претерпели изменения правила его применения. Так, в 2021 году данные о безаварийном движении при расчете полиса ОСАГО будут браться только из автоматизированной системы АИС ОСАГО. При этом, если данные по водителю в ней отсутствуют, то страховщик примет коэффициент равный 1.

Период определения КБМ для текущего года составляет предшествующий ему календарный год. Но начало периода принимается с 1 апреля, а конец – 31 марта. Таким образом, при оформлении полиса на 2021 год страховщик будет определять безаварийность водителя по состоянию с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года.

Коэффициент бонус-малус уменьшается, если в указанный период водитель не участвовал в ДТП по своей вине, и, напротив, увеличивается, если такие аварии случались.

Полис ОСАГО и КБМ – какая взаимосвязь?

Уже более 10 лет россияне в обязательном порядке оформляют страховые полисы на автомобиль. Речь идет о страховке ОСАГО, которая позволяет возместить ущерб пострадавшему полностью или частично за счет средств своей страховой компании. Причем действует это правило не только на владельца машины, но и на других автолюбителей, вписанных в полис. Если за рулем будут находиться они, то возмещение будет происходить по тому же принципу.

Для расчета стоимости полиса ОСАГО специалисты используют совокупность сразу нескольких показателей. Так, на конечное значение могут повлиять:

возраст (молодым придется заплатить больше);
стаж (чем он выше, тем более выгодной окажется стоимость полиса при прочих равных);
коэффициент «Бонус-Малус», отражающий показатель безаварийной езды водителя;
параметры самого транспортного средства, подлежащего страхованию (во внимание берут мощность двигателя);
региональное расположение (используются территориальные коэффициенты регионов, в которых производится эксплуатация застрахованного автомобиля);
наличие грубых нарушений (они учитываются также в виде специального коэффициента);
условия страхового договора;
наличие других особенностей (например, это могут быть какие-то ограничения).

КБМ, являясь одним из факторов, влияет на конечную стоимость полиса ОСАГО. Поэтому если человек хочет самостоятельно произвести расчеты, ему необходимо определить значение коэффициента.

Что такое класс в таблице КБМ

Класс, присваиваемый каждому водителю, зависит от того, сколько за истёкший год произошло ДТП по его вине. Каждый новоиспечённый автовладелец, впервые приобретая полис ОСАГО, получает 3-й класс КБМ. Это означает, что его страховая история пока чиста. Коэффициент бонус-малус (КБМ) для третьего класса равняется единице. Такому водителю полис ОСАГО при покупке обходится в номинальную стоимость, без каких либо скидок или надбавок.

Каждое автопроисшествие, произошедшее по вине застрахованного лица, и повлёкшее компенсационные выплаты, понижает класс КБМ на несколько позиций, от 2-х до 6. К примеру, новичок, имеющий изначально третий класс, совершает по своей вине некое ДТП, ущерб от которого вынуждена была компенсировать страховая компания. В результате его уровень снижается на два пункта, до 1. Если же водитель за год совершает две или более аварий, то ему присваивается уже категория «М», что в классификации РСА означает «особо опасен для страховщика».

Определение параметра КБМ

Рассчитать коэффициент Бонус-Малус по ОСАГО достаточно просто. Для этого нужно правильно выбрать его значение в таблице.

Таблица значений КБМ ОСАГО:

Разобраться с ней человеку, никогда не интересовавшемуся ОСАГО, будет практически невозможно без пояснений. Понятно, что второй столбец – это и есть искомое значение КБМ. Но как его определить? Отталкиваться нужно от класса автомобилиста.

Если человек ранее не оформлял полис ОСАГО, то ему будет присвоен третий класс автомобилиста. Тогда КБМ будет равен единице, а это значит, что стоимость страховки останется после перемножения с коэффициентом прежней.

Если ранее автомобилист оформлял полис, но в другой страховой компании, то наступление страховых случаев в них также будет взято во внимание. При этом организация обратит внимание на те ситуации, когда владелец машины был признан виновным, а не потерпевшим в ДТП

При этом организация обратит внимание на те ситуации, когда владелец машины был признан виновным, а не потерпевшим в ДТП. С классом и коэффициентом на текущий год все понятно

А как же узнать КБМ для следующего периода? В этом случае нужны два параметра:

С классом и коэффициентом на текущий год все понятно. А как же узнать КБМ для следующего периода? В этом случае нужны два параметра:

  1. текущий класс водителя;
  2. количество страховых случаев, произошедших в отчетном периоде (0, 1, 2, 3 или 4 и больше).

Зная эти сведения, человек сможет узнать свой КБМ на следующий год. Для этого ему достаточно найти соответствующую цифру на пересечении подходящего столбца и строки. Тогда он узнает свой класс, а по нему найдет новый коэффициент.

Причины появления ошибок

Цена на страховку гражданской ответственности владельца машины рассчитывается с помощью КБМ и других показателей. В зависимости от того, были ли у водителя случаи ДТП за предыдущий период страхования, КБМ может как предоставить скидку на полис, так и стать причиной необходимости доплаты за него. По ряду причин страховые компании могут неправильно рассчитать КБМ и требовать неверную сумму страхового взноса по ОСАГО. Все эти ситуации решаются довольно просто, так как вернуть КБМ может и сама страховая компания, и РСА, и Центробанк после написания жалобы или соответствующего заявления. К самым распространенным ошибкам относятся следующие:

  • Ошибка при вводе информации в автоматизированную единую информационную систему. Согласно Правилам ОСАГО страховая компания должна за 5 дней внести сведения о страхователе и новом страховом договоре в АИС РСА. Поскольку эту процедуру выполняют сотрудники страховщика в ручном режиме, возможны сбои и неточности при введении информации;
  • Невыполнение страхователем обязательства по уведомлению страховщика об изменении личных данных, в том числе о смене водительских прав. В базе РСА не найдут сведений, соответствующих новым документам владельца машины, и КБМ будет присвоен как новичку. Чтобы не столкнуться с такой ситуацией, необходимо либо во время действия полиса, либо при оформлении нового сообщить об изменениях страховой компании;
  • Банкротство страховой компании. В таком случае, страховщик не сможет или не успеет внести новые сведения о договоре и в базе РСА останутся старые сведения, дополнительная скидка начислена не будет.

В ряде случаев восстановление КБМ невозможно, поскольку изменение коэффициента осуществляется на законных основаниях. Первый случай — это перерыв в страховании. По законодательству скидка по ОСАГО сохраняется при беспрерывном страховании, то есть когда один договор ОСАГО заканчивает свое действие и сразу же заключается следующий. Если перерыв составляет больше одного года, то КБМ обнуляется и водителю присваивается 3 класс и коэффициент, равный 1. Такие же правила действуют в отношении неограниченной страховки. КБМ применяется не в отношении конкретного водителя, а в отношении транспортного средства, которое водитель с хорошим коэффициентом страхует впервые — будет применен базовый КБМ, равный 1.

Какие аварии учитываются

При наличии полиса ОСАГО водитель может получить премию, если наступает страховой случай. Ее размер во многом зависит от того, случались ли в течение года аварии или нет.

Чтобы получить скидку по КБМ, нельзя год попадать в какие – либо аварии

При расчете во внимание принимаются лишь те из них, которые случились по вине того гражданина, который в данный момент желает получить страховку. Даже одна авария в год существенно влияет на размер премии – она уменьшается

Стоимость полиса не повышается, если авария была совершена не по вине клиента компании ОСАГО, что было доказано прибывшими на место сотрудниками ГИБДД. Также в качестве доказательства может использоваться Европротокол.

Основная обязанность каждого водителя – присутствовать на месте аварии, даже если она случилась по вине другого участника дорожного движения. Выбытие с места столкновения станет правонарушением и будет зафиксировано в протоколе, в результате чего коэффициент водителя бонус – малус существенно упадет.

Как пользоваться таблицей КБМ

С помощью унифицированной таблицы КБМ РСА можно самостоятельно рассчитать свой коэффициент бонус-малус. Для этого нужно знать свой текущий водительский класс, а также посчитать количество виновных ДТП за последний год.

Водители, не имеющие стажа за предыдущие годы, автоматически получаются 1 класс с КБМ с коэффициентом 1,55.

Для расчета следует взять период с 01.04 по 31.03 предыдущего года. Если в указанные сроки не было ДТП, произошедших по вине водителя, класс повышается на единицу, а коэффициент снижается на 5 % (исключениями являются классы М-2, где КБМ изменяется большими шагами). При наличии страховых выплат, осуществленных в период действия предыдущего договора ОСАГО, класс водителя понижается на определенное количество единиц (зависит от текущего уровня и количества страховых случаев).

Для максимальной точности расчет выполняется либо в самом конце года, либо после его окончания.

Универсальная таблица для самостоятельного определения коэффициента:

Класс водителя КБМ Количество выплат по ОСАГО страховой компанией в течение года
0 выплат 1 выплата 2 выплаты 3 выплаты 4 выплаты и более
М 2,45 М M M M
2,4 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

Таблица значений КБМ ОСАГО от РСА на 2021 год

Для удобства расчета стоимости страховки имеется Таблица с основными параметрами, которые влияют на цену. Это класс на начало каждого периода, значение коэффициента, применяемого при расчете суммы страхования и класс следующего периода начисления. На сегодня установлено 15 классов страхования водителей.

Рассмотрим подробно как проверить или рассчитать КБМ на примере Таблицы.

Инструкция по использованию и обозначения таблицы

Изначально, если вы впервые получаете страховку по ОСАГО:

класс на начало срока.

Весь расчет начинается с 3 класса;

КБМ.

Устанавливается коэффициент равный 1.

Именно от этих двух параметров ведется отсчет последующих страховых скидок.

Класс на окончание срока.

Через год, очередной класс увеличивается или уменьшается и это зависит уже от вашей успешной или не очень езды в течение года.

Штрафная линейка КБМ по ОСАГО

Существуют специальные штрафные классы, которые присваиваются в результате многократных страховых выплат в течение года. Штрафной коэффициент маркируется буквой «М», от латинского слова «малус» и составляет 2.45. При 4 и более страховых выплатах в течение года, коэффициент «М» присваивается из любого класса.

Обнуление КБМ

Класс индекса бонус – малус теперь привязывается не к автомобилю, а к водителю. Соответственно, при смене автомобиля, а это происходит в среднем раз в 3-5 лет, коэффициент не обнуляется

Для аккуратных водителей это, безусловно, важно. Но и избавиться от повышающего коэффициента со сменой машины не получится

КБМ отслеживается по единой базе при условии своевременного внесения изменений и информации о новых договорах.

Тем не менее, случаи обнуления индекса происходят не так уж редко. Класс КБМ привязан непосредственно к номеру водительского удостоверения. Соответственно, при любых манипуляциях с удостоверением водителя, замене, утрате, КБМ обнуляется. Обнуление происходит, если вы не информируете страховую об изменениях. Или если страховая не передает обновление информации в единую информационную базу РСА. Можно попытаться восстановить водительский безаварийный стаж, если значение индекса КБМ хорошее. Но можно и не восстанавливать, если вы рады избавиться от штрафного коэффициента. В этом случае вам придется начинать с классической единички и, наверное, в новой страховой компании. Хотя страховщики обмениваются информацией через базы, и трюк может не сработать.

Откуда страховые компании знают ваш класс по КБМ

Автоматизированная информационная система АИС содержит данные по всем страховым договорам, заключенным с 2011 года. Страховые компании обязаны передавать данные о заключенных договорах и страховых случаях в автоматизированную базу.

Вы можете проверить действия страховщиков по внесению изменений самостоятельно. Чтобы пробить по базе данные водителя по страховке, воспользуйтесь единой базой РСА. На странице dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm официального сайта РСА расположена форма просмотра и вычисления класса бонус-малус. Форма действует только для водителей с российскими правами.

Возможно, имеет смысл проверять права и стаж безаварийной езды у всех водителей. В страховой полис не вносится информация о классе КБМ, все данные придется проверять в ручном режиме.

В каких случаях можно утратить класс индексирования КБМ

  • При замене водительского удостоверения, утере, окончании срока действия удостоверения. Замена удостоверения при смене фамилии – самый вероятный способ утратить КБМ. Чтобы избежать утраты данных и снижения класса, при замене водительского удостоверения, прав, смене фамилии и прочих случаях, сообщайте об изменениях в страховую компанию. Компания должна выполнить внесение измененной информации в автоматизированную базу. Это касается всех водителей, допущенных к управлению транспортным средством.
  • Ошибки страховых агентов при оформлении документов. Неправильно оформленные документы могут стать достаточным основанием для невыплаты страховки. При увеличивающейся популярности электронной страховки, шанс неправильного указания года рождения или ФИО при оформлении существенно снижается. Увеличивается риск предоставления подложных и фальшивых документов при самостоятельном оформлении электронной страховки ОСАГО, неточное указание серии автомобиля и года выпуска, что скажется на возможности страховых выплат, но в меньшей степени влияет на коэффициент бонус малус. Только при отказе от страховой выплате и признании страховки недействительной виду подлога документов. О снижении процента выплат в данном случае говорить не приходится.
  • Положительный КБМ по ОСАГО аннулируется при перерыве в автостраховании более 1 года. Обнуление КБМ происходит и при заключении автостраховки на срок менее года.
  • Ошибки страховой компании. КБМ обнуляется, если страховая не передала данные водительских прав в АИС РСА – союз автостраховщиков. Проверяйте передачу данных в базу при проблемах с лицензированием страховой компании или при прекращении деятельности компании. Они обязаны официально передать дела преемникам и передать все данные в АИС РСА.
  • Страховая компания может пересмотреть класс водителя после любого ДТП, в том числе и не по вашей вине.

Примеры расчетов

Далее будет приведено два примера расчета коэффициента бонус-малус для водителя. В первом примере год был безаварийным, во втором произошло 2 ДТП.

Гражданин Х заключил договор ОСАГО в страховой компании в 2016 году. Ему предоставили 9 класс страхователя (КБМ=0,7), поскольку обращение за ОСАГО было не в первый раз.

Случай №1

В следующем страховом периоде гражданин Х снова обратился к страховщику для предоставления полиса ОСАГО по новому договору. 2016 год для водителя прошел без дорожно-транспортных происшествий. Двигаясь в правую сторону по таблице значений КБМ от 9 класса, сотрудник страховой компании увидел, что при 0 страховых выплат, новый класс будет 10, в результате чего автомобилисту увеличили размер скидки на 5%, предоставив КБМ=0,65.

Случай №2

По прошествии года гражданин Х снова обратился за договором ОСАГО в страховую компанию. Однако за предыдущий период страховки водитель стал виновником двух ДТП. При расчете нового коэффициента бонус-малус для гражданина Х, сотрудник компании обратился к таблице значений КБМ. В строке «10 класс» столбцу «2 страховые выплаты» соответствует значение 3. Следовательно, по новому договору ОСАГО для гражданина Х действует КБМ=1, то есть скидка не предоставляется.

Заключение договора ОСАГО является обязательной процедурой страхования автомобиля. Каждый водитель должен понимать, что на стоимость данного вида страховки напрямую влияет значение коэффициента бонус-малус, который зависит от количества аварий. Для того чтобы определить стоимость полиса на следующий год, автомобилистам необходимо уметь пользоваться таблицей значений КБМ и соблюдать условия страхования.

Полезные сервисы

Калькулятор КАСКО

Калькулятор ОСАГО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector