Федеральный закон «об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» от 06.10.2003 n 131-фз ст 50 (ред. от 01.07.2021)
Содержание:
- Основные термины закона
- Полномочия сельских поселений
- Что из себя представляет закон
- Последняя редакция ФЗ 131
- Виды муниципальных образований
- Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ
- Вопросы, отнесенные к ведению
- Публичные слушания
- Общие сведения
- Общая характеристика №131-ФЗ
- Обзор структуры закона
Основные термины закона
С целью доступности информации, закрепленной конкретным законодательным актом, всем гражданам, в нормативном правовом документе дается разъяснение употребленной терминологии:
- муниципальный район – группа заселенных территорий (область), а также земли между ними, расположенные в близлежащей местности, в территориальных границах которых органы власти уполномочены решать проблемы локального характера (в отношении указанных территорий), а также выполнять государственные распоряжения, делегированные на законодательном уровне РФ;
- городской округ – населенный пункт, не имеющий отношение к территории муниципального района, власть которого уполномочена осуществлять решение вопросов, возникающих на уровне муниципалитета (перечень полномочий закрепляется действующими нормативными правовыми актами России), а также исполнять полномочия, переданные федеральными органами власти;
- городское поселение включает городскую или поселковую местность, на территории которой локальным управлением занимается непосредственно население (ОМС при избирательном методе);
- должностное лицо органов местной власти – гражданин, занимающий должность на основании подписанного трудового соглашения или назначенный в результате выборов, наделенный полномочиями распорядительного и исполнительного характера, направленными на урегулирование вопросов локального значения, а также организацию деятельности органов местной власти;
- член выборного ОМС – гражданин, занимающий должность в органах местной власти, организованных на местных выборах (кроме представительских органов муниципальных образований).
Структура местной власти
Власть в административно-территориальных единицах имеет иерархическую структуру, которая включает:
- лицо, возглавляющее муниципалитет;
- орган, организованный на основании избирательного принципа (представительный);
- администрация населенного пункта (орган, наделенный исполнительными полномочиями, а также функциями распорядительного характера);
- структура, уполномоченная осуществлять контроль над ОМС;
- Иные должностные лица, а также структуры, закрепленные уставной документацией муниципалитета и наделенные индивидуальными полномочиями по решению проблем локального характера (местный уровень).
Действующее законодательство Российской Федерации обязует каждый муниципалитет в обязательном порядке включать в свою структуру первые три из выше представленных составляющих ОМС (представительный орган, глава администрации и непосредственно администрация). Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ФЗ №131.
Местная власть сельского поселения наделена правом закрепления в уставной документации возможности формирования органа с функциями исполнительного и распорядительного характера, во главе которого будет избран (назначен) председатель.
Все вопросы организации деятельности структурных единиц органов самоуправления, перечень полномочий, которыми они наделены, порядок и способ их реализации закрепляются и регламентируются на уровне закона, а также дублируются и в обязательном порядке дублируются в уставе муниципального образования.
Полномочия сельских поселений
ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» предписывает сельским поселениям следующие полномочия:
- Планирование, утверждение и исполнение собственного бюджета.
Поселение имеет право составить бюджетную смету и самостоятельно следить за ее исполнением. Этот вид МО может предоставлять трансферты, бюджетные кредиты, гарантии, управлять собственными активами.
- Ведение налоговой базы.
Перечень взимаемых налогов составляется представительным органом МО. В данный момент налогами, собираемыми «на местах», являются налоги на земельный участок и на имущество граждан.
- Распоряжение муниципальной собственностью.
Гражданский кодекс определяет собственность МО как имущество, которое по закону принадлежит поселению. Органы власти МО вправе совершать сделки с имуществом, выступать в суде по имущественным вопросам.
- Обслуживание дорог местного значения.
Под обслуживанием понимается создание сети муниципальных дорог, контроль их сохранности, введение платных участков дорог и парковок, составление нормативов на содержание и ремонт дорог.
- Предоставление коммунальных услуг.
- Создание транспортной инфраструктуры.
- Социальное обеспечение граждан, предоставление жилья нуждающимся слоям.
- Предупреждение чрезвычайных ситуаций и проведение мер по их ликвидаций, пожарная безопасность.
- Создание досуга, сохранение и выставление культурных ценностей, библиотечного фонда, проведение массовых досуговых мероприятий.
- Благоустройство территории и иные вопросы.
Полный перечень отражен в третьей главе закона.
Что из себя представляет закон
Издание подобного акта позволило создать систему управления на местах на всей территории РФ, а также выявить следующие проблемы при реализации вышеназванного акта:
- нечеткость и неорганизованность системы;
- неорганизованность полномочий органов;
- неопределённость муниципальных территорий;
- неясность порядка создания и учреждения органов самоуправления;
- несоответствие существующих ресурсов объёму поставленных и решаемых задач;
- удалённость управлений от самой территории и проживающего там населения;
- неясность при взаимодействии иных государственных (контролирующих органов) с управлениями на местах.
Все перечисленные проблемы послужили поводом для создания ФЗ -ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Указанный закон был принят 6 октября 2003 года, первоначальная редакция которого была напечатана сразу в нескольких изданиях.
Однако, несмотря на всестороннее изучение и исследование материалов, при написании закона создать всеобъемлющий нормативный акт, без внесения в него постоянных соответствующих поправок в него, не удалось.
Общее количество редакций, которые претерпел ФЗ-, на май 2019 года уже перевалило за 100. Последняя редакция начала своё действие 1 мая 2019 года на основании изданного ФЗ от 01.05.2019 № 87-ФЗ.
Последняя редакция ФЗ 131
Как и другие нормативно-правовые акты РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ претерпевает регулярную процедуру внесения поправок. Данный процесс необходим для обеспечения актуальности текущего документа.
Последние поправки в ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ были внесены 30 октября 2017 года. В качестве модифицирующего акта выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 299-ФЗ.
В статье 3 ФЗ 299 указывается перечень поправок, вносимых в Федеральный закон № 131. Таковыми являются:
Дополнение статьи 17 пунктом 4.4, гласящим, что в числе прочих полномочий, органы муниципального самоуправления уполномочены принимать меры по стратегическому планированию (в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»);
Пункт 6 той же статьи в новой редакции определяет, что муниципальные управляющие структуры обязуются организовывать сбор статистической информации в отношении экономической и социальной сферы подвластного им субъекта Российской Федерации. Полученные данные направляются в органы официальной государственной власти;
Статья 28 изучаемого Федерального закона, повествующая о порядке проводимых по инициативе населения публичных слушаний, дополнилась пунктом 2.1. Согласно рассматриваемой части изучаемого нормативного акта, в числе других предложений, на рассмотрение должен выноситься проект стратегии социального и экономического развития населённого пункта;
В пункте 3 той же статьи исключаются слова «проекты планов и программ развития муниципального образования»;
В статье 35, раскрывающей принципы работы представительных органов самоуправления, преобразовался 4 пункт. В соответствие с текущей редакцией рассматриваемого Федерального закона, данный орган может состоять из глав объектов Российской Федерации, входящих в определённый муниципалитет. Члены данной правительственной структуры избираются на тайном закрытом голосовании
Важно помнить, что число представителей одного поселения не в представительном органе местного самоуправления не может превышать 2/5 от общего числа депутатов.
Предыдущие существенные изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ были внесены 29 июля 2017 года. Основные изменения коснулись проблемы теплоснабжения в регионах Российской Федерации. В соответствии с изменениями, снесёнными в статью 14 ФЗ 131, органы муниципальной власти обязаны следить за строительством и поддержанием строений, перерабатывающих и поставляющих гражданам теплоэнергию. Также в полномочии местных правящих структур прослеживание и вмешательство в ценовую политику в рассматриваемой сфере.
Виды муниципальных образований
Сельское поселение – это одно или несколько расположенных рядом селений и деревень, управляемых с помощью местных органов и/или с помощью прямых волеизъявлений народа. Городским поселением называют более крупные объекты, города или поселки городского типа.
Городской округ — это территория, которая охватывает несколько поселений людей, не считающихся муниципальными образованиями.
В 2014 году была внесена правка, позволяющая оформить районы как отдельные МО в составе городского округа. За прошедшие три года с момента принятия правки городскими округами с внутригородским делением стали Самара, Махачкала и Челябинск.
Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ
Федеральный закон определяет местное самоуправление как участие жителей в решении местных проблем в прямой форме, например, через референдумы, сборы, избрание главы и депутатов, и в косвенной — через учрежденные органы власти.
Право народа на участие в управлении закреплено в международных документах, прежде всего в Европейской хартии о МСУ, в Конституции нашей страны, федеральных законах, иных законах и подзаконных актах всех уровней власти, уставах субъектов и МО.
Правовые основы деятельности, привилегий и ответственности органов МСУ и должностных лиц, состоящих на службе в МО, устанавливаются федеральными и региональными органами власти. Кроме того, в отдельных случаях государство осуществляет контролирующие мероприятия и разработку курса политики на местном уровне.
Законодательные инициативы на местном уровне осуществляются с помощью муниципальных актов, регламентирующих принятые решения по предметам своей компетенции.
Муниципальные органы имеют право:
- проводить программы, посвященные развитию и улучшению уровня жизни в МО;
- принять местный устав и конституцию, вносить в него изменения;
- учреждать муниципальные организации и финансировать их деятельность;
- регламентировать тарифы на услуги, которые исполняют муниципальные предприятия;
- проведение выборов.
В системе власти МО должны присутствовать глава МО, представительный, исполнительный и контрольный органы, а также иные органы, прописанные в уставе.
В ведении местной администрации находятся насущные вопросы поселения и делегированные государственными органами полномочия. Во главе администрации стоит глава МО либо назначенное лицо.
Органы контроля МО следят за исполнением бюджетных обязательств, соблюдением правил распоряжения имуществом.
Вопросы, отнесенные к ведению
Местное самоуправление, согласно действующего ФЗ- уполномочивает местные органы на осуществление целого ряда функций и решение определённых вопросов. Перечень названных вопросов условно можно отнести к вопросам, которые возникают в процессе существования всего населённого пункта. Так, муниципальные образования могут самостоятельно осуществлять деятельность по управлению собственностью, бюджетом, общественной безопасностью, налогами.
Полномочия сельских и городских поселений можно назвать следующие:
- Ведение, составление и планирование бюджета.
- Работа с налогами, а именно их установление, изменение и отмена.
- Распоряжение собственным имуществом.
- Организация работ по оказанию коммунальных услуг в пределах предоставленных полномочий.
- Организация и проведение работ на дорогах местного назначения.
- Работа с социально незащищёнными слоями населения, а также в малоимущими.
- Регулирование деятельности транспорта и создание собственной транспортной инфраструктуры.
- Участие в мероприятиях, направленных на профилактику терроризма либо ликвидацию наступивших последствий.
- Участие и ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.
- Работы по проведению и соблюдению пожарной безопасности.
- Создание и формирование социально значимых, культурных и спортивных объектов, а также библиотечных и архивных фондов.
- Разработка правил застраивания и утверждение землепользования.
- Присвоение адресов объектам.
- Осуществление контроля за использованием земель, а именно за использованием земли по назначению, соблюдением сроков использования, реализацией договоров на землю, сбор всей необходимой информации.
- Содержание кладбищ.
- Работы по благоустройству, к которым можно отнести действия по облагораживанию существующих объектов и земель, строительству и ремонту существующих объектов, созданию комфортных условий проживания и эстетического оформления.
- Организация мероприятий, направленных на безопасность проживающего населения.
- Содействие в развитие малого бизнеса и предпринимательства на территории муниципального объединения.
- Осуществление контроля в лесных территориях.
- Проведение работ с молодёжью.
- Иные вопросы, которые перечислены в ст. 14 вышеназванного закона.
Публичные слушания
В федеральном законе содержится перечень способов выражения воли граждан. Это могут быть обращения групп жителей с правотворческой инициативой, сходы и собрания, проведение слушаний для населения, выборы, референдумы и т.д.
Остановимся подробнее на одном из видов, публичном слушании. На повестку дня выносится документ, назначается время и дата, и любой гражданин может прийти на слушание и высказать свою точку зрения о том, что нужно внести или убрать из проекта. Инициатором проведения слушаний может выступать и народ, и представитель власти в лице главы МО или органа МО.
По закону основными документами, подлежащими обсуждению, являются:
- учреждение устава или его корректировка;
- бюджетный проект, информация об исполненном проекте;
- акты, касающиеся жизни города: распоряжение муниципальными землями, программы развития территории, разрешение на возведение капитальных построек, благоустройство территории;
- преобразование МО.
Регламент проведения публичного слушания устанавливается самостоятельно каждым территориальным объектом.
Общие сведения
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ принят в результате слушания Государственной Думой 16 сентября, одобрен Федерационным советом 24 сентября и подписан Президентом Российской Федерации 6 октября 2003 года.
ФЗ 131 состоит из 12 глав (86 статей):
- Общие положения (ст. 1-9);
- Принципы формирования органов местного самоуправления по территориальному принципу (ст. 10-13.2);
- Вопросы территориального значения (ст. 14-18.1);
- Федеральные полномочия отдельных управляющих систем (ст. 19-21);
- Формы осуществления самоуправления (ст. 22-33);
- Должностные лица в рассматриваемых организациях (ст. 34-42);
- Нормативные акты муниципального значения (ст. 43-48);
- Экономические нюансы в сфере муниципального самоуправления (ст. 49-65);
- Сотрудничество муниципалитетов (ст. 66-69);
- Ответственность членов муниципалитета и ревизия их деятельности (ст. 70-78);
- Организационные нюансы (ст. 79-82.4);
- Итоговые (переходные) положения Федерального закона № 131.
Правовой базой для создания рассматриваемого нормативного акта служит Конституция Российской Федерации. 131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ регламентирует юридические, социальные, организационные и территориальные нюансы изучаемого явления.
Вам будет интересно: ФЗ 181 в последней редакции.
Основная терминология
Для юридических целей, преследуемых рассматриваемым нормативным актом, используются следующие термины:
- Муниципальный район — несколько объектов, находящихся под патронажем определённого органа местной власти;
- Межселенная территория — земельные участки, находящиеся за границами поселений;
- Органы местного самоуправления — система власти, избираемая непосредственно на основании голосования населения;
- Депутат — избираемый на основании тайного голосования член представительства определённого субъекта Российской Федерации;
- Муниципальный правовой акт — документ, имеющий юридическую силу исключительно на определённой территории, направленный на решение вопросов местной значимости;
- Иные определения, используемые в тексте изучаемого Федерального закона.
Полный перечень актуальной терминологии представлен в статье 2 ФЗ об организации местного самоуправления.
Общая характеристика №131-ФЗ
Организация местного самоуправления, в соответствии с ФЗ-131 от 06.10.2003 года, предполагает многоуровневую систему муниципальной власти, состоящую из:
- представительного органа. Его глава в обязательном порядке избирается напрямую населением МО;
- местной администрации, которая может состоять как из выборных работников, так и сотрудников по контракту;
- контрольно-счетного органа, наличие которого выступает обязательным условием работы МСУ;
- других подразделений, создание которых предполагается внутренним документами МО.
№131-ФЗ о самоуправлении определяет ключевые параметры работы местной власти, их полномочия, источники финансирования, принципы взаимодействия друг с другом, а также устанавливается гарантии государства по обеспечению их деятельности. Кроме того, Федеральным законом 131-ФЗ устанавливаются возможные способы, при помощи которых граждане имеют право выражать свою волю, начиная с выборов и референдумов и заканчивая сходами, собраниями и публичными слушаниями.
Обзор структуры закона
Федеральный закон №131 – нормативный правовой акт специального действия. Он направлен на регулирование основных вопросов организации и деятельности власти на местах. Структура представленного законодательного акта представлена 12-ю главами, объединяющими нормы единой направленности, и 86-ю статьями.
Статья | Наименование главы |
---|---|
Статьи 1-9 | Общие положения (объединяют терминологию, сферу действия НПА, порядок принятия гражданами участия в управлении государством и др.) |
Статьи 10-13 | Принцип организации МС (Образование, корректировка, изменение территориальных границ населенных пунктов, их упразднение и создание) |
Статьи 14-18 | Вопросы местного значения (перечень сфер, отнесенных к сфере управления органов самоуправления в соответствии с классификацией муниципальных субъектов) |
Статьи 19-21 | Передача ОМС государственных полномочий (порядок делегирования федеральной властью своих полномочий субъектам муниципалитета, а также способы из реализации ОМС) |
Статьи 22-33 | Формы участия населения в органах самоуправления (участие в референдумах, организация общественных сборов, съезд делегатов и др.) |
Статьи 34-42 | Органы местной власти и должностные лица (Порядок формирования администрации других ОМС, выборов или назначения ее главы) |
Статьи 43-48 | Правовые акты муниципалитета (нормативная документация, регулирующая деятельность органов самоуправления, акты локального характера и др.). |
Статьи 49-65 | Экономическая основа (Порядок финансирования местной власти, собственность муниципалитета, расходы, закупки на обеспечение нужд местной власти) |
Статьи 66-69 | Сотрудничество между муниципалитетами (Организации местных властей, собрание ОМС на уровне Федерации, ее субъектов и пр.) |
Статьи 70-78 | Способы надзора и контроля за ОМС (отставка должностных лиц, главы администрации, ответственность указанных граждан) |
Статьи 79-82 | Организационные вопросы (деятельность и организация местной власти в административно-территориальных единицах Российской Федерации) |
Статьи 83-86 | Переходные положения (вступление нормативного правового акта в силу, ответственность за его исполнение и пр). |