Какие понятия раскрывает декларация о правах ребенка
Содержание:
- Текстовое содержание
-
Преамбула
- Недискриминация
- Наилучшие интересы ребенка
- Право на идентичность
- Право на достаточное питание, жилище и медицинское обслуживание
- Право на специальное образование и уход за детьми с умственными или физическими недостатками
- Право на бесплатное образование и развлекательные мероприятия
- 9. Право на защиту от всех форм жестокости, пренебрежения и эксплуатации.
-
Преамбула
- Краткое содержание 10 принципов Женевской декларации
- История [ править ]
- Ответственность за нарушение
- Другие документы о защите прав ребёнка
- 10 принципов Декларации прав ребенка и их соблюдение
- Защита ребенка
- Права и обязанности несовершеннолетних детей в 2021 году
- Нарушение основных прав ребенка
- Принципы документа
- Ребенок как субъект права
- Нарушение прав несовершеннолетнего
- Декларация прав ребенка
- 14 лет
- 7-й принцип
- Права ребенка в России (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Образование
Текстовое содержание
Преамбула
Текст начинается с упоминания основных тем, которые лежали в основе разработки Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека , а затем обращается к Женевской декларации.
Недискриминация
Права, изложенные в декларации, распространяются на всех детей, девочек и мальчиков, независимо от их происхождения или принадлежности к семье. Этот принцип особенно важен для борьбы с различиями в обращении между мальчиками и девочками.
Наилучшие интересы ребенка
Каждое решение, касающееся ребенка, должно в первую очередь учитывать его благополучие. Это сделано для того, чтобы ребенок мог развиваться в среде, благоприятной для его психического и физического здоровья, за счет получения достаточного количества пищи, доступа к безопасной питьевой воде и помощи, в которой он нуждается. Речь также идет об усилении защиты ребенка от насилия или отсутствия заботы.
Филипп Мейрьё определяет понятие наилучших интересов ребенка как «факт рассмотрения ребенка с точки зрения того, кто должен стать предметом в конце своего образования. Сбалансированный физический субъект (здоровье и диета), психический субъект (психическое равновесие), социальный и культурный субъект (способный понимать, говорить) и гражданский субъект (способный участвовать в обсуждении общего блага в условиях демократии. ) » .
Право на идентичность
Ребенок имеет право на имя и национальность. При рождении ребенка родители обязаны заявить об этом в мэрию по месту его рождения, чтобы он появился в регистрах гражданского состояния. Таким образом, эта формальность свидетельствует о его идентичности.
Этот принцип направлен на защиту ребенка от принудительного труда, ранних браков или сексуальной эксплуатации. Это также обеспечивает им доступ к образованию или медицинскому обслуживанию.
Право на достаточное питание, жилище и медицинское обслуживание
Каждый ребенок имеет право на здоровье. Следовательно, речь идет о защите ребенка от недоедания, отсутствия вакцинации, малярии, ВИЧ или даже отсутствия надлежащего ухода, доступа к питьевой воде и санитарии.
По данным Unicef, 24 000 детей в возрасте до пяти лет во всем мире ежедневно умирают от недоедания и болезней, которые в большинстве случаев можно предотвратить.
Право на специальное образование и уход за детьми с умственными или физическими недостатками
Некоторые дети даже более уязвимы, чем другие, и поэтому заслуживают особой защиты. Это касается детей-инвалидов, подпадающих под действие этого принципа.
Право на бесплатное образование и развлекательные мероприятия
Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование, чтобы научиться читать и писать. Это позволяет детям приобретать знания и развиваться в соответствии с их идентичностью, языком, культурой и навыками. Это также позволяет бороться с бедностью или избегать болезней, обучая их защищать себя и защищать других.
Право на бесплатное образование и развлекательные мероприятия также важно в наилучших интересах ребенка
9. Право на защиту от всех форм жестокости, пренебрежения и эксплуатации.
Каждый ребенок имеет право расти в защищающей его среде. Речь идет о предотвращении жестокого обращения, эксплуатации, принудительных браков и детского труда и борьбе с ними.
Действительно, согласно Unicef, в развивающихся странах очень распространены две формы эксплуатации: детский труд и дети-солдаты.
Краткое содержание 10 принципов Женевской декларации
В Декларации были изложены десять основных принципов, отражающих главные обязанности взрослых перед несовершеннолетними детьми:
каждый ребенок имеет права, которые абсолютно идентичны с правами сверстников. Они ни в коем случае не могут быть ущемлены, занижены или вовсе отменены;
дети, которым еще не исполнилось восемнадцать лет, имеют право на собственное достоинство и возможность развиваться не только нравственно, но и духовно, физически;
государство обязано заботиться о гражданах, проживающих на его территории. В данном случае речь идет о детях, которые еще не стали совершеннолетними. В обязанности родителей входит следующее: они должны дать всем своим детям имена;
малыши могут рассчитывать на государственную медицинскую поддержку и социальный уход. Это должно быть предоставлено матери детей. Особенно, когда она беременна или нуждается в государственной поддержке после родов. Каждый несовершеннолетний ребенок может рассчитывать на жилье и питание. Очень подробно данный документ рассматривает школьный возраст
Помимо этого, разъясняется необходимость постоянного контроля состояния детей, особенно из неблагоприятных, проблемных семей;
неполноценные (психически или физически) дети обязательно должны быть окружены заботой и вниманием;
несовершеннолетние граждане могут претендовать на любовь со стороны родителей и государства, так как это является их правом;
каждый ребенок может рассчитывать на совершенно бесплатное обучение. Дети имеют право играть и развиваться
Мать и отец обязательно должны учить их ответственности и полезности своему обществу;
права каждого малыша определяются как первостепенные в возможности получить необходимую помощь;
декларация защищает всех детей от жестокого обращения и эксплуатации. Несовершеннолетний ребенок ни в коем случае не должен привлекаться к выполнению работ, которые могут навредить его развитию и эмоциональной стабильности. Еще стоит обратить внимание, что к детям категорически запрещено применять физическую силу;
каждый малыш имеет право на мирную жизнь. В ней взрослые люди, в особенности, родители, должны учить его заботе и взаимопониманию.
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
История [ править ]
После рассмотрения ряда вариантов, в том числе разработки совершенно новой декларации, в 1946 году Организация Объединенных Наций решила принять этот документ в значительно расширенной версии как свое собственное заявление о правах ребенка. В процессе разработки были задействованы многие правительства разных стран. Слегка расширенная версия с семью пунктами вместо пяти была принята в 1948 году. Затем 20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Декларацию прав ребенка, основанную на структуре и содержании Декларации 1924 года. оригинальный, с десятью принципами. Сопутствующая резолюция, предложенная делегацией Афганистана, призвала правительства признать эти права, добиваться их признания и как можно шире предать гласности документ. Эта дата была объявлена Всемирным днем защиты детей . 28 декабря 1986 года в Бразилии Rede Globo и ЮНИСЕФ под названием Criança Esperança запустили тему благотворительности. Благотворительный детский марафон Criança Esperança, который вел Ренато Арагао (из Os Trapalhões ).
За этой Декларацией в 1989 г. последовала Конвенция о правах ребенка , принятая Генеральной Ассамблеей ООН, принятая и открытая для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г .; вступила в силу 2 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49.
Ответственность за нарушение
Существует уголовная и административная. Если обиженный пожалуется представителям органов опеки или отдела полиции, на тревожный сигнал обязаны отреагировать и обеспечить надлежащую правовую защиту несовершеннолетнего. Если обнаружатся на то основания, будет заведено уголовное дело.
За неисполнение родительского долга отца и мать лишают родительских прав. Если это произойдет, органы опеки обязаны защищать права несовершеннолетних. За трудоустройство малолетнего на тяжелое вредное производство до возрастного минимума административное наказание понесет работодатель по статье Кодекса «Об административных нарушениях».
Другие документы о защите прав ребёнка
На базе Декларации прав ребёнка в 1974 году выпущена Конвенция о правах ребёнка. Она имеет 54 статьи. 190 государств (и Россия) этот документ одобрили и поддержали. Правительства этих стран обязались пересмотреть свои законодательства и предоставить несовершеннолетним больше прав и гарантий по своей защите.
Бесплатная консультация юриста по телефону
По Москве и области
7 (495) 280-74-29
Санкт-Петербург и область
7 (812) 389-36-23
Федеральный номер
8 (800) 511-43-08
Жизнь, развитие, здоровье несовершеннолетних зависит от позиции родственников и государственных органов. Сами малолетние граждане не всегда способны отстоять свои интересы. Они могут не знать о своих законных правах, не уметь их отстоять правильно и грамотно. Взрослые должны научить, как поступать несовершеннолетним в случае нарушения их законных прав.
В российском законодательстве права малолетних граждан охраняются и гарантируются Конституцией, Семейным кодексом, Законом об образовании, о социальной защите инвалидов, гарантии для детей-сирот и другими правовыми документами.
10 принципов Декларации прав ребенка и их соблюдение
Существует 10 принципов Декларации прав ребенка, каждый из которых необходимо рассмотреть в отдельности:
- Место рождения, возраст, цвет кожи и социальный статус малыша не должны отражаться на его правах. Все несовершеннолетние наделены равными правами, которые строго запрещается ущемлять, занижать или отменять.
- Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство. Законодательство должно обеспечивать детям условия для нравственного, физического и духовного развития. Если гражданин достиг 10 лет, то он может принимать участие в обсуждении внутрисемейных вопросов, так как с этого момента наступает частичная дееспособность.
- Каждый малыш имеет право на собственное имя, которое присваивается ему родителями. Государство, в свою очередь, обеспечивает несовершеннолетнего гражданством.
- Ребенок имеет право на врачебную помощь как во время нахождения в утробе матери, так и после рождения. Это позволяет детям гармонично развиваться. Также несовершеннолетние имеют право на питание и жилье.
Нервная система в особенности может пострадать в подростковом возрасте. Поэтому 4 принцип Декларации подразумевает за собой необходимость постоянного контроля за состоянием несовершеннолетнего.
- Физически или психически неполноценные дети являются такими же членами общества, а значит, они наделены всеми правами, указанными в Декларации. Государство, в свою очередь, должно предоставлять им специальные поддерживающие и образовательные программы.
- Каждый ребенок вправе находиться под защитой государства, гражданство которого он имеет. Дети имеют право жить в любви и понимании со своими родителями. Несовершеннолетнего нельзя разлучить с матерью, если на это нет веских оснований. Если малыш остался без родителей, то государство берет его под свою опеку.
- Ребенок имеет право на получение бесплатного базового образования. Такое обучение должно быть доступно всем слоям общества без исключения. Родители, в свою очередь, должны прививать отпрыску основы коммуникации в обществе.
- Права ребенка принято определять как первостепенные в возможности получить помощь. Это значит, что если выбор стоит между взрослым человеком, нуждающимся в защите государства и несовершеннолетним, то детство в приоритете.
- Ребенка нельзя привлекать к опасной, вредной и эмоционально тяжелой деятельности. Государство, в свою очередь, должно защищать детей от жестокого обращения.
- Каждый ребенок имеет право на ограждение от любой формы дискриминации. Родители должны учить детей проявлять уважение к другим социальным группам.
Защита ребенка
Восьмой принцип Декларации прав ребенка (год 1959) закрепляет приоритет детей при оказании населению медицинской или любой другой помощи. Именно ребенку должна быть оказана первая помощь.
Принцип 9 закрепляет защиту детей от небрежного или жесткого отношения, грубости, эксплуатации т.д. Дети не должны работать, пока не достигнут надлежащего возрастного периода. Ребенку запрещается заниматься деятельностью, которая мешала бы его образованию, здоровью, физическому, нравственному или психическому развитию.
Что закрепляет последний из десяти принципов Декларации прав ребенка? Положение провозглашает ограждение детей от занятий или действий, которые могли бы поощрять религиозную, расовую, национальную или иную форму дискриминации. Дети должны воспитываться в духе терпимости, взаимопонимания, дружбы, всеобщего братства и мира. Каждый ребенок обязан понимать, что человеческая энергия должна быть направлена на служение другим людям.
Права и обязанности несовершеннолетних детей в 2021 году
Законодательная база Для решения большинства возникающих вопросов исходят из статей 12 главы Семейного Кодекса РФ
Важно уточнить, что семейные взаимоотношения находятся под контролем не только государства, но и международных правозащитных организаций, которые выделяют права и обязанности родителей исходя из норм Декларации прав человека, Конвенции прав ребенка, Европейской социальной хартии. Общая характеристика Если вы являетесь родителем, вы автоматически получаете единый комплект прав и обязанностей. Подводя итоги, можно утверждать, что права ребенок приобретает по мере взросления, поэтапно
В малолетнем возрасте он имеет право на жизнь и свободу, личную неприкосновенность и социальную защиту, имя и гражданство, семью и образование, первоочередную помощь и защиту, выражать свое мнение и пользоваться имущественными правами
Подводя итоги, можно утверждать, что права ребенок приобретает по мере взросления, поэтапно. В малолетнем возрасте он имеет право на жизнь и свободу, личную неприкосновенность и социальную защиту, имя и гражданство, семью и образование, первоочередную помощь и защиту, выражать свое мнение и пользоваться имущественными правами.
Достигая возраста 16 лет, гражданин приобретает дополнительные возможности и обязательства. Согласно п.п. “ж” и “к” ст. 72 Конституции РФ, вопросы семейного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии с этим положением Конституции и ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ, субъектам РФ предоставлено право принимать законы, действующие на территории конкретного субъекта и устанавливающие порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет.
При необходимости оказания помощи людям, интересы несовершеннолетних являются приоритетными. Помощь несовершеннолетним должна быть оказана в первую очередь. Этот принцип защищает несовершеннолетних от жестокого обращения с ними. Малыш не должен быть привлечен к работам, которые плохо влияют на его психику или физическое развитие. К детям не должна быть применена физическая сила. Все воспитание должно строиться на пояснении и убеждении несовершеннолетнего. В качестве жестокого обращения может подразумеваться не только физическое насилие, но и психологическое и даже сексуальное. Каждый несовершеннолетний ребенок имеет право на мирную жизнь, он не должен воспитываться в чувстве расовой или социальной ненависти к определенным группам населения. Взрослые люди, проживающие и воспитывающие малыша должны учить детей гуманности и взаимопонимание того, что все люди на земле равны.
Нарушение основных прав ребенка
Чаще всего права несовершеннолетних нарушается именно в семье. К сожалению, взрослые не всегда задумываются и понимают, что ущемляют личность ребенка и его права.
Список некоторых таких нарушений:
- лишение или ограничение свободы передвижения;
- оставление маленьких детей дома одних или не под надлежащим присмотром;
- лишение возможности общаться с одним из родителей, бабушкой или дедушкой;
- применение физического насилия;
- унижение достоинства ребенка;
- запугивание и угрозы, психологическое давление, шантаж;
- отсутствие надлежащей заботы о детях;
- оставление в опасности;
- отсутствие необходимых для жизни питания, одежды, жилья, медицинской помощи, а также нормального образования;
- уход из дома одного или обоих родителей;
- невыполнение взрослыми своих обещаний, обман;
- порча или уничтожение имущества ребенка;
- неправомерное использование «материнского капитала».
Отдельно стоит рассмотреть случаи нарушения права несовершеннолетних детей на жилье. В случае вины со стороны родителей это происходит, когда они приватизируют квартиру без участия ребенка; при продаже квартиры выписываются вместе с ним в «никуда»; накладывают ограничения на пользование детьми принадлежащих им помещений; совершают сделки с недвижимостью без учета интересов несовершеннолетнего ребенка; подвергают риску общее с ним имущество.
В связи с этим теперь права и интересы детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в отношении сделок с недвижимым имуществом, охраняются законом. Все сделки проходят проверку в органах опеки и попечительства.
Что делать, если права ребенка нарушаются?
В этом случае подать жалобу в специальный орган может как сам пострадавший, так и его родитель, другой родственник, сосед, учитель или любое другое неравнодушное лицо.
Закон призывает граждан Российской Федерации проявлять неравнодушие и оказывать посильную помощь в выявлении неблагополучных семей. Если гражданину стали известны факты нарушения прав детей, ему следует сообщить об этом либо в местную администрацию (отдел опеки), либо участковому уполномоченному полиции (или в само отделение). При бездействии органов власти и администрации гражданин вправе обратиться в прокуратуру.
Если нарушение прав ребенка происходило вне семьи, то виновный может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. Если права нарушались отцом или матерью, то они могут быть вначале ограничены в своих родительских правах, а потом и вовсе их лишены. В случае лишения прав единственного родителя, ребенок будет передан под опеку государства.
Принципы документа
Декларация прав ребёнка содержит 10 социально значимых пунктов:
- У детей одинаковые права в не зависимости от национальности, социального положения, возраста, гражданства. Никто не имеет возможности урезать, отменять эти права.
- Каждый ребёнок имеет собственное достоинство, которое не должно ущемляться. У ребёнка есть права на условия для полноценного всестороннего развития.
- Родители при рождении дают ребёнку имя, государство обеспечивает гражданством.
- Правильный рост и гармоничное развитие возможны при грамотной медицинской поддержке в период беременности. В документе говорится о достойном сопровождении беременной женщины, которое обеспечивается государством. Каждый ребенок имеет право на жильё и здоровое питание.
- Для детей с патологическими нарушениями должны предоставляться отдельные специальные поддерживающие программы реабилитации и обучения.
- Полноценное развитие дети получают в семье. Если у ребёнка нет родителей, государство берёт на себя заботу о нём.
- Несовершеннолетние дети имеют право на доступное бесплатное образование. Родители должны прививать им чувство ответственности и полезные для общества навыки.
- В ситуациях оказания помощи гражданам, дети получают её в первую очередь.
- Детей нужно защищать от всех форм негуманного отношения, в чём бы это не выражалось. К ним не приемлема эксплуатация, жестокость, насилие. Дети не могут участвовать в договоре торговли в любом виде. Детей нельзя принимать на работу до достижения определённого возраста. Им нельзя разрешать заниматься трудом или занятиями, которые опасны для малыша, наносят вред его развитию.
- Детей нужно ограждать от дискриминации по религиозному, расовому или другому признаку. Надо воспитывать взаимопонимание, необходимость дружбы между народами, принцип равенства всех людей между собой.
Этот документ стал первым законодательным актом, который на высоком уровне зафиксировал права несовершеннолетних граждан. В дальнейшем многие страны стали менять свои законы, обеспечивать большую защиту детей.
Ребенок как субъект права
Согласно принципам декларации прав ребенка, он считается гражданином, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Государство должно оберегать его права в целях обеспечения условий свободы и достоинства. Статьей 54 Семейного кодекса РФ:
- Получать бесплатное образование, различную информацию.
- Исключить различные формы дискриминации, неравенства, национального, социального с другими гражданами.
- Получать медицинское обслуживание, иметь возможность хорошего досуга, социальное обеспечение.
- Иметь общение с родителями в семье, получать их воспитание.
- Право свободно выражать свои мысли, собственное мнение.
- Быть владельцем собственности, получать ее по наследству.
- Право на гражданство, собственное имя и фамилию.
- Положенную полноценную поддержку государства, его защиту, если он не получает от отца с матерью.
- Сбережение от насилия и жестокости в обращении с ним.
Нарушение прав несовершеннолетнего
Декларация прав — это не просто документ. Это способ защититься несовершеннолетним от произвола взрослых.
Нарушения прав гражданина, не достигшего совершеннолетия, выражаются в следующих действиях:
- Мать не разрешает видеться отпрыску с отцом или наоборот.
- Несовершеннолетнему было отказано в предоставлении врачебной помощи.
- Малыши находятся дома без присмотра.
- Родители хотят продать имущество несовершеннолетнего, вопреки отказу органов опеки и попечительства.
- Родители жестоко обращаются со своими детьми.
- Родители не обеспечивают своих детей.
Выше указан лишь небольшой перечень нарушений прав гражданина, не достигшего 18 лет.
Жестокое обращение
В жизни очень часто возникают ситуации, когда насильственные действия по отношению к ребенку осуществляются со стороны родителей. Взрослые, в свою очередь, объясняют это тем, что занимаются воспитанием своих детей. Однако жестокое обращение негативным образом сказывается на психике несовершеннолетнего.
Законодательство РФ запрещает осуществлять следующие действия по отношению к ребенку:
- угрожать;
- оказывать психологическое давление;
- унижать;
- применять физическую силу;
- угнетать морально.
Ограждение от родственников
В большинстве случаев речь идет о ситуациях, когда родители отпрыска разводятся, и мать запрещает отцу общаться с сыном/дочерью. Это особенно актуально, когда бывший супруг всячески избегает обязанности материально содержать собственных детей.
Однако родители могут запрещать чаду общаться и с другими родственниками, например, с бабушкой или дедушкой
Важно понимать, что если между взрослыми родственниками возник какой-либо конфликт, то это не должно отражаться на отпрыске. Несовершеннолетний имеет полное право видеться с родными людьми
Игнорирование мнения
В России, когда ребенку исполняется 10 лет, он может выражать собственную точку зрения. Однако необходимо давать разумную оценку данному праву, так как несовершеннолетний не сможет объективно посмотреть на сложную жизненную ситуацию. Но это не означает, что к его мнению не нужно прислушиваться вовсе.
В некоторых случаях, если мнение отпрыска не было учтено, это не относится к нарушению. Речь идет о следующих ситуациях:
- оказание врачебной помощи;
- решение отказаться посещать образовательное учреждение.
Во втором случае нужно тоже внести некоторые поправки. Родителям стоит учесть мнение чада, если речь идет о выборе кружка или секции. Несовершеннолетний вправе решить, чем ему интересно заниматься больше всего.
Эмоциональное насилие
Очень часто родители позволяют себе ругаться прямо при детях. А в некоторых случаях взрослые кричат на самого несовершеннолетнего и оскорбляют его.
В детском возрасте психика человека наиболее неустойчива, поэтому подобные действия оказывают на нее сильнейший удар.
Если взрослые будут игнорировать отпрыска, то в нем возникнет чувство одиночества. Ни в коем случае нельзя этого допускать, иначе несовершеннолетний будет психически нездоров.
Если рассматривать школы и садики, то некоторые преподаватели позволяют себе критиковать детей и унижать их, причем необоснованно. В итоге это приводит к тому, что дети не хотят познавать новое и ненавидят своих учителей.
Декларация прав ребенка
Если обратиться к истории, то речь о защите детей от произвола взрослых зашла еще в XIX веке благодаря демократическим движениям за реформы. Многие государства в то время начали принимать меры по искоренению детского рабства, труда, проституции и торговли детьми. В конце XIX века в Австралии прошел первый официальный процесс относительно прав ребенка. Позже аналогичные процессы начались в США и Канаде, возникла необходимость в специальном юридическом документе, опираясь на который можно было бы выносить судебные решения.
Поскольку несовершеннолетний ввиду своих недостаточно зрелых физических и умственных характеристик нуждается в особой заботе и охране, а также защите своих прав, мировая общественность на законодательном уровне решила принять Декларацию прав ребенка.
Впервые необходимость правовой защиты и специальной охраны детей была юридически закреплена в Женевской декларации прав ребенка, принятой 26 ноября 1924 года Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
В дальнейшем положение о защите детских прав было подтверждено во Всеобщей Декларации прав человека.
Женевская Декларация включала в себя пять основных принципов:
- Предоставить ребенку средства, необходимыми для его полноценного физического и духовного развития.
- Накормить голодного, оказать медицинскую помощь болеющему, поправить ошибающегося, дать приют и поддержку в сложной жизненной ситуации сироте или бездомному ребенку.
- В тяжелые времена оказывать помощь детям в первоочередном порядке.
- Растить ребенка в атмосфере любви и защищать от всех форм эксплуатации.
- Воспитывать детей в осознанном стремлении поставить на службу человечеству свои лучшие качества.
На основании этого документа, и принимая во внимание основной тезис «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила новый, доработанный вариант Декларации прав ребенка. Обновленная декларация была принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН
Дата ее подписания — 20 ноября 1959 года.
Обновленная декларация была принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН. Дата ее подписания — 20 ноября 1959 года.
14 лет
Четырнадцатилетний гражданин:
- дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
- может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
- вправе с согласия родителей совершать любые сделки;
- вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
- осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
- вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
- имеет право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав.
- имеет право на получение паспорта.
Законом субъекта Федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).
Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.
Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе.
Несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.
Может обучаться вождению мотоцикла.
Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
Может вступать в молодежные общественные объединения.
Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).
Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
Может быть исключен из школы за нарушения.
7-й принцип
Все дети должны учиться бесплатно. Они имеют право играть и развиваться. Родители обязаны дать им эту возможность. Они же должны учить детей ответственности и полезности своему обществу.
Один из 10 принципов декларации прав ребенка характеризует игру как способ познать окружающий мир. Родители обязаны обучать детей жизни в игровой форме. Должную помощь могут оказать добрые мультфильмы и книги. Ребенок с самого раннего возраста должен понимать, что нельзя обижать детей, истязать животных. Та информация, которая поступает в мозг в течение первых лет жизни, создает платформу для стабильности психического сознания в будущем.
Права ребенка в России (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Российская Федерация ратифицировала большинство из существующих международных актов о правах детей. Российские законы декларируют верховенство прав и свобод человека. Запрещается ограничение прав на воспитание и обучение. Каждый ребенок имеет право на профессиональную занятость или получение образования, на отдых и охрану здоровья.
Существуют в России и меры по защите детей. Так, национальные федеральные законы ограждают детей от пропаганды неравенства, нетерпимости, вооруженных конфликтов, насилия и т.д.
Существуют ли у национального права по вопросам защиты детей какие-то проблемы с международными договорами? Можно вспомнить, разве что, последний резонансный случай. Совсем недавно в ряде международных инстанций постановили, что Федеральный закон РФ «О запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних» противоречит десятому принципу Декларации прав ребенка, Конвенции ООН и некоторым другим актам о детях. В ЕСПЧ и ООН уверены, что закон порождает нетерпимость, а именно гомофобию. Все-таки международные нормы направлены на ограждение детей от любых форм дискриминации. Отечественные же законодатели сослались на конституционную норму о нравственности (статья 55). Безусловно, имели место и другие прения, однако представленный случай стал наиболее ярким и показательным.
Образование
Декларация прав ребенка устанавливает обязанность государств обеспечить бесплатное и обязательное обучение, по крайней мере, на начальных этапах. Несовершеннолетний должен получить образование, которое будет способствовать его культурному развитию, совершенствованию его личного суждения и способностей, сознанию социальной и моральной ответственности, становлению полезным для общества. Руководящим суждением для лиц, на которых лежит обязанность за обучение, должно быть наилучшее обеспечение интересов детей. Эта ответственность в первую очередь налагается на родителей. Несовершеннолетнему должна обеспечиваться полная возможность развлечений и игр, которые были бы ориентированы на цели, преследуемые обучением. Способствовать реализации права на образование должны органы власти и общество.