Вс рф разъяснил, как надо пересматривать кадастровую стоимость в отношениях с налоговыми органами

Содержание:

А могут очередную кадастровую оценку провести после оспаривания кадастровой стоимости в суде?

Да, такое возможно. Периодичность проведения очередной государственной кадастровой оценки – каждые 3 года (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – каждые 2 года), но в любом случае не позднее чем через 5 лет с года последней оценки.

С 1 января 2022 г. очередная государственная кадастровая оценка земельных участков будет проводиться через 4 года с года последней оценки (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – через 2 года).

С 1 января 2023 г. очередная государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест будет проводиться через 4 года с года последней оценки (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – через 2 года).

Как получить разъяснения по определению кадастровой стоимости

Для этого вам нужно:

1) составить обращение. Его форма не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде. При этом обязательно укажите следующие сведения (ч. 5 ст. 20 Закона о кадастровой оценке):

    • полное наименование и местонахождение организации. При обращении физлица — его Ф.И.О. и адрес места жительства. Также укажите номер телефона и при наличии — адрес электронной почты;
    • кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости;

2) подать обращение. Вы можете подать его в бюджетное учреждение лично или через МФЦ, направить по почте или в электронной форме через Интернет. Это следует из п. п. 4, 5 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30.06.2017 N 317;

3) получить разъяснения. Их вам должны предоставить по установленной форме в течение 30 дней со дня поступления обращения (ч. 3 ст. 20 Закона о кадастровой оценке).

Если при рассмотрении вашего обращения бюджетное учреждение обнаружит ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, оно их исправит самостоятельно. Вам в этом случае направят уведомление. При этом кадастровая стоимость может быть только понижена (ч. 7, 8 ст. 20 названного Закона, п. 13 указанного Порядка).

Правомерные ожидания исправления ошибок, или В чем твоя вера, налогоплательщик?

Итак, по мнению ВС РФ, защите подлежат только правомерные ожидания налогоплательщика, а исправление ошибок, допущенных при проведении государственной кадастровой оценки и установление налоговой базы, в основе которой лежит рыночная стоимость объекта недвижимости, не может свидетельствовать об ухудшении его положения и не дает основания для выводов о нарушении принципа доверия к закону.

Другими словами, государство имеет полное право на исправление допущенных ошибок, даже если это приводит к ретроспективному увеличению размера налога.

Нам представляется, что подобные выводы, применительно к сложившейся в Москве в 2016 году ситуации, сделаны Судом без учета одного очень важного обстоятельства. Дело в том, что действующая в 2016 году редакция  допускала возможность ретроспективного применения измененной и увеличенной кадастровой стоимости объекта недвижимости только в случае исправления технической ошибки

Дело в том, что действующая в 2016 году редакция  допускала возможность ретроспективного применения измененной и увеличенной кадастровой стоимости объекта недвижимости только в случае исправления технической ошибки.

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ из положений  было исключено прямое указание на технический характер ошибки.

В новой редакции  использовался термин «ошибочно определенная кадастровая стоимость» и действие указанной нормы было распространено на ситуации, связанные с исправлением любых ошибок при установлении кадастровой стоимости.

Однако новая редакция  стала действовать только с 1 января 2017 года и не регулировала отношения, возникшие в 2016 году.

Если, техническая ошибка – это описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «»), то рассуждения о возможности применения увеличенной кадастровой стоимости в качестве налоговой базы в 2016 году будут приемлемы только тогда, когда отсутствие надлежащего учета стоимостных характеристик объекта недвижимости будет признано именно технической, а не какой-либо иной (кадастровой, учетной, реестровой и пр.) ошибкой.

Между тем, ВС РФ не стал разбираться в характере ошибок, приведших к необходимости изменения кадастровой стоимости, ограничившись лишь указанием на возможность определения налоговой базы по налогу на имущество организаций расчетным путем применительно к  на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.

Что же получается? По мнению ВС РФ правомерные ожидания налогоплательщика – это необходимость уплачивать налог на имущество организаций, исходя из объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объекта недвижимости, и налогоплательщик всегда должен быть готов к тому, что государство может увеличить налоговое бремя задним числом, если посчитает сведения об объекте недвижимости ошибочными.

Но что же такое правомерные или законные ожидания, существование которых в качестве правовой презумпции, если верить ВС РФ, должно являться принципом российской правовой системы?

Так, например, Шерстобитов О.Н. в материале «Защита законных ожиданий – основополагающий принцип административного права» («Административное право и процесс, 2019, № 2) рассуждает: «Любое лицо имеет право получать ясную и правдивую информацию о деятельности публичной администрации заранее, до вступления в правоотношение. В этом случае оно сможет ориентироваться в публичном порядке, просчитывая свое поведение в отношении органов управления и действия этих органов в отношении себя. Властные субъекты, в свою очередь, не будут произвольно и непредсказуемо изменять практику даже при наличии права действовать по усмотрению». Исходя из этого, правомерные ожидания налогоплательщика обусловлены верой, прежде всего, в неукоснительное соблюдение государством требований закона, а применительно к рассматриваемой ситуации – верой в возможность увеличения налогового бремени задним числом только в случае совершения именно технической, а не какой-либо иной ошибки в процессе проведения государственной кадастровой оценки.

Попытка иначе использовать тезис о «правомерных ожиданиях», как инструмента увеличения возлагаемого на налогоплательщика фискального бремени, будет достижением цели негодными средствами.

Порядок действий при судебном и досудебном оспаривании

Чтобы оспорить кадастровую оценку квартиры, можно обратиться напрямую в суд, а можно – в специальную комиссию, которая и занимается рассмотрением подобных претензий. Второй вариант, вероятно, предпочтительнее – как минимум потому, что в случае отрицательного для вас решения комиссии, вы всё ещё можете обратиться в суд. Кроме того, комиссия работает быстрее и дешевле – по крайней мере, не придётся тратиться на судебные издержки. Рассмотрим оба варианта, а начнём с более предпочтительного, с комиссией.

Несмотря на то, что главная обязанность данной комиссии – решать вопросы, подобные вашему, часть работы она попросит вас провести самостоятельно. Просто заявления в этом случае будет недостаточно. Вам также нужно будет предоставить документы, свидетельствующие о справедливости ваших возражений и, собственно, допустимости оспаривания. Точно знаете, что использованные для кадастровой оценки сведения о квартире не соответствуют действительности? Хорошо, но это ещё придётся доказать!

Вообще же, комиссия потребует чуть меньше документов, чем суд. Кроме названных выше доказательств (а они могут быть представлены в виде документов о кадастровых и технических ошибках или в виде рыночной стоимости квартиры, не превышающей кадастровую), ей нужны будут подтверждения права собственности, кадастровые справки и все возможные заключения оценщиков по вашей квартире. После обращения у комиссии будет месяц, по истечении которого вас ознакомят с её решением. Оно может быть положительным – например, “Да, использованная оценщиками информация не соответствует действительности” или “Да, рыночная стоимость квартиры действительно ниже кадастровой”. Но может быть и отрицательным – “Нет, все использованные оценщиками сведения о квартире верны” или “Нет, кадастровая стоимость квартиры не превышает её рыночную стоимость”. Во втором случае ваше заявление просто будет отклонено.

Если вы минуете комиссию и сразу пойдёте в суд, от вас потребуют дополнительный пакет документов – таких, скажем, как доверенность вашему представителю в суде или чек об уплате госпошлины. И это ещё если в суде вы оспариваете, собственно, кадастровую стоимость, а не решение комиссии о её оспаривании – во втором случае понадобятся документы, подтверждающие и её. Так или иначе, после внесения всех нужных документов у суда будет два, а то и три месяца, чтобы вынести свой вердикт. Мы добиваемся от него постановления об изменении кадастровой стоимости квартиры или установления её действительной рыночной стоимости (если она и правда ниже кадастровой). Или – подтверждения того, что комиссия, в которую вы обращались ранее, приняла неверное решение. Даже если ни одно из этих требований не будет удовлетворено, не отчаивайтесь – у вас ещё будет возможность подать апелляцию.

Связь разрешенного использования с кадастровой стоимостью

Базовым документом, устанавливающим связь между разрешенным использованием и кадастровой стоимостью, являются . Данные устанавливают 17 видов разрешенного использования земельных участков. Величина кадастровой стоимости земельного участка зависит от значений удельных показателей, которые определяются для каждого из видов разрешенного использования.

Во время проведения государственной кадастровой оценки земельные участки разделяют на административно-территориальные единицы. Исходя из размеров и специфики в данных территориальных единицах выделяются кадастровые кварталы.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется умножением удельного показателя кадастровой стоимости (утвержденный для данного ВРИ, применительно к кадастровому кварталу, где расположен участок) на его площадь. Если для участка установлено несколько ВРИ, то в расчете кадастровой стоимости используется удельный показатель с наибольшим значением.

Таким образом, кадастровая стоимость участка складывается из трех составляющих:

  • вида разрешенного использования земельного участка (по данным Росреестра);
  • удельного показателя кадастровой стоимости, применительно к кадастровому кварталу;
  • площади участка.

ВРИ земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления и подчинено определенным правилам. В случаях, когда на земельном участке расположены законно возведенные объекты недвижимости, ВРИ должно соответствовать их функциональному назначению. Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию. Пример: в техпаспорте находящегося на земельном участке здания в качестве назначения указывается «офис», то его будут относить к группе № 7 – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». Если же на нем расположены одновременно офисные и производственные помещения, то участку может быть присвоено сразу два ВРИ: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «для размещения производственных и административных зданий».

В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ч. 1 ст. 12.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «»). Решение об изменении ВРИ земельного участка принимается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы на основании градостроительного плана земельного участка в течение 45 рабочих дней со дня поступления заявления собственника земельного участка.

Имеет ли смысл изменять ВРИ для целей снижения кадастровой стоимости?

Логика проведения государственной кадастровой оценки и определения удельных показателей кадастровой стоимости свидетельствует о том, что наибольшие удельные показатели устанавливаются для земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства коммерческого назначения. Снизить кадастровую стоимость подобных участков возможно только изменив ВРИ. А для его смены необходимо переменить функциональное назначение находящихся на участке зданий.

На основании ст. 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ «» постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее – Порядок).

Мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция) ().

Часто подобные мероприятия проводятся для выявления таких видов недвижимого имущества, как торговые, деловые центры и просто нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются таким образом ().

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в , признается использование не менее 20% общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания ().

ПРИМЕР

В качестве иллюстрации влияния снижения ВРИ на величину кадастровой стоимости можно привести следующий пример. При рассмотрении одного из дел возник спор о величине кадастровой стоимости в разрезе ВРИ земельного участка, который был предоставлен юридическому лицу под размещение автостоянки автомобильного транспорта. При проведении государственной кадастровой оценки указанный земельный участок был отнесен к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», поскольку владельцем земельного участка оказывались услуги по платному размещению на нем автомобильного транспорта. Предоставление суду аргументированной позиции о том, что содержание разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» в части «личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» применимо только к автотранспортным средствам, а не к самому земельному участку позволило более чем в два раза снизить кадастровую стоимость.

Каким образом пересмотреть оценку, если не согласен с ней?

Кадастровая цена определяется государственными оценщиками с учетом площади, состояния и степени износа помещения. Чаще всего её устанавливают без осмотра объекта и поэтому ошибки при определении – не редкость.

Что делать, если вы сделали запрос и узнали, что кадастровая стоимость искусственно завышена? В этом случае можно потребовать произвести перерасчет, но для того, чтобы это сделать, нужно запастись доказательствами неправильной оценки.

Кадастровая стоимость может быть пересмотрена в случае:

  1. Выявления ложных сведений для её определения.
  2. Большого разрыва между рыночной и кадастровой стоимостью.

Если выяснится, что кадастровая оценка проводилась на основе недостоверной информации, ошибок, несуществующих характеристик, то кадастровая стоимость может быть оспорена. Требуется пересмотр и тогда, когда при определении цены имеются серьезные расхождения между рыночной и кадастровой. Такой разрыв неоправдан и сразу наводит на мысль об ошибке. Если заказать у независимого оценщика оценку рыночной стоимости квартиры, то можно сравнить два вида стоимости.

Можно ли уменьшить?

Переоценка всех объектов происходит регулярно, но не чаще чем раз в два-три года. Если требуется пересмотр раньше этого срока, то оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. Иногда сначала происходит обжалование в комиссии, а затем в судебной инстанции (если не удалось добиться желаемого).

Для чего нужно обжалование?

Как уже было сказано выше: кадастровая стоимость влияет на размер средств, которые придется заплатить в качестве налога на имущество физлиц. Этот сбор в бюджет обязаны платить все владельцы жилых домов, квартир, гаражей и даже объектов незавершенного строительства. Пока ставки налога мизерные, но уже в 2020 году они станут весьма ощутимые.

Пересмотр кадастровой стоимости может привести к уменьшению суммы налога. Например, столичное жилье стоимостью до 10 млн. руб. в 2017 году облагается налогом по ставке 0,1% от кадастровой стоимости, а свыше этой суммы уже по ставке от 0,15%. В первом случае придется заплатить максимум 10 тыс. рублей, а во втором – уже 15 тыс. рублей.

Важно! Информация о кадастровой стоимости влияет не только на размер налогов, но и на оценку залога, наследства.

Основания для пересмотра

Если вы сможете доказать, что есть ошибки в перечне объектов, определении месторасположения и в других важных факторах, влияющих на кадастровую стоимость, то это будет являться веским основанием для пересмотра в сторону снижения.

Например, достаточно принести справку об аварийном состоянии объекта и это уже будет веским основанием для пересмотра цены.

На определение стоимости влияет:

  • площадь, количество комнат, техническое состояние дома;
  • показатель износа;
  • цена сделок купли-продажи на аналогичные объекты в этом районе;
  • информация о стоимости аренды в похожих квартирах;
  • различные коэффициенты и индексы, которые используют профессиональные оценщики.

Ошибка в любом из используемых для расчета параметре может быть доказана и оспорена. Оценщик может, например, не учесть какие-то подсобки, кладовки, не заметить насколько увеличился показатель износа здания в связи с давним отсутствием капремонта. Все это повод для оспаривания результатов его подсчетов.

Кадастровая стоимость обычно максимально приближена к рыночной цене, но встречаются случаи, когда она завышена. Далее рассмотрим, можно ли оспорить стоимость объекта недвижимости физическому лицу для уменьшения налога и как это сделать.

Как исправить ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости

В результате рассмотрения ваших замечаний кадастровая стоимость может быть пересчитана.

Порядок исправления ошибки зависит от того, как определялась кадастровая стоимость. Если она установлена по новым правилам, в соответствии с Законом о кадастровой оценке, то ошибки исправляет бюджетное учреждение, которое ее рассчитало. Для исправления ошибки необходимо представить соответствующее обращение. Также ошибка может быть исправлена, если вы обращались за разъяснениями о порядке определения кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость определена по старым правилам, согласно Закону об оценочной деятельности, исправить ошибки можно только путем оспаривания кадастровой стоимости.

Какую роль играет независимая оценка

Оценщик принимает во внимание все детали, включая состояние и расположение объекта недвижимости и сравнивает с расположением аналогичных объектов.

После выдачи владельцу недвижимого объекта заключения от независимого оценщика такой владелец может, не обращаясь к территориальной комиссии, пойти сразу в суд, чтобы подать иск на определение кадастровой цены соответственно её рыночному уровню. Обратиться для этого можно исключительно в суд своего района. Данный процесс занимает в стандартном случае от 3-х до 4-х месяцев.

Обычно ответчиком является Росреестр. С момента старта судебного процесса следует приготовиться к тому, что с 99%-й вероятностью судом будет назначена судебная экспертиза, направленная на определение рыночной цены недвижимого объекта.

Судья задаст вопрос такого содержания: «Достоверен ли отчёт, который предоставлен суду, соответствует ли он действующим законам? Если нет, оцените рыночную стоимость». Судебными экспертами при этом будут те же независимые оценщики.

К примеру, Мосгорсуд работает с примерно 10-ю оценочными фирмами. Работа судебных экспертов оплачивается, как правило, истцом. Однако в случае ходатайства Росреестра об экспертизе (он также наделён таким правом) она будет оплачена Росреестром.

Экспертиза в суде обойдётся несколько дешевле по сравнению с отчётом, составленным независимым оценщиком. Для частного жилого дома судебная экспертиза будет стоить 25 000 — 50 000 р. Следует учесть также работу адвоката.

Рассмотрев пример участка земли размером 20 аров в Московской области, можно судить, сколько будет стоить независимая оценка. Цена работы такого оценщика составляет 40 000 р. Работа оценщика, назначенного судом, будет стоить 30 000 р. Юрист, участвующий в процессе, будет стоить примерно 30 000 р. за 1 заседание. 1 процесс чаще всего состоит из 3-х либо 4-х заседаний. В итоге придётся потратить примерно 200 000 р.

Мне пришлось оплатить услуги юриста, который помог оспорить кадастровую стоимость в суде. Можно ли взыскать эту сумму с ответчика, ведь решение вынесено в мою пользу?

В данном случае вопрос о судебных расходах, а именно таковыми являются расходы на оплату услуг юриста, решается в соответствии с правилами гл. 7 Гражданского процессуального кодекса РФ и гл. 10 Кодекса административного судопроизводства РФ.

При удовлетворении судом требований об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости судебные расходы взыскиваются с ответчика – органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Но если ответчик не оспаривает ваши требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, то и расходы на оплату юридических услуг взыскать с него не получится.

В случае удовлетворения требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки.

Если кадастровая стоимость была пересмотрена в связи с технической ошибкой в сведениях об объекте недвижимости, то судебные расходы взыскиваются с органа, допустившего такую ошибку.

При удовлетворении требований об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана (абз. 4 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Какие особенности рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости в комиссии по старому порядку

Если кадастровая стоимость определена по старым правилам, в соответствии с Законом об оценочной деятельности, то при ее оспаривании в комиссии имеется ряд отличий от оспаривания в новом порядке:

1) рассмотрением споров о кадастровой стоимости в старом порядке занимаются комиссии, которые созданы в субъектах РФ при территориальных органах Росреестра (ч. 4 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности);

2) рассмотрение спора в комиссии для организаций является обязательной досудебной процедурой. Физлица могут обращаться сразу в суд (ч. 1, 3 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28);

3) комиссия рассматривает споры как по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной, так и по ее пересмотру в случае, если при определении кадастровой стоимости использовались недостоверные сведения (ч. 11 ст. 24.18 названного Закона);

4) если подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости по причине использования недостоверных сведений, то вместо отчета об оценке к нему прилагаются документы, подтверждающие это (ч. 16 ст. 24.18 указанного Закона);

5) Порядок создания и работы комиссий утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263;

6) комиссия принимает одно из следующих решений (ч. 22, 24 ст. 24.18 названного Закона):

    • об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной;
    • о пересмотре кадастровой стоимости, если при ее определении использовались недостоверные данные;
    • об отклонении вашего заявления.

Пошаговая инструкция для оспаривания завышенной кадастровой стоимости

С 2017 года Росреестр – необязательный этап рассмотрения дела, можно сразу же направлять заявление в суд.

Шаг 1 – проверка сроков. Подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию Росреестра можно в ограниченный временной промежуток – от даты опубликования установленной кадастровой стоимости должно пройти не более 5 лет (а в некоторых регионах 2-3 года).

Шаг 2 – сбор пакета документов. Кроме заявления, в комиссии, как и в суде, нужно будет предъявить следующие бумаги:

  • справку о кадастровой стоимости, актуальной на текущий момент (именно эта цифра будет оспариваться);
  • документ на право собственности, заверенный нотариально;
  • доказательства неточности произведенной оценки (все возможные подтверждения ее несоответствия рыночной цене, например, техническая документация, территориальные сведения и др.);
  • отчет об альтернативной оценке, подготовленный независимым специалистом, который в обязательном порядке принадлежит к саморегулируемой компании оценщиков;
  • заключение о соответствии произведенной экспертной оценки законодательным требованиям (дает СРО, производившая переоценку).

ВНИМАНИЕ! При отсутствии или несоответствии документов требованиям заявление на пересмотр кадастровой оценки не будет принято. Шаг 3 – рассмотрение заявления

Время ожидания решения комиссии Росреестра зависит от субъекта РФ, где рассматривается обращение. Обычно составляет от 7 до 14 дней

Шаг 3 – рассмотрение заявления. Время ожидания решения комиссии Росреестра зависит от субъекта РФ, где рассматривается обращение. Обычно составляет от 7 до 14 дней.

Шаг 4 – удовлетворение или оспаривание решения комиссии. Если вынесено положительное решение, кадастровая стоимость будет пересмотрена с 1 января того года, в который было подано оспаривающее заявление. В случае отказа нужно будет обращаться в суд.

Шаг 5 – судебное разбирательство. Если дело рассматривается в судебном порядке, сроки могут быть различными, часто до нескольких месяцев. Гарантии положительного исхода никто не даст, но практика показывает, что шансы снизить кадастровую стоимость достаточно велики.

По какой причине кадастровая стоимость может быть пересмотрена

Причин, согласно которым переоценка кадастровой стоимости вообще может быть произведена, может быть несколько. Основные из них сосредоточены вокруг информации, которая использовалась для оценки, а вернее, вокруг ошибочности, неточности и даже лживости этой информации. Например, оценщик случайно ошибся с расположением объекта и приписал его к другому дому

Или, может быть, он не обратил внимание на такой значимый фактор, как аварийное состояние объекта, просто закрыл на это глаза. Или – обладая всей необходимой информацией, просто неверно ей распорядился, ошибся в расчётах, спутал цифры.

Сложно сказать, насколько распространено всё перечисленное выше, да и вообще, хочется надеяться, что оценщики подходят к своему труду со всей серьёзностью – но отрицать недобросовестное исполнение обязанностей и уж как минимум элемент случайности нельзя в любой работе. Бывает даже, что кадастровая стоимость превышает рыночную – а если значительного снижения рыночных цен в недавнее время не было, это уж точно означает, что при оценке что-то пошло не так. Чтобы проверить всё самостоятельно, обратитесь в Росреестр за данными, которые использовались при оценке вашей недвижимости, и сверьте их с реальностью.

Как оспорить кадастровую стоимость в суде?

Для этого вам нужно обратиться с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в верховный суд субъекта РФ по месту нахождения ответчика. В зависимости от спора ответчиком будет либо только Росреестр, либо Росреестр и дополнительно комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (если ранее комиссия отказала вам в уменьшении кадастровой стоимости). В заявлении вы просите суд установить кадастровую стоимость в размере рыночной. К нему необходимо приложить документы, обосновывающие ваши доводы. Обычно одним из них является заключение оценщика, например отчет об оценке земельного участка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector