Федеральный закон «об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» от 06.10.2003 n 131-фз ст 50 (ред. от 01.07.2021)

Основные термины закона

С целью доступности информации, закрепленной конкретным законодательным актом, всем гражданам, в нормативном правовом документе дается разъяснение употребленной терминологии:

  • муниципальный район – группа заселенных территорий (область), а также земли между ними, расположенные в близлежащей местности, в территориальных границах которых органы власти уполномочены решать проблемы локального характера (в отношении указанных территорий), а также выполнять государственные распоряжения, делегированные на законодательном уровне РФ;
  • городской округ – населенный пункт, не имеющий отношение к территории муниципального района, власть которого уполномочена осуществлять решение вопросов, возникающих на уровне муниципалитета (перечень полномочий закрепляется действующими нормативными правовыми актами России), а также исполнять полномочия, переданные федеральными органами власти;
  • городское поселение включает городскую или поселковую местность, на территории которой локальным управлением занимается непосредственно население (ОМС при избирательном методе);
  • должностное лицо органов местной власти – гражданин, занимающий должность на основании подписанного трудового соглашения или назначенный в результате выборов, наделенный полномочиями распорядительного и исполнительного характера, направленными на урегулирование вопросов локального значения, а также организацию деятельности органов местной власти;
  • член выборного ОМС – гражданин, занимающий должность в органах местной власти, организованных на местных выборах (кроме представительских органов муниципальных образований).

Структура местной власти

Власть в административно-территориальных единицах имеет иерархическую структуру, которая включает:

  • лицо, возглавляющее муниципалитет;
  • орган, организованный на основании избирательного принципа (представительный);
  • администрация населенного пункта (орган, наделенный исполнительными полномочиями, а также функциями распорядительного характера);
  • структура, уполномоченная осуществлять контроль над ОМС;
  • Иные должностные лица, а также структуры, закрепленные уставной документацией муниципалитета и наделенные индивидуальными полномочиями по решению проблем локального характера (местный уровень).

Действующее законодательство Российской Федерации обязует каждый муниципалитет в обязательном порядке включать в свою структуру первые три из выше представленных составляющих ОМС (представительный орган, глава администрации и непосредственно администрация). Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ФЗ №131.

Местная власть сельского поселения наделена правом закрепления в уставной документации возможности формирования органа с функциями исполнительного и распорядительного характера, во главе которого будет избран (назначен) председатель.

Все вопросы организации деятельности структурных единиц органов самоуправления, перечень полномочий, которыми они наделены, порядок и способ их реализации закрепляются и регламентируются на уровне закона, а также дублируются и в обязательном порядке дублируются в уставе муниципального образования.

Полномочия сельских поселений

ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» предписывает сельским поселениям следующие полномочия:

  1. Планирование, утверждение и исполнение собственного бюджета.

Поселение имеет право составить бюджетную смету и самостоятельно следить за ее исполнением. Этот вид МО может предоставлять трансферты, бюджетные кредиты, гарантии, управлять собственными активами.

  1. Ведение налоговой базы.

Перечень взимаемых налогов составляется представительным органом МО.  В данный момент налогами, собираемыми «на местах», являются налоги на земельный участок и на имущество граждан.

  1. Распоряжение муниципальной собственностью.

Гражданский кодекс определяет собственность МО как имущество, которое по закону принадлежит поселению. Органы власти МО вправе совершать сделки с имуществом, выступать в суде по имущественным вопросам.

  1. Обслуживание дорог местного значения.

Под обслуживанием понимается создание сети муниципальных дорог, контроль их сохранности, введение платных участков дорог и парковок, составление нормативов на содержание и ремонт дорог.

  1. Предоставление коммунальных услуг.
  2. Создание транспортной инфраструктуры.
  3. Социальное обеспечение граждан, предоставление жилья нуждающимся слоям.
  4. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и проведение мер по их ликвидаций, пожарная безопасность.
  5. Создание досуга, сохранение и выставление культурных ценностей, библиотечного фонда, проведение массовых досуговых мероприятий.
  6. Благоустройство территории и иные вопросы.

Полный перечень отражен в третьей главе закона.

Что из себя представляет закон

Издание подобного акта позволило создать систему управления на местах на всей территории РФ, а также выявить следующие проблемы при реализации вышеназванного акта:

  • нечеткость и неорганизованность системы;
  • неорганизованность полномочий органов;
  • неопределённость муниципальных территорий;
  • неясность порядка создания и учреждения органов самоуправления;
  • несоответствие существующих ресурсов объёму поставленных и решаемых задач;
  • удалённость управлений от самой территории и проживающего там населения;
  • неясность при взаимодействии иных государственных (контролирующих органов) с управлениями на местах.

Все перечисленные проблемы послужили поводом для создания ФЗ -ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Указанный закон был принят 6 октября 2003 года, первоначальная редакция которого была напечатана сразу в нескольких изданиях.

Однако, несмотря на всестороннее изучение и исследование материалов, при написании закона создать всеобъемлющий нормативный акт, без внесения в него постоянных соответствующих поправок в него, не удалось.

Общее количество редакций, которые претерпел ФЗ-, на май 2019 года уже перевалило за 100. Последняя редакция начала своё действие 1 мая 2019 года на основании изданного ФЗ от 01.05.2019 № 87-ФЗ.

Последняя редакция ФЗ 131

Как и другие нормативно-правовые акты РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ претерпевает регулярную процедуру внесения поправок. Данный процесс необходим для обеспечения актуальности текущего документа.

Последние поправки в ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ были внесены 30 октября 2017 года. В качестве модифицирующего акта выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 299-ФЗ.

В статье 3 ФЗ 299 указывается перечень поправок, вносимых в Федеральный закон № 131. Таковыми являются:

Дополнение статьи 17 пунктом 4.4, гласящим, что в числе прочих полномочий, органы муниципального самоуправления уполномочены принимать меры по стратегическому планированию (в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»);

Пункт 6 той же статьи в новой редакции определяет, что муниципальные управляющие структуры обязуются организовывать сбор статистической информации в отношении экономической и социальной сферы подвластного им субъекта Российской Федерации. Полученные данные направляются в органы официальной государственной власти;

Статья 28 изучаемого Федерального закона, повествующая о порядке проводимых по инициативе населения публичных слушаний, дополнилась пунктом 2.1. Согласно рассматриваемой части изучаемого нормативного акта, в числе других предложений, на рассмотрение должен выноситься проект стратегии социального и экономического развития населённого пункта;
В пункте 3 той же статьи исключаются слова «проекты планов и программ развития муниципального образования»;
В статье 35, раскрывающей принципы работы представительных органов самоуправления, преобразовался 4 пункт. В соответствие с текущей редакцией рассматриваемого Федерального закона, данный орган может состоять из глав объектов Российской Федерации, входящих в определённый муниципалитет. Члены данной правительственной структуры избираются на тайном закрытом голосовании

Важно помнить, что число представителей одного поселения не в представительном органе местного самоуправления не может превышать 2/5 от общего числа депутатов.

Предыдущие существенные изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ были внесены 29 июля 2017 года. Основные изменения коснулись проблемы теплоснабжения в регионах Российской Федерации. В соответствии с изменениями, снесёнными в статью 14 ФЗ 131, органы муниципальной власти обязаны следить за строительством и поддержанием строений, перерабатывающих и поставляющих гражданам теплоэнергию. Также в полномочии местных правящих структур прослеживание и вмешательство в ценовую политику в рассматриваемой сфере.

Виды муниципальных образований

Сельское поселение – это одно или несколько расположенных рядом селений и деревень, управляемых с помощью местных органов и/или с помощью прямых волеизъявлений народа. Городским поселением называют более крупные объекты, города или поселки городского типа.

Городской округ — это территория, которая охватывает несколько поселений людей, не считающихся муниципальными образованиями.

В 2014 году была внесена правка, позволяющая оформить районы как отдельные МО в составе городского округа. За прошедшие три года с момента принятия правки городскими округами с внутригородским делением стали Самара, Махачкала и Челябинск.

Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ

Федеральный закон определяет местное самоуправление как  участие жителей в решении местных проблем в прямой форме, например, через референдумы, сборы, избрание главы и  депутатов, и в косвенной — через учрежденные органы власти. 

Право народа на участие в управлении закреплено в международных документах, прежде всего в Европейской хартии о МСУ, в Конституции нашей страны, федеральных законах, иных законах и подзаконных актах всех уровней власти, уставах субъектов и МО.

Правовые основы деятельности, привилегий и ответственности органов МСУ и должностных лиц, состоящих на службе в МО, устанавливаются федеральными и региональными органами власти. Кроме того, в отдельных случаях государство осуществляет контролирующие мероприятия и разработку курса политики на местном уровне.

Законодательные инициативы на местном уровне осуществляются с помощью муниципальных актов, регламентирующих принятые решения по предметам своей компетенции.

Муниципальные органы имеют право:

  • проводить программы, посвященные развитию и улучшению уровня жизни в МО;
  • принять местный устав и конституцию, вносить в него изменения;
  •  учреждать муниципальные организации и финансировать их деятельность;
  • регламентировать тарифы на услуги, которые исполняют муниципальные предприятия;
  • проведение выборов.

В системе власти МО должны присутствовать глава МО, представительный, исполнительный и контрольный органы, а также иные органы, прописанные в уставе.

В ведении местной администрации находятся насущные вопросы поселения и делегированные  государственными органами полномочия. Во главе администрации стоит глава МО либо назначенное лицо.

Органы контроля МО следят за исполнением бюджетных обязательств, соблюдением правил распоряжения имуществом.

Вопросы, отнесенные к ведению

Местное самоуправление, согласно действующего ФЗ- уполномочивает местные органы на осуществление целого ряда функций и решение определённых вопросов. Перечень названных вопросов условно можно отнести к вопросам, которые возникают в процессе существования всего населённого пункта. Так, муниципальные образования могут самостоятельно осуществлять деятельность по управлению собственностью, бюджетом, общественной безопасностью, налогами.

Полномочия сельских и городских поселений можно назвать следующие:

  1. Ведение, составление и планирование бюджета.
  2. Работа с налогами, а именно их установление, изменение и отмена.
  3. Распоряжение собственным имуществом.
  4. Организация работ по оказанию коммунальных услуг в пределах предоставленных полномочий.
  5. Организация и проведение работ на дорогах местного назначения.
  6. Работа с социально незащищёнными слоями населения, а также в малоимущими.
  7. Регулирование деятельности транспорта и создание собственной транспортной инфраструктуры.
  8. Участие в мероприятиях, направленных на профилактику терроризма либо ликвидацию наступивших последствий.
  9. Участие и ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.
  10. Работы по проведению и соблюдению пожарной безопасности.
  11. Создание и формирование социально значимых, культурных и спортивных объектов, а также библиотечных и архивных фондов.
  12. Разработка правил застраивания и утверждение землепользования.
  13. Присвоение адресов объектам.
  14. Осуществление контроля за использованием земель, а именно за использованием земли по назначению, соблюдением сроков использования, реализацией договоров на землю, сбор всей необходимой информации.
  15. Содержание кладбищ.
  16. Работы по благоустройству, к которым можно отнести действия по облагораживанию существующих объектов и земель, строительству и ремонту существующих объектов, созданию комфортных условий проживания и эстетического оформления.
  17. Организация мероприятий, направленных на безопасность проживающего населения.
  18. Содействие в развитие малого бизнеса и предпринимательства на территории муниципального объединения.
  19. Осуществление контроля в лесных территориях.
  20. Проведение работ с молодёжью.
  21. Иные вопросы, которые перечислены в ст. 14 вышеназванного закона.

Публичные слушания

В федеральном законе содержится перечень способов выражения воли граждан. Это могут быть обращения групп жителей с правотворческой инициативой, сходы и собрания, проведение слушаний для населения, выборы, референдумы и т.д.

Остановимся подробнее на одном из видов, публичном слушании. На повестку дня выносится документ, назначается время и дата, и любой гражданин может прийти на слушание и высказать свою точку зрения о том, что нужно внести или убрать из проекта. Инициатором проведения слушаний может выступать и народ, и представитель власти в лице главы МО или органа МО.

По закону основными документами, подлежащими обсуждению, являются:

  • учреждение устава или его корректировка;
  • бюджетный проект, информация об исполненном проекте;
  • акты, касающиеся жизни города: распоряжение муниципальными землями, программы развития территории, разрешение на возведение капитальных построек, благоустройство территории;
  • преобразование МО.

Регламент проведения публичного слушания устанавливается самостоятельно каждым территориальным объектом.

Общие сведения

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ принят в результате слушания Государственной Думой 16 сентября, одобрен Федерационным советом 24 сентября и подписан Президентом Российской Федерации 6 октября 2003 года.

ФЗ 131 состоит из 12 глав (86 статей):

  • Общие положения (ст. 1-9);
  • Принципы формирования органов местного самоуправления по территориальному принципу (ст. 10-13.2);
  • Вопросы территориального значения (ст. 14-18.1);
  • Федеральные полномочия отдельных управляющих систем (ст. 19-21);
  • Формы осуществления самоуправления (ст. 22-33);
  • Должностные лица в рассматриваемых организациях (ст. 34-42);
  • Нормативные акты муниципального значения (ст. 43-48);
  • Экономические нюансы в сфере муниципального самоуправления (ст. 49-65);
  • Сотрудничество муниципалитетов (ст. 66-69);
  • Ответственность членов муниципалитета и ревизия их деятельности (ст. 70-78);
  • Организационные нюансы (ст. 79-82.4);
  • Итоговые (переходные) положения Федерального закона № 131.

Правовой базой для создания рассматриваемого нормативного акта служит Конституция Российской Федерации. 131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ регламентирует юридические, социальные, организационные и территориальные нюансы изучаемого явления.

Вам будет интересно: ФЗ 181 в последней редакции.

Основная терминология

Для юридических целей, преследуемых рассматриваемым нормативным актом, используются следующие термины:

  • Муниципальный район — несколько объектов, находящихся под патронажем определённого органа местной власти;
  • Межселенная территория — земельные участки, находящиеся за границами поселений;
  • Органы местного самоуправления — система власти, избираемая непосредственно на основании голосования населения;
  • Депутат — избираемый на основании тайного голосования член представительства определённого субъекта Российской Федерации;
  • Муниципальный правовой акт — документ, имеющий юридическую силу исключительно на определённой территории, направленный на решение вопросов местной значимости;
  • Иные определения, используемые в тексте изучаемого Федерального закона.

Полный перечень актуальной терминологии представлен в статье 2 ФЗ об организации местного самоуправления.

Общая характеристика №131-ФЗ

Организация местного самоуправления, в соответствии с ФЗ-131 от 06.10.2003 года, предполагает многоуровневую систему муниципальной власти, состоящую из:

  • представительного органа. Его глава в обязательном порядке избирается напрямую населением МО;
  • местной администрации, которая может состоять как из выборных работников, так и сотрудников по контракту;
  • контрольно-счетного органа, наличие которого выступает обязательным условием работы МСУ;
  • других подразделений, создание которых предполагается внутренним документами МО.

№131-ФЗ о самоуправлении определяет ключевые параметры работы местной власти, их полномочия, источники финансирования, принципы взаимодействия друг с другом, а также устанавливается гарантии государства по обеспечению их деятельности. Кроме того, Федеральным законом 131-ФЗ устанавливаются возможные способы, при помощи которых граждане имеют право выражать свою волю, начиная с выборов и референдумов и заканчивая сходами, собраниями и публичными слушаниями.

Обзор структуры закона

Федеральный закон №131 – нормативный правовой акт специального действия. Он направлен на регулирование основных вопросов организации и деятельности власти на местах. Структура представленного законодательного акта представлена 12-ю главами, объединяющими нормы единой направленности, и 86-ю статьями.

Статья Наименование главы
Статьи 1-9 Общие положения (объединяют терминологию, сферу действия НПА, порядок принятия гражданами участия в управлении государством и др.)
Статьи 10-13 Принцип организации МС (Образование, корректировка, изменение территориальных границ населенных пунктов, их упразднение и создание)
Статьи 14-18 Вопросы местного значения (перечень сфер, отнесенных к сфере управления органов самоуправления в соответствии с классификацией муниципальных субъектов)
Статьи 19-21 Передача ОМС государственных полномочий (порядок делегирования федеральной властью своих полномочий субъектам муниципалитета, а также способы из реализации ОМС)
Статьи 22-33 Формы участия населения в органах самоуправления (участие в референдумах, организация общественных сборов, съезд делегатов и др.)
Статьи 34-42 Органы местной власти и должностные лица (Порядок формирования администрации других ОМС, выборов или назначения ее главы)
Статьи 43-48 Правовые акты муниципалитета (нормативная документация, регулирующая деятельность органов самоуправления, акты локального характера и др.).
Статьи 49-65 Экономическая основа (Порядок финансирования местной власти, собственность муниципалитета, расходы, закупки на обеспечение нужд местной власти)
Статьи 66-69 Сотрудничество между муниципалитетами (Организации местных властей, собрание ОМС на уровне Федерации, ее субъектов и пр.)
Статьи 70-78 Способы надзора и контроля за ОМС (отставка должностных лиц, главы администрации, ответственность указанных граждан)
Статьи 79-82 Организационные вопросы (деятельность и организация местной власти в административно-территориальных единицах Российской Федерации)
Статьи 83-86 Переходные положения (вступление нормативного правового акта в силу, ответственность за его исполнение и пр).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector