Сложный маневр

Содержание:

Разворот вне перекрестка

Если копнуть дальше, то встретим еще более интересные требования. Возьмем разворот вне перекрестка.

Разворот вне перекрестка

При развороте вне перекрестка, мы пропускаем только встречные авто. Из попуток мы пропускаем только трамвай. Если радиуса не хватает, то тогда разворачиваемся от правого края, то уступаем дорогу как попутным так и встречным транспортным средствам.

Как так? Столько вариаций. Целый пункт расписывает, что в одном случае уступаем только попутным авто. В другом случае – и попутным и встречным. Даже приводится условие, когда это применяется.

Но ведь вроде бы есть пункт 8.1, который обязывает не создавать помех всем другим участникам. Надеюсь на надо пояснять что по терминологии «не создавать помех» и «уступить дорогу» — это одно и то же. Сомневающиеся – открывают перечень терминов ПДД.

Вопрос:

С какой целью законодатель налепил всякие пункты 13.12, 8.8 и другие, где расписывается что в одних ситуациях нужно уступать дорогу встречным, в других – встречным и попутным, если есть общий пункт 8.1, где должны уступить всем?

Ответ прост. Пункт 8.1 не говорит что надо уступать всем. Если быть точнее, то пункт 8.1. в некоторых ситуациях частично утрачивает свою силу, уступая место иным пунктам.

То есть – он (пункт 8.1) не вездесущ.

Правила дорожного движения обгона

Обгоном считается приближение к транспортному средству сзади, его объезд с опережением по направлению движения. При этом обгоняющий автомобиль выезжает на встречную полосу. Если такого выезда не происходит, то манёвр называется опережением.

Прежде чем выполнять манёвр, водитель должен убедиться в отсутствии помех перед собой и в возможности завершить манёвр безопасно для всех участников дорожного движения.

Ему понадобится убедиться, что:

  • дорога впереди свободна;
  • между ним и обгоняемым транспортом достаточно места, чтобы завершить обгон;
  • он сможет вернуться на свою полосу движения в конце манёвра;
  • никакой другой участник движения не пытается совершить тот же манёвр одновременно с ним;
  • никакой другой автомобиль не подал сигнал о намерении осуществить обгон.

Важно! С точки зрения правил, любой обгон является опережением. Но не каждое опережение будет считаться обгоном

На регулируемом

Регулируемые находятся на самых оживлённых местах пересечения траекторий движения людей и транспорта. Согласно Правилам дорожного движения выполнение обгона на таком перекрёстке запрещено. И это вполне логично. Учитывая количество участников движения, вам просто не хватит места, чтобы завершить манёвр безопасно.

На нерегулируемом

Нерегулируемые, чаще всего встречаются в спальных районах, в мало оживлённых местах. Их много в небольших городах и посёлках городского типа.

Важно! Проявляйте особое внимание к велосипедистам. Они движутся на слишком близком расстоянии от автомобиля (1 м) и могут появиться на перекрёстке почти внезапно, создавая опасную для водителя ситуацию

Здесь обгон разрешается и регулируется рядом правил:

  • На таком перекрёстке пересекаются неравнозначные между собой дороги. Манёвр разрешён только тому автомобилю, который движется по главной. Транспорту, который движется по второстепенной трассе обгон запрещён.
  • Наличие запрещающих знаков и линии дорожной разметки. Если есть знак, который запрещает обгон, то манёвр невозможен. К запрещающим можно отнести не только прямой запрет, но и указание на зону плохой видимости, крутой поворот, ж/д переезд, наличие пешеходного перехода.

Обратите внимание на работу светофора. Если он установлен, но всё время мигает жёлтым или не работает совсем, то такой перекрёсток будет считаться нерегулируемым

Особенности обгона на перекрёстке по главной дороге

Для того, чтобы правильно осуществить манёвр нужно включить поворотник, сигнализируя о начале обгона, начать разгон и объезд впереди идущего транспорта, выехать на встречную полосу и, продолжая ускорение, перестроиться на свою, завершая манёвр.
ПДД для осуществления обгона на главной дороге нерегулируемого перекрёстка те же, что и при любом виде обгона.

Знаете ли вы? Наибольший в мире пробег автомобиля составляет 2 850 000 миль (4 586 630,4 км). Это эквивалентно 100 проездам по окружности Земли.

Убедитесь, что:

  • другой водитель не начал тот же манёвр;
  • вы находитесь на главной;
  • вам достаточно места, чтобы безопасно завершить его;
  • отсутствуют знаки или разметка, запрещающие манёвр.

Основная проблема на нерегулируемых перекрёстках без знаков и разметки состоит в определении главной дороги. Она может отличаться более качественным покрытием. Если вы не уверены в правильности выбора, просто осуществите манёвр после того, как проедете перекрёсток.

Знаки

Перед выполнением любого маневра, в том числе и поворота налево следует убедиться в отсутствии запрещающих знаков.

Так, левый поворот запрещается, если перед перекрестком установлен один из следующих знаков:

  • поворот налево запрещен (3.18.2). Действие данного знака распространяется исключительно на тот перекресток, перед которым он установлен и не распространяется на транспортные средства, перевозящие пассажиров, которые осуществляют движение по заданному городскими властями маршруту;

Следует помнить, что указанные знаки не запрещают выполнение маневра «разворот», а только ограничивают возможность поворота налево.

Вероятные аварийные ситуации и как их избежать

Внимательно следить за пешеходами и их передвижениями.

При завершении маневра водитель всегда должен их пропустить, даже если отсутствует разметка пешеходного перехода.

Двигаясь за поворачивающим налево автомобилем, будьте особенно внимательны – он закрывает обзор, и за ним может внезапно оказаться человек.

Включенный поворотник у встречного или попутного автомобиля не всегда означает готовность совершить маневр. Возможно, водитель позабыл его отключить или виновна неисправность. Поворачиваем после того, как точно стало известно направление движения этого автомобиля.

Не пытайтесь проскочить поворот вторым или третьим рядом с одной полосы движения. Такое встречается часто на загруженных перекрестках, но запрещено правилами и небезопасно.

У большегрузных машин и длинномеров радиус разворота больше и есть вероятность заноса задней выступающей части. Это необходимо учитывать, совершая с ними маневр в попутном или встречном направлении.

Всегда при повороте налево пользуйтесь принципом – не начинайте маневр, если видимость недостаточна или участок дороги занят другими автомобилями.

Дорогие читатели! Наша статья могла устареть.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справаИли звоните по телефонам:

Это быстро и бесплатно!

Когда разворот либо левый поворот не разрешены?

Знак «Поворот налево запрещён» не разрешает поворот влево. Но разворот допустим.

Особенность этого знака — он не регламентирует движение маршрутного транспорта, и влияет только на первое из пересечений проезжих частей.

Знак «разворот запрещён» устанавливает запрет разворота на данном перекрёстке. Требования знака также не относятся к маршрутным транспортным средствам. «Разворот запрещён» действует на весь перекрёсток. Обычно его устанавливают на перекрёстках, где разворот может представлять опасность для транспорта, движущегося с других направлений, или для передвижения пешеходов.

Знаки, обозначающие позволенное направление движения, к примеру «движение прямо», «направо» — не допускают повороты влево и разворот.

Если на перекрёстке есть знак, предупреждающий о выезде на одностороннюю дорогу, и стрелка указывает направо, то влево поворачивать нельзя.

В какую полосу можно повернуть

Поворот налево может быть осуществлен с выездом на любою полосу движения попутного направления, то есть водитель транспортного средства по своему усмотрению может занять крайнее правое, крайнее левое или среднее положение на проезжей части.

При выборе полос следует руководствоваться следующими аспектами:

  • при любом перестроении и маневрировании водитель не должен создавать помех другим участникам движения;
  • при наличии свободных полос нужное положение определяется исходя из дальнейшего маршрута следования. Например, если после поворота водитель намерен остановиться, то рекомендуется занимать сразу крайнее правое положение, из которого дальнейшее маневрирование будет легче.

Что надо знать велосипедисту перед выполнением манёвра

В идеале, конечно, нужно знать полностью ПДД, выучить дорожные знаки, ориентироваться в разметке. Если есть время и средства, можно получить водительские права категории A. Это не слишком дорого, в то же время при обучении в автошколе приобретаются необходимые знания. Но даже преподаватели автошкол часто заблуждаются — к примеру, многие из них уверены до сих пор, что велосипедист должен ехать только по тротуару. Это не так, на тротуаре велосипедист не только чаще всего является нарушителем, но и источник гораздо большей опасности, чем на дороге. Не говоря уже о том, что двигаться по тротуару бывает невозможно из-за отсутствия нормальных съездов и состояния дороги.

На самом деле ПДД для них почти те же, что и для мопеда с объёмом двигателя до 50 кубиков, за исключением дополнительных возможностей, предоставленных велосипедистам и описанным в разделе 24, так что права категории А будут полезны.Итак, перечень обязательных необходимых знаний:

  1. Знание дорожных знаков;
  2. Знание дорожной разметки;
  3. Знание сигналов светофора и регулировщика — сигналов регулировщика подавляющее большинство велосипедистов не знают;
  4. Знание ПДД в объёме разделов 8, 9, 13, 18 и 24.

Последние разделы нужно выучить наизусть, уметь пересказывать, знать их смысл — выучить так, чтобы можно было легко определить правильность выполнения манёвра. Далее будет рассмотрен вариант выполнения манёвра, когда отсутствуют на дороге какие-либо дорожные знаки, а есть только дорожная разметка. Это самый простой вариант, все остальные варианты проезда с учётом дорожных знаков будут лишь усложнением этого манёвра.

Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке

Довольно типичная ситуация, схема ДТП при которой выглядит следующим образом:

Кто здесь виноват, очевидно не всем! Увы, но многие водители пытаются увидеть здесь правило помехи справа, следуя которому, синий обязан уступить дорогу красному. На самом же деле здесь действует пункт 8.5 (8.7 при наличии «иных причин») для красного.

Красному в данной ситуации будет выписан штраф за то, что тот не занял крайнее положение перед поворотом налево. Это же станет причиной ДТП. Наличие или отсутствие светофора роли не играет.

Если нет полос

Тогда нужно просто занять крайнее левое положение. Напомним, что по ПДД при наличии двустороннего движения и отсутствии разметки дорога делится пополам. Следовательно, вам необходимо встать так, чтобы окажись кто-либо левее вас, он был бы уже на встречном направлении.

Вот неочевидная ситуация ДТП, когда водитель не занял крайнее левое положение перед поворотом в отсутствие полос для движения.

А если с левой полосы можно налево?

Но вышеприведённая схема организации дорожного движения бывает редко. Чаще всего установлены знаки движения по полосам или аналогичная разметка. Если из правой полосы повернуть налево запрещено ПДД, то здесь всё понятно. Но что, если можно, вот так:

Здесь ситуация уже более спорная – с одной стороны, нигде ничего в Правилах не указывает, что знаки особых предписаний отменяют действие пункта 8.5, обязывающее занять крайнее левое положение. С другой, оба транспортных средства совершают поворот по разрешённой траектории.

И здесь есть 2 лагеря сторонников противоположных мнений (в их числе и инспекторы ГИБДД, проводящие разборы ДТП):

  • первые утрвеждают, что знаки движения по полосам нисколько не отменяют предписание пункта 8.5 ПДД занять крайнее левое положение перед поворотом,
  • вторые – что оба автомобиля движутся по разрешённой для каждого траектории и ничего не нарушают, а, значит, для водителя синей машины здесь действует правило помехи справа (пункт 8.9).

Соответственно и судебная практика 2021 года пестрит прямо противоположными решениями при таких ДТП с поворотом налево по разным рядам на перекрёстке. Поэтому, если такая авария произошла и в вашем случае, то здесь какой инспектор или судья попадутся.

Аналогичная ситуация происходит и при других схемах движения:

  • если полос больше 2,
  • если это односторонняя дорога.

Если поворот всем авто разрешён только налево

Здесь ситуация аналогична самой первой – то, что на данном участке дороги поворот вообще разрешён только налево, ещё не означает, что не нужно соблюдать тот же пункт 8.5 Правил. Виноват будет водитель красного автомобиля.

Как правильно поворачивать налево на перекрестке?

Правила дорожного движения позволяют выбрать любую траекторию движения в пределах пересечения проезжих частей.

Разберемся с тем, как выбрать оптимальную траекторию при повороте налево. Для этого нужно рассмотреть 2 ситуации:

  • Транспортные средства со встречного направления не поворачивают налево (им горит запрещающий сигнал светофора, поворот налево для них запрещен знаком или просто нет желающих повернуть).
  • Встречные автомобили поворачивают налево.

Встречные автомобили не поворачивают налево

В этом случае ничто не мешает Вам проехать по перекрестку прямо и остановиться напротив необходимой полосы движения. Как только появится возможность для поворота налево, нужно повернуть налево и покинуть перекресток.

Такая траектория решает одновременно несколько проблем:

  • автомобиль не мешает проезжать встречным машинам, т.к. находится на «попутной» стороне перекрестка;
  • при выезде с пересечения проезжих частей машина случайно не заедет на встречную;
  • если одновременно с Вами решит повернуть еще один автомобиль, то он всегда окажется слева, т.е. уступать ему не придется.

Встречные автомобили поворачивают налево

Не существует единых правил разъезда на перекрестке при повороте налево. Разъезжаться со встречными можно как левыми, так и правыми бортами:

На практике выбор схемы разъезда зависит от конфигурации перекрестка. При этом чаще используется разъезд правыми бортами, т.к. автомобили не мешают друг-другу.

Примечание. На перекрестке с разделительной полосой следует разъезжаться левыми бортами, т.к. в противном случае при выезде с пересечения проезжих частей Ваш автомобиль окажется на встречной полосе, а это запрещено правилами.

Какой поворот опаснее – левый или правый

Для едущих по однополосной дороге левый поворот, пожалуй, опаснее, ведь для его выполнения надо пересечь путь следования встречных авто, а правый этого не требует. То есть в первом случае более вероятно столкновение.

На многополосной дороге определенную проблему и при повороте влево, и вправо создает необходимость перестроения в крайний ряд. Но после его выполнения первый опять потребует выезда в центр перекрестка и пересечения встречной полосы, иногда нескольких. А с правым поворотом все проще: при его осуществлении из верного положения на пути не должны оказаться другие авто.

Штраф за нарушение

Наказание за неверное выполнение левого поворота может налагаться по нескольким статьям КоАП:

Статья Суть нарушения Наказание
Ч.1 12.12 Проехал на красный свет светофора 1000 р.
Ч.1 ст.12.13 Выехал на перекресток при заторе на нем 1000 р.
Ч.2 ст.12.13 При выполнении поворота не уступить ТС, имеющему приоритет 1000 р.
Ч.1 ст.12.14 Не зажег поворотник 500 р.
Ч.1.1 ст.12.14 Повернул не из крайнего левого положения 500 р.
Ч.4 ст.12.15 При выполнении маневра выехал на встречный ряд 5000 р. штрафа или лишение ВУ на 4-6 месяцев
Ч.2 ст.12.16 Повернул влево, несмотря на запрещающие знаки или непрерывную разметку 1000-1500 р.

Выполнять маневр проще на свободной однополосной дороге или на участке со светофором. И начинающим автомобилистам иногда выгоднее увеличить путь, но проехать прямо через сложный перекресток, чтобы свернуть влево в более спокойном месте. С опытом и лучшим пониманием процесса вождения, необходимости контролировать дорогу буквально на 360 градусов придет и умение чисто, безопасно менять направление следования.

Как пересекать трамвайные пути при повороте налево

Движение автомобиля влево с переездом трамвайного полотна может происходить следующим образом:

Совершая выезд на рельсы, после чего происходит завершение манёвра, т. е. разворот или поворот, при этом порядок действий водителя аналогичен.
Без пересечения рельсового покрытия, когда левый поворот происходит из того ряда, где находился водитель во время движения в основном потоке.
Повернуть можно, только убедившись в отсутствии знаков или дорожной разметки, запрещающих совершать такие манёвры.

На перекрёстке

Если речь идёт о регулируемом пересечении дорог, то есть в наличии имеется светофор или регулировщик, следует, прежде всего, обратить внимание:

  • на знаки над проезжей частью или на её обочине, и разметку на дорожном покрытии, запрещающие совершать задуманное перемещение;
  • на наличие знаков, указывающих порядок выполнения манёвра (5.15.1 и 2): следует ли его совершать с выездом на рельсовое покрытие или только с той полосы движения, где авто двигалось в основном автомобильном потоке.

Поворот необходимо выполнить следующим образом:

Убедиться в том, что транспортное средство не создаст преград для курсирования общественного транспорта.
Совершить перестроение, включив сигнал поворотника.
Дождаться разрешающего сигнала светофора или регулировщика.
Пропустить авто, движущееся в направлении прямо и направо, а также трамвай, совершающий движение в любых направлениях на разрешающий сигнал.
Закончить поворот.

При наличии знака «Стоп» или стоп-линии на дорожной разметке, водитель обязуется совершить остановку в указанном месте.

Рекомендуем к прочтению:

  • Трамвай на дороге: когда он имеет преимущество, правила разъезда
  • Знак «Направление главной дороги»: повороты, перекрёстки
  • Выезд на встречные трамвайные пути — чем ситуация грозит автомобилисту
  • Правила движения по автомагистрали в РФ

Совершение поворота на нерегулируемом перекрёстке, то есть на таком, где отсутствует регулировщик или не работает светофор, следует выполнять аналогично описанному выше порядку, учитывая необходимость определить, является ли дорога, по которой движется автомобилист, главной, второстепенной или равнозначной, поскольку тогда движение будет осуществляться следующим образом:

  • поворот с главной дороги необходимо совершить, пропустив встречный транспорт и трамвай, передвигающийся в направлении прямо и направо, по главной дороге;
  • поворот со второстепенной — осуществляется после того, как водитель уступил право проезда всем транспортным средствам на главной дороге, а также машинам на второстепенной дороге, совершающим движение в направлении прямо и направо, а также трамваю;
  • находясь на пересечении равнозначных дорог, водитель предпринимает действия согласно правилу «помеха справа», осуществляя выезд на перекрёсток, уступив право движения транспорту справа, и трамваю в любом направлении.

Выезд на перекрёсток рекомендуется совершать под прямым углом (90˚)

Вне перекрёстка

Находясь на дороге, вне пересечения улиц, переезд рельсового покрытия для поворота налево можно совершать в установленном порядке:

  • рельсы расположены слева от водителя и железнодорожное полотно не возвышается над основной проезжей частью;
  • в поле видимости нет трамвая и авто, выехав на рельсы, не преградит путь общественному транспорту;
  • запретить манёвр могут установленные знаки, которые обязывают водителя совершать поворот исключительно с указанных на них полос движения автотранспорта;
  • водитель может совершить поворот, пропустив как встречный транспорт по той дороге, куда он собирается повернуть, так и трамвай, двигающийся в попутном с ним направлении.

Знаете ли вы? Протяжённость самого длинного трамвайного маршрута составляет почти 100 км. Этот беспересадочный транспорт в Бельгии останавливается на 60 остановках.

Разрешающие и запрещающие знаки

Разворот и движение задним ходом запрещено на следующих участках дороги даже при отсутствии знаков:

  • пешеходный переход;

  • железнодорожные переезды;

  • тоннели;

  • мосты, путепроводы, эстакады;

  • остановки общественного транспорта;

  • на участках дороги, обозначенных знаком “Автомагистраль”;

  • на участках дороги со сплошной линией;

  • на участка дороги, где видимость не превышает 100 метров;

  • перекрестки (касается разворота с движением задним ходом).

Дорожный знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» запрещает поворачивать налево. Разворот при этом разрешен. Действует дорожный знак только до первого перекрестка, если иное не предусмотрено знаками. С этим знаком возникают вопросы на участках дорог с двойным пересечение. В этом случае поворот запрещен только на первом пересечении, если знак установлен перед ним. Пример на картинке. 

Источник изображения: wp.com

Перед вторым пересечением знак отсутствует, поворачивать можно. Если же знак установлен перед вторым пересечением, то поворот разрешен на первом перекрестке.

Знак 3.19 запрещает разворот на данном участке дороги. Поворот налево разрешен. Этот знак может устанавливаться перед перекрестком, съездом с дороги и на трассе. 

Источник изображения: pdd.ua

Для новичков: нельзя разворачиваться через правую сторону ни при каких обстоятельствах, даже на пустой дороге и при отсутствии знаков. Это грубейшая ошибка, подразумевающая выезд на встречную полосу. При развороте вы должны оставаться на своей полосе, а после разворота занять противоположную полосу, которая для вас перестанет быть встречной.

Разворот направо разрешен только на перекрестке, но в данном случае водитель придерживается попутной полосы движения и не нарушает правила.

Знак 4.1.3 разрешает поворот налево и разворот. Движение прямо и направо запрещены.  Это знак разрешает движение только в одну сторону. Знак 6.3.1 определяет место для разворота. Но поворачивать налево в данном случае нельзя.

Знак 5.7.1 разрешает поворот направо, разворот направо и движение прямо. Запрещен поворот налево и разворот налево. Знак 5.7.2 действует по аналогии с ним, только дорога с односторонним движением разрешает разворот и поворот налево. Знак 4.1.4 разрешает левый поворот и разворот.

И помните, что разворот и поворот возможны только при условии, что вы убедились в безопасности выполнения маневра.

Заключение

Надеемся, что данная статья поможет разобраться со знаками на дороге и убережёт от штрафа. Подведём основные итоги статьи:

Красный — запрет того действия, которое на нём. Если запрещён поворот — не факт, что нельзя развернуться. Тем не менее, если рядом будет знак, который запрещает именно разворот ситуация изменится в корне;

синие запрещают больше, чем красные. Если знак предполагает движение вперед, он запрещает практически любые другие действия;

чтобы не перепутать поворот и разворот, нужно чаще смотреть на эти знаки и запоминать их предназначение, иначе легко попасть на штраф за нарушение ПДД.

Водите аккуратно и будьте внимательны. Не все, что происходит на дороге зависит от водителя, но если все, без исключения, водители будут соблюдать правила, это позволит значительно снизить риск ДТП и обезопасит всех участников движения.

Иногда вот забываешь, разрешает ли знак, разрешающий поворот налево, делать разворот.

Допустим, вы едете, вам надо развернуться, вы видите предписывающий знак налево, а на другой стороне улицы полицейские, и вы думаете можно ли вам разворачиваться или нет. Вы ссыте призадумались.

Курсивом я буду обозначать цитаты из ПДД РФ

“Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.”

Но только, если они на крайней полосе.

“Знаки, разрешающие поворот налево, разрешают и разворот”

ничего особо не написано, но раз их два, то запрет поворота налево не запрещает разворот, и запрет разворота не запрещает поворот налево.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector