Как объяснить социальное партнерство в социальной сфере
Содержание:
- Понятие и формы соцпартнерства
- Главная задача государства
- Стороны социального партнёрства
- Органы партнерства
- Основные принципы социального партнерства
- Ярлыки
- Преимущества
- Исторические и теоретические истоки социального партнерства
- Основные понятия
- Философская категория социального договора применительно к трудовым правоотношениям
- Связь социального партнерства и рабочего права
- Правоприменение
- Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование
- Приоритеты деятельности в области социально-трудовых отношений и социального партнёрства
- Ответственность сторон
Понятие и формы соцпартнерства
Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.
Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.
Функции и принципы
Функции социального партнерства бывают:
- прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
- косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).
Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:
- взаимоуважение сторон;
- равноправие;
- наличие соответствующих полномочий;
- неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
- решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
- принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
- государство всячески содействует соцпартнерству;
- свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
- принятые обязательства должны быть выполнимыми;
- коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
- за выполнением обязательств осуществляется контроль.
Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.
Формы
Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.
Можно выделить:
- переговорный процесс;
- консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
- управление организацией работниками посредством своих представителей;
- разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.
Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).
Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве
В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.
Представителями государства могут быть:
- Министерство труда и социальной защиты РФ;
- Правительство России;
- служба занятости населения;
- администрация субъекта и прочие.
Представителями работников являются:
- профсоюз (в большинстве случаев);
- выборный непрофсоюзный орган.
Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.
В качестве представителя работодателя выступает:
- руководитель предприятия;
- если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
- уполномоченное лицо;
- совет директоров;
- управляющая организация;
- внешний или конкурсный управляющий;
- министерство и прочие.
Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.
Главная задача государства
В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.
В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.
Стороны социального партнёрства
Существует две стороны СП – это трудящиеся и работодатель. Данные группы должны представлять определенные люди, выбранные участниками. Они будут считаться представителями:
- Трудящихся. Как правило, это профсоюзы. Если сотрудники компании не участвуют в профсоюзах, они могут выбрать своего представителя путем тайного голосования.
- Работодателя. Это сам руководитель компании или его представители с соответствующими полномочиями. Также руководитель может быть участником некоммерческого объединения предпринимателей. Это союз, цель которого – отстаивание своих интересов перед профсоюзами и государственными структурами.
Главное правило СП – нужно выбрать одно лицо, которое будет представлять интересы всей группы.
Органы партнерства
Органы социального партнерства — это комиссии, которые регулируют социально-трудовые отношения на всех уровнях. В и состав на равных условиях входят представители всех сторон партнерства (то есть, работников, работодателей и государственных органов).
На государственном уровне создана Российская трехсторонняя комиссия, которая действует на постоянной основе. Ее членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители правительства. Деятельность комиссии регулируется соответствующим законом, который был принят в 1999 году.
На региональном уровне создаются трехсторонние комиссии, которые действуют в соответствии с общероссийским законодательством, а также местными нормативно-правовыми актами.
Территориальные комиссии осуществляют свою деятельность в рамках городов ли районов. Помимо общероссийского и регионального законодательства, их деятельность также регулируется положениями, принятыми органами местного самоуправления.
Отраслевые комиссии могут существовать как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Их основное предназначение — подготовка и заключение отраслевых соглашений.
Основные принципы социального партнерства
С помощью гражданского сотрудничества сглаживаются противоречия социально-трудовой сферы. Невозможно урегулировать господствующую частную собственность, в условиях соперничества труда и капитала.
Без основных принципов, на которых основано социальное партнерство, не достигнуть настоящего эффекта в любой деятельности общества:
- равноправия между сторонами, вправе каждого инициировать переговорный процесс;
- взаимоуважения с учетом интересов партнеров;
- заинтересованности участников в договоренности;
- государство содействует и укрепляет развитие демократических отношений;
- фигуранты соблюдают утверждения из законодательства, нормативные акты по трудовому праву, выполняют требования подписанных соглашений;
- полномочия представителей подтверждают документально протоколом, приказом;
- рассматриваются любые вопросы из производственной сферы в соответствии с ТК;
- обязательства принимаются в добровольном порядке, угрозы и принуждения исключены;
- фискальные, надзорные органы контролируют выполнение коллективного договора;
- на стороны накладывается ответственность за нарушения в трудовых соглашениях.
Когда нужно проводить индексацию заработной платы? Смотрите тут.
Для следования в соответствии с принципами существует порядок, где властвует закон и право, всегда видны внешние проявления взаимодействий в обществе.
Уровни
Прежде всего, ТК разделяет социальное партнерство по уровням:
- федеральным – регулирующим отношения;
- региональным – устанавливающих порядок в районах;
- отраслевым – управляющим конкретной отраслью;
- территориальным – функционирующим в населенном пункте;
- локальным – работающим на определенном предприятии.
Что такое социальное партнерство? Смотрите видео:
Формы
Взаимоотношения на любом уровне должны осуществляться на основании законодательных актов, а деловая, экономическая деятельность представлена в следующих формах:
- договора составляются в условиях коллективных переговоров;
- проведение взаимных консультаций в случае споров профсоюза с работодателем;
- совместное управление предприятием рабочими, профсоюзом во главе администрации;
- примирение в досудебном порядке работников с работодателями.
Ярлыки
-
аттестация персонала
(2) -
безвизовые иностранцы
(5) -
безработица
(8) -
Бюллетень «Судебная практика по трудовым спорам»
(2) -
Верховный Суд РФ
(1) -
военнослужащие
(1) -
вредные условия труда
(1) -
выплаты при увольнении
(6) -
дисциплинапная ответственность судьи
(1) -
Дисциплинарное судебное присутствие
(1) -
должностные инструкции
(1) -
дополнительные условия трудового договора
(3) -
задержка заработной платы
(1) -
заработная плата
(4) -
защита трудовых прав
(35) -
защита чести достоинства и деловой репутации
(4) -
звание «Ветеран труда»
(1) -
изменение существенных условий труда
(4) -
изучаем гражданское право
(6) -
изучаем трудовое право
(11) -
инвалиды
(2) -
иностранцы
(3) -
искусство самозащиты
(4) -
истории из жизни
(3) -
компенсация за неиспользованый отпуск
(3) -
компенсация за несоблюдение сроков судопроизводства
(1) -
консультации по трудовому праву
(20) -
конфликты на работе
(5) -
материальная ответственность
(4) -
материальная ответственность главного бухгалтера
(2) -
мое творчество
(2) -
Моральный вред
(2) -
Мосгорсуд
(1) -
мотивация персонала
(1) -
МРОТ
(1) -
невыплата заработной платы
(2) -
незаконное увольнение
(1) -
новое в законодательстве
(30) -
новости
(2) -
Нормативно-правовые акты
(13) -
образцы исковых заявлений
(11) -
оплата труда
(1) -
отказ в прием на работу
(2) -
отпуск
(5) -
отпуск по уходу за ребенком
(3) -
охрана труда
(3) -
ошибки в документах
(2) -
ошибки работника
(6) -
ошибки работодателя
(1) -
педагогические работники
(1) -
перевод работника
(1) -
передача должности
(1) -
перемещение работника
(1) -
поиск работы
(2) -
порядок исчисления нормы рабочего времени
(1) -
пособие по временной нетрудоспособности
(1) -
пособия
(4) -
пособия по беременности и родам
(4) -
постановления ВАС РФ
(1) -
правоохранительные органы
(1) -
предпринимательство
(1) -
премии
(1) -
проверка организации
(1) -
проверка трудовой инспекции
(1) -
прогул
(2) -
прожиточный минимум
(4) -
простой
(1) -
профсоюз
(1) -
работодателю на заметку
(17) -
разъяснения ВС РФ
(2) -
самореализация
(1) -
Северная надбавка
(1) -
собственный бизнес
(2) -
соглашение сторон
(2) -
сокращение штата
(6) -
соцзащита
(4) -
срок исковой давности
(1) -
срочный трудовой договор
(2) -
статьи
(1) -
статьи по трудовому праву
(1) -
субсидии
(2) -
суд
(2) -
судебная практика
(2) -
судебная практика по гражданским делам
(5) -
судебная практика по трудовым спорам
(66) -
судебный прецедент
(2) -
текучесть кадров
(1) -
теневые трудовые отношения
(3) -
трудовая книжка
(4) -
трудовой договор
(7) -
трудовой договор с иностранцем
(1) -
трудовые отношения
(11) -
трудоустройство
(3) -
увольнение
(22) -
увольнение за появление в состоянии алкогольного опьянения
(4) -
увольнение после декретного отпуска
(1) -
удлиненные отпуска
(1) -
Федеральная служба по труду и занятости
(1) -
ФСС
(4) -
хамство на работе
(1) -
центр занятости
(5) -
штраф за нарушение законодательства
(4) -
электронное правосудие
(1)
Преимущества
Социальное партнёрство в организации выгодно не только для трудящихся, но и для тех руководителей, которые заинтересованы в развитии компании. Главная польза партнерства – создание такой атмосферы, в которой сотрудник чувствует себя ответственным за благополучие предприятия. Компания перестает восприниматься как нечто чужое и враждебное, так как трудящийся принимает непосредственное участие в ее развитии. Все это благоприятно сказывается на лояльности работников, показателях их трудоспособности, инициативности. Работникам СП выгодно потому, что помогает отстаивать законные интересы правовым путем. Несмотря на все выгоды, система соцпартнерства в России развита плохо.
Исторические и теоретические истоки социального партнерства
Когда прекращение первобытных, традиционных отношений разрушило солидарность, основанную на «кровном родстве» либо на разделении труда (скажем, солидарность охотников или ремесленников), все больше стала обнаруживаться беззащитность людей, антагонистичнее становились их отношения, более массовыми и грозными конфликты.
Историческое развитие рыночной экономики и соответствующих ей отношений все очевиднее вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Так, все чаще возникали забастовки как одна из распространенных форм социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям определенных требований (экономических либо политических). Высшей формой забастовочной борьбы стала всеобщая политическая стачка, используемая в фазе революционного подъема пролетариата. К концу ХIХ-началу ХХ в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.
В крупных западных странах в ХХ в. забастовочное движение приобрело значительный размах. В США, например, в период 1948-1957 гг. ежегодное число забастовок составляло 3-5 тыс. с числом бастующих по 2-4 млн человек. Большое распространение забастовки получили и в Европе, особенно во Франции и Италии. В 1948 г. во Франции, к примеру, в забастовках участвовали более 6 млн человек. И, по сути, каждый год было по 1,5-3 тыс. забастовок.
Социальная конфликтность, возникшая, в принципе, много раньше, давно привлекала внимание мыслителей. В числе первых на эту проблему обратил внимание английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
В своих работах он показал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий.
Необходимость поиска согласия стала сутью идеи об «общественном договоре», которую широко развивал известный философ-просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Такой договор, по мысли философа, способен вернуть людям общее согласие и мир.
Немецкий философ И. Кант (1724-1804) был активным сторонником компромисса в общественно-экономических отношениях. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон и поэтому требующие взаимных уступок, компромисса.
В России идеи социального мира, «товарищества» распространял в своих трудах экономист и социолог В. В. Берви-Флеровский (1829-1918). В работе «Положение рабочего класса в России» он резко критиковал полный произвол хозяина по отношению к работнику, ужасающие условия быта рабочих и их детей. Но выход ученый видел не в противостоянии, а в солидарности, в товариществе. Он писал, что «борьбе за существование» нужно противопоставить «союз за существование».
Еще выразительнее эти идеи звучат у русского экономиста Н. Х. Бунге (1823-1895), бывшего одно время Председателем Кабинета Министров. Он подчеркивал, что взаимодействие в производстве и отношения предпринимателей и рабочих — стороны одного процесса. Поэтому не враждуя, а подавая руку друг другу они могут добиться общего успеха. Формулой успеха он считал участие рабочих в прибылях.
Важную роль государства и законодательства в регулировании и согласовании противоречивых интересов работников и капиталистов раскрывал в своих работах В. П. Литвинов-Фалинский, изучавший промышленное развитие России в начале ХХ в. Именно государство должно заниматься балансированием интересов работников и собственников, считал он.
Итак, теоретической основой социального партнерства явилось углубляющееся понимание того, что процесс производства и воспроизводства объективно осуществляется на базе взаимодействия труда и капитала, он невозможен при столкновении и несовместимости интересов его сторон — работодателей и работников. Но это понимали в то время только теоретики.
Резкое нарастание реальных противоречий и противостояний привело к тому, что в начале ХХ в. оказались непримиримыми и две теории:
Основные понятия
СП начало формироваться в 20 веке, когда стало ясно, что антагонизм рабочего класса и работодателя не приводит ни к чему хорошему. Тогда же активно начали развиваться профсоюзы, являющиеся эффективным инструментом для отстаивания прав трудящихся. СП – это целая культура, наиболее развитая в европейских странах. Рассмотрим основные понятия партнерства.
Коллективный договор
Коллективный договор фиксирует договоренности между трудящимися и работодателем. Обычно это соглашение касается таких вопросов, как:
- Размер зарплат и разного рода компенсаций.
- Порядок увеличения зарплаты в зависимости от инфляции.
- Порядок выплаты компенсаций при сверхурочной службе, работе ночью и в выходные.
- Занятость сотрудников.
- Длительность рабочего дня (в том числе для отдельных категорий сотрудников).
- Продолжительность оплачиваемого отпуска.
- Охрана труда.
- Обязательства участников соглашения перед друг другом.
Соглашение заключается между предпринимателем и профсоюзом или представителем сотрудников.
ВНИМАНИЕ! Коллективный договор не может противоречить закону. Он не должен ухудшать положение трудящихся
Коллективные переговоры
Именно на коллективных переговорах принимаются различные соглашения. Инициировать их может представитель любой из сторон. Для этого нужно отправить соответствующее уведомление. Сторона, получившая его, обязана вступить в переговоры в течение недели. Для ведения мероприятия нужно собрать комиссию из представителей сторон. Также устанавливается повестка собрания.
ВАЖНО! Трудящиеся имеют право подкреплять свои требования митингами и пикетами, проведенными в свободное от работы время
Философская категория социального договора применительно к трудовым правоотношениям
Демократизация и либерализация общественных отношений влечет за собой переосмысление трудовых отношений между работниками и работодателями. В ходе перестройки правоотношений место капиталистического диктата работодателя или коммунистического диктата власти занимают правоотношения, завязанные на диалоге, призванном уравновесить соотношение сил в трудовых правоотношениях. Как следствие, органы власти различных уровней вступают в эти правоотношения в качестве верховного регулятора, определяющего не частные, а общие вопросы трудовых правоотношений.
Безусловно, «социальное партнерство» всего лишь веяние времени, поскольку истинное партнерство между работодателями и наемной рабочий силой попросту невозможно в виду антагонистичности их интересов. То есть понятие «социальное партнерство» — это в большей степени философское направление трудового права, нежели прикладное. Однако некоторые аспекты трудового партнерства могут быть внедрены в практику, поскольку при общей антагонистичности интересов в некоторых направлениях интересы работодателей и работников могут и совпадать, хотя и по разным основаниям.
Так, для работодателя важно получение прибылей и сверхприбылей при относительно недорогой стоимости рабочей силы, в то время как работники заинтересованы в стабильности работы, получении заработной платы и хотя бы минимальной социальной защищенности. Таким образом, социальное партнерство — это хрупкий мост между общими интересами и естественными конфликтами интересов
Для поддержания функциональности моста работодателям и работникам необходимо разрабатывать методы поддержания «социального мира», позволяющего сторонам трудового отношения соблюдать собственные интересы, не причиняя при этом ущерба контрагенту
Таким образом, социальное партнерство — это хрупкий мост между общими интересами и естественными конфликтами интересов. Для поддержания функциональности моста работодателям и работникам необходимо разрабатывать методы поддержания «социального мира», позволяющего сторонам трудового отношения соблюдать собственные интересы, не причиняя при этом ущерба контрагенту.
Связь социального партнерства и рабочего права
В общем понимании предмет соцпартнерства более обширен по своему смыслу, чем предмет коллективного трудового права. Последний, в свою очередь изменяется лишь в согласии с коллективными взаимоотношениями, по поводу осуществления работы, а предметом соцпартнерства могут выступать как обозначенные нами вопросы, так и взаимоотношения, которые находятся за пределами их границ, например, сюда можно отнести сферу соцобеспечения, здравоохранения и другое подобное этому.
Авторитетный профессор И.Я. Киселев дает определение правовым рамкам соцпартнерства и характеризует его как комплекс определенных правовых норм, которые управляют статусом и правами профсоюзов, равно как и организаций предпринимателей, их общее сотрудничество на отдельных предприятиях и даже вне них; такие коллективные договоры, стоит особо отметить ту их часть, в которой они оказывают огромное и масштабное содействие смягчению любых трудовых конфликтов (а именно обязанность соц мира во время действия договора или соглашения); решение общих рабочих споров в первую очередь с помощью переговоров и в конце концов, достижение взаимовыгодных компромиссов на базе двустороннего и даже трехстороннего сотрудничества между собой.
По мнению многих уважаемых руководителей управления Федерации Профсоюзов касательно вопросов оказания должной защиты любых экономических интересов рабочих, “объектом соцпартнерства являются все вопросы социально-экономической и рабочей области, потому как невозможно вместить в единую или в несколько отдельных статей все актуальные жизненные направления, в следствии которых заключаются договора соцпартнерами; в законодательстве не найти полного перечня социально-трудовых взаимоотношений, кроме отдельных рабочих отношений, в то время как к социально-трудовым также можно смело отнести отношения занятости, соцстрахования, соцобеспечения, здравоохранения, образования, гарантию жильем, стабильность на рынке работы, ценообразование на рынке спроса”.
Если обобщить итоговое понимание, то предметом соцпартнерства может выступать абсолютно любой вопрос по социально-экономическому содержанию в общественной жизни граждан, касательно которого соцпартнеры полагают за свой долг, достичь согласия. С противоположной стороны, стандарты о соцпартнерстве своей частью, которые координируют сферу применения работы, они в совокупности составляют институт общего рабочего права. Таким образом, соцпартнерство можно рассматривать как основной принцип работы и функционирования субъектов общих рабочих отношений, а также как правовой институт. Соцпартнерство, если рассматривать его как правовой институт – это общее положение норм, которые определяют взаимоотношения между соцпартнерами, то есть рабочими коллективами наемных рабочих и их прямыми представителями (профсоюзами, а также разными другими представителями) между работодателями и их личными представителями. Еще существуют также случаи взаимодействий между объединениями определенных субъектов касательно координирования рабочих и социально-экономических взаимоотношений в области применения наемной работы и решении вопросов общих рабочих споров и разногласий.
Правоприменение
Не могут быть предметом социального партнерства правоотношения, выходящие за его рамки. Так, не могут быть разрешимы в договорном порядке правоотношения, связанные с государственным регулированием трудовых отношений, а именно:
- правоотношения, связанные с госконтролем и по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства;
- нормы трудового права в целом;
- специфика рассмотрения трудовых споров в судебных инстанциях;
- отношения по разрешению трудовых споров в суде;
- отношения, связанные с обязательным социальным страхованием.
Однозначно в сферу действия социально-правового партнерства попадают:
- правоотношения, связанные с добровольным социальным страхованием;
- полномочия профсоюзов;
- досудебный порядок урегулирования трудовых споров.
Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование
Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:
Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.
Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере. Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.
Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей. Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:
- Конвенция №98, принятая в 1949 году.
- Рек. №91 от 1952 г.
- Рек. №94 от 1952 г.
- Рек. №113 от 1960 г.
- Рек. №149 от 1975 г.
- Рек. №152 от 1976 г.
- Рек. №151 от 1978 г.
- Рек. №159 от 1978 г.
- Конвенция №154 от 1981 г.
- Рек. №163 от 1981 г.
Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство
Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991. Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России
На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:
- Раздел II в целом. Все статьи данного раздела так или иначе, но посвящены непосредственно соцпартнёрству в России. Далее будут рассмотрены ключевые документы данного раздела.
- Ст.23. Данная статья предоставляет определение термина «социальное партнерство» в качестве системы взаимоотношений работодателей, сотрудников, органов власти и местного самоуправления.
- Ст.24. В означенной статье устанавливаются основополагающие принципы партнёрства.
- Ст.25. Её положения определяют стороны социального партнёрства.
- Ст.26. В означенной статье регулируются уровни социального партнёрства.
- Ст.27. В ней регламентируются возможные формы социального партнёрства.
- Ст.35. Она устанавливает органы социального партнёрства.
- Ст.54. Её нормативами регулируется ответственность сторон социального партнёрства за уклонение от необходимых мероприятий.
- Ст.55. Данной статьей регламентируется ответственность сторон соцпартнёрства за нарушение действующих его принципов.
Соцпартнёрство является, в первую очередь, базовым теоретическим термином, характеризующим трудовые взаимоотношения, а не каким-либо обособленным видом взаимоотношений.
Приоритеты деятельности в области социально-трудовых отношений и социального партнёрства
— Оценка и подготовка предложений по экономической политике социально-трудовым отношениям; участие ФНПР в формировании федеральной бюджетной политики, анализ её влияния на оплату труда, занятость, общеэкономические условия в России; — Анализ влияния инфляционных процессов на трудовые отношения и уровень жизни работников; участие ФНПР в разработке и оценке реализации федеральных стратегий, концепций, проектов и других нормативных правовых актов в области общеэкономического развития Российской Федерации в целом и её отраслей по вопросам, затрагивающим формирование заработной платы, занятость населения, взаимодействие профсоюзов с работодателями и государством;
— Внедрение стандартов достойного труда и достойной занятости, определённых Международной организацией труда;
— Всесторонняя работа по вопросам формирования заработной платы и её составных частей, государственных гарантий в сфере оплаты труда;
— Всесторонняя работа по вопросам, затрагивающим занятость населения, безработицу, трудовую миграционную политику;
— Организация работы профсоюзной стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
— Организация работы по подготовке и заключению Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, организация контроля за реализацией Генерального соглашения, разработка профильных разделов Генерального соглашения;
— Взаимодействие с комитетами, комиссиями и рабочими группами Федерального Собрания Российской Федерации и международными организациями по вопросам социально-экономического развития и социально-трудовых отношений;
Ответственность сторон
Нарушение условий СП предполагает следующую административную ответственность:
- Штраф в размере 1000-3000 руб. за уклонение от переговоров, касающихся заключения или дополнения коллективного соглашения (согласно 5.28 КоАП).
- 1000-3000 руб. за то, что работодатель или его представители скрывают или не предоставляют в срок информацию, нужную для ведения переговоров и составления соглашения (согласно 5.29 КоАП).
- 3000-5000 руб. за отказ без уважительных причин от заключения коллективного соглашения (5.30 КоАП).
- 3000-5000 руб. за невыполнение пунктов договора (5.31 КоАП).
- 1000-3000 руб. от уклонения от примирительных мероприятий в случае возникновения конфликта (5.32 КоАП).
- 2000-4000 руб. за нарушение соглашений, заключенных в ходе примирения сторон (5.33 КоАП).
ВАЖНО! Если работодатель нарушает положения коллективного договора, игнорирует необходимость примирения, трудящиеся вправе организовать забастовку