Как расторгнуть госконтракт по соглашению сторон

Содержание:

Скачать образец соглашения расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон

Этот же шаблон можно использовать и как образец соглашения о расторжении государственного контракта по 44 ФЗ.

Шаг 3. Вернуть обеспечение.

При расторжении договора по соглашению сторон 44 ФЗ и п. 2 ст. 453 ГК предписывают прекратить все обязательства по нему. Срок возврата денежных средств указывается либо в самом договоре, либо в соглашении о
расторжении договора по 44 ФЗ по соглашению сторон. Иначе действия заказчика могут быть рассмотрены как неосновательное обогащение (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). Банковская гарантия возврату не
подлежит.

Шаг 4. Разместить сведения в Единой информационной системе (ЕИС).

После факта расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон процедура в ЕИС требует набора определенных действий.

В течение пяти рабочих дней сведения об этом факте размещаются в реестре
контрактов, за исключением государственной тайны (ч. 26 ст. 95). Согласно Постановлению Правительства № 1093 от
28.11.2013, размещается отчет об исполнении договора в течение 7 рабочих дней с даты
прекращения обязательств.

Расторжение договора или отказ от его исполнения: выбираем форму письма

Прежде всего, надлежит выяснить, на каких основаниях участник договорных отношений собирается их прекратить, и в соответствии с этим выбрать надлежащий регламент извещения об этом второй стороны. Согласно п.

1 Посновления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г. № 35, односторонний отказ от договора влечет те же последствия, что и его односторонее расторжение.

Расторгнуть договорные отношения возможно (пп. 1–2 ст. 450, п.1 ст. 450.1 Гражданского кодекса РФ):

  • по соглашению сторон;
  • решению судебного органа;
  • на основании специальной нормы закона, в исключительных случаях позволяющих прекратить отношения в одностороннем порядке (например, ст. 523 ГК РФ)

Таким образом, важна не формулировка в письме (односторонний отказ или односторонее расторжение), а наличие права на прекращение договора в одностороннем порядке путем уведомления или через суд.

Письмо об одностороннем расторжении в уведомительном порядке

Какой должна быть формулировка одностороннего отказа от договора? Лучше, если она будет строго соответствовать п. 1 ст.

450.1 ГК РФ. С позиции законодателя, договорные отношения считаются завершенными с даты получения одной из сторон соответствующего уведомительного письма, в котором содержится не предложение, а констатируется факт одностороннего отказа (п.

1 ст. 450.1 ч.

1 ГК РФ).

Однако, если уже было написано письмо с не вполне удачной формулировкой отказа от договора, не стоит такое письмо «писывать со счетов». В ряде случаев суды признают сложные формулировки волеизъявлением на отказ от договора.

Письмо об одностороннем расторжении в судебном порядке

Если специального права на односторонний отказ нет, то письмо о расторжении — только первый шаг в процедуре расторжения договора по решению суда.

Требование расторгнуть договор в суде допустимо только после выполнения стороной — инициатором расторжения мероприятий по предварительному извещению другой стороны (п. 2 ст.

452 ч. 1 ГК РФ).

Если на предложение завершить договорные отношения второй участник либо ответит отказом, либо не даст никакого ответа в указанный в письме или установленный законодателем / соглашением сторон срок (а при его отсутствии — в течение 30 дней), инициирующая сторона может обратиться в суд.

У отдельных видов договоров есть особенности. Например, арендодатель до обращения в суд обязан дополнительно направить арендатору извещение о неисполнении условий арендного соглашения, но сам факт его отправления еще не считается предложением завершить договорные отношения (п. 29 информационного письма президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66).

Как написать письмо о расторжении договора аренды — здесь.

О том, как расторгнуть договор из-за пандемии коронавируса COVID-19, читайте готовое решение КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Следующая
РасторженияПисьмо о расторжении договора оказания услуг: образец 2021 года, бланк, форма

Расторжение контракта по решению суда

В первую очередь необходимо отправить претензию поставщику до обращения в суд. Если вам ответили отказом или вообще не ответили в положенный срок, смело подавайте иск.

В суде потребуется доказывать, что партнёр нарушил свои обязательства, а значит, у вас есть основания, чтобы расторгнуть контракт.

Контракт считается расторгнутым не раньше, чем решение суда вступит в силу.

Как правило, данный метод применяется, когда заказчик и поставщик не могут урегулировать спорные вопросы в досудебном порядке. В обязательном порядке нужна претензия от одного из партнёров к другому, обычно к поставщику от заказчика.

Если этого оказалось недостаточно для решения вопросов, то есть повод подавать в арбитражный суд. Помимо расторжения контракта, суд изучит все связанные с ним обстоятельства, установит долю вины и соответствующую сумму неустойки. Контракт перестанет действовать, как только вступит в силу решение суда.

Письмо Минфина России от 07.10.2019 г. № 24-03-08/76873

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев Ваше обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) в части применения части 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
Подпунктом «б» пункта 64 статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено дополнение статьи 95 Закона № 44-ФЗ частью 17.1, положения которой распространяются, в том числе на контракты, заключенные до 1 июля 2019 г.
Так, в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78 , первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.
Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, и после предоставления в соответствии с Законом № 44-ФЗ участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.
При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона № 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с указанной частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).
Учитывая изложенное, отмечаем, что Законом № 44-ФЗ не регламентирован срок заключения контракта по основаниям, предусмотренным частью 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. При этом, необходимо отметить, что контракт по указанным основаниям заключается с соблюдением условий, указанных в части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в том числе содержащих сроки исполнения контракта, указанные в документации о закупке.
Также отмечаем, что частью 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ указаны документы и информация, которые включаются в реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Кроме того, согласно части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1-7, 9, 12 и 14 части 2 указанной статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, статьей 103 Закона № 44-ФЗ предусмотрен перечень информации и документов, направляемых в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также информация, которая направляется заказчиком в течении пяти рабочих дней с даты заключения контракта в указанный реестр контрактов.

В каких ситуациях расторжение возможно по закону

Взаимный отказ от правоотношений по ранее заключенному контракту возможен в следующих случаях:

  • невозможность выполнения поставщиком условий гоконтракта в силу обстоятельств, от него не зависящих (пожар, потом, наводнение, военные действия и т.д.). Также к форс-мажору можно отнести поломку, транспорта, технического оборудования, средств связи и т.д.;
  • заказчику больше не нужны услуги или товар, либо нужны, но в значительно меньших объемах;
  • сторонние факторы мешают обеим сторонам добросовестно исполнять свои обязательства по договору;
  • поставщик не получил оплату, предоплату по договору в виду отсутствия финансирования заказчика, вследствие чего оказание услуг, выполнение работ или поставка товара оказались невозможными;
  • истек срок контракта, а поставщик не исполнил то, о чем договаривались;
  • поставщик утратил возможность выполнить условия госконтракта, а заказчик согласен на прекращение правоотношений между сторонами.

Внимание! Особо важное правило закреплено в с. 451 ГК РФ. Данная норма гласит о том, что расторжение контракта может быть осуществлено только при наличии веских оснований и уважительных причин

Данная норма гласит о том, что расторжение контракта может быть осуществлено только при наличии веских оснований и уважительных причин.

Истечение срока действия контракта и прекращение обязательств сторон

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», данный закон основывается на положениях Гражданского кодекса РФ и, соответственно, не может им противоречить.

В силу части 3 статьи 425 Гражданского кодекса РФ, в договоре стороны могли согласовать, что прекращение срока действия государственного контракта освобождает стороны от исполнения своих обязательств. Если такого условия стороны не согласовали (а его в данном случае не согласовали), то истечение срока действия договора не освобождает их от исполнения взятых на себя обязательств.

Следовательно, исходя из общих положений ГК РФ об обязательствах (ст. ст. 309, 310 Кодекса), односторонний отказ от исполнения принятых на себя обязательств поставщиком недопустим, а, ч. 1 ст. 396 ГК РФ не освобождает уплатившую вследствие ненадлежащего исполнения обязательств неустойку и убытки сторону от исполнения основного обязательства.

Когда можно расторгнуть госконтракт

Заказчик и поставщик имеют одинаковые права на расторжение госконтракта. Для этого нужно, чтобы одновременно наступили два условия:

  1. В тексте контракта содержались положения об одностороннем отказе от его исполнения.
  2. Наступили основания, предусмотренные гражданским законодательством для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

У заказчика существует обязанность расторгнуть госконтракт, если он выяснил, что исполнитель либо его товар не отвечает требованиям закупочной документации. Кроме того, такая обязанность у заказчика возникает, если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

По инициативе заказчика

Обязательно закрепите возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке в тексте договора. Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Сюда можно отнести действия поставщика, когда он:

  • внёс в заявку недостоверную информацию о себе или товаре (например, страна происхождения указана как Япония, а поставлено китайское оборудование)
  • отгрузил некачественный товар
  • не начинал работы или осуществляет их недостаточно быстро (не сможет заменить трубы горячего водоснабжения к началу отопительного сезона)

В случае проведения экспертизы должно быть заключение о том, что поставленный товар ненадлежащего качества. Причины для расторжения контракта должны быть достаточно весомыми, и заказчик обязан оплатить частично поставленные товары или выполненные работы, даже если расторжение контракта происходит по его инициативе. Дальнейшие действия регламентированы частями 12‒15 статьи 95 Закона №44.

После принятия решения о расторжении контракта заказчик в течение трёх рабочих дней направляет информацию об этом в ЕИС (См. также: “Электронный документооборот в закупках“). Поставщику направляет об этом заказное письмо или сообщение в электронном виде с указанием замечаний. Поставщику даётся десять дней на устранение недостатков. Если этого не произошло, решение вступает в силу. Если недостатки исправлены, то заказчик отменяет своё решение.

Устранять недостатки можно однократно. В случае повторного нарушения условий контракта заказчик не отменит собственное решение.

Возможные последствия! На основании части 16 ст. 95 Закона № 44 сведения об организации, с которой расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП. Также заказчик имеет право на возмещение понесённого ущерба по части 23 той же статьи.

По инициативе поставщика

Поставщик имеет возможность подготовить отказ от исполнения контракта при наличии её закрепления в тексте договора и нарушении его прав. Исполнитель в течение трёх дней сообщает заказчику о принятом решении. Согласно ч. 21 ст. 95 Закона № 44 если заказчиком через десять дней не устранены нарушения, решение о расторжении вступит в силу.

Заказчик может расторгнуть подписанный контракт только по веским причинам:

  • необоснованный отказ заказчика принять товар или оплатить оказанные услуги
  • возникновение обстоятельств непреодолимой силы
  • существенное изменение обстоятельств. Здесь надо чётко следовать нормам статьи 451 гражданского законодательства

Поставщик имеет право на возмещение затрат. Например, средств, направленных на получение банковского обеспечения контракта или приобретение товара у производителя.

В 2020 году заказчики и исполнители могут менять сроки, а также цену контракта, если исполнение его условий невозможно по причине распространения новой коронавирусной инфекции. Например, при работе университета в дистанционном режиме и отсутствии потребности в работе столовой можно не расторгать контракт на поставку продуктов, а продлить.

Возможные последствия! Не следует прибегать к расторжению контракта только на том основании, что он стал невыгодным из-за повышения цен. Подобную ситуацию можно было спрогнозировать, и, приступив к выполнению условий контракта, выиграть суд будет практически нереально. При подобном исходе поставщик будет признан уклоняющимся от исполнения контракта. За этим последует включение в РНП.

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке

В целом процесс одностороннего отказа от исполнения госконтракта одинаков и для заказчика, и для поставщика. Разница лишь в последствиях — если заказчик разрывает контракт по вине поставщика, то информация о последнем будет направлена в РНП. На практике большинство односторонних расторжений инициируется заказчиками.

На первом этапе принимается решение об отказе от госконтракта. У заказчика такому решению может предшествовать экспертиза предмета закупки. При этом в заключение эксперта должно быть указано, что имеет место нарушение условий контракта, из-за которых он может либо должен быть расторгнут.

Принятое решение следует в течение трех рабочих дней разместить в ЕИС и направить второй стороне любым способом, который позволяет зафиксировать факт его вручения — заказным письмом, по электронной почте, по факсу и так далее. Тот день, когда отправитель решения будет уведомлен о том, что вторая страна его получила (или отсутствует по указанному адресу), будет считаться датой надлежащего уведомления. Бывает, что подтверждение извещения второй стороны получить невозможно. Тогда дата уведомления наступает через 30 дней после размещения информация о расторжении контракта в ЕИС.

По прошествии 10 дней после наступления даты уведомления контракт считается расторгнутым. Если расторжение контракта инициировал заказчик, то информация о поставщике передается в РНП. Но еще до истечения этого срока исполнитель может постараться устранить указанные недостатки. Если он это сделает, а также возместит заказчику затраты на экспертизу, то последний будет вынужден свое решение отменить. Но лишь при условии, что это нарушение не было повторным.

Основания для расторжения контракта поставщиком по Гражданскому кодексу РФ без суда

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ для поставщика предусмотрены два случая, когда возможно направить заказчику решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:

  • заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты поставленного товара;
  • заказчик неоднократно не исполнял своих обязательств по выборке товара.

Такие нарушения своих обязательств по контракту со стороны заказчика будут считаться существенными, что в соответствии с пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ дает право поставщику отказаться от исполнения своих обязательств по контракту.

Прежде чем прибегать к столь кардинальным мерам по расторжению контракта, рекомендуем предварительно фиксировать нарушения заказчиком своих обязательств в письменном виде. Сделать это можно путем направления заказчику письменного требования погасить задолженность или осуществить выборку товара. Когда таких уведомлений-требований будет 2 и более можно заявлять об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту. Фиксация нарушений со стороны государственного заказчика поможет доказать законность и обоснованность решения поставщика о расторжении контракта в случае судебного разбирательства.

Понятие расторжения по соглашению сторон

Ст. 95 44 ФЗ расторжение контракта определяет как возможность прекратить обязательства по государственному договору на
основании взаимных договоренностей поставщика и госзаказчика. При этом основания и порядок действий не установлены. В связи с этим необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса (ГК
РФ), в частности главой 29, в которой описаны суть, механизм процедуры и возможные последствия прекращения обязательств.

Расторжение по соглашению сторон по 44 ФЗ подразумевает, что в процессе исполнения обязательств произошло изменение условий. Из-за этого исполнение всех условий контракта стало менее выгодным,
нежели заказчик или поставщик рассчитывал изначально при заключении.

Какие выплаты можно получить с заказчика, если поставщик расторг контракт?

По общему правилу в случае нарушения прав поставщик имеет право на возмещение убытков согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ. Но отношения поставщика с государственным заказчиком регулируются специальным нормативным актом – Законом о контрактной системе, который содержит специальные правила по взысканию убытков при одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту. Под убытками в данном случае понимается и реальный ущерб (то есть реально произведенные траты, связанные с исполнение своих обязательств по договору), и упущенная выгода (то есть та прибыль, которую могла бы получить сторона, если бы его право нарушено не было).

Так, согласно части 23 статьи 95 Закона о контрактной  системе в случае одностороннего отказа от исполнения контракта сторона имеет право на взыскание убытков только в виде реального ущерба. А на взыскание упущенной выгоды рассчитывать не приходится. Это подтверждается и судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.06.2019 года №Ф05-7217/2019 по делу №А40-219736/2018, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.01.2017 года №Ф10-5665/2016 по делу №А83-849/2016).

В качестве расходов, произведенных поставщиком для исполнения обязательств по контракту, можно заявить ко взысканию, например, затраты на приобретения товара, его перевозку, хранение и т.д., а также расходы на оформление банковской гарантии.

Кроме того, законом предусмотрены штрафные санкции за нарушение обязательств как поставщиком, так и государственным заказчиком. Так, за просрочку в исполнение своих обязательств заказчик должен будет уплатить поставщику пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования от невыплаченной в сроки суммы, пеня уплачивается за каждый день просрочки (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе). А также штрафные санкции за нарушение обязательств, которые не связаны с просрочкой. Размер штрафа должен быть прописан в контракте. Порядок установления штрафных санкций определяется Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042. Так, в зависимости от цены контракта штраф за каждый факт неисполнения обязательств заказчиком может составлять от 1000 рублей до 100 000 рублей.

Для возмещения убытков и штрафных санкций с государственного заказчика необходимо направить ему претензию. Если в добровольном порядке возмещение не будет произведено, то потребуется судебное разбирательство.

Виды расторжения

Процесс проведения закупки начинается с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. Но факт заключения контракта не означает, что он будет успешно исполнен. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и победителя, и каждый участник договора может быть не согласен с выдвинутыми в его адрес претензиями. Можно обратиться в суд, но процесс разбирательства займет много времени, что не всегда на руку потерпевшей стороне

Поэтому важно знать, что еще можно предпринять в такой ситуации, возможен ли односторонний отказ

  • по решению суда;
  • односторонний отказ.

Нормы законодательства

Ч. 8 ст.95 44-ФЗ указывает на возможность прекращения действия госконтракта по согласию сторон. Прекращение взаимоотношений между сторонами допустимо и по причине отказа от выполнения условий договора одной из сторон, но только в силу решения судьи.

Часть 1 ст.160 ГК РФ дает определение сделки и говорит о том, что таковая должна быть осуществлена путем составления документа в письменном виде с последующей его подписью сторонами, вступающими в правоотношения.

При этом в случаях, предусмотренных законом, разрешается использовать электронно-цифровую подпись или иное ее факсимильное воспроизведение. На данное правило нам указывает ч. 2 статьи 160 ГК РФ. Как итог, делаем вывод о том, что использование электронно-цифровой подписи приравнивается к сделке в простой письменной форме.

Как уже было сказано, в силу ч.1 ст. 452 ГК РФ, согласие о прекращении действия контракта должно быть осуществлено в том же виде, что и сам договор между сторонами, если исходя из закона или делового обычая нельзя поступить иначе.

Анализируя вышесказанное, еще раз напомним о том, что расторжение контракта путем добровольного согласия сторон должно быть оформлено в простой письменной форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector