Федеральный закон 131
Содержание:
- Основные термины закона
- Полномочия сельских поселений
- Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ
- Обзор структуры закона
- Публичные слушания
- Основные положения ФЗ
- Публичные слушания и нововведения 2019 года
- Что из себя представляет закон
- Вопросы, отнесенные к ведению
- Выводы
Основные термины закона
С целью доступности информации, закрепленной конкретным законодательным актом, всем гражданам, в нормативном правовом документе дается разъяснение употребленной терминологии:
- муниципальный район – группа заселенных территорий (область), а также земли между ними, расположенные в близлежащей местности, в территориальных границах которых органы власти уполномочены решать проблемы локального характера (в отношении указанных территорий), а также выполнять государственные распоряжения, делегированные на законодательном уровне РФ;
- городской округ – населенный пункт, не имеющий отношение к территории муниципального района, власть которого уполномочена осуществлять решение вопросов, возникающих на уровне муниципалитета (перечень полномочий закрепляется действующими нормативными правовыми актами России), а также исполнять полномочия, переданные федеральными органами власти;
- городское поселение включает городскую или поселковую местность, на территории которой локальным управлением занимается непосредственно население (ОМС при избирательном методе);
- должностное лицо органов местной власти – гражданин, занимающий должность на основании подписанного трудового соглашения или назначенный в результате выборов, наделенный полномочиями распорядительного и исполнительного характера, направленными на урегулирование вопросов локального значения, а также организацию деятельности органов местной власти;
- член выборного ОМС – гражданин, занимающий должность в органах местной власти, организованных на местных выборах (кроме представительских органов муниципальных образований).
Структура местной власти
Власть в административно-территориальных единицах имеет иерархическую структуру, которая включает:
- лицо, возглавляющее муниципалитет;
- орган, организованный на основании избирательного принципа (представительный);
- администрация населенного пункта (орган, наделенный исполнительными полномочиями, а также функциями распорядительного характера);
- структура, уполномоченная осуществлять контроль над ОМС;
- Иные должностные лица, а также структуры, закрепленные уставной документацией муниципалитета и наделенные индивидуальными полномочиями по решению проблем локального характера (местный уровень).
Действующее законодательство Российской Федерации обязует каждый муниципалитет в обязательном порядке включать в свою структуру первые три из выше представленных составляющих ОМС (представительный орган, глава администрации и непосредственно администрация). Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ФЗ №131.
Местная власть сельского поселения наделена правом закрепления в уставной документации возможности формирования органа с функциями исполнительного и распорядительного характера, во главе которого будет избран (назначен) председатель.
Все вопросы организации деятельности структурных единиц органов самоуправления, перечень полномочий, которыми они наделены, порядок и способ их реализации закрепляются и регламентируются на уровне закона, а также дублируются и в обязательном порядке дублируются в уставе муниципального образования.
Полномочия сельских поселений
ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» предписывает сельским поселениям следующие полномочия:
- Планирование, утверждение и исполнение собственного бюджета.
Поселение имеет право составить бюджетную смету и самостоятельно следить за ее исполнением. Этот вид МО может предоставлять трансферты, бюджетные кредиты, гарантии, управлять собственными активами.
- Ведение налоговой базы.
Перечень взимаемых налогов составляется представительным органом МО. В данный момент налогами, собираемыми «на местах», являются налоги на земельный участок и на имущество граждан.
- Распоряжение муниципальной собственностью.
Гражданский кодекс определяет собственность МО как имущество, которое по закону принадлежит поселению. Органы власти МО вправе совершать сделки с имуществом, выступать в суде по имущественным вопросам.
- Обслуживание дорог местного значения.
Под обслуживанием понимается создание сети муниципальных дорог, контроль их сохранности, введение платных участков дорог и парковок, составление нормативов на содержание и ремонт дорог.
- Предоставление коммунальных услуг.
- Создание транспортной инфраструктуры.
- Социальное обеспечение граждан, предоставление жилья нуждающимся слоям.
- Предупреждение чрезвычайных ситуаций и проведение мер по их ликвидаций, пожарная безопасность.
- Создание досуга, сохранение и выставление культурных ценностей, библиотечного фонда, проведение массовых досуговых мероприятий.
- Благоустройство территории и иные вопросы.
Полный перечень отражен в третьей главе закона.
Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ
Федеральный закон определяет местное самоуправление как участие жителей в решении местных проблем в прямой форме, например, через референдумы, сборы, избрание главы и депутатов, и в косвенной — через учрежденные органы власти.
Право народа на участие в управлении закреплено в международных документах, прежде всего в Европейской хартии о МСУ, в Конституции нашей страны, федеральных законах, иных законах и подзаконных актах всех уровней власти, уставах субъектов и МО.
Правовые основы деятельности, привилегий и ответственности органов МСУ и должностных лиц, состоящих на службе в МО, устанавливаются федеральными и региональными органами власти. Кроме того, в отдельных случаях государство осуществляет контролирующие мероприятия и разработку курса политики на местном уровне.
Законодательные инициативы на местном уровне осуществляются с помощью муниципальных актов, регламентирующих принятые решения по предметам своей компетенции.
Муниципальные органы имеют право:
- проводить программы, посвященные развитию и улучшению уровня жизни в МО;
- принять местный устав и конституцию, вносить в него изменения;
- учреждать муниципальные организации и финансировать их деятельность;
- регламентировать тарифы на услуги, которые исполняют муниципальные предприятия;
- проведение выборов.
В системе власти МО должны присутствовать глава МО, представительный, исполнительный и контрольный органы, а также иные органы, прописанные в уставе.
В ведении местной администрации находятся насущные вопросы поселения и делегированные государственными органами полномочия. Во главе администрации стоит глава МО либо назначенное лицо.
Органы контроля МО следят за исполнением бюджетных обязательств, соблюдением правил распоряжения имуществом.
Обзор структуры закона
Федеральный закон №131 – нормативный правовой акт специального действия. Он направлен на регулирование основных вопросов организации и деятельности власти на местах. Структура представленного законодательного акта представлена 12-ю главами, объединяющими нормы единой направленности, и 86-ю статьями.
Статья | Наименование главы |
---|---|
Статьи 1-9 | Общие положения (объединяют терминологию, сферу действия НПА, порядок принятия гражданами участия в управлении государством и др.) |
Статьи 10-13 | Принцип организации МС (Образование, корректировка, изменение территориальных границ населенных пунктов, их упразднение и создание) |
Статьи 14-18 | Вопросы местного значения (перечень сфер, отнесенных к сфере управления органов самоуправления в соответствии с классификацией муниципальных субъектов) |
Статьи 19-21 | Передача ОМС государственных полномочий (порядок делегирования федеральной властью своих полномочий субъектам муниципалитета, а также способы из реализации ОМС) |
Статьи 22-33 | Формы участия населения в органах самоуправления (участие в референдумах, организация общественных сборов, съезд делегатов и др.) |
Статьи 34-42 | Органы местной власти и должностные лица (Порядок формирования администрации других ОМС, выборов или назначения ее главы) |
Статьи 43-48 | Правовые акты муниципалитета (нормативная документация, регулирующая деятельность органов самоуправления, акты локального характера и др.). |
Статьи 49-65 | Экономическая основа (Порядок финансирования местной власти, собственность муниципалитета, расходы, закупки на обеспечение нужд местной власти) |
Статьи 66-69 | Сотрудничество между муниципалитетами (Организации местных властей, собрание ОМС на уровне Федерации, ее субъектов и пр.) |
Статьи 70-78 | Способы надзора и контроля за ОМС (отставка должностных лиц, главы администрации, ответственность указанных граждан) |
Статьи 79-82 | Организационные вопросы (деятельность и организация местной власти в административно-территориальных единицах Российской Федерации) |
Статьи 83-86 | Переходные положения (вступление нормативного правового акта в силу, ответственность за его исполнение и пр). |
Публичные слушания
В федеральном законе содержится перечень способов выражения воли граждан. Это могут быть обращения групп жителей с правотворческой инициативой, сходы и собрания, проведение слушаний для населения, выборы, референдумы и т.д.
Остановимся подробнее на одном из видов, публичном слушании. На повестку дня выносится документ, назначается время и дата, и любой гражданин может прийти на слушание и высказать свою точку зрения о том, что нужно внести или убрать из проекта. Инициатором проведения слушаний может выступать и народ, и представитель власти в лице главы МО или органа МО.
По закону основными документами, подлежащими обсуждению, являются:
- учреждение устава или его корректировка;
- бюджетный проект, информация об исполненном проекте;
- акты, касающиеся жизни города: распоряжение муниципальными землями, программы развития территории, разрешение на возведение капитальных построек, благоустройство территории;
- преобразование МО.
Регламент проведения публичного слушания устанавливается самостоятельно каждым территориальным объектом.
Основные положения ФЗ
Действующим федеральным законом о местном самоуправлении -ФЗ закреплён целый список полномочий, которыми обладают муниципалитеты:
- Принятие и проведение различных программ, направленных на улучшение качества жизни в собственном округе.
- Принятие собственного устава и конституции, а также реализация их положений.
- Создание и финансирование различных финансовых организаций.
- Утверждение тарифов на услуги, которые оказывают муниципальные предприятия.
-
Работа на выборах.
-ФЗ об органах местного самоуправления определяет территориальное деление, границы земель в них входящих, а также порядок изменения площади всего образования. Так, ст. 2 вышеназванного закона содержит в себе целый ряд видов поселений:
- Сельское поселение представляет собой объединение нескольких населённых пунктов (деревня, поселок, село и пр.), в котором управление осуществляется населением либо через выборные органы.
- Городское поселение представляет собой город, способ управления в котором такой же, как и в сельском поселении.
При этом муниципальный район представляет собой совокупность городских и сельских поселений, а также территорий и земель вокруг них. При этом следует знать, что у каждого поселения есть свои органы власти, а в компетенцию муниципального района входит регулирование взаимодействия между ними.
Муниципальным округом является объединение нескольких населённых пунктов, которые не относятся к муниципальным образованиям. К городскому округу принято относить территорию одного либо нескольких населённых пунктов.
Также существует ещё такое понятие, как городской округ с внутригородским делением, то есть районы и муниципальные образования, которые располагаются внутри городского округа. В качестве примера можно привести город Челябинск.
Муниципальное образование как система
Публичные слушания и нововведения 2019 года
При этом вопросы, которые могут рассматриваться публично могут быть следующие:
- Рассмотрение проекта устава муниципалитета.
- Анализ проекта бюджета и отчёта об его исполнении.
- Рассмотрение вопроса о преобразовании муниципалитета.
Предпоследние изменения, которые коснулись вышеупомянутого ФЗ были введены в действие 01.05.2019:
- Изменено понятие городского округа — территория и поселения, находящиеся в одной местности, но не признанные муниципальными округами.
- Введено понятие административного центра городского округа — место, где расположена Администрация округа.
Вопрос укрупнения муниципальных образований имеет в себе как положительную, так и отрицательную стороны. Положительная заключается в объединении не только территорий, но и доходов, бюджетов. А вот отрицательная состоит в том, что вышеназванные действия могут привести к повышению тарифов, а также к замедлению решению целого ряда вопросов по причине удаленности центра.
Последние изменения датированы 27.12.2019 г. Они коснулись, в частности:
- внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления, которые теперь могут проводиться в целях проверки выполнения ранее вынесенных предписаний об устранении выявленных правонарушений. Такие проверки могут проводиться без согласования с прокуратурой;
- полномочий органов госконтроля при выдаче указанных выше предписаний;
- правопреемства вновь созданных органов местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления чётко регулируется нормами действующего законодательства, в основе которого лежит федеральный закон от 2003 года.
https://youtube.com/watch?v=h4mFUhTSm0Y%3F
Что из себя представляет закон
Издание подобного акта позволило создать систему управления на местах на всей территории РФ, а также выявить следующие проблемы при реализации вышеназванного акта:
- нечеткость и неорганизованность системы;
- неорганизованность полномочий органов;
- неопределённость муниципальных территорий;
- неясность порядка создания и учреждения органов самоуправления;
- несоответствие существующих ресурсов объёму поставленных и решаемых задач;
- удалённость управлений от самой территории и проживающего там населения;
- неясность при взаимодействии иных государственных (контролирующих органов) с управлениями на местах.
Все перечисленные проблемы послужили поводом для создания ФЗ -ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Указанный закон был принят 6 октября 2003 года, первоначальная редакция которого была напечатана сразу в нескольких изданиях.
Однако, несмотря на всестороннее изучение и исследование материалов, при написании закона создать всеобъемлющий нормативный акт, без внесения в него постоянных соответствующих поправок в него, не удалось.
Общее количество редакций, которые претерпел ФЗ-, на май 2019 года уже перевалило за 100. Последняя редакция начала своё действие 1 мая 2019 года на основании изданного ФЗ от 01.05.2019 № 87-ФЗ.
Вопросы, отнесенные к ведению
Местное самоуправление, согласно действующего ФЗ- уполномочивает местные органы на осуществление целого ряда функций и решение определённых вопросов. Перечень названных вопросов условно можно отнести к вопросам, которые возникают в процессе существования всего населённого пункта. Так, муниципальные образования могут самостоятельно осуществлять деятельность по управлению собственностью, бюджетом, общественной безопасностью, налогами.
Полномочия сельских и городских поселений можно назвать следующие:
- Ведение, составление и планирование бюджета.
- Работа с налогами, а именно их установление, изменение и отмена.
- Распоряжение собственным имуществом.
- Организация работ по оказанию коммунальных услуг в пределах предоставленных полномочий.
- Организация и проведение работ на дорогах местного назначения.
- Работа с социально незащищёнными слоями населения, а также в малоимущими.
- Регулирование деятельности транспорта и создание собственной транспортной инфраструктуры.
- Участие в мероприятиях, направленных на профилактику терроризма либо ликвидацию наступивших последствий.
- Участие и ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.
- Работы по проведению и соблюдению пожарной безопасности.
- Создание и формирование социально значимых, культурных и спортивных объектов, а также библиотечных и архивных фондов.
- Разработка правил застраивания и утверждение землепользования.
- Присвоение адресов объектам.
- Осуществление контроля за использованием земель, а именно за использованием земли по назначению, соблюдением сроков использования, реализацией договоров на землю, сбор всей необходимой информации.
- Содержание кладбищ.
- Работы по благоустройству, к которым можно отнести действия по облагораживанию существующих объектов и земель, строительству и ремонту существующих объектов, созданию комфортных условий проживания и эстетического оформления.
- Организация мероприятий, направленных на безопасность проживающего населения.
- Содействие в развитие малого бизнеса и предпринимательства на территории муниципального объединения.
- Осуществление контроля в лесных территориях.
- Проведение работ с молодёжью.
- Иные вопросы, которые перечислены в ст. 14 вышеназванного закона.
Выводы
В качестве вывода, сделанного по итогам рассмотрения №131-ФЗ о местном самоуправления, лучше всего привести наиболее важные и определяющие принципы формирования и осуществления прав россиян на МСУ, сформулированные в 131-ФЗ. Они выглядят следующим образом:
- местное самоуправление действует на всей территории страны;
- муниципальные образования создаются путем разделения и разграничения территории субъекта РФ между поселениями;
- органы местного самоуправления не выступают частью структуры государственной власти;
- право создавать и формировать органы местного самоуправления принадлежит исключительно гражданам России;
- в ведении органов муниципального самоуправления находятся вопросы, отнесенные №131-ФЗ к уровню местного значения;
- каждое МО формирует собственный бюджеты и контролирует его исполнение;
- государство гарантирует не только признание, но и защиту экономических интересов деятельности местного самоуправления в части имущества и собственности МО;
- недопустимость расходования средств муниципального бюджета по указанию органов или законодательных документов федерального и регионального уровня.
Кроме того, необходимо выделить принципы, с учетом которых органы МСУ осуществляют свою деятельность. Они заключаются в следующем:
- полная самостоятельность и автономность от любых органов федеральной и региональной власти в части решения вопросов, отнесенных №131-ФЗ к вопросам местному значению;
- работа органов МСУ путем сочетания механизмов прямого волеизъявления граждан РФ и представительной демократии;
- исполнение возложенных на орган местного самоуправления управленческих функций в рамках существующего муниципального бюджета, сформированного по правилам, установленным №131-ФЗ;
- ответственность как коллегиальных органов МСУ, так и отдельных должностных лиц, прежде всего, глав МО и местной администрации, перед гражданами, государством и отдельными юридическими лицами;
- возможность использования различных форм местного самоуправления, включая сходы, референдумы, формирование представительного органа и т.д.