Правовой статус члена совета федерации и депутата государственной думы. гарантии депутатской деятельности

Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Прекращаются полномочия члена Совета Федерации по должности со дня прекращения его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении). Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта РФ нового члена Совета Федерации — представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»:

  1.  письменного заявления о сложении своих полномочий;
  2. избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения на иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, поступления на государственную или муниципальную службу;
  3. участия в деятельности по управлению коммерческой организацией, осуществления предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  4. вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  5. открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, их супругами и несовершеннолетними детьми;
  6. непредставления или несвоевременного представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  7. утраты гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
  8. вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
  9. вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности либо о признании их недееспособными;
  10. признания безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
  11. смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

  • роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями (трехкратное отклонение кандидатуры Председателя Правительства) и 117 (повторное недоверие Правительству) Конституции Российской Федерации;
  • выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
  • несоблюдения требования части второй, шестой или седьмой статьи 7.1  Федерального закона (принадлежность к определенным партии и фракции).

Полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы

  1. по инициативе фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона, или
  2. по инициативе комитета, членом которого он является,

Общее понятие

Статус депутата — это определенный комплекс правовых особенностей, включающих в себя не только привилегии, но и некоторые ограничения. В Российской Федерации понятие «депутат» и основные особенности его статуса закрепляют основные нормативные акты. К числу таковых относятся, прежде всего, Конституция РФ, ФЗ «О статусе депутата», «О выборе депутатов в Госдуму ФС РФ», а также акты в официальном Регламенте Госдумы.

В структуру рассматриваемого статуса входят не только упомянутые выше элементы, но еще и некоторые цели, а также задачи, которые должно исполнять лицо, имеющее депутатский мандат

Отдельное внимание уделяется функциям депутата, а также ответственности, которую он обязан понести за их неисполнение

Мандат депутата

Статус депутата Российской Федерации предусматривает наличие определенного документа, который подтверждает наличие у него конкретного комплекса прав, обязанностей и гарантий. Кроме этого, в нем определяется принадлежность к какой-либо фракции.

Понятие депутатского мандата четко представлено в содержании Закона «О статусе депутата». В нем говорится, что мандат представляет собой документ официального характера, который предоставляется для удостоверения наличия определенного комплекса обязанностей и прав. Несмотря на официальное пояснение, этот термин имеет еще два варианта толкования.

В первом из них мандат представляется не в виде удостоверения, а как некая совокупность определенных законом обязанностей и прав, а также некоторых привилегий и всех остальных элементов, которые являются составляющими статуса депутата.

Что касается второго толкования, то оно представляет мандат как некую форму особенных взаимоотношений, которые возникают между избирателями и самим депутатом. В их основе лежит определенная природа, свойственная традиционной деятельности депутата.

Современная политическая система предусматривает наличие двух видов мандатов. Первый из них именуется свободным. Таковым могут обладать исключительно члены Госдумы. Статус такого мандата предполагает, что его владелец является представителем всего российского народа. Однако в своей деятельности такое лицо не может быть зависимым от наказов населения страны, а также оно не может быть снято с должности по воле народа, даже в том случае, если не оправдывает ожиданий.

Что касается второго типа мандата, то его наличие предполагает статус местного депутата. Его обладателями могут стать исключительно представители тех органов, которые представляют собой образования в муниципалитетах. Обладатель такого правового статуса полностью отвечает перед своими избирателями за каждый этап своей работы.

Местные депутаты: особенности статуса

Что отличает гарантии местных депутатов от правового статуса Совета депутатов или иного местного политического образования? Основная особенность состоит в отсутствии полной неприкосновенности. Связано это с тем, что каждый депутат определенного территориального общества, в качестве которого может выступать поселок, село, отдельный город и т. п., представляет интересы его населения, а также несет перед общественностью полную ответственность за проделанную или несделанную работу. Такие депутаты избираются на определенный срок — пять лет.

Статус депутата Совета депутатов предполагает возможность отзыва мандата у лица в том случае, если оно вызывает недоверие. Отзыв могут выполнить сами граждане.

Статус депутата

Термин «депутат» означает «посланник». Его задача — участвовать в законотворчестве и осуществлении парламентом других функций. Мандат депутата свободный. Это означает, что он, представляя интересы всего народа, связан лишь Конституцией и своей совестью, которая должна ему подсказывать, каким образом в конкретных случаях следует решать те или иные общефедеральные проблемы. Никто не вправе давать депутатам обязывающих наказов и досрочно отзывать их в случае, если наказы не выполняются или выполняются плохо.

Права и обязанности депутата довольно обширны. Депутат имеет следующие права:

  • участвовать в работе своей палаты и ее органов;
  • на выступления;
  • присутствовать на заседаниях другой палаты и ее органов;
  • на получение необходимой информации;
  • на запросы Правительству и его членам;
  • на содержание вспомогательного персонала;
  • законодательной инициативы;
  • предлагать решения палаты и ее органов;
  • вести прием граждан, принимать меры по обеспечению прав избирателей, рассматривать их жалобы;
  • информировать народ о своей работе, работе парламента, в том числе и через средства массовой информации;
  • безотлагательного приема руководителями, должностными лицами государственных органов и организаций;
  • на неприкосновенность. Это право имеет цель оградить депутата от административного и уголовного преследования со стороны исполнительной власти под ложным предлогом. Ведь если уголовное дело возбуждено и к депутату применены меры пресечения, пройдут месяцы, пока суд сделает вывод о виновности или невиновности депутата, а депутат все это время не сможет работать в палате. Но, с другой стороны, право на неприкосновенность депутата может стать укрытием для преступников. Вот почему необходима дальнейшая нормативная проработка этого права депутата.

Депутаты имеют также множество материально-финансовых прав для осуществления своих полномочий, а также гарантий в области трудовых отношений.

На депутатов возлагаются следующие обязанности:

• соблюдать депутатскую этику (не употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, не допускать необоснованных обвинений в чей-либо адрес, не использовать заведомо ложную информацию, не призывать к незаконным действиям и др.);

предоставлять в налоговые органы и палату декларацию о доходах и сведения об изменении своего имущественного положения;
не разглашать сведения, которые могут иметь секретный характер;
соблюдать запрет на одновременное членство в другой палате или иных представительных органах, или в органах местного самоуправления;
не заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

В целом же следует отметить, что статус депутата довольно высок и для его реализации требуются немалые средства, поступающие от налогоплательщиков. Вот почему в процессе избирательной кампании всем гражданам следует внимательно изучать личность кандидатов в депутаты, чтобы определить, достойны ли они носить это высокое звание.

Понятие правового статуса парламентариев

Конституция РФ определяет Федеральное Собрание как единый орган государственной власти (ч. 1 ст. 11 и ст. 94).

Правовой статус парламентария — положение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, регламентированное нормами конституционного права. Его содержание охватывает широкий круг (систему) общественных отношений.

Правовая природа парламентария раскрыта в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». В ст. 1 этого закона сказано:

1. Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания РФ (далее — Совет Федерации) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.

2. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (далее — Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.

3. Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Замечание

То, что члены Совета Федерации представляют субъекты РФ, не вызывает сомнения. А вот можно ли считать, что каждый депутат Государственной Думы представляет народ страны? Все вместе депутаты Государственной Думы, как и все вместе члены Совета Федерации, безусловно, представляют весь народ страны. Это тоже бесспорно. Что же касаетсядепутатов Государственной Думы, избранных по общефедеральному округу по пропорциональной системе — по спискам, то каждый из них тоже представляет избирателей всей страны. А вот можно ли считать депутата Государственной Думы, избранного по мажоритарной избирательной системе по одномандатному округу, представителем всего народа страны? Вряд ли это будет точно. Правильнее сказать, что депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному округу, представляет в Думе избирателей своего округа, а сама Государственная Дума является представительным органом всего народа страны, и действовать она должна в интересах всего народа.

Как быть депутату Государственной Думы, избранному по одномандатному округу, в том случае, если воля, интересы избирателей его округа расходятся с волей большинства избирателей всей страны? Является ли воля избирателей его округа обязательной для депутата?

При такой ситуации депутат не может и не должен отстаивать волю меньшинства только потому, что эта воля исходит от избирателей его округа. Профессор И.П.Ильинскийв беседе для вновь избранных депутатов говорил, что депутат должен заботиться о нуждах своих избирателей, «но, ограничиваясь только этим, можно незаметно для себя сойти с государственных позиций на местническую. Депутату следует помнить, что на его округе свет клином не сходится. Поэтому, ни на минуту не забывая о потребностях своих избирателей, нельзя противопоставлять их другим общественным потребностям».

Гарантии деятельности

Рассматривая все тонкости и особенности правового статуса депутатов, следует определить то, что в его структуру входит и комплекс гарантий, которые устанавливаются для лица на весь период осуществления им своей деятельности. Благодаря этим гарантиям депутаты имеют возможность исполнять все свои законные действия без возможности создания каких-либо препятствий со стороны. В современной практике можно выделить две основные гарантии такого типа: депутатский индемнитет и иммунитет.

Что касается депутатского иммунитета, то данное понятие предусматривает определенную совокупность привилегий и преимуществ правового характера, которые позволяют обладателю мандата действовать без каких-либо препятствий, но в рамках своих законных прав.

Индемнитет — это некий комплекс гарантий правового характера, который сочетает в себе социальные гарантии. Именно этот комплекс направлен на обеспечение независимости рассматриваемой группы лиц. Индемнитет является частью своеобразного вознаграждения за труд, он способствует тому, что депутат утверждается как личность.

К основным гарантиям деятельности депутатов относится также социальное и материальное обеспечение.

Особенности статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания и Совета Федераций

Главная особенность статуса рассматриваемой группы лиц заключается в том, что он предполагает некую неприкосновенность депутата. Прежде всего, она выражается в том, что в отношении депутатов Думы запрещено проведение каких-либо личных досмотров, задержаний, арестов и даже заключения под стражу.

Кроме того, в отношении рассматриваемой группы сотрудники специализированных органов не имеют права проводить административно- и уголовно-процессуальные меры, ярким примером которых является обыск. Какие-либо меры принуждения могут быть применены лишь в том случае, если лицо было задержано прямо на месте преступления, а также если того требует соблюдение безопасности всего государства или отдельных граждан.

В том случае, если требуется привлечение депутата к ответственности, Генеральный прокурор РФ должен запросить на то разрешение у соответствующей палаты, к которой относится мандат лица. В том случае если палата даст отказ в предоставлении разрешения, он будет являться весомым основанием для снятия с депутата каких-либо обвинений и не привлечения его к уголовной или административной ответственности.

Все полномочия, которыми наделяет статус депутата Совета Федераций или Думы, являются действительными с момента присвоения мандата и до периода окончания срока его действия. В период его действия лица, имеющие мандат, не имеют права заниматься какой-либо трудовой деятельностью или бизнесом. Этой категории лиц разрешены занятия наукой и преподавание в высших учебных заведениях страны. В том случае, если будет установлено нарушение такого требования, по данному факту может быть произведен отзыв депутатского мандата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector