Приказ минэкономразвития рф от 28.10.2019 n 707
Содержание:
- Выдержки и комментарии к ФЗ № 261
- Изменения, внесенные законом 261-ФЗ в другие законодательные акты
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- ФЗ-261 – предмет регулирования и основная цель Федерального закона
- Ключевые аспекты по 261 ФЗ
- Запрет на энергонеэффективные товары
- Ограничение оборота ламп накаливания
- Требование маркировки товаров по классам
- Расчеты по приборам учета
- Требования энергоэффективности в отношении новых зданий
- Энергетические обследования
- Требования к государственным учреждениям
- Программы по энергосбережению
- Энергосервисные договоры
- Тарифное регулирование
- Формы государственной поддержки
- Обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений
- Государственная программа энергосбережения.
- Федеральный закон о мерах повышения энергетической эффективности в ЖКХ
- Какие были внесены изменения?
- Структура закона
Выдержки и комментарии к ФЗ № 261
- О вводе в эксплуатацию зданий. Запрещает ввод в эксплуатацию зданий, которые не соответствуют современным требованиям. Следовательно, обязательство по установке приборов и оборудования лежит на застройщиках. Они должны на этапе планирования продумывать архитектурные особенности согласно 261 ФЗ. Проверка на соответствие проводится уполномоченным государственным ведомством и осуществляет до сдачи объекта. При несоблюдении требований назначается штраф в размере шестисот тысяч рублей.
- Все предприятия подлежат обязательному энергетическому обследованию, направленному на получение данных о фактически используемой энергии, на определение энергосберегающих технологий, на разработку комплекса мероприятий. Последние реализуются для снижения энергозатрат конкретной компанией. В результате обследования формируется энергетический паспорт предприятия. С каждой новой проведенной проверкой показатели должны улучшаться.
Отсутствие энергетического паспорта грозит предприятию штрафом до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Форма документа утверждена 400 приказом Министерства Энергетики от 2014 года.
Внимание! Обязательная проверка не реже, чем раз в пять лет должна проводиться на предприятиях, где затраты на энергию превышают пятьдесят миллионов в год
Изменения, внесенные законом 261-ФЗ в другие законодательные акты
Помимо описанных выше основных целей, задач и требований, которые установлены данным законодательным актом, принятие ФЗ № 261 способствовало внесению ряда изменений в другие значимые нормативно-правовые документы. Среди наиболее важных, имеющих влияние на процессы в ЖКХ, можно выделить Жилищный и налоговый кодексы, а также ФЗ № 185 «О Фонде содействия реформирования ЖКХ».
О дополнениях в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Часть 1 статьи 34 содержит в себе изменения первой части Налогового кодекса. В данном разделе содержится информация относительно использования новых технологий, позволяющих повысить уровень энергоэффективности в здании.
Также некоторые изменения были внесены во вторую часть представленного кодекса, в данном случае речь шла о принятии мер по увеличению количества используемого оборудования с высоким КПД, позволяющим снизить расходы энергии.
Для собственников зданий, принимающих меры по энергосбережению, ФЗ-261 установил налоговые льготы в виде возмещения процентов по кредитам, взятых на проекты повышения энергоэффективности и возможность получения субсидий на энергосберегающие программы.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) энергетический ресурс — носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);
2) вторичный энергетический ресурс — энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;
3) энергосбережение — реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
4) энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
5) класс энергетической эффективности — характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;
6) бытовое энергопотребляющее устройство — продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд;
7) энергетическое обследование — сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;
8) энергосервисный договор (контракт) — договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;
9) организации с участием государства или муниципального образования — юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;
10) регулируемые виды деятельности — виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов);
11) лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, — лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом;
12) застройщик — лицо, признаваемое застройщиком в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
13) декларация о потреблении энергетических ресурсов — документ, содержащий информацию об объеме используемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и об энергетической эффективности указанных органов и учреждений.
ФЗ-261 – предмет регулирования и основная цель Федерального закона
Представленный Федеральный Закон был разработан специально для усовершенствования системы регулирования в области повышения энергоэффективности современных условиях.
Федеральный закон об энергосбережении главной целью ставит перед собой формирование организационных и экономических мероприятий, создающих новые пути повышения энергоэффективности в ключевых сферах хозяйственной деятельности. Помимо этого, данный закон разъясняет порядок информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Основные термины, используемые в ФЗ-261
Среди ключевых понятий ФЗ 261 об энергосбережении и энергоэффективности стоит выделить следующие:
- Источник энергии – любое устройство, которое может быть использовано в качестве энергообеспечения любых видов деятельности. Также под данным понятием принято понимать любой вид доступной энергии
- Вторичный источник энергии – энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта от использования первичного источника питания
- Энергосбережение – использование мероприятий и доступных возможностей по экономии энергии
- Энергоэффективность– ключевой параметр, отображающий КПД использования ресурсов энергии, который выражается в соотношении полезного использования энергии к полному объёму потребляемого источника
- Класс энергопотребления – основная характеристика продукции, которая отражает её энергоэффективность
- Бытовое энергопотребляющее устройство – используемое оборудование для различных нужд в области электрической и тепловой энергии
- Энергетическое обследование здания – получение всей необходимой информации о состоянии приборов учёта энергопотребления. При этом согласно ФЗ 261 приборы учёта должны отображать реальные показания энергопотребления, которые записываются в энергопаспорт
- Договор о повышении энергоэффективности – документация, регламентирующая принятие мер по внедрению новых технологий для повышения класса энергопотребления
- Регулируемая деятельность – предоставляемые жильцам коммунальные услуги, на которые можно регулироваться тарифная ставка
- Организации – любые предприятия и компании, внедряющие политику повышения энергоэффективности
- Ответственный представитель – лицо, контролирующее соблюдение требований 44-ФЗ » О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг» при заключении энергосервисного контракта
- Застройщик – лицо, имеющее право на постройку зданий согласно требованиям закона
- Декларация – документ, который содержит в себе сведения о потребляемой энергии
Ключевые аспекты по 261 ФЗ
261 ФЗ об энергосбережении
Запрет на энергонеэффективные товары
Недопустимо использование товаров с высоким энергопотреблением, если на рынке представлены энергосберегающие аналоги. В отношении ряда продуктов установлен полный запрет на производство и обмен, а на некоторые — ограничение по объёмам.
Ограничение оборота ламп накаливания
Государственным и муниципальным предприятиям запрещено закупать лампы накаливания мощностью более 100 ватт. Таким образом, ограничивается импорт и реализация данных продуктов. В отношении частных потребителей подобных запретов не установлено.
Требование маркировки товаров по классам
Все виды товаров, перечисленные в 261 ФЗ, а также компьютерная техника подлежат обязательной маркировке. В ней должен быть указан класс энергоэффективности.
Расчеты по приборам учета
Все расчеты ведутся по приборам учёта энергии. Они должны быть установлены как у юридических лиц (на предприятиях), так и у физических (в квартирах и домах). Требование было введено для первой категории в 2011 году, а для граждан в 2012. Исключение — счетчики на тепловую энергию.
Требования энергоэффективности в отношении новых зданий
- культовые здания;
- индивидуальное строительство;
- малые сооружения.
Что касается многоквартирных домов, то застройщик обязан не только оснастить объект энергоэффективности продуктами, но и отразить на фасаде здания класс.
Энергетические обследования
Энергообследование предприятий должно проводиться не реже одного раза в пять лет. Также могут назначаться дополнительные внеплановые проверки объектов.
Требования к государственным учреждениям
Все бюджетные учреждения обязали снизить энергопотребление минимум на 3% в течение пяти лет. Программа реализовывались с 2009 по 2014 год.
Программы по энергосбережению
Необходимость составления программ по энергосбережению распространяется на все частные и государственные предприятия. Помощь в их формировании должны оказать органы власти на всех уровнях. Основная роль отводится местному самоуправлению.
Энергосервисные договоры
Закон ввел понятие энергосервисных контрактов — особых договоров, которые направлены на контроль и поддержку
Важной особенностью является то, что оплата производится из сэкономленных, а не дополнительных средств компании
Тарифное регулирование
Так как переход к энергосберегающим технологиям продолжителен, то предлагается долгосрочное тарифное регулирование — до трех лет. Подобная программа распространяется на естественные монополии и коммунальные комплексы.
Формы государственной поддержки
Государственная поддержка реализуется по нескольким направлениям. Во-первых, субсидии на уровне субъекта, направленные на улучшение энергосберегающих программ. Во-вторых, налоговые преференции:
- инвестиционный налоговый кредит;
- компенсация процентов по кредитам на энергосберегающие технологии.
Данные проекты стимулируют частных лиц и предприятия к переходу на продукты, сберегающие энергию.
Обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений
Основную информацию о способах обеспечения энергоэффективности содержит статья 11 ФЗ-261.Из нее следует, что все постройки, здания и объекты, которые будут эксплуатироваться людьми, должны соответствовать требованиям закона. За установление норм отвечает Правительство Российской Федерации. К числу основных положений, которые устанавливает Правительство, относятся особенности использования общедомовых приборов учета, а также требования, предъявляемые к вводимым в эксплуатацию новостройкам.
Согласно ФЗ-261, Правительство устанавливает критерии, которым должно соответствовать здание в момент его постройки, а также в ходе его дальнейшей эксплуатации в плане энергетической эффективности. При этом указывается, что на начальном этапе застройщик несёт ответственность за соблюдение всех требований. Далее ответственность возлагается на компанию, осуществляющую обслуживание МКД.
Здания, не соответствующие представленным требованиям, не должны допускаться к эксплуатации. Застройщики должны соблюдать нормы, относительно энергоэффективности зданий. Если требования не соблюдены, здание не допускается в эксплуатацию, поскольку это противоречит закону.
Проверка зданий на соответствие выполняется органами государственного строительного надзора. Собственники зданий должны следить за соблюдением норм относительно энергоэффективности дома. При выявлении несоответствия, они имеют право затребовать от застройщика устранение всех недостатков, а также возмещение расходов.
Государственная программа энергосбережения.
Статья 9 Федерального закона № 261 содержит основную информацию об особенностях государственного регулирования в области энергосбережения и энергоэффективности. Среди представленных путей регулирования выделяют следующие:
- Формирование новых принципов регулирования товарооборота с соблюдением принятых мер по повышению энергоэффективности
- Проведение ограничительной политики и наложение запретов на продажу товаров с низким показателем энергосбережения при наличии аналогичной продукции с более высоким показателем энергоэффективности
- Создание дополнительных условий для проведения учёта всей продукции, использование которой сопряжено с потреблением энергетических ресурсов
- Принятие новых мер и требований относительно построек и зданий, которые планируется сдать для эксплуатации людьми
- Формирование четкой структуры предоставляемой декларации о статьях расходов энергетических ресурсов в субъектах
- Принятие мер для обязательного проведения комплексного энергетического обследования зданий, построек и любых жилых помещений
- Установление ряда законов и проектов по усовершенствованию программы повышения энергоэффективности относительно общего имущества жильцов, проживающих в МКД
- Создание комплекса мер и установленных норм относительно тех ресурсов, которые используются для обеспечения нужд субъектов государства
- Формирование требований для государственных программ о повышении энергоэффективности
- Составление списка требований, которые могут применяться к государственным организациям в сфере проводимой политики относительно повышения энергоэффективности
- Формирование основ современной информационной системы, которая позволяет стимулировать энергоэффективность и развитие энергетики
- Обязательное распространение информации относительно энергосбережения и энергоэффективности среди населения страны
- Реализация информирования граждан в сфере энергоэффективности
- Создание условий для точного исполнения изложенных в данном нормативно-правовом акте требований и обязанностей
- Принятие других мер для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в стране
Федеральный закон о мерах повышения энергетической эффективности в ЖКХ
ФЗ-261 был разработан специально для улучшения качества жизни людей в многоквартирных домах. Закон об энергоэффективности содержит в себе основную информацию о требованиях и способах повышения энергоэффективности в МКД.
Проведение энергетических обследований МКД и получение энергетического паспорта.
Согласно ФЗ № 261 каждый МКД должен иметь энергопаспорт. Для получения данного документа необходимо произвести энергетическое обследование – энергоаудит. Он заключается:
- в снятии показаний приборов учёта тепла, потребляемой электроэнергии, и энергии на водоснабжение
- в техническом исследовании конструкций и коммуникаций здания, в целях выявления потерь
После обработки всей собранной информации, аудиторской организацией вычисляется класс энергоэффективности МКД. Присвоение класса регулируется статьей 12, ФЗ №261. На следующем этапе, дом получает собственный энергопаспорт. Периодически его необходимо обновлять. Например, после проведения ремонта или замены оборудования, участвующего в поставке энергоресурсов. Для этого следует повторно проходить процедуру энергетического обследования в установленном законом порядке.
О составе общего имущества
Также в ФЗ № 261 подробно разъясняет относительно расходования энергоресурсов на общедомовые нужды (ОДН), в многоквартирном доме. К таким нуждам относится тепловая и электрическая энергия в местах общего пользования: в подвалах, в подъездах, на чердаках, а также придомовое освещение.
В частности, Федеральный закон регламентирует требования по содержанию, обслуживанию и эксплуатации коллективных приборов учета в МКД. Помимо этого в представленном нормативно-правовом акте указаны правила съёма показаний и обслуживания счетчиков на воду, тепло и электричество.
Какие были внесены изменения?
261 ФЗ 13 статья описывает способы и причины ведения учета и специальные приборы учета для сбора информации об используемой энергии. Согласно последней редакции 2017 года, изменения произошли в ч. 12 ст. 13 261 ФЗ. В этом пункте написано, что для Республики Крым и города Севастополя есть определенный срок, до которого все указанные объекты и учреждения должны получить оснащение приборами учета энергосбережения. В изменениях оформлена информация, что для объектов, используемых меньше, чем две десятых гигакалории энергии в час, срок установки приборов до 1 января 2021 года.
Согласно п. 9 ст. 13 261 ФЗ начиная с 2010 года все компании, организации и учреждения, занимающиеся снабжением города водой, газом, электрической и тепловой энергией, обязаны осуществлять установку, замену и проверку приборов контроля энергосбережения. В случае, если лицо обратилось к ним за покупкой прибора учета использования энергосбережения, организация не имеет права отказать. Стороны заключают договор, оформляют цену и сотрудники организации приезжают на место, устанавливают и проверяют прибор учета используемых энергетических ресурсов. Прибор вводится в реестр и организация ведет контроль за его использованием. Прибор должен работать без перебоев, не должно быть резкого повышения количества потребляемого ресурса или резкого снижения. В случае, если организация просрочила установку или ремонт прибора, она несет ответственность и выплачивает клиенту комиссию или пеню за просрочку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка России.
В ст. 11 261 ФЗ оформлена информация об обслуживании и обеспечении эффективности энергосбережения в различных зданиях или постройках. Любые сооружения должны отвечать определенным настоящим законом требованиям.
Требования для зданий и сооружений:
- Цифровые показатели, отображающие удельную величину тратящейся энергии в здании;
- Настоящим законом об энергосбережении определены требования и к отдельным конструкциям, прилагающимся к зданиям, к отдельным техническим объектам, к материалам. Эти требования помогают максимально эффективно использовать энергию, приведя к минимуму нерациональные расходы;
- Настоящим законом определены требования к архитектурным, техническим, инженерным и конструктивным планам, которые влияют на энергосбережение здания.
В этой статье оформлен список зданий, на которые требования не распространяются:
- Здания или сооружения, являющиеся культурными объектами и охраняющиеся государством;
- Строения, определенные Правительством РФ;
- Сооружения, здания или объекты, которые согласно законодательству Российской Федерации, являются культурным наследием или достоянием;
- Небольшие строения, стоящие отдельно, не относящиеся к каким-либо комплексам, занимающие от 50 квадратных метров и меньше;
- Временные объекты, запланированный срок использования которых от двух лет и меньше;
- Вспомогательные строения;
- Индивидуальные семейные строения, не более трех этажей, как загородные дома, дачи или садовые дома.
Согласно ст. 16 261 ФЗ энергетическое обследование является обязательным мероприятием для следующих учреждений и объектов:
- Органы гос. власти и местного самоуправления, которые были наделены юридическими полномочиями;
- Любые организации, занимающиеся развитием эффективности энергосбережения, финансируемые из бюджета государства;
- Организации или учреждения, с участием государственного или муниципального образования;
- Компании, фирмы, организации, потребляющие и тратящие в совокупности больше разных видов топлива и энергии, чем оформлено в требованиях Правительства РФ;
- Учреждения, занимающиеся транспортировкой топлива, воды, разных видов энергии, природного газа, угля и т. д.;
- Организации с регулируемой деятельностью.
Руководители компаний, фирм, организаций и учреждений обязаны производить обследование каждые пять лет минимум.
Скачать 261 ФЗ в последней редакции
Федеральный закон номер 261 регламентирует основные принципы, меры и действия по эффективному использованию энергии. Согласно этому закону, организации и учреждения могут увеличить энергоэффективность зданий и сооружений и улучшить таким образом производство. Для того, чтобы официально получить помощь государства и установить у себя в здании прибор контроля, рекомендуется изучить описываемый закон.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Структура закона
ФЗ об энергоэффективности — это нормативный акт, отражающий основные требования государства к приборам с высоким потреблением энергии
- Глава 1. Описывает основные понятия и термины, а также отражает принципы и технологии повышения энергосбережения.
- Глава 2. Отражает полномочия органов государственной власти в области энергосбережения на всех уровнях: от федеральных до местного самоуправления.
- Глава 3. Роль государства при регулировании эффективности энергосбережении: при обороте товаров и вводе в эксплуатацию зданий.
- Глава 4. Описывает процедуру энергетического обследования и требования к результатам анализа.
- Глава 5. Описывает виды договоров, связанных с энергетикой, как сервисные контракты, так и соглашения купли-продажи.
- Глава 6. Информационное обеспечение посредством проведения специализированных предприятий и цифровой системы информирования.
- Глава 7. Процедуры, направленные на обеспечение энергосбережения, реализуемые на федеральном и региональном уровне.
- Глава 8. формы государственной поддержки частных лиц в области развития энергосберегающих технологий.
- Глава 9. Методы осуществления государственного контроля за соблюдением требований.
- Глава 10. Итоговые положения.
В конце нормативного акта представлен перечень федеральных законов, в которые вносятся корректировки в связи с принятием 261 ФЗ.
Важно знать! 261 федеральный закон был подписан президентом России Д.А. Медведевым 23 ноября 2009 года, после принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации