Кратко про финансовую реформу александра 2
Содержание:
- ЕГЭ. История. Теория по кодификатору. Александр II. Реформы 1860-1870- годов. Финансовая реформа 1860-1864 г
- Назрела ли деноминация в России
- Суть и основные события
- Причины и цели
- Первый этап реформы
- Российская денежная реформа в январе 2021-го года
- Зачем проводят деноминацию
- Причины проведения реформы
- Процесс прохождения реформы
- Закат карьеры
- Значение денежной реформы 1897 года
- Реформа образования
- Финансовая реформа
- Земская реформа (изменение местного самоуправления)
- Временная лента развития денежных единиц
- Суть реформы
- Специфика преобразований
- Итоги реформ
- Итоги и значение финансовых реформ
ЕГЭ. История. Теория по кодификатору. Александр II. Реформы 1860-1870- годов. Финансовая реформа 1860-1864 г
Финансовая реформа 1860-1864 г.
Цели, основные положения реформы,плюсы и минусы.
Финансовая реформа, 1860-1864«Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений». Цели:
Основные положения:
Плюсы реформы:
Минусы реформы:
|
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Powered by Warp Theme Framework
Назрела ли деноминация в России
Несмотря на значительный рост цен в России, произошедший за 2014—2016 годы, наличная денежная масса по данным ЦБ РФ осталась без изменений и составляет на декабрь 2016 г. 8,5 трлн руб. Таким образом, «печатный станок» не включался и адаптация покупательной способности населения до сих пор происходила за счёт использования накопленных сбережений. Между тем, один из доводов в пользу деноминации — избыток денежной массы, когда в обращении остаются мелкие монеты, но одновременно выпускаются всё более крупные банкноты.
При таком положении с ценами творится полная неразбериха, страдает розничная торговля, на пересчёт кассовой выручки тратится значительное время. Предположим, цена товара составляет 53412 рублей. При этом реальная покупательная способность рубля такова, что нижнюю границу номинала денежных знаков можно ограничить, например, 100 рублями. Технически это проще, чем проводить дорогостоящее и далеко не однозначное по последствиям мероприятие, сопровождающееся слухами, спекуляциями и отчасти паникой среди населения. Очевидно, что принятие решения по деноминации хотя и сопровождается аргументацией «для всех», но мотивируется доводами для внутреннего пользования.
И вот тут как раз применяются разнообразные скрытые уловки центрального банка, направленные на конфискационное изъятие значительной части накоплений населения. Известно, что официальная статистика занятости очень плохо отражает реальную картину.
Например, по данным Федеральной службы государственной статистики (gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force), на октябрь 2016 года в России насчитывалось 72,5 млн чел. работающих. Откуда взяты эти цифры? Простые расчёты показывают, что они получены как разность между численностью трудоспособного населения и официально зарегистрированных безработных. Однако, главный экономист российского отдела Всемирного банка Кристоф Рюль оценивает масштабы теневой экономики России как катастрофические: приблизительно 50% от ВВП на 2016 год.
Особенно обостряется проблема контроля над наличным денежным оборотом в периоды острых инфляционных кризисов, когда бизнес по максимуму применяет хитроумные схемы ухода от налогов. В такой ситуации государство оказывается перед сложным выбором.
С одной стороны, стабилизация финансовой системы требует наведения порядка и жёсткого контроля над денежным обращением. С другой стороны, такой контроль, заключающийся, помимо прочего, и в ужесточении фискальной политики, приводит к организованному противодействию на всех уровнях экономической иерархии. Растут объёмы криминальной обналички, усложняются схемы вывода межбанковских расчётов в офшорные зоны. В результате действия государства становятся хаотичными, непоследовательными и напоминают действия пожарной команды, не успевающей за распространением новых очагов возгорания.
В этом кроется одна из главных причин неудач деноминаций, проводимых в странах с развивающейся (правильнее назвать её нестабильной) экономикой. Как закономерный итог, оказывается не решённой и третья задача деноминации: повышение доверия к национальной валюте. Таким образом, основным условием успешности деноминации выступает достижение финансовой стабильности с применением комплекса мер:
- снижение ставки рефинансирования;
- либерализация налоговой системы;
- сокращение государственных расходов;
- усиление контроля за деятельностью банков;
- борьба с коррупцией в контролирующих органах;
- стимулирование производства.
Только такой комплексный подход позволяет добиться выхода из инфляционной спирали и начала экономического роста. Без этих условий любая деноминация превращается в банальное зачёркивание нулей, которые не замедлят вырасти снова. Но давайте предположим, что все условия соблюдены, экономика растет, и проведение деноминации стало возможным и целесообразным. Увы, даже в этом случае нас ждут неприятные сюрпризы. Их причина фундаментальна и заложена в самой природе чисел.
В условиях, когда рост экономики лишь наметился и значительная доля населения находится на грани физического выживания, от руководства потребуется ряд мер по компенсации выпавших доходов малоимущих. Самый простой путь – сверстать бюджет с дефицитом, но тогда начинают создаваться условия для нового инфляционного витка. Значит, требуется глубокая реформа всей системы налогообложения и перенос её тяжести на высокооплачиваемые категории населения. Давайте честно ответим на вопрос: готова ли российская экономика, равно как и политическая система, в их текущем состоянии к успешной деноминации рубля? Сам вопрос представляется неуместным.
Суть и основные события
А.В. Татаринов – главный идеолог намеченных реформ. Является разработчиком государственных нововведений, призванных обеспечить стремительных выход из затяжного экономического кризиса. Главная задача реформы заключается в попытках переосмыслить сложившуюся систему управления финансовым портфелем, включая:
- упорядочить бесперебойное функционирование Государственного банка;
- искоренить признаки коррупции;
- наладить сотрудничество между Государственным банком и крестьянами.
До внедрения государственных реформ наблюдалось хаотическое настроение с ярко-выраженными злоупотреблениями полномочий высшего руководящего звена. Татаринов осуществлял разработку новых законопроектов, отталкиваясь от опыта европейских экономически развитых стран.
В 1862 году впервые внедряются правила, согласно которым корректирует порядок разработки государственно сметной документации. Исключить хищение с одновременным непрерывным контролем расходов позволила четко спланированная должная инструкция для руководящего звена из системы финансового управления. Составлением сметы занимались уполномоченные представительства Министерства финансов с последующим утверждением на государственном совете.
Изменения наблюдаются в торговой сфере. Принято решение разработать акцизную марку на алкогольную продукцию с последующим расширением на табачные изделия. Для этого создается уполномоченный акцизный орган. В результате наблюдается снижение коррупции и фальсификата.
Причины и цели
Причины проведения реформ Петра 1:
- Нужда государства в денежных средствах для обустройства армии и строительства флота.
- Устаревшая система денежного обращения, которая перестала удовлетворять всем требованиям торговли из-за отсутствия разменных монет.
- Дефицит государственного бюджета.
- Устаревшая система государственного налогообложения.
- Обращение иностранных монет на территории стран завоёванных Московским государством.
- Высокие финансовые затраты на развитие промышленности.
У денежной реформы были определённые цели:
- Увеличение дохода государственной казны за счёт чеканки монет.
- Внедрение машинного производства при выделке монет.
- Унификация денежного обращения в России, Прибалтике и Украине.
- Создание новой монетной системы из различных металлов.
- Установление весовых норм для монет разных номиналов.
Первый этап реформы
Первым этапом денежной реформы Канкрина стало издание манифеста, который назывался «Об устройстве денежной системы». Он увидел свет в середине 1839 года. Согласно этому документу, с 1 января следующего года в России все сделки обязывали заключать исключительно в серебре. Именно серебряный рубль с тех пор становился главных средством платежа. При этом содержание чистого серебра в нем должно было составлять не менее 18 граммов.
Денежная реформа Е. Ф. Канкрина отводила государственным ассигнациям роль исключительно вспомогательную. В этом и было их первоначальное назначение. В ходе денежной реформы Канкрина их принимали по заранее установленному курсу — 3 с половиной рубля ассигнациями за один рубль серебром. В то же время все бюджетные операции осуществлялись исключительно в серебряных рублях. А вот отдельные платежи в ходе денежной реформы Е. Ф. Канкрина могли осуществляться как в ассигнациях, так и звонкой монетой.
Золотая монета, в свою очередь, должна была выдаваться и приниматься казенными учреждениями с надбавкой в 3 процента от ее нарицательной стоимости. Так денежной реформой Канкрина удалось уже на первоначальном этапе зафиксировать фактический уровень рубля в ассигнациях, который все больше обесценивался.
Российская денежная реформа в январе 2021-го года
Финансовые эксперты отмечают, что реформирование денежных расчетов в первую очередь затронет отечественный бизнес. Предпринимателям будет легче осуществлять денежные операции. Речь идет о том, что с 10-го января следующего года некоторые финансовые переводы попадут под пристальный контроль. Теперь лизинговые компании, организации микрозаймов, кредитные кооперативы, страховые центры и ломбарды должны будут вести свою деятельность на легальных основаниях. Это значит, что все их манипуляции с деньгами необходимо осуществлять в официальных банковских учреждениях с использованием неанонимных счетов.
Внедренные новшества закрывают для сомнительных «дельцов» лазейки, благодаря которым они могли вести двойную бухгалтерию, выдавать «черные» зарплаты, скрывать хищение средств. Контроль над операциями по договорам лизинга будет усилен в случаях, если расчет осуществляется на сумму триста тысяч рублей и больше, для любых банковских операций на сумму более 600 тысяч рублей.
Зачем проводят деноминацию
Само явление деноминации не так часто встречается на практике. Вряд ли многие из ныне живущих россиян были активными свидетелями деноминации 1947 года, больше людей могут рассказать о деноминации 1961 года. Значительно лучше знакома экономически активному населению деноминация 1998 года. Вот, собственно говоря, и все деноминации в послевоенной советско-российской истории. Какие же цели преследует власть, проводя деноминацию?
- Деноминация уменьшает количество наличных денег в обращении. Это может быть необходимо при излишнем увеличении денежной массы в экономике страны.
- Деноминация снижает расходы на изготовление новых денег. Выпуск купюр более значимого номинала устраняет необходимость обновлять мелкие купюры – в них отпадает потребность.
- Деноминация упрощает расчеты. Чем меньше нулей на ценнике, тем проще подсчитать, сколько денег необходимо для покупки того или иного товара.
- Деноминация выявляет скрытые сбережения. Граждане вынуждены предъявить для обмена все наличные деньги, ведь иначе они потеряют ценность и превратятся в коллекционные бумажки.
- Многие эксперты считают, что валюта страны после деноминации укрепляется.
Как правило, деноминациям предшествуют войны, распад государств или иные глобальные катаклизмы, которые нарушают денежное обращение. Деноминация становится одной из мер по его восстановлению и нормализации. Так, после развала СССР деноминация потребовалась большинству государств на постсоветском пространстве. После Второй мировой войны без деноминации не обошлись и европейские страны, например, Франция, Греция, Польша. Знакома эта процедура и многим странам Латинской Америки, Африки, Азии. Очень показательны деноминации в Германии в 1923 году и в Зимбабве в 2009 году. Соотношение обмена при них было 1 триллион к 1.
Причины проведения реформы
К середине XVI века сложились объективные и субъективные причины для проведения самой масштабной в истории страны денежной реформы. Объективные причины:
- объединение земель вокруг Москвы требовало дальнейшей централизации системы государственного управления;
- развитию торговых отношений препятствовало наличие разных денежных единиц;
- снижение веса монет русскими князьями и фальшивомонетничество привело к снижению покупательной способности денег.
Субъективные причины выражались в наличии политической воли конкретных лиц, находившихся во главе государства. Преобразования были осуществлены энергично и быстро, во многом благодаря личным качествам великой княгини Елены Глинской.
Процесс прохождения реформы
Планирование реформы берет свое начало в 1946 году. Но по причине голода, который охватил всю страну в послевоенный период, ее отложили. Мероприятия должны были начаться 16 декабря, а закончиться не позже, чем через две недели, 29 декабря.
Первым шагом к реформированию денежной системы было введение в действие деноминации. Вся суть реформы 1947 года заключалась в том, чтобы изменить стоимость денежных знаков.
Процентное соотношение деноминации составило 10:1, то есть 10 советских червонцев стали равны одному новому советскому рублю. При этом порядок цен, вся платежная система, и заработная плата после перерасчета не изменились, несмотря на то, что все цены снизились.
11 декабря в отделы МВД страны были направлены пакеты с указанием для руководителей сберегательных касс и иных финансовых структур вскрыть их не ранее 14 декабря. В пакетах была изложена вся суть денежной реформы 1947 года, к тому же в них находились сведения по правильному обмену материальных средств граждан. Все инструкции касались как наличных денег, так акций и вкладов.
Обмен денег
В одном из пунктов постановления был указан конфискационный характер денежной реформы 1947 года. В этом же пункте обговаривалось и то, что целью обмена денежных средств является не только ликвидация излишек купюр и монет, но и изъять все нечестно заработанные накопления спекулянтов. Но минус заключался в том, что не только у мошенников были приличные денежные сбережения, но и у простых граждан, которые копили эти монеты долгие годы.
Государственный Банк проводил обмен наличных бумажных купюр по схеме 10:1, для вкладов и акций соотношение было совсем другим. Копейки не разменивали, их оставили в полном денежном обороте.
К 1950 году ситуация начала в корне меняться. Стали вводить в денежный оборот обрамленный золотом рубль, на который установили огромный валютный курс среди национальных денежных единиц. В советском рубле содержание золота должно было быть 0,22217 грамм. Благодаря данному содержанию в СССР смогли установить определенный единый курс рубля по отношению к денежным единицам других государств. Денежный паритет рубля стал больше на 32,5 %.
К маю 1957 года в СССР начали обменивать российские рубли на иностранные валюты. Но из-за шаткого курса рубля это было трудновыполнимо. К 1961 году вновь провели деноминацию, благодаря которой был установлен единый валютный курс для большинства союзных республик.
Закат карьеры
Оставшись на должности «из чувства долга», Рейтерн предпринял все возможные меры к организации бесперебойного финансового обеспечения армии. Расходы на подготовку и ведение войны в 1876–1878 гг. составили 888 млн руб. Большая часть этих расходов была покрыта благодаря решению Рейтерна взимать таможенные пошлины золотом, что было равносильно их повышению на четверть или даже на треть. Также благодаря неурожаю зерновых в Европе в 1877 г. экспорт зерна принес российской казне дополнительные доходы более чем на 160 млн руб.
Относительно благополучное в финансовом отношении окончание Турецкой войны можно было воспринимать как тактическую победу Рейтерна на экономическом фронте. Однако стратегической победы в виде кардинальной перестройки структуры государственных доходов и расходов и установления последовательного курса на укрепление экономики ему достичь не удалось. В 1878 г., немногим менее чем через полгода после заключения Сан-Стефанского мира с Портой, император Александр II принял отставку Михаила Христофоровича Рейтерна. После отставки с поста министра финансов Рейтерн продолжал длительное время участвовать в политической жизни: он оставался членом Государственного совета.
Несмотря на некоторую противоречивость оценок результатов деятельности Рейтерна как министра, его современники оставили вполне единодушные характеристики. Рейтерн был исключительно скромен в быту, не выезжал на светские приемы, не давал обедов, продал роскошный министерский дом на Дворцовой набережной и поселился в казенной квартире в здании министерства финансов. Рейтерн прожил всю жизнь холостым, но его дом всегда был гостеприимно открыт для его братьев, сестер и их детей. Правда, несмотря на гостеприимство и радушие, он оставался всегда верен однажды заведенному распорядку дня и соблюдал его неукоснительно все годы своего управления министерством.
Блестящий управленец своей эпохи, один из самых успешных чиновников, один из лучших министров финансов Российской империи, Рейтерн так и не смог создать устойчивую и развитую экономику, основанную на постоянном промышленном росте, но смог добиться значимых результатов в стабилизации финансов и не допустить экономического спада. Интересная деталь: своему преемнику на посту министра С. А. Грейгу Рейтерн вручил «Финансовое духовное завещание», в котором предлагал не стремиться к ускорению темпов роста промышленного производства и железнодорожного строительства, но сосредоточиться на закреплении достигнутых позиций.
Значение денежной реформы 1897 года
Она стабилизировала курс рубля и упорядочила денежное обращение, создала прочную базу под отечественное предпринимательство, укрепила позиции России на международном рынке.
Сергей Юльевич Витте (1849-1915)
С.Ю. Витте. Литография А. Мюнстера
Государственный деятель. Занимал должности Министра путей сообщения (1892), Министра финансов (1892—1903), председателя Комитета министров (1903—1906), председателя Совета министров (1905—1906). Член Государственного совета. Граф (с 1905 года). Действительный тайный советник.
Происхождение – от балтийских немцев. Мать — из русского княжеского рода Долгоруковых.
Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса) в 1870 г., получил степень кандидата физико-математических наук.
Отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора, затем занимался коммерческой деятельностью эксплуатации железных дорог и далее постоянно остается в этой сфере, став в 1892 г. Министром путей сообщения, а в конце этого года – Министром финансов. Этот пост он занимал 11 лет. Ускорил растянувшееся строительство Транссибирской магистрали, считая ее важным этапом экономического прогресса страны.
Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы. В результате Россия на период до 1914 г. получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.
Выступал против упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности.
При его участии разрабатывалось рабочее законодательство.
При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.
Содействовал сооружению КВЖД.
Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.
Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Провёл реформу налогообложения промышленности.
Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.
Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии.
Проявил незаурядные дипломатические способности (Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией).
Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Реформа образования
Реформирование образования проводилось в несколько этапов и на всех уровнях:
- 18 июня 1863 – принят «Университетский указ»;
- 14 июля 1864 – «Положение о народных училищах»;
- 18 ноября 1864 – «Устав гимназий и прогимназий».
Начальные школы
Особенностью реформы начального образования стало разрешение частным лицам и общественным учреждениям создавать школы. Срок обучения составлял 3 года. Появились такие типы образовательных заведений:
- воскресные;
- церковноприходские;
- частные;
- земские;
- государственные.
Средняя школа
Основным звеном среднего образования были гимназии. Они делились на 2 типа:
- Классические. Занимались подготовкой учеников к поступлению в университет.
- Реальные. Готовили учеников к поступлению в технические учебные заведения.
В гимназиях обучение длилось 7 лет. Историки говорят о делении людей того времени на сословия с учетом полученного ими образования: классические гимназии – высшее образование, реальные гимназии – торговцы и промышленники.
Стать учеником гимназии мог человек любого сословия. Однако, обучение было платным, что фактически перекрывало доступ части населения к получению среднего образования.
1862 год считается датой появления первых женских гимназий. Программа в таких заведениях отличалась. Но впервые в истории России женщины получили право на образование.
Высшее образование
Принятие Университетского устава было началом всех образовательных реформ Александра II и установило их хронологию – 1863-64 года. Университеты получали автономию и право избирать ректора и декана своим советом профессоров. Представители этих должностей имели право:
- принимать на работу и увольнять преподавателей;
- утверждать программу обучения;
- формировать учебные планы и дисциплины;
- решать финансовые вопросы.
Женщинам предоставлялась возможность получить высшее образование. Для этого создавались высшие женские курсы. Они были расположены в Москве, Казани, Киеве и Петербурге.
Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.
Финансовая реформа
Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства
- Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
- Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
- Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
- Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
- Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
- Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги
Земская реформа (изменение местного самоуправления)
Для реорганизации системы местного самоуправления в 1864 году императором были подписаны «Земские положения». Они формировались на двух уровнях:
- Уездные земские собрания. Избирались раз в 3 года. Состояли преимущественно из дворян.
- Представители в губернские земские собрания избирались уездными органами.
Уездное население подразделялось на 3 курии (группы):
- землевладельцы;
- городские избиратели;
- выборные от крестьян (сельских жителей).
В первую и вторую курии входили лица с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей. Для крестьян были организованы многоступенчатые выборы.
В сферу обязанностей земских собраний входило:
- установление направления деятельности земства;
- в конце года – контроль деятельности земских управ.
Работа земских органов наиболее проявилась в создании новых больниц и школ. Но полноценными органами самоуправления земства так и не стали.
Временная лента развития денежных единиц
Для лучшего понимания того, как происходило становление финансовой системы при помощи проведения денежных реформ в России, в таблице рассмотрены конкретные временные отрезки, поэтапно отражающие внешнеполитические и внутригосударственные причины нуллификаций.
Реформа | Причина |
Елены Глинской 1535−1538 гг. | Требовалось упорядочивание весового содержания рубля и введение десятичной системы денежного счета. Необходимо было изъять из денежного обращения фальшивые и резаные единицы для создания системы, основанной на серебре (но не без чеканки золота) с элементами биметаллизма. |
Алексея Михайловича 1654−1663 гг. | Отсутствие крупных и мелких номиналов. Необходимость утверждения самодержавия. |
Петра I | Предотвращение обесценивания медных денег. Потребность в создании благоприятных условий для экономического развития страны. |
Екатерины II 1769 года | Требовался размен медных монет на денежные знаки, удобные для транспортировки. |
Канкрина 1839−1842 гг. | Необходимость введения новых принципов организации денежной системы и стабилизация денежного обращения. |
Витте 1895−1897 гг. | Потребность усиления основы металлического оборота денег. |
Реформа 1922−1924 гг. | Устранение инфляции, вызванной предшествующим периодом. Потребность в устойчивой денежной валюте с адекватно функционирующей денежной системой. |
Сталинская 1947 года | Необходимость изъятия излишних наличных средств. |
Реформа 1961 года | Требовалось проведение мероприятий для облегчения оборота денежных средств. |
Павловская 1991 года | Избыточная денежная масса, находившаяся в наличном обращении. Необходимость решения проблемы дефицита товарного рынка. |
Реформа 1993 года | Инфляция, необходимость введения новой денежной единицы — российского рубля — и обмена старых банкнот 1961−1992 гг. на новые купюры. |
Реформа 1997−1998 гг. | Низкий престиж национальной валюты в сравнении с валютами других стран. Бесконтрольное движение денежных масс на «черных» рынках. Необходимость увеличения общей массы денег в экономике страны. |
Суть реформы
Содержание реформы состояло вследующем:
- Вводилась общегосударственная монетная система.
- Определялся четкий вес монет. Из одной весовой гривны серебра (204,8 грамм) стало печататься 600 монет. Назывались они уже распространенным к этому времени на Руси наименованием «денга». Вес одной монеты составлял 0,34 грамм. Для удобства расчетов вводились монеты половинного веса – 0,17 грамм. В народе они получили прозвище «полушка».
- Многие монетные дворы были закрыты. В оставшихся выпуск денег производился уже не самостоятельно, а под государственным контролем.
- Учитывая важнейшую роль Новгорода во внешней торговле, там стали печататься монеты с двойным содержанием серебра – 0,68 грамм. На обратной стороне новгородских денег изображался всадник с копьем, поэтому они получили наименование «копейка».
- Одной из первых стран в мире российское государство перешло на десятичную систему денежного счета. 100 новгородских копеек составляли 1 новгородский рубль. Московский рубль приравнивался к 200 новгородским копейкам.
Специфика преобразований
Развитие денежной сферы страны отражается денежными реформами, предпосылками их проведения, целями и результатами. Ключевой задачей преобразований является упорядочение обращения финансовых инструментов и укрепление всей системы.
Методы денежной реформы выбираются в зависимости от различных факторов:
- способа производства;
- специфики политической структуры;
- положения тех или иных классов в обществе;
- общего состояния экономики в государстве.
Существующие методы денежной реформы предполагают изъятие всех или определенной доли бумажных знаков, замену их новыми, перестройку всей финансово-кредитной сферы, изменение валютного курса и так далее.
Итоги реформ
Делая выводы, можно сказать, что реформаторская деятельность Александра I характеризуется положительными тенденциями. Была создана новая, более совершенная система управления. Особую роль играло учреждение Государственного совета, который был постоянно действующим органом власти, в отличие от собираемых ранее совещаний. Вертикаль исполнительной власти стала более четкой и оформленной. Правление Александра I носило либеральный характер.
Война с Францией прервала этап реформ, многие изменения, запланированные Сперанским, не были доведены до конца. Остались на бумаге: идея разделения власти на 3 ветви, превращение Сената в основной административный орган управления, учреждение конституционной монархии.
Нерешенным остался вопрос крестьянского права, хоть и были сделаны некоторые шаги в этом направлении.
Причинами незавершенности многих реформаторских начинаний во время правления Александра I стали:
- непоследовательность и нерешительность;
- неготовность общества к кардинальным изменениям;
- недостаток людей, способных воплощать реформаторские идеи в административном составе.
Итоги и значение финансовых реформ
Предпринятые меры помогли сделать государственную финансовую систему более открытой и более эффективной. Велся строгий учет всех государственных средств, снизилась коррупция, деньги тратились на нужные и заранее обговоренные вещи, чиновники стали отвечать перед государством за каждый потраченный ими рубль. Благодаря новой системе государство смогло постепенно выбраться из кризиса и преодолеть негативные последствия раскрепощения крестьян и крестьянской реформы.
К сожалению, финансовые реформы были слишком непоследовательны, проводились урывками и им недоставало комплексности, поэтому они имели меньшую эффективность, чем могли бы. В частности, наряду с новой системой учета денег все еще действовала старая система налогообложения, которая сильно тормозила развитие. Кроме того, пришлось отказаться от проведения денежной реформы из-за недостатка запасов золота и серебра.