Вы не поверите, что все эти 10 необычных народов живут в россии

Казахи

         Всего в России чуть менее 650 тысяч казахов. Все они – коренный жители страны. Большая часть казахов сосредоточена в Астрахани, Оренбурге, Омске и Саратове. К слову, казахи занимают 4-е место по количество населения именно тюркских народов России.

Интересные факты о казахах:

Дать имя первенцу в семье могут исключительно родители мужа. Это своего рода проявление уважения к старшему поколению;

За обеденным столом младшие начинают, есть самые последние, сперва- взрослые и только потом – дети;

У казахов принято отдавать гостям все самое лучшее;

Не смотря на то, что казахов менее 700 тысяч, на казахском языке говорят – 15 миллионов человек.

Уйгуры: оседлые кочевники Казахстана

Казахстан входит в число самых малонаселенных стран мира: плотность населения республики составляет менее 7 человек на один квадратный километр. Вместе с тем Казахстан является многонациональной страной, в которой проживает более 125 наций и народностей. Помимо казахов, которые составляют большинство населения, здесь также живут русские, узбеки, украинцы, немцы, корейцы, уйгуры, кыргызы, евреи, армяне, грузины и многие-многие другие. Самыми малочисленными и редкими народами, проживающими на территории Казахстана, являются алеуты, абазины, вепсы, долганы, ижорцы, коми, крымчаки, ливы, манси, нанайцы, ненцы, негидальцы, нивхи, орочи, рутульцы, селькупы, тувинцы, удэгейдцы, ульчи, цахуры, чуванцы, чукчи, эвенки и японцы.

Многонациональный состав населения на территории современного Казахстана начал формироваться в середине XV века, в эпоху Казахского Ханства. Как раз в этот период казахи окончательно выделились из состава тюркских и частично монгольских племен, став самостоятельным этносом.ТАСС

Одним из самых многочисленных народов Казахстана являются уйгуры. В этническом составе республики они занимают пятое место после казахов, русских, узбеков и украинцев. На сегодняшний день в стране проживает более 240 тысяч уйгуров (1,53% от всего населения). Исторической родиной уйгуров является Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, ранее называвшийся Восточным Туркестаном. Уйгуры принадлежат к тюркским народам и живут почти во всех странах Центральной Азии, но их самая крупная община проживает в Казахстане. Основная часть уйгуров населяет Алматы и Алматинскую область (Энбекшиказахский, Уйгурский и Панфиловский районы).

Кроме того, у уйгуров довольно интересная история отношений с религией. Изначально этот народ был идеальным примером межконфессионального согласия: большинство уйгуров были буддистами, но были и те, кто исповедовал христианство, зороастризм, тенгрианство, манихеизм и ислам. Однако в XV веке произошла исламизация всего Восточного Туркестана, после чего уйгуры утратили свое этническое самоназвание и стали называть себя просто «тюрками» или «мусульманами».

Манси (вогулы)

Манси являются ближайшими родственниками хантов, проживают в Югре – Ханты-Мансийском автономном округе. Теперь их осталось примерно 12 000 человек. Манси не едят грибы, считая, что они «нечистые». Ещё порядка 200 манси живут на севере Свердловской области и считаные индивиды – на северо-востоке Пермского края.
Учёные предполагают, что манси как этнос стали результатом слияния угорских племён, пришедших с юга из лесостепей и степей Северного Казахстана и Западной Сибири, с местными племенами уральской неолитической культуры. И в настоящее время в культуре этого народа сохраняется сочетание культур степных скотоводов-кочевников и таёжных рыболовов и охотников. Их традиционными занятиями являются оленеводство, скотоводство, рыболовство, охота и земледелие. На Оби и Северной Сосьве преобладает рыболовство, в верховьях Северной Сосьвы, Ляпины, Лозьвы – оленеводство, позаимствованное в XIII-XIV веках у хантов, а земледелию они научились в XVI-XVII веках у русских.
Пришлая вера – православная, хотя манси до сих пор чтут шаманизм, культ предков, духов-покровителей и медведя. В культуре манси развитая мифология и фольклор.

Чукчи

Самоназвание — луораветланы, что переводится как «настоящие люди». Чукчи делятся на оленных — тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых — оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами. Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, но со временем они освоили оленеводство, которое стало основой их хозяйства. Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита.

Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи, таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки.

Основу питания чукчей составляло отварное оленье, тюленье, китовое мясо. Чукчи также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы, морскую капусту, щавель, моллюсков и ягоды. Помимо традиционного мяса, в пищу шла кровь и внутренности убитых животных.

Ханты

Самоназвание — ханти. В тундре и лесотундре основным занятием народа ханты, было кочевое оленеводство в сочетании с охотой. В таежной зоне большое значение имела мясная охота, дополняемая таежным оленеводством. В южных районах Прииртышья, а в XX в. и на Оби разводили овец, коз, свиней, домашнюю птицу, ныне выращивают картофель, овощи

Важное значение имело рыболовство

У хантов выражен культ медведя. Клятва на шкуре, голове или лапах медведя считалась самой сильной. С этим культом был связан комплекс обрядов, получивший название медвежьего праздника.

У северных хантов-оленеводов зимой мужчины носили глухую малицу из шкуры оленя мехом внутрь с ситцевым чехлом cверху, капюшоном и пришитыми рукавицами.

Водь (64)

Перепись населения, проведенная в 2010 году, выявила только 64 человека, считающих себя представителями этого народа. Народность «водь» относится к финно-угорской группе и проповедует православие, сами себя представители народа называют «водьялайн». Родной язык их близок и эстонскому. Сформировалась народность еще в первом тысячелетии нашей эры, место ее проживания – южная часть Финского залива. Традиционным промыслом представителей народа являлось земледелие, но они также занимались животноводством, рыболовством и охотой. Изначально люди жили в ригах, очень похожих на эстонские национальные жилища, в более позднее время стали строить избы. Обычаи народа сегодня изучаются, также создан музей культуры води.

Чеченцы

         Северный Кавказ – место, где проживает большая часть представителей вышеупомянутой национальности. Всего в мире порядка полутора миллиона чеченцев.  В России – миллион и четыреста тридцать одна тысяча человек. Ареал – Республика Чечня.

Интересные факты о народе:

Статистика говорит о том, что свыше двухсот пятидесяти тысяч чеченцев погибли в результате войн;

Согласно данным ООН столица Чечни – самый разрушенный город на планете со времен ВОВ;

Авиационное топливо, добытое именно в Чечне было использовано при полетах первых космических кораблей;

Чеченцы – мусульмане;

Фамилии чеченцев – это имя предка;

Казеной-Ам – самое глубокое озеро на Кавказе, находится именно в Чечне

Кровавая месте может быть исполнена даже через 100 лет. Это значит, что у нее нет срока давности;

В Чечне жених не присутствует на свадьбе;

Самая большая мечеть в Европе находится в Чечне.

Авторы Гайдпарка

  • Анатолий Иванушкин

    Президент приказал правительству выдать семьям погибших шахтёров «гробовые»

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Синоптики прогнали через мощный компьютер народные приметы – они работают не хуже метеорологов

    Читать полностью

  • Витёк Razdolbaeff`f

    Как вы думаете

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Пир и чума

    Читать полностью

  • Uhu Ido КарлаГустава

    Почему в Финляндии нет массовой коррупции — 5 причин

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    В маске она мне нравится куда больше

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Пандемийный хаос продолжается

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Новая бяда. Миллионы россиян не смогут выехать за границу

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Самоделкин.

    Читать полностью

  • Лаврентий Павлович

    Русская Хатынь

    Читать полностью

  • Вадим Будюк

    Развиваться – это делать то, что раньше не делали или боялись делать

    Читать полностью

  • Борис Ихлов

    Теория нарастания классовой борьбы

    Читать полностью

Талыши: родственники иранцев и белорусов

На территории Азербайджана также проживает большое количество этносов, и все они непохожи друг на друга. По некоторым данным, до 40% населения республики принадлежит к малым коренным народам: среди них таты, талыши, курды, горские евреи, лезгины, аварцы, удины, цахуры и многие другие этносы.

Одним из самых интересных и загадочных народов, населяющих Азербайджан, являются талыши. Они имеют иранское происхождение, их язык относится к иранской языковой группе. Исторически талыши проживают на севере Ирана и юго-востоке Азербайджана, а именно в предгорной области под названием Талыш, примыкающей к юго-западному побережью Каспийского моря. Данные о численности талышей сильно разнятся: одни источники утверждают, что в мире их проживает порядка 267 300, другие дают вдвое больше – 619 000 человек, а где-то можно найти информацию и об одном миллионе представителей этой национальности.

В истории этого народа много загадок: откуда пришло слово «талыш» и как сформировалась сама народность – все это ученым только предстоит выяснить. Одно из наиболее ранних упоминаний этого народа встречается у арабского историка Аль-Табари, жившего в IX-X веках. В его трудах талыши названы «ал-тайласан». Аль-Табари писал, что этот народ живет в горах Азербайджана, не подчиняется арабам и сохранил независимость.

Внешне талыши относятся к переднеазиатскому типу, а жители горных районов больше напоминают иранцев. Но, как ни странно, генетические исследования выявили, что у талышей много общего с финно-угорскими народами и даже с белорусами. Ученые полагают, что талыши являются наследниками Мидийского царства – древнего восточного государства, существовавшего на западе Ирана с 670 до н. э. по 550 до н. э.

Кто является коренным народом России

Сегодня национальность в паспортах граждан РФ не указывается, поэтому определить принадлежность к коренным народам помогают следующие характеристики:

  • народность имеют тесную связь с территорией, где проживали предки, так же с природными ресурсами этих регионов;
  • самоидентификация себя, как члена конкретной культурной общины;
  • наличие родного языка, который часто отличается от государственного;
  • использование традиционных средств существования.

Коренные народы сохраняют земли предков, свое этническое своеобразие, как основу жизни последующих поколений, руководствуясь социальными институтами, культурными традициями и правовыми системами. К коренному народу относят тех, кто себя им осознает и признается другими членами народа своим.

Развитие и поддержка коренных народов возможна благодаря переписи населения, согласно которой, в 2010 году, определено 76 народностей и еще 36 этнических групп, включенных в состав того или иного народа, считающихся коренным на территории России.

Политика государства

У антропологов принято критиковать государственную политику по отношению к малочисленным народам Севера.

Политика по отношению к народам Севера в разные годы менялась. До революции они были особым сословием – инородцами, которые обладали самоуправлением в определенных пределах. После 1920-х гг. культура, экономика и общество северян, как и остальной страны, претерпели серьезные трансформации. Была принята идея развития народов Севера и вывода их из состояния «отсталости». Экономика Севера стала дотационной.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. этнографы сформулировали обоснование прямой взаимозависимости традиционной культурной самобытности, традиционного хозяйства и традиционной среды обитания. К романтическому тезису о почве и крови были добавлены хозяйство и язык. Парадоксальная идея того, что условием сохранения и развития этнической культуры – языка и обычаев – является ведение традиционного хозяйства в традиционной среде обитания. Эта фактически концепция герметичной традиционности стала идеологией для движения КМНС. Она была логичным обоснованием альянса этнических интеллигенции и нарождающегося бизнеса. В 1990-х гг. романтизм получил финансовую базу – сначала гранты благотворительных иностранных фондов, а затем и добывающих компаний. Индустрия этнологической экспертизы была закреплена в том же законе.

Исследования антропологов сегодня показывают, что хозяйствование может существовать и развиваться без сохранения языка. В то время как и языки могут выходить из живого семейного общения при ведении хозяйства. К примеру, удэгейский, саамский, многие диалекты эвенкийского и многие другие языки КМНС уже не звучат в тайге и тундре. Однако, это не мешает людям заниматься оленеводством, охотой, рыболовством.

Кроме культурных деятелей и бизнесменов, среди КМНС сформировался самостоятельных слой лидеров и политических активистов,

Среди активистов КМНС существует точка зрения, что льготы должны быть не выборочными, а распространяться на всех представителей КМНС, где бы они ни жили и чем бы ни занимались. В качестве аргументов предлагаются, например, доводы, что в организме необходимость рыбы в рационе заложена на генетическом уровне. Вариантом решения этой проблемы предлагается расширение районов традиционного проживания и традиционного хозяйства на всю территорию региона.

Сельская местность в районах Крайнего Севера – весьма не простое место для жизни. В сельском хозяйстве там работают люди различного этнического происхождения. Они используют те же технологии, преодолевают те же трудности, сталкиваются с теми же вызовами. Эта деятельность должна получать государственную поддержку также независимо от этнической принадлежности. Государственная гарантия защиты прав народов России прежде всего в гарантии отсутствия какой-либо дискриминации по этническому и религиозному признаку.

Как показывает анализ, Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» выделяется своим подходом из всей российской правовой системы. Этот закон рассматривает народы как субъекты права. Невозможность вести дает основание для формирования сословия – группы людей, наделяемые правами благодаря своему этническому происхождению. Исполнители законов на местах будут долго сталкиваться с попытками юридически закрыть принципиально открытую социальную систему.

Принципиальным выходом из этой ситуации может быть преодоление романтизма традиционности и разделение политики поддержки экономической деятельности и поддержки этнокультурной деятельности. В социально-экономической части необходимо льготы и субсидии КМНС распространить на все сельское население Крайнего Севера.

В этнокультурной части государство может оказать следующие виды поддержки:

  1. Научная поддержка, в лице научно-исследовательских организаций и вузов, в разработке ими программ и подготовке специалистов.
  2. Правовая поддержка в виде разработки и принятия норм сохранения и развития этнокультурного наследия.
  3. Организационная поддержка в виде разработке и реализации этнокультурных программ учреждений культуры и образовательных учреждений.
  4. Финансовая поддержка НКО, развивающих этнокультурные инициативы в виде грантовой поддержки перспективных проектов.

Очевидно, что это предполагает коренное изменение Закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Титульные народы России

Русские

, включая казаков и поморов, – свыше 80%, что приблизительно составляет 111 миллионов человек(в России). Доминирующая культура в государстве. Вероисповедание народа – православие (исповедует примерно 2/3 населения), второй по численности религией является протестантизм. Классики русской литературы, художники и композиторы известны всему миру. Традиционно символами русской культуры считаются матрешки, самовар, гжель и ростовская финифть, расписные павлогорадские платки. Наряду с православными и светскими праздниками принято отмечать и языческий праздник Масленицу. Русские проживают во всех субъектах Российской Федерации, самыми густонаселенными являются Москва и Московская область (9% и 5,6% соответственно). Большой процент русских и в городах-миллионниках – Санкт-Петербурге (3,5%), Ростове (3,4%), Екатеринбурге и Свердловской области (3,3%).

Татары

– коренной народ, численность которого составляет 3,8% от общего национального состава, — это свыше 5,5 миллионов человек. Основной религией являет ислам, незначительная часть, именующая себя кряшенами, исповедуют православие. Татарские мечети есть во всех крупных городах России. Семейные ценности у народа являются сакральными, а брак приравнивается к священной обязанности. Принято праздновать исламские, исконно татарские и общегосударственные праздники. До сих в народе принято отмечать приход весны (каргатуй) и окончание сельхозработ (сабантуй). Большая часть проживает в Татарстане( около 40%), Башкорстане (около 20%), Тюменской (4,5%) и Челябинской области (3,5%).

Украинцы

– многочисленная этнографическая группа численностью почти 3 миллиона, что составляет 2,03% от всего населения страны. Основной религией является православие. Один из известных украинских символов – вышиванка, представляющая собой мужскую или женскую сорочку, расшитую сложными орнаментами. Традиции, праздники и семейные обычаи практически не отличаются от русских. В России больше всего украинцев сосредоточено в Тюменской области (более 8%), Москве (8%), Московской области (более 6%) и Краснодарском крае (4,3%).

Башкиры

– составляют 1,15% от общего населения, что больше полутора миллионов человек. Значительная часть проживает в Башкорстане (74%), около 10% живут в Челябинской области, далее следует Оренбургская и Тюменская область (по 2,9%).

Чуваши

– народность численностью более полутора миллионов человек (1,13%). Большая часть проживает в Чувашии (56,7%), Татарстане (более 8%), Башкорстане (7,5%), Ульяновской и Самарской областях.

Чеченцы

– составляют приблизительно 1% всего населения, свыше 1,4 миллиона человек. Основная часть проживает в Чечне (84,3%), Дагестане (6,5%), Ингушетии (1,3%) и Москве (1%).

Греки

Греков в России мало. Восемьдесят пять тысяч человек. А вот в мире – больше 13 миллионов. В греках течет кровь спартанцев, это объясняет их горячий нрав. Родной язык – греческий. Вероисповедание- православие и католицизм. Есть и мусульмане.

Интересные факты о греках:

Сиртаки – НЕ народный танец! Он был создан для фильма;

Греки против межнациональных браков;

В греческом языке нет словосочетания «Доброе утро».

Итак, как вы сами могли убедиться Россия – богатая страна. Богата на все:  на национальности, на культуру и традиции. Разнообразна во всех смыслах. Но самое главное, что при наличии такого обширного списка национальностей, здесь все считаются – русскими. Русскими по духу. Здесь нет вражды между нациями. Россия едина во всех смыслах. К слову, в Российской Федерации не так давно был возрожден государственный праздник – День Народного Единства. Как символ сплоченности разных национальностей против одного врага. Так было в 1612 году, когда народ под предводительством Минина и Пожарского освобождал Москву от интервентов и так будет всегда!

Общая информация

Коренные малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – это официальное наименование, более кратко их обычно называют народами Севера. Рождение этой группы относится к самому началу становления советской власти, к 1920-м годам, когда было принято особое постановление «О содействии народностям северных окраин». В то время удалось насчитать порядка 50, если не больше, различных групп, которые проживали на территории Крайнего Севера. Они, как правило, занимались оленеводством, и их образ жизни существенно отличался от того, что видели себе первые советские большевики.

Шло время, эта категория продолжала оставаться как особая категория учета, постепенно этот список выкристаллизовывался, появлялись более точные наименования отдельных этнических групп, и в послевоенный период, по крайней мере начиная с 1960-х, особенно в 1970-х годах, эта категория стала включать 26 народов. И когда говорили о народах Севера, подразумевали 26 коренных народов Севера – их называли еще в свое время малыми народами Севера. Это различные языковые группы, люди, говорящие на различных языках, в том числе и на таких, близких родственников которых до сих пор не удается обнаружить. Это язык кетов, чьи отношения с другими языками достаточно сложные, язык нивхов, ряд других языков.

Несмотря на те меры, которое принимало государство (в то время это называлось Коммунистическая партия Советского Союза и советское правительство), принимались отдельные постановления по экономическому развитию этих народов, тому, как облегчить их экономическое существование – все-таки положение оставалось достаточно сложным: распространялся алкоголизм, было очень много социальных болезней. Так постепенно мы дожили до конца 1980-х годов, когда вдруг оказалось, что 26 народов не уснули, не забыли своих языков, не потеряли своей культуры и даже, если что-то и произошло, они хотят это восстановить, реконструировать и так далее, хотят использовать в своей современной жизни.

В самом начале 1990-х годов этот список вдруг начал жить второй жизнью. В него были включены некоторые народы Южной Сибири, и так стало не 26, а 30 народов. Затем постепенно, в течение 1990-х – начала 2000-х годов, этот список расширялся, расширялся, и на сегодняшний день это порядка 40–45 этнических групп, начиная с европейской части России и заканчивая Дальним Востоком, значительное количество этнических групп входят в этот так называемый список коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока.

Осетины

Осетин в Российской Федерации чуть меньше марийцев. А именно – пятьсот двадцать восемь тысяч человек.  Осетины – это потомки, так называемых «алан». Это значит, что они имеют скифо-сарматские корни. На данный момент большинство осетин проживает на территории Кавказа. В основном это Северная и Южная Осетия.

Интересные факты об осетинах:

Появление осетин датируется 529 годом;

Корни осетин уходят к иранским евреем;

Около 6 процентов осетин – представители язычников;

У данного народа долгое время процветала так называемая «гостеприимная проституция». Это значит, что осетин мог предложить гостю на ночь свою супругу или дочь;

Самое распространенное имя у осетин – Алан.

Водь

В Ленинградской области проживает около 70 человек, называющих себя водью – народом, относящимся к финно-угорской языковой группе. Это не помешало обзавестись им в 2002 году собственной символикой – флагом и гербом. Исследователи ассоциируют сохранившуюся до наших дней водскую народность с древним племенем водь, о котором говорили летописи XI века.
Самое первое упоминание о води найдено в Новгородской летописи и датировано 1069 годом. Великая Отечественная война нанесла огромный урон этому народу, поскольку на ареал его проживания пришлись ожесточённые боевые действия. В конце 1943 года водь, ижорцы и ингерманландские финны были вывезены в Финляндию, откуда большинство води вернулось в СССР, но было принудительно расселено по соседним областям, а позднее в Сибирь и Карелию. Лишь в 1956 году им было разрешено вернуться на родную землю.
При планировании строительства порта Усть-Луга был предусмотрен снос деревни Краколье, в промзоне должна была оказаться деревня Лужицы. С уничтожением мест компактного проживания води неизбежно погибнет её культура и язык. Жителей планируется расселить по Ленинградской области, что не оставляет шансов на сохранение языка и традиций.

Черкесогаи (6)

Эта народность этнически родственна армянам. По исследованиям, примерно в 15 веке ее представители переселились на северо-западный Кавказ, в область современных республик Адыгеи и Карачаево-Черкесии. Черкесогаи многое переняли из обычаев, культуры и привычек соседних народов, в частности адыгейцев, однако они сохранили свою религиозную принадлежность. Первое упоминание о черкасских армянах встречается в докладной архиепископа Иосифа императрице Екатерине II. При последней переписи к данному народу себя относят лишь 6 человек, хотя неофициально себя считают черкесогаями 100 тыс. россиян.

Нганасаны

Нганасаны — самый северный народ Евразии. Сейчас их осталось меньше тысячи человек. Раньше они вели кочевой образ жизни, но из-за советской власти перешли на оседлый. Для охоты на диких оленей им пришлось углубиться в тундру. Женщины в посёлковых пошивочных мастерских и дома занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной обуви, сувенирных ковриков, поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды для промысловиков.

Произведения устного народного творчества знают почти все мужчины и женщины независимо от возраста.  Профессиональных исполнителей фольклора у нганасанов нет, все общепризнанные сказители — это простые охотники, рыболовы и оленеводы. Предания рассказывают долгими вечерами под конец рабочего дня или на отдыхе, специальных всенародных празднеств, на которых рассказчики делятся своими историями, как у уже упоминавшихся якутов или казахов, не было.

Популярны кайнгэймэкуми — состязания двух молодых людей, которые, сидя по обеим сторонам своей избранницы, сочиняли иносказательные песни, соперничая в остроумии. Тот, кто, не поняв иносказательного текста своего противника, считался побежденным и обязан был подарить победителю какое-либо металлическое украшение.

Фото: Российский этнографический музей

ПОЧЕМУ ИСЧЕЗАЮТ СЕВЕРНЫЕ НАРОДЫ

Малые народы отличаются от больших не только численностью. Им труднее сохранить самобытность. Китаец может приехать в Хельсинки, жениться на финке, прожить там с ней всю жизнь, но он до кониа своих дней останется китайцем, а финном не станет. Более того, даже в детях его, наверное, будет много китайского, и это проявляется не только во внешнем облике, но значительно глубже — в особенностях психологии, поведения, вкусов (хотя бы просто кулинарных). Если же в подобную ситуацию попадёт кто-нибудь из народа саами — они живут на Кольском полуострове, в Северной Норвегии и в Северной Финляндии, — то, несмотря на близость к родным местам, он через какое-то время по существу станет финном.

Так происходит и с народами Севера и Дальнего Востока России. Они сохраняют национальную самобытность, пока живут в посёлках, занимаются традиционным хозяйством. Если же уезжают из родных мест, отрываются от собственного народа, то растворяются в другом и становятся русскими, якутами, бурятами — в зависимости от того, куда попадут и как сложится жизнь. Поэтому численность их почти не растёт, хотя рождаемость достаточно высока. Чтобы не потерять национальную самобытность, нужно жить среди своего народа, в его исконной среде обитания.

Конечно, у малых народов есть интеллигенция — учителя, художники, учёные, писатели, врачи. Они живут в окружном или областном центре, но, чтобы не потерять связь с родным народом, им нужно немало времени проводить в посёлках.

Чтобы сохранить малые народы, необходимо поддерживать традиционное хозяйство. В этом главная трудность. Оленьи пастбиша из-за растущей добычи нефти и газа сокращаются, моря и реки загрязнены, поэтому не может развиваться рыболовство. Падает спрос на оленье мясо и пушнину. Интересы коренного населения и краевых властей, крупных компаний, просто местных браконьеров вступают в противоречие, и в таком конфликте сила не на стороне малых народов.

В конце XX в. руководство округов и республик (в особенности в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) стало уделять больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Стали регулярны фестивали культур малых народов, на которых выступают сказители, исполняются обряды, проводятся спортивные состязания.

Во всём мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств (индейцев в странах Америки, аборигенов Австралии, айнов Японии и т. д.) входят в визитную карточку страны, служат показателем её прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1 % населения страны.

: С.Арутюнов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector