Кто такие государственные заказчики
Содержание:
- Принцип открытости информации
- Понятие
- Участники
- Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
- Профессионализм заказчика
- Принцип обеспечения конкуренции
- Как предоставляются преференции льготным категориям
- Принцип профессионализма заказчиков
- Обеспечение конкуренции
- Сфера действия
- Понятие
- Преимущества и недостатки
- Основные определения, цели, задачи, принципы контрактной системы. Информационное обеспечение Контрактной системы. Способы закупок для государственных и муниципальных нужд
- Какие бывают тендеры
- 1.1.1 Понятие и основные принципы контрактной системы
- Какие правила закон о контрактной системе госзакупок признает в качестве ее принципов?
- Относятся ли информационное обеспечение и правила, содержащиеся в законе № 223-ФЗ, к принципам контрактной системы в сфере закупок?
- Единство контрактной системы
Принцип открытости информации
Это один из главных принципов контрактной системы. Любой участник может бесплатно ознакомиться с планируемыми закупками, торгами на стадии выявления победителя, а также завершенными заказами. Доступна информация о результатах аудита, нормативно-методическая и справочная информация, различные реестры (типовых контрактов, жалоб, проверок, банковских гарантий и др.). Все сведения размещаются на сайте ЕИС.
Ст. 4 44-ФЗ описывает порядок информационного обеспечения контрактной системы, в том числе функции ЕИС, а также полный список публикуемых сведений. Правила работы ЕИС утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 и Приказом Казначейства России от 30.12.2015 № 26н.
Понятие
Муниципальный заказчик по 44-ФЗ — это организация, которая в интересах и по поручению местного органа управления принимает на себя бюджетные обязательства и совершает необходимые закупки.
Статус такого инициатора торгов подтверждается учредительными документами. В них обязательно должно быть указано, что учреждение финансируют из местного бюджета.
К подобным документам относят:
- устав организации: в нем прописывают, из каких источников учреждение берет средства для финансирования своей деятельности;
- приказ о финансировании организации из городского (или другого местного) бюджета, подписанный руководством местного образования.
В ЕИС можно найти все сведения о таких учреждениях и даже их закупках, включая информацию о регистрации и контакты.
Участники
Для более осмысленного понимания, кто получает право на доступ к государственным закупкам, дадим определения каждому из участников.
В таких случаях заказчик организовывает тендер на участие и является плательщиком по будущему контракту. К таким представителям согласно 44-ФЗ относят школы, детские сады, учреждения медицинского и учебного направления, находящиеся на обеспечении государства, а также жилищно-коммунальные хозяйства.
Противоположной стороной при участии в закупках является поставщик. Им могут быть как физические лица и индивидуальные предприниматели, так и юридические лица — представители малого, среднего и крупного бизнеса.
Он отвечает за своевременное исполнение обязательств по договору, будь то поставка товаров или выполнение работ. У поставщика есть право работать с госзаказчиком напрямую или же в качестве привлеченного субподрядчика.
Сегодня в рамках исполнения федерального закона о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных торговых площадках:
- Сбербанк-АСТ.
- АГЗРТ.
- ЕЭТП.
- РТС-Тендер.
- Национальная электронная площадка (ранее — ММВБ).
- Российский аукционный дом.
- ЭТП ГПБ.
- ТЭК-Торг.
Теперь для полноценной работы нет необходимости регистрироваться и проходить процедуру аккредитации для каждой площадки. Получить доступ ко всем можно с помощью однократной регистрации в ЕИС.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее — нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
4.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
5. Федеральные законы, вносящие изменения в положения настоящего Федерального закона, касающиеся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контроля в сфере закупок, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, вступают в силу с 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия, за исключением случаев их принятия после 1 октября текущего календарного года, при которых такие федеральные законы вступают в силу с 1 января года, следующего за очередным календарным годом.
6. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, применяются к федеральным территориям, органам публичной власти федеральных территорий, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, соответственно.
Профессионализм заказчика
В соответствие с данным принципом, закупки в отрасли государственных и муниципальных заказов должны проводиться квалифицированными кадрами, к которым относятся:
- заказчики — государственные или муниципальные учреждения, проводящие закупки для своих нужд;
- специализированные организации — компании, которые предоставляют услуги по закупкам — подготавливают документацию, размещают закупку (аукцион или конкурс);
- органы в сфере контроля и надзора закупок — ФАС (антимонопольная служба), Счетная палата, Казначейство.
Должностные лица, работающие в отрасли закупок, должны регулярно улучшать свои теоретические знания и практические навыки. Для этого они повышают квалификацию и проходят профессиональную переподготовку на базе высшего образования.
Принцип обеспечения конкуренции
Другой принцип контрактной системы закупок заключается в том, что стать участником торгов может любой желающий. Заказчики обязаны создавать равные условия для всех, не ограничивая конкуренцию. Основным ориентиром является 135 ФЗ от 26.07.2006.
Если действия заказчика приводят к необоснованному ограничению числа участников, поставщики вправе обратиться с жалобой в ФАС, либо в суд с иском о признании заказа недействительным. Примеры нарушений:
- незаконное отклонение заявок;
- регулирование заказчиками деятельности поставщиков;
- преднамеренное раскрытие информации (о чужих заявках, будущих заказах и др.).
Нарушение влечет за собой административную ответственность по статьям 7.29-7.32, 14.32 КоАП РФ.
Как предоставляются преференции льготным категориям
Преимущества для ОИ и УИС
Указанным категориям преимущества предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень из соответствующего постановления (№ 341 и № 649 соответственно). Заказчик определяется с объектом закупки и сверяется с этими постановлениями. Если товар входит в одной из них, необходимо установить преимущества для соответствующей категории участников.
В перечнях постановлений указаны коды по классификатору ОКПД2. Он имеет определенную структуру (показана ниже на примере класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Преимущества распространяются на все нижестоящие ступени структуры кода.
Структура ОКПД2
13 Класс «Текстиль и изделия текстильные» | ||||||
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие» | ||||||
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» | ||||||
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства» | ||||||
13.92.12 Вид «Белье постельное» | ||||||
13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей» | ||||||
13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей» |
Например, заказчик испытывает потребность в электрических переносных светильниках. Этому объекту закупки соответствует код ОКПД2 27.40.21.110. Сверяемся с постановлением № 341 и видим, что в него включен код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства». Нужный заказчику объект закупки входит в структуру этого кода. Соответственно, необходимо установить в закупке преимущество для организаций инвалидов.
Преимущества, предоставляемые для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов | |
Преимущество учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы
Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере до 15% от цены, предложенной учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта |
Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается |
Преимущество организациям инвалидов
Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере 15% от цены, предложенной организацией инвалидов, признанной победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта |
Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается |
Как участники подтверждают свою принадлежность к конкретной категории
Чтобы воспользоваться преимуществом, участник должен относиться к категории УИС или ОИ. Это должно быть подтверждено документально. Способ подтверждения зависит от того, каким методом осуществляется закупка:
- Если это конкурс в электронной форме, электронный аукцион, запрос предложений в электронной форме, то участник должен представить документы (их копии), которые подтвердят право на получение соответствующих преимуществ.
- Если проводится электронный запрос котировок, то участник предоставляет декларацию в электронной форме, которая формируется при помощи средств ЭТП.
Действия заказчика при победе льготника
Победитель относится к УИС. В его заявке должно быть требование о предоставлении преимуществ. Если оно есть, преимущество нужно предоставить.
Победитель относится к ОИ. В его заявке должно быть заявление о соответствии категории. Перед тем как подписывать контракт, он должен направить заказчику требование о предоставлении преимущества. Если требование подано, нужно устанавливать цену контракта с учетом преимущества.
Цена контракта
Покажем на примере, как рассчитать цену контракта, если победу одержал льготник. Пусть предмет закупки входит в перечень из постановления № 341, а значит, предоставляется преимущество организациям инвалидов. Начальная цена контракта — 300 000 рублей. Победителем признана заявка субъекта категории ОИ с ценой 270 000 рублей. Размер преимущества — 15%.
Рассчитаем цену контракта. Применяется такая формула:
Расчетная цена = Цена ОИ * 15% + Цена ОИ
Расчет таков: 270 000 * 15% + 270 000 = 310 500 рублей.
Принцип профессионализма заказчиков
Третий важный принцип контрактной системы в сфере закупок — деятельность госзаказчика при проведении торгов должна осуществляться квалифицированными специалистами.
Минэкономразвития и Минобрнауки разработали методические рекомендации по реализации дополнительных программ повышения квалификации в системе госзакупок (Письмо Минэкономразвития № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки № АК-553/06 от 12.03.2015).
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ). А в состав комиссии должны входить те, кто прошел профпереподготовку или повышение квалификации в сфере закупок или обладает специальными знаниями по объекту торгов (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ).
Обеспечение конкуренции
Данный принцип контрактной системы в сфере закупок реализуется путем добросовестной конкуренции по стоимостным критериям и другим — квалификации, качеству, количеству выполненных договоров и так далее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8, всем участникам закупок должны предоставляться равные условия, то есть любое заинтересованное лицо — юридическое или физическое, включая индивидуальных предпринимателей, может стать поставщиком согласно предмету закупки.
Также ко всем участникам выказываются единые требования, перечень которых можно прочесть в статье 31 федерального закона о контрактной системе. К этим требованиям относятся: отсутствие налоговой недоимки, конфликта интересов, административной ответственности в течение двух лет и другие.
Заказчики при выполнении данного принципа должны придерживаться правил описания объекта закупки для обеспечения должного уровня конкуренции:
- не писать товарные знаки или названия фирм;
- не прописывать страну, где производится товар или услуга;
- поставщики должны предоставить новый товар;
- предоставлять в техническом задании чертежи и эскизы, если это предусмотрено в документации и прочие требования.
Этим принципом контрактной системы также предусмотрено сокращение торгов у единственного поставщика и регламентированный годовой объем закупок через запрос котировок.
Сфера действия
В отрасли государственных закупок все участники должны действовать согласно принципам контрактной системы закупок. Это относится и заказчику, и поставщику/подрядчику, и оператору электронной площадки, на которой проходят торги. Также это касается и федеральных контролирующих органов и организаций, которые предоставляют услуги заказчикам по закупкам — помощь в составлении документации и ее размещению.
Данные принципы сопровождают участников закупочных процессов во всех этапах — от формирования и планирования до контроля за исполнением договора, заключенного с поставщиком по результатам закупки. Если данные принципы не соблюдаются, то действия участников будут считаться неправомерными.
Понятие
Система государственных закупок представляет собой регулируемый законодательством процесс, который призван четко регламентировать обязанности сторон и привести к неким стандартам нужды муниципальных и государственных учреждений, которые требуется удовлетворить путем проведения закупочных процедур.
К положительным сторонам контрактной системы обычно относят следующие характерные особенности:
- четкая стандартизация большей части номенклатуры товаров, услуг и работ, планируемых к закупке. Это обеспечивает достаточный уровень единства и общности закупочных позиций и значительно упрощает процессы контроля и приемки;
- открытая конкуренция среди участников тендеров, основанная на принципах профессиональной квалификации и предоставления рыночных условий поставки запланированных позиций;
- прозрачность контрактной системы, обеспеченная современными средствами электронного взаимодействия. Каждый участник процесса может отрыто получать информацию о ходе процедуры;
- законодательное регулирование и налаженные схемы решения наиболее часто возникающих трудностей и проблем. Закупки по 44-ФЗ имеют четкую регламентацию допустимых и недопустимых форм взаимодействия участников.
Однако в данной системе есть и свои недостатки:
- невысокая скорость проведения закупочных процедур и довольно большой уровень бюрократии, которым приходится платить за прозрачность и регулируемость системы;
- множество рабочих нюансов, которые приводят к сложности процесса для начинающих поставщиков и подрядчиков. Различные правила и условия взаимодействия устанавливают порядок, но требуют значительных усилий для начала работы;
- открытая конкуренция, особенно в некоторых сферах закупок, вроде строительной отрасли, зачастую является формальной, поскольку заказчики отдают предпочтения одним и тем же поставщикам, не нарушая при этом положений федерального закона.
Преимущества и недостатки
К плюсам сотрудничества с муниципальными заказчиками относят:
- Невысокий риск того, что организация не оплатит покупку или допустит просрочку, так как бюджетные организации более дисциплинированные и надежные партнеры.
- Улучшение репутации после выполнения контрактов для маленьких организаций повышает шансы на участие в будущих более объемных закупках.
Среди недостатков:
- По заявке обязательно придется предоставить обеспечение.
- Есть риск попасть в РНП только по формальным поводам.
- Потенциальный исполнитель должен соответствовать строгим требованиям.
Законодательство РФ закрепляет за муниципальными заказчиками такие же права и обязанности, как и за остальными. Основное отличие — их закупки финансируются местным бюджетом. Это снижает риски при сотрудничестве с ними, но и повышает требования к исполнителю и поставляемых товарах. Всю информацию о таких учреждениях легко найти в ЕИС.
Основные определения, цели, задачи, принципы контрактной системы. Информационное обеспечение Контрактной системы. Способы закупок для государственных и муниципальных нужд
20 марта 2014 09.00-15.00 (мск)
Программа повышения квалификации по теме «О контрактной системе в сфере закупок».
(2-й из 2-х семинаров 7-го потока программы повышения квалификации). Надежды Борисовны РЫЖОВОЙДарьи Александровны МАТВЕЕВОЙ»Основные определения, цели, задачи, принципы контрактной системы. Информационное обеспечение Контрактной системы. Способы закупок для государственных и муниципальных нужд ».»Энциклопедия решений госзаказ — эффективный инструмент для решения сложных вопросов связанных с закупками».
Запись семинара
Для того, чтобы подать заявку на доступ к записи семинара с участием лектора, отправьте письмо в свободной форме на электронную почту anons-vos@garant.ru.Стоимость данной услуги составляет 2000 рублей (НДС не облагается).
Программа Всероссийского спутникового онлайн-семинара 20.03.2014
(2-й из 2-х семинаров 7-го потока программы повышения квалификации)
- Терминология закона о Контрактной системе
- Участники Контрактной системы
- Особенности закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями.
- Ключевые новации закона о Контрактной системе.
- Информационная среда Контрактной системы.
- Единая информационная система.
- Электронные площадки. Порядок аккредитации участников закупок на электронных площадках.
- Новые способы закупок.
- Основания выбора способа закупок.
- Порядок проведения конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений, закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Сравнение с положениями 94-ФЗ.
Фоторепортаж со Всероссийского спутникового онлайн-семинара 20.03.2014 г.
Выступление Руководителя учебно-методического центра ЗАО »Сбербанк-АСТ» Надежды Борисовны РЫЖОВОЙ и руководителя направления Дирекции по развитию ЗАО »Сбербанк-АСТ» Дарьи Александровны МАТВЕЕВОЙ на тему »Основные определения, цели, задачи, принципы контрактной системы. Информационное обеспечение Контрактной системы. Способы закупок для государственных и муниципальных нужд ». и Менеджера специальных проектов Департамента развития и исследований компании «Гарант» Дмитрия Сергеевича НИКОЛАЕВИЧА на тему: «Энциклопедия решений госзаказ — эффективный инструмент для решения сложных вопросов связанных с закупками».
Руководитель Учебно-методического центра ЗАО «Сбербанк-АСТ», преподаватель кафедры «Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками», Московского финансово — экономического института Рыжова Надежда Борисовна.
Руководитель направления дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ» Матвеева Дарья Александровна.
Какие бывают тендеры
Если государственное учреждение выбирает второй вариант, то здесь также есть свои тонкости и разновидности:
- открытый конкурс — применим, когда важна не только стоимость, но и качество конечных услуг. Предполагает равные открытые условия для всех участников, победителем становится поставщик с наиболее выгодными условиями;
- открытый конкурс с ограниченным участием — предполагает получение доступа определенной категории поставщиков узкой и специфичной специализации;
- открытый двухэтапный конкурс — на первом этапе происходит стандартная процедура подачи заявок от участников, а далее предусмотрен отсев по опыту, квалификации и качеству услуг заявителей;
- закрытый конкурс — здесь заказчик сам определяет круг потенциальных участников. Это применимо, когда речь идет о закупках, в результате которых исполнитель получает доступ к государственной тайне. Такие закупки контролируются ФАС;
- электронный аукцион — самый распространенный вид тендера, в рамках которого проводят до 60 % всех закупок;
- запрос котировок — простая и оперативная процедура. Поставщик единожды предоставляет заявку с указанием стоимости своих услуг. Из всех предоставленных заказчик определяет лучшую;
- запрос предложений — применим в случаях, когда по каким-то причинам не состоялся аукцион или требуется повторный конкурс. Заказчик самостоятельно обращается к исполнителям с просьбой предоставить актуальные цены и другие сведения.
1.1.1 Понятие и основные принципы контрактной системы
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд- это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на следующих принципах:
1. Принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок означают свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе, что обеспечивается путем размещения полной и достоверной информации в единой информационной системе.
2. Принцип обеспечения конкуренции направлен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и означает, что любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок
3. Принцип профессионализма заказчиков предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
4. Принцип стимулирования инноваций является важнейшим принципом, который означает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок играет немаловажную роль в реализации контрактной системы в сфере закупок и основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, а также обеспечивает взаимосогласованное правовое регулирования всей закупочной деятельности, осуществляемой различными отраслями законодательства.
6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок подразумевает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Какие правила закон о контрактной системе госзакупок признает в качестве ее принципов?
На основании положений ст. 6–13 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ контрактная система, трактуемая как совокупность государственных/муниципальных заказчиков, поставщиков и производимых ими в целях обеспечения потребностей заказчиков действий, основана на 7 принципах:
- Открытость и прозрачность сведений о закупках, осуществляемых в рамках контрактной системы. Реализация принципа обеспечивается путем предоставления свободного и бесплатного доступа к полной и достоверной информации о системе закупок, размещенной в единой информационной системе (ЕИС).
- Обеспечение конкуренции между потенциальными исполнителями по контракту с государственным органом или муниципалитетом.
- Привлечение специалистов для работы в Федеральной антимонопольной службе как контролирующем органе, специализированной организации и у заказчика.
- Приоритет покупки инновационной продукции и товаров более высокого уровня сложности.
- Единство контрактной системы, выраженном в едином регулировании и порядке реализации планирования закупок, их осуществления и аудита, контроля и мониторинга в этой сфере.
- Ответственность заказчиков (их должностных лиц) за покрытие нужд, которые нужно было обеспечить.
- Эффективность работы в области планирования и подготовки контрактов и иных этапов осуществления закупок.
Принципы контрактной системы в сфере закупок в большинстве своем понятны и не требуют специальных пояснений, за исключением приоритета покупки высокотехнологичной инновационной продукции (поощрения новшеств), о котором стоит рассказать подробнее.
Относятся ли информационное обеспечение и правила, содержащиеся в законе № 223-ФЗ, к принципам контрактной системы в сфере закупок?
Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ также устанавливает ряд основных правил совершения закупок, предполагающих:
- открытость информации о закупке;
- паритет участников, отсутствие дискриминации или беспричинного ограничения дискриминации по отношению к ним;
- эффективность использования средств заказчиком и сокращение расходов;
- неизменность требований к участникам.
При этом важно понимать, что указанные принципы не могут быть применены для обеспечения нужд государства или муниципальных органов, поскольку закон № 223-ФЗ, хотя и регулирует сходную отрасль, т. е. также устанавливает порядок обеспечения публичных потребностей, отличается процедурой оформления отношений с победителем аукциона, запроса котировок цен или иного способа определения исполнителя
Различается также субъект-заказчик: закон № 223-ФЗ регулирует обеспечение интересов отдельных организаций, к примеру, государственных корпораций.
Информационное же обеспечение, предусмотренное ст. 4 закона № 223-ФЗ, можно применить и к отношениям по обеспечению государственных и муниципальных нужд с помощью закупок. Согласно нормам указанной статьи, информационное обеспечение предполагает раскрытие информации о будущих закупках с помощью размещения в ЕИС, объединяющей приобретение товаров, услуг и работ по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, сведений о планируемых приобретениях. Аналогичное положение содержится в ст. 17 закона № 44-ФЗ.
Итак, контрактный порядок закупок построен на 7 принципах: единстве системы, ответственности заказчиков и их служащих, профессионализме контролирующих органов, специализированных организаций и заказчика, открытости и прозрачности данных, конкуренции исполнителей, стимулировании инноваций, эффективности осуществления закупок. К рассматриваемым отношениям по закупке можно применить предусмотренное ст. 4 закона № 223-ФЗ требование об информационном обеспечении.
Единство контрактной системы
В статье 11 закона о контрактной системе принцип, согласно которому все процессы закупок должны осуществляться в четкой последовательности на всех стадиях закупочных процедур: от планирования закупок и составления графиков на следующий год, до контроля за уже заключенными контрактами.
Также выражение принципа единства представляется через Единый портал закупок — все извещения о закупках сначала публикуются на данном сайте и уже позже интегрируются с торговыми площадками — РТС-тендером, Единой электронной торговой площадкой (Росэлторг) и другими. На данном портале также размещаются торги по 223-ФЗ.
Исполнение принципа единства контрактной системы в сфере закупок осуществляется наличием единого федерального органа, который регулирует сферу закупок — Министерство финансов России.