Экспертиза по 44-фз: как проводится внешняя и внутренняя экспертиза товаров, работ и услуг

На этапе приемки

Когда контракт исполнен, важно следить за тем, чтобы его приемка сопровождалась составлением всей необходимой документации, причем вне зависимости от ее результата

Претензий нет

Если заказчик не имеет никаких претензий по поводу исполнения контракта, то он должен подписать товарную накладную и акт приемки

Важно добиться того, чтобы заказчик подписал оба эти документа, хотя в контракте иногда может фигурировать только товарная накладная. Акт приемки — очень важный документ, свидетельствующий о том, что заказчик получил продукцию и не имеет к ней претензий

Либо, напротив, обнаружил недостатки, которые должны быть устранены. В случае возникновения спора по результатам исполнения контракта и обращения в суд понадобится именно акт приемки, а не накладная.

Для составления акта приемки какой-либо конкретной формы законом не предусмотрено. Главное, чтобы в нем были реквизиты и подписи сторон, перечень поставленных товаров, работ или услуг с ценами по каждой из позиций и общей суммой, а также сноска об отсутствии у заказчика претензий к поставщику.

Приемке товара предшествует экспертиза, которая может быть проведена либо комиссией заказчика, либо сторонними экспертами. В последнем случае оформляется экспертное заключение в виде отдельного документа.

Устранимые недостатки

Бывает, что продукция не полностью отвечает требованиям заказчика, но эти несоответствия можно устранить. В этом случае закон позволяет заказчику осуществить приемку после того, как поставщик устранит все недочеты. Например, небольшая часть партии не соответствует ТЗ, и принять такой товар заказчик не может. Однако если продукция будет заменена на соответствующую требованиям, то приемка состоится.

В таком случае заказчик должен составить акт расхождений. В нем перечисляются обнаруженные недостатки, а также предложение их устранить в конкретный срок.

Отказ в приемке

Если заказчик отказывается принимать товар, то отказ составляется в письменном виде, в течение трех дней размещается в ЕИС и направляется поставщику

Обратите внимание, что в случае получения мотивированного и подтвержденного экспертизой отказа в приемке у вас есть 10 дней на то, чтобы исправиться. Также придется оплатить расходы заказчика на экспертизу, и тогда решение об отказе в приемке товара будет отменено

Если в указанный срок заказчик не устранил выявлены недочеты, то контракт будет считаться расторгнутым.

Важный для заказчика момент заключается в том, чтобы отказ был мотивирован и оформлен, как указано выше. При отсутствии объяснений со стороны заказчика следует направить ему запрос с требованием пояснить причину отказа в приемке. Если ответа не последует, целесообразно составить претензию, а если заказчик не отреагирует и на это — придется обращаться в суд.

Выбор заказчика

Следует иметь в виду, что заказчик самостоятельно принимает решение о выборе того или иного специалиста в качестве эксперта и, следовательно, его мнению и квалификации заказчик доверяет. Либо такой внешний специалист (представитель экспертной организации) определен нормативными актами. Например, в Законе РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (пп. «з» п. 1 ст. 12) закреплено право торгово-промышленных палат проводить в соответствии с законодательством РФ по поручению государственных и муниципальных органов, российских и иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан экспертизу по определению страны происхождения товаров, иные экспертизы и контроль качества, количества и комплектности товаров, а также экспертизу выполненных работ и оказанных услуг.
Следовательно, заказчику нужно тщательно изучить нормативную базу, а также деловую репутацию потенциальных экспертов или экспертных организаций до того, как им будет принято решение о необходимости привлечения внешнего эксперта.

Статья 39 44-ФЗ «Комиссия по осуществлению закупок»

1. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.

2. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

3. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

4. При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.

5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

6. Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

7. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

8. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании присутствуют не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

9. Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.

Этапы приемки

Приемку на соответствие товара требованиям качества и безопасности, прописанным в заключенном контракте можно разделить на несколько этапов:

Формирование комиссии.

Проверка сопроводительных документов (имеются ли в наличии товарные накладные, акты приема-передачи, сертификаты, инструкции, счета-фактуры, гарантийные паспорта). Если таковые на товар отсутствуют, то уполномоченное лицо составляет акт рекламации, прописывает срок предоставления недостающих документов.

Сверка объема, количества, ассортимента товара по сопроводительным документам. Здесь 2 варианта развития событий: поставленный товар полностью совпадает с количеством и комплектностью, обозначенными в контракте.

Уполномоченный представитель заказчика подписывает сопроводительный документ и приемка продолжается.

Если товар не соответствует условиям, выявлен заводской брак или скрытые дефекты, то факт фиксируется. Составляется претензия, передается в руки представителя поставщика (исполнителя, подрядчика) либо перенаправляется заказным письмом.

Проведение сплошной/частичной проверки.

Назначение экспертизы с оформлением ее результатов в виде заключения.
Приемка проводится в отношении каждой единицы представленного товара, независимо от того какая поставка: полная или частичная.
По требованиям действующего законодательства важно провести хотя бы в 2 этапа:
Выявить степень соответствия наименований поставленного товара условиям из контракта.

Провести экспертизу на соответствие товара (услуги) техническим, химическим, физическим данным, обозначенным в контракте. Здесь уже привлекаются внешние эксперты с профильным образованием, заинтересованные в качественном проведении закупки.

Справка!

Порядок приемки прописывается в условиях контракта заранее. Возможно, требуется проведение особой процедуры, если поставляется технически сложный товар. Некоторые заказчики действуют по утвержденным формам или перечню требований о приемке товара с учетом правил и принципов реализации.

Как проводится процедура

Цель приемки товара/услуги – проверить срок годности, целостность, однородность партии, наличие или отсутствие брака. В целом – качество товара, сопоставимое с отраженными требованиями в контракте.

Механизм описан в ст. 94 № 44-ФЗ.

Однако, нельзя путать с порядком оприходования товара. Так завхоз не может подписать накладную, если принимается технически сложный товар. Возникает необходимость в создании приемочной комиссии, проведения экспертизы.

Если заказчик проводит процесс без привлечения внешних экспертов ,то алгоритм действий следующий:

  • Принимается решение о формировании/не формировании комиссии.
  • Назначается уполномоченный сотрудник, ответственный за приемку (если решено проводить собственными силами).
  • Издается соответствующий приказ с описанием должностных инструкций, обязанностей.
  • Проверяются сопроводительные документы (накладные, гарантийные и технические паспорта, сертификаты качества, акты приема-передачи), предоставленные с товаром от поставщика.
  • Составляется акт рекламации с обозначением срока предоставления документов, если некоторые из них отсутствуют.
  • Проводится приемка продукции по комплектации, количеству, ассортименту.
  • Составляется акт приемки или претензионное письмо с мотивированным отказом при выявлении несоответствий товара с указанными сведениями в документации.
  • Назначается выборочная или сплошная экспертиза, чтобы проверить одну/несколько партий поставленных товаров в случае выявления несоответствия их единицы к требованиям по качеству.
  • Составляется заключение по итогам, прикрепляется к акту приемки.

Справка!

В случае отказа от приемки товара заказчик обязан направить поставщику мотивированный письменный отказ. В противном случае предусматривается штраф в размере 20000 руб.

Приемка товаров, работ, услуг: виды, этапы, особенности

Помимо всех названных условий приемка ТРУ имеет некоторые особенности. Например, результат данных мер может быть не только положительным, но и отрицательным, то есть заказчик может отказаться принимать товар.

В случае успешной приемки исполненных обязательств составляется соответствующий документ, который подписывается заказчиком. А если работала комиссионная группа, то каждый ее представитель подписывает документ, а затем его утверждает заказчик (ч.7 ст.94 44-ФЗ).

Если заказчик отказывается принимать ТРУ, то он должен подготовить мотивированный отказ и направить его контрагенту (ч.7 ст.94 44-ФЗ).

Контрактное законодательство обязывает заказчиков проверять полученный товар или результаты работ, услуг. Для этих целей они могут привлекать экспертов или экспертные организации (ч.3 ст.94 44-ФЗ).

Если в закупке были указаны требования к обеспечению гарантийных обязательств, то приемка ТРУ осуществляется только после предоставления исполнителем такого обеспечения (ч.7.1 ст.94 44-ФЗ).

Приемка бывает 2-х видов: полная и частичная (выборочная). В последнем случае результаты выборочной проверки могут распространяться на всю партию продукции, если это не противоречит стандартам, техническим условиям, специфике поставки, иными правилами или контракту.

Этапы приемки товара:

  1. приемка осуществляется в строгом соответствии со спецификацией и прописанными в ней позициями;
  2. товар проверяется визуально на наличие видимого брака или дефекта;
  3. проверка количества товара и комплектности, так как поставщик может намеренно или случайно не доложить продукцию;
  4. проверка качества продукции, включая выявление скрытых повреждений и дефектов;
  5. выявление недостатков, которые необходимо исправлять на основании гарантийных обязательств исполнителя или изготовителя.

Вместе с товаром поставщик обязан передать все ее принадлежности и документацию:

  • технический паспорт;
  • сертификат качества;
  • инструкцию по эксплуатации,
  • технические документы, необходимые для эксплуатации техники и др.

Если у заказчика есть претензии к качеству изделий, то он должен понимать, чего он хочет от поставщика по устранению этих недостатков. Если недостатки не подлежат исправлению, то можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке и придерживаться процедур, предусмотренных контрактным законодательством.

До того как подписывать акт сдачи-приемки необходимо:

  • подготовить документ входного контроля;
  • изучить сопроводительные бумаги (сертификат, техпаспорт и т.д.);
  • осмотреть внешнее состояние изделий, упаковку, маркировку;
  • провести экспертизу при возникновении подозрений на наличие внутренних дефектов.

Если есть сомнения насчет правильности сопроводительных документов или при обнаружении несоответствия по внешнему состоянию изделий, нужно:

  • отказаться от приемки, сделав скан или фото данных бумаг;
  • поставить отметку в накладных об отказе принимать товар с указанием причин, повлекших такое решение, сделать фото или скан накладных;
  • организовать хранение продукции (п.1 ст.514 ГК РФ).

На основании приказа директора организации может быть инициирована повторная приемка в присутствии комиссионной группы. А затем провести все этапы приемки, что и в первый раз: внешний осмотр, изучение документации и т.д.

Вину устанавливает суд

Факт того, является ли экспертное заключение ложным, устанавливается только судом. 
Как правило, вопросы о качестве экспертного заключения встают при возникновении спора о правомерности прекращения контрактных обязательств, особенно это актуально при одностороннем отказе от исполнения контракта. Прежде чем вынести решение, суды исследуют заключение эксперта на предмет допустимости и относимости доказательств к рассматриваемому делу в рамках АПК РФ. При этом в судебном процессе эксперта предупреждают об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений.

Пример 1

Заказчик в одностороннем порядке расторг контракт и не оплатил осуществленные работы, поскольку они были некачественно выполнены и выполнены в объеме, не соответствующем объему, установленному проектной документацией и контрактом.

При рассмотрении спора между заказчиком и подрядчиком судом исследовалось экспертное заключение. При этом суд установил: оно (заключение) каких-либо противоречий не содержало, сомнений в его достоверности не имелось; выводы эксперта являлись полными и обоснованными; эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений, в связи с чем экспертное заключение обладало признаками относимости и допустимости доказательства по делу.

Отметим также, что если эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, то данное обстоятельство хотя и лишает составленный им документ силы экспертного заключения, но не лишает его доказательственного значения. Такой документ из круга доказательств по делу не исключается, его следует рассматривать как иное письменное доказательство (Определение ВС РФ от 14.02.2017 № 18-КГ16-187).
Лицо, которое составляет экспертное заключение, не всегда лично привлекается к делу в рамках судебного процесса. Поэтому заказчикам можно порекомендовать включать оговорку об ответственности эксперта непосредственно в текст заключения

Обратите внимание, что отсутствие такой оговорки еще не говорит о том, что заключение ложное и т. п.

Пример 2

Подрядчик не согласился с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта в связи с поставкой товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для ответчика срок.

При рассмотрении спора суд обратил внимание на то, что экспертное заключение не содержит сведений о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Но при этом иными материалами дела (протоколами испытаний) было подтверждено и судом фактически установлен факт поставки товара, не соответствующего требованиям документации, что расценено судами как поставка товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок.. Результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ.  При этом все неточности экспертного заключения могут быть устранены в ходе судебного разбирательства путем представления скорректированного документа, а также дачи экспертами пояснений по поводу него.

Результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ.  При этом все неточности экспертного заключения могут быть устранены в ходе судебного разбирательства путем представления скорректированного документа, а также дачи экспертами пояснений по поводу него.

Образец приказа об утверждении правил приемки

Экспертная комиссия 44-ФЗ: приказ, образец

Порядок принятия ТРУ прописывается сторонами в контракте. Заказчик после получения товара должен осмотреть его в установленный срок, проверить качественные и количественные характеристики и в случае выявления несоответствий сообщить об этом поставщику.

Для процедуры сдачи-приемки должна проводиться экспертиза по 44-ФЗ, образец приказов будет представлен далее в статье.

В том случае, если оценка осуществляется сторонней организацией, результатом такого анализа будет оформленное заключение уполномоченного эксперта.

Для осуществления такой проверки организации надлежит составить распоряжения об экспертизе при приемке товара (внутренней или с привлечением сторонней организации), а также о создании экспертной комиссии либо о назначении лица, ответственного за такую проверку. Экспертный орган по оценке также должен включать не менее 5 человек.

Форма указов также разрабатывается организацией-заказчиком самостоятельно при соблюдении базовых требований о локальных нормативных актах и распоряжениях.

Распорядительный документ об оценке при сдаче-приемке ТРУ должен включать:

  • сведения о заказчике — наименование, реквизиты;
  • данные о самом распоряжении — номер, дата, название документа;
  • нормативно-правовую базу, подтверждающую необходимость проверки ТРУ, а также порядок проведения оценки, — внутреннюю или при помощи сторонней организации;
  • содержательную часть — утверждение состава комиссии, положения, бланка экспертного заключения или акта;
  • дату вступления документа в силу и ответственное лицо.

Указ подписывается руководителем. Все члены ЭК также визируют документ в графе «Подпись/Ознакомлены».

Проведение приёмки

Ч. 7 ст. 94 44-ФЗ предписывает осуществлять приёмку результатов госконтракта либо этапов его исполнения именно в той последовательности, которая зафиксирована в контракте.

Процесс оформляется автономным приёмочным документом, подписываемым либо непосредственно заказывающей стороной, либо приёмочной комиссией. Её создание разрешается ч. 6 ст. 94 44-ФЗ, причём наличие приёмочной комиссии является желательным в случае, например, приёмки технически сложных закупочных объектов, но не обязательным действием заказчика.

В случае принятия заказчиком решения о создании приёмочной комиссии он должен подписать соответствующий приказ, в котором фиксируется состав комиссии.

Чаще всего в неё входят контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы. Деятельность комиссии регламентируется разработанным заказывающей стороной положением, в которое зачастую включается стандартная форма акта о приёмке результатов закупок.

Приёмочные документы оформляются, как правило, контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы.

Успешная приёмка сопровождается составлением акта приёма-передачи, в котором содержатся сведения о соответствии закупочных объектов требованиям госзаказа.

Если по итогам исполнения контракта заказывающей стороне были предъявлены товары, работы, услуги, не соответствующие заявленным в контракте характеристикам, заказчик должен в оговорённые контрактом сроки направить поставщику мотивированный отказ от подписания приёмочного документа.

Вместе с тем приёмка заказывающей стороной объектов закупок, не соответствующих установленным требованиям, что приводит к снижению объёмов поставки и повышению бюджетных трат, чревато для заказчика штрафными санкциями в размере от 20000 до 50000 руб. Административная ответственность грозит должностным лицам заказчика и в случае неотправления поставщику мотивированного отказа от приёмки. Даже если заказчик просто не составит документацию о приёмке результатов исполнения госконтракта, то он подлежит административной ответственности в виде штрафных санкций на сумму 20000 руб.

Ценность любого контракта — в его корректном исполнении. Тщательно разработанное действующее законодательство страны при точном следовании его нормам предоставляет для этого хорошие возможности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector