Зарплата учителей в россии и москве. какая зарплата у учителя начальных классов?
Содержание:
- Какие преимущества и ограничения давал статус учителя
- Как учитель может заработать больше
- Ученико-часовая оплата труда
- НСОТ против ЕТС
- Повышающий коэффициент
- Сколько получают учителя математики на Западе?
- Классное руководство
- Средняя зарплата учителя в России в 2020-2021 году
- Что говорят педагоги
- Частные и государственные школы: разница
- Рейтинг регионов по средней зарплате учителей 2021
- Профессия «учитель»
- Из каких сословий происходили учителя
- Доходы высокие
- Сколько зарабатывает учитель начальных классов
Какие преимущества и ограничения давал статус учителя
Многие учителя — преподаватели гимназий и казённых училищ — состояли на государственной службе. Это давало учительству определённые преимущества: стабильность статуса, чин, личное, а иногда и потомственное дворянство, некоторое продвижение по службе, пенсию. Также учителям государственных образовательных учреждений могло предоставляться жильё с компенсацией затрат на его отопление и освещение.
Воспитатель дворянского института, статский советник, преподаватель Мариинской женской гимназии в Нижнем Новгороде. Фото: Максим Дмитриев / Мультимедиа-арт-музей, Москва / Московский дом фотографии
Согласно Табели о рангах чин XIV класса давал личное дворянство. Этот чин, к примеру, при поступлении на службу получал учитель приходского училища. Фактически таким образом человек мог подняться из низшего в высшее сословие, но, конечно, лишь при условии, что он не крепостной. Личное дворянство распространялось только на самого человека и его супругу и не передавалось по наследству. Также личные дворяне не имели права голоса на дворянских собраниях. Потомственное дворянство было лишено всех этих ограничений и давалось чиновникам VIII класса. Получить его учителю можно было, по сути, только работая в гимназии.
Однако положение «государевых людей» также ставило учителей в жёсткие рамки. Само государство видело в учителях проводников государственной идеологии. Поэтому учитель гимназии, например, согласно официальным требованиям, должен был быть религиозен, лоялен и верен престолу, в чём приносил соответствующую присягу. От многих учителей при поступлении на работу требовали письменное обязательство не участвовать в политической деятельности.
Учителя гимназий и училищ с 1864 года обязаны были носить форменную одежду. Мундир отчётливо указывал на то, что учитель — чиновник.
А вот форма одежды преподавательниц изначально никак не регламентировалась. Лишь в 1900 году учительницам гимназий и прогимназий было предписано являться на работу в платьях синего цвета. Такая разница в отношении к учителям-мужчинам и женщинам не удивительна: женщинам и государственная служба была недоступна.
Учителя гимназий и прогимназий получали определённые служебные привилегии и право на пенсию, за исключением преподавателей подготовительных классов, музыки, живописи, танцев, рукоделия. Также наставники гимназистов имели право на бесплатное обучение своих детей в тех учебных заведениях, где сами работали. Для этого родитель должен был прослужить в гимназии определённый срок.
Кроме того, учителей гимназий могли награждать официальными государственными наградами. Так, после трёх лет работы педагог мог быть представлен к ордену Св. Станислава, а после 12 лет — к ордену Св. Анны, после 35 — Св. Владимира. Правда, на последний имел право лишь директор гимназии, так как орден Св. Владимира присуждался чину не ниже V класса Табели о рангах. Женщин-учителей это — увы! — не касалось. Их награждали различными медалями.
Правда, орден не только не предполагал какого-то дополнительного денежного вознаграждения для своего обладателя, но и требовал от него уплаты определённого взноса. Зато в старости орденоносец получал право на ежегодную пенсию: от 50 до 600 рублей.
Остальные работники образования тоже имели право на пенсию. Правда, учителя «попроще» (не преподаватели гимназий) получили его лишь в начале XX века. Размер и форма получения пенсии зависели от стажа учителя:
- прослужившие от 10 до 20 лет получали единовременное пособие в виде одного годового жалованья;
- от 20 до 25 лет — ежегодные выплаты размером в половину годового жалованья;
- 25 лет и более — ежегодную пенсию в размере полного оклада.
Как учитель может заработать больше
Сколько получает классный руководитель
За классное руководство предусмотрена доплата, которая составляет 5 тыс. руб., и предоставляется максимум за ведение двух классов. Следовательно, классный руководитель при полной загруженности по внеклассной работе может получить не более 10 тыс. руб. ежемесячно. Каждая доплата предоставляется согласно письменному заявлению.
Выплаты классному руководителю полагаются независимо от общей численности учеников в классе либо классе-комплекте.
Зарплата учителя начальных классов
В среднем заработок учителя младших классов в столице находится на уровне 50 тыс. руб., в то время как показатель по России составляет 29,4 тыс. руб. Отметим, что на размер оклада влияет престижность учебного заведения, количество обучающихся школьников. Опираясь на эту информацию, поступает на школу денежное финансирование.
Чтобы у педагога была возможность зарабатывать больше, некоторые соглашаются заниматься с классом, в котором до 35 человек. За каждого ученика свыше положенной нормы предусмотрена доплата в размере 800 руб.
В ходе расчета заработной платы учителя начальных классов используется повышающий коэффициент 1,2.
Педагогу полагаются доплаты:
- если учитель имеет звание заслуженного – 10 тыс. руб.;
- стимулирующая часть – 16,9 тыс. руб.
Каждый педагог получает баллы за организацию культурно-массовых мероприятий, кружковую деятельность по интересам, экскурсионную и другую внеклассную работу. Между сотрудниками, исходя из количества баллов, распределяются 15%, выплачиваемые фондом оплаты труда. Доходы наиболее активных учителей могут доходить до 90-100 тыс. руб.
Что касается зарплаты в частной школе, ее начисляют за один урок с одним ребенком, и за него платят родители 500 руб. Если класс состоит из 20 школьников, заведение получает 10 тыс. руб. Из них учителю полагается 50%. Зарплата учителя начальных классов после вычетов составляет 80 тыс. руб. в месяц.
Сколько получает учитель в частной школе
Зарплаты учителей, работающих в частных учебных заведениях, отличаются другими условиями. Здесь упор сделан на качестве образования, а бумажная работа второстепенна.
Сегодня и учителя, не имеющие опыт работы, и педагоги с солидным стажем все чаще отдают предпочтение частным образовательным учреждениям. Обусловлено это тем, что учебные заведения свои услуги предоставляют на платной основе, и требования к навыкам и квалификации учителя гораздо выше. В этой связи зарплата в 1,5-2 раза превышает вознаграждение государственных школ или гимназий. Следовательно, если в среднем доходы находятся на уровне 40 тыс. руб., заработная плата учителя младших классов, работающего в частном учреждении, достигает 70-100 тыс. руб. ежемесячно.
Право воспользоваться льготной пенсией по выслуге лет у учителя имеется. Однако стоит учесть, что это возможно лишь при условии, что частное заведение прошло государственную аккредитацию, соответственно, получило лицензирование, и работа считается педагогической деятельностью.
Есть ли у учителя карьерный рост
Действующий учитель вполне реально может быть назначен как завучем, так и руководителем образовательного учреждения. Хотя иногда специалиста приглашают со стороны. При отборе кандидатов на роль руководителя школы, гимназии или лицея смотрят на специалиста, который должен отвечать требованиям, прописанным в законодательстве. В данном случае есть два варианта:
- У учителя должен быть минимум 5-летний стаж, высшее педагогическое образование, курсы управленческого профиля либо менеджера. Необходимый стаж учитель набрать может и в должности завуча.
- У управленца есть диплом в области образования. Менеджер получить преподавательский опыт может в образовательном учреждении.
Следовательно, у кадрового педагога должен быть диплом менеджера и опыт управления, однако порой руководителем назначают специалиста и без такового опыта. Деятельность директора состоит из двух направлений: педагогическое и административное.
Зарплата директора школы состоит из базового оклада и стимулирующих выплат. Произвести расчет заработной платы руководителя вовсе не сложно. Необходимо к должностной ставке добавить 20%.
Если директор школы осуществляет деятельность в праздничные и выходные дни, по законодательству ему положен двойной оклад. Исходя из российского законодательства, зарплата руководителя учебного учреждения не должна превышать 3 зарплат учителей, работающих в этом заведении.
Уровень заработной платы директоров столичный школ колеблется в диапазоне 50-118 тыс. руб.
Ученико-часовая оплата труда
По сути, это почасовая оплата труда, где доход сотрудника зависит от объема выполненной им работы. Чаще всего ее применяют в отношении совместителей.
Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.
Согласно письму Минобрнауки № ИК-244/03, оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:
Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно. Посчитаем, сколько получает педагог-математик, если он:
- обучает 525 человек во всей школе;
- работает 36 часов в месяц;
- за сложность предмета получит коэффициент 0,1, а за категорию — 0,2;
- стоимость ученико/часа — 20 руб.
Подставляем в формулу и получаем:
Помимо этой суммы, ему доплатят за проверку тетрадей, классное руководство, ведение кабинета, иные обязанности.
НСОТ против ЕТС
С 1992 года в России труд педагогов оплачивался в соответствии с единой тарифной сеткой (ЕТС). Она предназначалась для всех работников бюджетной сферы. Согласно ЕТС существовало 18 разрядов, из которых наивысшим был 18-й.
Ровно десять лет назад – с 1 декабря 2008 года – в стране ввели новую систему оплаты труда (НСОТ), отменив ЕТС. Согласно новой системе, зарплата учителя теперь состоит из трех частей:
оклад (устанавливается по уровню профессиональной квалификационной группы);
компенсационные выплаты (доплата за совмещение должностей, интенсивность нагрузки, внеурочную работу, северные коэффициенты и пр.), они установлены действующим законодательством;
стимулирующие надбавки (премии, выплаты за выслугу лет и т.д.), которые директор распределяет между сотрудниками
Важно! Если учитель работает по совместительству в нескольких учебных заведениях, он имеет право получать стимулирующие выплаты в каждом из них.. Реформа преследовала благие цели: школьное руководство может самолично распоряжаться фондом заработной платы, поощряя самых опытных и инициативных сотрудников
При этом федеральный зарплатный фонд увеличивается на 30 % — эти средства как раз направлены на выплаты стимулирующих надбавок. Но это все в теории. В реальности же НСОТ встречает больше критики, чем похвалы. Распространено мнение, что реформа сыграла на руку лишь школьной администрации: зарплаты директоров выросли аж на 50 %, а вот рядовым учителям пришлось испытать сокращение зарплаты чуть не на 30 %. Виновато в этом нежелание руководства проводить стимулирующие выплаты. К тому же большинство педагогов не понимают принципов, на которые опирается директор при распределении стимулирующих выплат. Недостаточная информированность, естественно, порождает недовольство. В общем, получилось по принципу, высказанному Виктором Черномырдиным в бытность его председателем правительства: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»
Реформа преследовала благие цели: школьное руководство может самолично распоряжаться фондом заработной платы, поощряя самых опытных и инициативных сотрудников. При этом федеральный зарплатный фонд увеличивается на 30 % — эти средства как раз направлены на выплаты стимулирующих надбавок. Но это все в теории. В реальности же НСОТ встречает больше критики, чем похвалы. Распространено мнение, что реформа сыграла на руку лишь школьной администрации: зарплаты директоров выросли аж на 50 %, а вот рядовым учителям пришлось испытать сокращение зарплаты чуть не на 30 %. Виновато в этом нежелание руководства проводить стимулирующие выплаты. К тому же большинство педагогов не понимают принципов, на которые опирается директор при распределении стимулирующих выплат. Недостаточная информированность, естественно, порождает недовольство. В общем, получилось по принципу, высказанному Виктором Черномырдиным в бытность его председателем правительства: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Повышающий коэффициент
В части регионов нашей страны, для которых характерны трудные природные и другие условия, что ведет к увеличенным рискам для здоровья, а также более высоким ценам на товары и услуги по естественным причинам, трудящимся выплачивают повышающий коэффициент. Главным образом, это районы, охватывающие большие территории на востоке и севере страны.
Разумеется, эти выплаты распространяется и на учителей, которые проживают на этой территории. Как рассчитывается общий объем зарплаты учителя начальных классов? Выплаты производятся путем начисления коэффициента на официальные доходы согласно утвержденным нормам и прибавлением получившейся суммы к основному окладу.
Сколько получают учителя математики на Западе?
В большинстве стран уровень зарплаты у школьных учителей не слишком велик, хотя в целом он в основном соответствует среднему уровню дохода граждан. Например, в Германии учитель может получать 3500-4000 евро. Но здесь тоже многое зависит от стажа (чем больше опыт работы, тем выше зарплата). Кроме того, в этой стране преподаватели могут вести несколько предметов сразу, причем даже из разных областей знания. Различаются зарплаты и в зависимости от места проживания специалиста. Например, в Рейн-Вестфалии они ниже, чем в Баварии.
В США также учителя могут вести сразу несколько предметов. И здесь им могут доплачивать за проведение внешкольных занятий. Кроме того, уровень зарплаты напрямую зависит от результатов профессиональных тестов. Но в то же время есть зависимость и от штата, в котором они проживают. Например, в Южной Дакоте школьные учителя получают только порядка 3500 долларов в месяц, а в Калифорнии – 7500 долларов. В то же время в частных школах учителя математики могут получать и 12 тысяч долларов ежемесячно.
Классное руководство
Кроме всего прочего, учителю добавочно выдают оплату за координацию деятельности детей в классе вне учебного процесса. Классное руководство – важный вид деятельности учителя, ведь кроме уроков, на которых школьники изучают различные дисциплины, есть внеучебная и внешкольная работа. Контролировать ребят на этом этапе во многом должен классный руководитель, назначенный из педагогического штата. Естественно, что эта работа, сложная, многообразная и трудоемкая, должна оплачиваться дополнительно. А поскольку все учителя начальных классов благодаря специфике своей профессии являются классными руководителями, такая форма денежного поощрения выдается всем.
Средняя зарплата учителя в России в 2020-2021 году
Надо отметить, что при составлении рейтинга учитывалась зарплата педагогов в образовательных учреждениях федерального, областного и муниципального подчинения. В муниципальных организациях заработная плата, как правило, получается значительно ниже среднего значения.
Средняя зарплата учителей в России, по данным Росстата за 2020 год, составила 43 664 рублей. При этом средняя зарплата в учреждениях федерального подчинения достигает 74 860 рублей, регионального — 67 776 руб., а муниципального — 37 704 руб.
В подавляющем большинстве регионов России зарплата педагогов превышает размер среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников. Исключение составили только Ненецкий авт. округ, республики Алтай и Тыва, Забайкальский край, а также Мурманская и Магаданская области.
Что говорят педагоги
Ольга Субботина:
— Работаю учителем английского языка в подмосковной школе, есть свой кабинет и классное руководство. Нагрузка 32 часа в неделю. Работа нравится, тем более что до дома две минуты ходьбы. В прошлом году получала почти 70 000. А в этом году директор все доплаты срезала. В результате получаю теперь по 35 000 в месяц, а нагрузка почти не изменилась. Обидно очень! Но я уже решила. Этот год и следующий буду ездить три раза в неделю на курсы повышения квалификации. А потом устроюсь на работу в Москву, у них в школах зарплаты хорошие!
Светлана Шмелева:
— Я из Калужской области, работаю в колледже. Оплата почасовая, 140 рублей за урок. Получается, что при нагрузке в одну ставку (18 часов в неделю) зарплата будет 10 000 рублей. А при этом средняя по области у нас 40 000. Вот как раз за счет директоров так и получается!
Нина Варламова:
— Я из Екатеринбурга. Ставка учителя у нас 9 000 рублей. За классное руководство платят, за проверку тетрадей, за свой кабинет – и это все такие крохи! За все вместе набегает 27 000. Работают у нас все учителя на две ставки, на одну-то не прожить!
Татьяна Гладких:
— Я вот московский учитель. Высший разряд, 34 года педагогического стажа, нагрузка 28 часов в неделю (18 уроков плюс 10 часов продленки). Так если мои скромные 50 000 сложить со 140 000 директорской зарплаты, то как раз и получится средняя зарплата учителя 95 000. Средняя температура по больнице, в общем…
Евгений Симоненко:
— Живем во Владивостоке. Жена работает в так называемой школе с пансионом (раньше это была школа-интернат). Получает 22 000 вместе с классным руководством. А уж детишки там… Стульями замахиваются, грозятся… И это в 4-м классе!
Сергей Ручко:
— В моем родном Челябинске учитель получает от 18 000 до 24 000 рублей. Дополнительные часы в нашей школе директор не дает, а нас же еще этими часами и шантажирует. У меня, например, нагрузка в неделю 34 часа. Получаю 23 800 наших российских рубликов.
Ирина Маркова:
— Я из Сочи, летней нашей столицы. Учителем работаю почти 30 лет. Получаю 30 000 при нагрузке 38 часов в неделю. И это со всеми доплатами: за категорию, за классное руководство и т. д. Школа работает в две смены. Ухожу из дома в 7 утра, к 17.00 возвращаюсь. А потом дома проверяю тетради, пишу планы, отчеты и пр. В отпуск не ездила 20 лет. Молодые ребята после педвузов приходят, но больше чем на год их не хватает.
Мария Алехина:
— Живем в Подмосковье. Муж работает в Москве на трех работах: преподавателем в музыкальной школе, музыкальным руководителем в образовательном центре и аккомпаниатором в досуговом центре. В месяц он зарабатывает примерно 70 000, и это со всеми надбавками и премиями. Правда, есть один плюс: мужу удалось выстроить график работы таким образом, что у него получается 3–4 рабочих дня в неделю. Но в эти дни он уезжает из дому в шесть утра, а возвращается к девяти вечера.
Галина Костенко:
— Живем в Сыктывкаре. Моя дочь работает учителем рисования, нагрузка 26 часов в неделю. Часы для кружковой работы с детьми школьная администрация не дает, потому что это время выделяется на подготовку к экзаменам: то к ГИА, то к ЕГЭ. Получает она 33 000 в месяц.
Частные и государственные школы: разница
Как учителя без опыта работы, так и опытные педагоги все чаще уходят работать в частные образовательные учреждения. Это продиктовано тем, что последние предоставляют свои услуги платно, а требования к квалификации педагога и его преподавательским навыкам гораздо более высокие. Благодаря этому зарплата отличается примерно в 1,5-2 раза не в пользу государственных учреждений. То есть, если средняя зарплата по региону составляет 50 тысяч рублей, зарплата учителя начальных классов в частном заведении может достигать 70-100 тысяч рублей в месяц.
Отличия зависят от предмета, выбранного учителем, его опыта работы и размера школы. Нюансы заключаются в том, что зарплату учителю в частной школе могут назначать вне зависимости от его категории и нагрузки. Даже обучая один класс , он может получать столько же, сколько и его коллега на вакансии в государственной школе, взявший пять классов.
Рейтинг регионов по средней зарплате учителей 2021
по федеральным округам
Центральный федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
г. Москва |
98 197 |
2 |
Московская область |
57 525 |
3 |
Белгородская область |
38 711 |
4 |
Калужская область |
36 973 |
5 |
Тульская область |
34 923 |
6 |
Ярославская область |
34 221 |
7 |
Владимирская область |
32 885 |
8 |
Липецкая область |
32 778 |
9 |
Воронежская область |
31 308 |
10 |
Рязанская область |
31 224 |
11 |
Тверская область |
31 181 |
12 |
Курская область |
31 093 |
13 |
Костромская область |
30 391 |
14 |
Смоленская область |
29 870 |
15 |
Орловская область |
28 918 |
16 |
Брянская область |
28 331 |
17 |
Тамбовская область |
26 877 |
18 |
Ивановская область |
26 841 |
Северо-Западный федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
Ненецкий авт. округ |
84 284 |
2 |
Мурманская область |
59 835 |
3 |
г. Санкт-Петербург |
59 766 |
4 |
Республика Коми |
50 839 |
5 |
Ленинградская область |
49 097 |
6 |
Архангельская область без авт. округа |
46 458 |
7 |
Республика Карелия |
42 223 |
8 |
Вологодская область |
37 720 |
9 |
Калининградская область |
34 585 |
10 |
Новгородская область |
30 843 |
11 |
Псковская область |
28 988 |
Южный федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
г. Севастополь |
41 574 |
2 |
Краснодарский край |
34 797 |
3 |
Республика Крым |
33 060 |
4 |
Астраханская область |
31 990 |
5 |
Ростовская область |
31 057 |
6 |
Волгоградская область |
30 704 |
7 |
Республика Адыгея |
28 356 |
8 |
Республика Калмыкия |
27 524 |
Северо-Кавказский федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
Ставропольский край |
28 686 |
2 |
Республика Дагестан |
26 710 |
3 |
Чеченская Республика |
25 765 |
4 |
Республика Северная Осетия — Алания |
25 581 |
5 |
Карачаево-Черкесская Республика |
24 339 |
6 |
Кабардино-Балкарская Республика |
24 096 |
7 |
Республика Ингушетия |
23 691 |
Приволжский федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
Пермский край |
35 886 |
2 |
Республика Татарстан (Татарстан) |
34 726 |
3 |
Нижегородская область |
34 708 |
4 |
Республика Башкортостан |
33 916 |
5 |
Самарская область |
33 914 |
6 |
Оренбургская область |
33 165 |
7 |
Удмуртская Республика |
32 717 |
8 |
Пензенская область |
30 824 |
9 |
Саратовская область |
30 590 |
10 |
Кировская область |
29 811 |
11 |
Ульяновская область |
29 193 |
12 |
Чувашская Республика — Чувашия |
28 788 |
13 |
Республика Марий Эл |
28 234 |
14 |
Республика Мордовия |
26 122 |
Уральский федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
99 645 |
2 |
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра |
70 374 |
3 |
Тюменская область без авт. округов |
49 933 |
4 |
Свердловская область |
42 745 |
5 |
Челябинская область |
35 282 |
6 |
Курганская область |
29 136 |
Сибирский федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
Красноярский край |
45 963 |
2 |
Иркутская область |
42 873 |
3 |
Кемеровская область |
39 331 |
4 |
Томская область |
39 303 |
5 |
Республика Хакасия |
38 260 |
6 |
Новосибирская область |
37 324 |
7 |
Республика Тыва |
35 323 |
8 |
Омская область |
32 690 |
9 |
Республика Алтай |
31 091 |
10 |
Алтайский край |
29 485 |
.
Дальневосточный федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
Чукотский автономный округ |
113 350 |
2 |
Сахалинская область |
90 933 |
3 |
Магаданская область |
85 352 |
4 |
Камчатский край |
75 144 |
5 |
Республика Саха (Якутия) |
69 099 |
6 |
Хабаровский край |
48 257 |
7 |
Приморский край |
46 520 |
8 |
Амурская область |
46 498 |
9 |
Еврейская автономная область |
41 864 |
10 |
Республика Бурятия |
38 529 |
11 |
Забайкальский край |
36 081 |
По данным Росстата за 2020 год.
Профессия «учитель»
Требования к учителям в России довольно-таки строгие: необходимо иметь высшее образование по теме преподаваемого предмета, примерно раз в два года проходить курсы подтверждения квалификации, иметь устойчивое психологическое и эмоциональное состояние (что тоже проверятся).
Учителей по физической культуре, которые получили профильное педагогическое образование в университете, очень мало. Поэтому зачастую предмет «физическая культура» преподают бывшие военные или люди, обученные по смежным профилям. Как правило, такие люди заканчивают курсы переквалификации и работают в школах.
Если посмотреть на Федеральный закон №273-ФЗ, то можно выделить основные обязанности учителя:
- Осуществлять деятельность по обучению на высоком профессиональном уровне, в соответствии с утверждённой учебной программой.
- Уважать честь и достоинство учеников.
- Учитывать особенной психологического развития учеников.
- Систематически повышать свой профессиональный уровень (то есть проходить курсы по подтверждению или повышению квалификации).
- Соблюдать устав образовательной организации и другое.
Учитель — ответственная профессия, требующая много сил и нервов. Фото: pexels.com
Плюсы работы учителем в России | Минусы работы учителем в России |
Возможность разработки и осуществления авторских программ и методик обучения. | Постоянный контроль руководства. Это идет существенным минусом для учителей «нового поколения», которые, например, снимают Tik-Tok, пишут посты, выкладывают фото в социальные сети. Все это тщательно контролируется. |
Длительный оплачиваемый отпуск (56 дней в году). | Большие нагрузки. Помимо образовательной деятельность нужно заполнять кучу документов и отчетов. |
Возможность проведения частных уроков. Это открывает возможности существенного повышения дохода. | Необходимость сравнительно часто подтверждать или повышать квалификацию. |
Работа с людьми – эмоциональная отдача от учеников и их близких. | Велика вероятность встретить трудных детей, а также «тяжелых» родителей с которыми совсем непросто найти общий язык. |
Таблица: плюсы и минусы работы учителем в России.
Из каких сословий происходили учителя
Учителя, наряду с врачами и другими представителями умственного труда, составляли прослойку российской интеллигенции. Это было не сословие, а социальная группа дореволюционного общества.
Константин Эдуардович Циолковский — учёный-самоучка и педагог с 40-летним стажем. В 1879 году сдал экстерном экзамен на звание народного учителя, преподавал математику и физику в учебных заведениях Боровска и Калуги. Фото: Wikimedia Commons
Преподаватели училищ и гимназий составляли внушительную часть всего образованного населения страны. Так, грамоте — умению читать и писать или обладать хотя бы первым из этих навыков — даже в конце XIX века были обучены всего 27% жителей Российской империи. Похвастаться высшим образованием же и вовсе могли очень немногие. Педагогов это тоже касалось.
Самым высоким статусом обладали преподаватели гимназий, особенно предметники — их называли учителями «наук» (ещё там работали учителя «искусств» — чистописания, рисования, музыки, рукоделия, танцев и так далее). Можно сказать, что «научники» считались привилегированной группой среди педагогов, и как раз они обычно имели университетское образование.
А самый низкий статус имели учителя народных училищ. Сами они тоже чаще всего были выходцами из нижних сословий, таких как крестьяне и разночинцы.
За исключением гимназических преподавателей наук, педагоги оканчивали в основном учительскую семинарию, курсы или педагогический институт. Последний не нужно путать с университетами — срок обучения в институте был меньше. А то и вовсе обходились домашним образованием. Согласно распоряжению Министерства народного просвещения от 1874 года, для получения звания учителя городского училища аттестаты или свидетельства об окончании курсов представлялись при наличии, но не были обязательными — достаточно было сдать экзамен специальной комиссии. Испытания проводили по Закону Божию, русскому языку и словесности, истории, географии, естествознанию, физике, а также по «искусствам» — черчению, рисованию, чистописанию.
Известно, например, что из выпускников Воронежской казённой учительской семинарии 1875–1910 годов на педагогическое поприще ступило лишь 57%. Остальные искали счастья в других занятиях, где требовались грамотные и образованные люди.
В женских гимназиях, кроме основных 6–7-х классов, были дополнительные 8-е классы. Девушки, которые их оканчивали, получали право преподавать в женских гимназиях и в первых четырёх классах мужских (те, кто не шёл в 8-й класс, могли быть только домашними учительницами).
Доходы высокие
Самыми высокими являются зарплаты учителя начальных классов в Москве. Среднемесячный доход педагогов столицы достигает почти пятидесяти тысяч рублей. Высокий уровень зарплат является следствием наличия большого числа частных школ в столице, а также значительной столичной надбавкой.
Высокий уровень дохода учителей в Ненецком регионе. Средние зарплаты педагогов здесь составляют 37,5 тыс. руб. Доходы выше главным образом потому, что регион входит в перечень тех, где действует повышающий коэффициент.
Высокие зарплаты и во Владимирском регионе – выплаты достигают 32,5 руб. Такая зарплата также объясняется местными коэффициентами.
Доходы в Московской области достигают в среднем тридцати тысяч рублей. В этом регионе на зарплату учителя распространяются относительно большие региональные надбавки.
Зарплата учителя начальных классов в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Республики Саха несколько ниже. Средние доходы педагогов не достигают и тридцати тысяч рублей.
Сколько зарабатывает учитель начальных классов
Ну и напоследок мы рассмотрим зарплату преподавателя начальных классов. Это наш самый первый учитель, который с первого по четвертый класс заботился о нас, и самое главное – впервые поставил нас на школьную дорогу. Мы всю жизнь будем ему благодарны. Первый учитель – это как вторая мама, которая делала почти все для нас, для маленьких первоклашек. Что ж, давайте поскорее узнаем, какова зарплата у преподавателя начальных классов.
Зарплата учителя начальной школы составляет в среднем 20 000 рублей. Статистика показала такие цифры ежемесячной зарплаты:
- в сентябре 2015 г. средняя зарплата преподавателя составляла 20 000;
- в октябре 2015 г. в среднем – 20 000;
- в ноябре 2015 г. без изменений – 20 000;
- в декабре 2015 г. примерно – 19 200;
- в январе 2016 г. зарплата немного уменьшилась – 18 500;
- в феврале 2016 г. – 19 000;
- в марте 2016 г. стала еще меньше – 18 000;
- в апреле 2016 г. заработная плата увеличилась – 20 000;
- в мае 2016 г. – 20 500;
- в июне 2016 г. увеличилась еще больше – 25 000;
- в июле 2016 г. – 20 000;
- в августе 2016 г. – 25 000;
- в сентябре 2017 г. – 22 000.
- в октябре 2018 г. — 24 000.
В результате, исходя из приведенной выше информации, вы наверняка разобрались с вопросом о том, сколько может зарабатывать преподаватель в школе. На самом деле эту профессию нужно любить, обладать титаническим терпением и трудолюбием. К сожалению, в России данную профессию недооценивают как таковую, соответственно, и зарплаты небольшие. Правительство обещает разобраться в данном вопросе, но пока что весомых изменений не произошло.