Личный опыт: я подрабатываю тайным покупателем
Содержание:
Так, работа это или нет?
Если брать глобально, да, это действительно работа, кропотливая, а иной раз и изматывающая. Те, кто выбирает это своей постоянной занятостью посещают по несколько магазинов за раз, примерно как торговые агенты и потом пишут обо всем отчет, а для этого нужно иметь хорошую память и быстро работать на компьютере для максимально быстрого составления отчета. Если вы найдете добросовестную кампанию, с которой можно работать на постоянной основе, то, скорее всего, можете сделать эту занятость своим основным доходом.
Если вы студент, мама в декрете или тот, кто хочет, сходив в магазин, еще и немного заработать, то этот вид занятости вполне можно выбрать средством подработки. Обойдя за месяц 5-10 магазинов, вы вполне заработает на пополнение счета, и на проезд в транспорте.
Есть категория людей, которым важны эмоции, они с удовольствием проверят кафе, клубы, кинотеатры. Вроде бы и время провели культурно не потратив на это денег, но вроде и поработали, такой вариант особенно интересен студентам, у которых каждая копейка на счету.
Ну и не забудем о тех компаниях, которые за чужой счет получают выгоду. Читайте отзывы о выбранной вами компании, ведь вы можете попасть на подставное агентство, которое никогда не выплатит обещанных вам даже 200 рублей. Именно из-за них, у большинства складывается негативное отношение к такой работе. Но она имеет право на существование, и это только ваше решение работать в этой сфере или нет.
И ещё:
Так что читайте отзывы, и выбирайте действительно проверенных работодателей и тогда вы сможете подрабатывать и даже работать в этой сфере, решая свои мелкие или даже крупные финансовые проблемы.
Где найти вакансию?
Одним из самых распространенных способов найти работу тайным покупателем — посетить специализированные площадки с предложенными вакансиями по различным отраслям занятости. Вакансия может быть размещена как непосредственным заказчиком проверки, так и агентством, занимающимся сразу несколькими предприятиями. В первом случае — это вероятность получить более высокую оплату труда, за меньший временной промежуток. То есть, вероятность что вам не заплатят или будут морочить голову с выплатой больше месяца гораздо ниже. С агентствами ситуация довольно разная:
- половина выплачивает гонорар в период до 40 дней с момента принятия, полученного от вас отчета;
- примерно 4 часть осуществляет выплату за проделанную работу не позднее чем через 5-7 дней;
- часть агентств выплачивают ставку, указанную за выполнение работы, но занимать это может вплоть до полугода;
- а примерно треть от общего числа заказчиков — это чистой воды «кидалово», выражаясь современным языком.
И вот последних заказчиков действительно много, чаще всего они работают по схеме смены номеров телефона и названия агентства после нескольких месяцев работы. Они не заключают договора на осуществление проверок и вообще ведут исключительно удаленную работу, предлагая скинуть задания на почту, а выплату на кошелек.
Более честной будет работа, полученная по знакомству, от проверенных людей или по совету работающего там. Ведь по факту — это уже проверенный заказчик, с которым не страшно начинать сотрудничать.
Без оценочных суждений
Оба варианта имеют свои плюсы и минусы, но риски у них схожие:
Субъективная оценка в связи с особенностями характера тайного покупателя и свойственных ему оценочных суждений.
Каждый человек обладает своим оценочным взглядом на происходящее в силу уровня воспитания, образования, опыта работы. В связи с этим определение четких критериев оценки и использование закрытых вопросов в анкетах-опросниках (подразумевающих ответы «да» или «нет») позволят снизить использование субъективного мнения тайного покупателя.
Ангажированность тайного покупателя по отношению к проверяемым сотрудникам.
Проверка знакомых, друзей, родственников не позволит тайному покупателю сохранить объективность проверки. Поэтому привлечение проверяющего лица, не имеющего отношения к проверяемой организации или вовсе человека из другого населенного пункта, способствует качественной оценке и отсутствию конфликта интересов.
Сговор тайного покупателя и проверяемого сотрудника
Частое посещение объекта одним и тем же тайным покупателем может привести в дальнейшем к сговору участвующих сторон. В данном случае ротация тайных покупателей позволит минимизировать возникновение подобных случаев. Для обычных проверок один и тот же тайный покупатель не должен появляться в одной точке чаще раза в месяц.
Фальсификация результатов проверки
Недобросовестные тайные покупатели могут подделывать результаты без фактической проверки (элементарно из-за нежелания тратить свое время). Для отслеживания подобных случаев компании все чаще применяют специальные мобильные приложения с установкой метки GPS по местоположению проверяющего.
Также при получении всех материалов закупки компания проводит тщательный контроль в части выполнения всех обязательных пунктов анкеты и проверяет соответствие ответов в анкете с аудио/видео записями.
С целью повышения ответственности тайного покупателя устанавливаются и применяются штрафные санкции (они прописаны в условиях договоров ГПХ, работы с агентствами и т.п.). Например, в случаях если задание не выполнено в срок, предоставлены некачественные материалы, или если обнаружено, что тайный покупатель проводил проверку в состоянии наркотического/ алкогольного опьянения.
Непрофессионализм тайного покупателя
Отсутствие опыта участия в подобных проверках и неестественное поведение тайного покупателя может привести к разоблачению. Проверка сорвется или результат будет недостоверен.
Стоит хорошенько подумать над кандидатурой, прежде чем нанимать тайного покупателя. А реалистичность сценариев проверки, соответствующих естественному потребительскому поведению, позволит тайному покупателю исполнять свою роль убедительно.
Неправомерная проверка объекта или проверка объекта неуполномоченным лицом
Применение метода «Тайный покупатель» должно быть безопасным, с соблюдением всех норм законодательства. Нельзя подвергать тайного покупателя риску или требовать раскрытия личной информации. Также необходимо предусмотреть наличие доверенности или иного документа, подтверждающего правомерность осуществления проверки по установленным критериям.
Передача результатов проверки третьим лицам (конкурентам)
Уберечь данные компании поможет заключение с тайным покупателем соглашения о неразглашении конфиденциальной информации. Также организацию защитит применение мобильного приложения с защитными механизмами, позволяющими блокировать попытки передачи информации на внешние источники.
Негативная реакция руководства на итоги проверки
Иногда менеджеры компании оспаривают итоги проверки, обвиняя тайного покупателя в неправильном поведении или оправдывая сотрудников проверяемого объекта. Для того чтобы результаты проверки были конструктивными, необходимо убедиться, что анкета объективна и отражает реальные требования к сотруднику. А также принять тот факт, что проверка подразумевает оценку качества обслуживания сотрудника, а не тайного покупателя.
Формальный подход к результатам проверки
Компания должна установить цели проверки, ответственных лиц за обработку результатов и разработку компенсационных мероприятий. Затем — определить, с какой периодичностью необходимо анализировать статистику нарушений и эффективность реализованных мероприятий.
Направления исследования с помощью «тайного покупателя»
Агентство тайных покупателей позволяет изучить качество обслуживания не только путем личных визитов. Это могут быть также телефонные звонки или чат. Рассмотрим каждое более подробно.
Обычный визит. Этот вид услуги агентства тайных покупателей предусматривает посещение заведения под видом обычного покупателя. Поведение специалиста при этом, естественное, не привлекающее внимания. В этом случае тайный покупатель исследует общую атмосферу в заведении, выполнение норм и стандартов
Особое внимание уделяется внешнему виду сотрудников, соблюдение формы одежды. Оценивается качество обслуживания, выполнение норм общения с клиентом
Изучается размещение мерчендайзинговой продукции. При необходимости, тайный покупатель общается с другими посетителями для разведки общего впечатления, мнения о продукте. Исполнитель исследования может лишь проконсультироваться по товару или услуге. Может и воспользоваться платной услугой или совершить покупку . Прежде, чем приступить к выполнению данного исследования, тайный покупатель изучает анкету предприятия, инструкцию.
Визит с раскрытием. Такой метод подобный с предыдущим. Единственное отличие в том, что тайный покупатель раскрывается в конце исследования. О своей задаче агент рассказывает сотруднику, работу которого проверял. Анкета заполняется в присутствии работников фирмы и отдается на согласование и подпись руководству.
Телефонный звонок. Тайный покупатель проверяет обслуживание по телефону. Звонки совершаются с целью консультации по товару или услуге компании. При этом проверяется вежливость персонала, инициативность, готовность помочь, компетентность в вопросе.
Чат. С помощью онлайн-переписки проверяется работа консультанта сайта. Тема общения, так же, как и во время телефонного звонка, касается определенной продукции или услуги.
Онлайн-покупка. Совершается для проверки сервиса онлайн-обслуживания. Исследуется скорость обработки заявки и ответа сотрудника компании.
Видеосъемка. Отдельный вид работы тайного покупателя. Может использоваться вместе с первым методом. Сама съемка проводится исполнителем на скрытую камеру.
Трудоустройство. Это направление работы агентство тайный покупатель проводит реже всего. Специалист под видом обычного сотрудника внедряется в коллектив. Этот способ направлен на определение и устранение проблем в сервисе обслуживания.
Обязанности тайного покупателя
Как правило, на выполнение заказа тайному покупателю дается срок от нескольких дней до недели. Человек получает инструкции от заказчика и должен их внимательно изучить. Среди предписаний по заказу может быть предложен диалог, обязательный к проведению во время осуществления проверки. Это необходимо для проверки реакции продавца или кассира.
В 50% случаев, тайный покупатель помимо получения консультации должен приобрести заранее оговоренный заказчиком товар. В половине случаев заказчик заранее выделяет деньги на покупку этого товара. Но могут быть случаи и обратные, когда плата за купленный товар происходит вместе с оплатой по выполненному заданию.
Обратите внимание! На такую схему оплаты работы можно соглашаться только в случае, если вы давно работаете с организацией и с ней нет нареканий по поводу неоплаченных визитов. Помимо проведения диалога и покупки товара, тайный покупатель должен выполнить следующую работу:
Помимо проведения диалога и покупки товара, тайный покупатель должен выполнить следующую работу:
- Составить подробный отчет по осуществленной проверке. Старайтесь изучить анкету заранее, ведь заказчик может хотеть знать все, вплоть до того как в сами поздоровались и попрощались. В некоторых анкетах может содержаться графа, куда нужно вписать имя обслуживающего кассира или продавца, времени, проведенного в ожидании обслуживания, количества других клиентов. Будьте внимательны, чтобы потом не пришлось придумывать о чем вы разговаривали с продавцом. Отчет сдается в виде таблицы, чаще всего Excel или другом варианте, предложенном заказчиком.
- Предоставить звуковую запись вашей проверки. Это можно сделать как с помощью диктофона на вашем телефоне. В некоторых случаях, для получения более качественного звука, стоит воспользоваться гарнитурой. Она передаст более чисто ваш диалог.
- Сделать фото фасада посещенного магазина или заведения, чека о покупке, торгового зала, и других нюансов, запрошенных заказчиком.
В целом это все. Но будьте внимательны, ведь помимо основных требований есть дополнительные:
- грамотность составления отчета;
- если вы делаете много заказов — они должны быть совершенно разными, чтобы не показалось, что вы переписываете одно и то же, ведь вам могут отказать в оплате;
- качественные фото, сделанные с высоким разрешением и другое.
Требования к кандидату и на что обратить внимание при общении с работодателем?
Если вы нашли объявление в сети, то, скорее всего, в требованиях к кандидату на роль тайного покупателя вы увидите следующее:
- наличие опыта приветствуется, но необязательно;
- умение грамотно общаться, быть наблюдательным, объективным, настойчивым, добросовестным;
- владеть азами работы на ПК;
- иметь возможность сделать фото и звуковую запись диалога с персоналом проверяемого объекта.
В объявлении обычно пишут, что вы должны обладать достаточным количеством свободного времени, чтобы провести его с пользой для себя и заказчика и помочь повысить качество обслуживания торговых и развлекательных сетей.
Обратите внимание! Вам действительно понадобится много времени, чтобы сделать проверку. В объявлении часто пишут:»Оплата — 200-400 рублей за 30 минут вашего времени»
Но, это только то время, которое вы проведете в магазине (кафе или любом другом заведении)!!!! В реальности вам нужно туда добраться (нередко место проверки находиться в другом конце города от вашего места жительства), вернуться домой, а потом еще потратить примерно 1-2 часа на составление отчета и отправки его заказчику. А это уже явно не 30 минут вашего времени.
Следовательно, объективно оценивайте свои временные и трудовые затраты на выполнение полученного заказа и соотносите с полученным гонораром.
Если у вас есть возможность лично пообщаться с заказчиком, тогда задайте ему пару вопросов:
Оплачивается ли ваш проезд до места проверки? От этого будет зависеть выбранный вами транспорт для передвижения
Но как показывает практика, практически никто не оплачивает эти издержки проверяющему покупателю;
Когда и сколько заказчик выделяет на совершение закупки? Это нужно для того, чтобы эта работа не стала для вас убыточной и вам самим не пришлось делать покупки во благо кому-то;
Необходимо ли совершать возврат купленного товара? Ведь при расчете картой вы не сразу получите деньги на свой баланс;
Какие сроки на осуществление проверки и подачу отчета? Ведь могут быть случаи, когда проверку нужно сделать в ближайшее время, а вы не располагаете такой возможностью в ближайшие дни.
Что именно должно быть в аудио и фото-отчете? Это очень важно, ведь вам могут не оплатить работу, сославшись, что вы не то спросили, или не то купили, все должно быть зафиксировано.