Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав детей

Функции органов опеки и попечительства

Орган опеки наделен уникальными полномочиями, выполнять которые другие структуры не вправе. Ни одна из организаций не может изъять несовершеннолетнего при обнаружении достаточных оснований для этого, такое действие будет расценено как превышение полномочий.

Но деятельность ООП не сводится к применению наказания, она подразумевает, прежде всего, выявление ситуаций, в которых права людей с ограниченными возможностями нарушаются. Кроме этого, работники службы должны прилагать максимум усилий для стабилизации ситуации и ее постепенного улучшения, если такая возможность существует.

Функции органов опеки сводятся к следующим базовым направлениям:

  • Обнаружение нарушения прав несовершеннолетних в части лишения их защиты со стороны родителей.
  • Учет детей, оставшихся без попечения родителей и актуализации сведения в базах данных.
  • Определение несовершеннолетних в специальные учреждения или поиск для них опекунов, попечителей¸ усыновителей.
  • Разрешение семейных споров и конфликтов.

На этом список полномочий ООП не заканчивается, в него входят и иные действия, направленные на защиту интересов и прав детей и недееспособных взрослых.

Полномочия

Государственные полномочия опекунских органов состоят в работе, которая взаимосвязана с оказанием подопечным или попечителям помощи в обретении соц. услуг гражданами пожилого возраста и детьми, мед. помощи.

В полномочия опекунского органа причисляется взаимодействие с иными органами исполнительной власти регионов России: местным самоуправлением, больницами, образовательными организациями. Также представленное подразделение работает с другими учреждениями, работа которых связывается с детьми-сиротами и малышами, остающиеся без попечения родственников в рамках закона России.

В полномочия опекунских органов включается:

  1. Защита интересов по закону и прав лиц, которые хотят установить над ними попечительство или опекунство.
  2. Защита интересов людей, находящихся под опекой или попечительством.
  3. Надзор за работой попечителей и опекунов, организаций, в которых располагаются частично или полностью недееспособные лица.

Также представители опекунских советов будут контролировать сохранение собственности и управление собственностью тех лиц, которые располагаются под попечительством, патронажем, опекой или помещаются под надзор в больницы района, образовательные организации, включая другие учреждения, которые предназначены для малышей-сирот, а также детей, остающихся без попечительства родственников.

Обязанности

Главными обязанностями опекунских органов по отношению к детям считаются:

  • Осуществление действий работников ООП только в соответствии с законодательством.
  • Выявление прав малышей, которые не достигли возраста 18 лет, как основных сфер работы.
  • Отслеживание уровня жизни людей младше 18 лет у их официальных попечителей.
  • Предоставление жилища сиротам, оказание помощи психолога и больницы, предоставление услуг по реабилитации.
  • Учет мнения малыша, когда ему больше 14 лет.

В ситуации перемены подопечным постоянного места проживания, организация по опеке должна:

  1. Передать полномочия по попечению опекунскому органу по соответствующему субъекту.
  2. Отправлять в попечительскую организацию региона определенное ходатайство на протяжении 3 суток с момента переезда несовершеннолетнего лица.
  3. Передать лично дело официанта определенной организации.

В обязанности опекунских органов также включается контроль полной сохранности собственности подопечных до достижения такими возраста 18 лет.

Статья 6. Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об опеке и попечительстве»

1.Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

1.1.Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. (часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 107-ФЗ)

1.2.Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2.В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3.Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4.Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5.Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. (часть 5 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Как осуществляется защита прав несовершеннолетнего ребенка?

В защите прав ребенка принимают активное участие органы опеки и попечительства и правоохранительные органы. Если интересы детей и родителей расходятся, то в ситуацию вмешиваются ООП. Они реагируют на обращение и проверяют достоверность представленных третьим лицом сведений. В случаях жестокого обращения с ребенком или нарушений его половой неприкосновенности ООП передают информацию в правоохранительные органы и комиссию по делам несовершеннолетних. Неправомерные действия по отношению к малышу влекут за собой не только лишение родительских прав, но и уголовную ответственность.

В органы опеки______________________________________

проживающего/-ей по адресу____________________________

Паспорт__________________ (серия, номер, кем и когда выдан)

Заявление на опекунство над ребенком

Я,_________________________________________________________________________(Ф. И. О. полностью) ________года рождения, прошу дать мне заключение о возможности быть опекуном___________________ _____________________________________________________________________________(Ф. И. О. ребенка).

Я работаю_____________________________________________________________________________________

Далее, нужно описать место трудовой деятельности: постоянная она или временная, находится на производстве, в офисе или еще где-то, режим работы, как далеко от дома расположена, бывают ли длительные командировки. Если заявитель уже получает пенсию, нужно отметить вид пенсионного обеспечения, какие имеются льготы. Если заявитель временно не работает, нужно указать причины этого и источник существования.

Проживаю в___________________________________________________________________________________

Нужно кратко охарактеризовать жилье: постоянное или временное, отдельное или коммунальное; количество общей и жилой площади, сколько комнат; кому принадлежит — оно может быть ведомственным, муниципальным, приватизированным или частной собственностью.

Вместе со мной проживают______________________________________________________________________

Необходимо указать всех людей, проживающих с заявителем и кем они друг другу приходятся. Отдельно уточняется, есть ли среди них несовершеннолетние, пенсионеры, недееспособные, инвалиды, люди, лишенные родительских прав.

Здесь заявитель вправе написать все, что может помочь ему убедить органы опеки в том, что он будет хорошим опекуном — опыт работы с детьми, основное и дополнительное образование, награды и регалии, поддержка родственников и т. д.

Дата___________________________________(подпись заявителя)_____________________________________

Супруг/-га, остальные совместно проживающие члены семьи (если они имеются) не возражает/-ют против принятия ребенка под опеку.

Дата___________________________________

____________________________________________________________________________(Ф. И. О. супруга/-ги)

_________________________________________________________(подписи супруга/-ги, других членов семьи)

Временная опека по инициативе родителей допустима при следующих обстоятельствах:

  • если они надолго уезжают в другую страну для работы, учебы или ухода за больным родственником;
  • при работе вахтовым методом и регулярном отсутствии дома;
  • если родителя в неполной семье надолго госпитализируют.

Принудительная временная опека необходима, когда родителей ограничивают в правах, если один из родителей в неполной семье попадает в места лишения свободы. При неожиданной смерти родителей ребенок считается сиротой.

После поступления информации о подобном случае в органы опеки, они должны в трехдневный срок решить вопрос о месте пребывания ребенка. Предпочтение отдается поиску возможных опекунов среди ближайших родственников.

Процедура временного опекунства проходит по упрощенной схеме и занимает от трех дней до недели. В акте о предварительной опеке обязательно должно быть указано, на какой срок оформлено попечительство. Если это делается по заявлению родителей, то сроки определяют они сами.

Органы опеки и попечительства на протяжении всего времени контролируют действия опекуна.

Права несовершеннолетних детей

К основным правам детей в семействе стоит отнести:

  • Проживание в родной семье и благополучие, способствующее развитию личности ребенка.
  • Проживание с родителями в одном месте до 14-ти лет.
  • Получение собственного имени, которое предоставляют родители по обоюдному согласию, отчество и фамилию от папы или мамы.
  • Открытое выражение личной позиции по любой проблематике и вопросам, которые касаются его интересов и воспитания.
  • Поддержание взаимоотношений и связи с каждым близким родственником, как со стороны мамы, так и стороны отца.
  • Защита личных прав всеми законными методами.
  • Обладание личными доходами.

Основания для установления опеки и попечительства

Установление опеки возможно над детьми в возрасте до 14 лет, недееспособными взрослыми гражданами. Одновременно должно быть обеспечено доверительное управление их имуществом, а также активами иждивенцев опекаемых. Попечительство как формы социальной работы устанавливается над гражданами в возрасте 14-18 лет, лицами, ограниченными в дееспособности из-за употребления наркотиков, злоупотребления спиртного и азартными играми. Попечительство также может быть установлено над гражданами, которые, будучи дееспособными, не могут заботиться о себе самостоятельно, и нуждаются в патронаже. Недееспособность, в том числе в силу малолетнего возраста, предполагает, что гражданин не в состоянии приобретать права и обязанности, установленные гражданско-правовым законодательством и нормами иных отраслей права.

Ограниченная дееспособность позволяет быть субъектами сделки, но только с согласия попечителя. Ограниченно дееспособные граждане могут нести ответственность за последствия своих действий, в том числе по возмещению ущерба потерпевшим. Признать человека недееспособным можно в принудительном порядке. Для этого необходима подача заявления. Процедура лишения дееспособности реализуема в случае, когда будут доказаны факты психического расстройства, в силу которых человек не понимает последствия своих юридически значимых действий. Недееспособный гражданин не вправе совершать никаких сделок с имуществом, за исключением мелких финансовых операций малозначительного характера – например, покупка штучных продуктов, мелких бытовых вещей.

Выявлением душевнобольных граждан занимаются отделы здравоохранения в местных администрациях. Инициировать разбирательство в суде может родственник недееспособного человека или представители службы опеки. Признать человека недееспособным нужно еще до установления опеки. Заявитель также может предложить свою кандидатуру в качестве опекуна. Служба опеки также вправе, после вынесения судом решения, направить гражданина на лечение и реабилитацию в психоневрологическое учреждение.

Комментарий специалиста

Платонов Александр

Юрист

При необходимости ухода за опекаемым человеком в стационаре функции опекуна выполняет сотрудник медицинской организации. Органы опеки после помещения граждан в стационар освобождает прежнего опекуна от своих обязанностей. Аналогичное правило касается детей, в случае, когда опекун не справляется со своими обязанностями, злоупотребляет правами, не представляет отчет о расходовании средств, выделенных на каждого ребенка.

Чем занимается отдел опеки

Граждан, которые испытывают потребность в дополнительной поддержке, интересует, какими нормами руководствуются работники отдела, и каких мер стоит ожидать в ответ на обращение.

Есть четкое определение сущности, чем занимаются органы опеки. Согласно ФЗ №48 от 24.04.2008 года (ст.

  1. Поиск и ведение учета граждан, которым требуется посторонняя поддержка.
  2. Взаимодействие с судебной инстанцией при решении вопроса об установлении недееспособности или ограниченной дееспособности, либо прекращении такого статуса.
  3. Согласование опекунства и передача подопечных достойным претендентам.
  4. Надзор за работой опекуна и условиями жизни переданных подопечных.
  5. Прекращение статуса опекуна или попечителя, если будут установлены основания считать, что они не справились с обязательствами.
  6. Согласование сделок, в которые вовлечены опекуны и их опекаемые. Без письменного разрешения со стороны надзорной структуры любая сделка по отчуждению имущества подопечных будет признана недействительной.
  7. Передача в доверительное управление собственности опекаемых согласно ст. 38 ГК РФ.
  8. Выступление перед инстанциями в интересах несовершеннолетних, когда опекун или попечитель, в силу обстоятельств, не вправе исполнять эти функции. Аналогично организовано участие работников ООП при представлении и защите интересов недееспособных граждан.
  9. Решение вопроса о допустимости отдельного проживания опекаемых от своих представителей (на основании ст. 36 ГК РФ).
  10. Проверка условия проживания детей, следить за выполнением обязательных мероприятий и устройства жизни в семье согласно установленным нормам.
  11. Помощь в реализации прав и льгот, положенных по закону.

То или иное решение ООП, при несогласии заинтересованных лиц, подлежит оспариванию в судебном порядке.

Полномочия и права

Поскольку органы опеки и попечительства являются ветвью исполнительной власти, им отведен ряд полномочий, а также прав, дающих возможность полноценно выполнять свои функции.

Полномочия их нацелены на социальный контроль работы попечителей или опекунов, а также на их отношения с лицами, взятыми под опеку.

Отдел по опеке и попечительству, куда обращаются граждане, может представлять интересы тех лиц, которые имеют недостаточную дееспособность или вообще лишены ее, а также несовершеннолетних детей, лишившихся родительской поддержки. Органы опеки и попечительства занимаются представительством тогда, когда их опекуны совершают поступки, противоречащие закону или интересам подопечных.

Такое противоречие может проявляться как в социальном, так и физическом спектре. Также представительство осуществляется для защиты имущественных интересов. А если сами чиновники нарушают закон, то следует сообщать об этом в департамент или другие органы.

Полномочия, которые возложены на отдел опеки и попечительства, предусматривают также контролирование деятельности попечителей определенного сектора. Сотрудники имеют право придти к ним домой, проверить условия, в которых живут подопечные.

Они могут проверить состояние их здоровья или проконтролировать имущественные интересы, посетив опекунов с инспекциями. Данные полномочия касаются не только частных лиц, оформивших опекунство, но специализированных учреждений, в чьих стенах обитают подопечные. Это могут быть:

  • госпитали;
  • психлечебницы;
  • дома для престарелых лиц и так далее.

В права органов входит право обращаться в суды с исками. Это могут быть заявления о лишении дееспособности полностью или частично. Если существуют обстоятельства, которые отменяют ограничение дееспособности лица, то иск судье подают именно сотрудники этих органов.

Отдел опеки и попечительства может заключить договор на управление по доверенности собственностью и недвижимостью лиц, находящихся под социальной опекой. Сотрудники отдела дают разрешение на действия с этим имуществом или запрещают их проведение. Многочисленные полномочия органов опеки и попечительства обозначены именно тем, что орган опеки и попечительства принимает решение по оформлению опеки.

Орган опеки и попечительства также может лишить опекунов их прав, лишить родительских прав биологических родителей ребенка, если его жизни или здоровью грозит опасность. Сотрудники органов, собрав комитет, также определяют, может ли лицо воспитывать ребенка, ухаживать за недееспособным человеком или нет.

Порядок оформления и нюансы процедуры

Куда обращаться

По вопросам установления добровольной опеки обращаться стоит в органы опеки и попечительства по месту жительства будущего опекуна (попечителя) или ребенка. Если такой орган отсутствует на данной местности, его заменяют муниципальные органы, обладающими такими правами.

Органы опеки не только оформляют всю процедуру, но и в последующем являются контролирующими органами.

Порядок действия и сроки

Стороны должны подать заявление и пакет документов в органы опеки на назначение опекуна.  В заявлении указывается конкретное лицо, которое согласно осуществлять заботу и уход за их детьми.

С этого момента в течение 1 месяца опекуна должны проверить все документы и назначить на эту обязанность при отсутствии негативных факторов.

Родители и опекун заключают между собой договор, который также подается вместе с заявлением в органы опеки. В договоре должны быть заранее оговорены суммы, которые причитаются опекуну, а какие суммы будут направляться на ребенка: на питание, обучение, покупку одежды и прочих вещей.

Добровольная опека не снимается с родителей никаких обязанностей по содержанию своего ребенка. Опекун лишь на определенное время несет ответственность за жизнь и здоровье маленького человека.

Необходимые документы

При установлении временной опеки родители могут подать в орган опеки полный пакет документов:

  • заявление от родителей, желающих отдать свое чадо под временную опеку,
  • договор, заключенный между родителями (единственным родителем) и кандидатов в опекуны с указанием всех важных условий,
  • паспорта всех сторон, СНИЛС,
  • если есть, свидетельство о браке,
  • документ с работы кандидата в опекуны с указанием должности и зарплаты за последний отчетный период,
  • справка из информационного отдела полиции о том, что у опекуна не судимости и преследований,
  • справка о состоянии здоровья и отсутствии психических заболеваний,
  • справка из БТИ о наличии собственной жилплощади, позволяющей взять под опеку, а также перечень лиц, проживающих вместе с опекуном,
  • автобиография, документ характеризующий не только материально-правовую сторону кандидата, но и уровень социального развития, образования, интересов — все то положительное, чему он может обучить маленького подопечного.

Возможные причины отказа

Опека по заявлению родителей не всегда может быть основана на необходимости родителей по уважительным причинам оставить детей на попечение других лиц.

Нередко нерадивые родители пытаются оформить такую временную опеку над своими детьми, чтобы снять с себя ответственность за воспитание на определенное время ввиду своих неблагополучных семейных обстоятельств. В таких случаях органы опеки внимательно проверяют поданные заявки, на сколько уважительные причины, условия проживания ребенка у кровных родителей, занятия родителей.

При обнаружении злоупотребления (пьянство, наркомания, азартные игры и прочие десоциальные поведения) органы опеки потребуют разъяснения у родителей и с большой вероятностью откажут в просьбе такой опеки. Также их могут лишить родительских прав, а ребенка передать под опекунство других лиц или на усыновление.

Осуществление контроля над опекуном

Органы опеки заинтересованы в здоровье, безопасности и хорошей жизни подопечных детей, поэтому они имеют право проводить как плановые, так и внеплановые проверки уровня жизни ребенка у опекунов. Органы опеки могут прийти без предупреждения.

Будут проверять ребенка на внешний вид, в какой чистоте он проживает, как питается (наличие продуктов в холодильнике), есть ли у него свое рабочее место, спальное место. С ним могут побеседовать.  Особо внимательно будут проверять семьи, на которых поступали обращения о соседей с жалобами и заявлениями на плохое обращение с детьми, также от медицинских учреждений или педагогов.

Если ребенок старше 16 лет проверка будет осуществлять по месту его фактического проживания. Обеспечение достойных условий проживания подростка является также обязанностью опекающего гражданина (ст. 36 ГК РФ).

Если планируется переезд ребенка, орган опеки должен быть об этом оповещен, поскольку в течение трех дней специалисты выезжают на обязательную проверку условий проживания на новой территории.

По исходу проверок специалисты составляют специальный документ — акт проверки условий жизни опекаемого ребенка.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что установление попечительства и опеки, подбор формы устройства лиц, которые нуждаются в поддержке и попечительстве, является обязанностью органа исполнительной власти.

Благодаря институту опеки и попечительства государство защищает и личные, и имущественные права граждан, которые не способны это выполнять самостоятельно. Также данные службы помогают устраивать детей в семью на воспитание. Нормы, которые направлены на достижение полноценного ухода за детьми, включены в Гражданский Кодекс РФ. Нормы, связанные с обеспечением воспитания несовершеннолетних, зафиксированы в Семейном кодексе РФ.

В виде социальной поддержки попечительство и опека представляют собой универсальную форму временного индивидуального устройства. Она способствует следующим факторам:

  • регулировке норм разной отраслевой принадлежности;
  • выполнению попечителем (опекуном) фактических и юридических действий в интересах опекаемого лица;
  • опека или попечительство выполняется при материальной поддержке государства

В качестве основания для установления попечительства (опеки) над несовершеннолетними лицами выступает факт смерти родителей либо утраты ими родительских прав. В некоторых случаях родители сами обращаются в органы опеки, чтобы над их детьми установили попечительство. Например, основанием является вынужденная длительная командировка, в которую нельзя взять ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector