Ненцы

Водь (64)

Перепись населения, проведенная в 2010 году, выявила только 64 человека, считающих себя представителями этого народа. Народность «водь» относится к финно-угорской группе и проповедует православие, сами себя представители народа называют «водьялайн». Родной язык их близок и эстонскому. Сформировалась народность еще в первом тысячелетии нашей эры, место ее проживания – южная часть Финского залива. Традиционным промыслом представителей народа являлось земледелие, но они также занимались животноводством, рыболовством и охотой. Изначально люди жили в ригах, очень похожих на эстонские национальные жилища, в более позднее время стали строить избы. Обычаи народа сегодня изучаются, также создан музей культуры води.

Юги: один в поле воин

В предисловии мы уже упоминали кереков – небольшой палеоазиатский народ, проживающий в Беринговском районе Чукотского автономного округа. Сами кереки называют себя анкалгакку, что в переводе означает «приморские люди». До недавнего времени этот народ считался самым малочисленным коренным народом России: по данным переписи 2010 года, на Земле осталось всего четыре представителя этой народности. Однако есть на российских просторах народ, которому удалось побить этот печальный рекорд – юги. Сейчас во всем мире остался всего один представитель этого народа.

Об этом древнем сибирском племени нам известно немного. Их язык относится к енисейской языковой семье и сильно похож на кетский. После смерти последнего представителя народности он, к сожалению, будет безвозвратно утрачен.

Традиционные занятия югов такие же, как у большинства народов Сибири – охота и рыбная ловля. Отсюда и основная пища – мясо, рыба, ягоды, коренья, а также лепешки из муки. Известно также, что юги разводили скот, в основном коз. Для жизни они строили либо конические чумы, либо полуземлянки с каркасом из бревен. Как и кеты, юги относятся к енисейским народам. Юги – далеко не единственный из енисейских народов, время которого бесследно прошло. Ассанты, котты, арины, пумпоколы – все эти народности, некогда населявшие берега Енисея, уже давно канули в Лету. Согласно историческим документам XVII века, к енисейской группе языков также относились языки буклинцев, байкотцев, яринцев, ястинцев, ашкиштимов и койбалкиштимов. Но сегодня от них не осталось ничего, кроме нескольких личных имен. В Атласе языков, находящихся под угрозой исчезновения, составленном ЮНЕСКО, югский язык также отнесен к мертвым. Таким образом, в России и во всем мире остался лишь один енисейский народ – упомянутые выше кеты. И всего один, последний юган.

Общая информация

Коренные малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – это официальное наименование, более кратко их обычно называют народами Севера. Рождение этой группы относится к самому началу становления советской власти, к 1920-м годам, когда было принято особое постановление «О содействии народностям северных окраин». В то время удалось насчитать порядка 50, если не больше, различных групп, которые проживали на территории Крайнего Севера. Они, как правило, занимались оленеводством, и их образ жизни существенно отличался от того, что видели себе первые советские большевики.

Шло время, эта категория продолжала оставаться как особая категория учета, постепенно этот список выкристаллизовывался, появлялись более точные наименования отдельных этнических групп, и в послевоенный период, по крайней мере начиная с 1960-х, особенно в 1970-х годах, эта категория стала включать 26 народов. И когда говорили о народах Севера, подразумевали 26 коренных народов Севера – их называли еще в свое время малыми народами Севера. Это различные языковые группы, люди, говорящие на различных языках, в том числе и на таких, близких родственников которых до сих пор не удается обнаружить. Это язык кетов, чьи отношения с другими языками достаточно сложные, язык нивхов, ряд других языков.

Несмотря на те меры, которое принимало государство (в то время это называлось Коммунистическая партия Советского Союза и советское правительство), принимались отдельные постановления по экономическому развитию этих народов, тому, как облегчить их экономическое существование – все-таки положение оставалось достаточно сложным: распространялся алкоголизм, было очень много социальных болезней. Так постепенно мы дожили до конца 1980-х годов, когда вдруг оказалось, что 26 народов не уснули, не забыли своих языков, не потеряли своей культуры и даже, если что-то и произошло, они хотят это восстановить, реконструировать и так далее, хотят использовать в своей современной жизни.

В самом начале 1990-х годов этот список вдруг начал жить второй жизнью. В него были включены некоторые народы Южной Сибири, и так стало не 26, а 30 народов. Затем постепенно, в течение 1990-х – начала 2000-х годов, этот список расширялся, расширялся, и на сегодняшний день это порядка 40–45 этнических групп, начиная с европейской части России и заканчивая Дальним Востоком, значительное количество этнических групп входят в этот так называемый список коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока.

Перетягивание палки

Перетягивание палки – традиционная забава, которую любят многие народы севера: ненцы, эвенки, эскимосы. Правила просты: участники садятся друг напротив друга, и каждый тянет палку на себя. Задача – перетянуть соперника на свою сторону или вырвать из его рук палку.

В Якутии борьба получила особую популярность и развитие. «Мас» в переводе с якутского – «палка», «рестлинг» – от английского «борьба», так старый вид спорта получил новое название – мас-рестлинг. В 2015 году мас-рестлинг получил государственную аккредитацию в Минспорте Российской Федерации, а Всероссийская федерация мас-рестлинга была наделена статусом общероссийской спортивной федерации.

Внешность

Антропологи относят саамов к уральскому типу, выделяя в нем особую лапоноидную группу. Ее можно определить как переходную от уральской к большой европеоидной. Некоторые исследователи считают, что это промежуточный вариант, сформировавшийся от контактов европеоидов с монголоидами. Третья группа ученых приходит к мнению, что саамы сохранили в себе множество черт древнейшего населения Восточной Европы.

 

Генетики привносят к портрету собственные черты. По женской линии обнаружены общие гены с басками и берберами — верхнепалеолитического европейского населения. Гаплогруппы V и U5b четко указывают на связь с переселенцами из Восточной Европы, пришедшими в регион сразу после ледникового периода. У мужчин распространена гаплогруппа N, связывающая народность с финнами, якутами, бурятами и удмуртами. К отличительным чертам внешности саамов можно отнести:

  • низкий рост;
  • чуть согнутые колени;
  • руки, несоразмерно длинные по отношению к телу;
  • светлая кожа и светлые яркие глаза;
  • низкое лицо с большим лбом и малой нижней частью;
  • широко посаженные глаза;
  • иногда встречается эпикантус;

 

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Мужчина-хант, представитель одного из коренных народов Сибири.

    Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.

  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Головные уборы

Девушка в традиционном костюме нганасан, Таймыр.

Саамские женские головные уборы украшают яркой тканью, вышивкой и бисером.

Традиционный головной убор коренных народов Севера – капорообразная меховая шапка. Мех используют разный: беличий, олений, лисий, бобровый, соболий. Женщины также носят цветные платки – как вместо шапки, так и под нее, например, на Ямале. В прежние времена ительменские мужчины надевали шапки из птичьих перьев, похожие на головные уборы северо-американских индейцев.

У долганов есть обычай: если девушка наденет избраннику собственноручно сшитую нарядную шапку, они считаются помолвленными.

Очень интересные головные уборы в народном костюме саамов. Саамские девушки носят перевязку из бересты, обтянутую красным сукном. А замужние женщины – шамшуру, напоминающую русский кокошник. Чаще всего их делали из красного сукна, для каркаса использовали бересту или картон, а в финале украшали бисером, пуговицами и лентами. Саамские девушки

Девушки на Ямале предпочитают носить теплые яркие шерстяные платки.

Традиционный корякский головной убор.

Тундра под защитой

В природном парке «Полярно-Уральский» среди турмаршрутов есть восхождение на ледник Романтиков и на горный массив Рай-Из.

Хрупкая и уникальна экосистема на Ямале нуждается в особой защите от промышленного влияния. Поэтому в регионе создано более десятка охраняемых природных территорий, в том числе Гыданский национальный парк, Верхне-Тазовский заповедник, Полярно-Уральский природный парк и т. д.

Гыданский нацпарк занимает территорию одноименного полуострова и несколько островов Карского моря. Его главные обитатели – белые медведи, лахтаки (морские зайцы), кольчатые нерпы, белухи, северные олени, лоси и водоплавающие птицы.

Верхне-Тазовский заповедник находится в Красноселькупском районе ЯНАО. Со времени его создания в 1986 году здесь было построено шесть кордонов, до которых наземным транспортом добраться нельзя – только вертолетом или на моторных лодках. Возможно, это и к лучшему: так люди меньше тревожат местных жителей – северных таежных оленей, горностаев, выдр, американских норок…

В Верхне-Тазовском заповеднике сохранились сакральные для коренных жителей Ямала места: священный многовековой кедр, Гора духов, Шаман-гора.

Вепсы (весь)

Новгородские торговцы и пираты добирались на север по озерам и рекам, устанавливая в удобных местах поселения — погосты. Прежде всего эти места привлекали славян пушниной и соляными месторождениями. На первых порах погосты были пунктами «немой торговли» с аборигенами, как тогда называли обмен товарами. Потом они превратились в пункты взимания дани с окрестных жителей.

Первыми на пути к северо-востоку от низовий Волхова новгородцы встретили племена вепсов. Эта многочисленная народность обитала в лесах на обширных территориях, простирающихся от межозерья между ладожскими и онежскими берегами на юго-восток до нынешних вологодских земель и бассейна реки Сухоны.

К XI–XII векам быт и нравы ближайших соседей вовсе не были экзотикой для новгородцев. Преподобный Нестор Летописец указывает весь в числе тех народностей, кто в 862 году призвал варягов на Русь: «Сказали руси («русью» в те времена славяне называли норманнов. — Прим. ред.) чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом-озере, а третий — Трувор — в Изборске» (Ипатьевский список «Повести временных лет»).

Первая столица Древней Руси Ладога располагалась на территориях, где жили вепсы, а город Белоозеро и вовсе был их племенным центром. Кроме того, наши финно-угорские соседи участвовали в походах князя Олега на Киев в 882 году. Так что вепсы были активными союзниками восточных славян и наряду с ними участвовали в становлении русской государственности.

Уже в X веке значительная часть веси была благополучно ассимилирована и включена в состав древнерусского этноса. С этих времен Белозерье и пространства юго-западнее его по рекам Мологе, Суде, Колпи, Шексне становятся славянскими, чередующимися или вклинивающимися в поселения аборигенов. Это подтверждает и Карамзин, который писал, что весь, как и племена мери и муромы, жившие в междуречье между Окой и Волгой, «обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру» (Н. М. Карамзин «История Государства Российского»).

Внешность, одежду и пищу вепсов описал арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати во время своих странствий по Волжской Булгарии в XII веке:

Абу Хамид ал-Гарнати

«Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы у них белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед» («Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу». М.: Наука, 1971).

Что касается цвета кожи белозерских вепсов, то, согласно различным источникам, красный оттенок лица приписывают и другим северным племенам. Дело в том, что во время путешествий на юг светлокожие северяне, совсем неизбалованные ультрафиолетом, быстро обгорали на открытом солнце. В результате их лица принимали красный оттенок. Неслучайно современные антропологи относят вепсов к самой светлой по пигментации группе населения бывшего СССР.

О том, что весь промышляла охотой и торговала пушниной, говорил еще один арабский путешественник первой половины X века Ахмед ибн Фадлан. В своих хрониках он называет места их обитания «страной Вису», откуда булгарские купцы привозят «соболей и черных лисиц».

Славяне научили вепсов земледелию, поэтому они жили не только охотой и бортничеством, но еще и выращивали рожь, овес, ячмень, лен и репу. Их жилища мало чем отличались от северорусских, но была и главная особенность: хозяйственные постройки у них расположены вплотную к главной избе под прямым углом с исключительно четным количеством окон.

Согласно официальной статистике, за последнее столетие численность вепсов на территории России стремительно сократилась: с 32 783 человек в 1926 году до 5 936 в 2010-ом. Значительная часть проживает в Карелии — более 3 000 человек, в Ленинградской области — 1300 человек, на Вологодчине — около 400 человек.

2

Ненцы

Самоназвание — ненэць, что переводится как «человек» было введено в официальное употребление в 1930 г. Традиционное занятие ненцев — оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Помимо выпаса оленей зимой охотились на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя.

В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном — глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь, штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь.

Основная пища — мясо оленей, чаще всего в сыром и вареном виде, а так же рыба, хлеб. Напиток — чай.

Многочисленные и малые народы

За пределами Урала проживает 26,144 млн. человек, или 18,3 % от общероссийского населения, но численность этнических групп крайне неодинакова.

Название Общая численность в регионе Соотношение (в %)
Якуты 478 100 1,83
Буряты 461 389 1,76
Тувинцы 263 934 1,01
Хакасы 72 959 0,28
Алтайцы 70 800 0,27
Ненцы 44 640 0,17
Эвенки 38 396 0,15
Ханты 30 943 0,12
Эвены 21 830 0,08
Чукчи 15 908 0,06
Нанайцы 12 160 0,05
Манси 12 269 0,05
Шорцы 12 888 0,05
Коряки 8 743 0,03
Долганы 7 885 0,03
Сибирские татары 6 779 0,03
Нивхи 5 162 0,019
Селькупы 4 249 0,016
Сойоты 3 579 0,086
Ительмены 3 180
Ульчи 2 913
Телеуты 2 643
Эскимосы 1 738
Удэгейцы 1 657
Кеты 1 492
Чуванцы 1 087
Чулымцы 355 0,018
Тофалары 761
Орочи 686
Негидальцы 567
Ороки 346
Нганасаны 834
Энцы 237
Тазы 276
Алюторцы 40
Кереки 4
Алеуты 482

Жилище

С древних времен все ненцы живут в чумах. Для народа чум представляет собой не только жилье, но и является моделью мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с луной и солнцем, шесты — воздушную сферу, которая окутывает Землю. Считается, чем просторнее жилище, тем богаче семья. Достаток также определяют по вершине чума, которая у бедняков остроконечной формы, у состоятельных она тупоконечная.

В самом центре чума расположен очаг, где готовят еду. По обе стороны очага — спальные места, напротив входа в жилище расположены культовые предметы и посуда. Из мебели есть только большой стол. Вместо кроватей оленьи шкуры, которые расстилают на циновках поверх широких досок.

Установка жилища является сугубо женским занятием. Место, где будет располагаться жилье, выбирают в зависимости от времени года. Зимой чум ставят в месте, где он будет защищен от ветра, летом устанавливают на проветриваемых возвышенностях. Для сооружения жилья необходимо 40 шестов. Зимой чум покрывают шкурами оленей, их может понадобиться до 75 штук. Летом шкуры снимают и покрывают жилище берестой.

 

Внешность

Одежда

Главное предназначение одежды ненцев — защищать от суровых морозов зимой и кровососущих насекомых в летний период. Для пошива одежды используется шкура оленя с мехом. Перед пошивом женщина сортирует сырье с учетом возраста животного

Важно, с какого участка туши была снята шкура. Особо ценится шкура 3-месячного теленка оленя, снятая в конце лета

Одежду украшают вышивкой и орнаментом.

Мужчины носят малицу с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо согревает голову и тело. Шьют и надевают малицу мехом внутрь, украшают вышивкой, подпоясывают поясом из кожи, обшитым красным сукном, с двумя или тремя рядами медных пуговиц. На цепочке к поясу прикрепляют нож в ножнах. Летом носят старые малицы с откинутым капюшоном, зимой надевают новые. Если очень холодно и предстоит дальняя поездка, поверх малицы надевают совик из меха с капюшоном, обрамленным опушкой из хвостов песца.

Одежда женщин более сложная и состоит из распашной шубы паны. Верхнюю часть этой одежды делают из шкур, снятых с верхней части оленьих ног — камусов, мехом наружу. Нижняя часть шубы шьется из песцового меха вниз ворсом, к рукавам пришивают рукавицы. Паны украшают кантами и кистями из цветного сукна, меховой мозаикой. Поверх шубы надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясывается верхняя одежда длинным тканевым поясом, богато украшенным кисточками и медью. В качестве головного убора женщины носят меховой капор сава, который не скрепляют с шубой.

 

Северные шахматы

Ненецкая игра «Тебко».

Игру «Тебко» называют ненецким вариантом шахмат или шашек. Головоломка появилась в конце XIX века. Вместо традиционных пешек, дам и королей фигурами здесь выступают маленькие деревянные штыри («теб» переводится с ненецкого как «гвоздь», ими крепят детали нарт). Задача игрока – собрать стадо оленей, которое разбрелось по полю, перемещая фигуры от края к центру.

Вместо традиционных шахматных фигур в топис (хантыйских шахматах) – фигурки животных и птиц.

Топис с хантыйского значит «игра» в широком смысле слова. Правила этой игры, как и ее история, затерялись. Сегодня в Югре возрождают старинную игру. Ученые пытаются восстановить правила по легендам и сказкам, а мастера-резчики создают фигурки для топис, ориентируясь на единственный сохранившийся экземпляр, который хранится в Музее археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета.

Что делать с этими людьми?

Сибирь

Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести

Это важно – сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом

Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех – русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.

Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы – КМНсы, мы – КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.

Где живут

Саамы живут на территории Лапландии, простирающейся с восточной части Кольского полуострова, через север Норвегии и Финляндии, до центра Скандинавского полуострова. Уникальное положение народности состоит в том, что Лапландией обобщенно называют регион, в состав которого входит несколько стран, в которых фактически и обитают саамы. К ним относятся Россия, Норвегия, Швеция и Финляндия, где саамы имеют статус коренного народа. Незначительная часть народности живет на Украине и в Северной Америке: к числу последних относятся потомки мигрировавших на Аляску. Можно выделить 4 этнографические группы саамов, отличающиеся по месту проживания и роду деятельности:

  1. Горные саамы. Живут преимущественно в Швеции, небольшие группы в Финляндии и Норвегии. Кочуют и занимаются горным оленеводством.
  2. Лесные. Занимают лесные массивы Финляндии и Швеции. Занимаются охотой на пушных зверей и диких оленей, в слабой степени практикуют оленеводство. Образ жизни — полукочевой.
  3. Оседлые береговые и приморские саамы. Преимущественно живут в Норвегии и занимаются рыболовством: весной в приоритете треска, а летом и осенью ведется добыча семги.
  4. Кольские саамы. Проживают на территории Кольского полуострова в России. В последнее время ведут оседлый образ жизни, хотя ранее кочевали. Сочетают все описанные выше типы, занимаются рыболовством, оленеводством и охотой.

 

В последние годы саамы остро чувствуют свою национальную принадлежность, называют свою страну Sápmi, или Сапми, имеют национальный гимн и флаг, в исторических странах проживания есть выборный парламент, играющий представительские функции. С 1992 года 6 февраля отмечается День саамского народа.

О жизни и быте малых народов

Всегда нужно помнить, что культура любого, даже совсем малочисленного народа, составляет богатство, разнообразие, неотъемлемую часть уникальной российской нации и человечества в целом. Некоторые малые народности, о существовании которых за пределами их проживания почти никто не знает, успешно сохраняют и передают молодому поколению свои традиции, уклад, обычаи.

Ряд народностей постепенно исчезает, растворяется в окружающем населении. Например, водлозеры в Пудожском районе Карелии. Общая численность 550 человек. Происходят от московских и новгородских переселенцев. Проживают всего в 5 деревнях. Ранее были широко распространены по островам и берегам Водлозера. Чтят древние славянские обычаи, задабривают и приносят жертвы лесному духу. При этом считают себя православными.

Конечно, следует сказать о старообрядцах, точнее об одной из их общин – семейских. Проживают в Бурятии и Забайкалье. По переписи 2010 года их насчитывается 2500 человек. От остального, в том числе русского, населения долгое время держались обособленно. Стараются сохранить в своей жизни не только старую веру, но и первозданный, патриархальный допетровский уклад жизни.

В 17 веке, когда русские стали осваивать Сибирь, в Якутии возникла новая народность – русскоустьинцы. Хоть и не полностью, им удалось сохранить свою культуру и язык до нынешнего времени. Численность народа составляет около 1000 человек. Антропологически относятся к метисам. По вере православные, при этом сохранили некоторые языческие обычаи.

Уникальной является народность – чалдоны. Относятся к числу вымирающих. Когда только начиналось освоение русскими Сибири, чалдонами сибиряки называли первых русских поселенцев. Быт чалдонов отличен и от славян и от монголоидов. В настоящее многие сибиряки называют себя чалдонами, однако, действительно традиции, обычаи и уклад этого народа сохранились лишь в отдалённых деревнях.

К фактически исчезнувшему народу можно отнести затундреных крестьян. Полуостров Таймыр. Многие относят эту народность к долганскому этносу. К нынешнему времени почти полностью поглощены, окружающим русским населением. По переписи 2010 года, их насчитывается всего 8 человек.

К вымирающим народам относятся ханты и манси. В их мировоззрении сочетаются православие, анимизм, шаманизм. Очень чтят природу. Самыми известными мифами этих родственных народов является сказание о медведице, родившей первую женщину и Великом медведе, принёсшим людям огонь. Лось у этих народов является символом счастья, благополучия и силы. Численность ханты по переписи 2010 года составляет немногим больше 30 тыс. чел. Численность манси 12 тыс. чел.

Замечание

Самым восточным народом России считаются эскимосы. Цивилизация их затронула позднее всего. По вере, проживающие в России эскимосы относят себя к православным, многие придерживаются также языческих обычаев, уважительно относятся к словам шаманов. Также эскимосы проживают в Гренландии, Канаде и на Аляске. Происхождение народа до сих пор вызывает споры в научных кругах. К моменту прихода европейцев ещё не имели развитой племенной организации. Численность по последним данным составляет около 170 тыс. человек. Практически везде она уменьшается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector